Анализ работы надомного обучения
статья на тему
С целью удовлетворения потребности в получении бесплатного и качественного образования всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, основываясь на законодательство РФ, регламентирующее предоставление возможности обучаться индивидуально на дому детям, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать образовательное учреждение, в МБОУ «СОШ №1 города Анадыря» организовано индивидуальное обучение на дому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_nadomnogo_obucheniya.docx | 42.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Анадыря»
СПРАВКА
анализ работы
МБОУ «СОШ №1 города Анадыря»
в рамках индивидуального обучения на дому
в 1 четверти 2014 – 2015 учебного года
Дата: «15», ноября 2014 года
Объект проверки: журналы надомного обучения, заключения ПМПк, медицинские справки, заявления родителей (законных представителей), заявления учащихся и т.д.
Цель проверки: соблюдение законодательства в области образования и доступности образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому.
С целью удовлетворения потребности в получении бесплатного и качественного образования всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, основываясь на законодательство РФ, регламентирующее предоставление возможности обучаться индивидуально на дому детям, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать образовательное учреждение, в МБОУ «СОШ №1 города Анадыря»
организовано индивидуальное обучение на дому.
Деятельность в рамках надомного обучения в МБОУ «СОШ №1 города Анадыря»
условно можно разделить
на два основных блока:
1) образовательная деятельность
2) ПМП сопровождение ребенка «надомника» и его семьи;
1. Образовательная деятельность
Образовательное пространство надомного обучения в МБОУ «СОШ №1 города Анадыря»
охватывает детей с ОВЗ с семилетнего возраста до 18 лет, также совершеннолетних учащихся, не освоивших основные образовательные программы основного общего образования.
В 1 четверти 2014-2015 учебного года в МБОУ «СОШ №1 города Анадыря»
на надомном обучении по медицинским показателям находится 17 учащихся. Из них: 8 учащихся – начальная школа, 6 человек – учащиеся 5-8 классов, 3 человека – выпускники 9-х классов.
Статистика количественного состава детей,
обучающихся индивидуально на дому, за 3 года
Из диаграммы видно, что количество детей, обучающихся индивидуально на дому, из года в год остается неизменным.
Содержание образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которым по состоянию здоровья ВКК было рекомендовано индивидуальное обучение на дому, в МБОУ «СОШ №1 города Анадыря» определяется индивидуально-ориентированными образовательными программами, разрабатываемыми педагогами надомного обучения на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII (VIII) вида, общеобразовательных программ, методических рекомендаций и индивидуальных образовательных программ для детей с глубокой степенью умственной отсталости и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития и возможностей ребенка, сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания.
Все программы содержат пояснительную записку, в которой указываются индивидуальные особенности ребёнка и раскрываются основные принципы построения программного материала с учётом этих особенностей. В содержательной части предусмотрен определённый минимум знаний и практических умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения, а также разработаны индивидуальные для каждого ребенка критерии оценивания уровня освоения образовательных программ, результативности их учебной деятельности.
В 2014 – 2015 учебном году в зависимости от направлений образовательных
маршрутов, рекомендованных городской ПМПК Администрации ГО Анадырь и конкретных возможностей детей, обучающихся индивидуально на дому в МБОУ «СОШ №1 города Анадыря»
реализуются следующие
виды образовательных программ:
- программы специального (коррекционного) образования VII вида;
- программы специального (коррекционного) образования VIII вида;
- программы специального (коррекционного) образования VIII вида для детей с
глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта;
- программы специального (коррекционного) образования VIII вида для детей с
глубокой умственной отсталостью (социально-педагогической направленности).
В целом, по уровню содержания академического компонента все индивидуально-ориентированные программы условно можно разделить на 3 группы:
1. Содержание академического компонента сопоставимо по уровню с образованием здоровых сверстников, но с более пролонгированными календарными сроками для освоения материала.
2. Академический компонент редуцирован за счёт расширения области развития жизненной компетенции. Программный материал в этом случае соответствует содержанию образовательных программ С(К)ОУ VIII вида, но предполагает исключение отдельных тем вообще в силу индивидуальных возможностей ребёнка.
3. Максимальное углубление в область развития жизненной компетенции при значительном ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования. Данный вариант предусматривает выработку строго индивидуальных требований к уровню образования и индивидуально дозированное и планомерное расширение жизненного опыта ребёнка и его повседневных контактов в доступных для него пределах.
Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Статистика количественного состава детей,
обучающихся c использованием дистанционных образовательных технологий, за 3 года
Дистанционное обучение позволяет приобрести как дополнительные знания
по предмету, так и повысить их уровень. Оно облегчает процесс обучения с бытовой
точки зрения и является комфортной в психологическом плане.
Необходимыми условиями осуществления дистанционного обучения являются наличие выхода в Интернет и электронной почты у учителя и учащегося, владение основными пользовательскими навыками при работе с компьютером, а также разработанный комплекс программ, в соответствии с которым и будет, осуществляется дистанционное обучение.
Основной формой данного процесса является общение учителя и учащихся
посредством электронной почты или в режиме он-лайн.
В 1 четверти 2014-2015 учебного года не в полном объеме было реализовано дистанционное обучение ученика 9-го класса Губанова Никиты, в связи с переездом ученика в ГБУ «АОПНИ» (08.10.2014г.). Возникла проблема адаптации в новых условиях проживания и режима медицинского учреждения. В связи с чем, дистанционное обучение было приостановлено. В период каникул заместителем директора по УВР Ушановой И.Н., психологом ГУ «ЧОКЦСОН» был проведен мониторинг готовности обучения на базе ГБУ «АОПНИ». Таким образом, во 2 четверти для Губанова Никиты будет возобновлено дистанционное обучение.
2. ПМП сопровождение «надомника» и его семьи
Дети, обучающиеся индивидуально на дому, - это группа детей, которая требует особо пристального внимания со стороны службы сопровождения.
Как уже отмечалось выше, в МБОУ «СОШ №1 города Анадыря» процент детей,
обучающихся на дому растет (на сегодняшний день он составляет 1% от общего количества обучающихся). Но на ряду, с увеличением количества детей, которые по медицинским показаниям не могут обучаться по традиционной классно-урочной системе, растет доля детей, которые не могут овладеть даже самым минимумом материала общеобразовательных предметов, который предлагается для освоения программами С(К)ОУ VIII вида В.В. Воронковой, И.М. Бгажноковой, Т.В. Алышевой поэтому педагоги, работающие с такими детьми
постоянно находятся в поиске ответа на вопрос «как и чему обучать детей со
сложными дефектами».
Не смотря на то, что в МБОУ «СОШ №1 города Анадыря» организация индивидуального обучения на дому предоставляет возможность детям заниматься с учителем в учебных классах школы, продолжает оставаться актуальной и очень острой проблема, которая заключается в
нарушении связи ребенка с ограниченными возможностями здоровья с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей.
Значительное увеличение количества детей с тяжёлыми и множественными
нарушениями, в силу своих психологических и физиологических особенностей оказавшихся неспособными усваивать ни одну из предлагаемых специальных (коррекционных) образовательных программ, вынужденная социальная депривация рассматриваемой категории детей поставило перед образовательным учреждением первоочередную задачу выбора индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения таких детей.
Обозначенные проблемы делают очевидной необходимость организации
комплексной помощи таким детям и их семьям, а так же сами собой вырисовываются и цели комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей, обучающихся индивидуально на дому:
- обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического
- сопровождения детей с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей,
- состояния соматического, нервно-психического здоровья
- создание комплексной системы психолого-педагогических условий,
- способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в
социуме
- помощь семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья, находящимся
на домашнем обучении.
Для реализации поставленных целей все специалисты ПМПк совместно работают
над решением следующих задач:
- Выявление резервных возможностей развития ребенка и на этой базе определение
перспективных направлений коррекционно-развивающей работы
- Определение характера, продолжительности и эффективности специальной
(коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в школе возможностей
- Разработка и реализация индивидуально-ориентированных образовательных
маршрутов с их обязательным психологическим обеспечением (виды программ)
- Оказание психолого-логопедической помощи и поддержки ребенку и родителям.
- Систематическое отслеживание результативности сопроводительной работы
(психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития
- в процессе школьного обучения) и своевременная корректировка перспективных
планов
- Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка,
динамику его состояния, уровень школьной успешности.
- Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры)
учащихся, родителей, педагогов.
С обучающимися на надомной форме обучения в рамках сопровождения проводятся индивидуальные коррекционные занятия с психологом, учителем-логопедом и социальным педагогом. Так же проходят индивидуальные консультации с родителями, даются соответствующие рекомендации. Так в серьезной помощи на сегодняшний день нуждаются 2 учащихся надомного обучения: Холоденин Павел, Черер Ангелина. Для них организованы не только коррекционные занятия, но и осуществляется наблюдение и лечение на базе ГБУЗ «Чукотская окружная больница» ОПНДИ. Но, несмотря на рекомендации медицинских работников и руководителя надомного обучения только Черер Ангелина проходит лечение на базе лечебного учреждения. Родители Холоденина Павла так и не обратились за помощью в медицинскую организацию. У ученика явно выражено агрессивное поведение, нарушение восприятия правильности отношений в обществе.
На протяжении всего периода работы с ребенком осуществляется промежуточный и итоговый мониторинг результативности выбранного маршрута сопровождения, а также своевременная корректировка перспективных планов. Так, например, с 1 сентября 2014 -2015 учебного года, а также в 2013-2014 учебном году таким учащимся как, Снытко Денис, Черникова Сабрина, Долганов Макар неоднократно изменяли образовательный маршрут (корректировка учебного плана) на основании медицинских показаний или в целях дифференциации и социализации.
Работа по сопровождению ребенка, обучающегося индивидуально на дому
ведется до достижения стабильной положительной динамики (часто, все 9 лет до
конца обучения в школе).
Таким образом, можно сформулировать следующие задачи, которые планируется
решать в 2014 – 2015учебном году в рамках индивидуального обучения на дому:
1. Формирование особой качественно отличающейся образовательной среды индивидуального надомного обучения, в которой будут обеспечены благоприятные условия эффективного полисубъектного взаимодействия, способствующего сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности учащихся с ОВЗ.
2. Дальнейшее развитие и совершенствование комплекса методов психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса индивидуального обучения на дому.
3. Разработка и внедрение авторских развивающих и психокоррекционных программ, а также инновационных учебных программ и календарно-тематического планирования по всем дисциплинам индивидуальных учебных планов.
4. Создание условий эффективной адаптации и социализации учащихся с нарушениями здоровья не только в рамках образовательной среды, но и за ее пределами.
5. Активное включение родителей в образовательный процесс
6. Формирование системы методической поддержки, повышения квалификации и переподготовки педагогов в области новых информационных технологий.
Исполнитель: заместитель директора по УВР ____________________/И.Н. Ушанова/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка рабочей программы по алгебре и началам анализа для надомного обучения 11 класс.
Рабочая программа для надомного обучения по алгебре и началам анализа .11 класс....
ИКТ в работе педагога-психолога в школе надомного обучения.
Растущее применение компьютеров во всех сферах человеческой деятельности, развитие сетевых технологий, порождает новые проблемы и дает импульс к развитию новых областей исследования....
Обобщение опыта работы. Игровые технологии как средство формирования общеучебных умений и навыков на уроках надомного обучения в коррекционной школе.
Любая игра — одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соот...
Обобщение опыта работы. Применение информационно-компьютерных технологий как эффективное средство коррекционно-развивающей работы учителя надомного обучения
В данное время происходит переосмысление коррекционно-развивающей работы в свете новых федеральных государственных требований. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный ...
Презентация "Работа с детьми в условиях надомного обучения"
Презентация на тему: "Работа с детьми в условиях надомного обучения" (коррекционная педагогика)...
Контрольная работа ( для детей, находящихся на надомном обучении по состоянию здоровья)
Данная контрольная работа адаптированна для детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья....
Конспект урока на тему: "Механическая работа. Мощность" 7 класс (надомное обучение)
На данном уроке мы рассмотрим две физические величины: механическую работу и мощность. Узнаем, от чего зависит тот факт, что работа бывает положительной, отрицательной и равной нулю, а также покажем, ...