Современный урок и требования к нему
методическая разработка по теме
Урок был исследован достаточно основательно, глубоко. И все же, что такое современный урок? И каким он должен быть? Почему современный урок является одним из условий предоставления эффективного и качественного образования. Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. В результате понятие современного урока получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску. Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современный урок и ФГОС ООО | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный урок и требования к нему
« Урок –это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства ,
показатель его кругозора. эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 –19 века в трудах Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Классно-урочная система, первоначально разработанна и описанна Яном Амосом Коменским (1592 – 1670, чешский мыслитель-гуманист, педагог) в его книге «Великая дидактика». Дальнейшее развитие классического учения об уроке в отечественной педагогике осуществил Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870). Он научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и разработал типологию уроков. А. Дистервег (1790-1866, немецкий педагог-демократ) обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.
Наиболее фундаментальное исследование урока было проведено М. И. Махмутовым в его монографии «Современный урок».
Интересен и глубок подход Ю. А. Конаржевского к структуре урока в его работе «Анализ урока». Автор рассматривает такие понятия, как генетическая «клеточка» урока, макроструктура и микроструктура урока.
Хочется отдельно сказать и о работе Н. Е. Щурковой «Когда урок воспитывает». Н. Е. Щуркова рассматривает возможности нравственного воспитания школьников непосредственно на уроке, в процессе обучения. Особое внимание уделяет раскрытию нравственного потенциала урока, анализу взаимоотношений учителя и учащихся, путям воздействия на становление нравственности школьников.
Итак, урок был исследован достаточно основательно, глубоко. И все же, что такое современный урок? И каким он должен быть? Почему современный урок является одним из условий предоставления эффективного и качественного образования.
Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. В результате понятие современного урока получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску.
Урок это основная форма организации учебно-воспитательного процесса.
- Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течении точно установленного времени руководит познавательной коллективной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А. А. Бударному).
- Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени .
- Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса .
- Урок - форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения; составная часть процесса обучения .
Обратимся теперь к определению понятия «современный урок».
В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:
- Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
- На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
- На уроке реализуются идеи гуманизации образования.
- На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
- Организация урока динамична и вариативна.
- На уроке используются современные педагогические технологии.
Рождение любого урока начинается с определения цели урока.
Общая цель урока (триединая цель урока) конкретизируется в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.
Цели современного урока могут быть представлены двумя видами:
- цели деятельности учителя;
- цели деятельности учащихся.
К цели предъявляются следующие требования:
- цель должна быть конкретна;
- четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;
- цели конкретизируется в задачах
Что представляют собой задачи урока?
-совокупность последовательных действий (операций). Задачу можно рассматривать в качестве средства достижения цели.
Структура (этапы) современного урока.
Структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок).
Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение. От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике.
Современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития.
Максимальный набор этапов урока:
- – организационный этап;
- – этап проверки домашнего задания;
- – этап актуализации субъективного опыта учащихся;
- – этап изучения новых знаний и способов деятельности;
- – этап первичной проверки понимания изученного;
- – этап закрепления изученного;
- – этап применения изученного;
- – этап обобщения и систематизации;
- – этап контроля и самоконтроля;
- – этап коррекции;
- – этап информации о домашнем задании;
- – этап подведения итогов учебного занятия;
- – рефлексия.
Введение рефлексии обусловлено ее важностью именно с точки зрения построения личностно-ориентированного урока, поскольку она является одним из важнейших механизмов саморазвития личности.
Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания проявляется в обращении сознания на самого себя.
Рефлексия учебной деятельности – способность школьника к оценке собственной учебной деятельности.
Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения: Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
1.гуманно-личностная технология, личностно-ориентированное развивающее обучение;
2. игровые технологии, технология обучения на основе опорных конспектов, метод проектного обучения;
3. технологии дифференцированного обучения;
4.Здоровьесберегающие технологии;
5. ИКТ –технологии;
6. Кейс – технологии.
Типология современного урока.
В настоящее время чаще всего в теории и практике встречается классификация уроков по основной образовательной цели (дидактической цели):
- комбинированный урок;
- урок усвоения новых знаний учащимися;
- урок закрепления изучаемого материала;
- урок повторения;
- урок систематизации и обобщения нового материала;
- урок проверки и оценки знаний (типология уроков Ю. А. Конаржевского).
Нетрадиционные формы организации урока:
урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок-консультация, урок-зачет, урок с дидактической игрой, урок-ролевая игра, урок-экскурсия, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-деловая игра, интегрированный урок, театрализованный урок, урок с использованием современных педагогических технологии.
ФГОС включают в себя иные типы уроков:
- Урок первичного предъявления новых знаний
- Урок формирования первоначальных предметных умений
- Урок применения предметных умений
- Урок обобщения и систематизации
- Урок повторения
- Контрольный урок
- Коррекционный урок
- Комбинированный урок
- Учебная экскурсия
- Урок решения практических, проектных задач
Требования к современному уроку.
Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого конкретизируем всевозможные требования к уроку в три группы: образовательные требования, воспитательные и развивающие требования.
Образовательные требования.
- Целенаправлен
- Рационален
- Обоснованный выбор средств, методов и приемов, ориентированных на обучение, развивающее личность:
- использование современных технологий обучения;
- рациональное использование уроков традиционных и нетрадиционных форм;
- творческая основа конструирования структуры урока.
Воспитательные требования.
- - формирование научного мировоззрения, любви к родине, высших
- моральных качеств, трудолюбия;
- - формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения
- с жизнью;
- - формирование активного отношения к жизни;
- - формирование высокой гражданственности.
Развивающие требования.
- Развитие умений творческого характера .
- Развитие речи, развитие мышления, развитие памяти, развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы, развитие познавательного интереса и любознательности.
- Формирование и развитие у учащихся системы не только специальных предметных, но и общеучебных умений и навыков.
- Изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Так что же для нас современный урок ?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом урока. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н.Рыленков)
Рефлексия: на листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
- большой –для меня это важно и интересно …
- указательный- я получил конкретные рекомендации…
- средний- мне было трудно ( не понравилось)…
- безымянный –моя оценка психологической атмосферы…
- мизинец- для меня было недостаточно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок «Зимние народные праздники» в цикле «Образы русской культуры». Требования к современному уроку и его характеристики.
Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г. В 1995 году авторский коллектив был награжден Диплом...
Современный урок и требования к нему.Синягина М.Е., учитель географии школы №148.
Современный урок в представлении педагогов, учащихся, родителей, администрации школы? Можно долго спорить каким он должен быть. Несомненно одно, он должен быть одухотворённым личностью учи...
Современный урок: требования, технологии, результаты.
Современный урок: требования, технологии, результаты....
Требования к современному уроку: причины потери времени на уроке, проектирование современного урока в реализации ФГОС. Матричное оценивание деятельности учителя как способ профессионального развития педагога.
Методические материалы круглого стола. Взаимодействие с коллегами....
Сертификат участника Всероссийской педагогической онлайн-конференции: «Современный урок: требования, технологии, анализ»
Сертификат участника Всероссийской педагогической онлайн-конференции: «Современный урок: требования, технологии, анализ»...
Доклад - презентация "Современный урок. Требования к современному уроку"
Работа в виде красочной презентации. Доклад, кототрый был сделан на районное методобъединение учителей физики о современном уроке и требовании к современному уроку. Доклад о том, что урок должен...
Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток
Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Марина,спасибо за
Марина,спасибо за предоставленную работу. В работе для меня пригодится.