СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvovanie_upravleniya_kachestvom_obrazovatelnogo_protsessa.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Задача совершенствования управления качеством образовательного процесса в учреждениях СПО при-обрела актуальный характер, стала ключевой в плане успешного решения практически всех существующих образовательных проблем.
Проведенное нами исследование свидетельствует, что в настоящее время все большее число руководителей ссузов (более 70% от числа опрошенных) задумы¬вается об эффективности своей работы, об изменении системы управления качеством образовательного процесса. Для этого существует множество объективных причин: возникновение рынка образовательных услуг; обострение конкуренции; меняющиеся потребности рынка труда; глобализация и интернационализация рынка среднего профессионального образования; вы¬ход на этот рынок иностранных поставщиков образовательных услуге отлаженным качеством управления; предложение новых форм и технологий управления качеством образовательного процесса в условиях по¬вышения его эффективности.
При этом директора ссузов четко осознают, что в конкурентной борьбе выигрывают учебные заведения, ориентирующиеся на потребителя и предлагающие современное качественное техническое образование, которое можно обеспечить только с помощью отла¬женной модели управления, способствующей удовлет¬ворению требований внутренних и внешних потреби¬телей: абитуриентов, студентов, родителей, руковод¬ства и сотрудников, государства в целом. В докладе министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко на расширенной коллегии Минобрнауки «О реализации приоритетных национальных проектов в сфере обра-зования» (11.10.2005 г.) подчеркнута важность наличия у образовательных учреждений стратегической про¬граммы развития.
Под совершенствованием управления качеством образовательного процесса мы понимаем иннова-ционную деятельность руководящего и преподава-тельского состава, сотрудников и студентов ссузов. ориентированную на потребности государства, об-щества, граждан и работодателей, направленную на достижение нового качества профессиональной под-готовки технических специалистов в соответствии с мировыми тенденциями реформирования профес-сионального образования, а также актуальными и перспективными запросами современной образова-тельной политики.
По нашему мнению, наиболее значимыми, суще-ственно влияющими на эффективность управления качеством образовательного процесса являются сле-дующие педагогические условия:
• обновление и корректировка организационных, содержательных и методических составляющих управления качеством образовательного процесса в ссузе;
• повышение мотивации педагогических работ-ников на основе стимулирования самообразовательной деятельности;
• создание личностно ориентированной среды в учебном заведении и комплексный характер ее ресурсного обеспечения;
• мониторинг преодоления ограничений профес-сиональной компетентности на основе самооб-разования субъектов образовательного процесса.
Модернизация управления качеством образова-тельного процесса является основной обязанностью директора и других должностных лиц ссузов. Как пока¬зало проведенное исследование, многие руководители учреждений СПО в целом это понимают, однако при¬держиваются оперативного текущего и повседневного управления, занимающего около 80% времени, уделяя недостаточно внимания стратегическим и организа¬ционным направлениям (около 20% времени). Можно сказать, что руководящий и преподавательский состав вместо стабильной и творческой работы часто пре¬бывает в состояниях аврала, застоя, тушения пожара, текучки и т.п. Стратегическое (перспективное) управ¬ление, по результатам проведенного исследования, предусматривает необходимость отводить примерно 20% рабочего времени на текущее управление, а 80% — на решение плановых и перспективных образователь¬ных задач. В этом случае руководящий и преподава¬тельский состав успешно решает профессиональные задачи, умеет работать творчески и самостоятельно, не прибегая к постоянным совещаниям, планеркам и со¬гласованиям.
Второе условие — повышение мотивации руково-дителя и преподавателей на основе стимулирования самообразовательной деятельности. В соответствии с теоретическими предпосылками можно сделать вы-вод, что решающим условием становления и развития профессионально-педагогической компетентности ру¬ководителя и преподавателей ссузов является мотива¬ция-стремление утвердитьсебя в социуме. Мотивация связана с чувством собственного достоинства, често¬любием, самолюбием. Мотив побуждает к регуляции своего поведения, самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса и, соот¬ветственно, к стимулированию самообразовательной деятельности. Под мотивацией профессионального саморазвития специалиста понимается совокупность всех побуждений и условий, которые детерминируют, направляют и регулируют процесс профессионального саморазвития.
Профессиональное саморазвитие — сознательный, целенаправленный процесс повышения педагогом уровня своей профессиональной компетентности в со¬ответствии с внешними социальными требованиями, условиями педагогического труда и личной программы саморазвития.
Повышение мотивации на основе стимулирования самообразовательной деятельности, по нашему мне-нию, предполагает:
• изучение руководителями и преподавателями нормативных требований;
• изучение государственных образовательных стандартов;
• диагностику профессиональных затруднений;
• разработку единых требований по квалифика-ционным категориям;
• рейтинговую оценку образовательной деятель-ности руководителя и преподавательского со-става;
• индивидуально-дифференцированные меры стимулирования.
Третьим условием управления качеством образо-вательного процесса в ссузе является создание лич-ностно ориентированной среды повышения профес-сиональной компетентности и комплексный характер ее ресурсного обеспечения. Здесь подразумевается со¬вокупность условий, обеспечивающих эффективное повышение профессиональной компетентности пре-подавателей на основе учета их индивидуальных осо¬бенностей.
Наиболее эффективной моделью повышения про-фессиональной компетентности, по нашему мнению, является двухуровневая модель, которая включает в себя два основных звена: внутритехникумовская си-стема повышения квалификации и повышение квали-фикации с отрывом от основой работы.
К наиболее эффективным внутренним формам по-вышения профессиональной компетентности препо-давателей относятся:
• самообразование педагогов;
• взаимопосещение занятий, как рабочих, так и открытых, на которых преподаватели на прак-тике демонстрируют свои педагогические на-ходки, отработанные результативные методиче¬ские приемы работы со студентами;
• занятия школы педагогического мастерства, на которых преподаватели активно обсуждают от¬крытые уроки, обучаются технологии состав¬ления разноуровневых тестов и проведения те¬стирования студентов, совершенствуют навыки работы с учебно-методическими документами и проведения самоанализа педагогической дея¬тельности;
• тематические заседания предметных цикловых комиссий;
• предметные недели цикловых комиссий;
• тематические заседания педсовета.
Сложившаяся схема повышения квалификации
педагогических работников с отрывом от основной работы предполагает, что каждый педагог один раз в пятьлет проходит обучение на курсах повышения ква¬лификации и стажировку по профилю специальности на предприятии.
В повышении квалификации преподавателей реа-лизуется дифференцированный подход, основанный на результатах диагностики и самодиагностики в вы-явлении профессиональных затруднений педагога с
учетом этапа профессионального развития, который осваивается педагогом.
В соответствии с имеющимся уровнем профессио-нальной компетентности преподавателям оказывается консультативная помощь в разработке плана самооб¬разования или программы саморазвития.
Однако следует заметить, что мотивирования и сти¬мулирования профессионального роста педагогов бу¬дет недостаточно, если не организовано ресурсное обе¬спечение образовательной среды — информационное, методическое и материально-техническое.
Информационное обеспечение образовательного процесса включает в себя:
• нормативные документы, в том числе локаль-ные акты образовательного учреждения;
• учебную литературу, в том числе учебники для профессиональной школы по соответствующей дисциплине (специальности);
• научно-методическую литературу, в том числе периодические научно-методические издания;
• доступ к информационным сетям.
Методическое обеспечение реализуется через си-стему коллективных и индивидуальных форм методи-ческой работы. Оно включает:
• заседания педагогических, научно-методичес-ких советов;
• работу экспериментальной площадки, экспери¬ментальных лабораторий, экспериментальных проектов, проблемных микрогрупп;
• работу школы педагогического мастерства, в рамках которой могут функционировать шко-ла начинающего преподавателя, педагогические мастерские, мастер-классы, методические се¬минары, методические дни педмастерства;
• работу информационно-методического центра, библиотеки.
Материально-техническое обеспечение охватывает весь учебно-методический комплекс специальностей и дисциплин, включая компьютерную, множительную, аудио- и видеотехнику, учебно-производственные ла-боратории и мастерские, спортивно-оздоровительный комплекс.
Следующим условием совершенствования управле¬ния качеством образовательного процесса в учрежде¬нии СПО является мониторинг преодоления ограни¬чений профессиональной компетентности на основе саморазвития субъектов образовательного процесса.
Мониторинг представляет собой систему сбо¬ра, обработки, хранения и распространения инфор¬мации об образовательной системе или отдельных ее элементах, а также об удовлетворении образова-тельных потребностей населения, родителей, других сфер жизни общества (культуры, науки, производ-ства, общественно-политической жизни). Он связан со всеми функциями управления, ориентирован на его эффективное информационное обеспечение, по-зволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени.
Мониторинг преодоления ограничений профессио¬нальной компетентности на основе саморазвития субъ¬ектов образовательного процесса организуется на всех уровнях образовательной деятельности и управления соответствующими специалистами и управленчески-ми структурами.
Организационной основой осуществления проце-дуры мониторинга является программа или монито-ринговое задание, определяющие форму, направле-ния, сроки и порядок проведения мониторинга, ответ-ственных исполнителей.
Мониторинг преодоления ограничений профес-сиональной компетентности в ссузах целесообразно осуществлять в двух формах: постоянный (непре-рывный), который осуществляется непрерывно по¬сле постановки задач и создания системы запросов с соответствующей технологией сбора и обработки информации, и периодический — осуществляется периодически в соответствии с программой мони-торинга.
Мониторинг профессионального развития оказы-вает большое влияние на руководителя и педагога. Внешняя информация о сильных и слабых сторонах его деятельности и личности перерастает во внутрен-нюю саморегуляцию.
Анализ накопленного за последние годы в россий-ской средней технической школе опыта, целенаправ-ленная реализация ряда проектов по современным методам совершенствования управления практически всеми направлениями образовательного процесса ссу-зов, соблюдение вышеперечисленных условий создают, по нашему мнению, основу для перехода большинства российских средних специальных учебных заведений на качественно новый уровень.
Литература
1. Управление развитием школы: пособие для ру-ководителя образовательных учреждений / под ред. М.М. Поташника, В.С.Лазарева. М., 1995.
2. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. М., 1995.
3. Сериков Г.Н. Теоретические основы системного управления. Челябинск, 1993.
4. Мухаметзянова Г.В. Приоритетные задачи профессионального образования в современной теории и практике // Среднее профессиональное образование. 2010. № 10.
5. Ряховский А.В. Педагогические условия управ-ленческого содействия в преодолении ограни-чений профессиональной компетентности пре-подавателя // Среднее профессиональное образование. 2008. № 9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Образование взрослых» Тема: Учитель как субъект управления качеством образовательного процесса.
В презентации представлено содержание программы повышения квалификации педагогов ГБОУ школа № 543Московского района. Показано как это можно сделать и что должно получиться....
«Образование взрослых» Тема: Учитель как субъект управления качеством образовательного процесса.
В презентации представлено содержание программы повышения квалификации педагогов ГБОУ школа № 543Московского района. Показано как это можно сделать и что должно получиться....
«Образование взрослых» Тема: Учитель как субъект управления качеством образовательного процесса.
В презентации представлен содержание программы повышения квалификации педагогов ГБОУ школа № 543Московского района. Показано как это можно сделать и что должно получиться....
«Мониторинг как средство управления качеством образовательного процесса в ДДТ «Вдохновение»
Педагогический мониторинг - специально организованное, целевое, системное наблюдение за качеством образования, позволяющее отслеживать как отклонения от заданных параметров, так и уровень удовле...
«Мониторинг как средство управления качеством образовательного процесса в ДДТ «Вдохновение»
Педагогический мониторинг - специально организованное, целевое, системное наблюдение за качеством образования, позволяющее отслеживать как отклонения от заданных параметров, так и уровень удовле...
Управление качеством образовательного процесса
Помощь учащимся в самопознании...
Анализ как средство управления качеством образовательного процесса.
Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России. Кто и как ...