Методическая работа по ФГОС ООО
методическая разработка на тему
Анализ работы на начало учебного года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uud_v_shkole.ppt | 2.87 МБ |
tekhnologicheskaya_karta.docx | 67.38 КБ |
levina_e.yu_.docx | 21.49 КБ |
lyubimova_i.v.docx | 17.31 КБ |
yachevskaya_ya.v.docx | 17.61 КБ |
shcheblykina_o.v.doc | 43 КБ |
shilnikova_a.s.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии стребованиями ФГОС?
Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:
- Определение темы учебного материала.
- Определение дидактической цели темы.
- Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
- Продумывание структуры урока.
- Обеспеченность урока (таблица).
- Отбор содержания учебного материала.
- Выбор методов обучения.
- Выбор форм организации педагогической деятельности
- Оценка знаний, умений и навыков.
- Рефлексия урока.
Карта обеспеченности урока
Раздел (учебный элемент) | Материально-техническое оснащение (количество бумажных источников и компьютеров с необходимым программным обеспечением) | Учитель | Ученики | Время | ||
Используемые бумажные источники | Используемые электронные ресурсы | Используемые бумажные источники | Используемые электронные ресурсы | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При отборе электронно-образовательных ресурсов (далее - ЭОР) к уроку необходимо строго следовать следующим критериям:
• соответствие ЭОР:
- целям и задачам урока;
- основным требованиям к ЭОР (обеспечение всех компонентов образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного (дистанционного) обучения);
- научно-педагогическим требованиям к ЭОР*;
- эргономическим требованиям;
• научность и достоверность предоставленной информации.
Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:
- Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
- Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
- Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
- Сообщение нового материала.
- Решение учебной задачи.
- Усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
- Закрепление изученного материала.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
- Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
- Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Структура технологической карты включает:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- цель освоения учебного содержания;
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредмет-ные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
- основные понятия темы;
- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС;
- определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- системно формировать у учащихся УУД;
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобож
- дает учителя от непродуктивной рутинной работы);
- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
- соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;
- обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:
- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- используются эффективные методы работы с информацией;
- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Примеры шаблонов технологических карт приведены в приложении.
Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.
Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.
Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определенной процедуре.Формулировка задач должна начинаться с глаголов - "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и пр.
Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Технологическая карта -технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Приложение
ШАБЛОНЫ технологических карт урока
Ф. И. О. педагога: .................................
Предмет: ..............................................
Класс: ..................................................
Тип урока: ............................................
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока* | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент |
|
|
|
|
|
Проверка домашнего задания |
|
|
|
|
|
Изучение нового материала |
|
|
|
|
|
Закрепление нового материала |
|
|
|
|
|
Контроль |
|
|
|
|
|
Рефлексия |
|
|
|
|
|
Технологическая карта с методической структурой урока
Дидактическая структура урока | Методическая структура урока | Признаки решения дидактических задач | ||||
Организационный момент | Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности | |
Актуализация знаний |
|
|
|
|
|
|
Сообщение нового материала |
|
|
|
|
|
|
Закрепление изученного материала |
|
|
|
|
|
|
Подведение итогов |
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание |
|
|
|
|
|
|
* Дидактическая структура урока формируется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типа урока. - Примеч. авт.
Деятельность учителя, работающего по ФГОС ООО, значительно отличается от традиционной деятельности.
Деятельность учителя, работающего по ФГОС | |
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
|
таблица (по Л.М. Панчешниковой)
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Модульная технология
Технология мастерских
Кейс – технология
Можно выделить основные критерии анализа урока:
Обучение через открытие.
Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
Развитие личности.
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
Демократичность, открытость.
Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Возможность ученикам в коллективном поиске приходить к открытию .
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
От конспекта урока к технологической карте.
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Структура технологической карты включает:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредмет-ные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
основные понятия темы;
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС;
определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у учащихся УУД;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобож
дает учителя от непродуктивной рутинной работы);
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;
обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
используются эффективные методы работы с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
|
|
| |||
|
| ||||
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Преимущества технологической карты: использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы; освобождается время для творчества учителя; обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса; снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
обеспечивается повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Проектирование современного урока.
«Основа любой технологии – урок. Если мы его хорошо рассчитаем, лучше к нему подготовимся, будем предвидеть результаты и их последствия, то продуктивность возрастет».
Проектирование урока начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет. Результатом этого первого этапа будет определение типа урока.
Из этого будут вытекать цели урока. Постановка целей, в том числе выделение ведущей цели, которая определит всю логику будущего урока, – второй этап проектирования урока.
Планирование результатов обучения – третий этап проектирования урока. Задачи, отвечающие ведущей цели урока – это главные задачи урока.
Далее необходимо принять во внимание, какими представлениями и знаниями ученики уже обладают по изучаемой теме к данному моменту, какими умениями и навыками владеют, какие нормы, смыслы и убеждения у них сформированы. Этот четвертый этап проектирования – определение начальных условий – позволит уточнить систему задач и при необходимости организовать вводное повторение на уроке.
Теперь, исходя из поставленных главных задач, подбирается метод обучения, адекватный этим задачам. Для этого достаточно задать уже известные вопросы, отвечая на которые, надо учесть психологические и социометрические характеристики класса:
нужно ли мне вводное повторение в начале урока; буду ли я сообщать ученикам начальные условия или это целесообразно поручить им самим?
нужно ли явно формулировать промежуточные задачи?
следует ли решения промежуточных задач дать готовыми?
Выбор метода обучения – пятый этап проектирования урока.
Любой метод реализуется в какой-то форме, поэтому шестой этап проектирования урока – отбор подходящей организационной формы обучения. При этом формы и методы независимы. Это значит, что при выборе организационной формы необходимо ориентироваться не на метод, который уже выбран, а на иные параметры. Затем следует ответить на следующие три вопроса:
косвенный или организованный характер будет носить деятельность по воспитанию и развитию?
каким должен быть информационный режим (т.е. как будут меняться во времени информационные потоки)?
обрабатываемая дидактическая единица является укрупненной (т.е. предполагается ли задействование взаимно обратных мыслительных операций) или ограниченной?
Ответы на эти вопросы дают формулу нужной организационной формы обучения.
Разработка структуры урока – это важнейший седьмой этап проектирования. На этом этапе будущий урок оформляется в виде документа – плана или схемы. На восьмом этапе проектируются методы обучения и организационные формы для вспомогательных элементов.
Девятый этап – содержательное наполнение урока. Здесь формируются тексты: что рассказать ученикам, что потребовать изучить самостоятельно, какие задать вопросы, какие задачи предложить на разных этапах деятельности для коллективной, групповой, индивидуальной работы, какие задания дать на длительный срок, как контролировать успешность процесса. Чтобы не загромождать план или схему урока, все эти тексты можно сделать отдельными модулями, на отдельных листах. Их при необходимости можно легко заменить.
Далее следует выяснить, какое материально-техническое обеспечение необходимо, чтобы наиболее эффективно оснастить работу с этими текстами. Во всех случаях в плане или схеме будущего урока надо расставить значки, показывающие время и характер применения выбранных средств. На этом завершается десятый этап проектирования урока – отбор средств обучения.
Одиннадцатый этап – обдумывание организационной схемы урока: кому с кем сидеть, в каких группах работать, когда куда идти, какие задания выполнять и на какие вопросы отвечать.
Аккуратное исполнение этих этапов позволяет учителю спроектировать грамотный, профессиональный, технологичный урок.
Двенадцатый этап – подбор или изобретение подходящих приемов педагогической техники. Они делают урок интересным, увлекательным, помогают поддерживать психологический комфорт и дружественную атмосферу взаимодействия.
Тринадцатый этап связан с имиджем урока. Возможно следует внести изменения в интерьер учебного помещения: переставить мебель, изменить оформление стендов, сделать подсветку и так далее. Не повредит музыка в первые и последние минуты, при самостоятельной работе с материальными объектами. Частью урока является внешний облик учителя – от костюма до выражения лица. Психотехники очень советуют придумать к уроку девиз или эпиграф, переходящие флажки, временно носимые значки или эмблемы.
Конечный результат проектирования урока – это, как говорят, пакет документов: план или схема на одном листе с множеством отсылочных пометок и дополнительные модули, в которые помещено все содержательное наполнение. Маркировка модулей должна соответствовать пометкам на плане или схеме урока, чтобы их поиск в реальном времени не превратился в посмешище. Рекомендуется также к каждому такому пакету прикладывать чистый лист «Заметки», на котором сразу после урока полезно записать появившиеся дельные мысли.
Наиболее эффективные формы, методы, средства обучения на уроках математики в условиях перехода на ФГОС ООО
|
|
|
|
|
|
|
|
В связи с введением ФГОС ООО задача учителя математики состоит в том, чтобы создать условия практического овладения математикой для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения математике.
Для эффективной реализации урочной деятельности при проектировании уроков математики используются такие технологии, как обучение в сотрудничестве, проектная методика , использование новых информационных технологий. Работа на уроках с Интернет-ресурсами наиболее актуальна. Они помогают реализовать системно-деятельностный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.
Внеурочная деятельность.
Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний,
а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний,
научить добывать знания и пользоваться ими.
Константин Кушнер.
Внеурочная работа – естественное продолжение работы на уроке или же, наоборот, подготовка к усвоению нового программного материала. В любом случае она является составной частью учебного процесса, хотя в отдельных своих формах имеет отличные от урока дидактические задачи.
Специфической чертой внеурочной работы по математике, с учетом решаемых в ней дидактических задач, а также возрастных особенностей учащихся, является то, что формы ее организации делятся на постоянные и непостоянные (временные). Исходя из этого, в отличие от традиционного количественного признака при классификации форм обучения (групповые, массовые, индивидуальные, индивидуально-групповые формы), в качестве главного, конститутивного классификационного признака применить временную характеристику форм организации внеурочной работы.
Постоянные формы внеурочной работы имеют систематический характер, хотя и ограничены определенными хронологическими рамками. К постоянным формам относятся, например, математический кружок, творческая группа математиков, научное математическое общество школьников, математическая лаборатория, школа юного математика и др.
Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года – проведению предметной декады (недели), концу четверти, полугодия и т.д. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его. К временным формам относятся, например, математический вечер, математическая олимпиада, математический бой, математический КВН и др. По своей дидактической задаче временные формы имеют приоритетно диагностический характер.
Развитию творческих способностей учащихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях, реализации индивидуальных потребностей и способностей подчинена и внеклассная работа по предмету. Мною разработаны и внедрены в практику преподавания математики
программа факультативных курсов: «Математика вступительных экзаменов», которые являются, на мой взгляд, хорошим дополнением к действующей программе расширенного обучения математике в 10-11 классах, составленной совместно учителями кафедры лицея и преподавателями кафедры математики и физики МичГАУ;
программа элективного курса «Нестандартные методы решения алгебраических уравнений и неравенств».
Их дополняют разовые мероприятия, проводимые в рамках предметной недели. Выпущена «Методическая копилка. Выпуск 2. Методические рекомендации по внеклассной работе (из опыта работы) учителям математики», 2010г.
разработана и апробирована программа курса «Геометрическое черчение» на уроках интегральной учебной дисциплины образовательной области «Технология». Цель программы – формирование и развитие пространственного мышления учащихся на межпредметной основе.
метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся -индивидуальную, парную, групповую, рассчитанную на определенное время. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения (6 класс – геометрия «Девять деревьев сажаем в саду…», «Помогаем МЧС», 10 класс – «Многовариантные геометрические задачи», Геометрия глазами комбинаторики» и др.).
использование игровой технологии, повышающей познавательный интерес к математике, применяю в 5-6 классах, а в 7-9 классах она эффективна только во внеурочное время (игра «Два рояля» - 9 класс, «100 к 1» - 8класс и др.).
участие учащихся в олимпиадах.
группа учащихся 8-9 классов входит лицейское НМО и принимает участие в научно-практических конференциях, проводимых в лицее.
Результат деятельности - выявление одаренных детей с высокой мотивацией изучения математики, целью которых становится поступление в ВУЗы математического профиля. Оценка качества образования проводится через независимую экспертизу (олимпиады, конкурсы, ЕГЭ и др.).
Итак:
Заключение
Так что же означает современный урок ?
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
«Спряжение. Разноспрягаемые глаголы»
учителя русского языка МБОУ БГО СОШ №10 Левиной Елены Юрьевны
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой | 1.Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию. 2.Организация лабораторной работы: класс делится на 4 группы. 3.Каждая группа получает пакет для научного исследования. | Строят учебное сотрудничество со сверстниками и учителем. | Осуществляют самоконтроль. | |
2. Мотивация | Актуализация опорных знаний и способов действия. Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | 1.Игра «Наш этимологический словарь». | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. | Принимают и сохраняют учебную цель. |
3. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | 1.Беседа «Вспоминаем то, что знаем» . 2. Выразительное чтение стихотворения «Очень хочется…» | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы решения. |
4. Моделировани | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | 1.Решение научных задач в группах (исследование слов) Научная задача № 1 - определить спряжение глагола; - провести взаимопроверку | Фиксируют в буквенной форме выделенные связи и отношения. | Во спринимают ответы обучающихся. | Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
5. Конструирование нового способа действия | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Научная задача № 2 1.Вспомните наше стихотворение для анализа: Очень хочется - В чем особенность спряжения этого глагола? Научная задача № 3. - Проспрягать разноспрягаемые глаголы. Научная задача № 4. - Исследовать глагола чтить. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия и формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
6. Переход к этапу решения частных задач Физкультминутка | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | 1.Диктант. 2.Самопроверка. 3.Устная работа. «Корректор» | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию. | Осуществляют самоконтроль, оценка действий партнера |
7. Применение общего способа действия для решения частных задач | Коррекция отработки способа. | 1. Группа практиков выполняют задания «Телешколы» (занятие № 191) 2. Распределительный диктант «Узнай себя». | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
8. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся | 1.Интерактивный тест Дополнительные задания 1. Выступление теоретиков: « Кушать или есть?» 2.Дополнительное задание. «На отлично!»
| Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
9. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности |
- Закончи предложение, выбрав начало фразы. | Анализируют свою работу на уроке. | Рефлексия своих действий | Осуществляют самоконтроль. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по географии в 5 классе «Мировой океан»
учителя географии МБОУ БГО СОШ №10 Любимовой Ираиды Владимировны
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | ||
1.Организационный момент. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию. | Строят учебное сотрудничество со сверстниками и учителем. | Осуществляют самоконтроль. | |
2.Постановка учебных задач. Мотивация. | Видеофрагмент «Мировой океан» ( с музыкальным сопровождением). Во время показа видеофрагмента детям предлагается угадать, о чём пойдёт речь на уроке: «Это неотъемлемая часть существования человечества. В современную эпоху все белые пятна более или менее изучены, но в прошлые века существовало немало загадок, легенд и мифов, связанных с ним. Впрочем, некоторые из них живут и по сей день.» | Учащиеся смотрят фильм. Учащиеся предлагают свои варианты темы урока. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачи. |
3.Совместное исследование проблемы. | Выполните работу в парах.Посмотрите на физическую карту полушарий. Чего больше на нашей планете – суши или воды? Найдите в тексте учебника стр.115 п.2, сколько % приходится на Мировой океан? Какие океаны образуют Мировой океан? | Учащиеся работают в парах с текстом учебника, находят ответы на вопросы. Задания распечатаны на каждую пару. | Осознано строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. |
4. Моделирование. | Работа в группах. Каждой группе даётся задание описать океан по плану. План описания: 1.В каких полушариях расположен? 2.Какие материки омывает? 3.Место по величине среди океанов? 4.Наибольшая глубина, в какой части? | Фиксируют в графические модели и в буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся. | Осуществляют самоконтроль. |
5.Конструирование нового способа действия. Физкультминутка. | Организация учебного исследования. Работа с использованием интернет-ресурсов. Части Мирового океана. Знакомство с понятиями :«море», «залив», «пролив». | Проводят коллективное исследование. Формируют понятие. | Участвуют в обсуждении содержания материала. | Оценка действий партнёра. |
6. Переход к этапу решения частных задач. | Работа с атласом и контурными картами. Найдите и нанесите на к/к проливы и заливы. | Задания с указанием объектов раздаются каждой группе. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию. | Осуществляют самоконтроль. |
7. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Заполните таблицу –« Признаки, характеризующие море, залив, пролив.» Тестирование. | Таблицы для заполнения раздаются каждой группе. | Строят рассуждения. | Самопроверка. Осуществляют пошаговый контроль по результату. |
8. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Учитель выставляет оценки отдельным учащимся за урок и комментирует ответы учащихся. Отмечает учеников, которые: правильно сформулировали тему урока, хорошо работали с текстом, решали задачи, хорошо отвечали на вопросы, делали выводы. | Выполняют работу. Анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий. | Самопроверка. Осуществляют пошаговый контроль по результату. |
9. Информация о домашнем задании. | Содержание текста учебника параграф 23. Творческое задание об особенностях океанов. Презентации. | |||
10. Рефлексия. | Карты самооценки. | Заполнение карт самооценки. | Рефлексия своих действий. | Осуществляют самоконтроль. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по математике в 7 классе «Разложение многочлена на множители
с помощью формул сокращенного умножении»
учителя математики МБОУ БГО СОШ № 10
Ячевской Яны Викторовны
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познава-тельная | Коммуни-кативная | Регуля-тивная | |||
1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей . | Строят учебное сотрудничество со сверстниками и учителем. | Осуществляют самоконтроль. | |
2. Проверка домашнего задания (используется документ-камера ActiView) | Проверить уровень освоения учащимися практической части учебного материала | Контролирует правильность выполнения заданий, организует устранение пробелов в знаниях учащихся | Коррекция ошибок | Осуществляют взаимопроверку | |
3. Интерактивное тестирование ActivExpression | Проверить уровень освоения учащимися теоретической части учебного материала | Контролирует динамику выполнения заданий | |||
4. Актуализация опорных знаний | Создать ситуацию успеха путем проверки владения материалом прошлых уроков | Организовывает работу по актуализации опорных знаний: - Распределите многочлены по способам разложения на множители. В ходе выполнения задания оказались не задействованы два многочлена х²-25 и х²+10х+25. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Предлагают новый способ разложения многочлена на множители | Самоконтроль |
5. Определение совместной цели деятельности | Поиск решения учебной задачи. | Создает проблемную ситуацию С помощью метода побуждающего диалога ребята подмечают, что перед нами формулы сокращенного умножения. И приходят к выводу, что данный многочлен можно разложить на множители с помощью формул сокращенного умножения. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. | Формулируют тему и цель урока | |
6. Изучение нового материала (интерактивная система ActivBoard) | Способствовать развитию умения применять формулы сокращенного умножения при разложении многочленов на множители. | Организует работу учащихся по различным способам разложения многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения.
| Фиксируют способы разложения | Воспринимают ответы обучающихся. | Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
7. Первичное применение знаний | Установить правильность применения различных способов применения формул сокращенного умножения при разложении многочленов на множители и убедиться в понимании изучаемого материала. | Организует работу.
| Осуществляют работу по выполнению заданий | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль. |
8. Контроль и самопроверка | Первичный контроль | Диагностическая работа, оценивает выполнение каждой операции. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой | Осуществляют работу по проверке выполненных заданий | Учатся формулировать собственное мнение и позицию. | Осуществляют самоконтроль |
9. Подведение итогов. Информация о домашнем задании | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Подводят итог урока Записывают домашнее задание | Рефлексия своих действий | Осуществляют самоконтроль. | |
10.Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Карты самооценки. | Заполнение карт самооценки. | Рефлексия своих действий | Осуществляют самоконтроль. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по искусству в 9 классе
учителя искусства МБОУ БГО СОШ № 10
Щеблыкиной Ольги Владимировны
Тема: «Из истории кино (Н.Н.Рыбников)»
Цель: расширить кругозор учащихся, поддерживать их интерес к изучению экранного искусства.
Задачи:
Образовательные: познакомить с Н.Н.Рыбниковым, актером, родившимся в городе Борисоглебске; способствовать изучению истории своего города.
Воспитательные: воспитать любовь к родному городу.
Развивающие: способствовать развитию навыков поиска и анализа информации;
развивать умение давать оценку историческим событиям; способствовать формированию личностного отношения к происходящему.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы: беседа, дискуссия, работа с наглядным материалом.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбуки.
Технологическая карта фрагмента урока по искусству в 9 классе
учителя искусства МБОУ БГО СОШ № 10 Щеблыкиной Ольги Владимировны
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Организационный момент | Создание положительного эмоционального настроя в классе | Приветствует учеников. | Учебное сотрудничество со сверстниками и учителем. | ||
2. Постановка учебных задач. Мотивация. | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Актуализация опорных знаний. | 1.Учитель задает вопрос: «Определите период кинематографа, о котором пойдет речь на уроке». Учитель демонстрирует зрительный ряд и координирует деятельность учащихся. 2.Учитель: « Назовите имя актера?». Учитель показывает фотографию актера. | Поиск и выделение необходимой информации. | Полилог учащихся. Слушают учителя и вступают в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачи. |
3. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | 1.Организовывает самостоятельную работу учащихся. 2. Учитель задает вопросы по прочитанному тексту. 3.Учитель организует совместный просмотр эпизода из фильма «Высота». 4.Учитель ведет беседу, по эпизоду фильма. | Работают с сайтом «Википедия», знакомятся с биографией актера. Умение работать с текстом. Сопоставление фильма с историческими событиями, происходящими в стране. | Беседа по прочитанному тексту. Умение полно и ясно выражать свои мысли. Обсуждение фильма. | Развивать мотивы и интересы. |
4. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Творческое домашнее задание. | Изучение истории родного города. | ||
5.Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Просит составить синквейн «Советское кино» | Анализ проделанной работы, полученных знаний и умений. | Оценка своих действий. | Осмысленное действие. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по английскому языку в 4 классе
«Неопределенные местоимения SOME / ANY»
учителя английского языка МБОУ БГО СОШ №10 Шильниковой Анны Сергеевны
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Строят учебное сотрудничество со сверстниками и учителем. | Осуществляют самоконтроль. | |
2. Постановка учебных задач. Мотивация. | Актуализация опорных знаний и способов действия. Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | 1.Организовывает выполнение разминочного упражнения, позволяющего активизировать внимание, слух, языковые умения и навыки (упражнение с обучающей компьютерной программой к учебному курсу). 2.Проверка д/з у трех рабочих групп (Чигорак, Борисоглебск, Семилуки). 3.Организовывает плавный переход к новой теме (тема сформулирована с пропуском слов) и выполнение упражнения, позволяющего учащимся самостоятельно заполнить пропуски. | 1.Выполняют разминочное упражнение. 2.Демонстрируют результаты домашнего исследования (все группы учащихся занимались поисковой и исследовательской деятельностью по пройденной теме). Делятся новым знанием с другими группами. 3.Слушают учителя. Выполняют упражнение «Необычные часы» с целью выведения темы урока. 4.Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачи. Осуществляют контроль друг друга. |
3. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи (предлагает учащимся самостоятельно проанализировать предложения и определить разницу в употреблении неопределенных местоимений). Фиксирует выдвинутые гипотезы, организовывает их обсуждение. Дополняет правило необходимыми пунктами. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. |
4. Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организовывает совместное составление схемы изучаемого правила ( употребление неопределенных местоимений в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях). Убеждается в понимании правила учащимися. | Фиксируют в графические модели выделенные в ходе обсуждения и анализа связи и отношения. | Воспринимают ответы друг друга. | Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачи. |
5. Конструирование нового способа действия | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организовывает учебное исследование. Обеспечивает первичное запоминание изученной темы (чтение, перевод и анализ предложений с неопределенными местоимениями). | Проводят коллективное исследование, формируют первое представление о новом понятии. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачи. Осуществляют самоконтроль, взаимный контроль. |
6. Переход к этапу решения частных задач | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценка выполнения каждой операции. Работа организуется по группам (Борисоглебск, Чигорак, Семилуки). Предлагаются схожие задания : заполнить пропуски тем или иным местоимением; выбрать один из предлагаемых вариантов ответа, опираясь на картинку; рассказать о том, что есть в продуктовом магазине с опорой на изображение и используя неопределенные местоимения. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию. | Осуществляют самоконтроль. |
7. Применение общего способа действия для решения частных задач | Коррекция отработки способа. | Организовывает коррекционную работу (учащиеся из разных рабочих групп берут на себя роль проверяющих и анализируют итоги работы друг друга). | Применяют новый способ. Отрабатывают операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Само- и взаимопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату. |
8. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся. | Диагностическая работа (на выходе): выявление трудностей и путей их преодоления. | Анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
9.Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Обосновывает учащимся выбор домашнего задания (реальная языковая ситуация, где может пригодиться тема). Задание заключается в составлении собственного диалога за столом в семье ребенка на основе образца. Предлагается приложить к диалогу между членами семьи либо семейную фотографию «За столом», либо рисунок. Тщательно разбирается эталонный текст учебника. | |||
10.Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации | Диагностика состояния детей с помощью общей раскраски «Яблоня» | Закрашивают любое яблоко на дереве определенным цветом соответственно собственной оценке своего настроения иработы. | Рефлексия своих действий | Осуществляют самоконтроль. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новая форма организации методической работы в рамках внедрения ФГОС в современное образовательное пространство
В данной статье освещена новая форма организации методической работы в МОУ «Коменской СОШ» Прибайкальского района РБ, суть которой заключается в том, что вместо традиционных методических объединений п...
План методической работы по сопровождению перехода на ФГОС
План готов к реализации, охватывает начальное и основное общее образование...
План методической работы по сопровождению введения ФГОС нового поколения в НОШ № 279
Представлен план методической работы по сопровождению введения ФГОС НОО....
Научно - методическая работа "Направления модернизации образования по физике в контексте ФГОС"
Научно - методическая работа I международного Фестиваля педагогических идей "Стандарты нового поколения: методика и практика обучения"...
Методическая работа в школе в условиях ФГОС
Какой должна быть методическая служба в школе в условиях ФГОС...
Методическая работа. «Особенности построения урока немецкого языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС второго поколения» (доклад)
Доклад «Особенности построения урока немецкого языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС второго поколения» Мишиной Олеси Михайловны посвящен рассмотрению современного урока в соответствие с требова...
Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО
В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в цел...