Анализ методической работы школы за учебный год
учебно-методический материал на тему
Анализ методической работы коррекционной школы VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_metodichekoy_raboty_shkoly_za_god.docx | 118.43 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ
методической работы школы
В 2013/14 учебном году коллектив школы работал над методической темой «Коррекция и развитие личности обучающихся через оптимизацию учебно-воспитательного процесса».
Основаная цель: разработать и апробировать систему работы по совершенствованию содержания и форм образовательного процесса, учитывающего возможности и способности учеников, различной степени умственной отсталости.
Исходя из этого, были определены следующие задачи методической работы:
- Совершенствовать методический уровень педагогов в реализации личностно-ориентированного подхода к процессу обучения с целью повышения качества образования.
- Изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания.
- Мониторинг учебных достижений.
- Повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров, обеспечивающих высокий уровень усвоения базового и программного материала всеми учащимися школы.
- Повышение ИКТ-компетентности учителей. Овладение методикой работы информационными, коммуникационными технологиями.
- Обновление методической оснащенности кабинетов.
В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
-информационно-методическое обеспечение УВП;
-работа с педагогическими кадрами (подбор и расстановка кадров; повышение квалификации педагогических работников, аттестация педагогических работников, обобщение передового педагогического опыта)
- работа педсоветов;
- работа ШМО;
- олимпиадное, конкурсное движение;
- инновационная работа;
-работа с учебными кабинетами, материальное обеспечение методической работы;
- работа школьной библиотеки;
Анализ методической работы по направлениям деятельности.
I. Информационно-методическое обеспечение УВП
В конце 2013\14 учебного года проводилась диагностика деятельности педагога, самодиагностика профессиональной подготовленности учителя к педагогической деятельности, а также самоценка затруднений деятельности учителя (методика Зверевой В.И.)
Выявлены наиболее часто встречающиеся проблемы:
1. Затруднения в организации деятельности:
- организации занятий по методике уровневой дифференциации
- обеспечение внимательной, активной работы учащихся в течении всего урока;
- развитию интереса у учащихся к учению;
2. Затруднения в контроле за деятельностью:
- самоанализ деятельности учителя;
- обобщение своего опыта (к аттестации)
3.Психолого-педагогическая подготовка:
- знание психологических особенностей учащихся (умеренная у/о)
Результаты данной диагностики будут учтены в планировании работы на 2014\15 учебный год.
II.Работа с педагогическими кадрами.
1.Статистические данные о педагогических кадрах ( без совместителей) на конец 2013/14 учебного года.
До 30 лет – 11% ( 2 чел.)
До 50 лет – 37% (7 чел.)
Старше 50 лет – 53% (10 чел.)
Средний возраст педагогических работников -51 год. При этом данный показатель практически не менялся за последние три года. В коллективе в настоящее время работает 9 (47%) педагогических работников пенсионного возраста
Статистика педагогических кадров по образованию (без совместителей)
Высшее - 84% (16 чел.)
Из них педагогическое 68% (13 чел.)
Средне-специальное 16% (3 чел.)
Из них педагогическое 11%(2 чел.)
2. Аттестация кадров.
Аттестация педагогических кадров играет важную роль в управлении образовательным процессом. Так как это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников школы. В школе были созданы необходимые условия для проведения аттестации: своевремнно изданы распорядительные документы, проведены консультации, оформлен уголок по аттестации, в котором помещены основные информационные метериалы, необходимые аттестуемым пелагогам во время прохождения аттестации. В 2013/14 учебном году 1 учитель подтвердил высшую квалификационную категорию.
Квалификационный сравнительный анализ педагогических кадров.
Квалификационная категория | 2009/10 Постоянно работающих | 2010/11 Постоянно работающих | 2011/12 Постоянно работающих | 2012/13 Постоянно работающих | 2013/14 Постоянно работающих |
высшая кв.к | 9 | 10 | 10 | 10 | 9 |
I кв.кат | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
II кв.кат | 2 | 5 | 5 | 5 | 3 |
На 2013/14 учебный год
Высшая кв.кат – 47%
I кв.кат. – 5%
II кв.кат. – 16 %
В 2014/15 учебном году планируется подтверждение квалификационной категории 6 педагогами.
Позитивные тенденции: аттестация педагогических работников способствует профессиональному росту учителей и руководителей, помогает по –новому оценить состав и наличие кадров, их профессиональную компетентность. Введение такой формы оценки профессионализма и результативности работы учителя при проведении экспертизы как портфолио способствует переходу от административной системы учета результативности педагогической деятельности к системе оценивания успешности педагога.
Негативные тенденции: сбор материалов для педагогического портфолио вызывает у учителей не затруднение, а нежелание тратить дополнительное время.
Необходимые меры по корректировке негативных тенденций: заинтересованность в повышении оплаты труда.
3. Повышение квалификации педагогов.
На основании самоанализа педагогической деятельности определяется необходимость в курсовой подготовке педагогов МКС (К)ОУ школа №10 VIII вида
В соответствии с приказом МО МО от 28.12.2009 г. №2804 «О переходе на новую систему повышения квалификации педагогических и руководящих работников школы» создана персонифицированная база данных руководящих и педагогических работников школы для прохождения повышения квалификации. Составлен перспективный план повышения квалификации до 2015 года.
За этот учебный год 58% (11чел.) учителей повысили свою квалификацию по актуальным проблемам педагогики , Это на 22% больше, чем прошлом году Таким образом плановый показатель прохождения курсов выполнен на 100%. Кроме того учитель Супрунец А.А., имеющая высшее техническое образование, направлена на курсы переподготовки.
Окончили курсы повышения квалификации | 2009/10 | 2010/11 | 2011/12 | 2012/13 | 2113/14 |
МГОУ | 1 | 2 | 1 | ||
ГОУ ПАПО | 3 | 1 | 3 | ||
«Центр новых педагогических технологий» Троицк | 7 | ||||
ГОУ ВПОМГОСГИ г. Коломна | 1 | ||||
ГОУ ВПО МО»Академия социального управления | 1 | 1 | |||
ГБОУ ВПО МО «АСОУ | 3 | 8 | 10 |
Повышение квалификации учителей в 2013/14 учебном году
Ф.И.О. | должность | Название курса | Количество часов | |
1.Карамнова Т.Д | директор | Современные технологии преподавания математики в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида | 72 | ГБОУ ВПО МО «АСОУ |
2.Горькова Л.В. | Зам.директора по УР | Обучение русскому языку младших у/о школьников | 72 | ГБОУ ВПО МО АСОУ |
3.Голобурдина Г.Р. | Зам.директора по ВР | Формирование коммуникативной культуры детей и подросткового возраста | 36 | ГБОУ ВПО МО АСОУ (на базе г.Кашира) |
4.Лысенко О.В. | Система воспитательной работы в специальной коррекционной школе VIII вида | 72 | ГБОУ ВПО МО АСОУ | |
5.Титова В.Н. | Учитель начальных классов | Обучение русскому языку младших у/о школьников | 72
| ГБОУ ВПО МО АСОУ |
6.Долозова О.И. | логопед | Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениеми речи в группе компенсирующей направленности | 72 | ГБОУ ВПО МО АСОУ (на базе Каширы) |
7.Иванова В.В. | Учитель начальных классов | Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениеми речи в группе компенсирующей направленности | 72 | ГБОУ ВПО МО АСОУ (на базе Каширы) |
8. Супрунец А.А.. | Учитель трудового обучения | Новые информационныетехнологии работы с интерактивной доской | 36 | ГБОУ ВПО МО АСУ |
9. Супрунец А.А.. | Учитель трудового обучения | Инновационные технологии процесса трудового обучения учащихся специальных (коррекционных) школ I –VIII видов и профессиональных учреждений для обучающихся с ОВЗ | 72 | ГБОУ ВПО МО АСОУ |
10. Супрунец А.А. | Учитель трудового обучения | Курсы профессиональной переподготовки ( логопедия) | 516 | ГБОУ ВПО МО АСОУ |
11.Марченко М.А.. | учитель музыки | Использование технических средств обучения в специальном (коррекционном)образовании | 36 | ГБОУ ВПО МО АСОУ |
11.Сборщикова О.А. | учитель географии | Современные компьютерные технологии в учебном процессе | 72 | ГБОУ ВПО МО АСОУ |
Позитивные тенденции: заинтересованность педагогов в личном росте, в позитивном изменении качества учебного процесса;
Задачи на 2014/15 год: обеспечить выполнение плана повышения квалификации через курсы. В следующем учебном году запланировано повышение квалификации 4 педагогов.
4. Обобщение опыта педагогов, участие в конкурсах, семинарах, конференциях
Росту профессионального мастерства способствовала и способствует система постоянного самообразования. В соответствии с методической темой школы была продолжена работа педагогов над темами самообразования. Затруднения вызывает у некоторых учителей правильный выбор темы самообразования, планирование работы на этапах работы над темой. Всем педагогам даются необходимые консультации, рекомендации и оказывается своевременная методическая помощь. Все темы самообразования имеют практическую направленность и продиктованы потребностью совершенствования процесса обучения, качества образования. Педагоги овладевают информационными технологиями, создают свои персональные сайты в социальной сети, размещают портфолио, методические разработки . Самообразование – главный и наиболее доступный источник знаний. Выбор темы самообразования основывается на оценке деятельности, видением каждым своих личностных и профессиональных проблем, умение корректно формулировать цели и последовательно их решать, умение проектировать и контролировать свою деятельность. В конце учебного года каждый учитель определяет свою методическую тему и согласовывает ее с заместителем директора по УР, который ее при необходимости корректирует. Со своими работами учителя выступают на МО, педагогических советах, семинарах различного уровня, школьном и личном сайтах. Они составят основу при аттестации учителя.
№п/п | ФИО | Должность | Тема по самообразованию | Какие дополнительные предметы ведет |
1. | Карамнова Татьяна Дмитриевна | директор | Использование разнообразных форм работы на уроках математики в старшей школе | Математика, черчение |
2 | Горькова Людмила Викторовна | Зам.директора по УР | Применение уровневой дифференциации на уроках письма в старших классах | письмо |
3 | Голобурдина Галина Рафаиловна | Зам.директора по ВР | Использование ИКТ в работе учителя предметника | История, обществознание |
4 | Семенуха Зинаида Тимофеевна | Зам.директора по безопасности | Коррекционная работа с аффективными детьми на уроках СБО | СБО, ОБЖ |
5 | Долозова Ольга Ивановна | Учитель-логопед | Использование презентаций на уроках письма | письмо |
6 | Аркатова Тамара Семеновна | воспитательГПД | Игры-театрализации, с созданными ЛЕГО-персонажами | |
7 | Лысенко Ольга Владимировна | Учитель трудового обучения | Коррекция поведения учащихся на уроках швейного дела | |
8 | Воробьев Юрий Васильевич | Учитель трудового обучения | Организация практических работ по штукатурно-малярному делу в 6 классах | |
9 | Родионов Евгений Гаврилович | Учитель трудового обучения | Обучение и использование измерительных приборов на уроках слесарного дела | физкультура |
10 | Сборщикова Ольга Владимировна | Учитель географии | Работа с контурной картой на уроках географии в коррекционной школе восьмого вида | биология |
11 | Марченко Марина Анатольевна | Учитель музыки | Применение пед.технологии сотрудничества на уроках музыки в начальных классах | Ритмика. ЛФК |
12 | Бурняшева Татьяна Анатольевна | Учитель начальных классов | Проектная деятельность на занятиях легоконструирования | |
13 | Титова Валентина Николаевна | учитель начальных классов | Формирование наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью посредством использования легоконструирования | |
14 | Родионова Людмила Гавриловна | воспитательГПД | Игровые приемы при проведение клубного часа в ГПД | |
15 | Супрунец Анна Александровна | Учитель трудового обучения | Использование наглядности на этапе объянения нового материала, как средства коррекции , на уроках трудовогообучения | |
16 | Мазурова Татьяна Владимировна | Учитель математики | Использование компьютерных тренажеров на уроках математики в старшей коррекционной школе | ИЗО |
17. | Спиридонова Галина Алексеевна | Учитель физкультуры | Использование музыкально-ритмических подвижных игра с речедвигательными упражнениями на уроках физ.культуры в начальной школе | |
18 | Иванова Валентина Васильевна | учитель начальных классов | Формирование элементарных знаний Правил дорожного движения на занятиях легоконструирования. | |
19. | Бондарева Нина Анатольевна | учитель начальных классов | Формирование коммуникатинвной компетентности у учащихся на занятиях легоконструирования |
Основной формой работы школы по-прежнему остается урок. Обучение носит практический характер. Программы всех учебных предметов направлены на социальную адаптацию учащихся с проблемами здоровья. Кроме традиционных уроков, учителя школы стараются использовать в своей работе современные педагогические технологии, в частности информационные. Этому способствует и то, что школой в рамках РИП получено новое современное оборудование: мультимедийные проекторы, компьютеры, класс математики оснащен интерактивной доской, веб-камерой. В настоящее время 3 кабинета школы имеют доступ в интернет. На уроках учителя активно используют материалы, полученные в сети Интернет. В свою работу учителя включают элементы проектной деятельности. Всё это помогает решать задачу активизации познавательной деятельности учащихся. Во внеурочной работе учителя также используюновые компьютерные технологии, создавая интересные презентации при проведении предметных недель. Проводятся занятия по обучению работе на персональном компьютере учащихся старших классов на кружке «Основы компьютерной грамотности». Эффективным показателем этой работы является тот факт, что большинство учащихся с 7-9 класс успешно овладели приемами работы на персональном компьютере, у детей повысился интерес к таким занятиям, что положительно сказалось на успеваемости. Ежегодно в школе проходят школьные семинары «Учитель-учителю». В этом году в нем приняли участие 14 учителей (89%) . С 03.02.14 г. по 05.04.14 г. педагогами были даны открытые уроки и внеклассные мероприятия с использованием ИКТ.
№п/п | Ф.И.О. учителя | Тема урока | Дата проведения | Предмет | класс |
1. | Голобурдина Г.Р. | Петр I – первый русский император | 04.02.14 | история | 8 |
2. | Бондарева Н.А | Меры времени:сутки, месяц, год». | 03.02.14 | математика | 3 «а» |
3. | Иванова В.В. | «Звук р, буква р | 03.02.14 | чтение | 1 |
4. | Титова В.Н. | Гласные после шипящих | 03.02.14 | Письмо | 4 |
5. | Горькова Л.В. | «Знакомство с биографией А.С.Пушкина» | 03.02.14 | чтение | 5 |
6. | Супрунец А.А. | «Изготовлеение гипсовых отливок» | 04.02.14 | Штукат.малярное дело | 6 |
7. | Спиридонова Г.А. | «Спасибо, не курю» | 04.02.14 | ВМ по физкультуре | 6,8 |
8. | Сборщикова О.А. | «Остров Новая Гвинея» | 04.02.14 | география | 8 |
9. | Аркатова Т.С. | Клубный час « В гостях у сказки»» | 05.02.14 | ГПД | 4 |
10. | Бурняшева Т.А. | «Дикие и домашние животные» | 03.02.14 | Развитие устной речи | 3 «б» |
11. | Долозова О.И. | «Согласованиеим.прилагательного с существительным в роде, числе, падеже» | 04.02.14 | письмо | 9 |
12. | Мазурова Т.В. | «Путешествие по реке математике» | 05.02.14 | ВМ по математике | 5, 6 |
13. | Карамнова Т.Д. | «Решение задач на движение» | 04.02.14 | математика | 7 |
13 | Марченко М.А. | «Животные и сказочные персонажи в вокальной и инструментальной музыке» | 04.02.14 | музыка | 4 |
14 | Лысенко О.В | «Электрический утюг» | 04.02.14 | Швейное дело | 5 |
Благодаря установленной технике, проекторам каждый учитель получили возможность показать свой урок на более современном, качественном уровне.
12 марта 2014 года на базе школы был проведен областной семинар по теме «Создание условий для повышения качества образовательного процесса в общеобразовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья» В семинаре приняли участие руководители, педагоги специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида городов Серпухова, Коломны, Ступино. В организации и проведении семинара приняли участие все работники школы. Согласно утвержденного регламента семинара перед собравшимися выступили: директор школы Карамнова Т.Д с докладом «Задачи и основные направления работы школы в статусе Региональной инновационной площадки», опытом работы по проектной деятельности школы по экологическому воспитанию в рамках реализации муниципальной инновационной площадки выступила заместитель директора по воспитательной работе Голобурдина Г.Р. Практическую часть семинара представила заместитель директора по учебной работе Горькова Л.В.
Педагогами школы даны открытые уроки и воспитательные мероприятия.
№п/п | Ф.И.О. учителя | Тема урока | Предмет | класс | |
1. | Иванова В.В. | « Решение примеров и задач в пределах 8» | Математика | 3 | |
2. | Бондарева Н.А. | «Сложение двузначных чисел» | Математика | 6 | |
3. | Супрунец А.А. | «Изготовление трафаретов» | Штукатурно-малярное дело | 9 | |
4. | Сборщикова О.А. Семенуха З.Т. | «Скелет верхних и нижних конечностей. Первая помощь при травмах» | Бинарный урок биологии и ОБЖ | 5 | |
5. | Марченко М.А. | «Вокальная и инструментальная музыка» | Музыка | 2 | |
6.. | Бурняшева Т.А. | «Кто как весну встречает» | Развитие устной речи | 5 | |
7. | Лысенко О,В. | «Обработка плечевых срезов фартука» | Швейное дело | 3 | |
8. | Титова В.Н. | «Предложение» | 6 | ||
9. | Спиридонова Г.А | Урок –игра «Экскурсия в лес» | Письмо | 9 | |
10. | Мазурова Т.В. | «Порядок действий в примерах» | Физическая культура | 7 | |
11. | Долозова О.И. | «Местоимение» | письмо | 7 | |
12. | Педагого –психолог Очкова Н.А. | «По дороге знаний» | Подгрупповое занятие по развитию познавательных процессов | 9 |
13 | СупрунецА.А.-кл.руководитель «Лекартсвенное растение - ландыш» | Защита экологическогопроекта | 6 |
14 | Марченко М.А. кл.руководитель «Зеленая жемчужина» | Защита экологическогопроекта | 5 |
15 | Сборщикова О.А. кл.руководитель «Экология и здоровье человека» | Защита экологическогопроекта | 9 |
Итоги работы семинара признаны положительными, заслуживающими внимания, даны рекомендации по распространению опыта работы школы в данном направлении.
С целью развитие профессионального потенциала молодежи школа сотрудничает с педагогическим ВУЗами. На протяжении многих лет школа была методической площадкой для прохождения практики сткдентами дефака МГГУ им. М.Шолохова. В этом году 15.10.13 г. учителями начальных классов и учителелями русскогоя языка даны мастер – классы для студентов 4 курса дефектологического факультета МГОУ. Много теплых слов в адрес школы было сказано доцентом кафедры дефектологии Петановой С.С.
Учителя школы участвуют в работе педагогических интернет – сообществ, сайтов, порталов, где публикуют свои методические разработки, работы, участвуют в профессиональных конкурсах.
- Голобурдина Г.Р., Горькова Л.В., Бондарева Н.А., Супрунец А.А. опубликовали свои работы на персональных сайтах Педсовет.су,
- С докладом «Реализация программы развития коррекционного учреждения VIII вида» на районной педагогической конференции «Модернизация системы образования Ступинского муниципального района: результаты и перспективы развития» выступила Карамнова Т.Д.
- Титова В.Н.участвовала во Всероссийской заочной научно-практической конференции «Литература в меняющемся мире» (сертификат участника и работа внесена в программу конференции)
- Бурняшева Т.А. участвовала во Всеросссийском творческого конкурса «Святые заступноки Руси» к 700-летию Сергея Радонежскому (грамота за активное участие)
- Титова В.Н. , Сборщикова О.А. приняли участие в общероссийском конкурсе «Педагогические технологии на уроках обществоведческого цикла с примененим ИКТ»
- Титова В.Н. общероссийский конкурс, проводимы Информационно-методическим центром «Магистр» диплом 3 степени за разработку уроков
- Сборщикова О.А., Очкова Н.А.- в районном конкурсе методических разработок «Фестиваль педагогических идей»
- Марченко М.А., Сборщикова О.А.- в районном конкурсе «Портфолию учителя»
- Иванова В.В – в районном конкурсе классных руководителей.
- С докладом «Коррекция и развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через оптимизацию образовательного процесса в коррекционной образовательной организации» на Коллегии Министерства образования МО выступила директор школы Карамнова Т.Д
Награды
- Школа награждена Благодарственным письмом УО за активную методическую работу и развитие инновационной деятельности в Ступинском муниципальном районе.
- На областной педагогической ассамблеи директору школы Карамновой Т.Т. вручили символ «Лучшая инновационная образовательная организация 2013 г»
Позитивные тенденции в работе педагогов школы:
- продолжение роста профессионального уровня педагогов школы и повышение их категорийности.
Причины таких позитивных тенденций прежде всего в
- заинтересованности в личном росте;
- заинтересованности в повышении оплаты труда;
- заинтересованности педагогов школы в позитивном изменении качества учебного процесса;
Негативные тенденции: равнодшное отношение ряда педагогов школы к своей профессиональной компетенции:
Причины негатиных тенденций:
- нежелание отдельных педагогов затрачивать дополнительные усилия и время на повышение квалификации и овладение современными технологиями.
- надежда на продолжение педагогической деятельности, базирующейся на старом багаже знаний.
Необходимые меры по корректировке негативных тенденций - это конечно создание такой системы деятельности школы, при которой станет невозможным учителю продолжать профессиональную деятельность без профессионального роста и включения во все инновационные процессы школы. В настоящее время такой системой стало -прохождение аттестации педагогических работников. Когда каждый учитель должен сам проанализировать свое деятельность за последние 5 лет.
III. Работа педсовета, как коллективная методическая деятельность
Высшей формой коллективной методической работы остается педагогический совет. Реализации методичекой темы школы были посвящены педсоветы по проблемам: В 2013/14 учебном году прошли три тематических педсовета:
1.«О стандартах коррекционного образования». Докладчик: Карамнова Т.Д. директор школы. .
Решения по докладу:
- организовать работу педагогического коллектива школы в соответствии с утвержденным планом работы РИП
- обеспечить эффективное и регулярное использование педагогами полученного инновационного оборудования.
2. «Система педагогического взаимодействия, направленного на экологическое воспитание детей» Докладчик: Горобурдина Г.Р.. зам.директора поВР
Решения по докладу:
- полготовить проекты по экологическому воспитанию «лекарственные растения Ступинского района»
- подготовить сборники»лекарственные растения», «зеленые задачи»
3. «Задачи и основные направления работы школы в статусе региональной инновационной площадки» Докладчик: карамнова Т.Д.. директор школы
Решения по докладу:
- организовать работу педагогического коллектива школы в соответствии с утвержденным планом работы РИП
Отв. Горькова Л.В. зам.директора по УР
Голобурдина Г.Р. зам.директора по ВР
- обеспечить эффективное и регулярное использование педагогами полученного инновационного оборудования
Отв. Горькова Л.В. зам.директора по УР
Голобурдина Г.Р. зам.директора по ВР
Все педагогические советы были разработатны и проведеня творческими группами учителей с использованием презентаций и анализом работы по данной теме.
Позитивные тенденции: включение каждого педагога в анализ результатов учебной деятельности школы, создание благоприятного климата педсовета, заинтересованности педагогов в выработке мотивационной сферы учения.
Негативные тенденции: на данный промежуток времени еще не все педагоги активно включились в работу педсовета
Необходимые меры по корректировке негативных тенденций: более тщательный отбор технологий педсоветов с большим упором на личностную ориентацию в организации и проведении.
Вывод: тематика педсоветов, материал, подобранный на обсуждение, формы проведения , принятые решения способствовали эффективности организации образовательного процесса, повышению уровня педсгогического мастерства в обучении и воспитании учащихся, создавали ориентир на дальнейшую деятельность педагогического коллектива.
IV. Школьные методические объединения
В школе 3 предметных методических объединений.
- МО учителей начальных классов руководитель учитель I кв.кат. Бурняшева Т.А.
- МО учителей гуманитарного цикла руководитель учитель высшая кв.кат. Сборщикова О.А.
- МО учителей трудового обучения руководитель учитель Лысенко О.В.
В рамках ШМО проводились заседания, открытые уроки, работа по самообразованию. Основное назначение МО нашей школы непосредственно связано с созданием условий для адаптации, становления и саморазвития педагогических работников. В школе, к сожалению, работают только 15% учителей, имеющих специальное дефектологическое образование, поэтому большое внимание уделяется на предметных МО вопросам методики преподавания в коррекционных школах VIII вида. При выборе тем учитывались профессиональные запросы педагогических работников, актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности и, как следствие этого, повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе.
На М/О обсуждались следующие вопросы:
- рассмотрение рабочих программ по предметам, тексты к/работ
- проведение предметных недель;
- подготовка экзаменационного материала;
- здоровье сберегающих аспектов уроков;
- анализ открытых уроков;
- обсуждение требований к учебным кабинетам;
- выступление педагогов по темам самообразования;
Основными формами работы методических объединений стали:
- обобщение опыта собственной педагогической деятельности
- взаимопосещение уроков;
- прохождение плановой курсовой переподготовки;
- подготовка и заслушивание докладов;
- работа с нормативными документами;
- изучение новинок методической литературы;
- знакомство с журналами «Дефектология», «Начальная школа», «Школа и производство»;
- проведение открытых уроков
В школьных методических объединениях решаются вопросы преемственности между разными ступенями обучения путем взаимопосещения уроков, обменом информации на заседаниях МО. Проводится промежуточный и итоговый контроль по всем предметам. Система работы каждого учителя, его профессиональный рост и творческий потенциал находят свое проявление в системе открытых уроков, которые дают педагоги нашей школы. В этом году наиболее активными можно назвать МО учителей начальных классов,(руководитель Бурняшева Т.А.) как по участию в различного уровня семинарах, так и по участию в районных и областных мероприятиях (конкурсы, выставки). Все педагоги школы привлекались к анализу и самоанализу результатов образовательного процесса. Все это нашло оражение в специальных папках учителей. Особое внимание в работе методических объединений и администрации школы уделялось вопросам соврещенствования форм и методов организации урока. Дано за год 33 открытых уроков и внеклассных мероприятий:
Высокий уровень уроков и мероприятий -35%
Достаточный высокий -56%
Достаточный – 5%
Школьные предметные недели проводятся ежегодно методическими объединениями с целью повышения профессиональной компетентности учителей, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся.
В прошедшем учебном году были проведены предметные недели по предметам: географии и биологии, русскому языку и литературному чтению, математике, СБО, трудовому обучению, физической культуре. В них приняли участие около 80%; учащихся. Анализ проведения тематических недель проводился на заседаниях ШМО
Очевидно , что возрос профессиональный уровень учителей. Однако, по-прежнему является недостаточная организация работы ШМО по взаимопосещению уроков своих коллег.
Позитивные тенденции: совершенствование системы профессионального сотрудничества, более серьезный подход к выбору и реализации тем самообразования учителей школы в рамках методической темы школы.
Негативные тнеденции:
- пассивное отношение ряда педагогов школы, имеющих большой педагогический опыт , к обмену опытом и совершенствованию качества преподавания;
- снижения качества проведения предметных недель.
Причины негативных тенденций:
- снижение мотивации к педагогической деятельности, равнодушие, безразличное отношение к перспективам, как личностного развития, так и к перспективам развития школы.
- недостаточно четкое и продуманное планирование работы, предметных недель. Ослабление контроля.
Необходимые меры по корректировке негативных тенденций:
- личностно-ориентированный подход к каждому педагогу в процессе его работы над темой самообразования,
- при составлении плана работы ШМО четко планировать поэтапную подготовку к предметнам неделям.
V. Олимпиадное, конкурсное движение.
В этом году продолжена работа по проведению школьных олимпиад по математике, русскому языку. Позитивная тенденция - увеличилось количество учащихся желающих принимать участие в олимпиадах, появилась возможность проводить отбор среди учащихся, выделяя более способных сильных учеников, а в традиционном конкурсе «Пишу красиво и правильно» приняли участие все учащиеся с 3 по 9 класс. Лучшие работы были отобраны на выставку, учащиеся награждены грамотами.
Учитывая трудовую направленность работы коррекционной школы ученики школы – активные участники районных и областных выставок декоративно – прикладного творчества, профессиональных конкурсах по трудовому обучению.
В 2013/14 учебном году школа приняла участие:
Областной конкурс среди воспитанников КОУ VIII вида по трудовому обучению, который проводился МО РФ при поддержке благотворительного фонда «Абсолют-помощь» | Ученик 9 класса Казак Андрей, учитель Родионов Е.Г., вышел в полуфинал конкурса по слесарному делу; |
Районный конкурс стенгазет «Юбилей родного края» | 2 грамота за активное участие |
Областной конкурс среди воспитанников КОУ VIII вида художественной самодеятельности, который проводился МО РФ при поддержке благотворительного фонда «Абсолют-помощь | Творческий танцевально-вокальный коллектив Грамота за участие |
Творческие работы «Зеленая планета». Многообразие вековых традиций. | 2 грамоты |
Районный конкурс рисунков. «Профессии моей семьи.», посвящённый дню труда. | 2 грамоты призёров |
Районный конкурс творческих работ для детей ОВЗ «Город здоровья.» посвящённый 75летию г.Ступино | I, место, грамота |
Районная выставка детского технического творчества «Юные таланты» | Кузбаева К. (7 кл.) – II место в номинации «Конструирование и моделирование одежды из ткани», учитель Лысенко О.В., Казак А. (9 кл.) – II место в номинации «Слесарные работы», учитель Родионов Е.Г., Высогорцев М. (9 кл.) – III место в номинации «Слесарные работ», учитель Родионов Е.Г., 3 грамоты |
Районный творческий конкурс «Правовой лабиринт» | 9 грамот за активное участие и 1 благодарность |
Областной конкурс творческих работ учащихся «Права человека-глазами ребёнка» | 3 участников |
Районная выставка декоративно–прикладного искусства - «Краса Божьего мира.» | 2 грамоты за 1 место и 1 за высокие творческие достижения. |
Позитивная тенденция - увеличилось количество учащихся желающих принимать участие в олимпиадах, появилась возможность проводить отбор среди учащихся, выделяя более способных сильных учеников.
Негативная тенденция: слабая заинтересованность родителей в успехах детей.
Причины негативной тенденции: мало привлекаются родители к жзни класса, школы.
Необходимые меры по корректировк негативных тенденций:информировать родителей о мероприятиях, в которых участвуют их дети.
VI. Инновационная работа и экспериментальная работа
Продолжена работа по внедрению нового трудового профиля «Штукатурно-малярное дело». Составлена и утверждена на МО учителей трудового обучения рабочая программа для 7 класса. Учителем Супрунец А.А. подготовлены презентации к урокам по темам: «Виды грунтовок.» «Характеристики простой штукатурки», «устройство и назначение инструментов для штукатурных работ», «Виды гипсовых отливок» «Виды грунтовки», «Правила наложения грунтовки» и т .д.
Продолжена работа по обучению детей с умеренной умственной отсталостью. Это 3 «б» и 1 классы. Учителя работают по программам разработанным НИИ дефектологии. По итогам года все 100% учеников продолжат обучение в 4 «б» и во 2 классе соответственно.
Позитивные тенденции:
- создание условий для проявления и развития индивидуальных особенностей каждого ребенка;
Освоение государственных услуг в электронном виде началось для нашей школы с внедрения всероссийской образовательной сети Дневник.ру, которая предоставляетвозможности ведения отчетности, общения с родителями.
Негативные тенденции: отсутствие непосредственного контакта учителя с родителями.
В 2013/14 учебном году школа продолжала работу в статусе муниципальной экспериментальная площадки по теме « Разработка системы педагогических мероприятий, направленных на повышение эффективности процесса формирования основ экологической культуры в специальной (коррекционной ) школе VIII вида».
1. Работа в области экспериментальной деятельности ведется успешно, в экологическую деятельность включены все учащиеся и учителя школы.
2. Подготовлены материалы для проведения классных часов, тематических уроков по экологическому воспитанию.
3. Учителя школы разработанный материал по экологическому воспитанию разместили на образовательных интернет порталах.
4. Созданы учебные мультимедийные презентации по экологии для учащихся всех возрастных групп.
5. Активно подключились родители к работе школы по теме экспериментальной площадки.
Изданы три сборника:
- «Зеленые задачи» - экологические задачи по предметам: математика, русский язык, развитие речи, биология и география;
- «Все о лекарственных растениях ступинского района»
- «Методическая копилка» , куда войдут классных часов, проекты и внеклассные мероприятия по экологии .
Позитивные тенденции:
-создание воспитательной и учебной среды, в которой каждый ребенок смого применить свои силы, способности, удовлетворить свои интересы, любознательность;
- повышение самостоятельности, инициативы, чувства отвтственности;
- активизировалась деятельность коллектива по экологическому воспитанию;
Негативные тенденции:
- недостаточность осознанния родителями своей роли в экологическом образовании и воспитании детей, возлагают эту обязанность на педагогов;
Необходимые меры по корректировк негативных тенденций:
- привлечение большего количества родителей во внеклассную работу и практическую природохранную деятельность.
В 2013/14 учебном году школа продолжила работу в статусе Региональной инновационной площадки МО по направлению: Реализация программ развития в муниципальных коррекционных образовательных учреждений МО по теме: «Создание модели коррекционно-развивающей, здоровьесберегающей среды в коррекционном учрежденииVIII вида через оптимизацию образовательного пространства в условиях модернизации образования» .
Цель и задачи деятельности школы РИП в 2014 году
- повышение уровня мотивации учащихся к учебной деятельности;
-сохранение физического и психического здоровья учащихся;
- определение индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с умеренной умственной отсталостью;
- корректировка плана повышения квалификации педагогичских работников;
- выявление и обобщение педагогичекого опата работы учителей, использующих современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе;
- открытие класса для корекционных занятий и опробирование рабочих программ по легоконстрированию в 1-4 классах для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью;
- открытие сенсорной комнаты и опробирование программы по корекции психологического и духовного здоровья учащихся «Учись управлять собой»
- создание рабочих программ для обучающихся с умеренной умственной отсталостью ;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс метода проектов;
Все запланированные мероприятия на 2013/14 учебный год выполнены
С целью научно-методической и консультационная поддержка других учреждений по использованию опыта РИП проведена следующая работа:
-подготовлены публикации обосновных направлниях работы психолога по коррекции эмоционального напряжения участников образовательного процесса
- выпущены психологом буклеты для родителей « Как обезопасить себя от стресса?»; педагогов «Психологическая азбука настроения»
- разработаны рабочие программы для детей с умеренной умственной отсталостью для 1 и 3 «б» классов.
- разработаны рабочие программы для коррекционных занятий в 1-4 классах с применением ЛЕГО ДУПЛО;
- с целью оптимизация и коррекция психического состояния человека, через организацию взаимодействия на физические функции индивида, разработана программа работы психолога с использованием оборудования психологической комнаты.
Ожидаемые результаты о реализации программы
укрепление физического, психологического и духовного здоровья младших школьников;
снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
Проведены информационно-обучающих мероприятия по распространению опыта РИП:
- мастер – классы для студентов 4 курса дефектологического факультета МГОУ
- областной семинар по теме «Создание условий для повышения качества образовательного процесса в общеобразовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья» для руководителей, педагоги специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида городов Серпухова, Коломны, Ступино.
- школьный семинар «Учитель-учителю», даны открытые уроки и внеклассные мероприятия с использованием ИКТ.
VII. Работа с учебными кабинетами. Материальное обеспечение методической работы.
Работа с учебным кабинетом в этом году не ограничивалась только проверкой их санитарного состояния. Учителя проводили работу по систематизации методических пособий и дидактических материалов. Вопрос о смотре кабинетов входит во ВШК. Во всех кабинетах созданы все условия для организации полноценного образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Кабинеты оснащены мебелью, соответствующей возрасту и росту учащихся, что играет положительную роль в формировании и сохранении правильной осанки. С целью профилактики заболеваний глаз и сохранения зрения в кабинетах над доской установлено дополнительное освещение, для проведения зарядки для глаз учителями используются схемы В.Базарного
Во всех кабинетах имеется необходимый дидактический и раздаточный материал, наглядные пособия, которые систематизированы в соответствии с темой и классом. Большинство из них изготовлены с учётом современных требований руками учителей и родителей, а также закуплены в специализированных магазинах. В настоящее время во всех кабинетах рабочее место учителя компьютеризировано, установлены стационарные доски . В рамках РИП получены 7 мультимедийных проекторов, что позволило полностью оснастить 41% кабинет. В кабинет математики установлен комплекс для организации учебных занятий интерактивной формы. 3 кабинета подключены к сети интернета. Оборудован кабинет психологической разгрузки, развития воображения и сенсорного восприятия. Приобретен для всех начальных классов комплекс для развития мелкой моторики, творческих умений и навыков по легоконструированию .
VIII. Работа школьной библиотеки.
Работа библиотеки была направлена на решение следующих задач:
- обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов;
- формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя,
- информационной культуры и культуры чтения.
II. Выполнялись следующие функции:
образовательная,
информационная,
воспитательная
III. Общие сведения.
Количество учащихся _105_ человек, из них читателей _82_ человека, что на 11 человек больше, чем в прошлом году.
Количество учителей _21_ человек, из них читателей _21_ человек.
Объем библиотечного фонда – _4374_ экземпляр.
Число посещений за 2013/14 учебный год – _712_ человек, что меньше прошлого года на 100 человек. Это связано с тем, что 3 месяца библиотека не работала в связи с плановой проверкой библиотечного фонда (инвентаризацией).
Книговыдача за год – _2052_ экземпляров, что на 7 экземпляров больше чем в предыдущем году.
IV. Работа с библиотечным фондом.
- Произведено комплектование фонда в соответствии с образовательной программой школы за 2013/14 учебный год.
- Получено 265 экземпляров новой учебной литературы.
- Оформлена подписка на периодику (в первом и втором полугодиях), осуществляется контроль доставки следующих изданий: «Дефектологическое воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии»», «Дефектология», «Вестник образования России», «Последний звонок», «Школа и производство», «Коррекционная педагогическая теория и практика», «Справочник руководителя образовательного учреждения, газеты.
- Книги в фонде расставлены в соответствии ББК.
V. Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний.
Справочно-библиографическая работа.
В течение всего года велась работа по редактированию справочно-библиографического аппарата. Библиотека продолжает работу по сбору материала в тематические папки-накопители
В плане ознакомления пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний была проведена работа среди учащихся в пропаганде библиотечно-библиографических знаний. В течение этого учебного года проведено 9 библиотечных урока для читателей различных возрастных групп. На этих мероприятиях ребята познакомились с новинками периодических изданий, предназначенными для их возраста, узнали о справочном аппарате энциклопедий, познакомились с новинками художественной литературы.
«История наших учебников» 1 кл. – октябрь;
«Цветные огоньки» (по творчеству Я.Акима) 2-4 кл. – ноябрь
«Мир И.С.Тургенева» 5 кл. – декабрь,
«Команда отважных» (по творчеству А.Гайдара) 6,7кл. – январь,
«Радость побед» ( Олимпиада) 8 кл. – март;
«Любимые книги, читая, профессию мы выбираем» 9 кл. – апрель.
VI. Воспитательная работа
В целях приобщения детей к отечественной культуре были организованы выставки:
1. «Кто в красной книге живет?»» - октябрь 2013г.,
2. «Волшебные силы зеленой аптеки»- ноябрь 2013г.,
3. «В гостях у Снежной королевы» - декабрь 2013г.,
4. «Книга – мой друг»- март 2013г.
5. «Колокол памяти» - апрель 2013г.
Проводились индивидуальные беседы с учащимися о прочитанных книгах:
К 200-летию М.Ю.Лермонтова «Одинокий парус русской поэзии» (чтение стихов М.Ю. Лермонтова) октябрь 2013г.,
В.В. Бианки – 85 лет «Лесная газета» - декабрь 2013г.
В рамках патриотического воспитания была организована выставка «День Победы». Осуществлялся подбор литературы для классных часов по этой тематике.
С целью экологического воспитания было проведено коллективное чтение стихов о природе.В ходе проведения Недели детской книги прошла викторина: «Загадки природы».
В течение учебного года производилась выдача художественной литературы, изданий периодической печати учащимся и учителям. Выполнение библиографических справок, помощь в написании докладов проводились на протяжении всего учебного года, индивидуальные беседы помогали выявить и развивать художественный вкус читателей.
Одно из важных мест в этой работе – это массовые мероприятия, т.к. именно на внеурочных мероприятиях происходит живое общение с ребятами.
Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.
VII. Информационная работа.
- Совместно с учителями составлен заказ на учебную литературу с учетом их требований.
- на заседаниях методических объединений, педсоветах проведены обзоры журналов: «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Школа и производство».
Для проведения предметных недель, общешкольных и классных мероприятий оказывалась помощь в подборе материала по темам патриотического, нравственного и экологического воспитания.
- Оказывалась помощь в подборе литературы для работы педагогов над методической темой школы «Коррекция и развитие личности обучающихся через оптимизацию учебно-воспитательного процесса».
На школьном сайте активно освещалась работа библиотеки. За учебный год была выставлена следующая информация:
- о библиотеке
- план работы на учебный год
- условия ежегодного школьного конкурса «Лучик»
- Федеральный перечень учебников
- новости о проведённых мероприятия.
Общие выводы:
По итогам методической работы в 2013/14у учебном году можно сделать выводы:
1. Задачи поставленные перед методической службой, в основном выполнены. Методическая работа проводилась в системе и была напралена на повышение качества знаний, развитие познавательных и творческих способностей каждого ученика и учителя. Консультации, беседы с учителями, выполнение плана курсовой подготовки оказывали корректирущую помощь учителям.
2. Охват методической работой педколлектива 100%, о чем говорит возросший методический уровень открытых уроков и практических семинаров.
3. Повысился профессиональный уровень педагогического коллектива. Возрасла творческая активность учителей. Успешно внедряются в практику проведение семинаров различного уровня, представление педагогами школы свой педагогический опыт на различных профессиональных конкурсах, собственных сайтах.
4. Показатели успеваимости достаточные и стабильные. Качество знаний по школе осталось на уровне 41%, итоговые выпускные экзамены КЗ -71 %
5. Большое внимание уделялось мониторингу качества образования, повышению учебной мотивации учащихся. Были использованы различные формы, которые позволили решить поставленные задачи. Единство урочной и внеурочной деятельности учителей позволило повысить воспитательный потенциал уроков и внеклассных мероприятий, что положительно отразилось на качестве обоазования.
Наряду с имеющимися положительными тенденциями в работе имеются негативные тенденции:
- недостаточный уровень умений и навыков самоанализа у отдельных учителей;
-недостаочная активность и инициативность ряда педагогов школы, «профессиональная усталость»
Задачи методической работы школы на 2014/15 учебный год
1. Продолжить работу по методической теме «Коррекция и развитие личности обучающихся через оптимизацию учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе VIII вида».
2. Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения информационных, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих и других технологий.
3. Повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров, обеспечивающих высокий уровень усвоения базового и программного материала всеми учащимися школы
3. Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению методикой системного самоанализа своей работы.
4. Организация работы педагогического коллектива в рамках Региональной и муниципальной инновационных площадо
Цель и задачи работы школы:
Цель работы школы: создание условий для личностно ориентированного обучения через оптимизацию учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе VIII вида
Задачи:
1. Управление достижением оптимальных конечных результатов работы школы средствами:
1.1 Обеспечения уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешного развития школы, повышения их научной информированности в области знания учебного предмета и смежных дисциплин;
1.2 Стимулирование работы учителей к обмену передовым педагогическим опытом, внедрение в практику новых педагогических технологий;
1.3 Организация взаимодействия с другими учебными заведениями города и области, с целью обмена опытом и передовыми технологиями в образовании, участие в региональном проекте по теме «Создание модели коррекционно-развивающей , здоровьесберегающей среды в коррекционном учреждении VIII вида через оптимизацию образовательного пространства в условиях модернизации образования»;
1.5 Духовно - нравственного, патриотического и экологического воспитания учащихся через повышение воспитательного потенциала урока и реализация школьной воспитательной программы.
2. Повышение качества знаний и общей культуры учащихся:
2.1 Формирование общеучебных умений и навыков компетенции в соответствии с возможностями каждого ученика
2.2 Включение учащихся в урочную и внеурочную деятельность в качестве активного участника через развитие проектной деятельности;
2.3 Повышение влияния школы на социализацию школьников, их самоопределение в отношении будущей профессии;
2.4 Профилактика преступности, девиантных форм поведения и пагубных привычек.
3. Реализация принципа сохранения физического и психического здоровья субъектов образовательного процесса, использование здоровье сберегающие технологии в урочной , внеурочной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ методической работы школы
Цель анализа:-)определить уровень продуктивности методической работы в школе-)оценить влияние методической работы на достижение конечных результатов деятельности школы...
Анализ методической работы школы за 2012-2013 учебный год.
Анализ методической работы...
Анализ методической работы школы за 2011-2012 учебный год
Анализ методической работы школы за 2011-2012 учебный год...
Анализ методической работы школы
Представляю развёрнутый аналитический отчёт о методической работе за год...
Анализ методической работы школы за 2012-2013 учебный год
Цель анализа: изучить достигнутый уровень преподавания и качество знаний учащихся, оценить педагогическую эффективность воспитательной работы, определение уровня продуктивности методической работы в п...
Анализ методической работы школы за 2012-2013 учебный год
Методическая работа — это основной вид образовательной деятельности, направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Она представляет собой совоку...
Анализ методической работы школы
Анализ работы методической работы школы....