Стандарт нового поколения: итоги, проблемы, перспективы
опыты и эксперименты на тему

Подшивалова Светлана Михайловна

Выступление на августовской конференции педагогических работников Юринского района Республики Марий Эл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogi_realizatsii_fgos_za_2013-2014_uch.god_.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Зам. директора по УВР

МБОУ «Марьинская средняя

общеобразовательная школа»

Подшивалова С.М.

 Слайд 1. «Стандарт нового поколения: итоги, проблемы, перспективы»

       Слайд 2.  С 1 сентября 2011 года в МБОУ «Марьинская СОШ» введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, а с 1 сентября 2013 года – ФГОС ООО.

Слайд 3.  По ФГОС на  конец  2013-2014 учебного года в школе работали 36 обучающихся первых - пятых классов, 3 учителя начальных классов и 8 учителей основной школы под руководством администрации.

Слайд 4. Уже не первый год обучение ведется по учебно-методическим комплексам образовательной системы «Школа 2100». «Школа 2100» - это совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Дети с 3-х лет и до окончания школы учатся эффективно пользоваться своими знаниями и умениями по  целостной образовательной системе, посредством которой максимально раскрываются способности ребенка, на доступном языке даются ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?». Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь по сути, трансформируются на каждом этапе обучения.

Слайд 5. Основным требованием к учителям, реализующим ФГОС,  стала их профессиональная готовность.

С этой целью все учителя начальной школы и учителя, преподающие в 5 классе, прошли обучение  на курсах повышения квалификации в ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», участвовали в семинарах по введению ФГОС, самостоятельно изучали материалы ФГОС, читали статьи в журналах и газетах.

Слайд 6. Формирование социального заказа начинается в апреле с проведения собрания для родителей будущих первоклассников.  На этом собрании до родителей доводится информация со стороны администрации школы и будущего  классного  руководителя относительно ФГОС, особенностей выбранной системы учебников, основной образовательной программы школы, а также программ внеурочной деятельности.  

Слайд 7. Содержание образования в основном не  меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Слайд 8. Посещая уроки, мы видим,  что учителя умело сочетают традиционные и интерактивные образовательные технологии ведения урока, чаще применяют  парные и групповые формы работы, новую систему оценивания,  используют проектную, исследовательскую или учебно-исследовательскую работу, которая выполняется обучающимися самостоятельно, с помощью родителей или под руководством педагогов. Учитель использует помимо учебника и методических рекомендаций  ресурсы своих коллег, сети   Интернет. 

Слайд 9. Для успешной  учебной деятельности обучающихся  школа частично оснащена печатными  и электронными  носителями учебной информации, мультимедийными, аудио и видеоматериалами, цифровыми образовательными ресурсами. Имеется доступ в Интернет. Есть возможность пользоваться интерактивной доской. Технические средства обучения на уроке являются потребностью. Благодаря им, урок стал более наглядным, насыщенным, интересным, неутомительным.

Слайд 10.  Принципиально новым требованием  ФГОС  является воспитание и развитие обучающихся через внеурочную деятельность.

В школе работают кружки и спортивные секции совместно с учреждениями дополнительного образования по 5 направлениям:

  • художественно-эстетическое – «Купалинка»,  «Узорица» и «Мягкая игрушка»;
  • научно-познавательное – «Детская риторика» и «Занимательная информатика»;
  • спортивно-оздоровительное – «Футбол» и «Баскетбол»;
  • духовно-нравственное – «Истоки»;
  • краеведческое - «Юный краевед».

Опрос родителей  показал, что на данном этапе они удовлетворены качеством проводимых занятий и считают, что это не нагрузка на детей, а развитие их способностей и проведение досуга с пользой.

Слайд 11. Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.

        Они отличны от стандарта 2004 года. Помимо предметных, теперь учитель должен обеспечить и новые результаты: личностные и метапредметные.

 Слайд 12. Работа по формированию универсальных учебных действий начинается с 1 класса. Учителя проводят стартовую диагностику готовности к обучению. Это позволяет  определить уровень развития, на котором находятся дети и выстроить для каждого ученика свою формирующую программу.

Слайд 13. Планируя систему работы по достижению результатов, учителя разработали систему контроля и оценки. Контроль как в традиционных формах, так и в новых. В конце учебного года в классах, работающих по ФГОС,  проводится комплексная контрольная работа, включающая задания различного уровня сложности и позволяющая установить уровень владения обучающимися основными общеучебными умениями, которые помогут ученику успешно продвигаться в освоении учебного материала.

Слайд 14. Совершенно новым инструментом для оценки динамики образовательных достижений ученика является Портфолио.  

Так, например, по результатам всех работ, выполненных учеником,  и анализа ученического Портфолио делается вывод об  уровне  подготовки выпускника начальной школы  и возможности его обучения в основной школе.

Слайд 15.  По результатам работы нашей школы по новым стандартам можно отметить следующее:

  • концептуальные идеи ФГОС, заложенные в основу обучения  и развития школьника,  востребованы  в  условиях нашего образовательного учреждения;
  • педагоги начальной и основной  школы умеют применять на практике различные инновационные технологии;
  • родители положительно относятся к введению внеурочной деятельности в рамках ФГОС;
  • модернизация структуры и содержания образования, педагогических технологий, существенно повысила эффективность функционирования и развития образовательного учреждения.

         Слайд 16. Подводя итоги  по  работе по новым образовательным стандартам, мы считаем, что нашей школой проделана большая  работа по внедрению ФГОС, но требования стандартов реализованы не в полном объеме. Можно выделить следующие проблемные моменты:

- кадровое обеспечение - укомплектованность кадрами, имеющими необходимую квалификацию (отсутствие в школе психолога, социального педагога, логопеда);

- материально-техническое оснащение: не все кабинеты оснащены современной техникой, которая бы позволяла более качественно построить процесс обучения и помогать учителю в оперативной обработке материалов и ведению мониторинга по развитию у ребёнка универсальных учебных действий;

- организация внеурочной деятельности: неширокий спектр дополнительных образовательных услуг;

- здоровье обучающихся: как отразится введение 30 часов пребывания в школе на здоровье нынешнего поколения? Многим из них нужен дневной отдых, тишина. Введение новых дисциплин способствует дополнительной нагрузке на обучающихся.

            Слайд 17.  Необходимо:

1. Продолжать оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с Требованиями   ФГОС.

     2. Привести в соответствие с требованиями ФГОС все нормативно-правовые документы.

     3.   Продолжать пополнение школьной библиотеки учебниками по всем учебным предметам учебного плана.

    4. Проводить мониторинг  изучения  мнения родителей по вопросам введения ФГОС.

     5. Взять на контроль работу учителей начального и среднего звена по формированию метапредметных и предметных умений.

Слайд 18. Спасибо за внимание!

Желаю, уважаемые коллеги, творческих успехов Вам и Вашим ученикам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики в соответствии с требованиями стандартов нового поколения»

Учителя-практики в своей повседневной деятельности опираются не только на достижения передовых педагогических технологий, труды учёных, учителей-новаторов, но и на свой многолетний личный опыт препода...

«Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания и его роль при переходе на стандарты нового поколения»

Доклад о компетентностном подходе в преподавании истории и обществознания и его роли при переходе на стандарты нового поколения....

«Освоение стандартов нового поколения как условие повышения качества образования по английскому языку».

Современная школа заставляет решать непростые задачи. Одна из них  «Освоение стандартов нового поколения как условие повышения качества образования по английскому языку»....

Формирование УУД по иностранному языку в рамках реализации задач Стандартов нового поколения

Цель: ознакомить учителей с понятием и характеристиками УУД в рамках требований Стандарта нового поколения по предмету «иностранный язык»Задачи:познакомить с понятием, функцией, видами, характеристика...

Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.

Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’...

«Стандарты нового поколения и новые возможности школьного образования»

Нынешнее поколение школьников учится в образовательных учреждениях по не так давно принятым образовательным стандартам нового поколения. С 2009 года учащиеся начальной школы – с 1 по 4 классы ...

Современный урок с позиции стандартов нового поколения: изучение инновационного педагогического опыта, новых методов и приемов обучения.

Инновационное образование модель образования, ориентированная преимущественно на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе добровольн...