Публикация на сайте infourok.ru "Планирование инновационной работы учителя"
статья по теме
Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности. В данной статье раскрываются три основных составляющих готовности учителя к инновационной деятельности: мотивация, комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях и компетентность в области педагогической инноватики. В заключении статьи приводится тест на проверку готовности учителя к внедрению инновационной деятельности в педагогический процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_innovatsionnoy_raboty_uchiteley.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
заместителя директора по НМР Кириченко В.Ю.
Планирование инновационной работы учителей
Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности.
Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.
Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей. Участие в инновационной деятельности может восприниматься:
- как способ получения дополнительного заработка;
- как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия;
- как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег;
- как выполнение своего профессионального долга;
- как способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития.
Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности учителя к инновационной деятельности с точки зрения его направленности. Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.
Направленность учителя на развитие своих профессиональных способностей и на достижение как можно лучших результатов – необходимое условие приобретения инновационной деятельностью смысла ценности и цели, а не средства для реализации каких-то других мотивов. Без осознания участия в инновационной деятельности, как ценности для себя лично, не может быть и высокой готовности к этой деятельности.
Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, иначе, о всем том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. Чувствительность учителя к проблемам определяется прежде всего тем, как он понимает цели школьного образования вообще и из них выводит требования к результатам своей
работы. Если эти требования не будут соответствовать самым высоким стандартам, то и проблем в результатах своей работы учитель видеть не будет. Точно так же учитель, слабо ориентированный в инновационных моделях образования и инновационных программах и технологиях, не
будет видеть и недостатков педагогической системы школы и своей практики, и возможностей их устранения.
Но недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Чтобы учитель мог хорошо ориентироваться в пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности должно быть не только актуальным, но и реалистичным, т.е. соответствующим реально существующим в нашей условиям.
Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогической инноватики. Учитель, хорошо подготовленный к инновационной деятельности в этом аспекте:
- владеет комплексом понятий педагогической инноватики;
- умеет изучать опыт учителей-новаторов;
- умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения;
- умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;
- умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;
- умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов.
Таким образом, общий уровень готовности учителя к инновационной деятельности зависит от трёх составляющих его компонентов:
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.
Для определения уровня готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности, был апробирован специально разработанный тест готовности учителя к инновационной деятельности:
Тест для учителей
«Готовы ли Вы к инновациям?»
- Есть у Вас интерес к инновациям в педагогической деятельности?
- да,
- нет,
- частично.
2. Чувствуете ли Вы себя готовыми к освоению новшеств?
- Да,
- нет,
- частично.
3. Существуют ли в Вашей школе условия для развития инновационной деятельности?
- Да,
- нет,
- частично.
4. Отметьте главную, по вашему мнению, причину, являющуюся препятствием для Вас в освоении и разработке новшеств:
- слабая информированность о нововведениях в образовании;
- отсутствие необходимости заниматься новым, поскольку традиционная методика дает достаточно эффективные результаты;
- сила привычки: меньше времени и сил требуется для работы по известному и привычному;
5. Отметьте главную причину, чем привлекательна для Вас инновационная деятельность:
- интересно создавать что-то свое, необычное и лучше, чем было;
- в новшествах полнее реализуешь свой опыт, силы и способности;
- возрастает самоуважение, формируется новый взгляд на себя.
6. Отметьте главное, по Вашему мнению, внутреннее противоречие, которое возникает при создании или применении нового:
- новые идеи практически трудно реализовать;
- неизбежны ошибки, неудачи, а это неприятно;
- неизбежны потери времени для работы по-новому:
7. Каким образом, по Вашему мнению, инновационная деятельность воздействует на мотивацию учителей к повышению профессионального мастерства:
- способствует самообразованию;
- разрабатываются новые формы деятельности;
- разрабатывается методическое и дидактическое обеспечение урока;
8. Ваше отношение к введению 12-летней системы обучения:
- положительное
- отрицательное
- затрудняюсь ответить
Оценочная шкала:
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Вариант ответа | ||||||||
А | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
В | 1 | 1 | 0 | 0 | 3 | 0 | 3 | 0 |
С | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4- 9 баллов. Низкая степень готовности
9-14 баллов. Средняя степень готовности
15-20 баллов. Высокая степень готовности
Таким образом, результаты анкеты показывают в целом уровень готовности коллектива к внедрению новшеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).
Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....
Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).
Представлен результат совместной работы двух специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием...
свидетельство о публикации материала на сайте infoUrok.ru
презентация по подготовке к ЕГЭ по обществознанию...
Свидетельства о публикации на сайте infourok
Методические разработки...
Публичная презентация результатов педагогической деятельности и инновационной работы учителя начальных классов
Представленный материал содержит презентацию опыта педагогической и инновационной деятельности учителя начальных классов, в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоров...
Проект. Веб-конструирование. Создание и публикация собственного сайта.. Публичная ссылка на сайт https://larisavb.github.io/moy-proekt
Конструирование сайта на языках HTML, CSS, JavaScript...
Презентация результатов педагогической деятельности и инновационной работы учителя истории Бодрой Екатерины Анатольевны
презентация результатов педагогической деятельности и инновационной работы учителя истории...