МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ.
статья по теме

Соколова Валентина Андреевна

Размещаю материал о реализации средового подхода в общеобразовательной школе.Акценты в публикации:создание предметно-средовых секторов ,экслюзивно-эстетическая и коммуникативная характеристика среды,описание некоторых культурных ниш,созданных в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

МОДЕЛИРОВАНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  СРЕДЫ  ШКОЛЫ

Будущее  нельзя  предвидеть,  но  его  можно  изобрести.

                                                                                               Д.Габор

   Дети  должны  жить  в  мире  красоты,  игры,  музыки,  рисунка,  фантазии  и

       творчества.

                                                                                  В.А.Сухомлинский

 

       Проектирование, конструирование и создание развивающей образовательной среды – это инновация, необходимая современной школе. В результате многолетней работы по реализации средового подхода в школе удалось создать эксклюзивно-эстетическую, технически-модернизированную, информационно-насыщенную, здоровьесберегающую, безопасную, творческую образовательную среду. Третий учебный год школа работает над совершенствованием коммуникативного компонента образовательной среды. Одним из интересных направлений этой деятельности является  создание своеобразных культурных «ниш», конкретного пространства возможностей, которые позволяют, с одной стороны, удовлетворять детские потребности, а с другой - получить образовательный эффект в зависимости от поставленных целей и организованного процесса. Среда обогащает, развивает, облагораживает, объединяет, оздоравливает, воспитывает, учит навыкам общения, даёт опыт творческо-созидательной деятельности. Первый шаг по организации творческой коммуникативной ниши в стенах школы – это открытие музея детского творчества «Золотая лестница» в 1997году, как продукта  коллективного  проекта  обучающихся,  педагогов и  родителей школы. Таких предметно-средовых секторов в школе создано уже много. Например, многофункциональный школьный двор. Результатами реализации школьного проекта «Красивый школьный двор в прекрасном городе» (руководитель проекта Усанова Н.А.) являются цветущий двор с красивыми яркими клумбами, с разнообразными в них цветами, возможность проведения практических работ по предметам  ознакомление с окружающим миром и биология, организация природоведческих экскурсий для учащихся школы, большое поле деятельности для конструирования индивидуальных,  групповых  общешкольных проектов, и, просто комфортная релаксационная территория для всех участников образовательного процесса. Действительно, наш двор с большим количеством зеленых насаждений и цветов – маленький цветущий уголок природы  в центре Санкт-Петербурга. В реализации данного проекта принимают участие все классные руководители школы, обучающиеся и определённая часть родителей. Доказательство многофункциональности школьного двора:

  •  праздники «День знаний», «Последний звонок», «Вручение аттестатов об окончании школы», «День любви, семьи и верности», «Олимпийские игры местного значения», «Ёлка на снегу» проходят только на территории двора школы,
  •  организация  конкурсов рисунков на асфальте, конкурса украшения общешкольного праздника,
  • проведение осенних и весенних пленэров,
  • реализация различных акций, например, «Виват, олимпиаде в Сочи!», «Дорогою добра», «Мы поддерживаем пара-олимпиаду в Сочи», «Школе 75 лет»,
  • нормой для школы является проведение осенних и весенних субботников по благоустройству школьного двора,
  • проведение занятий по физической культуре на оборудованной во дворе спортивной площадке,
  • организация прогулок, игр на свежем воздухе в рамках работы группы продленного дня,
  • первые уроки любования живой природой учителя начальной школы проводят в школьном дворе,
  • размещение рекламных баннеров, например, «О наборе учащихся в школу»,  «О вечере встречи с выпускниками школы», «Поздравление с началом учебного года», «Поздравление с праздником Победы в ВОВ», «Поздравление с Днем города,
  • школьный двор – удобная территория для проведения музыкально-танцевальных флэшмобов,
  • на территории школьного двора могут размещаться временные выставки художников (например, выставки малых скульптурных форм, выставки деревянного зодчества и др.),
  • в 1995году во дворе школы состоялась презентация выставки современного искусства «Коммуникация», организованная искусствоведом Русского музея Марией Тереней.

         На первом этаже школы нам удалось создать комфортную образовательную зону для детей – эстетическую галерею «Античность». Оригинальный дизайн интерьера, размещённые вдоль окон, в простенках,  гипсовые скульптуры Юноны, Зевса, Давида Флорентийского и Геракла, колонны в помещении, работа Рафаэля "Афинская школа" с изображенными на ней Пифагором, Евклидом, Аристотелем, Рафаэлем, Македонским, Диогеном Птолемеем, Леонардо да Винчи, Сократом и др., картина Тьеполо,   Джованни   Баттиста     "Меценат представляет императору Августу  свободные искусства", аллегорическая картина «Апофеоз Гомера» Жана Огюста Доминика Энгра (Ingres), (1780-1867), французского живописца и музыканта, в которой художник свел воедино мыслителей и философов, писателей и поэтов, художников и композиторов всех времён - всё это вместе создает ауру образования. Именно здесь проводятся литературные чтения, авторские музыкальные концерты школьников, подводятся итоги "Олимп 174",       праздник "Музыкальные перемены", искусствоведческие чтения, историко-искусствоведческие конференции, исторические рассказы по размещённым здесь картинам и скульптурам.  "Благо, даруемое искусством, не в том, чему мы научимся, а в том, какими мы, благодаря ему,  становимся ." Уайльд О.

       Каждый ученик нашей школы прежде, чем подняться по лестнице к учебным кабинетам, видит картину замечательного художника Жана Оноре Фрагонара "Читающая девушка". Эта работа в нашей школе относится к разряду главных, так как входит в перечень полотен проекта "ОСВОЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО КАРТИНАМ ШКОЛЬНОЙ ГАЛЕРЕИ". Именно в уголке "Читающая девушка" проходят награждения по итогам литературных чтений, победителей олимпиад по литературе, по этой работе дети пишут сочинения, проводятся искусствоведческие чтения и др. Есть новые идеи по развитию этого средового образовательного сектора школы.

   Завершён только первый этап реализации общешкольного проекта "Предметно-средовые секторы школы". На первом этапе созданы секторы: эстетическая галерея "Античность", уголок "Читающая девушка", пиар-холл школы, экспозиция "Семейные ценности", уголок "Устный счёт в школе Рачинского", школьный музей детского художественного творчества "Золотая лестница", экспозиция «В гостях у сказки", музейная экспозиция детского декоративно-прикладного творчества "Семья", эстетическая галерея "Времена года", экспозиция "Ценности образовательной программы школы и школьная картинная галерея", музыкальные зоны школы, музейная экспозиция "В память о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.", пиар-окна, пиар-подиум, дефиле-коридор, экспозиция «Семейный портрет», экспозиция «Женский портрет» и другие.

      Уроки - важная составляющая школьной образовательной среды.  Наиболее интересное из вариантов модернизации образовательной среды в    учебном процессе – это уроки «без границ».

Все характеристики образовательной среды нашего учреждения соответствуют и уроку. Поэтому у нас урок здоровьесберегающий, развивающий, ИКТ-насыщенный, технически оснащенный, личностно-ориентированный с диалоговой коммуникацией.

        Все кабинеты в школе оснащены современным учебным оборудованием: интерактивная классная доска, компьютер, принтер, автоматизированное рабочее место учителя. Кроме того, в кабинетах начальной школы есть документ-камера и организована игровая зона отдыха, в кабинете ОБЖ – специальное оборудование и лазерный тир, в кабинете английского языка – оборудование для пения караоке на английском в контексте учебной программы, в кабинете ИЗО и черчения – интерактивные планшеты и мольберты, в кабинетах физики, химии, биологии – современное лабораторное оборудование, в кабинете музыки – фортепиано и свирели, в кабинете истории – музейная экспозиция «В память о Великой Отечественной войне», в кабинете физики и математики – персональные ноутбуки.

          Все учителя школы владеют и используют в образовательном процессе современные, соответствующие возрастным особенностям, образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.

       Проектно-исследовательские технологии наиболее эффективно используются на предметах география, биология, физика, английский язык и на уроках в начальной школе. Наиболее интересные проекты: «Музей розового слона» (3 класс, учитель Челнокова И.П.), классный музей «Литературный герой» - игрушки из квиллинга (2 класс, учитель Смирнова О.В.), театр «Ступени» (3 класс, учитель Челнокова И.П.), журнал «Филология, любовь моя» (учитель Николаевская Т.В.).

Часть уроков по учебному плану проводится вне учебного кабинета:

  • по предметам чтение и литература в специально организованных предметно-средовых секторах школы: «Читающая девушка», «В гостях у сказки», «Наш Пушкин», в артгалереях «Времена года» и «Цветы», в пиар-холле школы, в кабинете директора. Литературные чтения проводятся у памятника С. Есенину в Таврическом саду, у памятника И.А. Крылову в Летнем саду, у памятника А.С. Пушкина в Лицейском садике;
  • по предметам история, мировая художественная культура проводятся историко-искусствоведческие чтения и конференции в школьной картинной галерее, в Эрмитаже и в парках пригородов Санкт-Петербурга (Екатерининский, Павловский, «Дубки» и др.);
  • уроки физической культуры проводятся в оборудованном спортзале, на спортивной площадке школы в сентябре и мае, а зимой – на лыжах в школьном

дворе;

  • уроки обществознания часто проходят за круглым столом в библиотеке школы в форме дебатов и дискуссий;
  • в предмет история и культура Санкт-Петербурга включена историческая архитектура для проведения поисково-исследовательской деятельности: «Дом и конюшни героя Крымской войны генерала Д.П. Григорьева», «Храм Николая II, царя-страстотерпца», «Смольный собор», «Таврический дворец», «Архитектура в Садах Смольного», «Генеральский дом - Суворовский проспект, д.61». По результатам деятельности учащиеся проводят экскурсии;
  • для уроков изобразительного искусства характерны тематические мастер-классы, пленэры в школьном дворе, в Таврическом саду, в Садах Смольного и в парках пригородов;
  • уроки математики часто проходят в компьютерном классе для обеспечения индивидуализации обучения;
  • по географии и биологии задуманы проекты, способствующие повышению мотивации учения и имеющие практическую направленность: «Природные достопримечательности Ленинградской области» - Дудергофские высоты, Линдуловская роща, остров Коневец, пещеры, гатчинские гейзеры, устье реки Лавы, Приоратский дворец и парк, парк Монрепо и др.;
  • по истории предусмотрены проекты, формирующие у обучающихся универсальные учебные действия, повышающие их желание учиться и имеющие большой воспитательный потенциал: «Кронштадт – город воинской славы», «Может ли Сестрорецк быть городом воинской славы?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-образовательная среда школы

«Информационно-образовательное пространство школы как сфера профессионального становления педагога»             В соответствии  с...

Влияние образовательной среды школы на формирование картины мира ребёнка.

В статье даётся оббщения опыта работы по заявленной теме....

«Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ как компонент образовательной среды школы»

Здоровье человека – тема актуальная для всех времен, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние российских детей вызывает тревогу. Поэтому о...

Доклад на тему: «Информатизация образовательной среды школы»

Информатизация образования, как и информатизация общества, претерпевает бурное развитие. Сейчас редкая школа не использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии в образователь...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.

Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...