УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДИРЕКТОРА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Пагнаева Елена Александровна,
кандидат педагогических наук,
директор МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска
МБОУ СОШ № 75 – это второй дом для 723 обучающихся в основном корпусе и 233 обучающихся в филиале, и мы стремимся облагораживать и улучшать жизнь в нашем общем доме! Деятельность любого образовательного учреждения в современных условиях невозможно без постоянного совершенствования его деятельности: ежегодно изменяются требования к результатам и условиям образования со стороны потребителей (обучающихся и родителей), создаются условия для общественного участия в управлении образованием, складываются конкурентные отношения между образовательными учреждениями, повышается автономия школ и многое другое.
И сегодня новый директор новой школы – это не просто директор. Уникальность этой управленческой деятельности, с одной стороны, в том, что новая школа не только стремится оказывать «социально значимую услугу высокого качества», но и в особенностях взаимодействия субъектов внутри самой школьной системы: наши сотрудники – это не только учителя и учебно-вспомогательный персонал. Сотрудники новой школы – это дети и их родители, только вместе с которыми мы можем самым эффективным образом реализовывать весь комплекс стоящих перед школой задач, воплощать проекты и программы, совершенствовать школьную жизнь. Эти поистине огромные человеческие ресурсы – многогранная живая энергия, постоянно трансформирующая школьную жизнь и преображающая саму себя!
Центральной идеей в условиях такой совместной жизнедеятельности становится не только предоставление высококачественных образовательных услуг, но и идея взаимного развития каждого участника образовательного процесса и всей внутришкольной системы посредством единства таких важнейших факторов развития, как человеческие, финансовые и организационно-управленческие ресурсы.
На мой взгляд, управленческая позиция директора новой школы сегодня должна быть направлена на обеспечение единства идей, целей, деятельностных установок, внутренней готовности обучающихся, учителей, родителей и социальных партнеров к само- и взаиморазвитию в условиях модернизационных процессов, к развитию той образовательной среды, в которой они находятся в условиях оптимизации имеющегося комплекса ресурсов при обязательном стремлении к максимизации результатов деятельности.
Мне близок концептуальный подход, ориентирующий на то, что «внутри» школы нет собственно «клиентов» или «потребителей услуг» в привычном для рыночной структуры экономики восприятии, а есть ежедневное, ежечасное сотрудничество в поиске индивидуальных решений возникающих трудностей, актуализации и выявления уникальности каждого, гармоничного согласования ожиданий, мнений и направлений деятельности множества участников образовательного процесса, что значительно повышает качество, эффективность и результаты совместного труда, формирует ситуацию успеха и дарит радость. Вследствие чего человеческие, финансовые и собственно организационно-управленческие ресурсы целесообразно рассматривать в комплексе, целостность которого и обеспечит реализацию всех ожиданий и запросов заказчиков и потребителей образовательных услуг. Позднее мы покажем, каких значимых результатов деятельности школа смогла добиться сочетанием различных групп этих ресурсов.
Новые стандарты и процессы модернизации обогатили современную школу не только высокотехнологичным учебным оборудованием и новыми программами. Самое важное для меня, как для директора школы, то, что они закрепили идею образования через всю жизнь, как для учеников, так и для учителей, идею развития нравственного, культурного, ответственного, здорового, творческого, инициативного и компетентного гражданина России.
Именно эта высокая концептуальная установка сегодня является фундаментом и ориентиром управленческой деятельности директора новой школы, ставшей центральным звеном в обеспечении государственных гарантий на достойную жизнь и счастливое будущее наших детей.
Всем уже очевидно, что школа третьего тысячелетия – это уже не только школа знаний. Это школа, создающая нашим детям комплекс условий для формирования у них культуры эффективной жизнедеятельности.
Именно культура эффективной жизнедеятельности, которую мы можем формировать у наших воспитанников, складывается из высокой социальной мобильности, готовности к восприятию нового, понимания ценности познания и актуальности непрерывного образования и самообразования, умению сотрудничать, планировать и достигать результатов, высокого уровня общей и интеллектуальной культуры, определения и развития своих способностей, ценностного отношения к своему здоровью и окружающей среде, является для меня, как для директора школы, ведущим мотивом профессиональной управленческой деятельности.
Мое убеждение состоит в том, что современная школа должна стремиться к созданию всего комплекса условий, гарантирующего нашим выпускникам успешную, социально гармоничную и высокорезультативную жизнедеятельность, максимально используя множество возможностей и ресурсов, предоставляемых современной жизнью.
В контексте системных преобразований и инновационного пути развития, по которому уверенно идет российская школа, в условиях приоритетов национальной политики и модернизационного климата, благоприятных для осуществления перехода общеобразовательного учреждения в новое качество, в МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска сплоченный коллектив единомышленников в течение трех (с 2011 года) лет реализует организационно-управленческую концепцию, которую нами принято называть «Школа – культурно-образовательный центр».
По нашему убеждению, эффективность использования финансовых средств в управлении школой, многократно увеличится именно при опоре на концептуальных подход в организации деятельности и будет способствовать дальнейшему увеличению финансовых ресурсов для развития учебного заведения. Ниже мы постараемся продемонстрировать это гипотетическое положение комплексом фактов и достигнутых результатов трехлетней работы в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 75 г.Челябинска.
Динамика темпов общественно-государственного и промышленного развития задает нашей школе сверхдинамику в формировании комплекса условий для обеспечения деятельности, в деле трансформации профессионального сознания и освоения новейших информационно-коммуникационных и педагогических технологий, переосмысления роли родительской общественности и ученического сообщества как активных субъектов-сотрудников-соучастников-соратников. Данные процессы, положенные в основу развития нашей школы, мы видим возможным осуществлять именно в ценностном поле культуры при максимальной и разумной активизации всего комплекса человеческих, финансовых и управленческих ресурсов.
Наше видение школы, основанное на внутришкольной политике в области качества, выражено в триедином комплексе векторов – достигнутых на сегодняшний день и признанных муниципальным педагогическим сообществом, родительской общественностью и социальными институтами результатов:
• МБОУ СОШ № 75 – это организация, занимающая устойчивые позиции в деле реализации образовательных программ;
• МБОУ СОШ № 75 – это команда высококвалифицированных специалистов, реализующих государственный (муниципальный) и общественный заказ посредством динамичной качественной работы с использованием инновационных педагогических и управленческих технологий по всем образовательным программам и направлениям деятельности;
• МБОУ СОШ № 75 – это комфортная и развивающая среда для жизнедеятельности всех участников образовательного процесса.
Таким образом, внутришкольная политика в области качества направлена на обеспечение высокого уровня общего образования, условий развития личности обучающихся и является главной целью всех сотрудников МБОУ СОШ № 75.
Долгосрочной стратегией школы является непрерывное повышение качества и разнообразия предоставляемых услуг в области образования, а также дальнейшее формирование благоприятной для развития каждого участника образовательной среды в условиях оптимизационных процессов в формировании ресурсной базы при обязательной максимизации и преумножению результатов совместной деятельности.
Системная деятельность по реализации миссии и стратегических целей развития позволила школе в течение трех лет (с 2011 года) оказаться в числе лидеров в субмуниципальной и муниципальной образовательной системе по ряду таких показателей, как:
• качество сдачи ЕГЭ (4 место);
• золотые и серебряные медалисты (2-3 человека ежегодно);
• уровень квалификации педагогических кадров (1 место);
• конкурсные воспитательные и спортивные мероприятия (1 место в 40%, 2 и 3 места в 30% мероприятий, то есть выиграть или занять призовые места в 70% конкурсов и соревнований);
• стабильное участие школьников в региональном туре всероссийских олимпиад;
• первенство в районе в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?»
• лидерство в интернет-турнире школьных команд в 2012 году по г. Челябинску;
• в школе эффективно функционирует единственный в Уральском федеральном округе Музей бывших малолетних узников фашистских концлагерей и Мемориал памяти бывших малолетних узников фашистских концлагерей, проводится грандиозная общественная работа по сбору материалов и подготовке выставок, презентационных мероприятий;
• динамика увеличения показателя результативности в олимпиадах регионального уровня составила + 65 % на конец 2013 года.
Анализ результатов всероссийской и областной олимпиады школьников, проведенный Управлением образования Ленинского района г. Челябинска, показал, что в МБОУ СОШ № 75 число участников муниципального этапа – победителей районного этапа увеличилось в 3,5 раза. Это наибольший показатель динамики развития олимпиадного движения среди школ Ленинского района (увеличение показателя на 75% в сравнении с подобным показателем в 2011-2012 учебном году).
В 2011-2012 гг. создана и эффективно функционирует система по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся на территории школы (видеонаблюдение).
По итогам деятельности в 2012 году школе была присуждена номинация «Прорыв года».
По итогам общероссийского рейтинга школьных сайтов нам было присвоена категория «Высокий уровень сайта».
МБОУ СОШ № 75 является единственным учреждением системы образования Ленинского района г. Челябинска, разработавшим и эффективно реализующим Систему электронного мониторинга развития образовательной среды, являющуюся авторским проектом творческой группы педагогов школы и программистов. Данный комплексный мониторинг представляет собой интернет-систему организации, сбора, хранения, обработки и анализа информации о школе, обеспечивающую непрерывное отслеживание ее состояния и прогнозирование ее развития, в том числе и в части введения и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Мониторинг ориентирован на информационное обеспечение управления развитием МБОУ СОШ №75 в части распределения информационных потоков и выстраивания прогноза тенденций развития и принятия на их основе обоснованных управленческих решений.
Уникален опыт сотрудничества МБОУ СОШ № 75 с социальными партнерами-учреждениями культуры и искусства Челябинской области. Так, благодаря взаимодействию с представителями Челябинского отделения Союза художников России стены школы превратились в «галерею», где нашли место десятки работ челябинских мастеров – членов Союза художников России. Прекрасной традицией, собирающей вместе школьников, родителей, учителей, жителей района, ветеранов стали весенние концерты оркестра духовых инструментов Южно-Уральского государственного института искусство им П.И. Чайковского, проходящие в теплые дни апреля на школьном дворе.
Но главное, по моему мнению, стратегическое достижение – это трансформация образа школы и повышение общественного рейтинга: дети, учителя и родители сегодня с гордостью говорят, что они учатся или работают в школе № 75!
В основу такого «прорыва» был положен коммуникативно-развивающий принцип: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему». Нельзя просто предъявить ученикам или педагогам установку «стань лучше» и рассчитывать на положительный воспитательный результат.
Задача стояла принципиально иная – показать ученикам, учителям и родителям, что школа любит и дорожит ими. Дети и взрослые должны были искренне поверить в нашу новую 75-ю школу, принять ее не только как место учебы или работы, но и как значимую и, надеемся, для многих прекрасную часть их жизни!
Мы понимали, что даже школьные стены могут и должны воспитывать. После летних каникул в сентябре 2012 года вместо унылых серых стен с облупившейся штукатуркой и деревянных лавок детей встретил светлый холл с кожаными диванами, больше похожий на музей или галерею с писанными маслом картинами в багетах и инструментальной музыкой на переменах.
За период с 2011 года по настоящее время были полностью отремонтированы:
• «тамбур» школы;
• все лестничные марши;
• поменяно 60 дверей (92 %);
• заменено 88 погонных метров перил (100%);
• установлено 102 евроокна (76%)
Украшением не только школы, но и микрорайона стала керамическая мозаика на входной части фасада здания, появление которой стала возможной благодаря сотрудничеству с Челябинским государственным техникумом торговли и художественных промыслов, студенты которого проходили практику на базе школы.
В началу 2012-2013 учебного года произведен капитальный ремонт кровли и фойе.
Повышению комфортного пребывания учащихся способствовало приобретение 8 диванов в 4 рекреации на 2-м и 3-м этажах, а также 2 угловых диваном в школьном тамбуре.
Полностью отремонтирован и ждет своего открытия актовый зал, оформленный в классических традициях концертных помещений и вмещающий более 250 человек.
Осуществление благоустройства школы в таких внушительных масштабах произошло вследствие сбалансированного сочетания различных групп поступления денежных потоков – как со стороны бюджета Челябинской области и города, так и со стороны самого социума.
О значительном доверии к концепции «Школа - культурно-образовательный центр» и заинтересованности в развитии МБОУ СОШ № 75 со стороны заказчиков образовательного процесса, социальных партнеров и шефов свидетельствуют внушительные цифры динамики привлечения внебюджетных денежных средств:
• на начальном этапе работы по преобразованию внутришкольной образовательной среды в 2011 году было привлечено 732 тысячи рублей;
• в 2012 году эта цифра увеличилась в 2,5 раза и составила 1 миллион 858 тысяч рублей;
• по итогам 2013 года привлеченные внебюджетные денежные средства, в том числе и заработанные в результате платных образовательных услуг, увеличились по сравнению с 2011 годом почти в 6 раз и составили 4 миллиона 160 тысяч рублей.
Дальнейшая работа по повышению роли социума в поддержке и финансировании значимых для школы проектов развития и благоустройства нам видится в продолжении политики предоставления качественных, востребованных платных образовательных услуг высокопрофессиональным педагогическим коллективом.