Перспективный план развития библиотеки МКОУ СОШ № 14 на 2014-2018 гг.
рабочая программа по теме

Алимет Юнусовна

Саидова А.Ю. Перспективный план развития библиотеки  МКОУ СОШ № 14 на 2014-2018 гг. Программа посвящена основным проблемам школьной библиотеки в современном мире. Предлагается большой перечень актуальных вопросов о проблемах библиотеки, говорится об их влиянии на личность. А также затрагиваются пути и методы решения этих проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 5

к приказу № 192 от 05.06.2014 г.

Утверждаю:

Директор МКОУ СОШ № 14

_______________ Г.И. Чирва

Перспективный план развития библиотеки                          МКОУ СОШ № 14

на 2014-2018 гг.

Школьная библиотека – первая общедоступная библиотека для детей, фундамент всей библиотечной системы, призванная выполнять информационную, культурную, досуговую функции. Кроме этого школьная библиотека –                          это неотъемлемая часть системы образования.

Ее социальная роль предполагает:

  • Концентрацию документальных источников образования на традиционных и электронных носителях. Предоставление доступа к удаленным ресурсам                         образования;
  • Приобщение школьников к чтению, как к основному виду познавательной        деятельности, форме проведения досуга.  Содействие в приобретении навыков самообразования учащихся, получение доступа к ресурсам образования всем членам педагогического сообщества;
  • Способствовать учебному процессу.
  • Формирование информационной культуры личности, помощь в адаптации школьников к условиям жизни в современном информационном обществе.

Цели, задачи и направления модернизации библиотеки МКОУ СОШ № 14                на период до 2018 года.

Основная цель развития библиотеки –

  • создание информационно-библиотечной среды как основы для развития творческого мышления, формирования информационной культуры личности,                гражданского и патриотического самосознания…,
  • оперативное удовлетворение информационных потребностей читателей                           школы,
  • воспитание и закрепление у школьников привычки к чтению, руководства          чтением, желанию пользоваться библиотеками на протяжении всей жизни,
  • содействие и помощь  в развитии творческих способностей детей, формировании  духовно богатой, нравственно здоровой личности, 
  • реализация информационного процесса в школе, содействие самообразованию учащихся, учителей с использованием, как собственных ресурсов, так и                       ресурсов других библиотек и систем.

Для того чтобы реализовать эти цели предполагается решить следующие               задачи:

  • Создание предпосылок для развития и саморазвития школьников, вовлечения их в проектную и исследовательскую деятельность.
  • Формирование качественных книжных фондов. Оказание качественных                    библиотечных услуг.
  • Поддержка и развитие чтения, путем различных форм пропаганды книг и                    чтения.
  • Помогать приводить в соответствие техническое оснащение и уровень                         информации школьных библиотек все возрастающим требованиям современного образования.
  • Организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности и информационной культуры школьников, как обязательного условия обучения в течение всей жизни.
  • Координация и кооперация своей библиотечной деятельности с другими школьными и детскими библиотеками района.
  • Переподготовка и повышение квалификации в соответствии с требованием времени.

Для решения поставленных задач можно выделить следующие направления деятельности:

Основные направления деятельности:

  • формирование фонда в соответствии с реализацией задач в рамках приоритетного национального проекта «Образование», ФГОС;
  • внесение школьной библиотеки в соответствующие образовательные проекты, разрабатываемые школой;
  • пересмотр имеющейся документации, регламентирующей деятельность библиотеки в соответствии с Уставом и задачами школы;
  • расширение объема ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий;
  • выделение в статьях сметы школы отдельных строк на финансирование                  деятельности библиотеки;
  • закрепление в Устав школы обязанность учредителя гарантированно осуществлять обновление фонда художественной литературой;
  • переподготовка и повышение квалификации библиотечных кадров, совершенствование управления библиотекой.

Основные задачи работы библиотеки:

  • Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем                библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся, родителей и педагогического коллектива школы.
  • Формирование у учащихся информационной культуры, любви к книге,                   культуры чтения, умения и навыков независимого библиотечного пользователя, психологическая поддержка читательской деятельности.
  • Совершенствование библиотечных технологий.
  • Целенаправленное информирование по проблеме гуманизации образования, саморазвития достоинства личности ребенка.
  • Внедрение дифференцированно-ориентированных методов и форм обслуживания читателей;
  • Постоянное изучение информационных потребностей педагогов и учащихся                       с целью эффективного формирования информационного массива;
  • Дальнейшая компьютеризация библиотечного процесса, расширение Банка      педагогической информации, формирование и пополнение электронного                          каталога;
  • Повышение эффективности внутрибиблиотечной работы.
  • Списывать и изымать ветхую, морально устаревшую литературу.
  • Дальнейшее комплектование фонда, формирование медиацентра.

Медиацентр – это информационный центр школы для свободного доступа, как учащихся, так и учителей к информационным (образовательным) ресурсам.

Библиотечный медиацентр решает такие задачи, как:

  • работа по созданию и поддержке электронного библиотечного каталога;
  • консультирование учителей, учащихся по использованию ресурсов Интернет;
  • публикации информации о новых поступлениях;
  • использование информации, размещённой в сети Интернет для пополнения фонда библиотеки.

Анализ текущего состояния библиотеки

Библиотека является одним из важнейших структурных подразделений школы, которое обеспечивает информацией учебный, научно-исследовательский и культурно-просветительский процессы школы.

Определение стратегии развития библиотеки обусловлено изменениями, произошедшими в обществе. В настоящее время информационно-библиотечное обслуживание в ОУ перестает быть только приложением к различным образовательным программам. С его помощью каждому пользователю предоставляется возможность самостоятельно получать знания, необходимые для изучения                      избранного вопроса, повышать квалификацию, расширять кругозор. Компьютеризация библиотеки способствует решению этих проблем оперативного, всестороннего обеспечения научно-методической, справочной, библиографической и нормативной информацией.

Важными факторами воздействия внешней среды на развитие Библиотеки являются:

  • динамичное развитие школы, расширение области исследований;
  • внедрение профильной и дистанционной систем обучения;
  • акцент на самостоятельную работу учеников;
  • активное внедрение компьютерных технологий;
  • увеличение и расширение спроса на информационно-библиотечные ресурсы.

 Одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки является внедрение новых информационно-коммуникационных технологий.

Цель данной деятельности – повышение эффективности работы библиотеки.

Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

Повышение квалификации библиотекаря;

Повышение интереса читателей;

Расширение материально-технической базы библиотеки;

Мониторинг деятельности.

Достижение цели реализуется через систему мероприятий:

Основные мероприятия

  1. Формирование фонда в соответствии реализацией задач в рамках приоритетного национального проекта «Образование»

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

Изучение новой нормативно-правовой                    базы, обеспечивающую полноценное   функционирование библиотеки

постоянно

зав.библиотекой

Разработка механизма формирования           фонда литературы по предметам, блокам дисциплин, с учетом дополнительных              подготовок и квалификаций в соответствии                  с государственными требованиями                             к профессиональной подготовке

ежегодно до 31.05

зав.библиотекой

Ознакомление с вновь издаваемой                    литературой (издательства «Просвещение», «Дрофа» и др.)

по мере     поступления каталогов

зав.библиотекой

Отработка и использование системы учета индивидуальных потребностей читателей на услуги библиотеки в соответствии           с образовательными программами

ежегодно

зав.библиотекой

Предоставление массовой и индивидуальной информации о новых книгах,                             о поступлениях книг

по мере                         поступления

зав.библиотекой

Совершенствование системы справочно-информационного обслуживания для более быстрого и точного поиска информации читателями

ежегодно

зав.библиотекой

Комплектование и обработка новых                   поступлений

по мере   поступления

зав.библиотекой

Проведение выставочной и образовательной работы в области повышения уровня информационной культуры читателей

постоянно

зав.библиотекой

  1. Расширение объема ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий и улучшения материально-технического обеспечения

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

Участвовать в изучении и внедрении                  в практику работы школьной библиотеки передовых технологий, современных            информационных новинок

2014/2015

зав.библиотекой

Программное обеспечение. Осуществление работы компьютерной зоны; АИБС

2014/2015

зав.библиотекой, инженер –                программист

Формирование электронного каталога

2014-2015

зав. библиотекой

Активизация использования баз данных читателями школы за счет возможностей локальной сети

2015-2016

зав.библиотекой

Пополнение и обновление Web-страницы библиотеки на сайте школы

регулярно

зам.директора  по УВР,

зав.библиотекой

Участие в проведение совместных исследовательских проектов, акций, презентациях, выставках

постоянно

зам.директора   по УВР, зав.библиотекой

Повышение комфортности и качества обслуживания читателей за счет модернизации читального зала (ноутбуки, точка          доступа Wi-Fi, проектор, экран, брошюратор)

по финансовому плану

директор,

зам. директора по АХЧ, зав.библиотекой

Изменение дизайна интерьера библиотеки, проведение капитального ремонта

по финансовому плану

директор,

зам. директора по АХЧ, зав.библиотекой

  1. Повышение квалификации, совершенствование управления библиотекой

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

Уточнение функций, обязанностей, прав и ответственности при управлении                 библиотекой, отражение их в положениях

2015

директор,

зав.библиотекой

Развитие отношений с партнерами                     из внешней среды

2015

зав.библиотекой

Стимулирование роста мастерства и              квалификации зав. библиотекой через прохождение курсов повышения квалификации, стажировок, аттестации

2015

зам.директора              по УВР, зав.библиотекой

Инициирование проведения на базе                 библиотеки культурно-массовых мероприятий, направленных на профессиональное развитие школьников и преподавателей (кружки, мероприятия к знаменательным праздникам, недели книги и т.п.)

постоянно по плану работы школы

зав.библиотекой,

преподаватели школы

Участие в работе коллективных объединений, способствующих повышению               качества оказания библиотечных услуг (МО, редакционный совет и т.п.)

ежегодно

зав.библиотекой

Введение информационного стенда,                  создание буклета, проведение выставок              в целях рекламы предоставления информационных, библиотечных услуг библиотекой

1 раз              в четверть

зав.библиотекой

Осуществление  контроля за выполнением требований ОТ, соблюдением санитарных норм и требований к школьной библиотеке

постоянно

зав.библиотекой

Ожидаемые результаты:

  • создание условий для удовлетворения информационных потребностей читателей библиотеки;
  • обеспечения взаимосвязи работы библиотеки с другими структурными подразделениями школы;
  • разработка и внедрение системы формирования фонда в соответствии с лицензионными нормами, государственными требованиями к уровню подготовки;
  • развитие деятельности библиотеки через расширение использования информационно-коммуникационных технологий;
  • создание оптимальных условий для читателей в помещении библиотеки;
  • развитие сотрудничества c библиотеками образовательных учреждений муниципального образования;
  • совершенствование управления деятельностью библиотеки на основе овладения менеджментом качества;
  • развитие культурно-просветительской работы со школьниками и преподавателями школы по вопросам информатизации образования, здорового образа жизни, внедрения вариативных технологий в образовательных учреждениях                     района;
  • освоение способов технологического обеспечения запросов читателей                            по средствам единой образовательной среды школы;
  • повышение качества библиотечного обслуживания через повышение                        профессионального мастерства и компетентности работников библиотеки.

Сроки и этапы реализации перспективного плана 2014- 2018  годы:

           На первом этапе  предусмотрены (2014-2015 годы) работы, связанные                     с разработкой системы по отдельным направлениям, их апробацией, а также                      с началом преобразований и экспериментов.

           На втором этапе (2015-2017 годы) приоритет отдается осуществлению                  методического, информационного обеспечения Программы.

            На третьем этапе (2017-2018 годы) реализуются мероприятия, направленные на внедрение и обобщение результатов работы.

Механизм реализации перспективного плана:

В соответствии с государственными требованиями к качеству образования, требованиями ФГОС ООО, Уставом МКОУ СОШ № 14 , Положением о библиотеке  МКОУ СОШ № 14 и данной Программы предусматривается ежегодное формирование следующих документов:

  • годовой план работы библиотеки;
  • годовой аналитический отчёт работы библиотеки.

Заведующая библиотекой разрабатывает план мероприятий с определением конкретных работ, затрат, необходимых на проведение каждого мероприятия;                организует работу коллектива по выполнению намеченных задач, периодически отчитывается о продуктивности и эффективности реализации данной Программы (на заседаниях педагогического совета школы, на родительских собраниях),              подготавливает предложения по уточнению перечня программных мероприятий.                 Результативность выполнения программы, в соответствии с целями и задачами, оценивается один раз в год на педагогическом совете.

Оценка эффективности реализации перспективного плана:

 Эффективность реализации Программы оценивается с учетом достижения ожидаемых конечных результатов.

Оценка эффективности реализации Программы определяется комплексом интегральных показателей, характеризующих ожидаемые результаты выполнения  программных мероприятий и работ по отношению к целям и задачам Программы, а также к основным направлениям и срокам ее реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план развития классного коллектива

Перспективный план работы с классным коллективомЦели и задачи воспитательной работы Цель воспитания: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического...

Перспективный план развития кабинета

Перспективный план развития кабинета...

Перспективный план развития классного коллектива

Перспективный план развития классного коллектива...

Перспективные план развития классного коллектива 2014

В материале отражены основные направления работы классного руководителя в плане развития и становления ученичесого старшеклассников коллектива....

Перспективный план развития школы

План перспективного развитияМБОУ Берендеевская средняя общеобразовательная школана основе национальной образовательной инициативы«Наша новая школа» на 2014-2018 годы...

Перспективный план развития кабинета

Перспективный план развития кабинета...

Перспективный план развития кабинета

Перспективный план развития кабинета физики (для паспорта кабинета)...