Перспективный план развития библиотеки МКОУ СОШ № 14 на 2014-2018 гг.
рабочая программа по теме
Саидова А.Ю. Перспективный план развития библиотеки МКОУ СОШ № 14 на 2014-2018 гг. Программа посвящена основным проблемам школьной библиотеки в современном мире. Предлагается большой перечень актуальных вопросов о проблемах библиотеки, говорится об их влиянии на личность. А также затрагиваются пути и методы решения этих проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy-plan-razvitiya-biblioteki_mkou_sosh_no_14_-na-2014-2018-uch.god_.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 5
к приказу № 192 от 05.06.2014 г.
Утверждаю:
Директор МКОУ СОШ № 14
_______________ Г.И. Чирва
Перспективный план развития библиотеки МКОУ СОШ № 14
на 2014-2018 гг.
Школьная библиотека – первая общедоступная библиотека для детей, фундамент всей библиотечной системы, призванная выполнять информационную, культурную, досуговую функции. Кроме этого школьная библиотека – это неотъемлемая часть системы образования.
Ее социальная роль предполагает:
- Концентрацию документальных источников образования на традиционных и электронных носителях. Предоставление доступа к удаленным ресурсам образования;
- Приобщение школьников к чтению, как к основному виду познавательной деятельности, форме проведения досуга. Содействие в приобретении навыков самообразования учащихся, получение доступа к ресурсам образования всем членам педагогического сообщества;
- Способствовать учебному процессу.
- Формирование информационной культуры личности, помощь в адаптации школьников к условиям жизни в современном информационном обществе.
Цели, задачи и направления модернизации библиотеки МКОУ СОШ № 14 на период до 2018 года.
Основная цель развития библиотеки –
- создание информационно-библиотечной среды как основы для развития творческого мышления, формирования информационной культуры личности, гражданского и патриотического самосознания…,
- оперативное удовлетворение информационных потребностей читателей школы,
- воспитание и закрепление у школьников привычки к чтению, руководства чтением, желанию пользоваться библиотеками на протяжении всей жизни,
- содействие и помощь в развитии творческих способностей детей, формировании духовно богатой, нравственно здоровой личности,
- реализация информационного процесса в школе, содействие самообразованию учащихся, учителей с использованием, как собственных ресурсов, так и ресурсов других библиотек и систем.
Для того чтобы реализовать эти цели предполагается решить следующие задачи:
- Создание предпосылок для развития и саморазвития школьников, вовлечения их в проектную и исследовательскую деятельность.
- Формирование качественных книжных фондов. Оказание качественных библиотечных услуг.
- Поддержка и развитие чтения, путем различных форм пропаганды книг и чтения.
- Помогать приводить в соответствие техническое оснащение и уровень информации школьных библиотек все возрастающим требованиям современного образования.
- Организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности и информационной культуры школьников, как обязательного условия обучения в течение всей жизни.
- Координация и кооперация своей библиотечной деятельности с другими школьными и детскими библиотеками района.
- Переподготовка и повышение квалификации в соответствии с требованием времени.
Для решения поставленных задач можно выделить следующие направления деятельности:
Основные направления деятельности:
- формирование фонда в соответствии с реализацией задач в рамках приоритетного национального проекта «Образование», ФГОС;
- внесение школьной библиотеки в соответствующие образовательные проекты, разрабатываемые школой;
- пересмотр имеющейся документации, регламентирующей деятельность библиотеки в соответствии с Уставом и задачами школы;
- расширение объема ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий;
- выделение в статьях сметы школы отдельных строк на финансирование деятельности библиотеки;
- закрепление в Устав школы обязанность учредителя гарантированно осуществлять обновление фонда художественной литературой;
- переподготовка и повышение квалификации библиотечных кадров, совершенствование управления библиотекой.
Основные задачи работы библиотеки:
- Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся, родителей и педагогического коллектива школы.
- Формирование у учащихся информационной культуры, любви к книге, культуры чтения, умения и навыков независимого библиотечного пользователя, психологическая поддержка читательской деятельности.
- Совершенствование библиотечных технологий.
- Целенаправленное информирование по проблеме гуманизации образования, саморазвития достоинства личности ребенка.
- Внедрение дифференцированно-ориентированных методов и форм обслуживания читателей;
- Постоянное изучение информационных потребностей педагогов и учащихся с целью эффективного формирования информационного массива;
- Дальнейшая компьютеризация библиотечного процесса, расширение Банка педагогической информации, формирование и пополнение электронного каталога;
- Повышение эффективности внутрибиблиотечной работы.
- Списывать и изымать ветхую, морально устаревшую литературу.
- Дальнейшее комплектование фонда, формирование медиацентра.
Медиацентр – это информационный центр школы для свободного доступа, как учащихся, так и учителей к информационным (образовательным) ресурсам.
Библиотечный медиацентр решает такие задачи, как:
- работа по созданию и поддержке электронного библиотечного каталога;
- консультирование учителей, учащихся по использованию ресурсов Интернет;
- публикации информации о новых поступлениях;
- использование информации, размещённой в сети Интернет для пополнения фонда библиотеки.
Анализ текущего состояния библиотеки
Библиотека является одним из важнейших структурных подразделений школы, которое обеспечивает информацией учебный, научно-исследовательский и культурно-просветительский процессы школы.
Определение стратегии развития библиотеки обусловлено изменениями, произошедшими в обществе. В настоящее время информационно-библиотечное обслуживание в ОУ перестает быть только приложением к различным образовательным программам. С его помощью каждому пользователю предоставляется возможность самостоятельно получать знания, необходимые для изучения избранного вопроса, повышать квалификацию, расширять кругозор. Компьютеризация библиотеки способствует решению этих проблем оперативного, всестороннего обеспечения научно-методической, справочной, библиографической и нормативной информацией.
Важными факторами воздействия внешней среды на развитие Библиотеки являются:
- динамичное развитие школы, расширение области исследований;
- внедрение профильной и дистанционной систем обучения;
- акцент на самостоятельную работу учеников;
- активное внедрение компьютерных технологий;
- увеличение и расширение спроса на информационно-библиотечные ресурсы.
Одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки является внедрение новых информационно-коммуникационных технологий.
Цель данной деятельности – повышение эффективности работы библиотеки.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
Повышение квалификации библиотекаря;
Повышение интереса читателей;
Расширение материально-технической базы библиотеки;
Мониторинг деятельности.
Достижение цели реализуется через систему мероприятий:
Основные мероприятия
- Формирование фонда в соответствии реализацией задач в рамках приоритетного национального проекта «Образование»
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
Изучение новой нормативно-правовой базы, обеспечивающую полноценное функционирование библиотеки | постоянно | зав.библиотекой | |
Разработка механизма формирования фонда литературы по предметам, блокам дисциплин, с учетом дополнительных подготовок и квалификаций в соответствии с государственными требованиями к профессиональной подготовке | ежегодно до 31.05 | зав.библиотекой | |
Ознакомление с вновь издаваемой литературой (издательства «Просвещение», «Дрофа» и др.) | по мере поступления каталогов | зав.библиотекой | |
Отработка и использование системы учета индивидуальных потребностей читателей на услуги библиотеки в соответствии с образовательными программами | ежегодно | зав.библиотекой | |
Предоставление массовой и индивидуальной информации о новых книгах, о поступлениях книг | по мере поступления | зав.библиотекой | |
Совершенствование системы справочно-информационного обслуживания для более быстрого и точного поиска информации читателями | ежегодно | зав.библиотекой | |
Комплектование и обработка новых поступлений | по мере поступления | зав.библиотекой | |
Проведение выставочной и образовательной работы в области повышения уровня информационной культуры читателей | постоянно | зав.библиотекой |
- Расширение объема ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий и улучшения материально-технического обеспечения
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
Участвовать в изучении и внедрении в практику работы школьной библиотеки передовых технологий, современных информационных новинок | 2014/2015 | зав.библиотекой | |
Программное обеспечение. Осуществление работы компьютерной зоны; АИБС | 2014/2015 | зав.библиотекой, инженер – программист | |
Формирование электронного каталога | 2014-2015 | зав. библиотекой | |
Активизация использования баз данных читателями школы за счет возможностей локальной сети | 2015-2016 | зав.библиотекой | |
Пополнение и обновление Web-страницы библиотеки на сайте школы | регулярно | зам.директора по УВР, зав.библиотекой | |
Участие в проведение совместных исследовательских проектов, акций, презентациях, выставках | постоянно | зам.директора по УВР, зав.библиотекой | |
Повышение комфортности и качества обслуживания читателей за счет модернизации читального зала (ноутбуки, точка доступа Wi-Fi, проектор, экран, брошюратор) | по финансовому плану | директор, зам. директора по АХЧ, зав.библиотекой | |
Изменение дизайна интерьера библиотеки, проведение капитального ремонта | по финансовому плану | директор, зам. директора по АХЧ, зав.библиотекой |
- Повышение квалификации, совершенствование управления библиотекой
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
Уточнение функций, обязанностей, прав и ответственности при управлении библиотекой, отражение их в положениях | 2015 | директор, зав.библиотекой | |
Развитие отношений с партнерами из внешней среды | 2015 | зав.библиотекой | |
Стимулирование роста мастерства и квалификации зав. библиотекой через прохождение курсов повышения квалификации, стажировок, аттестации | 2015 | зам.директора по УВР, зав.библиотекой | |
Инициирование проведения на базе библиотеки культурно-массовых мероприятий, направленных на профессиональное развитие школьников и преподавателей (кружки, мероприятия к знаменательным праздникам, недели книги и т.п.) | постоянно по плану работы школы | зав.библиотекой, преподаватели школы | |
Участие в работе коллективных объединений, способствующих повышению качества оказания библиотечных услуг (МО, редакционный совет и т.п.) | ежегодно | зав.библиотекой | |
Введение информационного стенда, создание буклета, проведение выставок в целях рекламы предоставления информационных, библиотечных услуг библиотекой | 1 раз в четверть | зав.библиотекой | |
Осуществление контроля за выполнением требований ОТ, соблюдением санитарных норм и требований к школьной библиотеке | постоянно | зав.библиотекой |
Ожидаемые результаты:
- создание условий для удовлетворения информационных потребностей читателей библиотеки;
- обеспечения взаимосвязи работы библиотеки с другими структурными подразделениями школы;
- разработка и внедрение системы формирования фонда в соответствии с лицензионными нормами, государственными требованиями к уровню подготовки;
- развитие деятельности библиотеки через расширение использования информационно-коммуникационных технологий;
- создание оптимальных условий для читателей в помещении библиотеки;
- развитие сотрудничества c библиотеками образовательных учреждений муниципального образования;
- совершенствование управления деятельностью библиотеки на основе овладения менеджментом качества;
- развитие культурно-просветительской работы со школьниками и преподавателями школы по вопросам информатизации образования, здорового образа жизни, внедрения вариативных технологий в образовательных учреждениях района;
- освоение способов технологического обеспечения запросов читателей по средствам единой образовательной среды школы;
- повышение качества библиотечного обслуживания через повышение профессионального мастерства и компетентности работников библиотеки.
Сроки и этапы реализации перспективного плана 2014- 2018 годы:
На первом этапе предусмотрены (2014-2015 годы) работы, связанные с разработкой системы по отдельным направлениям, их апробацией, а также с началом преобразований и экспериментов.
На втором этапе (2015-2017 годы) приоритет отдается осуществлению методического, информационного обеспечения Программы.
На третьем этапе (2017-2018 годы) реализуются мероприятия, направленные на внедрение и обобщение результатов работы.
Механизм реализации перспективного плана:
В соответствии с государственными требованиями к качеству образования, требованиями ФГОС ООО, Уставом МКОУ СОШ № 14 , Положением о библиотеке МКОУ СОШ № 14 и данной Программы предусматривается ежегодное формирование следующих документов:
- годовой план работы библиотеки;
- годовой аналитический отчёт работы библиотеки.
Заведующая библиотекой разрабатывает план мероприятий с определением конкретных работ, затрат, необходимых на проведение каждого мероприятия; организует работу коллектива по выполнению намеченных задач, периодически отчитывается о продуктивности и эффективности реализации данной Программы (на заседаниях педагогического совета школы, на родительских собраниях), подготавливает предложения по уточнению перечня программных мероприятий. Результативность выполнения программы, в соответствии с целями и задачами, оценивается один раз в год на педагогическом совете.
Оценка эффективности реализации перспективного плана:
Эффективность реализации Программы оценивается с учетом достижения ожидаемых конечных результатов.
Оценка эффективности реализации Программы определяется комплексом интегральных показателей, характеризующих ожидаемые результаты выполнения программных мероприятий и работ по отношению к целям и задачам Программы, а также к основным направлениям и срокам ее реализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план развития классного коллектива
Перспективный план работы с классным коллективомЦели и задачи воспитательной работы Цель воспитания: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического...
Перспективный план развития кабинета
Перспективный план развития кабинета...
Перспективный план развития классного коллектива
Перспективный план развития классного коллектива...
Перспективные план развития классного коллектива 2014
В материале отражены основные направления работы классного руководителя в плане развития и становления ученичесого старшеклассников коллектива....
Перспективный план развития школы
План перспективного развитияМБОУ Берендеевская средняя общеобразовательная школана основе национальной образовательной инициативы«Наша новая школа» на 2014-2018 годы...
Перспективный план развития кабинета
Перспективный план развития кабинета...
Перспективный план развития кабинета
Перспективный план развития кабинета физики (для паспорта кабинета)...