Семинар по преемственности детского сада и школы
методическая разработка по теме

Оксана Николаевна Кузнецова

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников.

(круглый стол с элементами тренинга)

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ЦО «Каразей»

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников.

(круглый стол с элементами тренинга)

 «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера, Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет его лавиной впечатлений»

 В..А. Сухомлинский

Цель: обсудить проблемы и опыт  организации психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников. Тоги адаптации первого класса

Задачи:

  1. способствовать  созданию благоприятных психолого-педагогических условий прохождения адаптации первоклассников;
  2.  развивать психологические компетенции педагогов, работающих с первоклассниками;
  3. формировать навыки личностно-ориентированного подхода педагогов к организации  адаптационного периода первоклассников;
  4. способствовать формированию  позитивного общения, взаимодействия дошкольных работников, учителей начальной школы, психологов и логопедов в психолого-педагогическом сопровождении адаптационного периода первоклассников;
  5. развивать творческий подход к организации адаптационного периода первоклассников.

Материал: слайдовая презентация, маркеры, бумага, бабочки, картинка «1 сентября», цветной песок, пластилин,  мелкий бросовый материал.

Ход работы:

Организационная часть. Участники делятся на  творческие группы: «учителя», «дошкольные работники», «психологи».

Каждая группа  работает за отдельными столами.

Психологический настрой.    «Скажи мне, и я забуду,

                                                       Покажи мне, и я узнаю,

                                                       Вовлеки меня, и я научусь»

                                                                                         Китайская народная мудрость.

Поэтому сегодня  мы будем рассматривать вопросы  адаптации первоклассников сообща, все вместе.

Притча « Все в твоих руках»

Прежде чем мы начнем совместную работу, прошу послушать притчу.

«Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её  умертвлю, скажет мертвая – я её выпущу» Мудрец, подумав, ответил : «Все в твоих руках»

В наших руках возможность помочь детям подготовиться к школе, создать в школе атмосферу, которая поможет первоклассникам  пережить адаптационный период и вступить в школьную жизнь с хорошим психологическим настроем, с желанием учиться, познавать мир и строить межличностные отношения.

Вхождение в тему. Определите и сформулируйте, какие ассоциации   связаны со словом «адаптация». Выберите наиболее значимые  слова-ассоциации к каждой букве  и заполните листы таблице.

«А- активность,

 Д – драматизм, деятельность,

А- аккуратность,

П- привыкание, приспособление, принятие, преемственность, помощь

Т- тревожность, творчество,

А-абсолютность,

Ц- ценностный,

И- индивидуальность,

Я- ясность, яркость»

Попробуем сравнить наши ассоциации с  определением понятия «адаптация» данным учеными.

Понятие «школьная адаптация» - одна из разновидностей социально-психологической адаптации. Адаптация социальная (от лат. adapto – приспособляю и socialis – общественный) – 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса (Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд., расш., испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999).

С.С. Степанов предлагает несколько иное толкование данному понятию. Адаптация социальная – активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе (Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996).

Таким образом, наши ассоциации  раскрывают некоторую сущность адаптации и чувства, которые она вызывает.

Как же нам, педагогам, не допустить того, чтобы произошли “поломки” в детском “механизме”, как помочь первоклассникам “вписаться” в школьную жизнь?

Ответ очевиден: чтобы оказать своевременно реальную помощь первоклассникам в этот трудный кризисный адаптационный период, нам нужно знать особенности дошкольника и школьника, кризисные ситуации риска и пути их предотвращения.

Вместе с вами попробуем ответить на вопрос: Почему дошкольник трудно привыкает к школе?

1.Для этого попробуем сейчас определить особенности и сделать  «портрет» дошкольника и школьника, а также найти, что есть общее в психологической характеристике. Для этого каждая творческая группа в интерактивной книжке найдет нужную страничку и запомнит её, а потом представит портрет на большом листе в виде коллажа. Школьные педагоги определяют особенности дошкольника, дошкольные педагоги - школьника, а психологи ищут общие психологические черты.

Первоклассник

Осознает  эмоции, управляет им

Мы определили психологические особенности дошкольника и школьника. Становится понятно, что происходят большие изменения в жизни детей, появляется новый для них вид деятельности и взаимоотношения. Ребенок переживает  кризис 7 лет.

2. Рассмотрим уровень готовности детей к обучению. Начало систематического обучения в школе требует определенной психологической готовности ребенка, а это не только развитие интеллекта, это много факторов, которые порой забываются.

 Обратимся к фактам.

Здоровыми начинают обучение всего 25% детей. Около 16% не готовы  к школьному обучению; у 50% выявляется функциональная незрелость. Возникает вопрос: почему?

 Дошкольные учреждения самостоятельно выбирают программу, вариативность форм и методов обучения, но отсутствие единых правил к подготовке детей ведет к тому, что в начальную школу приходят дети (84%) с навыками чтения и счета, но при этом у 40% детей  неразвита моторика рук;  у 60% - устная речь; у 70% - не сформировано умение организовывать  свою деятельность.

А теперь статистика по школе  Почувствовать,  как влияет несформированных определенных качеств, на обучение, поможет упражнение «Нарисуй звезду»

 Соединить лучи звезды через  зеркало, не глядя на листочек. Ваши ощущения?

Вот так же чувствует себя  неготовый  к школе ребенок, когда начинается его обучение. Судя по статистике такие чувства испытывают многие первоклассники.

   

 Неужели у нас так все плохо ?     Зачитываю справку .

Может стоит посмотреть на это через рамку?

Упражнение Фопеля «Рамка»

Любой человек легче справляется со стоящими перед ним проблемами, если при этом он смотрит на мир оптимистическим  взглядом. Но порой мы смотрим  на проблему пессимистически. Проиллюстрировать это нам помогут рамки. Давайте на проблему адаптации первоклассников посмотрим через разные рамки. Картинка  «первоклассники» показываем в разных рамках. Как цвет рамки влияет на восприятие?

Когда мы смотрим на мир, мы также используем разноцветные рамки, только эти рамки — из наших мыслей. Иногда мы смотрим на мир сквозь рамки из "черных" мыслей, иногда радужных и веселых. Приведите примеры пессимизма и оптимизма в работе по адаптации. Каких эмоций больше? Пока пессимистических.  И наша рамка пока черная.

Изменить  ситуацию мы можем  только совместными усилиями. Попробуем сегодня это сделать!.

Основная часть.

Предлагаю выполнить Квиз-тест. Чтобы  определить  готовность к разговору   о сопровождении,  в краткой форме убедиться или опровергнуть свои представления о сопровождении, предлагаю провести маленькое испытание –

 Отвечаем « да» или  «нет».

1.Верно ли, что адаптация будет более успешной при создании материально-технического обеспечения учебно-воспитательного пространства ?

2.Согласны ли вы с тем, что игровая деятельность рассматривается как средство повышения эффективности педагогического процесса на этапе адаптации первоклассников?

3.Верно ли, что успешность адаптации первоклассников зависит  только от его «готовности к развитию»?

4.Согласны ли вы с тем, что приспособить ребенка к школе – значит подвести ученика к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя обязанности школьника?

5. Верно ли, что для предотвращения нежелательных вариантов развития первоклассников  нужно разрабатывать систему поддержки и педагогической помощи?

6. Согласны ли вы с тем, что сопровождение предусматривает только коррекционную работу с учащимися?

7. Согласны ли вы с тем, что преемственность  между дошкольными учреждениями и школой может повлиять на  успешность адаптации первоклассников?

     Проблемы психологической подготовки детей к школе не возникает.  Возникают проблемы с тем, что дети не всегда понимают роль и правила школьников. Это выкрикивание с места, хоровые ответы, односложные ответы. Возникают проблемы с развитием речи и много другое. Одной из главных проблем является у детей первоклассников это неумение делить слова на слоги, различать согласные и гласные буквы, выделять звуки.

   Обучение звуко-буквенному анализу.

Обобщение:

Мысли о необходимости поддержки и сопровождения  растущего  человека находим  в трудах многих педагогов и  психологов,  основывающих свои теорию и практику на позициях защиты интересов ребенка. ( К.Д. Ушинский, АС. Макаренко, И.П. Иванов, Ш.А. Амонашвили и др.)

В школу идут дети с разным уровнем подготовки, недостаточной сформированностью социально-личностной сферы, повышенной детской тревожностью, значит, для решения  проблем нужна четко выстроенная система психолого-педагогического сопровождения.

Работа в интерактивной книжке.

Вывод: у нас сложилась довольно полная картина адаптационного периода в 1 классе. И позитив, с которым вы отнеслись к этому  тоже радует.

Фрагмент  работы  с песком « Волшебная бабочка»

Но вспомните нашу рамку, она по-прежнему еще черная.  Нам предстоит её изменить. Вспомните притчу, в которой говорилось о бабочке. Давайте дадим ей жизнь, а она в свою очередь изменит наш взгляд на адаптацию, Сейчас весна, и скоро мы  вернемся в лето и насладимся порхающими бабочками,

А теперь свои эмоции и чувства передайте бабочке,  которую вы сделаете своими рукамисделанной вашими руками.

 (работают 3 мин)

А теперь все бабочки закрепите на рамке. Как она изменилась?

Вывод: не все так безнадежно в нашем деле. И работа приносит результат.

Рефлексия

 1.Оцените свою заинтересованность  в  вопросе (подчеркните)   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2.Какие моменты нашей встречи на Ваш взгляд оказались наиболее интересными и полезными____________________________________________________________________

3.Ваши пожелания____________________________________________________________________

4.Ваше настроение (подчеркните)                

Спасибо за сотрудничество!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы.

Тема преемственности актуальна, так как адаптация к школе- один из самых стрессовых моментов в жизни ребенка.можно создать самые привлекательные условия в школе, а ребенок будет скучать по не очень хо...

Формы преемственности в работе детского сада и школы

Опыт работы по данной теме в МБОУ "Начальная школа-детский сад"....

Преемственность детского сада и школы

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познава...

Психологические аспекты преемственности детского сада и школы

Школа и детский сад - два важных смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается неподготовленным к школьным занятиям, в школе он испытывает дискомфорт, так как изменяется его социальная...

Преемственность детского сада со школой по физическому воспитанию

Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления....

Статья "Обеспечение преемственности детского сада и школы посредством организации кружка дополнительного образования «Подготовка к школе»"

Статья для выступления на Всероссийской Научно-практической конференции " Реализация ФГОС в образовательном процессе"...

Преемственность детского сада и школы в вопросах обеспечения безопасной жизнедеятельности на дорогах.

В целях повышения эффективности работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, работа по формированию культуры безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна бы...