Педсовет "Формирование универсальных учебных действий"
материал по теме
Предварительный просмотр:
Педагогический совет 28.03.14
Тема: «Управление введением и реализацией ФГОС в образовательных организациях: опыт, проблемы, перспективы»
I. Мотивация к деятельности.
Добрый день, уважаемые коллеги! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой и позитивным настроением. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми и трудолюбивыми. Думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
Слайд - Нашу встречу мне бы хотелось начать с высказывания Джона Дьюи « Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра». Важные слова, которые подходят к теме нашего педсовета.
- Действительно, в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
- Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий.
Работать будем как парами, так и командами, потому что вместе учиться интереснее. Команда – это сила!
Школа сегодня становится не столько источником информации, сколько учит детей учиться. А это значит, что необходимо вооружить учащихся способами действий. Поэтому главной целью каждого педагога является развитие способностей ученика. А вот каких способностей вы напишите в маршрутном листе, опираясь на ФГОС (на маршрутном листе учителя записывают способности) ОЗВУЧИВАЮТ
• самостоятельно ставить учебные цели;
• проектировать пути их реализации;
• контролировать и оценивать свои достижения.
- Учитель, реализующий новый стандарт, прежде всего, должен быть профессионально к этому готов.
Работа с пультами. Проведем экспресс-диагностику.
- Знаете ли вы, что такое УУД?
- Оцените по 5-ти балльной шкале формирование УУД на ваших уроках.
Исходя из результатов анкетирования, попробуем определить Тему и цель.
- Главная цель вашей деятельности сегодня - узнать, что такое УУД, научиться определять и находить УУД, анализировать учебные ситуации через разнообразные виды деятельности.
-Так что же такое УУД? Попробуйте дать свое определение. Проверяем (слайд)
(Это способы действий, которые можно перенести на любой предмет и воспользоваться в любой ситуации, вот почему они получили название универсальных.)
УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий.
Оцените свою работу. Мы всё сделали правильно.
• Мы допустили ошибку
• Мы не справились с заданием.
1. Актуализация знаний
На какие 4 группы делятся УУД (называют, на доске открывается)
Предлагаю разделиться на группы. (Каждой группе выдаются цвета, соответствующие названиям УУД. )
Напишите составляющие своего УУД , прикрепить на доску и озвучить.
Далее раздаем Тезаурус.
Прочитайте определения и сравните с теми, которые были записаны. Сделайте корректировку, если необходимо, но другой группы.
5.Предлагаю поработать в паре или тройками. (выбирайте сами) Вам нужно, опираясь на свой профессиональный опыт, расставить действия, записанные на карточке, по порядку.
1) сформировать первичный опыт выполнения действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости - коррекцию;
4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
-Проверка самостоятельной работы. Соотнесите свою работу с образцом на доске. Оцените
правильность выполнения этого задания.
Рефлексия. Оцените вашу деятельность.
• Мы всё сделали правильно.
• Мы допустили ошибку
• Мы не справились с заданием.
-Что мы составили в результате совместной работы? (алгоритм формирования любого УУД). Этот алгоритм поможет вам формировать УУД на любом уроке.
Вывод. - Итак, мы поупражнялась определять УУД, вывели алгоритм их формирования.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент занятия. Но мы не просто будем смотреть , а еще и работать. Для начала разобьемся на группы. Задача каждой команды записать какие формировались УУД и их составляющие.
Занятие логопедов.
После занятия командам раздаются карточки с названием УУД. Каждая команда должна назвать составляющие того УУД, которые вытянула.
Логопеды поясняют ответы педагогов.
Наши дети рождаются и живут в стремительно меняющемся мире. Сегодняшние первоклассники уже резко отличаются от тех, кто начал учиться 10 или 5 лет назад. Они родились и живут в мире информационных технологий, который мы только осваиваем. Они играют в игрушки, оснащенные интерактивными средствами, они легко пользуются мобильными телефонами, iPad –ами. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Наша жизнь непредсказуема. Уже сегодня половина того, что изучают студенты в первый год обучения, на 3 году устаревает. Возможно, через несколько лет при поступлении в ВУЗ или другие учебные учреждения школьнику потребуются такие знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объеме или не изучаются совсем.
Современному обществу нужны люди, которые
- могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя возможные последствия;
- отличаются мобильностью;
- способны к сотрудничеству;
- обладают чувством ответственности за судьбу страны, еѐ социально-экономическое процветание.
Иными словами, школа должна ребѐнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать»
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Но как это сделать? На эти вопросы нам постараются ответить Московец. Гаева, Халикова.
Теоретическая часть. Слушая выступление, каждая группа должна составить по 1 вопросу другой группе. 1 группа составляет вопрос по 1выступление, 2 группа по второму, третья по третьему, а четвертая, по тому выступлению, которое больше понравилось.
- Выступление Московец Н.С.
2 Выступление Гаевой О.Г.
3 Выступление Халиковой А.Г.
Игра. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА в группах.
Распределяем задания в соответствии с УУД. Проверяем по командам.
Итог. Проанализируем работу нашего педсовета. С чего началась наша работа и как она строилась на протяжении всего семинара? Какие УУД мы формировали на каждом этапе?
1.Оргмомент. Мотивация к деятельности. На данном этапе необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. (формировались Личностные УУД)
2.Актуализация знаний. Постановка проблемы. Самооценка. На данном этапе происходит формирование умений ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, оценивать свои знания (Познавательные УУД, Регулятивные УУД)
Формулировка темы, цели. (Регулятивные УУД) На данном этапе происходит формирование умений определять и формулировать цель и задачи (Регулятивные УУД).
Работа по теме педсовета. Чтение и самостоятельное изучение предложенного материала. (Познавательные УУД)
Выполнение практической работы в парах, в группах по определению действий, относящихся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД. Распределение заданий в соответствии с УУД. Самооценка. Рефлексия (Коммуникативные УУД, Познавательные УУД. РегулятивныеУУД. Личностные УУД)
Подведение итога. Рефлексия. Самооценка
В результате совместной деятельности мы побывали в мире УУД, попробовали практически анализировать ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД, учились мыслить по - новому.
Рефлексия
Итак, наша работа завершилась
Назовите соответствующую фразу:
1.Мастер-класс полезен, все понятно.
2.Кое-что чуть-чуть непонятно.
3.Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно все-таки учиться!
Поляна настроений.
Кто считает ,что сегодняшний педсовет оставил позитивное настроение украсьте.
У кого педсовет не вызвал эмоций прикрепите за пределами поляны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете «Состояние и перспективы развития образования при переходе на новые ФГОС» по теме «Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли»
Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли....
Презентация Формирование логических действий и операций в сфере познавательных универсальных учебных действий на уроках математики
Важнейшей задачей свременной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение обучающимися конк...
Тема: Проблемы иммиграции во Франции. Цель: формирование универсальных учебных действий. Задачи: Формирование универсальных учебных знаний:
урок в 10 классе " Проблемы иммиграции во Франции"...
Доклад на тему: «Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий учащихся в свете требований ФГОС на уроках биологии ».
«Универсальные учебные действия» (УУД):Øв широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт...
Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий на примере конструкторских умений
Одной из основных задач на данный момент в образовании- это развитие УУД. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, учащиеся развивают свои универсальные учебные действия и у них формир...
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...
Универсальные учебные действия. От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий
Виды УУД.Личностный (Л.Р.): внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности Регулятивный (М.Р.): организация, планирование, контроль, коррекцияПознавательный (М.Р.): восприятие, анализ, модел...