В помощь аттестующемуся руководителю
учебно-методическое пособие по теме

Корчажкина Наталья Михайловна

Методические рекомендации по подготовке Программы развития образовательного учреждения в форме публичного отчета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_pomoshch_rukovoditelyu.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

                                                                ГОРОДСКОЙ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

                                                 В помощь аттестующемуся руководителю                

                                                                 

 Программа развития образовательного учреждения и

процедура ее защиты в форме публичного отчета

Программа - это нормативный документ, в котором определяется основное содержание развития образовательного учреждения, где раскрываются миссия, цели и задачи образования, формулируются формы организации учебно-воспитательного процесса.

В данном нормативном документе обосновывается основная идея инновационного развития образовательного учреждения, а также раскрывается ориентированное на будущее инструментально-управленческое знание, включающее содержание образовательного процесса, критерии результативности, ресурсы преобразования, функции, технологии и организационные формы управления, ожидаемые результаты, систему контроля и диагностики качества образования в целом.

В программе развития образовательного учреждения должны быть представлены:

1. Паспорт программы развития образовательного учреждения, включающий такие рубрики: образовательное учреждение, местоположение школы, инновационный профиль школы, авторы программы развития ОУ, научный руководитель или научный консультант, основная идея преобразований, миссия школы, ценностные ориентиры, цель программы развития, задачи программы развития, концептуальные подходы преобразований, структура содержания образовательного процесса, содержательные принципы инновационного развития, критерии результативности, инновационные механизмы управления и контроля, ожидаемые результаты.

2. Аналитическое и прогностическое обоснование программы развития образовательного учреждения, ее соответствие приоритетным направлениям развития образовательной системы образования Российской Федерации.

3. Основная идея инновационного развития образовательного учреждения, научно-теоретическое обоснование важности и необходимости инновационных изменений, (научный потенциал Учреждения, опора на имеющиеся или экспериментально апробированные методики и технологии образовательной деятельности).

4.Цель и задачи программы развития ОУ.

5. Концептуальный проект развития образовательного учреждения (миссия, ценности, содержательные принципы).

6. Содержание образовательного процесса, различных его моделей, стратегия и тактика развития.

7. Критерии результативности.

8. Ресурсы (финансовые, материально-технические, кадровые, информационные, научные, программно-методические и пр.).

9. Совершенствование структуры управления (функции, технологии, организационные формы).

10. Ожидаемые результаты.

11. Система контроля за выполнением основных разделов программы (с максимально возможной точностью и операциональностью целей, задач, рубежей, ориентиров, параметров, индикаторов измерения эффективности программных мероприятий).

12. Приложения к программе развития образовательного учреждения.

2.2.1. Программа развития образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и процедура ее защиты. Развитие образовательного учреждения начального и среднего профессионального образования - это закономерное, целесообразное, управляемое позитивное изменение самого образовательного учреждения (его целей, задач, содержания, методов, форм организации педагогического и производственного процессов и его управляющей системы), приводящее в достижению качественно новых результатов образования, воспитания и развития обучающихся: это переход от прежнего качественного состояния к новому (то есть, в ходе инновационного процесса), причем оба состояния оцениваются по результатам деятельности образовательного учреждения, а переход осуществляется в определенное, заранее обозначенное время. Все это требует разработки каждым ОУ НиСПО своей собственной программы развития.

Программа - это нормативный документ, в котором определяется основное содержание развития образовательного учреждения, где раскрываются миссия, цели и задачи образования, формулируются формы организации учебно-воспитательного процесса. Программа развития - сугубо индивидуальный документ, составляемый с учетом конкретных условий и особенностей образовательного учреждения, специфики профессионального обучения, отражающий стратегический план осуществления основных инноваций и нововведений образовательного учреждения.

Цель программы – создание нормативных, экономических, организационных, методических, научных условий, обеспечивающих подготовку специалистов в соответствии с потребностями рынка труда, рациональное сочетание отраслевых, региональных интересов и потребностей, установление тесных связей с предприятиями и организациями, успешное функционирование образовательного учреждения в условиях кризиса и демографического спада.

Опыт разработки и реализации программы развития в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования говорит в пользу следующей их структуры:

1. Краткая аннотация программы.

2. Информационная справка об образовательном учреждении.

3. Блок аналитического и прогностического обоснования программы:

- анализ состояния и прогноз тенденций изменения значимой для ОУ внешней социальной среды;

- анализ состояния и прогноз тенденций изменения адресуемых ОУ образовательных потребностей, социального заказа;

- анализ состояния и прогноз тенденций изменения ресурсных возможностей ОУ в свете нового социального заказа;

- анализ и оценка достижений, педагогического опыта, конкурентных преимуществ ОУ за период, предшествовавший нынешнему инновационному циклу развития;

- проблемно-ориентированный анализ состояния ОУ, описание ключевых проблем и их причин;

- анализ и оценка инновационного потенциала коллектива ОУ, потенциальных точек роста;

- первичный прогноз восприятия возможных новшеств в профессиональном сообществе, возможного сопротивления изменениям.

4. Концепция (концептуальный проект) желаемого будущего состояния ОУ НиСПО как системы.

5. Стратегия и тактика перехода (перевода) ОУ в новое состояние:

- стратегия перехода, основные направления, этапы, задачи осуществления инноваций и достигаемые рубежи;

- описание конкретных целей ОУ на первых этапах цикла развития;

- конкретный (тактический и оперативный) план действий по реализации программы развития ОУ.

6. Критерии результативности и система контроля за выполнением основных разделов программы развития.

7. Экспертиза программы развития.

8. Приложения.

Программа развития ОУ НиСПО оформляется в папке-накопителе с файлами и в электронной копии.

Защита программы развития ОУ НиСПО происходит в форме публичного выступления аттестующегося на заседании аттестационной комиссии и должна сопровождаться электронной презентацией. Для защиты программы развития каждому выступающему дается до 15 минут. Затем задаются вопросы, уточняющие содержание выступления.

Структуру электронной презентации определяет аттестующийся, однако, она должна отразить все разделы программы развития ОУ, индивидуальность образовательного учреждения в соответствии с целями программы.

Презентация предоставляется аттестационной комиссии  в электронной копии.

Аттестационная комиссия проводит экспертизу представленных документов по следующим критериям:

  • уникальность и инновационный потенциал программы развития образовательного учреждения;
  • влияние реализации программы развития ОУ на динамику показателей внутренней и внешней оценки: государственной (итоговой) аттестации выпускников, комплексной аттестации учреждения, мониторинга образовательного процесса, результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах различных уровней;
  • ресурсное обеспечение образовательного процесса и реализации программы развития;
  • эффективность взаимодействия с профессиональным сообществом;
  • репутация образовательного учреждения (на федеральном, региональном, муниципальном уровнях);
  • коммуникативная культура руководителя ОУ.

2.2.2. Представление результатов реализации программы развития ОУ НиСПО с обязательной компьютерной презентацией. Представление результатов программы развития ОУ НиСПО целесообразно осуществлять после реализации конкретных этапов и достижения определенных рубежей заявленной программы, либо после ее полного воплощения.

Представление результатов программы развития должно опираться на содержание программы и отражать особенности деятельности менеджера профессионального образования по реализации конкретных мероприятий программы.

Рекомендуемая структура представления результатов программы развития ОУ:

1. Информационная справка об образовательном учреждении.

2. Анализ воплощения концепции развития  ОУ НиСПО как системы.

3. Анализ выполнения основных этапов программы развития и конкретного плана действий по реализации программы развития ОУ.

4. Организация системы контроля за выполнением основных мероприятий программы развития ОУ.

5. Анализ и оценка достижений, педагогического опыта, конкурентных преимуществ ОУ в ходе реализации программы развития.

6. Проблемно-ориентированный анализ состояния ОУ на современном этапе.

7. Личный вклад  аттестующегося руководителя ОУ НиСПО в реализацию программы развития ОУ.

8. Приложения.

Результаты реализации программы развития ОУ НиСПО оформляется в папке-накопителе с файлами и в электронной копии. Представление результатов реализации программы развития ОУ НиСПО происходит в форме публичного выступления аттестующегося на заседании аттестационной комиссии и должно сопровождаться электронной презентацией. Для выступления каждому аттестующемуся дается до 10 минут. Затем задаются вопросы, уточняющие содержание выступления.

Презентация выступления аттестующегося предоставляется аттестационной комиссии в электронной копии.

Аттестационная комиссия проводит экспертизу представленных документов по следующим критериям:

  • уникальность и инновационный потенциал программы развития образовательного учреждения;
  • влияние реализации программы развития ОУ на динамику показателей внутренней и внешней оценки: государственной (итоговой) аттестации выпускников, комплексной аттестации учреждения, мониторинга образовательного процесса, результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах различных уровней;
  • эффективность управления  ресурсами ОУ в ходе реализации программы развития;
  • эффективность взаимодействия с профессиональным сообществом;
  • репутация образовательного учреждения (на федеральном, региональном, муниципальном уровнях);
  • коммуникативная культура руководителя ОУ.

2.3. Публичный отчет о реализации программы развития

образовательного учреждения

Защита программы развития образовательного учреждения представляется в форме публичного отчета о ее реализации. Публичный отчет руководителя общеобразовательного учреждения - важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности школы, форма широкого информирования общественности об основных результатах и проблемах функционирования и развития общеобразовательного учреждения, распространения в системе общего образования передового педагогического и управленческого опыта. Материалы отчета должны помочь сориентироваться в особенностях образовательных и учебных программ, реализуемых школой, ее укладе, традициях, дополнительных образовательных услугах и т.д.

Отчет должен включать титульный лист, содержание (оглавление), введение, основную часть работы, заключение, список литературы и приложения.

Отчет подписывается председателем органа государственно-общественного управления и директором школы.

Структура публичного отчета, рекомендуемая в методической литературе, включает следующие разделы[1]:

1. Общая характеристика школы: сведения о статусе, миссии школы, об основных целях и направлениях программы развития.

2. Влияние реализации программы развития на динамику показателей внешней оценки: государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов, комплексной аттестации учреждения, мониторинга обученности, воспитанности, состояния здоровья учащихся, результаты участия школьников в олимпиадах, конкурсах различных уровней.

3. Реализуемые образовательные программы, методики и технологии.

4. Условия образовательной среды и особенности организации образовательного процесса.

5. Ресурсное обеспечение образовательного процесса и реализации программы развития:

- кадровое обеспечение;

- финансовые ресурсы школы и их использование, в том числе количественные соотношения средств учредителя, направляемых в школу и внебюджетных ресурсов (предпринимательская деятельность, благотворительность), эффективность расходования средств федерального бюджета, направленных на государственную поддержку общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы;

- информационные ресурсы: количество учеников и учителей на один компьютер, Интернет - ресурсы.

6. Организационная структура управления общеобразовательным учреждением, формы государственно - общественного управления и школьного самоуправления.

7. Репутация общеобразовательного учреждения: награды муниципального, регионального, федерального и международного уровней, основные публикации о школе в средствах массовой информации.

8. Представление дальнейшего этапа развития общеобразовательного учреждения: основные проблемы и направления ближайшего развития.

Данная структура не является обязательной или единственной.

Информация по каждому разделу отчета представляется в сжатом виде. Целесообразно включить в отчет графики, таблицы, диаграммы, схемы, презентацию деятельности общеобразовательного учреждения. Общее впечатление от представленных материалов будет усилено девизом, гербом, эмблемой или иным графическим символом школы.

Для публичного отчета каждому выступающему дается до 10 минут на представление доклада. Затем задаются вопросы, уточняющие содержание выступления.

Материалы публичного отчета представляются в печатном и электронном виде: размер шрифта - 12, междустрочный интервал - 1,5, все поля – 2 см. Объем отчета не должен превышать 25 печатных страниц (1,5 п.л.) формата А 4 (не включая приложений).

Таблица 4

Критерии оценки публичного отчета о реализации

программы развития

№ п/п

Критерии и требования к публичному отчету

Представленность

(макс. балл по критерию - 3)

1.

Полнота и системность отчета, отражение в нем системного характера программы развития общеобразовательного учреждения, охват всех подсистем и связей между ними и внешней средой

2.

Индивидуальность отчета, его соответствие специфике программы развития школы, ее коллектива, авторский характер документа

3.

Информативность отчета

4.

Ясность, логичность, последовательность изложения

5.

Обоснованность выбранных индикаторов и их интерпретация

6.

Аргументированный анализ результатов реализации программы развития

7.

Наличие проблемно-ориентированного анализа и понимание проблем, которые еще предстоит решить

8.

Эффективность использования ресурсов

9.

Культура оформления публичного отчета

10.

Видение перспектив развития образовательного учреждения

Максимально количество баллов – 30



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь аттестующемуся педагогу "Отчет о применении современных образовательных технологий"

данный материал поможет аттестующемуся педагогу написать справки и отчеты о применении на уроках физической культуры различных педагогических технологий...

Педагогические технологии. В помощь аттестующемуся учителю.

В статье дана краткая характеристика педагогических технологий:1. Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (по В.Ф. Шаталову)2. Информационно-коммуникативные тех...

В помощь классному руководителю "Методические приёмы в работе классного руководителя".

Материал - презентация адресован классным руководителям.Рассмотрены методические приёмы в работе классного руководителяв направлении индивидуально-педагогической помощи учащимся класса....

Презентация по теме "Технологии" (в помощь аттестующимся учителям) по лекциям О.И. Горбич.

Презентация по теме "Технологии" (в помощь аттестующимся учителям русского языка и литературы) по лекциям О.И. Горбич....

В помощь аттестующемуся педагогу

методические рекомендации...