Программа "Безопасное пространство школы"
материал по теме
Программа, направленная на создание безопасного пространства школы для учеников, педагогов, родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bezopasnoe_prostranstvo_shkoly.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Старооскольского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Котовская школа»
(МБОУ «Котовская ООШ»)
ул.Котовского, д.11, с. Котово, Старооскольский р-н, Белгородская обл., 309541
тел. (4725) 39-21-36 E-mail: st-kotov@yandex.ru
ПРОГРАММА «БЕЗОПАСНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ»
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности - первостепенные задачи нашей страны.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ОУ, родителей и учащихся безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Современное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни учащихся и охраны труда разных категорий сотрудников.
Образовательное учреждение - это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей.
Актуальность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяются потребностями системы отечественного образования и существующими противоречиями:
- Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности
- Потребностями жизни в накоплении учащимися опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у учащихся.
- Важностью целенаправленной деятельности родителей, всех сотрудников ОУ и недостаточным практико - ориентированным уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов
- Осмысление противоречий позволило сформулировать проблему - поиск путей и способов обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся и сотрудников в ОУ.
Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:
- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно- правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;
- Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства;
- Аттестация образовательного учреждения по созданию медико- социальных, организационно - технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- Обеспечение выполнения сотрудниками и учащимися ОУ требований законодательных и других нормативно - правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
- Формирование у учащихся и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
- Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.
Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании. Для нашего учреждения - прежде всего:
- Нормативно-правовое обеспечение
- Научно-методическое сопровождение
- Разработка методических рекомендаций
Обеспечение безопасности участников воспитательного процесса - проблема, с которой сталкиваются все руководители образовательных учреждений. Для реализации поставленных задач необходимо создать оптимальную структуру управления ОУ. Для этого необходимо: совершенствовать механизмы управления безопасностью образовательного пространства, организовать распределение обязанностей, совершенствовать планирование мероприятий безопасности образовательного процесса и механизмы достижения конкретных результатов в области формирования безопасного образовательного пространства, разрабатывать и внедрять методы мониторинга условий воспитания и обучения в ОУ, обучать целевые группы (руководитель, заместители директора, сотрудники ГОУ, медицинский персонал, воспитатели, учащиеся) по вопросам формирования безопасного образовательного пространства и формированию культуры безопасности.
Следующим этапом является организация номенклатуры деятельности - сформирован перечень нормативно - правовых актов: положения, приказы, инструкции по охране труда. Так, организация охраны труда в ОУ регламентируется основными нормативными документами:
- Устав МБОУ «Основная общеобразовательная Котовская школа»
- Коллективный договор «Основная общеобразовательная Котовская школа»
- Правила внутреннего трудового распорядка.
- Положение об организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности.
- План работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности (составляется на учебный год)
На основе требований законодательных и иных нормативных актов по охране труда разработана организационно- распорядительная документация, которая представляет собой правовые акты ОУ, устанавливающие правила поведения на рабочем месте для каждого работника и выполнение требований, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья сотрудников и учащихся в период их пребывания в ОУ.
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ, РЕШАЕМЫЕ В ОУ.
ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - обеспечение правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных ситуациях, охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности объекта является одним из критериев обеспечения безопасности учащихся и персонала ОУ, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время воспитательного и образовательного процесса.
В ОУ назначаются ответственные за организацию работы по обеспечению безопасности участников воспитательного и образовательного процесса:
- разработан план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций
- разработана инструкция о порядке взаимодействия со службами жизнеобеспечения города при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- разработано методическое пособие для руководителей, педагогов и обслуживающего персонала ОУ "Безопасность в школьных учреждениях";
- для отработки устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в ОУ проводятся 1 раз в четверть тренировочные занятия по эвакуации учащихся и персонала ОУ на случай угрозы террористического акта.
Систематически проводится обследование школьного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, работоспособности охранной сигнализации, обнаружения посторонних предметов. Перед праздниками после обследования школы и территории составляются акты о состоянии ОУ с подписями ответственных лиц.
Запрещена сдача в аренду помещений ОУ организациям, чья деятельность не связана с основными направлениями функционирования учреждения.
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
Вопросы пожарной безопасности долгое время находились на втором и даже на третьем плане. В постперестроечное десятилетие в условиях острой нехватки средств износились инженерные коммуникации, пришли в негодность технические системы.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством российской Федерации, нормативными документами или уполномоченными государственным органом (п.1, гл.1 ППБ 01-03). В нашем ОУ разработано:
- Положение об организации работы по обеспечению пожарной безопасности
- Противопожарный режим
- План противопожарных мероприятий
В ОУ делается особый упор на соблюдение требований безопасности. В ОУ проводится работа с педагогическим коллективом по обучению учащихся правилам безопасности:
- беседы по правилам противопожарной безопасности с последующей записью в классных журналах;
- вопросы рассматриваются на педагогических советах;
- создана соответствующая развивающая среда;
- разработано перспективное планирование по обучению учащихся правилам безопасности;
- каждую четверть проводятся тренировочные эвакуации учащихся и персонала ОУ;
- разработано перспективное планирование по обучению учащихся правилам пожарной безопасности;
- создана ДЮП в количестве 14 человек /дружина юный пожарник/ из числа учащихся 8-9 классов;
- обсуждаются итоги проведённых эвакуаций и решаются вопросы по ликвидации допущенных ошибок.
Итак, понятие "безопасность" включает не только организацию защиты всех участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно, адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.
С учетом всего перечисленного можно выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травмо - опасные ситуации в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства позволила достичь следующих результатов:
- Систематизированы и разработаны локальные нормативные акты в сфере обеспечения безопасности в ОУ.
- Накоплен опыт комплексного и многоуровневого подхода при формировании безопасного образовательного пространства.
- Наблюдается рост профессиональной компетентности педагогов в области формирования культуры безопасности.
- Разработаны и внедрены в практику: система теоретических, практических занятий; учебно-методические материалы для учащихся, педагогов, родителей.
Программа «БЕЗОПАСНОСТЬ»
Блоки программы
Блок 1. Обеспечение безопасности в ОУ.
Блок 2. Формирование навыка личной безопасности: меры предосторожности в повседневной жизни, поведение в экстремальных ситуациях.
Цели и задачи программы.
Блок 1. Обеспечение безопасности в ОУ.
Цель. Обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время их трудовой и учебной деятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, помещений на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
Задача. Реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности ОУ, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей.
Блок 2. Формирование навыка личной безопасности: меры предосторожности в повседневной жизни, поведение в экстремальных ситуациях.
Цели.
1. Побуждение педагогов, учащихся, родителей к осознанию необходимости формирования навыков безопасного поведения.
2. Формирование:.
• устойчивой мотивации на поведение, обеспечивающее личную безопасность;
• ответственности за своё благополучие;
• необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать;
• у юного гражданина потребности предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации, выработать навык правильного анализа и адекватного поведения, т. е. грамотные действия в тех условиях, которые могут сегодня встретиться на его жизненном пути.
3. Воспитание культуры безопасности.
Задачи.
1. Пропаганда знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности среди участников образовательного процесса.
2. Обучение навыкам личной безопасности.
3. Профилактика правонарушений, употребления и зависимости от психоактивных веществ.
4. Совершенствование общей культуры педагогов, учащихся в соответствии с уровнем социально-нравственных ценностей: формирование ответственного отношения к себе и собственной безопасности.
5. Повышение компетентности педагоге», родителей, и учащихся в области специальных научных знаний, психологии.
6. Обеспечение обучающихся, воспитанников необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять личную безопасность.
7. Формирование знаний, норм и правил поведения безопасного образа жизни.
8. Развитие у педагогов и учащихся способностей к рефлексии своего образа жизни.
9. Создание условий для реализации Программы (развитие материально-технической базы, обеспечение наглядности).
КОМПЛЕКСНАЯ СТРАТЕГИЯ
Безопасность - это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, профилактического, информационного, организационного и иного характера.
К основным объектам безопасности в ОУ относятся: личность (её права, свободы и здоровье); общество /ОУ/ (его материальные и духовные ценности). Основным субъектом обеспечения безопасности является администрация, осуществляющая функции в этой области вместе с охраной ОУ; органы опеки; уполномоченный по правам ребёнка и т. д.
Исходя из вышесказанного, безопасность можно разделить на два крупных блока:
1) безопасность ОУ, то есть обеспечение безопасных условий в ОУ и охрана ОУ;
2) личная безопасность.
Система безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы с целью сё снижения, на объект защиты с целью повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью задержания, замедления продвижения, ослабления последствий реализации угрозы.
Данная программа носит комплексный характер, так как в нес включены многие аспекты безопасности.
Законодательные основы обеспечения безопасности
• Конституция Российской Федерации.
Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.92 № 2446-1 устанавливает правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему мер безопасности и её функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
• Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы общие принципы возмещения вреда пострадавшему причинителем вреда.
• Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы требования к обеспечению безопасности работников во время исполнения ими своих трудовых обязанностей.
• Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), в которых сформулированы требования к должностным лицам по соблюдению законодательства об обеспечении безопасности.
• Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы положения об уголовной ответственности за нарушение требований безопасности.
• Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
• Закон Российской Федерации «Об образовании», в котором сформулированы обязанности и ответственность образовательных учреждений и должностных лиц по соблюдению требований в части охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса.
• Федеральный закон «О пожарной безопасности», в котором установлены требования к федеральным органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, работодателям в области пожарной безопасности.
• Федеральный закон «О техническом регулировании», который устанавливает принципы технического регулирования на основе требований технических регламентов по обеспечению безопасности с учётом степени риска, принципов и формы подтверждения соответствия этим требованиям.
• Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-Ф-З «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
• Соблюдение санитарно-технических требований осуществляется в соответствии с ГОСТ 120006-91 «Управление обеспечением безопасности в образовании».
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
I. Принцип системности.
Этот принцип обеспечивает взаимность всех элементов работы, а также наличие системообразующего элемента, которым является в нашей работе личностный подход.
2. Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации работы.
Фронтальные формы работы:
-участие в школьных, районных и городских мероприятиях; ~ проблемно-тематические семинары;
- тематические педсоветы. Групповые формы работы:
- посещение и анализ открытых уроков и мероприятий;
- заседания методических объединений классных руководителей;
- заседания координационного совета оздоровительного центра;
- работа творческих групп переменного состава;
-обмен опытом. Индивидуальные формы работы:
- работа отдельных педагогов по теме;
- подготовка педагогами конспектов уроков;
- творческие отчёты отдельных преподавателей;
- взаимопосещение занятий;
- помощь отдельным педагогам в овладении диагностическими методиками;
- консультации педагогов.
Методы, практикуемые в организации работы.
1. Теоретические:
- изучение специальной и психолого-педагогической литературы;
- анализ;
- сравнение;
- обобщение и т. д.
2. Эмпирические:
- тесты;
- анализ и моделирование ситуаций;
- деловые, ролевые, организационно-деятельностные игры;
- тренинги;
- дискуссии;
- лекции;
-беседы;
- анкетирование и т. д.
Методы наглядной агитации.
Оформление стендов. ' Составление буклетов, брошюр, листовок, памяток. Издание стенгазет. Конкурсы рисунков. Просмотр видеосюжетов.
Управленческая деятельность по информационному обеспечению
1. Создание банка данных:
- разработок уроков;
- лекций и бесед для родителей;
- бесед для учащихся;
- внеклассных мероприятий.
2. Информирование участников образовательного процесса о федеральных, региональных документах.
3. Сбор текущей информации:
- о результатах тестов, срезов знаний;
- о посещениях уроков, занятий, внеклассных мероприятий.
4. Сбор аналитической информации:
- о ходе работы по программе;
- о результатах выполнения программы.
5. Функционирование проблемных семинаров, практикумов.
6. Работа школьных методических объединений.
7. Консультационные совещания.
8. Проведение контрольных срезов, тестов.
9. Контроль за проведением уроков ОБЖ, внеклассных мероприятий.
10. Проверка документации учителей-предметников, классных
руководителей.
11. Организация встреч с родителями (консультации, лекции,
собрания).
12. Взаимодействие с ГИБДД и другими общественными организациями.
13. Систематическое оформление информационного стенда.
БЛОК 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Безопасность образовательного учреждения - это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность образовательного учреждения включает все видел безопасности, содержащиеся в Федеральном законе «О техническом регулировании» и в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Направления:
!. Материально-техническое обеспечение безопасности ОУ, оснащение, монтаж и сервисное обслуживание оборудования и инженерных систем обеспечения безопасности.
2. Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение безопасности ОУ.
3. Научно-методическое обеспечение организации обучения, повышения квалификации, подготовки и профессиональной переподготовки кадров по безопасности образовательного учреждения.
4. Совершенствование элементов современного оборудования и средств обеспечения безопасности ОУ.
Цель. Обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время их трудовой и учебной деятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, помещений на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
Задачи.
Реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности ОУ, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей, включая решение следующих вопросов:
- оснащение ОУ современным противопожарным оборудованием (в рамках Федеральной программы), средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
- назначение ответственных за проведение всего комплекса работ по реализации Программы, координации деятельности её участников и контроля за выполнением намеченных мероприятий;
- обследование технического состояния зданий, помещений, инженерных систем в ОУ, их паспортизация, оценка пожарной, электрической и конструктивной безопасности и разработка рекомендаций по её повышению до требований существующих норм и правил;
- анализ состояния и разработка предложений по развитию и совершенствованию нормативной и методической документации по обеспечению безопасности ОУ;
- разработка требований, норм и регламентов по обеспечению надёжной безопасности для вновь проектируемых, реконструируемых и ремонтируемых объектов в ОУ;
- внедрение научных исследований по разработке новых систем безопасности, технических и методологических решений, средств измерений и контроля для обеспечения безопасности ОУ;
- создание единой информационной среды по проблеме безопасности ОУ;
- организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность ОУ;
- обеспечение выполнения правовых актов и нормативно технических документов по созданию здоровых и безопасных условий труда в образовательном процессе;
- организация и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма на занятиях и внеурочное время;
- выполнение плана совместно с профсоюзным комитетом по учреждению условий охраны труда, предупреждению детского, производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- изучение причин детского, производственного травматизма;
- обеспечение работников специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты;
- проведение своевременного и качественного инструктажа обучающихся и работников по охране труда;
- пропаганда охраны труда в ОУ и повышение ответственности всех работников за соблюдением требований охраны.
БЛОК 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, ПОВЕДЕНИЕ
В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Цели.
1. Побуждение педагогов, учащихся, родителей к осознанию необходимости формирования навыков безопасного поведения.
2. Формирование
- устойчивой мотивации на поведение, обеспечивающее личную безопасность;
- ответственности за своё благополучие;
- необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать.
3. Воспитание культуры безопасности.
Задачи.
1. Пропаганда знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности среди участников образовательного процесса.
2. Обучение навыкам личной безопасности.
3. Профилактика правонарушений, употребления и зависимости от психоактивных веществ.
4. Совершенствование общей культуры педагогов, учащихся в соответствии с уровнем социально-нравственных ценностей: формирование ответственного отношения к себе и собственной безопасности.
5. Повышение компетентности педагогов, родителей, и учащихся в области специальных научных знаний, психологии.
6. Обеспечение обучающихся, воспитанников необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять личную безопасность.
7. Формирование знаний, норм и правил поведения безопасного образа жизни.
8. Развитие у педагогов и учащихся способностей к рефлексии своего образа жизни.
9. Создание условий для реализации Программы (развитие материально-технической базы, обеспечение наглядности).
Человека всегда подстерегают разные опасности, и никуда от этого не деться. Много беды приносит огонь, стихийные бедствия, автодорожные катастрофы, аварии на производстве. Люди* тонут, попадают под электрический ток, их может придавить какая-нибудь глыба. И есть ещё один самый опасный враг - это человек с бандитскими наклонностями. Криминогенная обстановка ещё долго будет заставлять нас прятаться по вечерам в собственном жилище, закрытом на все запоры, с опаской выходить из подъезда, садиться в лифт.
Поэтому данная программа призвана помочь детям научиться предвидеть опасные ситуации, по возможности не попадать в них, а если уж попали, то учащиеся должны знать оптимальные выходы из них.
Изучая в школе математику, географию, русский и иностранный языки, а также прочие предметы, школьники получают знания, которые нужны не только для экзамена, но и для всей жизни.
По тому же принципу составлена программа «Безопасность». В ней разработаны пути формирования безопасного поведения, актуальные не только для учащихся, но и для людей старшего возраста. Ребёнок станет взрослым, и знания, умения и навыки, полученные благодаря разработанной программе, пригодятся ему в дальнейшем.
Данный блок программы делится на следующие разделы:
I. Угрозы человеку от человека.
II. Угрозы человеку от самого себя.
III. Угрозы человеку от общества.
IV. Угрозы человеку от окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ
I. Угрозы человеку от человека.
В данном разделе представлены жизненные ситуации, в которых опасность идёт от человека.
Цели и задачи: формирование
- научных знаний об опасности, которые могут идти от других
людей;
- правовых знаний о правилах защиты;
- исторических знаний;
- практических умений и навыков поведения в ситуациях, где опасность исходит от других людей.
Научные знания (виктимология):
а) введение в виктимологию;
б) виктимность поведения; -
г) виктимные предметы.
Правовые знания: права ребёнка, право на необходимую оборону, законные средства личной безопасности, закон о милиции, о колониях для малолетних преступников.
Практические умения и навыки поведения в следующих ситуациях:
1. Как обезопасить себя от грабежа, разбоя или уличных краж.
2. Что делать, если угрожают.
3. Как избежать сексуального насилия.
4. Как защитить себя от мошенников,
5. Как обезопасить от злоумышленников своё жилище. История: полиция, милиция.
Для начальных классов:
- как научить детей никому не открывать дверь;
- как вести себя с незнакомыми людьми;
- как вести себя со знакомыми, угрожающими насилием.
П. Угрозы человеку от самого себя.
В данном разделе представлены жизненные ситуации, в которых опасность идёт человеку от самого себя.
Цели и задачи:
формирование
- научных знаний об опасности, которую может человек принести себе сам;
- правовых знаний;
— исторических знаний;
- практических умений и навыков поведения в ситуациях, где опасность исходит от самого себя;
- воспитание личности, способной:
- принимать правильные решения;
- делать выбор на основе сформированных ценностей и нравственных принципов,
- противостоять тому, что наносит вред человеку: ,
- рефлексировать;
- вести здоровый образ жизни.
Научные знания: фрустрация, стресс, страхи, жизненные кризисы, их возрастные особенности, внутренние конфликты, конформность.
Правовые знания (правовая ответственность). Практические умения и навыки:
1. Преодоление трудностей, которые связаны с осознанным выбором человека, контроль над своими желаниями, целями и поступками, умение управлять ими.
2. Предосторожности в занятиях экстремальными видами спорна.
3. Выбор. Шкала ценностей. Мудрость принятия правильных решений.
4. Как бороться с чувством неуспокоенности или опустошённости, чувством озлобленности и нетерпимости, обиды. Формирование кодекса нравственности.
5. Как бороться со страхом и тревогой.
6. Как стать смелым. Обязательно ли быть лидером?
7. Как выходить из конфликтной ситуации, как обсуждать конфликтные ситуации, как извлекать уроки из конфликтов.
8. Поиск себя.
9. Свобода. Зависимость от других (конформность).
10. Скажи «нет» курению, наркотикам, алкоголизму. История: обряд инициации, Марк Туллий Цицерон о страхе, секты.
Для начальных классов: формирование «кодекса нравственности», эмоциональной отзывчивости к добру, противостояние злу: курсы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Вредные привычки».
III. Угрозы человеку от общества.
В данном разделе представлены жизненные ситуации, в которых опасность человеку исходит от общества.
1. Толпа.
2. Терроризм - угроза XXI векэ.
3. Государство и мы. Правила безопасного диалога.
Цели и задачи:
формирование
- научных знаний об опасности, которую может человек получить от общества;
- правовых знаний;
- исторических знаний;
- практических умений и навыков поведения в ситуациях, где опасность исходит от общества;
- воспитание личности, способной вести себя грамотно в опасных ситуациях:
- во время массовых беспорядков,, в толпе;
- при захвате террористами;
- в милиции.
1. Толпа.
Практические умения и навыки:
1. Как вести себя в толпе?
2. Что делать, если толпу охватила паника.
3. Как вести себя во время массовых беспорядков.
4. Как вести себя на дискотеках. О вреде «кислотных» дискотек. История: трагедия на Ходынском поле, похороны Сталина, примеры массовых беспорядков,
2. Терроризм - угроза XXI века.
Практические умения и навыки:
1. Выполнение предписаний властей и специалистов по борьбе
с терроризмом:
а) если вы находитесь в особо людных местах;
б) если вы обнаружили предмет;
в) бдительность!
2. Что делать, если вас захватили в заложники.
3. Правила поведения в самолёте, захваченном террористами. Правовые знания: Закон РФ о терроризме.
История терроризма в России, группа «Альфа», трагедия 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.
3. Государство и мы. Правила безопасного диалога.
Практические умения и навыки:
- как вести себя, если вас задержала милиция;
- служба в вооружённых силах.
Правовые знания: правовая основа общения гражданина с юристом, милицией, адвокатом.
IV. Угрозы человеку от окружающей среды.
1. Безопасность в квартире.
2. Безопасность на улице.
3. Природные итехногенные катастрофы.
4. Безопасность на отдыхе.
В данном разделе представлены жизненные ситуации, в которых опасность идёт человеку от окружающей среды.
Цели и задачи:
формирование
- научных знаний об опасности, которые может принести человеку окружающая среда,
- правовых знаний;
- исторических знаний;
- практических умений и навыков поведения в ситуациях, где опасность исходит от окружающей среды;
- воспитание личности, способной:
- принимать правильные решения;
- вести себя, согласно знаниям о природных и техногенных катастрофах;
- противостоять тому, что наносит вред человеку;
- выживать в чрезвычайных условиях.
1. Безопасность в квартире.
Знания.
1.1. Быт. Опасности на ровном месте:
- бытовая техника и химия;
- опасные привычки (чиркать спички по направлению к себе, оставлять без присмотра утюг, сушить волосы над плитой и многое др.).
1.2. Яды в вашем доме:
- заглянем в аптечку;
- заглянем в буфет;
- осмотрим кладовку;
- на даче;
- проверяем качество продуктов;
-химическое загрязнение;
- радиоактивное загрязнение.
1.3. Ваш враг - компьютер.
1.4. Пожар в доме. Знаки пожарной безопасности.
Практические умения и навыки:
1. Правила безопасного поведения в быту.
2. Применение лекарственных средств по назначению врача и по инструкции.
3. Применение электронного термометра вместо ртутного.
4. Безопасное поведение на даче.
5. Первая медицинская помощь.
6. Как помочь больному.
7. Как обезопасить квартиру от химического и радиоактивного загрязнения.
8. Правила обращения с компьютером и работы на нём.
9. Упражнение для глаз.
10. Правила пользования электроприборами.
11. Первая помощь при поражении электротоком.
12. Как себя веста при пожаре в доме.
13. Как правильно тушить пожар.
14. Первая помощь при ожогах.
15. Как правильно сделать укол.
16. Первая помощь при потере сознания.
17. Как вызвать скорую помощь.
18. В каких случаях вызывать службу спасения. Научные знания:
- информация на упаковке (таблица компонентов);
- краткий радиобиологический словарь;
- электромагнитное излучение История: пожарная охрана в России.
Для начальной школы.
Руководство для детей «Если ты остался дома один»:
- не играй со спичками;
- будь осторожен с лекарствами;
- не включай электроприборы;
- не бегай по квартире с острыми предметами;
- не вставай на подоконник и т. д.
Как вызвать скорую помощь или службу спасения.
2. Безопасность на улице. ,
1. Как безопасно пользоваться общественным транспортом.
2. Правила дорожного движения.
3. Вы - свидетель ДТП,
4. Как ездить на велосипедах и на роликах.
5. Пить или не пить?
6. Осторожно, злая собака.
7. Опасные животные в городе.
8. «Сюрпризы» птичьего рынка.
9. Газовые баллоны.
10. Гололёд.
Лекторий для родителей. Советы родителям. Для начальной школы. Что должен знать и уметь ребёнок в городе - восемь правил его безопасности.
3. Природные и техногенные катастрофы.
Научные знания: природные и техногенные катастрофы. Практические умения и навыки:
1. Как себя вести при техногенной катастрофе.
2. Как вести себя при эпидемии.
3. Поведение при землетрясениях, наводнениях, цунами, ураганах.
4. Безопасность на отдыхе.
4.1. Путешествия по городам и странам. Практические умения и навыки:
— как вести себя в другой стране;
— аварии и катастрофы на транспорте;
— техника безопасности и поведение на транспорте;
— ориентирование в городе.
Правовые знания: важные особенности законодательства зарубежных стран; права гражданина России.
История: легко ли жить на чужбине?
4.2. Безопасность на природе.
Научные знания: лесные пожары, снежные лавины, ядовитые животные, грибы и растения, два удара - тепловой и солнечный, природно-очаговые заболевания.
Практические умения и навыки;
- безопасное поведение в разных природных зонах;
- как разбить лагерь и построить временное укрытие;
-добыча воды, огня;
- гигиена в условиях природной среды;
-ориентирование по топографическим картам;
- ориентирование без карты;
- как пережить голод;
- первая помощь при укусах;
- первая помощь при отморожениях;
-первая помощь при переломе;
- первая помощь при ожогах;
- первая помощь на воде;
- транспортировка пострадавших.
Для начальной школы.
Куда звонить при чрезвычайных происшествиях? Что делать, если...
Основные правила поведения в экстремальных ситуациях.
Потерялся в лесу.
Как правильно загорать.
Молнии.
Если вы попали в холодную воду.
Судороги.
В ожидании помощи.
Практические рекомендации по методике организации обучения учащихся основным правилам техники безопасности учебного труда и поведения в ходе образовательного процесса.
Эта работа проводится в двух направлениях;
1. Урочная форма: изучение специальных тем на уроках ОБЖ, технологии, химии, физики, информатики, биологии.
2. Внеклассная работа.
С этой целью предлагаются некоторые формы организации такой работы с учётом возрастных особенностей учащихся:
Начальные классы (1-4)
1. Основная форма - игровая. Проводятся театрализованные игры познавательно-обучающего характера.
2. Урочная форма - уроки ОБЖ, технологии, физической культуры.
Средние классы (5-9)
1. Основная форма - урочная (плюс новые учебные предметы).
- Внеклассная - тематические классные часы, беседы, анкетирование в форме тестов.
Литература
1. Агаджан Н. А.,Катков А. Ю. Резервы нашего организма - М: Знание, 1990.
2. Алексеев Н. А. Стихийные явления в природе. - М: Мысль, 1988.
3. Алиев X. Ключ к себе. - М: Молодая гвардия, 1990.
4. Бомбар А. За бортом по своей воле. Пер. с фр. - М: Госиздат географ, литературы, 1959.
5. Джонсон Д. А. Советы авиапассажирам /Пер. с англ. – М: Транспорт, 1989.
6. Дунаевский Е. А., Жбанов А. В. Спасение на море - М:Транспорт, 1991.
7. Каллахен С. В дрейфе/ Пер. с англ. – М: Гидрометиоиздат,1990
8. Коновалов Е. Ты сильнее воды. - М: Молодая гвардия, 1983
9. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях – М: Политиздат, 1989.
10. Леви В. Искусство быть собой. - М: Знание, 1991.
11. Проблемы безопасности в горах. - М: Физкультура и спорт, 1981.
12. Менчуков А. Е. В мире ориентиров. - М: Недра, 1986
13. Орлов Б. Н., Гелашвили Д. Б., Ибрагимов А. К. Ядовитые животные и растения СССР - М: Высшая школа, 1990.
14. Правила безопасности граждан на ж/д транспорте - М: Транспорт, 1987.
15. Примак Л. П. Резервы человеческой психики. - М: Политиздат, 1989.
16. Сундуков В. В. Выиграть жизнь. - М: Беловодье, 2001.
17. Цвилюк Г. Е. Азы личной безопасности: книга для детей и родителей. - М: Просвещение, 1997.
18. Энциклопедический словарь юного техника - М : Педагогика, 1980.
19. Энциклопедия для детей. Личная безопасность – М: Аванта+, 2001.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ | Этапы | Сроки | Задачи | Результаты |
I этап | Поисково- ориенти- рующий | 2010- 2011 | 1. Разработать концепцию работы по безопасности. 2. Ознакомить педагогов с задачами и содержанием работы по безопасности (РБ). 3. Ознакомить родителей, учащихся с задачами. 4. Мотивировать стремление педагогов на активное включение в работу. 5. Решить организационные задачи работы (подготовка нормативно-правовой документации, распределение обязанностей, комплектование структурных подразделений). | Разработанные нормативные материалы и принятие решения о работе по программе. Укрепление материально-технической базы |
II этап III этап | Конструк- тивно- практиче- ский Системно- обобщающий | 2010- 2012 | 1. Разработка стратегии и тактики РБ. 2. Развитие методологии. 3. Изучение современных концепций, теорий, определение роли и места РБ в образовательной работе ОУ. 4. Совершенствование умений педагогов в реализации программы. 5. Пропаганда здорового образа жизни. 6. Создание условий для осуществления программы «Безопасность». 7. Развитие сотрудничества ОУс другими организациями, способствующими реализации про- граммы «Безопасность». 8. Реализация государственной политики и требований законо- дательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности ОУ, на-правленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от воз- можных пожаров, аварий и других опасностей. 1. Создание системы работы безопасности в ОУ. 2. Авторские программы и другие материалы деятельности (интегративные уроки, пособия и т. д.) 3. Системный учёт уровня знаний и умений учащихся в процессе обучения в ОУ. 4. Целостная система внеклассной учебной и внеучебной работы («безопасная жизнедеятельность», «уклад» — направления, дела, традиции и т. д.) | Создание научно- методических материалов по теме РБ Забота о безопасности - основа жизнедеятельности ОУ и учащихся. Создание условий в ОУ для реализации государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспе- чения безопасности ОУ, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся и работников вовремя их трудовой и учебной деятельности от возможных по- жаров, аварий и других опасностей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного системно – профилактического подхода к формированию устной и письменной реч
Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Представляет собой построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного си...
"Дополнительное образование в общем образовательном пространстве школы"(На примере театральной деятельности)
Статья Кольчугиной Е.К. "Дополнительное образование в общем образовательном пространстве школы" . Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие межд...
Социально - педагогический проект « Построение целостного культурно - образовательного пространства школы на основе казачьей этнокультуры
Программа развития общего и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций казачества на 2011-2014 гг. Данная программа рассматривает развитие общего и ...
Школьный информационный центр, как основа единого образовательного пространства школы.
Школьный информационный центр, как основа единого образовательного пространства школы....
Здоровьесберегающая среда в образовательном пространстве школы
Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем неблагополучия является то, что зд...
РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ
Работа выполнена в соавторстве с учителем химии МОУ "СОШ № 73" г. Саратова Дувановой Татьяной Викторовной...
«Открытое информационное пространство – школа и семья. Использование ИКТ для формирования информационной культуры школьника»
Данный материал представляет серию уроков по теме «Коммуникации в глобальной сети Интерне», раздел «Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов»...