Анализ деятельности СПС ГБОУ СОШ № 629 (Архив)
методическая разработка по теме
Социально-психологическая служба– создана для сохранения и укрепления психологического здоровья, а также повышения и развития психологической культуры всех участников образовательного процесса.
Основные цели социально-психологической службы ГОУ СОШ № 629:
- Сохранение и развитие психологического здоровья всех участников образовательного пространства;
- Формирование психологической культуры личности;
- Психологическая поддержка ребенка на всех этапах возрастного развития.
Основные задачи:
- Поддержка интеллектуального развития учащихся;
- Поддержка индивидуального социального и эмоционального развития учащихся.
- Усиление работы психологической службы с родителями учащихся. Особый акцент сделать на родителей, дети которых чрезмерно подвержены стрессовым состояниям. Разработать программу взаимодействия с данным контингентом детей и родителей.
- Усиление работы модели психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильного и профильного обучения.
- Продолжить работу комиссии по контролю за организацией и качеством питания учащихся;
- Продолжить изучение социальной среды;
- Продолжить работу с учащимися, стоящими на внутришкольном контроле и с учащимися, находящимися под опекой;
- Привлекать учащихся из группы «риска» к участию в дополнительном образовании (кружки, секции) и в общешкольных мероприятиях;
- Продолжить работу по профилактике правонарушений среди подростков, по профилактике химических зависимостей;
- Определение психологически обоснованных «коридоров» перехода учащихся из одной образовательной страты в другую;
- Обеспечение безопасности инновационных преобразований;
- Прогнозирование образовательных перспектив и предупреждение образовательных рисков учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_deyatelnosti_sotsialno-psikhologicheskoy_sluzhby.doc | 601 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ деятельности социально-психологической службы ГОУ СОШ № 629
2009-2011 уч. год
Социально-психологическая служба – создана для сохранения и укрепления психологического здоровья, а также повышения и развития психологической культуры всех участников образовательного процесса.
Основные цели социально-психологической службы ГОУ СОШ № 629:
- Сохранение и развитие психологического здоровья всех участников образовательного пространства;
- Формирование психологической культуры личности;
- Психологическая поддержка ребенка на всех этапах возрастного развития.
Основные задачи:
- Поддержка интеллектуального развития учащихся;
- Поддержка индивидуального социального и эмоционального развития учащихся.
- Усиление работы психологической службы с родителями учащихся. Особый акцент сделать на родителей, дети которых чрезмерно подвержены стрессовым состояниям. Разработать программу взаимодействия с данным контингентом детей и родителей.
- Усиление работы модели психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильного и профильного обучения.
- Продолжить работу комиссии по контролю за организацией и качеством питания учащихся;
- Продолжить изучение социальной среды;
- Продолжить работу с учащимися, стоящими на внутришкольном контроле и с учащимися, находящимися под опекой;
- Привлекать учащихся из группы «риска» к участию в дополнительном образовании (кружки, секции) и в общешкольных мероприятиях;
- Продолжить работу по профилактике правонарушений среди подростков, по профилактике химических зависимостей;
- Определение психологически обоснованных «коридоров» перехода учащихся из одной образовательной страты в другую;
- Обеспечение безопасности инновационных преобразований;
- Прогнозирование образовательных перспектив и предупреждение образовательных рисков учащихся.
Работа социально-психологической службы ГОУ СОШ № 629 в 2010-2011 уч. году строилась в соответствии с годовым планом работы, согласованным с общешкольным планом работы.
Организация питания учащихся.
В течение года работала комиссия по контролю за организацией и качеством питания и культурой поведения учащихся школы в столовой (Приказ № 1/65 от 01. 09. 09г.).
Основные направления деятельности комиссии:
1. Осуществление контроля за выполнением условий договора, заключенного с предприятием питания;
2. Определение контингента учащихся, имеющих право на льготное питание;
3. Формирование основного и резервного списков учащихся на питание;
4. Осуществление контроля:
- за соответствием рациона питания согласно утвержденному меню,
- за качеством готовой продукции,
- за санитарным состоянием пищеблока
- за организацией приема пищи учащимися.
- за соблюдением графика работы столовой и буфета.
В сентябре месяце комиссией по контролю за организацией и качеством питания (протокол № 1 от 01.09.2010г.) были выделены категории учащихся, нуждающихся в социальной защите.
Также в соответствии с приказом Департамента г. Москвы ЮОУО № 263 от 31.03.2010г «Об усилении контроля за организацией и качеством питания в государственных образовательных учреждениях» в школе создана группа ежедневного контроля за организацией и качеством питания учащихся:
Группой ежедневного контроля в школьной столовой осуществляется:
- Контроль за качеством поступающего продовольственного сырья
- Контроль за хранением продукции
- Контроль за качеством готовой продукции
- Контроль за достаточным количеством и за соблюдением гигиеническим требований к состоянию столовой, чайной посуды, столовых приборов и их хранения
- Контроль за выполнением санитарно-производственных мероприятий
- Контроль за состоянием производственных, подсобных и складских помещений и технологического оборудования.
На основании приказа Департамента образования ЮОУО от 03.09.2010 г. № 903 обеспечены бесплатным питанием за счёт средств бюджета города Москвы:
- Учащиеся 1-4 классов (завтрак)
- Учащиеся из многодетных семей 1-11 классов (завтрак, обед).
- Учащиеся из социально-незащищённых семей 1-11 классов (завтрак, обед).
- На основании приказа департамента г. Москвы «О внесении дополнений к приказу ЮОУО ДО г. Москвы от 13.10.2010 года № 1136».Учащиеся спортивного класса с углублённым учебно-тренировочным процессом. (Завтрак, обед)
Мониторинг здоровья учащихся ГОУ СОШ № 629
Для анализа и сохранения физического и психического здоровья обучающихся (согласно Закону города Москвы «О развитии образования в городе Москве» от 20 июня 2001 года) проводится мониторинг здоровья.
Анализ результатов мониторинга здоровья за 2010-11 уч. год.
2010 – 11 уч. год | ||||
1-4 класс | 5-9 класс | 10-11 класс | Всего: 1-11 кл. | |
Среднегодовое количество учащихся | 262 | 317 | 78 | 657 |
Число учебных дней, пропущенных по болезни к общему количеству дней | 3350 | 4354 | 753 | 8457 |
Процент учебных дней пропущенных по болезни | 8% | 8% | 5% | 8% |
Часто болеющие дети | 36 | 26 | 12 | 74 |
Дети с хроническими заболеваниями (по сведениям из медицинских карт) | 184 | 258 | 59 | 501 |
Количество дней в процентном соотношении пропущенных детьми по болезни за 2010-11 уч. год
Дети, имеющие хронические заболевания
в процентном соотношении за 2010-11 уч. год.
За 2009-11 г.г в связи с эпидемией гриппа многие учащиеся пропускали уроки. Плановая работа с родителями, учениками и педагогами позволила избежать распространения инфекции. На протяжении 2009-2011 уч. г. инфекционными заболеваниями переболело 3 человека: скарлатиной - 2 чел., в/оспой - 1 чел., ОРВИ – 74 чел., другими простудными заболеваниями – 6 учащихся.
Статистические данные количества учащихся ГОУ СОШ № 629 1-4 группы здоровья.
Группы здоровья | 1-4 классы | 5-9 классы | 10-11 классы | |||
2009-2010 у.г.(среднегодовое кол-во 664 уч.) | 2010-2011 у.г.(среднегодовое кол-во 663 уч.) | 2009-2010 у.г.(среднегодовое кол-во 664 уч.) | 2010-2011 у.г.(среднегодовое кол-во 663 уч.) | 2009-2010 у.г.(среднегодовое кол-во 664 уч.) | 2010-2011 у.г.(среднегодовое кол-во 663 уч.) | |
I группа | 69 | 69 | 88 | 87 | 6 | 7 |
II группа | 167 | 167 | 215 | 216 | 41 | 41 |
III группа | 16 | 16 | 37 | 37 | 18 | 16 |
IV группа | 2 | 4 | 1 | 4 | 1 | 2 |
V группа | - | - | - | 1 | - | - |
Всего по группам здоровья | 254 | 253 | 344 | 345 | 66 | 66 |
Всего учащихся | 269 | 262 | 337 | 317 | 55 | 78 |
Также проводится работа с паспортами здоровья учащихся. Участники педагогического процесса ознакомлены с регламентом работы с паспортом здоровья учащихся.
Мониторинг здоровья учащихся I группы здоровья за 2009-10 и 2010-11 учебный год в процентном соотношении.
Сравнительный анализ социального состава семей учащихся в ГОУ СОШ № 629
За 2009-10 и 2010-11 уч. год.
2009 – 2010гг | 1 ступень | 2 ступень | 3 ступень | Итого | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол- во | % | Кол-во | % | |
Всего учащихся в 2009 – 2010 учебном году. | 269 | 41 | 337 | 51 | 55 | 8 | 661 | 100 |
Состав учащихся по социальному статусу семей. | ||||||||
Дети-инвалиды, учащиеся в данной школе. | 2 | 0,7 | 4 | 1 | 2 | 3 | 8 | 1 |
Родители-инвалиды 1,2 группы | 5 | 2 | 5 | 1,5 | 3 | 5 | 13 | 2 |
Многодетная семья. | 15 | 5,5 | 29 | 8 | 4 | 7 | 48 | 7 |
Дети-сироты. | 3 | 1 | 2 | 0,5 | 1 | 2 | 6 | 0,9 |
Неполные семьи (в разводе). | 29 | 11 | 46 | 13 | 15 | 27 | 90 | 13 |
Семьи матерей-одиночек. | 6 | 2 | 6 | 2 | 5 | 9 | 17 | 2,5 |
Семьи, потерявшие кормильца. | 6 | 2 | 12 | 3,5 | 6 | 11 | 24 | 4 |
Дети, находящиеся под опекой. | 2 | 0,7 | 4 | 1 | - | - | 6 | 0,9 |
Военнослужащие. | 26 | 10 | 28 | 8 | 21 | 38 | 75 | 11 |
Неблагополучные семьи | 3 | 1 | - | - | 1 | 2 | 4 | 0,6 |
Дети, состоящие на учёте в КДН и ЗП, ОДН ОВД | - | - | 3 | 0,8 | - | - | 3 | 0,4 |
Дети, состоящие на внутришкольном учёте. | 1 | 0,1 | 10 | 0,2 | - | - | 11 | 1,6 |
2010 – 2011гг | 1 ступень | 2 ступень | 3 ступень | Итого | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол- во | % | Кол-во | % | |
Всего учащихся в 2010 – 2011 учебном году. | 262 | 40 | 317 | 48 | 78 | 12 | 657 | 100 |
Состав учащихся по социальному статусу семей. | ||||||||
Дети-инвалиды, учащиеся в данной школе. | 3 | 1 | 4 | 1 | 2 | 2,5 | 9 | 1 |
Родители-инвалиды 1,2 группы | 5 | 2 | 6 | 2 | 3 | 3 | 14 | 2 |
Многодетная семья. | 14 | 5 | 24 | 7,5 | 5 | 6 | 43 | 6,5 |
Дети-сироты. | 2 | 0,8 | 2 | 0,6 | 1 | 1 | 5 | 0,7 |
Неполные семьи (в разводе). | 29 | 11 | 46 | 14,5 | 16 | 20 | 91 | 14 |
Семьи матерей-одиночек. | 6 | 2 | 6 | 2 | 5 | 6 | 17 | 2,5 |
Семьи, потерявшие кормильца. | 6 | 2 | 12 | 4 | 6 | 7 | 24 | 3,5 |
Дети, находящиеся под опекой. | 2 | 0,8 | 4 | 1 | - | - | 6 | 0,9 |
Военнослужащие. | 26 | 10 | 28 | 9 | 19 | 24 | 73 | 11 |
Неблагополучные семьи | 4 | 0,6 | 1 | 0,1 | 1 | 0,1 | 6 | 0,9 |
Дети, состоящие на учёте в КДН и ЗП, ОДН ОВД | - | - | 3 | 0,8 | - | - | 3 | 0,4 |
Дети, состоящие на внутришкольном учёте. | 1 | 0,1 | 13 | 4,1 | - | - | 14 | 2,1 |
Сравнительный анализ детей «Группы риска» и неблагополучных семей за 2009-10 и 2010-11 уч. год в процентных соотношениях.
Сравнительный анализ социального состава семей за 20010-10 и 2010-11 учебный год.
Общее количество в процентном соотношении.
Профилактическая работа
На основании Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закона г. Москвы «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве», приказа Департамента образования г. Москвы № 265 от 23 мая 2005 года, в школе функционирует Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. (пр. № 19/14 от 01 ноября 2010г.)
Совет по профилактике правонарушений создан в школе для осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов.
Заседания Совета по профилактики протоколировались, проводились 3 раза в год.
Цель профилактической работы:
- Повышение уровня социальной нормативности учащихся.
- Улучшение психофизического состояния учащихся.
- Снижение количества правонарушений среди учащихся.
- Снижение количества учащихся, состоящих на внутришкольном учете и на учете в ОДН ОВД и КДН.
- Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других ПАВ среди учащихся.
- Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения.
Работа, проводимая с детьми из неблагополучных семей и с семьями.
- Постановка на внутришкольный учет и оформление документов по неблагополучным семьям.
- Индивидуальные диагностики и консультации детей и родителей из неблагополучных семей по проблемам детско-родительских взаимоотношений.
Со всеми учащимися были установлены открытые и доверительные отношения, что поспособствовало некоторому улучшению ситуации в некоторых семьях и также разрешению их личностных проблем. Однако, не все родители готовы на сотрудничество с социально-психологической службой, что затрудняло работу по преодолению неблагоприятных ситуаций в семье. С некоторыми из родителей были проведены индивидуальные консультации.
- Были проведены акты обследования жилищных условий в неблагополучных семьях.
- Выявление успеваемости учащихся из неблагополучных семей и проведение консультаций по данной тематике.
- Общение с классными руководителями с целью выявления особенностей поведения учащихся из неблагополучных детей и их успеваемости, а также с целью выявления особенностей самих этих неблагополучных семей. Давались рекомендации классным руководителям о том, как действовать по отношению к учащемуся из неблагополучной семьи на основе проведенных консультаций.
Проводились различные беседы с учащимися, с их родителями с целью выявления проблем дисциплины в школе и выявление проблем в успеваемости, а также консультации по их разрешению. Поведение многих учащихся становилось лучше.
Два раза в год проведены обследования жилищно-бытовых условий проживания подопечных, на каждую семью составлены акты обследования и характеристики этих учеников.
Работа, проводимая с детьми «группы риска».
Два раза в год была проведена сверка детей стоящих на учете в КДН и ЗП и ОДН ОВД, создана картотека внутришкольного учета и детей группы «риска», которые нуждаются в дополнительном контроле и помощи со стороны педагогов. Все списки были рассмотрены и утверждены Советом по профилактике.
Мониторинг количества неблагополучных семей и детей «группы риска»
За 2009-10 и 2010-11 уч. год.
Анализ сведений об организации отдыха учащихся, состоящих на внутришкольном учёте в период летних каникул.
Виды организованного отдыха | июнь | июль | август |
Всего состоит на учёте детей (внутришкольный учёт/подразделения по делам несовершеннолетних) | 14 | 14 | 14 |
Выездной оздоровительный лагерь | 1 | - | - |
Городской оздоровительный или санаторный лагерь | - | - | - |
Городской трудовой лагерь | 4 | - | - |
Походы, экспедиции | 1 | 1 | 1 |
Военно-спортивный лагерь | - | - | - |
Лагерь, организованный центром «Дети улиц» | - | - | - |
Отдых, организованный родителями | 3 | 7 | 7 |
Итого | 9 | 8 | 8 |
Остались в Москве | 5 | 6 | 7 |
На экзаменах | 2 | 1 | - |
Под следствием | - | - | - |
По состоянию здоровья | - | - | - |
Работают | - | - | - |
Другие причины | 3 | 5 | 7 |
С детьми стоящими на учете проводится постоянная профилактическая работа в основном в форме бесед классными руководителями, социальным педагогом и психологами, зам. директора по воспитательной работе, инспектором ОДН ОВД.
Задачи:
- это выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;
- обеспечение профилактической работы с учащимися, стоящими на внутришкольном учете;
- способствование пропаганды здорового образа жизни;
- повышение уровня правовой грамотности учащихся, родителей с целью профилактики девиантности поведения.
Два раза в год в рамках «Недели права» в школе проводится ряд мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, на усвоение и воспроизводство социального опыта в процессе общения и деятельности:
№ | МЕРОПРИЯТИЕ | КЛАССЫ |
День Толерантности | 1-10 классы | |
День борьбы с курением «Демонстрация видеороликов о вреде курения» | 5-11 классы | |
Подготовка к конкурсу на лучших знатоков по Конвенции о правах ребенка» | 1-11 классы | |
Классные часы с использованием серии мультфильмов «Детская конституция» | 1-4 классы | |
Литературная викторина «Твои права и сказочная страна» | 1-4 классы | |
Конкурс плакатов «Имею право» по итогам классных часов «Детская конституция» | 1-4 классы | |
Выставка книг по правовой тематике в школьной библиотеке | 1-11 классы | |
Классный час «Правила школьной жизни» | 5-10 классы | |
Лекции для учащихся «Правовая ответственность несовершеннолетних» | 7-9 классы | |
Классный час «Трудоустройство без проблем» | 7-10 классы | |
«Урок Доброты» посвященный Международному дню инвалидов | 1-11 класс | |
Открытый микрофон | 5-8 классы |
Неделя права в ГОУ СОШ № 629 с 10.03.2011 – 31.03.2011
№ | МЕРОПРИЯТИЕ | КЛАССЫ |
Беседы с детьми «Группы риска» начальником ОДН ОВД с целью контроля и разъяснения действующего законодательства. | 2 -10 классы | |
Конкурс презентаций «Дети против жестокости» | Параллели 5 - 8 классов | |
Занятие «Мир доброты» С конкурсом рисунков среди детей. | 1, 3, 4 – е классы, 2 «А» класс | |
Проведение игры «Школьный Оскар» | 2-9 классы | |
Проведение анонимного исследования школьной жизни по теме «Дети против жестокости». «Ящик откровений» | 1-11 классы | |
Лекторий для родителей: "Предупреждение насилия в семье в отношении детей". Демонстрация фильма Р. Быкова «Я сюда никогда не вернусь». | Представители родительского комитета с 1по 11 классы. | |
Педсовет. Подведение итогов родительского лектория. "Предупреждение насилия в семье в отношении детей". | Учителя школы. | |
«Дети против насилия» конкурс плакатов по данной тематике. Классные часы. | Параллели 1-4 классов. | |
Подведение итогов «Недели права». | Классные руководители. |
В течение года на основании соглашений о взаимодействии, заключённых между школой и ОДН ОВД, КДН и ЗП и ОПОП № 110 организованы лекции и беседы совместно с представителями ОДН ОВД (Абызовой Т.Н., Хазанзяновым И.А.), председателем ОПОП № 110 Шкодиным А.И. о правовой направленности учащихся, также проводились лекции об ответственности за участие в неформальных молодёжных объединениях, проведены профилактические беседы с учащимися «Подросток – Здоровье». Во всех классах с 4 по 10 было организовано проведение классных часов по теме «Ответственность несовершеннолетних».
В работе с «трудными детьми» использованы различные диагностические методики:
- Исследование уровня тревожности (Филлипс).
- Исследование межличностных взаимоотношений (Лири).
- Исследование личности в конфликтных ситуациях.
На основании данных диагностики на каждого учащегося, состоящего на учёте, составлены психолого-диагностические характеристики.
Психолого-педагогическая деятельность
Диагностическая работа
Проводилась по намеченному годовому плану, а также в соответствии с запросами педагогов, учащихся, родителей.
Групповые исследования были проведены в следующих классах:
- 1-е классы: с целью выявления адаптационных проблем для дальнейшей коррекции;
- 2-е классы: с целью исследования мотивации к обучению;
- 4-е классы: с целью определения уровня развития интеллектуальных способностей, развития внимания и работоспособности и определения уровня готовности к переходу в среднее звено.
- 5-е классы: с целью выявления особенностей адаптации к новым условиям обучения;
- 6-е классы: исследования мотивационной сферы, сферы интересов, уровня сформированности коллектива;
- 7-е классы: с целью определения уровня интеллектуального развития, изучения сферы интересов;
- 8-й класс: Изучение отношений учащихся к отклоняющемуся поведению.
- 9-е классы: изучение индивидуальных особенностей личности учащихся, выявление резервных возможностей и профессиональных склонностей в рамках программы «Твой выбор»; индивидуальная диагностика. Диагностика психологической готовности учащихся к ГИА.
- 10-е классы: с целью выявления особенностей адаптации и отношения к новым условиям обучения;
- 11–е классы: с целью уточнения профессионального выбора. Психологическая готовность учащихся при сдаче ЕГЭ
- В рамках работы дошкольной подготовке проводились исследования интеллектуальной и личностной сферы детей, которые были использованы в работе при приеме детей в 1-е классы;
- Учащиеся 9-х классов приняли участие в мониторинге уровня готовности к сдаче ГИА;
Психологическое консультирование
В течение года консультации велись по следующим направлениям:
- с учащимися, родителями и учителями 1-х, 5-х и 10-х классов по предупреждению дезадаптации;
- с учащимися и родителями 9-11 классов по проблемам профессиональной ориентации с учетом результатов диагностики, готовности учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ
- с учителями и родителями уч-ся 4-х классов по проблеме перехода из начальной школы в среднее звено;
- с учащимися и родителями, работающими в ГЭП.
- с родителями будущих первоклассников по проблеме готовности к школе;
- по запросам учителей, родителей, школьников – в течение года.
Психологическое просвещение
По итогам диагностики и по запросам педагогов и родителей был проведён цикл бесед о возрастных особенностях учащихся начального, среднего и старшего звена.
Коррекционно - развивающая работа
Коррекционная работа осуществлялась в форме:
- индивидуальных занятий по запросу педагогов и родителей;
- цикла развивающих занятий для учащихся начальной школы.
Организационно-методическая работа
Были осуществлены следующие виды деятельности:
- Планирование и анализ деятельности педагогов-психологов.
- Анализ научной и практической литературы для пополнения базы инструментария, разработки развивающих программ.
Результаты работы педагогов-психологов за 2010-11 уч. год.
Новый учебный год всегда начинается со знакомства с прибывшими учащимися – первоклассниками, хотя работа с родителями и детьми была начата еще в апреле-мае предыдущего учебного года: на этапе приема в школу было проведено исследование будущих учеников на предмет готовности к школе, родители получили рекомендации по выбору нужной программы.
1 «А», «Б» классы.
Первая неделя сентября была посвящена 1 классам, все сотрудники службы посещали уроки, ведя наблюдение по следующим параметрам: концентрация внимания, переключение внимания.
Проводилась диагностика готовности детей к школе:
- «Графический диктант» - методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правило воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
- « Керн-Йирасек» ( тест школьной зрелости) -задания графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации зрения и движений руки.
- «Образец и правило» - методика направлена на выявление умения руководствоваться системой задач, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов.
- Рисунок человека.
- Учебная мотивация по рисункам.
- Дом-Дерево-Человек.
По результатам наблюдения прошел обмен мнениями с учителями первых классов, определение стратегии работы с детьми.
Педагоги, работающие в 1 классах выделили группу детей, у которых возможны затруднения с обучением, с ними была проведена диагностическая и коррекционная работа исследования памяти, внимания, мышления, учебной мотивации. В развитии ребенка произошли значительные перемены, но, тем не менее, уровень развития по прежнему не соответсвует возрасту, родителям дана рекомендация: пройти МППК, определить дальнейшую форму обучения ребенка.
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводились по запросу родителей.
Были даны консультации родителям, обратившимся по различным вопросам.
1 класс - это начало не только школьной жизни, но это и подготовка к будущей взрослой.
В рамках недели права были проведены беседы «Говорим и рисуем о Правах и обязанностях», на которых ученики 1 классов рассказали о том, что изменилось в их жизни после прихода в школу, о появившихся новых обязанностях. Интерактивная игра по правам и обязанностям. Беседа «Дети против насилия». Из лучших рисунков были оформлены коллажи и вывешены в классах.
В конце года проводилась повторная диагностика для проведения сравнительного анализа и выработке практических рекомендаций по работе с детьми в дальнейшем.
2 «А», «Б», «В» классы.
С учащимися 2-х классов были проведены методики:
1. Мотивация по Лускановой.
2. Рисунок человека.
3. Определение уровня активности мышления и типа запоминания (логическая, мехоническая память),
4. Определение уровня умственного развития (Э.Ф. Замбицявичене),
а так же социометрические исследования, которые помогли выявить отношения детей в коллективе.
По результатам тестирования прошли индивидуальные консультации классных руководителей.
В рамках Недели права проводилась игра-беседа «Что такое хорошо и что такое плохо», во время которой дети рассказали, что может и что не должен делать ученик в школе, интерактивная игра «Дети против насилия».
Во 2 «В» проводилось исследование уровня памяти и внимания. Совместно с классным руководителем Миненко Н.В. провели родительское собрание по теме «Что значит быть внимательным».
Совместно с классным руководителем 2 «Б» класса Козловой Г.И. подготовили родительское собрание «Внимание и внимательность», где в процессе деловой игры и совместного обсуждения родители лучше познакомились с вопросами данной темы, с особенностями своих детей, получили советы и рекомендации по тренировки внимания.
3 «А»
В начале учебного года по запросу классного руководителя была проведена диагностика слабоуспевающих детей. Использовались методики: заучивание 10 слов, запоминание чисел, узнавание фигур, кратковременной памяти, рисуночный тест «дом-дерево-человек», определение уровня внимательности и работоспособности (Тулуз-Пьерон). По результатам исследований велись индивидуальные занятия с учащимися.
По плану работы были проведены следующие диагностические исследования:
- Эмоциональное отношение ученика к школе.
- «Школьная мотивация» ( анкета Н.Г. Лускановой).
- Социометрия.
4. Определение уровня активности мышления и типа запоминания (логическая, мехоническая память),
С результатами тестирования был ознакомлен классный руководитель, даны рекомендации по дальнейшей работе с классом.
3 «Б»
По запросу классного руководителя изучался микроклимат класса. Использовались
следующие методики:
1. Эмоциональное отношение ученика к школе.
- «Школьная мотивация» ( анкета Н.Г. Лускановой).
- Социометрия.
4. Определение уровня активности мышления и типа запоминания (логическая, мехоническая память).
Результаты интерпретации исследований, бесед с детьми показали, что многие родители предъявляют своим детям требования, не соответствующие их способностям, возможностям, главной целью определяют не уровень знаний, а оценку, наказывают детей за низкие результаты.
С результатами тестирования был ознакомлен классный руководитель, даны рекомендации по дальнейшей работе с классом.
Психолог выступила на родительском собрании, где ознакомила родителей с итогами диагностического исследования, к сожалению, у большинства родителей мы пока не нашли поддержки и понимания, значит необходимо продолжить работу в будущем году.
3 «В»
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводились по запросу родителей.
1. «Школьная мотивация» (анкета Н.Г. Лускановой).
- Социометрия.
3.. Определение уровня активности мышления и типа запоминания (логическая, механическая память),
4. Рисунок человека.
С результатами тестирования был ознакомлен классный руководитель, даны рекомендации по дальнейшей работе с классом.
В конце учебного года особое внимание было уделено учащимся 4-х классов, которые готовятся перейти на 2 ступень обучения
С ними были проведены следующие методики:
- «Эмоциональное отношение к школе»,
- Тест определения интеллекта ГИТ,
- « Школьная мотивация» (анкета Н.Г. Лускановой),
- Выявление уровня тревожности,
- Методика Шмишека, по выявлению акцентуации характера,
- Цветовое отношение для выявления отношения учащихся к педагогам, которые работают в данном классе.
По результатам исследования совместно с классными руководителями была написана психолого-педагогическая характеристика на каждого ученика, проведен малый педсовет учителей младшей и средней школы. Психолог ознакомил родителей с результатами тестирования индивидуально.
В конце года во всех 4-ых классах была проведена деловая игра « Что я жду от 5-го класса», которая определяет не только уровень сформированости личности учащегося, его школьную, социальную адаптацию, но и ожидание ребенка по отношению к учителям, предметам, изучаемым в старших классах, уровень тревожности, связанный с переходом. Эта игра помогает будущему классному руководителю построить стратегию отношения с классом. В 5 классе проводится продолжение этой игры, которое позволит определить оправдались ли их ожидания, как изменились отношения учащихся к школе, классу, смогли ли они сделать, то, что намечали.
Во время Недели права с учениками 4-х классов была поведена игра-беседа «Я хочу , чтоб меня услышали!», во время которой ребята обратились к тем, кем он хотели бы быть понятыми: родителям, педагогам, одноклассникам. По результатам были поведены индивидуальные консультации с родителями, учителями, тематические беседы с детьми. Проводилась интерактивная игра: «Дети против насилия». В результате были оформлены плакаты по данной теме.
5 «А», «Б» «В» классы.
Первая четверть учебного года обычно посвящена проблемам адаптации учащихся 5 классов при переходе с одной ступени обучения на другую. Ознакомление с результатами наблюдений, исследований, обмен мнениями происходят на малом педсовете.
Социально-психологической службой было организовано посещение уроков пятиклассников на первой неделе обучения с целью наблюдения за поведением учащихся, их адаптацией а так же были проведены следующие исследования:
1. «Школьная мотивация» ( анкета Н.Г. Лускановой),
2. Шкала личностной тревожности (по Прихожан),
3. Самооценка
4. Социометрия
5. Адаптация в среднем звене, результаты последних в дальнейшем помогли классным руководителям организовать внеурочную работу с детьми.
Кроме того, по запросу классных руководителей с отдельными учениками была проведена индивидуальная работа, для которой использовались следующие методики:
- Эмоциональное отношение к учению,
- Акцентуация характера по Шмишеку,
- Отношение к школе,
- Изучались все виды адаптации учащихся.
Для тех детей, которые прибыли в пятый класс в сентябре или по каким-то причинам не участвовали в диагностическом исследовании в 4-ом классе, был проведён тест ГИТ, направленный на выявление уровня интеллектуального развития детей. С результатами всех исследований познакомили родителей, им были даны рекомендации по обучению детей, коррекции поведения.
В конце учебного года в 5-ых классах было проведено повторное тестирование на определение уровня интеллектуального развития, с целью проведения сравнительного анализа. У всех детей был выявлен прирост уровня интеллектуального развития. Общие рекомендации для родителей учащихся 5-х классов давались на собраниях, на которых выступала педагог-психолог Гуськова Е.В. для желающих были организованы индивидуальные консультации. Проводилось родительское собрание на тему: «Мы пятиклассники», где родители были ознакомлены с результатами тестирования, с психологическими особенностями 5-тиклассников».
В 5 «Б По запросу классного руководителя проводилось диагностическое исследование » проводилось исследование уровня памяти и внимания. Совместно с классным руководителем Пресняковой Н.Г. провели родительское собрание по теме «Что значит быть внимательным», где в процессе деловой игры и совместного обсуждения родители лучше познакомились с вопросами данной темы, с особенностями своих детей, получили советы и рекомендации по тренировки внимания.
В 5 «А» классе проведена серия игровых классных часов на тему: «Мой дом - моя крепость»; «Мы – одна семья».
После проведенной работы родители отмечали положительные изменения в поведении детей. Однако не удалось скорректировать поведение некоторых детей, так как их поведение обусловлено отношениями родителей к воспитанию , возможными отклонениями в здоровье, таких детей было предложено проконсультировать в центре МСПП «Взаимодействие», у врачей-специалистов и МППК для дальнейшей консультации. В результате один ученик был переведен для дальнейшего обучения в класс КРО, второй сейчас проходит обследование.
На родительских собраниях с рекомендациями, пожеланиями, консультациями выступала педагог-психолог Гуськова Е.В.
В 5 «В» По запросу классного руководителя про водилось диагностическое исследование:
1. Определение уровня самооценки.
2. Отношение «Учитель-ученик»
3. Повторная социометрия и КОС для определение лидеров класса, для дальнейшего выбора в самоуправление школы.
4. Акцентуация характера по Айзенку.
Были проведены классные часы на тему: «Школа – мой дом», «Мы одна семья».
В конце года во всех 5-ых классах проводилась повторная диагностика по определению тревожности, мотивации, и развитию интеллектуальных способностей (ГИТ).
В конце года проводилась повторная диагностика для проведения сравнительного анализа и выработке практических рекомендаций по работе с детьми в дальнейшем.
Для проведения малого педсовета возникла необходимость изучить психологические особенности детей 6-ых классов, в связи с этим были проведены следующие исследования:
- Акцентуация характера по Айзенку.
- Социометрия.
- Эмоциональное отношение к школе.
- Мотивация ( по Лускановой).
- Определение уровня комфортности в школе.
По результатам составлены психологические характеристики учащихся, проанализировано сравнение изменений, произошедшее за последний год, даны рекомендации по работе с отдельными группами детей: с повышенной мотивацией, диффузным и негативным отношением к учебе.
По запросу классного руководителя проводилось исследование уровня агрессивности ( опросник Басса - Дарки ). В результате классный руководитель получил рекомендации по работе с детьми. Были написаны краткие характеристики на учащихся данного класса.
7 «А», «Б»
В 7 «Б» классе проводились деловые игры «Я и мы» и «Я и моя школа», темы были определены поведением детей, их отношением к отдельным ученикам и школе.
По запросу классного руководителя проводились диагностические методики:
- Мотивация (по Лускановой)
- Акцентуация характера по Айзенку.
- Социометрия.
- Эмоциональное отношение к школе
Классному руководителю были даны рекомендации по работе с учащимися. Проводились индивидуальные консультации детей и родителей. Психолог Гуськова Е.В. выступала на родительском собрании, где родители были ознакомлены с результатами психологической диагностики класса. Родителям рассказали о особенностях подросткового возрвста.
В 7 «А» очень сложный подбор детей в классе. В течение года велись наблюдения за учащимися класса.
В преддверье будущего профильного обучения в 7-ых классах был проведён тест ШТУР.
Т.к. в 8 «Б» классе в этом учебном году был организовано предпрофильное обучение, возникла необходимость отследить изменения учащихся за данный период времени и сориентировать родителей и детей на дальнейшую профилизацию в обучении детей. Для этого были проведены исследование: школьный тест умственного развития ШТУР, социометрия, тест эмоционального отношение к школе, тест акцентуация характера Айзенка и Шмишека, после чего вместе с классным руководителем провели качественный анализ. На каждого ребенка была написана психологоическая характеристика и пути воздействия на него. С результатами тестирования были ознакомлены дети и родители. Многие учащиеся класса уже в этом году обратились в службу с просьбой провести тестирование по определению будущей профессии поэтому для них были проведены цикл занятии по профориентации «Дорога, которую мы выбираем», в которую вошли анкетирование детей, интерактивные беседы «В джунглях профессий»,
В 8 «А» классе также провели исследование школьный тест умственного развития ШТУР, социометрия, тест эмоционального отношение к школе, тест акцентуация характера Айзенка. С результатами тестирования были ознакомлены классный руководитель и учащиеся 8 «А».
9 «А», «Б» класс.
Цели проведения диагностики уровня тревожности, эмоционального отношения к учению, школьного теста умственного развития (ШТУР) были:
1. сравнить с аналогичными тестами, проведенными год назад,
2. определить учащихся, у которых возможна неуспешность в обучении,
3. рекомендации в определении профиля дальнейшего обучения..
С результатами исследования ознакомлены администрация школы, классные руководители и педагоги. Были обсуждены методы индивидуальной работы с некоторыми учащимися.
С целью правильного выбора профильного класса и выбора будущей профессии, с учащимися 9-ых классов и их родителями велась работа по профориентации. Родители заполнили анкеты, обработка которых помогла определить социальный запрос на изучаемые предметы, профилизацию дальнейшего обучения.
Ученики 9 класса в этом году сдают экзамены в форме ГИА, поэтому были проведены классные часы, на которых давались рекомендации по подготовке к ГИА, проводилась индивидуальная работа с тревожными детьми, беседы о ГИА с детьми и родителями. Была проведена индивидуальная коррекционная работа (тренинг) с учащимися класса по снятию тревожности на экзамене или контрольной работе. Для родителей проведены родительские собрания, родителей познакомили с изменением в Законе об образовании, в части, касающейся ЕГЭ, ознакомили с результатами тестирования, были даны практические рекомендации по подготовке к ГИА.
В течение года шло психологическое сопровождение 9 «Б» класса, т. к. в данном классе произошла смена классного руководителя. По запросу классного руководители были проведены следующие психологические исследования:
- Эмоциональное отношение к школе.
- Школьная мотивация ( по Лускановой).
- Определение уровня комфортности в школе.
- Отношение «Учитель-ученик».
- Определение уровня тревожности.
- Акцентуация характера по Айзенку.
- Определение уровня самооценки.
Так же с учащимися 9 «А» класса были проведены следующие психологические
исследования:
- Школьная мотивация (Н.Г. Лускановой).
- Определение уровня школьной тревожности.
- Определение уровня комфортности в школе.
- Определение уровня самооценки.
- Оценка отношений класса с подростком.
Так же в 9 «А», «Б» классах был проведен мониторинг психологической готовности учащихся к ГИА. Анкета предлагалась дважды – в начале обучения и после пробных ГИА. Цель данного анкетирования провести сравнительный анализ полученных результатов и разработка практических рекомендаций при подготовке и сдачи ГИА.
По результатам мониторинга был проведен сравнительный анализ.
Было организовано посещение уроков в 10-ых классах с целью наблюдения за взаимоотношением «ученик-ученик» и «ученик-учитель».
Проведены методики:
- ШТУР.
- Перекрёсток
- Изучение уровня тревожности по Филипсу.
- Социометрия.
Прошёл классно-обобщающий контроль, где были даны рекомендации учителям по работе с разными категориями детей.
После чего с результатами исследования были ознакомлены дети и классные руководители.
В 11-А классе были проведены классный час и родительские собрания, темами которых стала подготовка к ЕГЭ. С учениками занятия по психологической подготовке к экзаменам, деловая игра «Я сдаю ЕГЭ».
Весь год велись индивидуальные консультации детей и родителей по их запросам.
Цели проведения диагностики уровня тревожности, эмоционального отношения к учению, самооценки, мотивации были:
1. Сравнить с аналогичными тестами, проведенными год назад.
2. Определить учащихся, у которых возможна неуспешность в обучении.
3. Рекомендации по сдачи ЕГЭ.
Также учащимся была предложена анкета «Моё отношение к ЕГЭ» и «Готов ли я к ЕГЭ». Анкета предлагалась дважды – в начале обучения и после пробных ЕГЭ. Цель данного анкетирования провести сравнительный анализ полученных результатов и разработка практических рекомендаций при подготовке и сдачи ЕГЭ.
Также была проведена диагностика детей по запросу родителей и классных руководителей:
1-ые классы - 5 человек
2-ые - 3 человека
3-ие - 3 человек
4-ые - 7 человек
5-ые - 4 человека
6-ые - 2 человека
7-ые - 11 человек
8-ые - 10 человек
10-ые - 4 человека
11-ые - 12 человек
Работа педагога-психолога в рамках ГЭП.
Диагностическая работа
Групповые исследования были проведены в следующих классах:
- 5-е классы: с целью выявления особенностей адаптации к новым условиям обучения;
- 4-е классы: с целью определения уровня развития интеллектуальных способностей, развития внимания и работоспособности и определения уровня готовности к переходу в среднее звено. Работа, направленная на психологическую направленность при работ в ГЭП
- 6-е классы: исследования мотивационной сферы, сферы интересов, уровня сформированности коллектива.
Психологическое консультирование
В течение года консультации велись по следующим направлениям:
- с учащимися, родителями и учителями 5-х классов по предупреждению дезадаптации;
- с учителями и родителями уч-ся 4-х классов по проблеме перехода из начальной школы в среднее звено;
- с учащимися и родителями, работающими в ГЭП
Психологическое просвещение
- Проведен цикл общешкольных родительских собраний ; 5-е классы «Адаптация пятиклассников».
- Ведение развивающий часов в 2-х, 3-х, 4-х классах. « По ступенькам познания».
- Проведение семинаров для психологов –педагогов района « Взаимодействие психолога с педагогическим коллективом», «Университет для родителей»
- Проведение открытого классного часа « Блокада Ленинграда » во 2 «А» классе, совместно с учащимися 5 «В» класса
- Проведение классных часов в классах ГЭП «Умение работать в коллективе».
- Участие в окружных конкурсах - окружной конкурс «лучшая web страница»
- Посещение семинара в школе № 1245 « Процессуальные, личностные трудности учащихся при сдаче ЕГЭ»
- Изготовление буклетов для родителей. Участие в выпуске дисков:
- по разработкам «Родительских собраний»
- буклеты для родителей
- сбор электронной библиотеки
Коррекционно - развивающая работа
Коррекционная работа осуществлялась в форме:
- индивидуальных занятий по запросу педагогов и родителей;
- цикла развивающих занятий для учащихся начальной школы 2а, 3а,3б,4а;
Организационно-методическая работа
Были осуществлены следующие виды деятельности:
- планирование и анализ деятельности педагога-психолога
- анализ научной и практической литературы для пополнения базы инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ;
- психологическая работа, как куратор района Чертаново Южное.
- Подготовка работы (статьи) в журнал «Домашний психолог» по теме «Связаны одной целью»
- участие в работе сайта школы
- работа в ГЭП по теме «Культура проектной деятельности как средство развития образовательной среды»
В начале учебного года, в течение 1 и 2 четверти, ежегодно по графику администрации школы проводится психолого педагогическое сопровождение адаптации учащихся 5 «А» и 5 «В» классов соответственно к школьному обучению, к среднему звену обучения.
В результате психологическое сопровождение адаптационного периода учащихся при наблюдении на уроках, диагностики школьной тревожности, самооценки и мотивации к обучению с дополнительной коррекционно-развивающей работой с учащимися прошла успешно. К концу первого полугодия, по завершении основного адаптационного периода дезадаптированных учащихся не выявлено, хотя в пятых классах учащиеся имеют разную мотивацию к обучению.Специфика и логика развития адаптационного периода пятиклассников содержит последовательно протекающую психолого-педагогическую работу по этапам, в ходе которого учащиеся проходят этап знакомства с новым, этап диагностики и этап групповых тренингов.
В соответствии с планом опытно – экспериментальной работы школы проделана следующая работа:
В начале учебного года было проведено анкетирование по изучению творческого потенциала обучающихся. В анкетировании принимали участие 60 человек, учащихся 6-го, и 4 -го класса по запросу учителей. Анализ результатов анкетирования показывает, что более половины обучающихся проявляют творческое отношение к различным школьным делам: учёбе, исследовательской деятельности, внеклассной работе.
Творческая активность учащихся проявляется в разных направлениях: здоровьесберегающее направление сформировано у 78 % респондентов, интеллектуальная направленность занимает второе место.
Личностные качества на данном уровне сформированы только у 42 % опрошенных.
Из личностных качеств, способствующих творческой деятельности, выше среднего уровня сформированы: бескорыстие, самоотверженность, стремление преображать окружающую действительность. Исходя из полученных результатов анкетирования, становится понятным, что основной творческий потенциал личности обучающихся в этих классах имеется. Однако, для того, чтобы он раскрылся в полной мере, необходимо в учебно-воспитательном процессе создать условия для реализации интеллектуальной активности.
Осуществлена диагностика индивидуальных интересов учащихся в аспекте личностно – творческой самореализации.
Проведено экспертное изучение степени готовности педагогов в этих классах к решению поставленной задачи. Анализ результатов диагностики показывает, что все педагоги этих 2-х классов (100%) уже привлекают учащихся к участию в исследовательской деятельности: рекомендуют учащимся дополнительные материалы по предмету, используют в работе написание рефератов, докладов.
Так же проводилась диагностическая работа :
1. Межличностные отношения в классе, самооценка, формальные и неформальные отношения ( социометрия)
2. Выявление уровня тревожности. (Филипс)
3. Мотивация и комфортность учащихся.( тестирование)
4. Выявление лидерских способностей.(тестирование)
5. Взаимоотношение учитель-ученик. (анкетирование)
Работа психолога в рамках ГЭП так же направлена на:
- Развитие творческих способностей.
- Изучение методов способствующих творческому мышлению.
- Формирование деятельностных способностей ( принятие и удержание того, что нужно сделать; видение и понимание образца действия)
- Выявление и развитие интересов детей.
- Я и социум.
- Тренинг « Умение работать в коллективе»
Очень важно учитывать, что основная масса родителей не имеет ни желания, ни возможности глубоко погружаться в образовательный процесс, а участие родителей в образовательных проектах является важным как для школы, так и для семьи. Поэтому психологу необходимо сотрудничать с родителями – в интересах детей, во имя их развития, их жизненной успешности.
В течение года во 2-х, 3х классах по вторникам и средам во время «психологического часа» проводилось коррекционно-развивающее занятие с учащимися с предварительной диагностикой психологических затруднений в процессе обучения в начальном классе, в ходе которого выявлены затруднения учащихся в произвольном внимании, в трудности восприятия учебного материала некоторых учащихся, в долговременной памяти. В течение занятий проводились групповые тренинги, психологические игры на развитие внимания и памяти. Проводилась коррекционная работа с гиперактивными детьми со слабым вниманием, и их родителями.
В конце года доля учащихся с затруднениями снижена до оптимального результата. Со всеми результатами психологической работы ознакомлены учащиеся, их родители и педагоги, аналитические данные предоставлены классному руководителю.
Консультативная работа
Велась по запросам педагогов, учеников, родителей. Консультаций со всеми участниками образовательного процесса было проведено в количестве 18 часов.
Проблемы, затронутые на консультациях, имели следующее направление:
- поведенческие
- эмоциональные
- проблемы воспитания
- проблемы отношений с родителями, педагогами
- проблемы обучения
Процент положительной динамики консультаций составляет примерно 40-45% от количества всех консультаций.
Самообразование:
- Проведение семинаров для психологов –педагогов района « Взаимодействие психолога с педагогическим коллективом», «Университет для родителей»
- Участие в окружных конкурсах:
- окружной конкурс «лучшая web страница»
В течение года проводилась профориентационная работа с учащимися 7-11 классов.
Проведение занятия «Мир труда и профессий» - 7 классы.
Цель: Сформировать знания по существующей классификации профессий и научить в них ориентироваться.
Задачи:
- Дать знания о существующих профессиях и их классификации.
- Развить мышление, воображение, рефлексию.
- Воспитать стремление к самоопределению в будущей профессии.
Выводы:
- Материал по профессиям был систематизирован, четко структурирован.
- Была наглядность, что помогает усвоить материал.
- Были даны задания на проработку материала, что помогает более глубже понять тему данного занятия.
- Была постоянная взаимосвязь с учащимися, что поддерживает их внимание
- Необходимо разработать больше заданий на групповую работу со всем классом, чтобы стимулировать их в участии на занятии и дисциплинировать их.
Проведение занятия «Мои способности» - 7 классы.
Цель: Мотивация учащихся на стремление к выявлению, ориентации и развитию своих способностей, необходимых для их будущей профессии.
Задачи:
- Дать знания о том, что такое способности и какие их виды существуют, что необходимо для их развития.
- Развить мышление, способности к рассуждениям, умение классифицировать и делать выводы.
- Воспитать стремление к совершенствованию своих способностей.
Выводы:
- Был дан четко структурированный материал.
- Были даны примеры по разработанной теме.
- Была постоянная взаимосвязь с учащимися для мотивации в изучении данной темы.
- Была наглядность, что помогает усвоить материал.
- Больше стимульного материала.
Проведение занятия «Я в будущей профессии» - 8 классы.
Цель: Мотивация к профессиональному самоопределению.
Задачи:
Дать материал о том, что такое профессиональное самоопределение, его основные составляющие, о чем нужно задумываться в первую очередь при выборе профессии.
- Развить мышление, воображение, способность к рассуждениям, рефлексию.
- Воспитать адекватное стремление к профессиональному самоопределению.
Выводы:
- Был четко структурирован материал.
- Учащиеся были заинтересованы в том, чтобы активно участвовать в занятии.
- Были разработаны примеры, задания, презентация для стимулирования.
- Была постоянная взаимосвязь с учащимися.
Проведение занятия «Уровни профессиональной пригодности» - 9 классы.
Цель: Стимулировать стремление учащихся к самосовершенствованию в своей будущей профессии и ориентация на адекватный профессиональный выбор.
Задачи:
- Дать знания о том, что такое уровни профессиональной пригодности, их виды, а также дать представления о типах людей по отношению к труду.
- Развить индуктивное, абстрактное мышление, рефлексию, воображение.
- Воспитать стремлении к саморазвитию и самоопределению в своей будущей профессии.
Выводы:
- Большинство учащихся были вовлечены в учебный процесс, активно отвечали, были заинтересованы материалом.
- Была представлена наглядность в виде презентации, задания, примеры для привлечения материала, для стимулирования активного участия в учебном процессе и для наилучшего усвоения материала.
- Был дан четко структурированный материал.
Проведение занятия «Современный рынок труда» - 10 классы.
Цель: Ориентация учащихся в современной обстановке на рынке труда, мотивация адекватный выбор будущей профессии.
Задачи:
- Дать представление учащимся о том, что представляет собой рынок труда, о взаимоотношениях работодателя и специалиста и дать представления об ошибках, которые могут возникать при выборе профессии.
- Развивать индуктивное и абстрактное мышление, рефлексию, воображение и грамотное построение совей речи.
- Воспитание адекватного самооценивания своих возможностей, на основе чего осознанный и адекватный выбор своей будущей профессией с учетом своих интересов, способностей и современной ситуации на рынке.
Выводы:
- Была наглядность – презентация, что помогало лучше усваивать материал и привлекало внимание учащихся.
- Учащиеся были активны, так как было с ними постоянное взаимодействие, задавались вопросы, давались задания. Но не был задействован весь класс, что необходимо честь на будущее.
- Был четко структурированный материал.
Проведение занятия «Твоя профессиональная карьера» - 11 класс.
Цель: Ориентация учащихся на успех в своей будущей деятельности и обучение планированию достижения своих поставленных целей.
Задачи:
- Дать представление учащимся о том, что такое карьера, что такое успех и в чем он заключается, дать представление о грамотном планировании достижения своих целей.
- Развивать абстрактное мышление, воображение и грамотное построение своей речи.
- Воспитать у учащихся стремление к достижению успеха, стремление преодолевать возникающие трудности.
Выводы:
- Была дана четко структурированная информация, но, как мне кажется, стоило дать также информацию о навыках самопрезентации.
- Была наглядность, примеры, задания, взаимодействие с учащимися, что их стимулировало на активное участие в учебном процессе.
- Побольше заданий по данной тематике.
Профориентационный уголок.
Был разработан профориетационный уголок, где была представлена информация о классификации профессий, о поступлении, о днях открытых дверей, об анализе своих способностей и возможностей, а также представлен фотоотчет о проведенных экскурсиях и занятий. Оформление стенда с информацией о различных начальных, средних и высших учебных заведений, об их направленности, преимуществах и днях открытых дверей.
Организации экскурсий для учащихся:
- Подготовка экскурсий на производство на следующий учебный год 2011-2012 г.
- Организация и проведение экскурсии в центр «Горизонт» с представителями ВУЗов и ССУЗов по информационно-выставочному комплексу "Колледжи Москвы среди 9-х классов.
- Организация участия учащихся в III Чемпионате по деловым играм среди школьников и студентов колледжей, училищ, техникумов и лицеев Москвы и Московской области» будет проводиться с октября 2010 года по май 2011 года.
Организации мастер-классов и викторины для учащихся:
Был приглашены специалисты из центра профориентации и социальной адаптации молодежи «Горизонт» для проведения мастер-классов среди 8-х и 9-х классов:
- Мастер-класс «Кто есть кто» для 8-х классов. Цель данного мероприятия: формирование сознательного выбора учащихся своей будущей профессии, формирование умения ориентироваться в различных профессиях.
- Мастер-класс «Мир профессий» для 9-х классов. Цель данного мероприятия: формирование сознательного выбора учащихся своей будущей профессии, формирование умения ориентироваться в различных профессиях.
Мастер-классы прошли успешно, были положительные отзывы, как от самих учеников, так и от классных руководителей. Мероприятия проходили в тренинговой и игровой форме, что заинтересовывало учащихся, а также помогало лучше усваиваться информации.
Диагностика и индивидуальная консультация учащихся и их родителей по вопросам профориентации:
- Установление и тестирование программы по профориентационной диагностики «Ориентир».
- Индивидуальная диагностика и консультирование учащихся, составление профессионального портрета с физиологическими, интеллектуальными, личностными особенностями учащихся и их интересов и предпочтений, на основе чего подбирались наиболее подходящие профессии и давались некие рекомендации.
- Индивидуальные консультации родителей.
- Проведение анкетирования среди 9, 10 классов по трудоустройству (помощь в трудоустройстве) из кадрового агентства «Горизонт».
- Проведение групповых диагностик среди 8 и 9 классов на выявление интересов и способностей учащихся, их направленность на ту или иную область профессий, направление в профильные классы.
- Создание списка колледжей, принимающих на базе 8 класса.
Сопровождение представителей ВУЗов, ССУзов и начальных профессиональных учреждений.
Сопровождение представителей ВУЗов, ССУзов и начальных профессиональных учреждений с целью презентации своих заведений, мотивации учащихся в выборе своего дальнейшего образования, помощь в выборе профессии. Многие учащиеся охотно откликались и интересовались заведениями.
Работа логопункта.
За период учебного года были проведены обследования учащихся на предмет выявление нарушений письменной и устной речи учащихся начальной школы с1.09 по 15.09 2010 года.
По медицинским показаниям и по просьбам родителей и учителей было обследовано 65учащихся начальной школы. Из них были зачислены и посещали занятия на логопедическом пункте 45 человек.
Из них:
1 класс - 14 учащихся:
ОНР (общее недоразвитие речи) -2 ребенка
НОНР (неярко выраженное общее недоразвитие речи) – 2 ребенка
ФНР (фонетическое недоразвитие речи) – 6 детей
ФФН (фонетико - фонематическое недоразвитие речи) – 3 ребенка
1 ребенок с билингвизмом (очень слабое знание русского языка. Семья не говорит на русском языке)
2 класс – 12 учащихся:
ОНР (общее недоразвитие речи) -3 ребенка
НОНР (неярко выраженное общее недоразвитие речи) – 1ребенок
ФНР (фонетическое недоразвитие речи) – 2 ребенка
ФФН (фонетико - фонематическое недоразвитие речи) – 6 детей
3 класс – 14 учащихся:
Нарушения письменной речи
4 класс - 5 учащихся:
Нарушения письменной речи
Стойкие нарушения письменной наблюдались у 29 учащихся начальной школы.
На логопункте проводятся индивидуальные и групповые занятия.
Работа велась по следующим направлениям:
1.Развитие слуховой стороны речи. Формирование фонетических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция звукопроизношения.
2.Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
-обогащение словарного запаса;
-уточнение значений используемых синтаксических конструкций;
3.Формирование связной речи.
4.Формирование полноценных учебных умений.
5.Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности. И др.
Наряду с этими задачами решаются задачи по развитию основных психических процессов: памяти, восприятия, мышления, пространственных представлений, звукового анализа и синтеза и развитие мелкой моторики.
На групповых занятиях проводится коррекция нарушений письменной речи. На этих занятиях решаются задачи: развитие словаря детей, речевой анализ и синтез (на материале текстов, предложений, слов), пространственная ориентация, развитие лексико-грамматического строя речи, фонематических представлений, зрительного внимания и памяти.
В течении года была проведена диагностика детей посещающих логопункт на выявление понятийности чтения. Проводился качественный и количественный учет ошибок, которые ребенок допускает при чтении.
В течении учебного года проводились :
1. Консультации для родителей по их просьбам. Им давались соответствующие рекомендации. Был тесный контакт с учителями и психологами, работающими с детьми, которые посещают логопедические занятия.
2. Был проведен круглый стол по преемственности ДОУ и школы с целью отслеживания и дальнейшего сопровождения детей, требующих особого внимания.
3. Выступления на общих родительских собраниях с целью ознакомления родителей с видами речевых нарушений и их профилактики.
4. Посещение уроков в начальной школе.
5. Консультирование с учителями по вопросам успеваемости учащихся
В марте– апреле по просьбам родителей проводится обследование дошкольников, поступающих в школу в 2011 году, с целью выявления нарушений речи. Родителям детей, у которых были выявлены те или иные речевые нарушения, даются соответствующие рекомендации.
В этом году продолжилось пополнение кабинета методической литературой и пособиями для занятий.
В 2010-2011году посещаю творческую лабораторию для учителей - логопедов "Современные аспекты изучения нарушений письма и чтения".
Итоговая диагностика речи детей, посещающих логопункт будет проходить в мае.
Взаимодействие:
В течение года социально-психологическая служба взаимодействовала с
- ПДН ОВД района «Чертаново Южное».
- КДН и ЗП района «Чертаново Южное»
- Отделом опеки и попечительства Южного округа.
- Центром образования № 504 «Полис»
- Центр Профессиональной ориентации и адаптации молодёжи «Горизонт»
- ЦПМСС «Дети улиц»
- Социально психологическим центром «Взаимодействие»
- Управлением образования ЮАО
- Департаментом образования г. Москвы.
- ОПОП № 110
Выполненные задачи социально-психологической службы.
Анализируя данный спектр работы, на 2010-2011 учебный год, выполнены следующие задачи на 2012 год:
- Создание системы психологического сопровождения образовательного процесса и развитие психологической культуры всех участников образовательного процесса.
Достижение поставленной задачи через организацию следующих мероприятий:
- Формирование программы психолого-социально-педагогического (включая логопедическое) сопровождения каждого учащегося, начиная с 1-го класс;
- Усиление и систематизация индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы;
- Создание системы просветительской деятельности для родителей;
- Формирование концепции развития комплексной социально-психологической службы;
- Поддержка интеллектуального развития учащихся;
- Поддержка индивидуального социального и эмоционального развития учащихся.
- Работа психологической службы с родителями учащихся. Особый акцент сделать на родителей, дети которых чрезмерно подвержены стрессовым состояниям. Разработать программу взаимодействия с данным контингентом детей и родителей.
- Работа модели психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильного и профильного обучения.
- Работа комиссии по контролю за организацией и качеством питания учащихся;
- Контроль социальной среды обучающихся;
- Работа с учащимися, стоящими на внутришкольном контроле и с учащимися, находящимися под опекой;
- Привлечение учащихся из группы «риска» к участию в дополнительном образовании (кружки, секции) и в общешкольных мероприятиях;
- Работа по профилактике правонарушений среди подростков, по профилактике химических зависимостей;
- Профориентационная работа среди учащихся.
- Работа по учету движения учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ деятельности ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №18 Центрального района Санкт-Петербурга по организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних
Предлагаю Вашему вниманию анализ деятельности школы по организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних....
Искусствоведческий анализ Живописного произведения. ГБОУ Центр образования № 2051 Быканов Евгений Александрович.
Анализировать и зинтересовать учащихся многогранностью живописи на уроках ИЗО и МХК....
Уроки физкультуры c помощью современных образовательных технологий. Анализ работы учителя ГБОУ ЦО №2 Герасимовой Е.В.
статья-анализ деятельности...
Анализ воспитательной работы ГБОУ школе № 401 за 2013-2014 учебный год.
Целью воспитания в нашей школе является воспитание интеллектуальной, духовно и нравственно богатой, свободной, здоровой, культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками, с гибкой и быст...
«SWOT-анализ информационной среды ГБОУ гимназии №426 Санкт-Петербурга»
Что такое SWOT-анализ? Когда и зачем он применяется?Аббревиатура SWOT означает:Strengths – сильные стороныWeakness – слабые стороныOpportunities – возможностиThreats – угрозыSWOT-анализ – это анализ с...
Анализ воспитательной работы ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка» за 2016-2017 учебный год.
отчет о проделанной работе...
Анализ деятельности ОДОД ГБОУ школа № 588 Колпинского района Санкт- Петербурга за 2019-2020 учебный год
Отделение дополнительного образования детей является структурным подразделением школы и осуществляет реализацию программ дополнительного образования по художественному, физкультурно-спортивному, социа...