Анализ деятельности СПС ГБОУ СОШ № 629 (Архив)
методическая разработка по теме

Наталия Анатольевна Бочкарёва

Социально-психологическая служба– создана для сохранения и укрепления психологического здоровья, а также повышения и развития психологической культуры всех участников образовательного процесса.

 

Основные цели социально-психологической службы ГОУ СОШ № 629:

  • Сохранение и развитие психологического здоровья всех участников образовательного пространства;
  • Формирование психологической культуры личности;
  • Психологическая поддержка ребенка на всех этапах возрастного развития.

 

Основные задачи:

 

  • Поддержка интеллектуального развития учащихся;
  • Поддержка индивидуального социального и эмоционального развития учащихся.
  • Усиление работы психологической службы с родителями учащихся. Особый акцент сделать на родителей, дети которых  чрезмерно подвержены стрессовым состояниям. Разработать программу взаимодействия с данным контингентом детей и родителей.
  • Усиление работы модели психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильного и профильного обучения.
  • Продолжить работу комиссии по контролю за организацией и качеством питания учащихся;
  • Продолжить изучение социальной среды;
  • Продолжить работу с учащимися, стоящими на внутришкольном контроле и с учащимися, находящимися под опекой;
  • Привлекать учащихся из группы «риска» к участию в дополнительном образовании (кружки, секции) и в общешкольных мероприятиях;
  • Продолжить работу по профилактике правонарушений среди подростков, по профилактике химических зависимостей;
  • Определение психологически обоснованных «коридоров» перехода учащихся из одной образовательной страты в другую;
  • Обеспечение безопасности инновационных преобразований;
  • Прогнозирование образовательных перспектив и предупреждение образовательных рисков учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ деятельности социально-психологической службы ГОУ СОШ № 629

2009-2011 уч. год

Социально-психологическая служба – создана для сохранения и укрепления психологического здоровья, а также повышения и развития психологической культуры всех участников образовательного процесса.

Основные цели социально-психологической службы ГОУ СОШ № 629:

  • Сохранение и развитие психологического здоровья всех участников образовательного пространства;
  • Формирование психологической культуры личности;
  • Психологическая поддержка ребенка на всех этапах возрастного развития.

Основные задачи:

  • Поддержка интеллектуального развития учащихся;
  • Поддержка индивидуального социального и эмоционального развития учащихся.
  • Усиление работы психологической службы с родителями учащихся. Особый акцент сделать на родителей, дети которых  чрезмерно подвержены стрессовым состояниям. Разработать программу взаимодействия с данным контингентом детей и родителей.
  • Усиление работы модели психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильного и профильного обучения.
  • Продолжить работу комиссии по контролю за организацией и качеством питания учащихся;
  • Продолжить изучение социальной среды;
  • Продолжить работу с учащимися, стоящими на внутришкольном контроле и с учащимися, находящимися под опекой;
  • Привлекать учащихся из группы «риска» к участию в дополнительном образовании (кружки, секции) и в общешкольных мероприятиях;
  • Продолжить работу по профилактике правонарушений среди подростков, по профилактике химических зависимостей;
  • Определение психологически обоснованных «коридоров» перехода учащихся из одной образовательной страты в другую;
  • Обеспечение безопасности инновационных преобразований;
  • Прогнозирование образовательных перспектив и предупреждение образовательных рисков учащихся.  

Работа социально-психологической службы ГОУ СОШ № 629 в 2010-2011 уч. году строилась в соответствии с годовым планом работы, согласованным с общешкольным планом работы. 

Организация питания учащихся.

В течение года работала комиссия по контролю за организацией и качеством питания и культурой поведения  учащихся школы в столовой (Приказ № 1/65 от 01. 09. 09г.).

Основные направления деятельности комиссии:

1. Осуществление контроля за выполнением условий договора, заключенного с предприятием питания;
2. Определение контингента учащихся, имеющих право на льготное питание;
3. Формирование основного и резервного списков учащихся на питание;
4. Осуществление контроля:
- за соответствием рациона питания согласно утвержденному меню,
- за качеством готовой продукции,

- за санитарным состоянием пищеблока
- за организацией приема пищи учащимися.

- за соблюдением графика работы столовой и буфета.

В сентябре месяце комиссией по контролю за организацией и качеством питания (протокол № 1 от  01.09.2010г.) были выделены категории учащихся, нуждающихся в социальной защите.

Также в соответствии с приказом Департамента г. Москвы ЮОУО № 263 от 31.03.2010г «Об усилении контроля за организацией и качеством питания в государственных образовательных учреждениях» в школе создана группа ежедневного контроля за организацией и качеством питания учащихся:

Группой ежедневного контроля в школьной столовой осуществляется:

- Контроль за качеством поступающего продовольственного сырья

- Контроль за хранением продукции

- Контроль за качеством готовой продукции

- Контроль за достаточным количеством и за соблюдением гигиеническим требований к состоянию столовой, чайной посуды, столовых приборов и их хранения        

- Контроль за выполнением санитарно-производственных мероприятий

- Контроль за состоянием производственных, подсобных и складских помещений и  технологического оборудования.

На основании приказа Департамента образования  ЮОУО от 03.09.2010 г. № 903 обеспечены бесплатным питанием за счёт средств бюджета города Москвы:

  1. Учащиеся 1-4 классов (завтрак)
  2. Учащиеся из многодетных семей 1-11 классов (завтрак, обед).
  3. Учащиеся из социально-незащищённых семей 1-11 классов (завтрак, обед).
  4. На основании приказа департамента г. Москвы «О внесении дополнений к приказу ЮОУО ДО г. Москвы от 13.10.2010 года № 1136».Учащиеся спортивного класса с углублённым учебно-тренировочным процессом. (Завтрак, обед)

Мониторинг здоровья учащихся ГОУ СОШ № 629

Для анализа и сохранения физического и психического здоровья обучающихся (согласно Закону города Москвы «О развитии образования в городе Москве» от 20 июня 2001 года) проводится мониторинг здоровья.

Анализ результатов мониторинга здоровья за 2010-11 уч. год.

2010 – 11 уч. год

1-4 класс

5-9 класс

10-11 класс

Всего: 1-11 кл.

Среднегодовое количество учащихся

262

317

78

657

Число учебных дней, пропущенных по болезни к общему количеству дней

3350

4354

753

8457

Процент учебных дней пропущенных по болезни

8%

8%

5%

8%

Часто болеющие дети

36

26

12

74

Дети с хроническими заболеваниями (по сведениям из медицинских карт)

184

258

59

501

Количество дней в процентном соотношении пропущенных детьми по болезни за 2010-11 уч. год

       

       

Дети, имеющие хронические заболевания

в процентном соотношении за 2010-11 уч. год.

За 2009-11 г.г  в связи с эпидемией гриппа многие учащиеся пропускали уроки. Плановая работа с родителями, учениками и педагогами позволила избежать распространения инфекции. На протяжении 2009-2011 уч. г. инфекционными заболеваниями переболело 3 человека: скарлатиной - 2 чел., в/оспой - 1 чел.,  ОРВИ – 74 чел., другими простудными заболеваниями – 6 учащихся.

 

Статистические данные количества учащихся ГОУ СОШ № 629 1-4 группы здоровья.

Группы здоровья

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

2009-2010 у.г.(среднегодовое кол-во 664 уч.)

2010-2011

у.г.(среднегодовое кол-во 663 уч.)

2009-2010 у.г.(среднегодовое кол-во 664 уч.)

2010-2011

у.г.(среднегодовое кол-во 663 уч.)

2009-2010 у.г.(среднегодовое кол-во 664 уч.)

2010-2011

у.г.(среднегодовое кол-во 663 уч.)

I группа

69

69

88

87

6

7

II группа

167

167

215

216

41

41

III группа

16

16

37

37

18

16

IV группа

2

4

1

4

1

2

V группа

-

-

-

1

-

-

Всего по группам здоровья

254

253

344

345

66

66

Всего учащихся

269

262

337

317

55

78

        Также проводится работа с паспортами здоровья учащихся. Участники педагогического процесса ознакомлены с регламентом работы с паспортом здоровья учащихся.

Мониторинг здоровья учащихся I группы здоровья за 2009-10 и 2010-11 учебный год в процентном соотношении.

Сравнительный анализ социального состава семей учащихся в ГОУ СОШ № 629

За 2009-10 и 2010-11 уч. год.

2009 – 2010гг

1 ступень

2 ступень

3 ступень

Итого

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол- во

%

Кол-во

%

Всего учащихся в 2009 – 2010 учебном году.

269

41

337

51

55

8

661

100

Состав учащихся по социальному статусу семей.

Дети-инвалиды, учащиеся в данной школе.

2

0,7

4

1

2

3

8

1

Родители-инвалиды 1,2 группы

5

2

5

1,5

3

5

13

2

Многодетная семья.

15

5,5

29

8

4

7

48

7

Дети-сироты.

3

1

2

0,5

1

2

6

0,9

Неполные семьи (в разводе).

29

11

46

13

15

27

90

13

Семьи матерей-одиночек.

6

2

6

2

5

9

17

2,5

Семьи, потерявшие кормильца.

6

2

12

3,5

6

11

24

4

Дети, находящиеся под опекой.

2

0,7

4

1

-

-

6

0,9

Военнослужащие.

26

10

28

8

21

38

75

11

Неблагополучные семьи

3

1

-

-

1

2

4

0,6

Дети, состоящие на учёте в КДН и ЗП, ОДН ОВД

-

-

3

0,8

-

-

3

0,4

Дети, состоящие на внутришкольном учёте.

1

0,1

10

0,2

-

-

11

1,6

2010 – 2011гг

1 ступень

2 ступень

3 ступень

Итого

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол- во

%

Кол-во

%

Всего учащихся в 2010 – 2011 учебном году.

262

40

317

48

78

12

657

100

Состав учащихся по социальному статусу семей.

Дети-инвалиды, учащиеся в данной школе.

3

1

4

1

2

2,5

9

1

Родители-инвалиды 1,2 группы

5

2

6

2

3

3

14

2

Многодетная семья.

14

5

24

7,5

5

6

43

6,5

Дети-сироты.

2

0,8

2

0,6

1

1

5

0,7

Неполные семьи (в разводе).

29

11

46

14,5

16

20

91

14

Семьи матерей-одиночек.

6

2

6

2

5

6

17

2,5

Семьи, потерявшие кормильца.

6

2

12

4

6

7

24

3,5

Дети, находящиеся под опекой.

2

0,8

4

1

-

-

6

0,9

Военнослужащие.

26

10

28

9

19

24

73

11

Неблагополучные семьи

4

0,6

1

0,1

1

0,1

6

0,9

Дети, состоящие на учёте в КДН и ЗП, ОДН ОВД

-

-

3

0,8

-

-

3

0,4

Дети, состоящие на внутришкольном учёте.

1

0,1

13

4,1

-

-

14

2,1

Сравнительный анализ детей «Группы риска» и неблагополучных семей за 2009-10 и 2010-11 уч. год в процентных соотношениях.

Сравнительный анализ социального состава семей за 20010-10 и 2010-11 учебный год.

Общее количество в процентном соотношении.

Профилактическая работа

На основании Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закона г. Москвы «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве», приказа Департамента образования  г. Москвы № 265 от 23 мая 2005 года, в школе функционирует Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.  (пр.  № 19/14 от 01 ноября 2010г.) 

Совет по профилактике правонарушений создан в школе для осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов.

Заседания Совета по профилактики протоколировались, проводились 3 раза в год.

Цель  профилактической работы:

  1. Повышение уровня социальной нормативности учащихся.
  2. Улучшение психофизического состояния учащихся.
  3. Снижение количества правонарушений среди учащихся.
  4. Снижение количества учащихся, состоящих на внутришкольном учете и на учете в ОДН ОВД и КДН.
  5. Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других ПАВ среди учащихся.
  6. Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения.

Работа, проводимая с детьми из неблагополучных семей и с семьями.

  1. Постановка на внутришкольный учет и оформление документов по неблагополучным семьям.
  2. Индивидуальные диагностики и консультации детей и родителей из неблагополучных семей по проблемам детско-родительских взаимоотношений.

         Со всеми учащимися были установлены открытые и доверительные отношения, что поспособствовало некоторому улучшению ситуации в некоторых семьях и также разрешению их личностных проблем. Однако, не все родители готовы на сотрудничество с социально-психологической службой, что затрудняло работу по преодолению неблагоприятных ситуаций в семье. С некоторыми из родителей были проведены индивидуальные консультации.

  1. Были проведены акты обследования жилищных условий в неблагополучных семьях.
  2. Выявление успеваемости учащихся из неблагополучных семей и проведение консультаций по данной тематике.
  3. Общение с классными руководителями с целью выявления особенностей поведения учащихся из неблагополучных детей и их успеваемости, а также с целью выявления особенностей самих этих неблагополучных семей. Давались рекомендации классным руководителям о том, как действовать по отношению к учащемуся из неблагополучной семьи на основе проведенных консультаций.

Проводились различные беседы с учащимися, с их родителями с целью выявления проблем дисциплины в школе и выявление проблем в успеваемости, а также консультации по их разрешению. Поведение многих учащихся становилось лучше.

Два раза в год проведены обследования жилищно-бытовых условий проживания подопечных, на каждую семью составлены акты обследования и характеристики этих учеников.

Работа, проводимая с детьми «группы риска».

Два раза в год была проведена сверка детей стоящих на учете в КДН и ЗП и ОДН ОВД, создана картотека внутришкольного учета и детей группы «риска», которые нуждаются в дополнительном контроле и помощи  со стороны педагогов. Все списки были рассмотрены и утверждены Советом по профилактике.  

Мониторинг количества неблагополучных семей и детей «группы риска»

За 2009-10 и 2010-11 уч. год.

Анализ сведений об организации отдыха учащихся, состоящих на внутришкольном учёте в период летних каникул.

Виды организованного отдыха

июнь

июль

август

Всего состоит на учёте детей

(внутришкольный учёт/подразделения по делам несовершеннолетних)

14

14

14

Выездной оздоровительный лагерь

1

-

-

Городской оздоровительный или санаторный лагерь

-

-

-

Городской трудовой лагерь

4

-

-

Походы, экспедиции

1

1

1

Военно-спортивный лагерь

-

-

-

Лагерь, организованный центром «Дети улиц»

 -

-

-

Отдых, организованный родителями

3

7

7

Итого

9

8

8

Остались в Москве

5

6

7

На экзаменах

2

1

-

Под следствием

-

-

-

По состоянию здоровья

-

-

-

Работают

-

-

-

Другие причины

3

5

7

С детьми стоящими на учете проводится постоянная профилактическая работа в основном в форме бесед классными руководителями, социальным педагогом и психологами, зам. директора по воспитательной работе, инспектором ОДН ОВД.

Задачи:

  • это выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;
  • обеспечение профилактической работы с учащимися, стоящими на внутришкольном учете;
  • способствование пропаганды здорового образа жизни;
  • повышение уровня правовой грамотности учащихся, родителей с целью профилактики девиантности поведения.

Два раза в год в рамках «Недели права» в школе проводится ряд мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, на усвоение и воспроизводство социального опыта в процессе общения и деятельности:

МЕРОПРИЯТИЕ

КЛАССЫ

День Толерантности

1-10 классы

День борьбы с курением «Демонстрация видеороликов о вреде курения»

5-11 классы

Подготовка к конкурсу  на лучших знатоков по Конвенции о правах ребенка»

1-11 классы

Классные часы  с использованием серии мультфильмов «Детская конституция»

1-4 классы

Литературная викторина «Твои права и сказочная страна»

1-4 классы

Конкурс плакатов «Имею право» по итогам классных часов «Детская конституция»

1-4 классы

Выставка книг по правовой тематике в школьной библиотеке  

1-11 классы

Классный час «Правила школьной жизни»

5-10 классы

Лекции  для учащихся «Правовая ответственность несовершеннолетних»

7-9 классы

Классный час «Трудоустройство без проблем»

7-10 классы

«Урок Доброты» посвященный Международному дню инвалидов

1-11 класс

Открытый микрофон

5-8 классы

Неделя права в ГОУ СОШ № 629 с 10.03.2011 – 31.03.2011

МЕРОПРИЯТИЕ

КЛАССЫ

Беседы с детьми «Группы риска» начальником ОДН ОВД с целью контроля и  разъяснения действующего законодательства.

2 -10 классы

Конкурс презентаций «Дети против жестокости»

Параллели 5 - 8 классов

Занятие «Мир доброты» С конкурсом рисунков среди детей.

1, 3, 4 – е классы, 2 «А» класс

Проведение игры «Школьный Оскар»

2-9 классы

Проведение анонимного исследования школьной жизни по теме «Дети против жестокости». «Ящик откровений»

1-11 классы

Лекторий для родителей: "Предупреждение насилия в семье в отношении детей".

Демонстрация фильма Р. Быкова «Я сюда никогда не вернусь».

Представители родительского комитета с 1по 11 классы.

Педсовет.  Подведение итогов родительского лектория. "Предупреждение насилия в семье в отношении детей".

Учителя школы.

«Дети против насилия» конкурс плакатов по данной тематике. Классные часы.

Параллели 1-4 классов.

Подведение итогов «Недели права».

Классные руководители.

В течение года на основании соглашений о взаимодействии, заключённых между школой и ОДН ОВД, КДН и ЗП и  ОПОП № 110 организованы лекции и беседы совместно с представителями ОДН ОВД (Абызовой Т.Н., Хазанзяновым И.А.), председателем ОПОП № 110 Шкодиным А.И. о правовой направленности учащихся, также проводились лекции об ответственности за участие в неформальных молодёжных объединениях,  проведены профилактические беседы с учащимися «Подросток – Здоровье».  Во всех классах с 4 по 10 было организовано проведение классных часов по теме «Ответственность несовершеннолетних».

В работе с «трудными детьми» использованы различные диагностические методики:

- Исследование уровня тревожности (Филлипс).

- Исследование межличностных взаимоотношений (Лири).

- Исследование личности в конфликтных ситуациях.

На основании данных диагностики на каждого учащегося, состоящего на учёте, составлены психолого-диагностические характеристики.

Психолого-педагогическая деятельность

Диагностическая работа

Проводилась по намеченному годовому плану, а также в соответствии с запросами педагогов, учащихся, родителей.

Групповые исследования были проведены в следующих классах:

  1. 1-е классы:  с целью выявления  адаптационных проблем для  дальнейшей коррекции;
  2. 2-е классы: с целью исследования мотивации к обучению;
  3. 4-е классы: с целью определения уровня развития интеллектуальных способностей, развития внимания и работоспособности и определения уровня готовности к переходу в среднее звено.
  4. 5-е классы: с целью выявления особенностей адаптации к новым условиям обучения;
  5. 6-е классы: исследования мотивационной сферы, сферы интересов, уровня сформированности коллектива;
  6. 7-е классы: с целью определения уровня интеллектуального развития, изучения сферы интересов;
  7. 8-й класс: Изучение отношений учащихся к отклоняющемуся поведению.
  8. 9-е классы: изучение индивидуальных особенностей личности учащихся, выявление резервных возможностей и профессиональных склонностей в рамках программы «Твой выбор»; индивидуальная диагностика. Диагностика психологической готовности учащихся к ГИА.
  9. 10-е классы: с целью выявления особенностей адаптации и отношения к новым условиям обучения;
  10. 11–е классы: с целью уточнения профессионального выбора. Психологическая готовность учащихся при сдаче ЕГЭ
  11. В рамках работы дошкольной подготовке проводились исследования интеллектуальной  и личностной сферы детей, которые были использованы в работе  при приеме детей в 1-е классы;
  12. Учащиеся 9-х классов приняли участие в мониторинге уровня готовности к сдаче ГИА;

Психологическое консультирование

В течение года консультации велись по следующим направлениям:

  • с учащимися,  родителями и учителями 1-х, 5-х и 10-х классов по предупреждению дезадаптации;
  • с учащимися и родителями 9-11 классов по проблемам профессиональной ориентации с учетом результатов диагностики, готовности учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ
  • с учителями и родителями уч-ся  4-х классов по проблеме перехода из начальной школы в среднее звено;
  • с учащимися и родителями, работающими в ГЭП.
  • с родителями будущих первоклассников по проблеме готовности к школе;
  • по запросам  учителей, родителей, школьников – в течение года.

Психологическое просвещение

По итогам диагностики и по запросам педагогов и родителей был проведён цикл бесед о возрастных особенностях учащихся начального, среднего и старшего звена.

       

Коррекционно - развивающая работа

Коррекционная работа осуществлялась в форме:

  • индивидуальных занятий по запросу педагогов и родителей;
  • цикла развивающих занятий для учащихся начальной школы.

Организационно-методическая работа

Были осуществлены следующие виды деятельности:

  • Планирование и анализ деятельности педагогов-психологов.
  • Анализ научной и практической литературы для пополнения базы инструментария, разработки развивающих программ.

Результаты работы педагогов-психологов за 2010-11 уч. год.

Новый учебный год  всегда начинается со знакомства с прибывшими учащимися – первоклассниками, хотя работа с родителями и детьми была начата еще в апреле-мае предыдущего учебного года: на этапе приема в школу было проведено исследование  будущих учеников на предмет готовности к школе, родители получили рекомендации по выбору нужной программы.

1 «А», «Б» классы.

Первая неделя сентября была посвящена 1 классам, все сотрудники службы посещали уроки, ведя наблюдение по следующим параметрам: концентрация внимания, переключение внимания.

Проводилась диагностика готовности детей к школе:

  1.  «Графический диктант» - методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правило воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
  2. « Керн-Йирасек» ( тест школьной зрелости) -задания графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации зрения и движений руки.
  3. «Образец и правило» - методика направлена на выявление умения руководствоваться системой задач, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов.
  4. Рисунок человека.
  5. Учебная мотивация по рисункам.
  6. Дом-Дерево-Человек.

По результатам наблюдения прошел обмен мнениями с учителями первых классов, определение стратегии работы с детьми.

Педагоги, работающие в 1 классах выделили группу детей, у которых возможны затруднения с обучением, с ними была проведена диагностическая и коррекционная работа исследования памяти, внимания, мышления, учебной мотивации. В развитии ребенка произошли значительные перемены, но, тем не менее, уровень развития по прежнему не соответсвует возрасту, родителям дана рекомендация: пройти МППК, определить дальнейшую форму обучения ребенка.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводились по запросу родителей.

Были даны  консультации родителям, обратившимся по различным вопросам.

1 класс - это начало не только школьной жизни, но это и подготовка к будущей взрослой.

В рамках недели права были проведены беседы «Говорим и рисуем о Правах и обязанностях», на которых ученики 1 классов рассказали о том, что изменилось в их жизни после прихода в школу, о появившихся новых обязанностях. Интерактивная игра по правам и обязанностям. Беседа «Дети против насилия». Из лучших рисунков были оформлены коллажи и вывешены в классах.

В конце года проводилась повторная диагностика для проведения сравнительного анализа и выработке практических рекомендаций по работе с детьми в дальнейшем.

2 «А», «Б», «В» классы.

 С учащимися 2-х классов  были проведены методики:

1.  Мотивация по Лускановой.

2. Рисунок человека.

3. Определение уровня активности мышления и типа запоминания (логическая, мехоническая память),

4. Определение уровня умственного развития (Э.Ф. Замбицявичене),

а так же социометрические исследования, которые помогли выявить отношения детей в коллективе.

По результатам тестирования прошли индивидуальные консультации классных руководителей.

В рамках Недели права проводилась игра-беседа «Что такое хорошо и что такое плохо», во время которой дети рассказали, что может и что не должен делать ученик в школе, интерактивная игра «Дети против насилия».

Во 2 «В» проводилось исследование уровня памяти и внимания. Совместно с классным руководителем Миненко Н.В. провели родительское собрание по теме «Что значит быть внимательным».

Совместно с классным руководителем 2 «Б» класса Козловой Г.И. подготовили родительское собрание «Внимание и внимательность», где в процессе деловой игры и совместного обсуждения родители лучше познакомились  с вопросами данной темы, с особенностями своих детей, получили советы и рекомендации по тренировки внимания.

3 «А»

В начале учебного года по запросу классного руководителя была проведена диагностика слабоуспевающих детей. Использовались методики: заучивание 10 слов, запоминание чисел, узнавание фигур, кратковременной памяти, рисуночный тест «дом-дерево-человек», определение уровня внимательности и работоспособности (Тулуз-Пьерон). По результатам исследований велись индивидуальные занятия с учащимися.

По плану работы были проведены следующие диагностические исследования:

  1. Эмоциональное отношение ученика к школе.
  2. «Школьная мотивация» ( анкета Н.Г. Лускановой).
  3. Социометрия.

4. Определение уровня активности мышления и типа запоминания (логическая, мехоническая память),

С результатами тестирования был ознакомлен классный руководитель, даны рекомендации по дальнейшей работе с классом.

3 «Б»

По запросу классного руководителя изучался микроклимат класса. Использовались

следующие методики:

1. Эмоциональное отношение ученика к школе.

  1. «Школьная мотивация» ( анкета Н.Г. Лускановой).
  2. Социометрия.

4. Определение уровня активности мышления и типа запоминания (логическая, мехоническая память).

 Результаты интерпретации исследований, бесед с детьми показали, что многие родители предъявляют  своим детям требования, не соответствующие их способностям, возможностям, главной целью определяют не уровень знаний, а оценку, наказывают детей за низкие результаты.

С результатами тестирования был ознакомлен классный руководитель, даны рекомендации по дальнейшей работе с классом.

Психолог выступила на родительском собрании, где ознакомила родителей с итогами диагностического исследования, к сожалению, у большинства родителей мы пока не нашли поддержки и понимания, значит необходимо продолжить работу в будущем году.

3 «В»

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводились по запросу родителей.

1. «Школьная мотивация» (анкета Н.Г. Лускановой).

  1. Социометрия.

3.. Определение уровня активности мышления и типа запоминания (логическая, механическая память),

4. Рисунок человека.

С результатами тестирования был ознакомлен классный руководитель, даны рекомендации по дальнейшей работе с классом.

В конце учебного года особое внимание было уделено учащимся 4-х классов, которые готовятся перейти на 2 ступень обучения

С ними были проведены следующие методики:

  1. «Эмоциональное отношение к школе»,
  2. Тест определения интеллекта ГИТ,
  3. « Школьная мотивация» (анкета Н.Г. Лускановой),
  4. Выявление уровня тревожности,
  5. Методика Шмишека, по выявлению акцентуации характера,
  6. Цветовое отношение для выявления отношения учащихся к педагогам, которые работают в данном классе.

По результатам исследования совместно с классными руководителями была написана психолого-педагогическая характеристика на каждого ученика, проведен малый педсовет учителей младшей и средней школы. Психолог ознакомил родителей с результатами тестирования индивидуально.

В конце года во всех 4-ых классах была проведена деловая игра « Что я жду от 5-го класса», которая определяет не только уровень сформированости личности учащегося, его школьную, социальную адаптацию, но и ожидание ребенка  по отношению к учителям, предметам, изучаемым в  старших классах,   уровень тревожности, связанный с переходом. Эта игра помогает будущему классному руководителю построить стратегию отношения с классом.  В 5 классе проводится продолжение этой игры, которое позволит  определить оправдались ли их ожидания, как изменились отношения учащихся  к школе, классу, смогли ли они сделать, то,  что намечали.

Во время Недели права с учениками 4-х классов была поведена игра-беседа «Я хочу , чтоб меня услышали!», во время которой  ребята обратились к тем, кем он  хотели бы быть понятыми: родителям, педагогам, одноклассникам. По результатам были поведены индивидуальные консультации с родителями, учителями, тематические беседы  с детьми. Проводилась интерактивная игра: «Дети против насилия». В результате были оформлены плакаты по данной теме.

5 «А», «Б» «В» классы.

   Первая четверть учебного года обычно посвящена проблемам адаптации учащихся 5 классов при переходе с одной ступени обучения на другую. Ознакомление с результатами наблюдений, исследований, обмен мнениями  происходят на малом педсовете.

Социально-психологической службой было организовано посещение уроков пятиклассников на первой неделе обучения с целью наблюдения за поведением учащихся, их адаптацией а так же были проведены следующие исследования:

1. «Школьная мотивация» ( анкета Н.Г. Лускановой),

2. Шкала личностной тревожности (по Прихожан),

3. Самооценка

4. Социометрия

5. Адаптация в среднем звене, результаты последних в дальнейшем помогли классным  руководителям организовать внеурочную работу с детьми.

Кроме того, по запросу классных руководителей с отдельными учениками была проведена индивидуальная работа,  для которой  использовались следующие методики:

  1. Эмоциональное отношение к учению,
  2. Акцентуация характера по Шмишеку,
  3. Отношение к школе,
  4. Изучались все виды адаптации учащихся.

Для тех детей, которые прибыли в пятый класс в сентябре или по каким-то причинам не участвовали в диагностическом исследовании в 4-ом классе, был проведён тест ГИТ,  направленный на выявление уровня интеллектуального развития детей. С результатами всех исследований  познакомили родителей, им были даны рекомендации по обучению детей, коррекции поведения.

В конце учебного года в 5-ых классах было проведено повторное тестирование на определение уровня интеллектуального развития, с целью проведения сравнительного анализа. У всех детей был  выявлен прирост уровня интеллектуального развития. Общие рекомендации для родителей учащихся 5-х классов давались на собраниях, на которых выступала педагог-психолог Гуськова Е.В. для желающих были организованы индивидуальные консультации. Проводилось родительское собрание на тему: «Мы пятиклассники», где родители были ознакомлены с результатами тестирования, с психологическими особенностями 5-тиклассников».

 В 5 «Б  По запросу классного руководителя проводилось диагностическое исследование » проводилось исследование уровня памяти и внимания. Совместно с классным руководителем Пресняковой Н.Г. провели родительское собрание по теме «Что значит быть внимательным», где в процессе деловой игры и совместного обсуждения родители лучше познакомились  с вопросами данной темы, с особенностями своих детей, получили советы и рекомендации по тренировки внимания.

В 5 «А» классе проведена серия игровых классных часов на тему: «Мой дом - моя крепость»; «Мы – одна семья».

После проведенной работы родители отмечали положительные изменения в поведении детей. Однако не удалось скорректировать поведение некоторых детей, так  как  их поведение обусловлено отношениями родителей к воспитанию , возможными отклонениями в здоровье, таких  детей  было предложено проконсультировать  в центре МСПП «Взаимодействие», у врачей-специалистов  и МППК для дальнейшей консультации. В результате один ученик был переведен для дальнейшего обучения в класс КРО, второй сейчас проходит обследование.

На родительских собраниях с рекомендациями, пожеланиями, консультациями выступала педагог-психолог Гуськова Е.В.

В 5 «В»  По запросу классного руководителя про водилось диагностическое исследование:

1. Определение уровня самооценки.

2. Отношение «Учитель-ученик»

3. Повторная социометрия и КОС для определение лидеров класса, для дальнейшего выбора в самоуправление школы.

4. Акцентуация характера по Айзенку.

Были проведены классные часы на тему: «Школа – мой дом», «Мы одна семья».

В конце года во всех 5-ых классах проводилась повторная диагностика по определению тревожности, мотивации, и развитию интеллектуальных способностей (ГИТ).

В конце года проводилась повторная диагностика для проведения сравнительного анализа и выработке практических рекомендаций по работе с детьми в дальнейшем.

Для проведения малого педсовета возникла необходимость изучить психологические особенности детей 6-ых классов,  в связи с этим были проведены следующие исследования:

  1. Акцентуация характера  по Айзенку.
  2. Социометрия.
  3. Эмоциональное отношение к школе.
  4. Мотивация ( по Лускановой).
  5. Определение уровня комфортности в школе.

По результатам составлены психологические характеристики учащихся, проанализировано сравнение изменений, произошедшее за последний год, даны рекомендации по работе с отдельными группами детей: с повышенной мотивацией, диффузным и негативным  отношением к учебе.

По запросу классного руководителя проводилось исследование уровня агрессивности ( опросник Басса - Дарки ). В результате классный руководитель получил рекомендации по работе с детьми. Были написаны краткие характеристики на учащихся данного класса.

7 «А», «Б»

В 7 «Б» классе проводились деловые игры «Я и мы» и «Я и моя школа», темы были определены  поведением детей, их отношением  к отдельным ученикам и школе.

По запросу классного руководителя проводились диагностические методики:

  1. Мотивация (по Лускановой)
  2. Акцентуация характера  по Айзенку.
  3. Социометрия.
  4. Эмоциональное отношение к школе

Классному руководителю были даны рекомендации по работе с учащимися. Проводились индивидуальные консультации детей и родителей. Психолог Гуськова Е.В. выступала на родительском собрании, где родители были ознакомлены с результатами психологической диагностики класса. Родителям рассказали о особенностях подросткового возрвста.

В 7 «А»  очень сложный подбор детей в классе. В течение года велись наблюдения за учащимися класса.

В преддверье будущего профильного обучения в 7-ых классах был проведён тест ШТУР.

Т.к. в  8 «Б» классе в этом учебном году был организовано   предпрофильное обучение, возникла необходимость отследить изменения учащихся за данный период времени и сориентировать родителей  и детей на дальнейшую профилизацию в обучении детей. Для этого  были проведены исследование: школьный тест умственного развития ШТУР, социометрия, тест эмоционального  отношение к школе, тест акцентуация характера Айзенка и Шмишека, после чего вместе с классным руководителем провели качественный анализ. На каждого ребенка была написана психологоическая  характеристика и пути воздействия на него. С результатами тестирования были ознакомлены дети и родители. Многие учащиеся класса уже  в этом году обратились в службу с просьбой провести тестирование по определению будущей профессии поэтому для них были проведены цикл занятии по профориентации «Дорога, которую мы выбираем», в которую вошли анкетирование детей, интерактивные беседы «В джунглях профессий»,  

В  8 «А» классе также провели исследование школьный тест умственного развития ШТУР, социометрия, тест эмоционального  отношение к школе, тест акцентуация характера Айзенка. С результатами тестирования были ознакомлены классный руководитель и учащиеся 8 «А».

9  «А», «Б» класс.

Цели проведения диагностики уровня тревожности,  эмоционального отношения к учению,  школьного  теста умственного развития (ШТУР) были:

1. сравнить с аналогичными тестами, проведенными год назад,

2.  определить учащихся, у которых возможна неуспешность в обучении,

3.  рекомендации в определении профиля дальнейшего обучения..

С результатами исследования ознакомлены администрация школы, классные руководители и педагоги. Были обсуждены методы индивидуальной работы с некоторыми учащимися.

С целью правильного выбора профильного класса и выбора будущей профессии, с учащимися 9-ых классов и их родителями велась работа по профориентации. Родители заполнили анкеты, обработка которых помогла определить социальный запрос на изучаемые предметы, профилизацию дальнейшего обучения.

Ученики 9 класса в этом году сдают экзамены в форме ГИА, поэтому были проведены классные часы,  на которых давались рекомендации по подготовке к ГИА, проводилась индивидуальная работа с тревожными детьми, беседы о ГИА с  детьми и родителями. Была проведена индивидуальная коррекционная работа (тренинг) с учащимися  класса по снятию тревожности на экзамене или контрольной работе. Для родителей проведены родительские собрания,  родителей познакомили с изменением в Законе об образовании, в части, касающейся ЕГЭ, ознакомили с результатами тестирования, были даны практические рекомендации по подготовке к ГИА.

В течение года шло психологическое сопровождение 9 «Б» класса, т. к. в данном классе произошла смена классного руководителя. По запросу классного руководители были проведены следующие психологические исследования:

  1. Эмоциональное отношение к школе.
  2. Школьная мотивация ( по Лускановой).
  3. Определение уровня комфортности в школе.
  4. Отношение «Учитель-ученик».
  5. Определение уровня тревожности.
  6. Акцентуация характера  по Айзенку.
  7. Определение уровня самооценки.

Так же с учащимися 9 «А» класса были проведены следующие психологические

исследования:

  1. Школьная мотивация (Н.Г. Лускановой).
  2. Определение уровня школьной тревожности.
  3. Определение уровня комфортности в школе.
  4. Определение уровня самооценки.
  5. Оценка отношений класса с подростком.

Так же в 9 «А», «Б» классах был проведен мониторинг психологической готовности учащихся к ГИА. Анкета предлагалась дважды – в начале обучения и после пробных ГИА. Цель данного анкетирования провести сравнительный анализ полученных результатов и разработка практических рекомендаций при подготовке и сдачи ГИА.

По результатам мониторинга был проведен сравнительный анализ.

Было организовано посещение уроков в 10-ых классах с целью наблюдения за взаимоотношением «ученик-ученик» и «ученик-учитель».

Проведены методики:

  1. ШТУР.
  2.  Перекрёсток
  3. Изучение уровня тревожности по Филипсу.
  4. Социометрия.

Прошёл классно-обобщающий контроль, где были даны рекомендации учителям по работе с разными категориями детей.

После чего с результатами исследования были ознакомлены дети и классные руководители.

В 11-А классе были проведены  классный час и родительские собрания, темами которых стала подготовка к ЕГЭ. С учениками занятия по психологической подготовке к экзаменам, деловая игра «Я сдаю ЕГЭ».

Весь год велись индивидуальные консультации детей и родителей по их запросам.

Цели проведения диагностики уровня тревожности,  эмоционального отношения к учению,  самооценки, мотивации были:

1. Сравнить с аналогичными тестами, проведенными год назад.

2.  Определить учащихся, у которых возможна неуспешность в обучении.

3.  Рекомендации по сдачи ЕГЭ.

Также учащимся была предложена анкета «Моё отношение к ЕГЭ» и «Готов ли я к ЕГЭ». Анкета предлагалась дважды – в начале обучения и после пробных ЕГЭ. Цель данного анкетирования провести сравнительный анализ полученных результатов и разработка практических рекомендаций при подготовке и сдачи ЕГЭ.

Также была проведена диагностика детей по запросу родителей и классных руководителей:

1-ые классы  - 5 человек

2-ые  - 3 человека

3-ие  - 3 человек

4-ые  - 7 человек

5-ые  - 4 человека

6-ые -  2 человека

7-ые  - 11 человек

8-ые  - 10 человек

10-ые  - 4 человека

11-ые  - 12 человек        

Работа педагога-психолога в рамках ГЭП.

Диагностическая работа

Групповые исследования были проведены в следующих классах:

  1. 5-е классы: с целью выявления особенностей адаптации к новым условиям обучения;
  2. 4-е классы: с целью определения уровня развития интеллектуальных способностей, развития внимания и работоспособности и определения уровня готовности к переходу в среднее звено. Работа, направленная на психологическую направленность при работ в ГЭП
  3. 6-е классы: исследования мотивационной сферы, сферы интересов, уровня сформированности коллектива.

Психологическое консультирование

В течение года консультации велись по следующим направлениям:

  1. с учащимися,  родителями и учителями  5-х  классов по предупреждению дезадаптации;
  2. с учителями и родителями уч-ся  4-х классов по проблеме перехода из начальной школы в среднее звено;
  3. с учащимися и родителями, работающими в ГЭП

Психологическое просвещение

  1. Проведен цикл общешкольных родительских собраний ; 5-е классы «Адаптация пятиклассников».
  2. Ведение развивающий часов в 2-х, 3-х, 4-х классах. « По ступенькам познания».
  3. Проведение семинаров для психологов –педагогов района « Взаимодействие психолога с педагогическим коллективом», «Университет для родителей»
  4. Проведение открытого классного часа  « Блокада Ленинграда » во 2 «А» классе, совместно с учащимися 5 «В» класса
  5. Проведение классных часов  в классах ГЭП «Умение работать в коллективе».
  6. Участие в окружных конкурсах - окружной конкурс «лучшая web страница»
  7. Посещение семинара в школе № 1245 « Процессуальные, личностные  трудности учащихся при сдаче ЕГЭ»
  8. Изготовление буклетов для родителей. Участие в выпуске дисков:
  1. по разработкам «Родительских собраний»
  2. буклеты для родителей
  3. сбор электронной библиотеки

Коррекционно - развивающая работа

Коррекционная работа осуществлялась в форме:

  • индивидуальных занятий по запросу педагогов и родителей;
  • цикла развивающих занятий для учащихся начальной школы 2а, 3а,3б,4а;

Организационно-методическая работа

Были осуществлены следующие виды деятельности:

  • планирование и анализ деятельности педагога-психолога
  • анализ научной и практической литературы для пополнения базы инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ;
  • психологическая работа, как куратор района Чертаново Южное.
  • Подготовка работы (статьи) в журнал «Домашний психолог» по теме  «Связаны одной целью»
  • участие в работе сайта школы
  • работа в ГЭП по теме «Культура проектной деятельности как средство развития образовательной среды»

В начале учебного года, в течение 1 и 2 четверти, ежегодно по графику администрации школы  проводится психолого педагогическое сопровождение адаптации учащихся  5 «А» и 5 «В»  классов соответственно к школьному обучению, к среднему звену обучения.

В результате психологическое сопровождение адаптационного периода учащихся при наблюдении на уроках, диагностики школьной тревожности, самооценки и мотивации к обучению с дополнительной  коррекционно-развивающей работой с учащимися  прошла успешно. К концу первого полугодия, по завершении основного адаптационного периода дезадаптированных учащихся не выявлено, хотя   в пятых  классах учащиеся имеют разную мотивацию к обучению.Специфика и логика развития  адаптационного периода  пятиклассников  содержит последовательно протекающую психолого-педагогическую работу по этапам, в ходе которого учащиеся проходят этап знакомства с новым, этап диагностики и этап групповых тренингов.

В соответствии с планом опытно – экспериментальной работы школы проделана следующая работа:

В начале учебного года было проведено анкетирование по изучению творческого потенциала обучающихся. В анкетировании принимали участие 60 человек, учащихся 6-го, и 4 -го класса по запросу учителей. Анализ результатов анкетирования показывает, что более половины обучающихся проявляют творческое отношение к различным школьным делам: учёбе, исследовательской деятельности, внеклассной работе.

Творческая активность учащихся проявляется в разных направлениях: здоровьесберегающее направление сформировано у 78 % респондентов, интеллектуальная направленность занимает второе место.

Личностные качества на данном уровне сформированы только у 42 % опрошенных.  

Из личностных качеств, способствующих творческой деятельности, выше среднего уровня сформированы: бескорыстие, самоотверженность, стремление преображать окружающую действительность. Исходя из полученных результатов анкетирования, становится понятным, что основной творческий потенциал личности обучающихся в этих классах имеется. Однако, для того, чтобы он раскрылся в полной мере, необходимо в учебно-воспитательном процессе создать условия для реализации интеллектуальной активности.

Осуществлена диагностика индивидуальных интересов учащихся в аспекте личностно – творческой самореализации.

Проведено экспертное изучение степени готовности педагогов в этих классах  к решению поставленной задачи. Анализ результатов диагностики показывает, что все педагоги этих 2-х классов  (100%) уже привлекают учащихся к участию в исследовательской деятельности: рекомендуют учащимся дополнительные материалы по предмету, используют в работе написание рефератов, докладов.

Так же проводилась диагностическая работа :

1.   Межличностные отношения в классе, самооценка, формальные и неформальные отношения  ( социометрия)

2. Выявление уровня тревожности. (Филипс)

3. Мотивация и комфортность учащихся.( тестирование)

4. Выявление лидерских способностей.(тестирование)

5. Взаимоотношение учитель-ученик. (анкетирование)

Работа психолога в рамках ГЭП так же  направлена на:

- Развитие творческих способностей.

- Изучение методов способствующих творческому мышлению.

- Формирование деятельностных способностей ( принятие и удержание того, что нужно сделать; видение и понимание образца действия)

- Выявление и развитие интересов детей.

- Я и социум.

- Тренинг « Умение работать в коллективе»

 Очень важно учитывать, что основная масса родителей не имеет ни желания, ни возможности глубоко погружаться в образовательный процесс, а участие родителей в образовательных проектах является важным как для школы, так и для семьи. Поэтому психологу необходимо сотрудничать с родителями – в интересах детей, во имя их развития, их жизненной успешности.

В течение года во 2-х, 3х классах  по вторникам и средам  во время «психологического часа» проводилось коррекционно-развивающее занятие  с учащимися с предварительной диагностикой психологических затруднений в процессе обучения в начальном классе, в ходе которого выявлены затруднения учащихся в произвольном  внимании, в трудности восприятия учебного материала некоторых учащихся, в долговременной памяти. В течение занятий проводились групповые тренинги, психологические игры на развитие внимания и памяти. Проводилась коррекционная работа с гиперактивными детьми со слабым вниманием, и их родителями.

В конце года доля учащихся с затруднениями снижена до оптимального результата. Со всеми результатами психологической работы ознакомлены учащиеся, их родители и педагоги, аналитические данные предоставлены классному руководителю.

Консультативная работа

Велась по запросам педагогов, учеников, родителей. Консультаций со всеми участниками образовательного процесса было проведено в количестве 18 часов.

Проблемы, затронутые на консультациях, имели следующее направление:

- поведенческие

- эмоциональные

- проблемы воспитания

- проблемы отношений с родителями, педагогами

- проблемы обучения

Процент положительной динамики консультаций составляет примерно 40-45% от количества всех консультаций.

Самообразование:

  • Проведение семинаров для психологов –педагогов района « Взаимодействие психолога с педагогическим коллективом», «Университет для родителей»
  • Участие в окружных конкурсах:

- окружной конкурс «лучшая web страница»

В течение года проводилась профориентационная работа с  учащимися 7-11 классов.

Проведение занятия «Мир труда и профессий» - 7 классы.

Цель: Сформировать знания по существующей классификации профессий и научить в них ориентироваться.

Задачи:

  1. Дать знания о существующих профессиях и их классификации.
  2. Развить мышление, воображение, рефлексию.
  3. Воспитать стремление к самоопределению  в будущей профессии.

Выводы:

  1. Материал по профессиям был систематизирован, четко структурирован.
  2. Была наглядность, что помогает усвоить материал.
  3. Были даны задания на проработку материала, что помогает более глубже понять тему данного занятия.
  4. Была постоянная взаимосвязь с учащимися, что поддерживает их внимание
  5. Необходимо разработать больше заданий на групповую работу со всем классом, чтобы стимулировать их в участии на занятии и дисциплинировать их.

Проведение занятия  «Мои способности»  - 7 классы.

Цель: Мотивация учащихся на стремление к выявлению, ориентации и развитию своих способностей, необходимых для их будущей профессии.

Задачи:

  1. Дать знания о том, что такое способности и какие их виды существуют, что необходимо для их развития.
  2. Развить мышление, способности к рассуждениям, умение классифицировать и делать выводы.
  3. Воспитать стремление к совершенствованию своих способностей.

Выводы:

  1. Был дан четко структурированный материал.
  2. Были даны примеры по разработанной теме.
  3. Была постоянная взаимосвязь с учащимися для мотивации в изучении данной темы.
  4. Была наглядность, что помогает усвоить материал.
  5. Больше стимульного материала.

Проведение занятия «Я в будущей профессии» - 8 классы.

Цель:  Мотивация к профессиональному самоопределению.

Задачи:

Дать материал о том, что такое профессиональное самоопределение, его основные составляющие, о чем нужно задумываться в первую очередь при выборе профессии.

  1. Развить мышление, воображение, способность к рассуждениям, рефлексию.
  2. Воспитать адекватное стремление к профессиональному самоопределению.

Выводы:

  1. Был четко структурирован материал.
  2. Учащиеся были заинтересованы в том, чтобы активно участвовать в занятии.
  3. Были разработаны примеры, задания, презентация для стимулирования.
  4. Была постоянная взаимосвязь с учащимися.

Проведение занятия «Уровни профессиональной пригодности» -  9 классы.

Цель:  Стимулировать стремление учащихся к самосовершенствованию в своей будущей профессии и ориентация на адекватный профессиональный выбор.

Задачи:

  1. Дать знания о том, что такое уровни профессиональной пригодности, их виды, а также дать представления  о типах людей по отношению к труду.
  2. Развить индуктивное, абстрактное мышление, рефлексию, воображение.
  3. Воспитать стремлении к саморазвитию и самоопределению в своей будущей профессии.

Выводы:

  1. Большинство учащихся были вовлечены в учебный процесс, активно отвечали, были заинтересованы материалом.
  2. Была представлена наглядность в виде презентации, задания, примеры для привлечения материала, для стимулирования активного участия в учебном процессе и для наилучшего усвоения материала.
  3. Был дан четко структурированный материал.

Проведение занятия «Современный рынок труда» - 10 классы.

Цель: Ориентация учащихся в современной обстановке на рынке труда, мотивация адекватный выбор будущей профессии.

Задачи:

  1. Дать представление учащимся о том, что представляет собой рынок труда, о взаимоотношениях работодателя  и специалиста и дать представления об ошибках, которые могут возникать при выборе профессии.
  2. Развивать индуктивное и абстрактное мышление, рефлексию, воображение и грамотное построение совей речи.
  3. Воспитание адекватного самооценивания своих возможностей, на основе чего осознанный и адекватный выбор своей будущей профессией с учетом своих интересов, способностей и современной ситуации на рынке.

Выводы:

  1. Была наглядность – презентация, что помогало лучше усваивать материал и привлекало внимание учащихся.
  2. Учащиеся были активны, так как было с ними постоянное взаимодействие, задавались вопросы, давались задания. Но не был задействован весь класс, что необходимо честь на будущее.
  3. Был четко структурированный материал.

Проведение занятия «Твоя профессиональная карьера» - 11 класс.

Цель: Ориентация учащихся на успех в своей будущей деятельности и обучение планированию достижения своих поставленных целей.

Задачи:

  1. Дать представление учащимся о том, что такое карьера, что такое успех и в чем он заключается, дать представление о грамотном планировании достижения своих целей.
  2. Развивать абстрактное мышление, воображение и грамотное построение своей речи.
  3. Воспитать у учащихся стремление к достижению успеха, стремление преодолевать возникающие трудности.

Выводы:

  1. Была дана четко структурированная информация, но, как мне кажется, стоило дать также информацию о навыках самопрезентации.
  2. Была наглядность, примеры, задания, взаимодействие с учащимися, что их стимулировало на активное участие в учебном процессе.
  3. Побольше заданий по данной тематике.

Профориентационный уголок.

Был разработан профориетационный уголок, где была представлена информация о классификации профессий, о поступлении, о днях открытых дверей, об анализе своих способностей и возможностей, а также представлен фотоотчет о проведенных экскурсиях и занятий. Оформление стенда с информацией о различных начальных, средних и высших учебных заведений, об их направленности, преимуществах и днях открытых дверей.

Организации экскурсий для учащихся:

  1. Подготовка экскурсий на производство на следующий учебный год 2011-2012 г.
  2. Организация и проведение экскурсии в центр «Горизонт» с представителями ВУЗов и ССУЗов по информационно-выставочному комплексу "Колледжи Москвы среди 9-х классов.
  3. Организация участия учащихся в III Чемпионате по деловым играм среди школьников и студентов колледжей, училищ, техникумов и лицеев Москвы и Московской области» будет проводиться с октября 2010 года по май 2011 года.

Организации мастер-классов и викторины для учащихся:

Был приглашены специалисты из центра профориентации и социальной адаптации молодежи «Горизонт» для проведения мастер-классов среди 8-х и 9-х классов:

  1.  Мастер-класс «Кто есть кто» для 8-х классов. Цель данного мероприятия: формирование сознательного выбора учащихся своей будущей профессии, формирование умения ориентироваться в различных профессиях.
  2. Мастер-класс «Мир профессий» для 9-х классов. Цель данного мероприятия: формирование сознательного выбора учащихся своей будущей профессии, формирование умения ориентироваться в различных профессиях.

Мастер-классы прошли успешно, были положительные отзывы, как от самих учеников, так и от классных руководителей. Мероприятия проходили в тренинговой и игровой форме, что заинтересовывало учащихся, а также помогало лучше усваиваться информации.

Диагностика и индивидуальная консультация учащихся и их родителей по вопросам профориентации:

  1. Установление и тестирование программы по профориентационной диагностики «Ориентир».
  2. Индивидуальная диагностика и консультирование учащихся, составление профессионального портрета с физиологическими, интеллектуальными, личностными особенностями учащихся и их интересов и предпочтений, на основе чего подбирались наиболее подходящие профессии и давались некие рекомендации.
  3. Индивидуальные консультации родителей.
  4. Проведение анкетирования среди 9, 10 классов по трудоустройству (помощь в трудоустройстве) из кадрового агентства «Горизонт».
  5. Проведение групповых диагностик среди 8 и 9 классов на выявление интересов и способностей учащихся, их направленность на ту или иную область профессий, направление в профильные классы.
  6. Создание списка колледжей, принимающих на базе 8 класса.

Сопровождение представителей ВУЗов, ССУзов и начальных профессиональных учреждений.

Сопровождение представителей ВУЗов, ССУзов и начальных профессиональных учреждений с целью презентации своих заведений, мотивации учащихся в выборе своего дальнейшего образования, помощь в выборе профессии. Многие учащиеся охотно откликались и интересовались заведениями.

Работа логопункта.

          За период учебного года были проведены обследования учащихся на предмет выявление нарушений письменной и устной речи учащихся начальной школы с1.09 по 15.09 2010 года.

По медицинским показаниям и по просьбам родителей и учителей было обследовано 65учащихся  начальной школы. Из них были зачислены и посещали занятия на логопедическом пункте 45 человек.

Из них:

1 класс  - 14 учащихся:

ОНР (общее недоразвитие речи) -2 ребенка

НОНР (неярко выраженное общее недоразвитие речи) – 2 ребенка

ФНР (фонетическое недоразвитие речи) – 6 детей

ФФН (фонетико - фонематическое недоразвитие речи) – 3 ребенка

1 ребенок  с билингвизмом  (очень слабое знание русского языка. Семья не говорит на русском языке)

2 класс – 12 учащихся:

ОНР (общее недоразвитие речи) -3 ребенка

НОНР (неярко выраженное общее недоразвитие речи) –  1ребенок

ФНР (фонетическое недоразвитие речи) – 2 ребенка

ФФН (фонетико - фонематическое недоразвитие речи) – 6 детей

3 класс – 14 учащихся:

Нарушения письменной речи

4 класс  - 5 учащихся:

Нарушения письменной речи

Стойкие нарушения письменной наблюдались у 29 учащихся начальной школы.

На логопункте проводятся  индивидуальные и групповые занятия.

Работа велась по следующим направлениям:

1.Развитие слуховой стороны речи. Формирование фонетических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция звукопроизношения.

2.Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

                -обогащение словарного запаса;

                -уточнение значений используемых синтаксических конструкций;

3.Формирование связной речи.

4.Формирование полноценных учебных умений.

5.Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности. И др.

Наряду с этими задачами решаются  задачи по развитию основных психических процессов: памяти, восприятия, мышления, пространственных представлений, звукового анализа и синтеза и развитие мелкой моторики.

На групповых занятиях проводится коррекция нарушений письменной речи. На этих занятиях решаются  задачи: развитие словаря детей, речевой анализ и синтез (на материале текстов, предложений, слов), пространственная ориентация, развитие лексико-грамматического строя речи, фонематических представлений, зрительного внимания и памяти.

  В течении года была проведена диагностика детей посещающих логопункт на  выявление понятийности чтения. Проводился качественный и количественный учет ошибок, которые ребенок допускает при чтении.

В течении учебного года проводились :

1. Консультации для родителей по их просьбам. Им давались соответствующие рекомендации. Был тесный контакт с учителями и психологами, работающими с  детьми, которые посещают логопедические занятия.

2. Был проведен круглый стол по  преемственности ДОУ и школы с целью отслеживания и дальнейшего сопровождения детей, требующих особого внимания.

3.  Выступления на  общих  родительских собраниях с целью ознакомления родителей с видами  речевых нарушений и их профилактики.

4. Посещение уроков в начальной школе.

5. Консультирование с учителями по вопросам успеваемости учащихся

 

В марте– апреле по просьбам родителей проводится обследование   дошкольников, поступающих в школу в 2011 году, с целью выявления нарушений речи. Родителям детей, у которых были выявлены те или иные речевые нарушения, даются  соответствующие рекомендации.

В этом году продолжилось пополнение кабинета методической литературой и пособиями для занятий.

В 2010-2011году посещаю творческую лабораторию  для  учителей - логопедов "Современные аспекты изучения нарушений письма и чтения".

Итоговая диагностика  речи детей,  посещающих  логопункт будет проходить в мае.

Взаимодействие:

В течение года социально-психологическая служба взаимодействовала с

  1. ПДН  ОВД  района «Чертаново Южное».
  2. КДН и ЗП района «Чертаново Южное»
  3. Отделом опеки и попечительства Южного округа.
  4. Центром образования № 504 «Полис»
  5. Центр Профессиональной ориентации и адаптации молодёжи «Горизонт»
  6.  ЦПМСС «Дети улиц»
  7.  Социально психологическим центром «Взаимодействие»
  8.  Управлением образования ЮАО
  9.  Департаментом образования г. Москвы.
  10.  ОПОП № 110

Выполненные задачи социально-психологической службы.

    Анализируя данный спектр работы, на 2010-2011 учебный год, выполнены  следующие задачи на 2012 год:

  1. Создание системы психологического сопровождения образовательного процесса и развитие психологической культуры всех участников образовательного процесса.

Достижение поставленной задачи через организацию следующих мероприятий:

  • Формирование программы психолого-социально-педагогического (включая логопедическое) сопровождения каждого учащегося, начиная с 1-го класс;
  • Усиление и систематизация индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы;
  • Создание системы просветительской деятельности для родителей;
  • Формирование концепции развития комплексной социально-психологической службы;
  1. Поддержка интеллектуального развития учащихся;
  2. Поддержка индивидуального социального и эмоционального развития учащихся.
  3. Работа психологической службы с родителями учащихся. Особый акцент сделать на родителей, дети которых  чрезмерно подвержены стрессовым состояниям. Разработать программу взаимодействия с данным контингентом детей и родителей.
  4. Работа модели психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильного и профильного обучения.
  1. Работа комиссии по контролю за организацией и качеством питания учащихся;
  2. Контроль социальной среды обучающихся;
  3. Работа с учащимися, стоящими на внутришкольном контроле и с учащимися, находящимися под опекой;
  4. Привлечение учащихся из группы «риска» к участию в дополнительном образовании (кружки, секции) и в общешкольных мероприятиях;
  5. Работа по профилактике правонарушений среди подростков, по профилактике химических зависимостей;
  6. Профориентационная работа среди учащихся.
  7. Работа по учету движения учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусствоведческий анализ Живописного произведения. ГБОУ Центр образования № 2051 Быканов Евгений Александрович.

Анализировать и зинтересовать учащихся многогранностью живописи на уроках ИЗО и МХК....

Анализ воспитательной работы ГБОУ школе № 401 за 2013-2014 учебный год.

Целью воспитания в нашей школе является воспитание интеллектуальной, духовно и нравственно богатой, свободной, здоровой, культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками, с гибкой и быст...

«SWOT-анализ информационной среды ГБОУ гимназии №426 Санкт-Петербурга»

Что такое SWOT-анализ? Когда и зачем он применяется?Аббревиатура SWOT означает:Strengths – сильные стороныWeakness – слабые стороныOpportunities – возможностиThreats – угрозыSWOT-анализ – это анализ с...

Анализ деятельности ОДОД ГБОУ школа № 588 Колпинского района Санкт- Петербурга за 2019-2020 учебный год

Отделение дополнительного образования детей является структурным подразделением школы и осуществляет реализацию программ дополнительного образования по художественному, физкультурно-спортивному, социа...