Анализ программы "Одаренные дети"
материал по теме
Предварительный просмотр:
Анализ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Частного общеобразовательного учреждения –
средней общеобразовательной школы «Новый путь»
города Армавира Краснодарского края.
Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.
Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.
Реализация основной концепции программы «Одаренные дети» в ЧОУ-СОШ «Новый путь» прошла несколько важных этапов.
Подготовительный этап.
В ходе данного этапа были проведены педагогический совет «Работа с одаренными детьми», МО классных руководителей и предметные МО, посвященные данной теме. Таким образом, решались задачи программы: знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми; обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование; накопление библиотечного фонда по данному вопросу.
Этап первый.
Педагогами-психологами были проведены ряд тестирований и анкетирований различного рода, направленных на выявление у учащихся тех или иных способностей. В ходе педагогического наблюдения и анализа результатов учебной и внеурочной деятельности учащихся усилиями учителей-предметников и классных руководителей был создан банк данных «Одаренные дети ЧОУ-СОШ «Новый путь». Данный этап был направлен на решение таких задач программы, как: знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
Этап второй.
Определение круга проблем, мешающих педагогическому коллективу в работе с одаренными детьми.
Педагогическому коллективу получилось решить данные проблемы через следующие «шаги» - решения:
Отсутствие финансовой поддержки педагогов, занятость учителей-предметников:
– увеличение заработной платы за результативность работы с одаренными детьми;
– ведение профессионального портфолио каждым предметником;
– введение отчетности о проделанной работе по полугодиям (анкета «Зима-лето»);
– включение в расписание занятий, направленных на работу с одаренными детьми.
Методические материалы для работы с одаренными, методика работы, новые технологии:
- проведение тематических семинаров с педагогическим коллективом («Технологии развития критического мышления»);
- знакомство со специальной литературой;
- повышение квалификации учителей - предметников;
- обмен опытом (проведение мастер- классов и посещение уроков творчески работающих учителей и имеющих опыт в данной области, семинаров, посещение образовательных Интернет-сайтов, участие в конференциях);
- создание индивидуальных образовательных программ для учеников по предмету;
- разнообразие форм работы с одаренными детьми: творческие мастерские;
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
факультативы; кружки по интересам; конкурсы; спецкурсы; консультирование обучающихся в заочных школах при вузах; участие в предметных олимпиадах; работа по индивидуальным планам; занятия в профильных классах;
- усиление кружковой работы с учащимися (проведение мониторинга среди учащихся, направленного на выяснение наиболее востребованных кружков и секций, введение в расписание данных кружков и секций.
Кружки в школе «Новый путь» предусмотрены с учетом разных видов одаренности:
-академическая (предметная, интеллектуальная) – «За страницами учебника биологии», «Сайтостроение», «Занимательная грамматика», «Теоретические основы информатики», «Английский клуб»;
-художественная и творческая - «Танцы», «Вокал», «Бисероплетение», «Саквояж», «Изостудия», «Брейк-данс»;
-спортивная - «Шахматы», «Спортивное ориентирование», «Футбол», «Баскетбол», «ОФП», «Теннис».
Развитие кружковой системы:
2008-2009г – 7 кружков,
2009-2010г. – 8 кружков,
2010-2011г. – 15 кружков и секций.
В конце года был проводится традиционно мониторинг кружковой деятельности через анкетирование среди родителей и учеников, результаты данного мониторинга берутся за основу в следующем учебном году при планировании работы кружков и секций.
Отсутствие мотивации и проблема выбора у учащихся:
- ведение портфолио каждым учащимся;
- подбор конкурсов в зависимости от интересов каждого ученика;
- проведение нестандартных уроков;
- проведение тематических предметных недель, проведение мероприятий в рамках предметной недели, направленных на привитие интереса к той или иной науке.
- личный пример (тематические открытия и классные часы о людях, чьи достижения напрямую связаны со школьными достижениями, с участием в конкурсах, проектах и т.д.);
- творческие домашние задания, освобождение от заданий тех учащихся, которые работают над каким-либо проектом;
- награды и поощрения учеников и родителей одаренных детей (сертификаты, грамоты и дипломы, отметки по предметам, освобождение от домашних заданий, ценные подарки и призы);
- мотивация родителей (проведение тематических собраний, приглашение родителей на внеурочные предметные и общешкольные мероприятия воспитательного плана);
- оповещение школьной общественности о достижениях тех или иных учащихся (общешкольное награждение, отражение успехов учеников в школьной газете «Саквояж» и на сайте школы);
- школьная ежегодная премия «Ступенька к успеху».
Итоги реализации программы «Одаренные дети»
Благодаря вышеперечисленным решениям, рейтинг школы в городе повысился.
Результативность достижений учащихся во Всероссийской олимпиады школьников за последние три учебных года:
2009-2010 учебный год – английский язык, русский язык, обществознание, кубановедение, математика (начальные классы).
2010-2011 год – английский язык, русский язык, литература, биология, химия, информатика, психология, математика(начальные классы).
2011-2012 год – английский язык, русский язык, литература, биология, химия, информатика, психология, география, физика, кубановедение, обществознание, физическая культура.
Количество призеров и победителей муниципального этапа
2009-2010 учебный год – 4
2010-2011 учебный год–11
2011-2012 учебный год–35
Количество конкурсов за первое полугодие
2009-2010 год –10
2010-2011 год – 27
2011-2012 год – 50
Постоянно осваиваются новые виды и формы конкурсов:
В учащиеся школы приняли участие в разных типах конкурсах:
- интеллектуальные (предметные);
-творческие;
-спортивные.
Виды конкурсов:
-фотоконкурсы;
-конкурс презентаций;
-конкурс сочинений (на русском языке и на английском языке);
-конкурс переводов;
-конкурсы рисунков и плакатов;
-конкурсы проектов по физике, информатике, английскому языку;
- заочные курсы по предметам (биология, математика, русский язык).
Благодаря работе совместной работе администрации, учителей-предметников и классных руководителей многие учащиеся нашей школы стали призерами и победителями различных конкурсов. Учащиеся активно принимали участие в школьных праздниках, выставках, предметных неделях. Целесообразно продолжить создание условий для развития творческих способностей учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование звуко-слогового анализа у детей старшего дошкольного возраста
Семинар - практикум для воспитателей по формированию правильного произношения и навыка звукового анализа и синтеза у детей....
мастер-класс для воспитателей «Развитие навыка звукобуквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста»
Слайд №1Мастер-классдля воспитателей «Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»Вводная часть:Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания ребёнка. Он ...
Статья на тему: "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста как профилактика нарушений письменной речи".
В данной статье раскрываются особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, что способствует формированию готовности ребенка к обучени...
План- конспект урока по черчению "Нанесение размеров на основе анализа формы детали"
План- конспект урока "Нанесение размеров на основе анализа формы детали" для 8 класса...
Консультация для воспитателей «Формирование навыка звуко-слогового анализа у детей с ОНР»
Данное мероприятие направлено на ознакомление воспитателей с методами, направленными на развитие навыков звуко-слогового анализа у детей с речевыми нарушениями....
Работа с экранизацией литературного произведения как способ анализа художественной детали на уроке литературы
В методике совершенно справедливо осуждается довольно распространенный сейчас путь освоения школьной программы по литературе, когда чтение произведений подменяется просмотром снятых по ним кинофильмов...