Системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива
статья по теме
системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на тему системно деятельностный подход в управлении | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход в управлении
развитием педагогического коллектива
Цель: Стимулирование деятельности педагогического коллектива по освоению современных технологий обучения и защите права каждого учителя на внедрение инноваций. На этапе педагогических коммуникаций отрабатывались ключевые понятия:
-учебные компетенции;
-продуктивное обучение на основе деятельностного подхода;
-педагогическая система и системность, как неотъемлемое свойство человеческой практики и организации.
В трактовке понятия дидактической системы по В.П.Беспалько-В.М.Монахову системообразующим фактором является учебный процесс и эту функцию может выполнить любой компонент педагогической системы, в т.ч. деятельностный подход к организации учебного процесса и такой компонент как управление системой. Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.
Мы позволили себе смелость распространить этот подход и к работе с педагогическим коллективом.
Планируя конкретное содержание управленческой деятельности на год мы осуществили попытку внедрения модели единой системы ВШК, аттестации педагогов и методической работы по повышению уровня квалификации.
Интеграция в управленческой деятельности предусматривает укрупнение единиц управленческой деятельности на основе усиления взаимосвязи между составляющими её различными компонентами. Интеграция контроля, аттестации и дополнительного профессионального образования педагогических кадров в системе ВШК – это пример укрупнения информационно-аналитической базы, функций, форм, методов, организационной структуры управленческой деятельности.
Создание единой системы работы с педагогическими кадрами мы начали с моделирования интерактивной информационной аналитической базы, основой которой является определение единых критериев (подходов) оценки профессиональной квалификации. Дальнейшее развитие интеграции было обеспечено модульным построением работы с кадрами, давшим нам возможность объединить не только информационно-аналитическую базу управленческой деятельности, но и интегрировать её формы и методы.
Модуль в данном контексте представляет систему (комплекс) форм управленческой деятельности одновременно и в небольшом временном промежутке реализующих функции контроля, аттестации и повышения квалификации.
Основу информационно-аналитической базы составляет технологическая карта учителя и карты мониторинга по различным аспектам и направлениям профессиональной деятельности (таких карт – 16), которые мы предлагаем заполнить каждому из аттестуемых учителей, что и составляет основу методического портфолио учителя.
“Интегральная технология” управления позволяет перейти от надзора к системно-деятельностному управлению качеством образования, и:
-минимизировать дискомфорт и затраты педагога в ходе аттестации;
-предупредить физический и моральный износ учителя;
-высвободить энергию для новых творческих поисков;
-мотивировать на новые достижения, переходя от методов побуждения к внутренней мотивации педагога.
Дифференцированный подход к работе с педагогическими кадрами определяется на основе:
психологической восприимчивости педагога к новому в УВП;
распределения учителей по группам контроля на основе мониторинга:
сервисный –9, частичный – 20, плановый – 21, усиленный – 8.
Вид, формы и методы ВШК направлены на удовлетворение потребностей педагогов в самовыражении и самоутверждении – для сотрудников сервисной и частичной групп контроля через:
-перевод на самоконтроль, передачу дополнительных полномочий;
-привлечение к участию в инновационной деятельности;
-аттестацию на более высокую квалификационную категорию;
-привлечение к управленческой деятельности;
-включение в резерв руководящих кадров.
Функции методической работы по темам: “Деятельностный подход к методике продуктивного обучения как фактор развития каждого ученика” и “Современный урок” мы определили как:
-систему обучения педагогов в образовательном учреждении;
-систему взаимообмена педагогическим опытом в ОУ, городе и районе;
-систему планомерной инновационной деятельности в ОУ;
-курсовую переподготовку по проблемам модернизации образования с учетом индивидуально-ориентированного подхода к членам педагогического коллектива.
Технологии продуктивного обучения на основе деятельностного подхода имели место быть в практике работы учителей на различных уровнях освоения. “Инвентаризация” методологий, новых технологий форм, приемов организаций поисковой деятельности учащихся в процессе обучения показали, что банк методических идей продуктивного обучения неисчерпаем, - российский и зарубежный опыт предлагают:
-образование в глобальном информационном сообществе ;
-индивидуально-ориентированная система обучения (ИОСО);
-пилотирование, модульное обучение;
-технологию полного усвоения, КСО;
-систему интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;
-интерактивные формы обучения;
-теорию решения изобретательных задач (ТРИЗ) и другие.
Примечательно, что “носители” этих идей оказались среди членов педагогического коллектива и готовы поделиться первым опытом. Ряд семинаров, заседания педагогических советов, недели педагогического мастерства были отведены обмену теоретическими и практическими наработками по данным технологиям.
Разработка методических тем школы “Деятельностный подход и методика продуктивного обучения как фактор развития каждого ученика”, “Современный урок” прошла через работу каждой методической секции, нашла своё отражение в планах и деятельности каждого учителя по повышению квалификации через систему самообразования и прохождения курсовой переподготовки.
В данном вопросе управление учителем осуществлялось на паритетном и латентном уровнях: мы представили учителю веер информации (возможностей) извне, организовали взаимообучение по теме “методом погружения” в информационную среду, стимулировали учительский поиск на основе мотивации педагога, предоставив право выбора привлекательной деятельности, форм отчета по избранной теме.
С целью внедрения идей продуктивного обучения, освоения методики деятельностного подхода, самообразования и саморазвития учителя осваивались диалоговые формы педагогических коммуникаций: педсовет-деловая игра, организационно-деятельностная игра, организационно-обучающая игра, круглый стол, аукцион методических идей и педагогическая мастерская, педагогические чтения, мастер-классы. В течение трех лет “творческая лаборатория” педагогов школы по освоению инновационных технологий представлена в различных формах:
мастер-классы – 5 чел.;
НПК – 8 чел.;
Конкурс “Учитель года” – много призеров кожуунного конкурса, 2 – участник регионального;
Опубликовано 4 разработок уроков в различных разделах фестиваля педагогических идей , в форуме, в фестивале «1001 идея» и других .
О ходе разрешения управленческой задачи по мотивации педагогов, смене педагогического мышления и презентации передового педагогического опыта в инновационном процессе свидетельствуют схема продвижения нового в педагогическим коллективе которую мы выстраиваем к концу учебного года на основе таких диагностических методов как наблюдение, интервьюирование, анкетирование, ранжирование и неоконченное предложение, с учетом данных технологических карт членов педагогического коллектива, выбрав в качестве критериев оценки освоения деятельностного подхода к УВП девять ступеней продвижения педагога к новому и нормативные результаты, достигаемые педагогами в работе по-новому.
Таким образом, интеграция контроля, аттестации и повышения квалификации при освоении технологий коррекционно-развивающего обучения, личностно-ориентированной модели обучения и воспитания на основе продуктивного подхода, позволяет повысить эффективность всех механизмов управления качеством образования (обеспечить становление системы управления качеством образования):
в течение трех последних лет процент успеваемости учащихся возрос с 82,5% до 91,2%, при росте качества знаний с 33% до 42%;
89% учителей оценивают управленческую деятельность руководителей школы позитивно;
6,3 % педагогов повысили квалификационную категорию;
70% учителей овладели ИКТ-технологиями.
Переход в режим развития отдельных модулей потребовал от нас нормативной регламентации происходящих преобразований: в новой редакции утверждено Положение о внутришкольном контроле школы, должностные обязанности руководителей школы дополнены такой макрофункцией как формирование у учителя потребности непрерывного профессионального роста, разработаны и утверждены Положения об учителе, работающем на самоконтроле и методическом Портфолио педагога.
Список литературы.
1.О.Г.Хомерики, М.М.Поташник Развитие школы как инновационный процесс. Новая школа. Москва. 1994
2.Т.Н. Макарова “Учебный процесс: планирование, организация и контроль”. Центр. Педагогический поиск. Москва, 2002 г.
3.Педагогические образовательные технологии: определение и классификация. Ж.Директор школы, 2004 (№№ 7,8,9)
4.С.Фролова “Мотивационная сфера педагогов: ориентиры, потребности и способы их удовлетворения”, Ж.Директор школы , № 22, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Системно-деятельностный подход как средство развития личности в условиях реализации ФГОС второго поколения
Федеральный государственный стандарт определил цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. ...
Педагогический проект: «Системно-деятельностный подход в воспитании экологической культуры школьников в рамках биологического образования»
Данный проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной педагогической проблемы -воспитании экологической культуры.Содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач педагоги...
Педагогический опыт по теме: «Системно - деятельностный подход работы на уроках», учителя физической культуры
Обобщение педагогического опта...
Педагогический проект «Использование системно-деятельностного подхода в достижении предметных результатов на уроках технологии»
В данном проекте представлен опыт работы на уроках технологии, с использованием системно-деятельностного подхода....
Публикация: Методико-педагогические подходы к организации системно-деятельностного обучения школьников на основе интегральной технологии.
Сальманова Н.И. Методико-педагогические подходы к организации системно-деятельностного обучения школьников математике на основе интегральной технологии // Тенденции и проблемы развит...
Обобщение опыта работы по теме: "РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ"
Актуальность опыта Важные проблемы воспитания подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования. Создание эффективных вос...
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.
Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....