Системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива
статья по теме

Донгак Елена Кок-ооловна

системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход в управлении

развитием педагогического коллектива

Цель: Стимулирование деятельности педагогического коллектива по освоению современных технологий обучения и защите права каждого учителя на внедрение инноваций. На этапе педагогических коммуникаций отрабатывались ключевые понятия:

-учебные компетенции;

-продуктивное обучение на основе деятельностного подхода;

-педагогическая система и системность, как неотъемлемое свойство человеческой практики и организации.

В трактовке понятия дидактической системы по В.П.Беспалько-В.М.Монахову системообразующим фактором является учебный процесс и эту функцию может выполнить любой компонент педагогической системы, в т.ч. деятельностный подход к организации учебного процесса и такой компонент как управление системой. Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

Мы позволили себе смелость распространить этот подход и к работе с педагогическим коллективом.

Планируя конкретное содержание управленческой деятельности на год мы осуществили попытку внедрения модели единой системы ВШК, аттестации педагогов и методической работы по повышению уровня квалификации.

Интеграция в управленческой деятельности предусматривает укрупнение единиц управленческой деятельности на основе усиления взаимосвязи между составляющими её различными компонентами. Интеграция контроля, аттестации и дополнительного профессионального образования педагогических кадров в системе ВШК – это пример укрупнения информационно-аналитической базы, функций, форм, методов, организационной структуры управленческой деятельности.

Создание единой системы работы с педагогическими кадрами мы начали с моделирования интерактивной информационной аналитической базы, основой которой является определение единых критериев (подходов) оценки профессиональной квалификации. Дальнейшее развитие интеграции было обеспечено модульным построением работы с кадрами, давшим нам возможность объединить не только информационно-аналитическую базу управленческой деятельности, но и интегрировать её формы и методы.

Модуль в данном контексте представляет систему (комплекс) форм управленческой деятельности одновременно и в небольшом временном промежутке реализующих функции контроля, аттестации и повышения квалификации.

Основу информационно-аналитической базы составляет технологическая карта учителя и карты мониторинга по различным аспектам и направлениям профессиональной деятельности (таких карт – 16), которые мы предлагаем заполнить каждому из аттестуемых учителей, что и составляет основу методического портфолио учителя.

“Интегральная технология” управления позволяет перейти от надзора к системно-деятельностному управлению качеством образования, и:

-минимизировать дискомфорт и затраты педагога в ходе аттестации;

-предупредить физический и моральный износ учителя;

-высвободить энергию для новых творческих поисков;

-мотивировать на новые достижения, переходя от методов побуждения к внутренней мотивации педагога.

Дифференцированный подход к работе с педагогическими кадрами определяется на основе:

психологической восприимчивости педагога к новому в УВП;

распределения учителей по группам контроля на основе мониторинга:

сервисный –9, частичный – 20, плановый – 21, усиленный – 8.

Вид, формы и методы ВШК направлены на удовлетворение потребностей педагогов в самовыражении и самоутверждении – для сотрудников сервисной и частичной групп контроля через:

-перевод на самоконтроль, передачу дополнительных полномочий;

-привлечение к участию в инновационной деятельности;

-аттестацию на более высокую квалификационную категорию;

-привлечение к управленческой деятельности;

-включение в резерв руководящих кадров.

Функции методической работы по темам: “Деятельностный подход к методике продуктивного обучения как фактор развития каждого ученика” и “Современный урок” мы определили как:

-систему обучения педагогов в образовательном учреждении;

-систему взаимообмена педагогическим опытом в ОУ, городе и районе;

-систему планомерной инновационной деятельности в ОУ;

-курсовую переподготовку по проблемам модернизации образования с учетом индивидуально-ориентированного подхода к членам педагогического коллектива.

 Технологии продуктивного обучения на основе деятельностного подхода имели место быть в практике работы учителей на различных уровнях освоения. “Инвентаризация” методологий, новых технологий форм, приемов организаций поисковой деятельности учащихся в процессе обучения показали, что банк методических идей продуктивного обучения неисчерпаем, - российский и зарубежный опыт предлагают:

-образование в глобальном информационном сообществе ;

-индивидуально-ориентированная система обучения (ИОСО);

-пилотирование, модульное обучение;

-технологию полного усвоения, КСО;

-систему интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;

-интерактивные формы обучения;

-теорию решения изобретательных задач (ТРИЗ) и другие.  

Примечательно, что “носители” этих идей оказались среди членов педагогического коллектива и готовы поделиться первым опытом. Ряд семинаров, заседания педагогических советов, недели педагогического мастерства были отведены обмену теоретическими и практическими наработками по данным технологиям.

Разработка методических тем школы “Деятельностный подход и методика продуктивного обучения как фактор развития каждого ученика”, “Современный урок” прошла через работу каждой методической секции, нашла своё отражение в планах и деятельности каждого учителя по повышению квалификации через систему самообразования и прохождения курсовой переподготовки.

В данном вопросе управление учителем осуществлялось на паритетном и латентном уровнях: мы представили учителю веер информации (возможностей) извне, организовали взаимообучение по теме “методом погружения” в информационную среду, стимулировали учительский поиск на основе мотивации педагога, предоставив право выбора привлекательной деятельности, форм отчета по избранной теме.

С целью внедрения идей продуктивного обучения, освоения методики деятельностного подхода, самообразования и саморазвития учителя осваивались диалоговые формы педагогических коммуникаций: педсовет-деловая игра, организационно-деятельностная игра, организационно-обучающая игра, круглый стол, аукцион методических идей и педагогическая мастерская, педагогические чтения, мастер-классы. В течение трех лет “творческая лаборатория” педагогов школы по освоению инновационных технологий представлена в различных формах:

мастер-классы – 5 чел.;

НПК – 8 чел.;

Конкурс “Учитель года” – много призеров кожуунного конкурса, 2 – участник регионального;

Опубликовано 4 разработок уроков  в различных разделах фестиваля педагогических идей , в форуме, в фестивале  «1001 идея» и других .

О ходе разрешения управленческой задачи по мотивации педагогов, смене педагогического мышления и презентации передового педагогического опыта в инновационном процессе свидетельствуют схема продвижения нового в педагогическим коллективе которую мы выстраиваем к концу учебного года на основе таких диагностических методов как наблюдение, интервьюирование, анкетирование, ранжирование и неоконченное предложение, с учетом данных технологических карт членов педагогического коллектива, выбрав в качестве критериев оценки освоения деятельностного подхода к УВП девять ступеней продвижения педагога к новому и нормативные результаты, достигаемые педагогами в работе по-новому.

Таким образом, интеграция контроля, аттестации и повышения квалификации при освоении технологий коррекционно-развивающего обучения, личностно-ориентированной модели обучения и воспитания на основе продуктивного подхода, позволяет повысить эффективность всех механизмов управления качеством образования (обеспечить становление системы управления качеством образования):

в течение трех последних лет процент успеваемости учащихся возрос с 82,5% до 91,2%, при росте качества знаний с 33% до 42%;

89%  учителей оценивают управленческую деятельность руководителей школы позитивно;

6,3 % педагогов повысили квалификационную категорию;

70% учителей овладели ИКТ-технологиями.

Переход в режим развития отдельных модулей потребовал от нас нормативной регламентации происходящих преобразований: в новой редакции утверждено Положение о внутришкольном контроле школы, должностные обязанности руководителей школы дополнены такой макрофункцией как формирование у учителя потребности непрерывного профессионального роста, разработаны и утверждены Положения об учителе, работающем на самоконтроле и методическом Портфолио педагога.

Список литературы.

1.О.Г.Хомерики, М.М.Поташник Развитие школы как инновационный процесс. Новая школа. Москва. 1994

2.Т.Н. Макарова “Учебный процесс: планирование, организация и контроль”. Центр. Педагогический поиск. Москва, 2002 г.

3.Педагогические образовательные технологии: определение и классификация. Ж.Директор школы, 2004 (№№ 7,8,9)

4.С.Фролова “Мотивационная сфера педагогов: ориентиры, потребности и способы их удовлетворения”, Ж.Директор школы , № 22, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Системно-деятельностный подход как средство развития личности в условиях реализации ФГОС второго поколения

Федеральный государственный стандарт  определил цель образования:   общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. ...

Педагогический проект: «Системно-деятельностный подход в воспитании экологической культуры школьников в рамках биологического образования»

Данный проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной педагогической проблемы -воспитании экологической культуры.Содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач педагоги...

Педагогический проект «Использование системно-деятельностного подхода в достижении предметных результатов на уроках технологии»

В данном проекте представлен опыт работы на уроках технологии, с использованием системно-деятельностного подхода....

Публикация: Методико-педагогические подходы к организации системно-деятельностного обучения школьников на основе интегральной технологии.

Сальманова Н.И.  Методико-педагогические подходы к организации  системно-деятельностного обучения школьников математике  на основе интегральной технологии // Тенденции и проблемы развит...

Обобщение опыта работы по теме: "РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ"

Актуальность опыта Важные проблемы воспитания подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования. Создание эффективных вос...

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.

Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....