Программа воспитательной системы
методическая разработка по теме

Мартынцова Ирина Викторовна

Программа воспитательной системы

МБОУ  «СОШ №1» п. Пурпе Пуровского района

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_vr.docx165.51 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитательной системы

МБОУ  «СОШ №1» п. Пурпе Пуровского района

Содержание

  1. Паспорт воспитательной системы
  2. Введение 
  3. Цели и задачи программы воспитания
  4. Содержание воспитательного процесса
  5. Структура воспитательной системы школы
  6. Основные компоненты воспитательной системы
  7. Блоки работы по видам воспитательной деятельности
  8. Модели выпускников школы по ступеням
  9. Контроль в процессе воспитания
  10. Ресурсное обеспечение
  11. План воспитательной работы на II полугодие 2013-2014 уч. г.
  12. Приложения (не прилагаются):

№ 1. Программа игры «Путешествие по стране знаний»

№ 2. Программа «Школьная страна»

№ 3. Деятельность «Совета министров»

№ 4. Учебный план по дополнительному образованию (программы дополнительного образования)

      № 5. «Программа развития Гражданско-патриотического воспитания»

    № 6. Программа «Здоровье»

  № 7. План работы школы по профориентации

№ 8. Программа «Семья и школа»

         

I. ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Наименование программы: программа воспитательной системы МБОУ «СОШ №1» п. Пурпе

Исполнители: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» п. Пурпе

Цели и задачи программы:

  • Создание условий для формирования ведущих интегративных качеств личности.
  • Формирование качеств личности в соответствии с моделями выпускников начальной, основной и старшей школы.
  • Освоение образовательно-воспитательного пространства школы.
  • Дальнейшее развитие демократических процессов в школьном коллективе.
  • Социальное закаливание, основанное на саморазвитии и самосовершенствовании личности каждого школьника.
  • создание воспитательного пространства как условия становления нравственно-воспитанной и физически развитой личности.

Срок реализации программы: 2011-2015г.

Финансовое обеспечение: централизованные  средства департамента образования Пуровского района, привлечение внебюджетых средств.

Ожидаемые результаты:

- создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях

-интеграция направлений  всех структур ОУ,

-обеспечение единства обучения и воспитания.

Контроль над исполнением Программы: администрация МБОУ «СОШ №1 п. Пурпе».

II. Введение.

Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность; межнациональные распри; экономическая нестабильность; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни. Перестала выполнять свои воспитательные функции – семья – основной социальный институт. Некоторые семьи оказались за чертой бедности. Во многих – недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми.

Сегодня целью воспитания школьников должно быть создание условия для формирования и развития личности, высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы. Принимая во внимание вышеизложенное педагогический коллектив школы считает, что решить сверхсложные задачи образования детей в современном эгоистическом, агрессивном обществе, подавляемом вспышками антикультуры, можно только в условиях приоритетной воспитательной деятельности школы, которая находит свое отражение в различных сферах жизнедеятельности ребенка: «здоровье», «общение», «труд», «познание», «игра». Для этого необходимо создание возможности для погружения учащихся в каждую из этих сфер. Именно эту задачу решают следующие направления воспитательной системы школы:

. формирование позитивных, общественно необходимых и личностно значимых качеств личности;

. организация многообразной и разносторонней деятельности учащихся;

. использование важнейшей социальной функции – общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования здоровой, нравственно ценной личности;

.формирование необходимых, многосторонних и основанных на общечеловеческих ценностях отношений к окружающему миру: обществу, природе, людям, труду, науке, культуре, себе.

Представляя собой сложное социально-педагогическое явление, воспитательная система выступает как целостная упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов:

.педагогическое целеполагание: совокупность идей, ценностей, мотивов и установок;

.системообразующая деятельность: воспитательная работа (принципы, содержание, педагогические технологии, особенности взаимодействия со средой);

.субъекты деятельности: общность педагогического и ученического коллективов, заинтересованных родителей, лиц и организаций, сотрудничающих со школой;

.отношения: механизмы взаимодействия школьной воспитательной системы с социумом;

.управление: обеспечение интеграции компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

III. Цели, задачи программы воспитания

  • Воспитание здорового, активного инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • Формирование качеств личности в соответствии с моделями выпускников начальной, основной и старшей школы.
  • Развитие нравственных категорий личности школьника, их интеллектуальных сил и способностей, коммуникативных умений, культуры поведения и досуга;
  • Формирование гражданско – патриотических качеств личности как основы воспитания молодого человека, будущего гражданина и патриота нашей Родины.

Задачи воспитания на 2013-2014 учебный год

1. Обновление программы воспитательной системы школы с учетом требований современной социальной среды;

2.Интеграция учебно-воспитательного процесса, дополнительного образования, социума и родителей.

3.Создание условий для формирования ведущих интегративных качеств личности.

4. Освоение образовательно-воспитательного пространства школы.

5. Дальнейшее развитие демократических процессов в школьном коллективе.

 Приоритетом воспитательной системы школы остается коллективо-образующая, социально-значимая деятельность всех творческих объединений, клубов, школьного самоуправления, а также участие учащихся 1-4 классов в игре «Путешествие по стране знаний»,  5-8 классов – «Школьная страна», 9-11классов – самоуправление школьников.

IV. Содержание воспитательной системы школы

Отбор содержания воспитания осуществляется на основе ценностных ориентаций, которые определяют качества личности, заложенные в идеальную модель выпускника школы. Исходя из цели и задач проектируемой воспитательной системы, созданы модели выпускников школы по ступеням, как прогнозируемый результат функционирования и развития данной системы.

Воспитательная система школы строится на принципах:

  1. Гуманизации воспитательного и образовательного процессов, выражающихся в создании условий для всемерного саморазвития личности, для побуждения его к самовоспитанию, самоусвоению, самореализации, самоопределению, саморегуляции, то есть к самосовершенствованию.
  2. Создания  воспитывающей среды, поддержки  и укрепления традиций школы, сплочения общешкольного коллектива учащихся, учителей, родителей.
  3. Коллективного  творчества  – КТД.
  4. добровольности, права выбора, гарантии успеха.
  5. личностно-ориентированного подхода.
  6. эмоциональной насыщенности жизни коллектива.

Педагогические теории, ведущие идеи

В построении воспитательной системы нашей школы наряду с собственными разработками довольно успешно используются идеи видных педагогов, таких, как В.А. Сухомлинский, Щуркова, И.П. Иванов.  Широкое распространение получила  технология саморазвития и самовоспитания школьников Г.К. Селевко. Для определения уровня развития классного коллектива, для того, чтобы проследить за изменениями в течение года,  применяется диагностическая программа изучения уровня воспитанности учащихся М.И. Шиловой. Технология саморазвития, построенная на основе психолого-педагогических знаний подростковых особенностей и охватывающая весь учебно- воспитательный процесс, наилучшим образом подходит для нашей школы. В основе воспитательной системы школы лежат:

  • Педагогика гуманизма
  • Педагогика сотрудничества
  • Педагогика общей заботы
  • Идея саморазвития личности.

V. Структура воспитательной системы школы

        

        

        

        

VI. Основные компоненты воспитательной системы:

- воспитывающая среда;

- учебная деятельность;

- внеклассная работа;

- система дополнительного образования.

        

Воспитывающая

среда:

- оформление

интерьера учебных

кабинетов и

рекреаций школы;

- психологическая

атмосфера;

 - семья;

- социум

Эстетизация окружающего пространства школы влияет на психическое состояние школьников, содействует психологическому комфорту.

Семья закладывает нравственные и духовные начала

личности, первые понятия об отношениях в обществе.

Сотрудничество со всеми заинтересованными

организациями и учреждениями, расширение функций Управляющего совета школы.

Учебная

деятельность:

- воспитание на уроке;

- организация

предметных недель

Учебный процесс несет большой воспитательный заряд.

Воспитание в процессе обучения включает в себя

следующие компоненты:

- формирование у школьников основ мировоззрения и естественно-научной картины мира;

- использование воспитательных этических моментов, включенных в содержание учебных предметов;

- учитель, как пример и образец отношения к своим

обязанностям, культуры внутренней и внешней, умеющий организовать свой труд и труд детей, как пример выдержки, такта и выполнения этических норм.

Внеклассная

работа:

- воспитательная

работа в школе;

- система работы

классного руководителя;

- классные и

школьный

коллективы;

- деятельность

ученического

самоуправления;

- традиции школы

Исходя из цели и задач, воспитательная работа

предоставляет учащимся возможность выбора различных видов деятельности, соответствующих личным потребностям: интеллектуальная, познавательная, трудовая, творческая, спортивно-оздоровительная, художественная.

В системе работы классного руководителя выделяют следующие направления:

- непосредственное воздействие на ученика (изучение индивидуальных способностей, интересов, окружения, развития);

- создание воспитывающей среды (сплочение коллектива, развитие самоуправления, включение в разные виды деятельности, формирование  благоприятной эмоциональной атмосферы);

- коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребенка (помощь семье, взаимодействие с педколлективом, коррекция воздействия СМИ, нейтрализация негативных воздействий социума, взаимодействие с др. образовательными учреждениями).

Ядром воспитательной системы и главным ее субъектом является общешкольный коллектив. Школьная среда рассматривается как совокупность межличностных отношений и норм поведения.

Развитие классного коллектива прежде всего предполагает включенность в систему каждого класса в качестве его компонента. Цели, реализуемые в классе, его деятельность, характер отношений, требования к классной среде

гармонично сочетаются с педагогическими

характеристиками всей школьной системы. Класс является первичным коллективом в структуре общешкольного коллектива и при этом сохраняет свою индивидуальность. Общие цели школы конкретизируются в целях класса.

Система строится таким образом, чтобы каждый класс не мог не участвовать в жизни общешкольного коллектива. При этом классу предлагается определенный набор видов деятельности, но не диктуется их содержание и форма.

Школьное ученическое самоуправление (Совет министров) позволяет успешно осуществлять участие в жизнедеятельности школы классные коллективы. Развитие самоуправления является одной из самых актуальных задач воспитательной системы.

Участие школьников в управлении делами школы

рассматривается, как способ обучения детей демократии, подготовки их к жизни в современном обществе.

 Большое значение имеет сохранение, поиск, создание и отработка традиций школы: спортивных, праздничных, связанных с началом и окончанием учебного года. Немаловажное значение в организации проведения традиционных  мероприятий в нашей школе имеет форма:

обязательное музыкальное сопровождение, шуточная и ироничная форма подачи содержания, предоставление возможности участия всех присутствующих, сочетание торжественности и простоты проведения.

Дополнительное

образование:

- участие воспитанников в творческих объединениях дополнительного образования

Сеть объединений дополнительного образования – важная составная часть воспитательной системы. Дополнительное образование осуществляет целостное воздействие на детский коллектив и личность школьника, на его рациональную и эмоциональную сферы, оказывает воздействие на жизненные установки, изменяет поведение ребенка, дает уверенность в себе. В рамках данного направления установлены тесные контакты с Учреждениями ДО поселка Пурпе.

Направления воспитательной работы:

  • Интеллектуально-познавательное;
  • военно-патриотическое;
  • Физкультурно-оздоровительное;
  • Художественно-эстетическое;
  • Социально-психологическое;
  • Профильное и предпрофильное образование для учащихся средней и старшей ступеней обучения;
  • Туристско-краеведческое;
  • Работа с родителями.

Методические формы воспитательного воздействия:

  • КТД (школьные, классные).
  • Традиционные воспитательные дела.
  • Деловые и ролевые игры.
  • Экскурсии (музей, предприятия поселка, природа).

Конечный результат:

     * Модель выпускника начальной  школы.

     * Модель выпускника основной школы.

     * Модель выпускника средней школы.

Традиционные мероприятия

Интеллектуально - познавательная

направленность

  • Предметные недели
  • Выпуск газет и плакатов
  • Научно - практические конференции
  • Ученические исследовательские проекты
  • Интеллектуально - познавательные игры:
  • Брейн - ринги, конкурсы, викторины.                                                                                                                                                                        
  • Участие в конкурсе веб - сайтов.

Общественно-патриотическая

направленность

Уроки Мужества

Встречи с ветеранами ВОВ и других

локальных войн.

Работа лекторской группы при музее.

  • Спортивно- патриотическая игра «Спортивная Зарница».

Шефство над семьей Я. Василенко.

Участие в смотре строя и песни.

Возложение цветов к памятнику погибшим воинам в ВОВ

День Защитника Отечества.

День Победы.

Торжественные митинги.

Акции «Помоги детям», «Все грани добра» и др.

Возложение цветов к могиле Я. Василенко.

Экскурсии учащихся школы в школьный музей, Музей освоения Севера.

Художественно-эстетическая направленность

  • День Знаний.
  • День учителя.
  • Новогодние дискотеки, огоньки.
  • Масленица.
  • День Защитника Отечества (Рыцарские турниры)
  • 8 Марта (А ну-ка, девушки!).
  • Последний звонок.
  • Выпускной вечер.
  • Экскурсии, походы, посещение музеев, выставок.

Физкультурно- оздоровительная

направленность.

  • Дни здоровья;
  • Спортивно - оздоровительные праздники
  • для родителей и детей «Папа, мама, я - спортивная семья»;
  • Участие в соревнованиях различного

уровня: школьные окружные, всероссийские;

  • Олимпиада по физкультуре;
  • Спартакиады;
  • Внутришкольные соревнования по баскетболу, футболу, теннису, мини - футболу, лыжам, волейболу;
  • Посещение бассейна «Зенит» в рамках проведения Дня здоровья

Самоуправление школьников.

  • Советы министров
  • Генеральные уборки классов по окончанию четвертей и года;
  • День самоуправления;
  • Подготовка к школьным мероприятиям;
  • Художественное оформление классов и школы к праздникам
  • Субботники.
  • Акции «Кто, если не мы?», «Аллея одиннадцатиклассников»

Традиции нашей школы постоянно развиваются, расширяются из года в год, с учетом изменяющихся реалий жизни, новых задач и целей, поставленных округом, поселком, страной.

VII. Блоки работы по видам воспитательной деятельности:

Воспитательная работа в школе осуществляется через взаимозависимые и взаимосвязанные блоки:

  1. Программа воспитательной работы «Путешествие по стране знаний» для учащихся 1-4 классов.
  2. Программа воспитательной работы «Школьная страна» для учащихся 5-8 классов.
  3. Ученическое самоуправление «Совет министров» для учащихся 9-11 классов.
  4. Дополнительное образование.
  5. Общественно-патриотическое воспитание.
  6. Здоровый образ жизни.
  7. Профориентационная работа.
  8. Работа с семьей.

Субъекты учебно-воспитательного процесса

  • Учащиеся;
  • Учителя;
  • Администрация;
  • Школьный психолог, социальный педагог;
  • Родители;
  • Педагоги дополнительного образования;
  • Сотрудники учреждений культуры;
  • Сотрудники учреждений спорта;
  • Департамент образования;
  • Правоохранительных органов;
  • Общественность промышленных предприятий;
  • Жители поселка;

 

Школа тесно сотрудничает с социумом, налажена связь с предприятиями поселка, ДК «Строитель», «Газовик», ДЮСШ,  ДШИ, ДДТ, СОК «Зенит», ТРК «Луч», поселковой библиотекой, ГИБДД, ПЧ, межшкольным учебным комбинатом, РЖД п. Пурпе и т.д.

VIII. Модели выпускников школы по ступеням

Программа воспитания предполагает следующий результат:

                          1-4 классы                      5-6 классы

                  7-8 класс                                                              9-11 класс

 

IX. Контроль в процессе воспитания.

В школе имеют место следующие виды контроля воспитательной деятельности:

административный контроль – осуществляется директором школы и его заместителями;

педагогический контроль – осуществляется методическими объединениями классных руководителей, классными руководителями, психологом школы;

самоконтроль.

К числу основных видов контроля, позволяющих реализовать функции административной, педагогической проверки и самопроверки, относятся:

локальный контроль: обследуется небольшой фрагмент воспитательной практики;

комплексный контроль: обследуется несколько направлений воспитательной деятельности:

- предметом контроля является процесс воспитания учащихся в классных коллективах на параллели или ступени обучения;

- проверяется выполнение постановления педагогического совета;

- изучается ход и результативность решения задач, определенных в документах стратегического и оперативного планирования воспитательной деятельности

системный контроль: проверка воспитательной системы в целом.

На этапе планирования воспитательной деятельности осуществляется предварительный контроль, как совокупность совершаемых диагностико-аналитических действий, направленных на определение готовности к предстоящей работе педагогов и системы их деятельности. Предварительный контроль позволяет зафиксировать исходное состояние детского коллектива, избежать педагогических ошибок и просчетов. В период реализации какой-либо воспитательной деятельности применяется текущий контроль, назначение которого заключается в том, чтобы в деятельности не происходило нежелательных отклонений от первоначального замысла. Объектом проверки являются основные направления, ключевые формы и способы организации совместной деятельности, межличностных отношений ее участников, их активность, самочувствие и настроение. Итоговый контроль служит для анализа и оценки результатов (итогов) воспитательной деятельности. Получаемая в ходе итогового контроля информация позволяет сделать не только глубокий и детальный анализ достигнутых результатов воспитательной деятельности, но и принять обоснованное решение о путях и способах ее совершенствования и обновления.

Применяются следующие формы контроля в воспитательном процессе:

собеседование с педагогами, учащимися и их родителями;

посещение внеурочных занятий и мероприятий;

обследование субъектов, объектов, условий, процесса и результатов воспитательной деятельности, включая и такую форму, как мониторинг;

подготовка и заслушивание отчетов (сообщений) на заседаниях органов школьного самоуправления, в том числе и творческих отчетов и самоотчетов.

К методам контроля, используемым в управлении воспитательным процессом школы, относятся:

методы контроля состояния процесса воспитания: педагогическое наблюдение, методы изучения и анализа педагогической документации, диагностические методики исследования состояния отношений, общения и деятельности в сообществе детей и взрослых, методы индивидуального и коллективного анализа и самоанализа проводимых дел и т.п.;

методы контроля результативности воспитательной процесса: экспертная оценка, индивидуальная и групповая самооценка, приемы и способы анализа продуктов творческой деятельности учащихся, методы статистической обработки полученных результатов, тестирование и т.д.

Объектами контроля являются процесс воспитания и полученные результаты в данном процессе. В течение учебного года контролируются следующие аспекты воспитательной деятельности:

планирование работы классных руководителей, педагогов дополнительного образования;

организация досуга учащихся во внеурочное время, посещение ими объединений дополнительного образования;

работа с детьми льготных социальных категорий, с «неблагополучными» семьями учащихся;

работа по профилактике случаев безнравственного поведения учащихся, совершения ими правонарушений и преступлений;

подготовка и проведение классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий;

педагогическая поддержка детской инициативы и самодеятельности, работу органов ученического самоуправления;

соблюдение, сохранение и развитие традиций школьной жизни;

организация внеклассной работы методических объединений учителей с учащимися;

взаимодействие педагогов с родителями учащихся и другими представителями окружающего

социума;

состояние эмоционально-психологических и деловых отношений в общешкольной и классных коллективах;

обеспечение готовности выпускников к жизненному и профессиональному самоопределению.

Эти аспекты становятся предметом обсуждения на заседаниях педсовета, совещаниях при директоре, находят отражение в информационно-аналитических справках и приказах директора

школы.

В качестве главных критериев и показателей результативности воспитательной деятельности выступает воспитанность учащихся.

Технология контролирующей деятельности:

Этап

Деятельность

I этап –

подготовительный

Принимается решение о проверке одного или нескольких аспектов воспитательной деятельности. Основанием служит годовой план ВШК организации контроля за воспитательным процессом. Уточняются целевые ориентиры контролирующей деятельности и готовится план-задание проверки. При составлении плана-задания определяются состав контролируемой и контролирующей групп, объекты, средства, ход и сроки проводимой проверки.

II этап –

организационно-практический

Обследуется состояние воспитательного процесса, выявляются его результаты. С этой целью используется разработанный в подготовительный период диагностико-аналитический инструментарий.

III этап –

оценочно-

аналитический

Сопоставляются результаты, полученные в ходе обследования, с запланированными, определяются отклонения от ранее намеченных ориентиров и причины их возникновения, выявляются положительные и отрицательные тенденции развития воспитательной практики.

Зафиксированные в ходе проверки результаты и оценочно-аналитические суждения обобщаются и систематизируются в составляемых по итогам проверки документах – справке, приказе, проекте решения педсовета или производственного совещания.

IV этап -

коррекционный

Необходим в том случае, если в процессе проверки зафиксированы значительные отклонения от целевых ориентиров и первоначального

замысла. Могут корректироваться содержание и способы воспитательной работы, реже – ее цели.

Практически любая проверка складывается из пяти последовательно выполняемых операций:

- определение целей и объекта контроля, критериев и показателей оценочно-аналитической

деятельности;

- изучение объекта контроля;

- соотнесение полученных при изучении результатов с выработанными ранее критериями и

показателями;

- принятий управленческого решения по итогам проверки;

- корректирование нежелательных отклонений.

Главная методическая функция педагогического контроля – это совершенствование профессионального мастерства педагогов.

Диагностика.

При изучении эффективности воспитательного процесса педагогический коллектив школы опирается на следующие основные теоретические положения:

1. методологическим основанием деятельности по определению эффективности воспитательной

работы является парадигма личностно-ориентированного образования и воспитания, в которой

личность рассматривается как цель, субъект и результат воспитания.

2. при отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности используется системный подход, позволяющий устанавливать взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса.

3. диагностика результатов развития личности учащегося является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса.

4. диагностика изменений ситуации развития ребенка в течение нескольких лет лежит в основе

разработки рекомендаций и выводов по результатам изучения эффективности воспитательного

процесса.

5. оценочно-результативный компонент воспитательной деятельности в школе обладает единичными и общими чертами.

6. в диагностическом процессе участвует максимальное количество педагогов: классные руководители, психологи, социальный педагог, педагоги дополнительного образования.

7. обязательное ознакомление учителей, учащихся и родителей с результатами проведенных исследований.

Психологи школы фиксируют все изменения в познавательной и личностной сфере учащихся в течение всего периода их обучения:

При поступлении в школу ученик проходит диагностическое исследование с целью выявления его способностей, наклонностей, уровня физического, нравственного, психического и умственного развития;

По окончании начальной школы проводится диагностическое исследование для корректировки классных коллективов в соответствии с уровнем развития детей, их подготовленности к обучению в средней школе;

В 9-10-х классах осуществляется диагностика с целью определения профессиональных ценностей и ориентации старшеклассников.

Изучение развития физического здоровья ведется в течение всего периода обучения в школе и осуществляется медицинским работником школы и классными руководителями. Все данные физического здоровья учащихся фиксируются в медицинских картах. Объектом изучения в школе являются: степень удовлетворенности учащихся, учителей и родителей жизнедеятельностью школы; уровень воспитанности учащихся; уровень сформированности классных коллективов, интересы и потребности учащихся в дополнительном образовании; рейтинг учащихся в классном коллективе (социометрия) и др.

Качественная оценка динамики воспитательной системы основана на экспертной оценке сформированности нравственных и других личностных качеств учащихся школы. В школе в начале и конце каждого учебного года применяется методика изучения и анализа воспитанности школьников по методике М.И. Шиловой:

число детей, участвующих в работе различных кружков, секций, студий, как в школе, так и внешкольных учреждениях дополнительного образования;

социальная активность, проявляющаяся в количестве участников и числе акций общественно

полезных дел, милосердия, экологического движения;

степень участия родителей учащихся в общешкольных воспитательных и общественно полезных мероприятиях;

число детей, поставленных на административный учет за факты асоциального поведения.

количество призовых мест в городских, региональных, окружных и всероссийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

уровень развития ученического самоуправления по результатам деятельности в течение года.

В первые дни знакомства с родителями классные руководители проводят анкетирование с целью выяснения состава семьи, материального благосостояния, построения внутрисемейных отношений, возможности участия родителей в работе классного и школьного коллективов, способности к творческой деятельности.

Оценка деятельности классного руководителя:

Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости). Критерии деятельности позволяют оценивать реализацию управленческих функций

классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с учителями-предметниками и другими участниками образовательного процесса, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

Оценку работы классного руководителя осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе. Оценка деятельности классного руководителя осуществляется на основе анализа следующих документов:

- анализа и отчета о выполнении плана воспитательной работы;

- материалов по изучению личности учащихся и классного коллектива (сводный лист изучения уровней проявления воспитанности (методика М. Шиловой), анализ развития классного самоуправления и сплоченности классного коллектива);

- материалов отражающих состояние и условия семейного воспитания каждого учащегося (социальный паспорт класса);

- материалы, подтверждающие работу с родителями (протоколы родительских собраний, раздел «Работа с родителями» в плане воспитательной работы);

- материалы, подтверждающие работу с детьми «группы риска» (раздел «Работа с детьми «группы риска» в папке класса);

- участие класса в общественной жизни школы (рейтинг класса в общественной жизни школы), наличие разработанных и реализуемых социальных проектов, наличие грамот, дипломов и др., присуждаемые за социальную активность классного коллектива).

Для создания наилучших условий жизнедеятельности школьного коллектива, творческого развития каждой личности, достижения главной цели школы необходим анализ состояния отношений всех членов коллектива, степени комфортности каждого в нем, результативности тех или иных приемов, методов, экспериментов. Исследования в этом направлении ведутся под руководством школьных психологов.

X. Ресурсное обеспечение

Ресурс

Направление деятельности

1.

Материально-технический

  1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса необходимым оборудованием и ТСО
  2. Поиск возможностей по улучшению материально-технической базы школы

2.

Кадровый

1.Подбор высококвалифицированных педагогов и сотрудников школы

2.Использование высококвалифицированных  ресурсов социальных партнеров (работников культурно-просветительских учреждений и т.п.)

3.

Научно-методический

1.Содействие профессиональному  росту педагогов

2.Организация работы творческих, проблемных, исследовательских групп

3. Включение педагогов в опытно-экспериментальную деятельность

4.

Социально-психологический

1. Создание психологического, позитивного климата, климата взаимной заботы

 2.Стимулирование деятельности, углубление мотивации деятельности

5.

Финансовый

1. Рациональное распределение и использование   бюджетных и внебюджетных финансовых средств

2.Поиск дополнительных источников финансирования

6.

Информационный

Регулярное обновление

1. библиотечного фонда;

2. объема медиа-информации


ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА II ПОЛУГОДИЕ

2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

  • Самоуправление школьников
  • Физкультурно-оздоровительное направление
  • Художественно-эстетическое направление
  • Духовно-нравственное направление

  • Интеллектуально-познавательное направление
  • Профильное и предпрофильное направление
  • ВШК;    Работа с родителями
  • Туристско-краеведческое направление

  • Военно-патриотическое направление

Январь

«Зимние забавы»

6

7

 

8 «Рождество Христово» - библиотечная информационная выставка

9

10  

К 135 летию А. Н. Толстого – книжная выставка

11

13

14

15 Участие в IX  районном фестивале детей с ограниченными возможностями «Мы все можем»

16 Литературная гостиная «В гостях у дедушки Корнея» (1 кл.)

Литературная гостиная «Басня от истоков до наших дней» (4-7 кл.)

17  Итоговое мероприятие проекта «Корпорация монстров» (1-4 кл.)

Первенство школы по настольному теннису

(7-11 класс)

18  Совет старшеклассников (9-11 кл.)

20

Веселые старты (2 кл.)

21

Зональные соревнования по настольному теннису Музейный урок «В гостях у бабушки Клавушки» (4а, 4б кл.)

22 к 110-летию А. П. Гайдара – книжная выставка

Веселые старты (4 кл.) Музейный урок «В гостях у бабушки Клавушки» (4в кл.)

23

  Спортивно – познавательная викторина «Стартинейджеры»  

(5-11 кл.)

Веселые старты (3 кл.)

24  

Знакомство с проектом

(1-4 кл) 

Коррекция планов воспитательной работы на II полугодие

25  Первенство школы по волейболу среди девушек (7-11 кл.) 

«День студентов - Татьянин день» - информационно-поздравительная выставка

27 - к 135-летию П. П. Бажова – книжная выставка

28  Хоккей- 8-11кл.

29 МО кл. руков.

 «Формы работы классного руководителя с детьми «группы риска»».

30 Спортивная игра «Олимпийцы»  

(1-4 кл.)

Посещение семьи Василенко Ярослава (кадетский класс)

31 Президентские состязания

5-11 кл.

Посещение семьи Василенко Ярослава

(кадетский класс)

1 Конкурс утренней зарядки (5мин.)  и флешмоба (5-7мин.)  5-7 кл.

Февраль - месяц оборонно-массовой работы и военно-патриотического воспитания.

«Воинской славе, доблести и чести посвящается…»

3  Волейбол

(юноши и девушки)

5-7 кл.

8-9 кл.

10-11 кл.

4 Премьера спектакля «Бабушка напрокат»

(1-8 кл.)

5

Проведение кл. часов, уроков Мужества, посвященных Дням воинской Славы России (1-11 кл.)

Экскурсии в школьный музей «Светоч»

(1-2 кл)

6

7

Благоустройство места захоронения Василенко Ярослава (кадетский класс)

Экскурсии в школьный музей «Светоч» (3-4 кл)

8 День здоровья, посвященный  Олимпийским играм.

Президентские игры

-Выпуск стенгазеты,      посвященной Олимпийскому движению.

-Конкурс рисунков на Олимпийскую тематику «Сочи 2014» (1-4 кл.)

- Оформление стенда

«Олимпиада «Сочи 2014»  5-11 кл.

10 Оценка качества научно-методического сопровождения деятельности педагогов

ДО Шорт-трек на роликах (5-7кл.)

11

-к 120-летию В. В. Бианки книжная выставка.

12

Выставка плакатов «Защитники Отечества» (1-4 кл.)

13

Изучение состояния профориентационной работы в школе

к 245-летию И. А. Крылова  книжная выставка.

14 Мероприятие

к 25- летию  вывода советских войск из Афганистана

  (с приглашением воинов-интернационалистов)

(8-9 кл.)

15

Совет старшеклассников

 (9-11 кл.)

17 «С русским воином через века» литературная викторина «Настоящий боец»

(5-6 кл.)

18

Урок Мужества «Судьба Человека»

(7-11 кл.)

19 Конкурсная программа для мальчиков «Постоим за землю русскую!»

(1-4 кл.)

20 

Конкурсная программа «Полоса препятствий»

(7-8 кл.)

21  Спортивно-конкурсная программа

 «Полоса препятствий»

(9-11кл.)

22  К Дню защитников Отечества – поздравительная выставка

(библиотека)

24

25

26 Анализ проведенных классных и общешкольных мероприятий

Плавание – эстафета (5 юношей 5 девушек)        5-11кл.

27 Проверка соответствия намеченных мероприятий по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию. 

28

Родительское собрание «Семья и школа – партнеры в воспитании и  обучении  детей»

Март – месяц художественно – эстетического воспитания.

«С весной – тепло, с матерью – добро».

1 Совет старшеклассников (9-11 кл.)

Фотовыставка «Пробуждение природы» (5-11 кл.)

3

Выставка рисунков и плакатов «Букет для самой, самой» (1-4 кл)

- к 115-летию Ю. К. Олеша – книжная выставка

Спортивные соревнования

А ну-ка девушки «Полоса препятствий»

4

 Литературно-музыкальная композиция «Простыми словами», посвященная международному женскому дню 8 марта (1-4 кл.)

5 Конкурсная программа для девочек, посвященная 8 марта (1-4 кл.)

Конкурсная программа, посвященная 8 марта (7-8 кл.)

- к 85-летию Ф. А. Искандера – книжная выставка

6

Конкурсная программа, посвященная 8 марта (5-6 кл.)

Конкурсно-игровая программа, посвященная 8 марта (9-11 кл.)

7  

К Международному женскому дню  8-го марта «Моя мама лучше всех!» - книжная выставка

Спортивные соревнования

А ну-ка девушки  Полоса препятствий        9-11 кл.

8

10

11 

Плакаты  по правилам ДД 5-8 кл.

12

Профилактическая беседа с медицинским работником «Вот и стали мы взрослее» (девочки 6-7 кл.)

13

Профилактическая беседа с медицинским работником «Вот и стали мы взрослее» (мальчики 6-7 кл.)

14

Анализ взаимодействия семьи и школы. Работа классных руководителей 1-11 классов с родителями.

15 Первенство школы по лыжным гонкам        (7-11 кл.)

- к 90-летию Ю. В. Бондарева – книжная выставка

17

к 130-летию А. Р. Беляева  – книжная выставка

18

Подвижная игра «квадрат» (2-4кл.)

19

20

 

21

«Теперь читать умею я!» праздник прощания с азбукой (1 кл.)

22 Баскетбол        

(8-11кл.)

24

25

26  

27

28

- к 200-летию Т. Г. Шевченко – книжная выставка

29

Апрель – месяц противопожарной безопасности и безопасности дорожного движения.

 «По дорогам жизни без опасностей»

 Классным руководителям провести классные часы на тему «Осторожно, огонь!»

31

1

 «Смехотерапия» информационная выставка к 1 апреля

2

-к 205-летию Н. В. Гоголя - книжная выставка

3

4 Оценка результативности деятельности секций, кружков, клубов по интересам спортивного направления

5

Первенство поселка Пурпе «Ямальская лыжня» (4-11 кл.)

7

8 Интеллектуально-развивающая

  игра по ПДД  с приглашением сотрудника полиции

 (7-8 кл.)

9

10

Конкурс поделок ко Дню космонавтики (1-5 кл.)

11

Совет старшеклассников (9-11 кл.)

12

14

 - к  260-летию Д. И. Фонвизин – книжная выставка

15

День здоровья

        (2-11 кл.)

16

Игровая программа

(1-4 кл.)

17

Анкетирование учащихся с целью диагностики уровня воспитанности

(1-11 кл.)

18 Участие в районном смотре-конкурсе технического творчества «Что могут мальчишки?»

19

21

 Конкурс рисунков по противопожарной безопасности

 (1-4 кл.)

22    

Тематическое мероприятие «Школа светофора»

(1-4 кл.)

23

 - к 450-летию Ульяма Шекспира – книжная выставка

24Участие в районной игре юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо»

(6-7 кл.)

к 115-летию В. В. Набоков – книжная выставка

25 Беседа с сотрудниками ПЧ п. Пурпе «Осторожно, огонь!» (1-4 кл.) 

Отчетный концерт объединений дополнительного образования.

26

Изучение удовлетворенности детей и родителей организацией внеурочной деятельности

 

28 Устный журнал по противопожарной безопасности с приглашением сотрудника ПЧ (5-6 кл.)

Выставка плакатов ко Дню Великой Победы (1-11 кл.)

29

МО классных руководителей «Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»

30 

Литературная гостиная, посвященная 90-летию Б. Окуджавы и Ю. Друниной «Грядут надежда, вера и любовь» (10-11 кл.)

 Май

«Майский вальс»

 

 

1

2

3

Смотр строя и песни (2-6 кл.)

Конкурс инсценированной песни (7-10 кл.)

5

Спортивные соревнования  

 Зарница  

5-11кл.

Акция «Подарок ветерану» (1-4 кл.)

6

Литературно-музыкальная композиция.

Премьера спектакля «Василий Тёркин»

«Никто не забыт, ничто не забыто!» - информационно-поздравительная выставка (библиотека)

7

Тематическая линейка  «9 мая – День Победы» (1-11 кл.)

 

«День победы – великий день!», «Дети и война», «Они сражались за Родину!» - книжная выставка

8

Фотовыставка «Война и женщина…»

9 Участие в митинге, посвященном Дню Победы (8-11 кл.)

Участие в легкоатлетической  эстафете по поселку Пурпе

Возложение венков к монументу павшим воинам (п. Пурпе-1)

 к 90-летию Б. Ш. Окуджавы  – книжная выставка

10

 Классные часы, родительские собрания на тему «Семья и школа» (1-11 кл.)

-к 90-летию Ю. В. Друниной – книжная выставка

12 Лёгкая атлетика        

(5-7кл.)

(7-8кл.)

(9-11кл.)

13 

Совет старшеклассников

(9-11 кл.)

14

15

Викторина по ПДД

 (5-6 кл.)

16 Родительское собрание «Проблемы нравственного воспитания. Организация летнего отдыха детей»

17

19 Анализ и итоги работы кл. руководителей, педагогов ДО, педагогов-организаторов, соц. педагога, руководителя профцентра, руководителя ОБЖ

Туризм        

(2-9 кл.) 

20

Итоговая линейка. Награждение участников творческих объединений ДО, секций. 

21

«Окончен четвертый класс». Праздник прощания с начальной школой (4 кл.)

22 Вахта Памяти. Посещение мамы

Я. Василенко

 (кадетский класс)

 

23

Итоговая линейка. Вручение наград победителям воспитательных программ

(1-4 кл.) (5-11) 

24

Праздник последнего звонка

(9, 11 кл.)

Июнь

«Ура! У нас каникулы!»

2

Трудоустройство учащихся (14 -17 лет)

3

4

5

6

7 Бал Главы района для лучших выпускников школ района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной системы класса

Опыт прошлых лет показывает, что ни одна программа не приносит желаемых результатов, если не используется системный подход в воспитательной деятельности. Именно система позволяет создать условия для п...

Программа воспитательной системы класса

Программа воспитательной системы разработана мной для работы с учащимися 6 класса...

Программы воспитательной системы ОУ

Программы воспитательной системы ОУ (в соответствии с Концепцией воспитательной деятельности ОУ Воронежской области на 2006-11 гг)...

Программа воспитательной системы

Деятельность сельской школы, состояние и уровень ее работы  сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития села, одним из культурных и духовны...

Программа воспитательной системы класса

Программа воспитательной системы класса...

Программа воспитательной системы "Во Славу Отечества"

Я представляю программу воспитательной системы класса «Во славу Отечества », среднее звено, школа № 51. Программа имеет следующую структуруВведениеАналитическое обоснованиеКоцептуальные идеиЦели ...