Построение эффективной модели организации методической работы по совершенствованию качества обучения
материал по теме

Кузнецова Лариса Валерьевна

Миссия школы – подготовка обучающихся к жизни в новых социально – экономических условиях; удовлетворение разнообразных образовательных запросов детей; обеспечение их здоровья и физического развития как основы для интеллектуального и нравственного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kuznetsova_l.zip2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова Л.В.

МОУ СОШ №2 г. Лузы

Построение эффективной модели  организации методической работы по совершенствованию качества обучения.

За последние годы в школе сложился высокопрофессиональный педагогический коллектив. В ходе  диагностики профессиональных качеств учителей были выявлены следующие особенности нашего коллектива: хорошее знание предмета, творческое отношение к работе, стремление к новому в методике и психологии обучения; но вместе с тем неудовлетворённость результатами обучения: с одной стороны, учителя озабочены тем, как дать обязательный минимум всем учащимся; с другой стороны, дать глубокие знания, которые позволили бы учащимся занимать призовые места на олимпиадах разных уровней и поступать в высшие учебные заведения. Решение данной проблемы мы увидели в  построении эффективной модели организации методической работы в школе.

 Несмотря на достигнутые успехи в теории и практике подготовки педагогических кадров, все сильнее проявляется противоречие между требованиями к личности учителя, его профессиональной деятельности и фактическим качеством образования в  школе. Данное противоречие имеет место, в силу того, что получение  качественного образования  невозможно на основе использования в педагогической практике устаревших подходов. Миссия школы – подготовка обучающихся к жизни в новых социально – экономических условиях; удовлетворение разнообразных образовательных запросов детей; обеспечение их здоровья и физического развития как основы для интеллектуального и нравственного развития.

Этим и обусловлен выбор методической темы школы, над которой мы будем работать уже третий год «Развитие педагогических компетентностей педагогов через освоение инновационных образовательных технологий как основное средство повышения качества образования».

 Приоритетными направлениями работы по данной теме стали:

  1. Создание условия для развития и совершенствования инновационного потенциала педагогического коллектива школы.
  2. Совершенствовании образовательного процесса на основе внедрения в практику работы продуктивных педагогических технологий, ориентированных на развитие личности ребенка и педагогического мастерства учителя.
  3. Создание условия для обеспечения оптимального удовлетворения интересов и образовательных потребностей учащихся через повышение качества  урочной и внеклассной деятельности.

За последние годы в школе сложилась устойчивая, работоспособная система методической работы, имеющая следующие структурные элементы:

Слайд.

Система  методической работы МОУ СОШ № 2 представляет собой деятельностную, личностно ориентированную систему, главной  целью которой является создание условий, способствующих саморазвитию каждого педагога, готовности его к инновациям – к освоению и внедрению в практику своей работы новых программ и технологий, созданию индивидуальных, авторских методических систем.

Педагогический совет.  Вопросы методической работы постоянно выносятся  на педагогический совет, где принимаются решения, связанные, в том числе с организацией работы над единой методической темой,  внедрением в практику достижений психолого-педагогической науки и передового опыта. На заседаниях педсоветов рассматриваются и решаются проблемы повышения профессионального мастерства учителей в тесной связи с результатами учебно-воспитательного процесса, заслушиваются выступления учителей с материалами из опыта работы. В школе сложилась система отбора проблем для изучения и подготовки педсоветов, учитывающая приоритетные направления деятельности педагогического коллектива и социального заказа.

Слайд.

  1. Самообразование учителя как условие личностного и профессионального развития.
  2. Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками.
  3. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности.
  4. Деятельность классного руководителя в океане школьной жизни.
  5. Роль учебного предмета в образовательном процессе.

Методический совет является координирующим органом методической работы в школе. Он осуществляет руководство методической, экспериментальной и практической деятельностью педагогического коллектива и реализует поставленные задачи. В состав методического совета входят представители администрации, руководители методических объединений и творческих групп. Совместно с педагогическим советом он определяет цели по развитию научно-методической деятельности коллектива; организует выполнение плана научно-методической деятельности, работу по единой методической теме, обобщение  инновационного опыта, осуществляет повышение квалификации учителей через проведение предметных недель, проблемных семинаров, научно-практических конференций, методических совещаний, индивидуальных консультаций, выполняет диагностические функции. В школе также создан методсовет опорной школы по экологическому образованию.

Слайд.

  1. Создание условий для преодоления неуспеваемости учащихся.
  2. Учебный поиск как основа обучения в профильных классах.
  3. Портфолио учителя как результат самооценки профессиональной деятельности педагога.
  4. Ресурсы развития современного урока.
  5.  Пути построения методической системы учителя
  6. Организация и проведение предметных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, тематических предметных недель.

 

 

Методические объединения учителей являются ключевым звеном всей системы методической работы. Они обеспечивают выполнение работы по единой методической теме, проводят предметные недели, внедряют в учебный процесс новые педагогические технологии, готовят мероприятия методического характера различного уровня. В школе функционируют  следующие предметные методические объединения учителей (слайд):

  • преподавателей гуманитарных наук (русский язык, литература, история, обществознания);
  • преподавателей естественных наук (биология, экология, география, физика, химия);
  • преподавателей точных наук (математики, информатики);
  • преподавателей иностранных языков (английский, немецкий);
  • преподавателей предметов циклов эстетического и физического развития (музыка, ИЗО, технология, физкультура);
  • учителей начальный классов;
  • классных руководителей.

Творческие группы учителей, в отличие от методических объединений, занимаются систематизацией, обобщением и распространением  инновационного опыта, разрабатывают и внедряют в практику приемы и методы работы по какой-то определенной, актуальной на данный момент проблеме.

Слайд.

  1. Проектно-иследовательская деятельность учащихся.
  2. Школьный экологический мониторинг.
  3. Работа над проектами: «Школа - цветущий сад», «Легким планеты – нашу заботу», «От здорового языка – к здоровому образу жизни» и др.
  4. Методическая система педагога.

Методические семинары. Методические структурные подразделения учителей организуют проведение методических семинаров различного уровня, которые ежегодно проводятся на базе школы. Изучение и обсуждение теоретических вопросов, обмен опытом практической деятельности также направлен на совершенствование качества обучения.

Слайд.

Школьный уровень:

  1. Совершенствование содержания, форм и методов работы классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
  2. Информатизация образовательных учреждений.
  3. Развитие творческих способностей детей через совместную работу с педагогами дополнительного образования.
  4. Воспитательные технологии.

Районный уровень:

  1. Современный урок как необходимый фактор качества образования.
  2. Здоровье через образование.

Традиционным стало в школе проведение методических недель, а по её итогам методических конференций.

Слайд.

Методические недели:

1. Инновационная деятельность как важнейший фактор развития профессионализма педагогов.

2. Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика.

3. Образовательные технологии: осознанный выбор.

Методические конференции:

1. Творческие поиски и находки – тенденции прогрессивной практики.

2. Ресурсы современного урока.

3. Целесообразность и эффективность применения современных педагогических технологий.

Продуктивной формой организации методической работы в  нашей школе является научно-практическая конференция, которая требует привлечения всех звеньев методической службы и является своеобразным подведением итогов их работы. Тема научно-практической конференции связана с единой методической темой школы. Она также отражает опыт учителей школы, их достижения, успехи, исследовательскую работу, связанную с преодолением ошибок, недочетов профессиональной деятельности и приведшую, в конце концов, к положительным результатам. Материалы традиционно сопровождаются таблицами, видеозаписями, слайдами, фотографиями, компьютерными презентациями, продуктами ученического труда. Выступления докладчиков   обязательно обсуждаются (после того, как выступающий ответит на вопросы), часто в дискуссионной форме.  

Ежегодно учителя школы обобщают опыт работы по совершенствованию качества обучения, участвуя в профессиональных конкурсах в рамках ПНПО, конкурсах профессинального мастерства, научно-практических конференциях, Интернет-конференциях, педагогических чтениях.

Слайд.

2009-2010 и 2010 -2011 уч. год.

  1. Областные педагогические чтения имени З.А. Субботиной «Педагогика творчества: истории, традиции и современность».
  2. Областная научно-практическая конференция «Пути повышения качества общего образования».
  3. Международная научно-практическая Интернет-конференция «Проектно-исследовательская деятельность в образовании: проблемы, поиск, перспективы».
  4. Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Методическая система педагога как условие эффективности образовательного процесса».
  5. Районный, окружной и областной этапы конкурса «Учитель года».
  6. Конкурсы ПНПО.
  7. Областной конкурс «За нравственный подвиг учителя».
  8. Окружная научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание школьников – актуальная психолого-педагогическая проблема современного образования».

9.Публикации в научно-методическом журнале «Образование в Кировской области».

10. Выступление на курсах «Инновационное образование – ресурс развития Кировской области»

Стабильность данной системы даёт возможность применять различные формы методической работы, что делает методическую работу интересной и привлекательной для педагогических работников. В любом звене данной системы есть возможности для каждого учителя для проявления творческих  способностей, для самореализации, что особенно отличает наших педагогических работников. Выстроенная таким образом модель организации методической работы помогает диагностировать и анализировать результаты образовательного процесса, проектировать и реализовывать на практике пути решения проблем.

Освоения обучающими государственных образовательных стандартов

Учебный год

Общее количество учащихся

Количество аттестованных, чел

Количество

успевающих, чел.

% освоения образовательных стандартов

Областной показатель, %

2008-2009

581

533

530

 99,44 %.

99,0

2009- 2010

623

544

543

99,82%

99,5

2010-2011

638

567

563

99,29%

Удельный вес обучающихся на «4» и «5»

Учебный год

 Общее количество учащихся

Количество аттестованных, чел

Количество учащихся, успевающих

на «4» и «5»

Удельный вес обучающихся на «4» и «5», %  

Областной показатель, %

2008-2009

581

533

256

48,03%

40,9%

2009-2010

623

544

271

49,82%

47,8%

2010-2011

638

567

253

44,62%

Участие школьников в предметных олимпиадах.

Учебный год

 Районные олимпиады

Областные олимпиады

 Финальный этап Всероссийской олимпиады

Кол-во победителей,  чел

Кол-во призеров, чел

Кол-во участников, чел

Кол-во призеров, чел

2008-2009

 19

 48

8

3

-

2009-2010

18

37

6

1

-

2010-2011

17

39

6

4

1

В прошедшем учебном году ученица 10 класса стала участником финального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в г. Уфе и была награждена Почетной грамотой департамента лесного хозяйства за оригинальность постановки цели и задач исследования.

Ежегодно учащиеся школы принимают активное участие в интеллектуальных и творческих конкурсах.

Слайд.    Интеллектуальные конкурсы.

Молодежные предметные чемпионаты по географии, биологии, химии, русскому языку, математике, английскому языку, обществознанию, «Старт»

«Кенгуру» (2 победителя, 5 призеров)

 «Русский медвежонок» (9 призеров)

 «Британский Бульдог» (районный уровень: 1 победитель, 3 призера; региональный уровень – 1 победитель)

«Совенок» (4 лауреата регионального уровня)

«ЧиП»

Молодежные предметные чемпионаты

в 2010-2011 учебном году.

Чемпионат

Классы

 Количество участников, чел

Результат  

Районный уровень

Областной уровень

Географический

6 -11

56

3 победителя

11 призеров

-

Математический

4-11

39

5 победителей

12 призеров

-

По англ.  языку

4-11

9

2 призера

-

Биологический

6 -11

8

1 победитель

1 призер

5 место

Филологический

4 -11

50

4 победителя

6 призеров

-

Химический

8-11

9

1 победитель

4 призера

2 место

«Старт» (нач. кл.)

  1. - 4

73

3 победителя

5 призеров

диплом

3 степени

Слайд.   Творческие конкурсы.

Результатом проектно-исследовательской деятельности учащихся стало участие школьников в районной научно-практической конференции юных исследователей окружающей среды (1 и 2 место), краеведческой конференции, конкурсе сочинений и фоторабот «Мир без наркотиков», «Чернобыльская звезда», «Образ Вятского учителя», «Мой любимый педагог», «Образы земли», «Мир глазами детей»,  «Зеркало природы», конкурсе проектов «Легким планеты – нашу заботу», «Мы за сохранение лесов России», природоохранной операции «Наш дом – Земля».

Действующая модель методической службы решает задачи организации целенаправленной деятельности педагогического коллектива по переводу педагогических процессов и школы в целом в новое, более высокое качественное состояние, стимулирующее развитие личности учителя и ученика.  Данная модель имеет гибкую структуру и может меняться под воздействием как внутренних, так и внешних факторов.

Перспективам дальнейшей работы может быть организация сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями не только района, но и области.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышения эффективности профессиональной подготовки учащихся через совершенствование методов обучения

Современное состояние профессионального образования отражает усиливающийся дисбаланс между возрастающими требованиями общества и работодателей к уровню компетенции кадров, способности успешно строить ...

Организация работы по повышению качества обучения в условиях ЕГЭ. Учебно-методическое пособие

В работе представлены методические рекомендации по повышению качества обучения русскому языку в условиях проведения итоговой аттестации в форме ЕГЭ.В данном пособии описана технологиюя опыта повышения...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА

Методические рекомендации по совершенствованию методики обучения технике нападающего удара....

Экспериментальная работа по повышению качества обучения: «Повышение качества обучения учащихся физике на основе внедрения в учебный процесс практико-ориентированных заданий».

Тема: «Повышение качества обучения учащихся физике на основе внедрения в учебный процесс практико-ориентированных заданий».Актуальность работы. Цели. Гипотеза. Задачи....

Методическая работа: «Результативность и качество обучения детей по образовательной программе «Обучение английскому языку в клубе Тандем»

В методической разработке описаны основные способы, формы и средства контроля и оценки усвоения программного материала по предмету английский язык. Предполагаемые результаты по окончании каждого года ...

Эффективные формы работы по повышению качества обучения игре баскетбол в соответствии с ФГОС

Эффективные формы работы по повышению качества обучения игре баскетбол в соответствии с ФГОС...