Инклюзивный подход в работе педагога коррекционной школы
статья по теме
Статья, посвященная анализу современных возможностей организации образовательного процесса в условиях полной и частичной инклюзии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_inklyuzii_nsportal.docx | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные тенденции инклюзивного образования: из опыта руководителя коррекционной школы.
Сергеева Татьяна Александровна, директор ГБС(К)ОУ № 34
Невского района Санкт-Петербурга
Система взглядов современного общества подвержена разного рода влияниям. На один и тот же запрос времени в разные периоды и этапы своего развития общество отвечает по-разному, иногда проявляя диаметрально противоположные реакции и мнения. Система образования, в первую очередь должна чутко реагировать на духовные потребности общества.
Существование рядом детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья не у всего общества вызывает одинаковые чувства. Одна часть общества, включая педагогическую и родительскую общественность, не готова к совместному пребыванию в детских образовательных учреждениях детей, имеющих различного рода проблемы в развитии. Другая часть общества, проявляя толерантность, с пониманием относится к индивидуальным особенностям детей с ОВЗ. Это стало откликом на определенные запросы времени, прежде всего, продиктованные международной практикой, направленной на обеспечение равных прав детей с ОВЗ и их семей. За рубежом поддержку процессам интеграции и инклюзии оказывает, в первую очередь, общественный менталитет и многогодовая практика совместного обучения детей с различным уровнем психофизических возможностей. Эти процессы проходили в зарубежных школах естественно, как в силу наличия небольших школ и необходимости организации обучения всех детей приближенно к месту их проживания, так и в силу привычного для общества равноправного отношения к детям с ОВЗ.
Появление же развлетвленной сети специальных (коррекционных) учреждений за рубежом стало ответом на потребность в организации специфических условий для разноуровневого обучения детей с различного рода интеллектуальными, сенсорными и моторными нарушениями в развитии, требующими индивиального сопровождения, особых подходов и методов обучения, целенаправленного выявления и коррекции нарушений, проведения ежедневных реабилитационных мероприятий. Была создана сеть центров психолого-медико-педагогического сопровождения по диагностике и раннему выявлению и сопровождению детей с отклонениями в развитии. Такого рода центры осуществляли сопровождение ребенка и других участников образовательного пороцесса в условиях не только массовых, но и специальных коррекционных учреждений.
Другим запросом на интеграцию и инклюзивное образование стала родительская инициатива, прежде всего, с точки зрения реализации равных прав ребенка с ОВЗ с правами нормально развивающимися сверстниками, а также моральной удовлетворенности родителей в том, что ребенок учится в обычной, а не специальной школе, и потребности организовать обучение как можно ближе к месту его жительства. Но, к сожалению, часто желание родителей носит формальный характер - ради удовлетворения собственных амбиций, личных удобств, без понимания специфики организации обучения и реабилитации с учетом индивидуальных особенностей их детей. Нет осознания того, какими знаниями, умениями, компетенциями должен будет овладеть ученик в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов для получения желаемого документа об образовании, нет понимания перспектив возможности овладения допрофессиональными навыками и адекватного видения перспектив будущего трудоустройства.
В чем же разница между западным и отечественным виденьем и реальностью таких процессов как интеграция и инклюзия? Несколько рассуждений с точки зрения практического воплощения этих течений при условии массового спроса.
Первое отличие двух систем - в разности масштабов запросов. При существующей в европейских странах сети коррекционных учреждений, инклюзия, то есть полное включение ребенка с особыми потребностями в образовательную среду обычной массовой школы, осуществляется достаточнор ограниченно. Если зарубежный ППМС-центр сопровождает в одной школе от 1 до 5-8 учащихся с особыми образовательными потребностями, то у нас, при массовом спросе, масштабы будут в 2-5 раз больше.
Во-вторых, разница в различном уровне обеспеченности и готовности к реализации этих процессов: юридическо-правовой, кадровой, программно-методической, инфраструктурной, организационно-технической и других. Для каждой категории детей с ОВЗ эти вопросы специфичны.
Если же в образовательное учреждение придут родители с детьми, имеющими разные виды нарушений – готовы ли эти учреждения обеспечить равнокачественные условия для обучения и реабилитации отдельных групп детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательной сферы в условиях одной школы, класса.
Сегодня массовые школы отторгают детей даже с менее специцичными видами нарушений - неврологического, психо-соматического, психического характера- с такими видами не глубоких, не выраженных нарушений как:социально-педагогическая запущенность, незначительная задержка психического развития, синдром дифицита внимания и гиперактивности. Эти дети имеет практически сохранный интеллект и могли бы при индивидуализированном подходе удержать в массовой школе и удовлетворительно учиться. Но они неудобны для школы своими проблемами в обучении и воспитании, поведении и коммуникативной сфере. Конечно, трудно обвинять учителя не готового уделить должный объем внимания и времени индивидуальной работе с ребенком для его успешного овладения учебным материалом, развитию навыком общения и т.п.когда в классе от 25 до 30 человек детей. Теперь представим в таком классе, у такого учителя ребенка с ОВЗ. Будет ли комфортно, взаимополезно и ребенку и учителю.
А ведь если движение к инклюзии станет массовым, с потоками желающих можно и не справиться. Не говоря уже о значительных материальных перерасходах образовательного учреждения как на обеспечение, так и на содержание дополнительной инфраструктуры, дополнительных кадров, кабинетов и т.п.
В условиях жесткой экономии, при четком подушевом финансировании и фиксированном госзаказе, это будет не просто. Для данной категории детей и семей дополнительные образовательные услуги на платной основе, что является подспорьем в обычных школах, не будут востребованы в достаточной степени.
Третье отличие - в психо-эмоциональной готовности детского, родительского, педагогического коллективов к качественной, не формальной работе с детьми с различного рода ограничениями здоровья, успех которой во многом будет зависеть от наличия сопровождающей помощи (медиков, психологов, тьютеров..). Проблема в готовности любого учителя к увеличению нагрузки (напряженность, интенсивность, разнотемповость и разноуровневость), а школы к перерасходу финансовых затрат на оплату труда дополнительных кадров и стимулирующие выплаты.
Главный вопрос сегодня - при каких же условиях инклюзивное образование будет успешным. Как сделать его максимально полезным именно для детей, как с ОВЗ, так и всех остальных, не ради модного течения, без необоснованных затрат и, в то же время, обеспеченных необходимым финансированием. Как найти оптимальный вариант инклюзии по запросам родителей с учетом психофизических возможностей детей, не ради амбиций, а ради реальной пользы для развития и реабилитации детей.
В случаях если это касается обучающихся с сохранным интеллектом, имеющих сенсорные и моторные нарушения выстроить работу будет легче, этому уже есть достаточно много позитивных примеров. Но ведь того же могут потребовать и родители детей с нарушения интеллектуального развития.
Становится понятно, что важно избежать стихийности данных процессов, не подготовленности, необоснованности и, тем самым, дискредитации идеи инклюзивного образования.
Работа по рассмотрению заявлений от родителей на обучение ребенка в условиях инклюзивного образования, по подбору образовательного учреждения готового к приему ребенка с определенным видом ограничений по здоровью должна быть скоординирована, закреплена договором в отношении ответственности сторон, их прав и обязанностей. Это поможет в дальнейшем избежать жалоб, негативных последствий, поможет своевременно принимать меры по их предупреждению, определить ответственность за отслеживание результатов динамики развития ребенка или ее отсутствие, оценить перспективы ее дальнейшего обучения в имеющихся условиях.
Такого рода работа должна быть обеспечена через создание целевого координационного ресурсного центра по планированию и поддержке процесса инклюзии.
С целью обеспечения и расширения полномочий такого рода центра, он может быть структурой при Районной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и носить межведомственный характер, в т.ч. для кадровой, финансовой, методической поддержки образовательных учреждений, включенных в реализацию инклюзивного образования.
Наиболее эффективно подобная работа может быть организована, если такого рода Центры будут базироваться в коррекционных учреждениях, имеющих огромный опыт работы как с детьми с ОВЗ и их семьями, так и со специалистами, работающими с данной категорий детей в различного вида учреждениях.
В Невском районе прототип подобного центра существует на базе специальной (коррекционной) школы № 34, специалисты которой входят в состав рабочей группы районной психолого-медико-педагогической комиссии, обеспечивая углубленную диагностику уровня развития детей с ограниченными возможностями здоровья, для наиболее точного определения образовательного маршрута, подбора вида и типа образовательного учреждения, соответствующего актуальным и потенциальным возможностям детей.
Размещение целевого ресурсного центра по инклюзивному образованию на базе (специальной) коррекционной школы обеспечит передачу наиболее полной информации о каждом ребенке и богатейшего опыта коррекционной работы и комплексного сопровождения детей, родителей и педагогов, включенных в совместную работу по инклюзивному обучению.
Специалистами коррекционной школы разработана специальная авторская программа по сопровождению всех участников образовательного процесса в условиях инклюзии, с учетом специфики имеющихся у детей ограничений здоровья различного характера: сенсорных, моторных, психоневрологических, эмоционально-волевых и личностных, а также комбинированных - сложного дефекта в развитии.
Данной программой предусмотрена работа с детьми различных возрастных групп 6-ти уровней :
- Дошкольного возраста
1уровень -старшая группа от 4 до 5 лет
2 уровень-подготовительная группа 6-7 лет
- Младшего школьного возраста
3 уровень – 1-2 классы - от 7 до 8 лет
4 уровень - 3-4 классы - от 9 до 10 лет
- Подросткового возраста
3 уровень – 1-2 классы - от 7 до 8 лет
4 уровень - 3-4 классы - от 9 до 10 лет
Важно, что разделы программы включают информационные и методические материалы для всех участников, включенных в инклюзивное образование, как
принимающей стороны, так и передающей стороны, т.е. предыдущего образовательного учреждения, в котором находился ребенок. Эти материалы и рекомендации учитывают разницу интересов, компетенции и включенность различных звеньев единой системы, таких как:
- Администрации высшего звена (директора школ, руководители структурных подразделений)
- Администрации среднего звена (заместители директоров, курирующие начальную или основную школу)
- Практических специалистов (учителей, воспитателей, психолого и логопедов, социальных педагогов, медицинских работников)
- Коллектива учащихся
- Коллектива родителей
Таким образом, программа становится механизмом целенаправленной работы, координирующей взаимодействие и сопровождение всех участников инклюзивного образования, инструментом, обеспечивающим контроль за эффективностью, динамикой и результатами работы. Вся система работа подкреплена документально, что дает возможность своевременно и объективно выявлять и компенсировать проблемные зоны.
Чем вдумчивее и кропотливее мы проведем работу по подготовке условий для инклюзивного образования, тем успешнее и эффективнее она будет, принося пользу и радость детям, ради которых все это внедряется и реализуется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный подход в организации работы воспитателя коррекционной школы VIIIвида
Материал для выступлений ШМО воспитателей коррекционных школ VIIIвида...
Инновационные подходы в организации воспитательной работы в коррекционной школе
Инновационное развитие образования — один из приоритетов государственной политики. В последнее время инновации в образовании приобретают всё более системный и масштабный характер. Реализуя комплексный...
Наполнение рабочей папки социального педагога коррекционной школы-интерната
Рекомендации по планированию работы социального педагога...
Игра для педагогов коррекционных школ "Своя игра".
Игра спососбствует повышению профессиональной компетенции педагогов, активизирует их знания в области педагогики, дефектологии, способствет развитию творческого потенциала педагогов. Игра очень понрав...
Семинар - практикум для педагогов коррекционной школы "Формирование базовых учебных действий в урочной и внеурочной деятельности"
Цель семинара - практикума - повышение компетентности педагогов в вопросах формирования базовых учебных действий у обучающихся с нарушением интеллекта. В семинар включены задания, позволяющие педагога...
Изучение эмоционального выгорания у педагогов коррекционной школы
Во время работы педагог находится далеко не в комфортных условиях. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с нездоровыми условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на ...
Выступление на методическом семинаре Ресурсного цента по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города по теме "Технология проблемного диалога"
Методический семинар Ресурсного цента по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города...