От использования здоровьесберегающих технологий на уроках к повышению качества обучения
статья по теме

Крылова Марина Александровна

Проблема сохранения и охраны здоровья детей в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Работа в школах по сохранению и укреплению здоровья обучающихся  должна происходить  на всех этапах обучения непрерывно и целенаправленно. Но решение этой проблемы  во многом зависит  и от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Что  влияет на здоровье обучающихся и какие виды здоровьесберегающих помогут учителю повысить обучаемость  об этом вы сможете узнать прочитав мою статью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

От использования здоровьесберегающих технологий на уроках к повышению качества обучения

        

 

Заместитель директора по  здоровьесберегающей работе

 Крылова Марина Александровна

 ГБОУ СОШ № 1025

         г.Москва

2013г.        

     Проблема сохранения и охраны здоровья детей в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. На сегодняшний день эта проблема стала общей и для медработников, и для педагогов и для  родителей обучающихся. Идея здоровьесбережения обучающихся в образовании  имеет  отражение в национальном проекте «Образование», президентской инициативе «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.

Здоровье ученика можно считать, что в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности,

     Работа в школах по сохранению и укреплению здоровья обучающихся  должна происходить  на всех этапах обучения непрерывно и целенаправленно. Но решение этой проблемы  во многом зависит  и от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.

      Чтобы учащиеся не уставали во время урока, а  уроки  с первого до последнего были плодотворными  необходимо  применять  на уроках здоровьесберегающие технологии.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся и его сохранения.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Так же сформировать у учащихся умение  и навыки правильно работать не только во время учебного дня, но и в домашних условиях,  правильно организовывать свой режим дня и с пользой  для здоровья использовать свое свободное время.

   

Факторы, влияющие на здоровье обучающихся

I. Гигиенические условия, факторы

1.1. шум

1.2. освещенность

1.3. воздушная среда

1.4. размер помещений, кубатура

1.5. дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)

1.6. используемые стройматериалы, краска

1.7. мебель: размеры, размещение в помещении

1.8. видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры

1.9. пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания

1.10. качество питьевой воды, используемой в школе

1.11. экологическое состояние прилегающей к школе территории

1.12. состояние сантехнического оборудования.

 

II Учебно-организационные факторы

2.1. объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника

2.2. расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году

2.3. организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)

2.4. объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время)

2.5. особенности устава школы и норм жизни школы

2.6. медицинское и психологическое обеспечение школы

2.7. участие родителей учащихся в жизни школы

2.8. стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»

2.9. психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»

2.10. интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы

2.11. наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся

2.12. позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

 

III. Психолого-педагогические факторы

3.1. психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок

3.2. стиль педагогического общения учителя с учащимися

3.3. характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок

3.4. степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)

3.5. особенности работы с «трудными подростками» в классе

3.6. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников

3.7. степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)

3.8. личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений

3.9. состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью

3.10. обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения

3.11. степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя

3.12. профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Результаты анализа работы по здоровьесбережению показывают, что из вышеперечисленных  факторов чаще всего  на здоровье обучающихся влияют следующие факторы:

  • Стрессовая педагогическая тактика учителя;
  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся;
  • Недостаточная осведомленность родителей в вопросах сохранения здоровья учащегося (отсутствие помощи ученику – требование от него больше, чем он может);
  • Интенсификация учебного процесса;
  • Отсутствие системной работы учителей и классных руководителей по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (невнимание к жалобам учащегося – обвинение его во всем);
  • Нерациональная организация учителем учебной деятельности.

Усталость учащихся во время уроков не  всегда является следствием сложности материала.  Уроки на основе принципов здоровьесбережения,  позволяют сделать каждый  урок плодотворным,  повысить качество успеваемости учащихся, улучшить  усвоение  полученной информации. А  правильная организация урока и  его рациональность пропорционально влияют на:

  • функциональное состояние учеников в процессе учебной деятельности;
  • возможность длительного поддержания умственной работоспособности на высоком уровне;
  • наступление  преждевременного утомления.

   Критерии здоровьесбережения:

  • Обстановка и гигиенические условия в классе

(Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, звуковые раздражители).

  • Количество видов учебной деятельности.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

(Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, переписывание и т.д.).

  • Количество видов преподавания. Чередование видов преподавания.

(Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа).

  • Наличие и место методов, способствующих активизации.

(Методы свободного выбора: свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества. Активные методы: ученик в роли учителя, деловая игра, дискуссия. Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).

  • Место и длительность применения технических средств обучения

(Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения).

  • Позы учащегося, их чередование.

 (Правильная посадка ученика, смена видов деятельности, требующая смены позы).

  • Наличие, место, содержание и продолжительность моментов оздоровления на уроке.

(Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек).

  • Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.

Внешняя мотивация: оценка, поддержка, соревновательный момент.Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу).

  • Психологический климат на уроке.

Взаимоотношения на уроке: учитель – ученик (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, учет возрастных особенностей);

ученик – ученик (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, активность – пассивность, заинтересованность – безразличие).

  • Эмоциональные разрядки на уроке.

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.

  • Моменты наступления утомления и снижения учебной активности.

(Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности).

  • Темп окончания урока.

Основные правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий:

  • Правильная организация урока. Включает 3 обязательных этапа: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы); ученики формулируют вопросы и задают их; учитель и ученики отвечают на вопросы. Результатом урока становится общий интерес, который подавляет утомление.
  • Использование каналов восприятия.
  • Учет зоны работоспособности учащихся.
  • Распределение интенсивности умственной деятельности.

Гигиенические критерии рациональной организации урока

Фактор урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

2

Число видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

11-15мин.

Более 15 мин.

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 мин.

Смена через 11-15 мин.

Более 15 мин.

5

Число видов преподавания

Не менее 3

2

1

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 минут

Через 15-20 минут

Не чередуются

 

7

Наличие эмоциональных разрядок (число)

В соответствии с гигиеническими

нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

8

Место и длительность применение ТСО

В соответствии с гигиеническими

нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы

10

Физкультминутки

Две за урок, состоящие из 3-5 повторений каждого

1 физкульт-

минутка за урок с недостаточной продолжительностью

Отсутствуют

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее чем через 40 мин.

Не ранее чем через 35-37 мин.

Менее чем через 30 мин.

 

 

Технологии здоровьесберегающей направленности:

  • Педагогика сотрудничества.

Эта технология позволяет  более полное развитие возможностей. Важная черта этого вида технологии – приоритет воспитания над обучением. Позволяет воспитывать культуру здоровья обучающихся. Данная технология формирует понимание, что знания – это не конечная цель обучения, а лишь средство развития.  

 Технология уровневой дифференциации обучения.

 Дифференцированное обучение это:

1)       форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

2)       часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) - это:

1)  создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

2)   комплекс методических, психолого-педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

  • Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому строится педагогический процесс как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.
  • Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
  • По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
  • -   по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
  • -   по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
  • -  по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);
  • -   по уровню умственного развития (уровню достижений);
  • -   по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
  • -   по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).
  • В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.
  • Однако в ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью, и такие системы могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».

Классификационные параметры

  • По уровню применения: все уровни.
  • По философской основе: приспосабливающаяся.
  • По основному фактору развития: социогенная с допущениями биогенного характера (всех выучить до одного уровня нельзя).
  • По концепции усвоения: приспосабливающаяся.
  • По характеру содержания: обучающая, светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая с ограниченной ориентацией на личность, проникающая.
  • По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп - «репетитор».
  • По организационным формам: все формы. По подходу к ребенку: все виды.
  • По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами программирования.
  • По категории обучаемых: массовая.

Целевые ориентации

• Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

•  Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Иными словами эта технология обучения используется на основе обязательных результатов как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Целевая ориентация – обучение каждого обучающегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. Сильные ученики при этом активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые ученики – меньше ощущают свое отставание от сильных.


 Технология психологического сопровождения учебной группы позволяет внедрять принципы психологии здоровья и педагогической психотерапии при активном участии педагога-психолога в образовательном процессе. Учителя при этом лучше и интереснее работают – исчезают проблемы учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его профессионального творчества.

    Для  всех учителей использование здоровьесберегающих технологий на своих уроках – это  определенная дополнительная нагрузка  к подготовке к урокам  и проверки выполненных заданий. Учителя должны подготовить к уроку несколько вариантов заданий по каждой теме, учитывая  разные  способности и возможности каждого обучающегося. Подготовка  и использование  учителем  различных методов  и форм для урока   работа  обучающихся  становится более разнообразной и интересной.

   Основные этапы урока с точки зрения здоровьесбережения:

Этапы урока

Время

Нагрузка на учащихся

Деятельность учащихся

1 этап

«Врабатывание»

Не более

5 минут

1 – 5 минуты урока

Относительно небольшая

Репродуктивная, переходящая в продуктивную, повторение программного материала предыдущего урока.

2 этап

«Максимальная работоспособность»

20 минут

5 – 25 минуты урока

- Эффективность умственной деятельности – 80%;


- Максимальное снижение нагрузки на 15 минуте

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом.  

3 этап

«Конечный прорыв»

10 минут

25 – 35 минуты урок

- Эффективность умственной деятельности – 40 – 60%;

Нагрузка – небольшое повышение

работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного материала

4 этап

«Рефлексия»

5-10 минут

35 – 40 (45) минуты

- Эффективность умственной деятельности – 10%,

 -  нагрузка - минимальная

Подведение итогов урока, анализ собственной деятельности

    При построении урока учителям необходимо четко планировать виды деятельности учащихся и их смену.

 Если на повторение программного материала прошлого урока затрачено более 5 минут, то теряется время для активного усвоения нового материала.

   Использование учителями психолого-педагогических технологий здоровьесбережения способствует правильной организации урока. Для снятия эмоционального напряжения учащихся учителя используют игровые технологии и обучающие программы, оригинальные задания и задачи, введение в урок исторических экскурсов и отступлений. Эти приемы позволяют учителям решить одновременно несколько различных задач:

1.  Обеспечить психологическую разгрузку учащихся,

2.  Дать учащимся сведения развивающего и воспитательного плана.

3. Показать практическую значимость изучаемой темы.

4.  Побудить к активизации их самостоятельной познавательной деятельности и т.д.

    Учителя должны стараться создать на своих уроках благоприятный психологический климат, а ученики   приходить на урок не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием получить новую информацию, продемонстрировать свои  усвоенные знания, и главное уйти с урока с желанием продолжить изучение и повторение классного материала при выполнении домашних заданий.

Только   при таких обстоятельствах у учащихся не возникнет эмоционального дискомфорта – каждый учащийся  будет спокойно реагировать на полученные оценки, понимать их обоснованность, учитель не будет в глазах ребенка врагом.  А неудачи на уроках будут восприниматься как временные проблемы,  должны или могут  стать  дополнительным стимулом для выполнения домашних заданий и дальнейшей плодотворной работы  на уроках в школе. Каждый учитель  обязан поощрять стремление своих учеников к самоанализу, укреплять их  уверенность в собственных возможностях.

   Для успешности учащихся учителя должны применять на уроках и личностно-ориентированные технологии.

     Личностно-ориентированное обучение предполагает использование учителями разнообразных форм и методов организации учебной деятельности:

-проектную деятельность,

 -дифференцированное обучение,

- обучение в сотрудничестве,

-разнообразные игровые технологии.

 Учителя должны создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулировать учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. На уроке создавать различные педагогические ситуации для проявления у обучающихся  инициативы самовыражения,  и самостоятельности, избирательности в способах работы.

В личностно-ориентированном обучении выделяются следующие принципы:

1. Учитель признает уникальность каждого ученика. При этом подходе должно учитываться то, что все учащиеся имеют разную предрасположенность к обучению. Она реализуются в форме его индивидуального отношения к образовательной деятельности и результатам этой деятельности.

2. Каждый ученик и учитель должны понимать уникальность любого другого человека. Все учащиеся обязаны признавать существование индивидуальной ценности любого другого ученика. Учитель уважает мнение и мысли учеников, ученики соответственно относятся друг к другу и к учителю. Осознание уникальной ценности человека – залог личностно-ориентированного обучения.

 3. Каждый ученик должен уметь взаимодействовать с другими учениками на основе гуманных отношений. Основной чертой коммуникации между учащимися должна быть толерантность. Ученик должен стремиться понять и, возможно, даже принять для себя другую точку зрения или мотивы деятельности другого ученика. Таким образом, он реализует свою социальную роль. Взаимодействие учащихся предполагает наличие, сохранение или изменение его первоначальной позиции. Коммуникативная деятельность обеспечивает развитие личности ученика, осознание им новых образовательных результатов, полученных при диалоге с другими учениками.

4. Личная или коллективно создаваемая образовательная продукция ученика не отрицается, а сопоставляется с культурно-историческими достижениями. Знакомство и выстраивание учеником отношений с общечеловеческими достижениями происходит только после того, как он сам осознал сущность изучаемого явления, процесса или вещи. Взаимодействие ученика с культурно-историческими аналогами происходит аналогично тому, как происходит коммуникация с другими учениками.

5. Получаемые учеником образовательные результаты оцениваются им самим и учителем по отношению к индивидуально формулируемым целям ученика, которые должны соотноситься с общеобразовательными целями. Результатом личностно-ориентированного обучения должно быть личностное приращение ученика к внешним образовательным стандартам. Личностно-ориентированный смысл образования может быть заложен в любом типе обучения. Например, программированное или проблемное обучение может иметь в своей основе личностную ориентацию. Таким образом, о личностно-ориентированном обучении можно говорить тогда, когда при создании, осуществлении и диагностике образовательной деятельности учитываются природные, личностные и индивидуальные особенности учащихся и учителя. Только совместная деятельность, в основе которой лежат эти принципы, позволяет участникам образовательного процесса всесторонне развиваться в рамках гуманистической направленности.

 Компоненты урока с учетом здоровьесберегающих технологий.

 

  1. Создание положительного эмоционального настроя на работу     

Можно начать урок с «минуты настроения» или с упражнения «мои ожидания».

С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у обучащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. 

  1. Использование проблемных творческих заданий.

Учитель четко ставит  перед классом задачи и ограничивает время их решений, предлагая определенный объем материала, выбранный в соответствии с темой, рассматриваемым вопросом. На основании этого материала  обучающиеся  должны самостоятельно сделать выводы.

  1. Стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному использованию

 разных способов выполнения заданий.

  1. Самостоятельность принятия решений.

Применение заданий, позволяющих  обучающимся самим выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

  1. Предоставление свободы выбора 

Выполнение работы самостоятельно или в группе, с кем из одноклассников работать.При относительной свободе выполнения заданий учителя  должны вносить ограничения по способам выполнения работы. Можно предложить  обучающимся следующие варианты: тест, кроссворд, таблица, конспект и т.д

  1.  Рефлексия – обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чем были ошибки, как они были исправлены. Иногда стоит вернуться к началу урока и поговорить о том, оправдались ли ожидания, как и почему изменилось настроение в ходе урока.

     При использовании учителями  здоровьесберегающих технологий  на уроках создается атмосфера, в которой  все участники образовательного процесса чувствуют себя комфортно, меньше устают, работают более продуктивно. Настрой на учебу становится у всех позитивный. А главное  позволит  возможность учителям и обучающимся добиваться более высоких результатов при минимальных затратах, более высокой эффективности урока и обучения в целом.

Список используемой литературы

Барсукова, М. Здоровый образ жизни – в образовательный процесс [Текст] / М. Барсукова // Учитель. – 2006. – № 5. – С. 83–84.

Безруких, М.М. О мерах по сохранению и укреплению здоровья школьников [Текст] / М.М. Безруких // Классный руководитель. – 2007. – № 5. – С. 5–18.

Вострикова, О.В. Здоровьесбережение как базовая составляющая процесса гуманизация начального образования [Текст] / О.В. Вострикова // Завуч начальной школы. – 2006. – № 6. – С. 54–57.

      Гаркуша, Н. Методика работы классного руководителя по воспитанию культуры здоровья школьников [Текст] / Н. Гаркуша // Воспитательная работа в школе. – 2006. – № 5. – С. 93–112.

      Гаркуша, Н. Роль классного руководителя в воспитании культуры здоровья школьников [Текст] / Н. Гаркуша // Сельская школа. – 2006. – № 6. – С. 40–53.

Джураева, А. “Береги здоровье смолоду” [Текст] / А. Джураева // Первое сентября: здоровье детей. – 2006. – № 22. – С. 24–28.

      Ермакова, И.Н. Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе [Текст] / И.Н. Ермаков // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – № 12. – С. 23–26.

Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М., 2001.

Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. М., 2004.

Рудакова И.А. Дидактика. Ростов-на-Дону, 2005.

Первое сентября. - 2006. - № 17.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М., 2003.

Третъяков П.И. Регион: управление образованием по результатам. М., 2001.

Ямбург Е.Л. Школа на пути к свободе: культурно-историческая педагогика. М., 2000.

 

 http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-42598/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии"

материал, цель которого обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...

Доклад "Использование современных образовательных технологий как необходимое условие повышения качества обучения"

Широкое использование современных образовательных технологий является одним из важнейших направлений развития современной организации учебного процесса в любом учебном заведении.Основные методы соврем...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку

В данном проекте рассматриваются решения основных лингводидактических проблем обучения аспектам английского языка, формирование навыков и умений в различных видах речевой деятельности: аудирова...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы для повышения мотивации к учению и развития творческих способностей обучающихся

В статье я кратко изложила свой опыт работы на уроках литературы, где большой объем материала и малое количество учебных часов....

Выступление на заседании педагогического совета школы Тема «Творчество учителя на современном уроке с использованием инновационных технологий как важное условие повышения качества обучения школьников в условиях реализации ФГОС»

Данное выступление, поднимает проблему творчества на современном уроке. В работе даны примеры из опыта работы учителя истории, однако используя предложенный алгоритм, возможно использовать его и на др...

Использование современных образовательных технологий (СОТ) с целью повышения качества обучения учащихся на уроках литературы в среднем звене.( из опыта работы)

.  В связи с происходящими изменениями в российском образовании у меня, как учителя данного предмета, появилась проблема необходимости повышения качества образования, приведение его в соответстви...

Использование современных образовательных платформ как средство повышения качества обучения на уроках русского языка.

С появлением Интернета все сложнее   заинтересовать ребенка, недостаточно просто провести урок по учебнику. Приходится находить современные инновационные средства, для того чтобы интерес шко...