Организация на уроках мониторинга качества преподавания
статья по теме

Сибова Надежда Григорьевна

Мониторинг – необходимый компонент любого эффективного управления, объектами которого могут выступать условия, процесс, результаты этого процесса, деятельность и ее отдельные параметры. Образовательный мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации разного направления: эффективности образовательного процесса, действенности внутришкольного управления, состояния инновационной работы в школе, результативности методической работы, уровня развития обучающихся и состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков, качество преподавания предмета,  анализ конечных результатов функционирования школы.

Управление школой на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.

Информация, полученная в результате педагогического мониторинга крайне важна и полезна для образовательного учреждения, и служит основанием для прогнозирования дальнейшего развития и постановки новых ближних и дальних целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_monitoringa_kachestva_prepodavaniya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Организация на уроках мониторинга качества преподавания

СИБОВА Н.Г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей  №8 имени Н.Н. Рукавишникова

 г.  Томск

Изменение характера образовательной деятельности в условиях рыночной экономики и потребностей школ приводят к необходимости выбора проблемного подхода к стратегии управленческих решений. В логике проблемного подхода сначала проводится анализ состояния образовательной и любой иной деятельности в школе, затем проектируется желаемый результат и только после этого разрабатываются конкретные шаги перехода из реального в желаемое. Механизмом реализации проблемного подхода к стратегическому планированию наряду с внутришкольным контролем является мониторинг, как источник достоверной информации.

Мониторинг – необходимый компонент любого эффективного управления, объектами которого могут выступать условия, процесс, результаты этого процесса, деятельность и ее отдельные параметры. Образовательный мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации разного направления: эффективности образовательного процесса, действенности внутришкольного управления, состояния инновационной работы в школе, результативности методической работы, уровня развития обучающихся и состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков, качество преподавания предмета,  анализ конечных результатов функционирования школы.

Управление школой на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.

Информация, полученная в результате педагогического мониторинга крайне важна и полезна для образовательного учреждения, и служит основанием для прогнозирования дальнейшего развития и постановки новых ближних и дальних целей.

Данная схема даёт иерархическое представление предмета исследования, позволяет видеть главные элементы, их структурные связи, указать цели и ожидаемые результаты исследования. Последовательно двигаясь от целей исследования через принципы и средства, учёт ограничений и ресурсов к ожидаемым результатам, можно в одном предложении прочесть концепцию данного исследования.

Содержание школьного мониторинга определяется двумя составляющими:

  1. мониторинг успешности обучающихся;
  2. мониторинг профессиональной успешности педагога.

Эти два параметра мониторинга взаимосвязаны, так как профессиональная успешность педагога является необходимой составляющей качества обучения обучающихся. На лицо прямая зависимость  результатов обучения от квалификации педагога.

Как основное направление эффективного обучения обучающихся является успешное решение обязательного круга профессиональных задач учителями школы на основе применения профессиональных знаний, ориентированных на высокие результаты в обучении обучающихся. В каком направлении развивается учебно-воспитательный процесс,  напрямую зависит от профессиональной подготовленности педагогического коллектива школы.

В настоящее время существуют самые различные диагностические методики, которые в той или иной степени используются для решения актуальнейшей проблемы оценки профессионализма учителя и уровня его профессиональной компетентности.

Эффективное управление школой требует оперативной надёжной и достоверной информации о качестве уроков как отдельных учителей, так и педагогического коллектива в целом, что даёт возможность заниматься стратегическим планированием, в том числе организацией повышения квалификации педагогов.

                             Главным способом отслеживания качества преподавания остается  экспертиза реального  учебного занятия. Экспертами могут выступать представители администрации образовательного учреждения, другие преподаватели. Посещение и экспертиза учебного занятия – наиболее популярная процедура при оценках качества преподавания, и поэтому  очень важно, чтобы содержание экспертизы базировалось на научно обоснованной модели качества, отталкивалось не от субъективно значимых для данного эксперта критериев, а,  прежде всего, от правовых норм и требований.        

Для оценки качества учебного занятия с 2004 года мы в своём лицеее используем анкету качества урока разработанную  учеными Пермского регионального института педагогических информационных технологий: доктором философских наук Е.А. Юниной и кандидатом технических наук А.И. Севруком. В анкете предложено оптимальное  количество пунктов, по которым вполне реально оценить качество проведенного урока, а именно:

- выполнение должностных обязанностей, реализуемых учителем на уроке;

- профессиональная компетентность педагога;

- развивающая направленность урока;

- результативность методической работы;

- признаки гуманизации и гуманитаризации.

Предложенная анкета качества урока имеет ряд преимуществ.

Во-первых, организация мониторинга не требует дополнительных серьезных (материальных и временных) затрат. Пункты сформулированы так, что ее можно использовать при посещении урока представителем администрации, руководителем МО, психологом или любым преподавателем. Анкета прямо или косвенно затрагивает все основные составляющие урока.

Во-вторых, собранные данные можно рассматривать как базовые при оценках состояния  зависимых от них обобщенных показателей. На основе полученных данных можно производить оценку реализации учителем современной  парадигмы образования, выраженных через гуманизацию и гуманитаризацию образования. Кроме того, эти же данные позволяют оценить вклад каждого урока (и учителя) в развитии обучаемых, они же позволяют оценивать результативность методической работы учителя, которая определяется совокупностью методов и средств, применяемых учителем на уроке.

В-третьих, данный способ сбора и обобщения анкетных данных позволяет воспользоваться преимуществом компьютерных технологий для автоматизации и подготовки отчетов.

Специфические признаки анкеты:

- имеет конкретную методологическую базу, коей является гуманизация и гуманитаризация образования;

- отражает нормируемые виды деятельности учителя (должностные обязанности);

- охватывает педагогические, психологические, валеологические, правовые аспекты взаимодействия  субъектов образовательного процесса;

- обладает универсальностью, т.е. при помощи этой анкеты можно оценить деятельность отдельного педагога (независимо от преподаваемого предмета), групп педагогов по какому- либо признаку (предмет, ступень обучения, методическое объединение и т. д.) или всего коллектива в целом;

- позволяет оценить качество преподавания по отдельным признакам, их сочетаниям или по всей совокупности признаков;

- позволяет проводить количественные оценки качества преподавания;

- обладает высокой технологичностью, как с точки зрения процедуры наблюдения, так и с точки зрения компьютерной обработки результатов экспертизы.

Все выделенные признаки анкеты характеризуют ее как объективное и эффективное средство оценки качества преподавания в общеобразовательном учреждении.

Для организации работы по созданию мониторинга рекомендуется условно разбить коллектив на группы, за каждой закрепить эксперта, члена администрации. В обязанности эксперта входит посещение, как минимум, у каждого педагога  3 уроков в четверть, и анализ их по анкете качества. Работу по созданию мониторинга качества урока рекомендуем начать  с изучения анкеты и тезауруса к ней, чтобы сформировать единое толкование понятийного аппарата анкеты.

  Технология мониторинга качества урока состоит в следующем. Эксперт урока отмечает в анкете пункты, реализованные во время посещенного им урока. Если пункт анкеты работал на уроке, то ставился 1 балл. Если нет, то 0 баллов. Промежуточные варианты не допускаются.

            Результаты анкетирования учителей заносятся в таблицу и обрабатываются согласно матрице, составленной отдельно по каждому критерию.

Максимальное возможное количество баллов, которое учитель может набрать по каждому из восьми показателей соответствия учителя  должностным обязанностям, дано в последней строке матрицы.

Если каждый реализованный пункт анкеты оценивается одним баллом, то сумма баллов отражает интегральный рейтинг качества деятельности учителя на уроке.

            Результаты мониторинга по каждому критерию выражаются в процентах. Результат считается отличным, если полученное количество процентов находится в интервале от 80% до 100%, хорошим - от 64% до 84%, удовлетворительным – от 45% до 63%, плохим – ниже 45%.

 Обработка результатов мониторинга в конце учебного года позволяет проследить динамику по каждому из перечисленных критериев, по каждому методическому объединению, по каждому предмету и по каждому учителю – предметнику.

Полученные результаты ежегодно заслушиваются и обсуждаются на педагогическом совете, на заседаниях методических объединений. Это позволяет спланировать работу на следующий год, как всего лицея, так и отдельного методического объединения или учителя – предметника.

 Если по какому – то из критериев произошло снижение результата по сравнению с уровнем прошлого года, значит, следует выяснить причину и провести учёбу учителей-предметников по этому направлению. Так, например, наряду с положительной динамикой по всем критериям, отмечается отрицательная динамика по следующему признаку «Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся» (критерий «Выполнение должностных обязанностей, реализуемых учителем на уроке»), поэтому в план работы лицея следует поставить и провести педсовет по теме «Здоровьесберегающие технологии в работе учителей лицея». На конец следующего учебного года по результатам мониторинга качества преподавания в школе показатель по данному признаку повысится значительно.

Если у ряда учителей была отмечена отрицательная динамика по трём и более параметрам по сравнению с уровнем прошлого года, то им стоит рекомендовать при выборе темы по самообразованию учесть результаты мониторинга качества преподавания.

С сентября 2007 г. наш лицей является областной экспериментальной площадкой по теме «Организация на уроке мониторинга качества преподавания».

В результате проделанной работы, начиная с 2004 года, значительно повысилось качество преподавания предметов в лицее, что привело к повышению качественной и абсолютной успеваемости и сдаче ЕГЭ и экзаменов в новой форме на высоком качественном уровне.

Литература

  1. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003.-144с.
  2. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320с., приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной работы по внедрению системы мониторинга качества обучения в практику работы учителя-предметника

Мониторинг в образовании не заменяет и не ломает традиционную систему внутришкольного управления и контроля, а способствует обеспечению ее стабильности, долгосрочности и надежности. Он проводится там,...

Мониторинг качества обученности английскому языку и формы организации учебной деятельности по повышению качества обучения учащихся на уроке

Проблема повышения качества является одной из важнейших проблем современного образования. Принципиально важную роль в процессе управления качеством образования играет полнота и достоверность информаци...

Диагностический материал для мониторингового исследования «Технологии организации и проведения мониторинга качества образования в средней школе»

Подборка диагностического материала для проведения мониторинга качества образования.в работе имеються:-сноски,-список литературы- глоссарий...

Формы и методы организации мониторинга качества знаний учащихся на уроке иностранного языка

ull;Цель данной работы — выявить наиболее распространенные формы организации методов контроля качества знаний, определить основные способы проведения мониторинга качества знаний в образователь...