Сопоставительный анализ признаков разных типов образовательных учреждений.
статья на тему

Сравнительная характеристика казенного, бюджетного и автономного типа образовательного учереждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сопоставительный анализ признаков разных типов образовательных учреждений.

Государственные и муниципальные учреждения могут быть автономными, бюджетными или казенными.

Понятие "казенное учреждение" раскрывается в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ: это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных, (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий государственных органов (органов местного самоуправления). Деятельность казенного учреждения финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Основное отличие правового статуса казенного учреждения от статуса автономного и бюджетного учреждений заключается в том, что казенное учреждение максимально ограничено в проявлении какой-либо инициативы, однако взамен получает гарантированное финансирование своей деятельности из бюджета (по бюджетной смете). Для данного типа сохраняются: смета с вытекающим отсюда контролем, субсидиарная (дополнительная) ответственность учредителя по его долгам, привычное финансирование деятельности учреждения как организации со статусом юридического лица по предусмотренным сметой статьям расходов. Вместе с тем, возможности казенного учреждения по распоряжению имуществом и денежными средствами ограничены, отсутствуют стимулы вести приносящую доход деятельность и получать доходы.

Создаваемые казенные учреждения во многом действуют по тем же правилам, по которым работали ранее бюджетные учреждения, однако будут еще более ограничены в правах.

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, оказывающее государственные (муниципальные) услуги, выполняющее работы и (или) исполняющее государственные (муниципальные) функции в целях обеспечения реализации полномочий органов власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы. Особенности правового положения учреждений такого типа прописаны в новой редакции статьи 161 Бюджетного кодекса РФ.

Казенное учреждение имеет следующие характерные признаки:

- финансовое обеспечение — на основе бюджетной сметы; 

- действует от имени публично-правового образования;

- право осуществлять приносящую доход деятельность определяется уставом казенного учреждения, но все полученные доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет;

- лицевые счета по-прежнему открываются только в органах Федерального казначейства (финансовых органах);

- закупки товаров, работ и услуг осуществляются в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ;

-  бухгалтерский учет — по бюджетному плану счетов.

Статус казенного учреждения совпадает с закрепленным в законодательстве статусом бюджетного учреждения, действовавшим до 1 января 2011 года, с дополнительным ограничением в виде требования о зачислении доходов от платных услуг в бюджет.

Бюджетное учреждение  – некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством России полномочий в социальной сфере соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления. Правовое положение бюджетного учреждения определено в новой редакции Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» – его дополнили статьей 9.2 «Бюджетное учреждение».

Бюджетное учреждение ведет свою деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом согласно государственным (муниципальным) заданиям. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные учреждения вправе осуществлять в соответствии с целями, для которых оно создано, закрепляется в его уставе.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его учредительными документами, формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, предусмотренной учредительным документом, гражданам и юридическим лицам за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе вести иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. При этом такие виды деятельности должны быть указаны в его учредительных документах.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. При этом учитываются расходы на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Порядок определения объема и условий предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого или особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств, финансовое обеспечение такого имущества учредителем не осуществляется.

Бюджетные учреждения проводят операции с поступающими им в соответствии с законодательством РФ средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством РФ (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

Автономное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

 Автономные учреждения осуществляют свою деятельность согласно Федеральному закону от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», а бухучет и бухгалтерская отчетность ведут, руководствуясь приказами Минфина России от 29.07.1998 № 34н, от 31.10.2000 № 94н, от 22.07.2003 № 67н.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения. 
    Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность только для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения. 
    Заключение гражданско-правовых договоров осуществляется автономным учреждением от собственного имени. 
    Требования, установленные для размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд, не распространяются на автономные учреждения при заключении ими договоров на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг. 
    Автономные учреждения вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета соответственно в
 территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. 
    Открытие лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства и ведение этих счетов осуществляются в порядке, установленном Федеральным казначейством, на основании соглашений, заключенных учредителями автономных учреждений с территориальными органами Федерального казначейства. 

На бюджетные и казенные учреждения распространяется Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», на автономные – нет.

В настоящее время существует несколько типов государственных и муниципальных учреждений: казенное, бюджетное и автономное. Решение о создании или ликвидации учреждения, его реорганизации и выборе типа (исключение составляет перевод учреждения в автономное, что невозможно сделать без согласия самого учреждения) принимает Учредитель.

Если до 2011 года школа могла выбрать статус из двух типов: бюджетного или автономного, то сейчас общеобразовательное учреждение может быть или казенным, или бюджетным, или автономным. Статус казенного и бюджетного учреждения  можно получить автоматически, с минимальными организационными затратами. Получение статуса автономного учреждения требует прохождения длительной и сложной процедуры смены типа учреждения, закрепленной в Федеральном законе «Об автономных учреждениях».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА».

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми...

Доклад: « Особенности профилактической работы в образовательном учреждении интернатного типа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

В докладе отражена роль трудового воспитания и образования в профилактике правонарушений учащихся с  ограниченными возможностями здоровья...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Программа «Межведомственное взаимодействие федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным российским обществом, является поиск путей снижения числа административных правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а...