Методический семинар-практикум для заместителей директоров по НМР «Современный урок – урок развития личности»
методическая разработка на тему

Гришина Оксана Александровна

Целью его является актуализация знаний о критериях, структуре и требованиях выдвигаемых министерством образования к современному уроку, о способах его построения в соответствии с реализацией требований федеральных государственных стандартов второго поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар. Сл.1

Здравствуйте уважаемые коллеги.

Тема нашего методического семинара «Современный урок- урок развития личности».

Целью его является актуализация знаний о критериях, структуре и требованиях выдвигаемых министерством образования к современному уроку, о способах его построения в соответствии с реализацией требований федеральных государственных стандартов второго поколения.

И не случайно тема семинара звучит именно так: «Современный урок- урок развития личности».

 Задумаемся, уважаемые коллеги, над следующими цифрами:

Учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков.

Ученик за 10 лет посещает почти 10 тысяч уроков.

Все самое важное для ученика совершается на уроке. Обратимся еще раз к известной цитате В.А. Сухомлинского: "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции".

·        Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ.

·        Исходной научной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и образования.

·        Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Для сравнения давайте немного обратимся к истории: Сл.2

система образования XX века прошла три этапа:

  1. I – школа – знаний (конец 1950-х начало 1960-х) наука развивалась интенсивно, а возможности школы оставались прежние.
  2. II – школа – умений (1970-е – 1980 г.г.) знания, умения, навыки (ЗУН) вот знамя новаторов того времени. объём знаний продолжал расти, приобретенные умения и навыки быстро устаревали, оставались невостребованными обществом.
  3. III – 1990 – е годы XX века, возникла идея адаптивной школы, накапливавшей и передающей опыт эмоциональной, творческой деятельности личности учащихся на базе применения алгоритма действия и модулирования знаний.
  4. Сл3
  5. ФОГС второго поколения- основа модернизации образования

отличительной особенностью нового стандарта является переход в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.

  1. смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную, которая определяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий на материале учебных основ наук.
  2.  в прежней системе образования, определяющей была предметная направленность, ЗУНы (знания, умения и навыки). В новой парадигме — компетентностный подход, то есть главным является личностный результат
  3. Напомню Сл4

Закон РФ «Об образовании», ст. 14 гласит 

Содержание образования …
должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации…»

Сл5

Как считают разработчики нового образовательного стандарта, ключевое отличие его от предшествующих разработок фиксируется термином «фундаментальное ядро содержания общего образования».

Фундаментальное ядро определяет объём знаний, которыми должен овладеть выпускник школы, но не распределяет предлагаемое содержание по конкретным предметам и ступеням обучения.

 В основе системно-деятельностного подхода лежит идея развития личности через формирование универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса

Сл 6 Понятие деятельностный метод

Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Принцип этого метода в том, что когда вы действуете, вы научаетесь.

Сл 7

  1.  «универсальные учебные действия»- обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин
  2. Сл 8

Так как же собственно говоря построить урок, чтобы реализовать требования

ФГОС второго поколения?

Сл8

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

Скаткин М.Н.

Сл9

Целью  процесса обучения становится обучение разным видам деятельности, создание условий для умственного развития детей, в ходе которого охраняется и развивается психическое и физическое здоровье каждого ученика, а также существенно повышается качество обученности.  Таким образом, можно назвать современный урок – уроком развития личности.

Сл 9 в связи с переходом к новой модели обучения изменяются и задачи учителя учителю прежде всего необходимо

Задачи учителя:

  1. систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленных в традиционном подходе обучения;
  2. увидеть себя, свой педагогический опыт в новой системе обучения;
  3. переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом в соответствии со своими возможностями;
  4. обеспечить достаточную полноту и качество формирования УУД.
  5. уже на первых этапах перехода повысить качество обучения в соответствии с существующими сегодня измерителями, которые мотивируют к дальнейшему развитию;
  6. включаться в инновационный процесс на посильном для себя уровне;
  7. вырасти профессионально и подготовиться к переходу к новым  стандартам образования;
  8. создать условия для повышения качества обученности, воспитанности школьников, интенсификации их общего развития.
  9. Сл10
  10. Принципы деятельности  педагога в условиях реализации деятельностного подхода в обучении:
  11.      пересмотр схемы и требований к современному уроку;
  12.      изменение психологических условий обучения;
  13.      создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки;
  14.      создание психологической комфортности;
  15.      равенство всех участников учебного процесса;
  16.      добровольное привлечение детей к деятельности;
  17.      возможность совершения ошибки учащимися в ходе    
  18.          учебного процесса;
  19.      вера в каждого ребенка;
  20.      Способствовие  речевому развитию;
  21.      максимальная ориентация на творческое начало в

       образовательном процессе.

  1. Сл 11
  2. Виды деятельности учителя
  3.          
  4. Социальная
  5. Социальная – деятельность, способствующая осознанию ребенком самого себя в окружающей действительности, развивающая навыки самообразования .
  6. Учебно-познавательная
  7. Учебно-познавательная  – деятельность, направленная на овладение знаниями, развитие познавательных процессов.
  8. Организационная 
  9. Организационная  – развитие коммуникативных навыков, формирование общих ценностей коллектива, развитие нравственных качеств ребенка.

Сл12

Приемы и формы организации работы на уроке

          

  1.  коллективное, межгрупповое взаимодействие;
  2. деловое сотрудничество.          
  3. индивидуальная;
  4. фронтальная;
  5. коллективная;
  6. групповая.
  7. Сл13
  8. Критерии эффективности современного урока
  9. Обучение через открытие 
  10. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
  11. Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
  12. Развитие личности 
  13. Сл 14
  14. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
  15. Демократичность , открытость
  16. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
  17. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося на уроке

ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА сл15

  1. 1.  Самоопределение к деятельности. Сл16
  2. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
  3. 2 Актуализация знаний.  Сл  17

Цель: обеспечение готовности учащихся к  включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

  1. Постановка учебной задачи. Сл  18

 Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока, темы.

  1. «Открытие» детьми нового знания.   Сл 19

Цель: решение задачи, обсуждение проекта ее решения.

  1. Первичное закрепление .  Сл 20

 Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорных сигналов.

 6  Независимая самостоятельная практика учащихся. Сл 21

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет.

  1. Самоконтроль и самооценка результатов.  Сл 22

Цель: каждый должен сделать вывод о том, Чему научился.

  1. Подведение итогов учебного занятия.   Сл 23

       Цель: сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы.

Формы взаимодействия в ходе учебной деятельности: Сл24

1.      «Учитель-ученик» (используется для постановки проблемы).

2.      Работа в паре «ученик-ученик» (самоконтроль и самооценка).

3.      Групповая работа (процесс поиска способа решения учебной задачи).

  1.    Межгрупповое взаимодействие
  2.    «Ученик-родители» (обсуждение той или иной задачи дома).
  3. Индивидуальная работа (выполнение дифференцированных заданий по пройденному материалу и творческие работы).

Сл 25 Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно отобрать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

1.      Использование дифференцированных заданий.

2.      Включение в образовательный процесс ИКТ.

3.      Использование метода проектов.

В соответствии с изменившимися требованиями к учителю и к современному року, при проведении внутришкольного контроля в нашем образовательном учреждение учитывается обязательное условие – обучение должно быть организованно так, чтобы целесообразно вести за собой развитие. Сл 28

Прежде всего учитываются следующие показатели владения педагогом современными технологиями:

  1. учит детей определять границы своего знания, ставить проблему;
  2. учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствиями с выбранными критериями;
  3.  организует учебное сотрудничество детей;
  4. создает условия для выстраевания ребенком  индивидуальной траектории изучения предмета;
  5.  использует современные информационные технологии;
  6.  организует проектные и событийные формы работы;
  7. Организует совместно-распределенную  деятельность детей во внеучебной работе.

Сегодня мы хотим поделиться опытом нашей школы и  приглашаем вас посетить открытие уроки наших учителей, разработанные по современным стандартам и предлагаем вам составить отзыв  о уроке используя схему оценивания урока  по новым стандартам.

Изложив вам теоретический аспект ,я как заместитель директора по научно методической ,хочу отметить, в нашем учебном заведении практически все педагоги стремятся соответствовать новым требованиям к уроку и учителю,  для помощи преподавателям систематически проводятся педсоветы, семинары, мастерклассы, открытые уроки круглые столы, педагоги нашей школы выступают на семинарах и конференциях различного уровня.

Как и у любое учебне заведение мы встречаем трудности на пути к модернизации образования. Но мы стараемся решить их в рамках учебного процесса.

Более подробно ознакомиться со структурой ,критериями, формами, требованиями,  современных уроков Вы сможете используя раздаточный материал.                        

Сл 29. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ урока на деятельностной основе

Слайд 2

1. Системно-деятельностный подход 1.1. Участие детей в целеполагании, формулировке личностного смысла урока (занятия) 1.2. Рефлексия обучающимися границ своего знания – незнания 1.3. Осознанность постановки и решения учебных задач учащимися 1.4. Решение учебных задач предполагает освоение ориентировочной основы учебного действия третьего вида 1.5. Учащиеся ориентируются на получение образовательного продукта с диагностично заданными свойствами ВСЕГО по пункту 1:

Слайд 3

2. Учебные задачи 2.1. Целенаправленное развитие, закрепление, применение универсальных учебных действий (указать группы): - познавательных общеучебных - познавательных логических - коммуникативных - регулятивных - личностных 2.2. Соответствие решаемых учебных задач возрастным особенностям учащихся, ведущей деятельности 2.3. Соответствие решаемых учебных задач преемственной последовательности формирования УУД по вертикали и по горизонтали 2.4. Характер учебной деятельности – - индивидуальный, - коллективно-распределенный, - в парах, - в разновозрастных группах 2.5. Этапы урока соответствуют нормативной структуре деятельности

Слайд 4

3. Критериальное оценивание 3.1. Контроль решения учебных задач с использованием критериального оценивания 3.2. Использование в аппарате контроля заданий и вопросов с использованием всех групп универсальных учебных действий 3.3. Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов занятия (урока) 3.4. Сочетание оценки и самооценки 3.5. Образовательный продукт анализируется учителем и учащимися на основе заранее определенных критериев (критериальное оценивание)

Слайд 5

4. Содержание образования 4.1. Используются педагогически адаптированные реальные жизненные ситуации, содержание жизненную (напр., экологическую) проблему (со-проектирования безопасной образовательной среды) 4.2. Включение в содержание образования не только предметной информации, но и способов работы в ней 4.3. Содержание соответствует Фундаментальному ядру содержания образования, Программе развития и формирования УУД, Программе духовно-нравственного развития, Программе социализации и воспитания личности 4.4.Источники содержания образования не ограничиваются наукой, а включают фрагменты разных структурных элементов культуры 4.5. Присутствует элемент интеграции (естественно-научной, гуманитарной, технической)

Слайд 6

5. Воспитание 5.1. Ставятся и решаются задачи формирования экологической культуры, основанной на общенациональных ценностях гражданственности, межнациональной толерантности, здоровья, качества окружающей среды 5.2. Воспитательные задачи имеют региональную и личностную ориентированность 5.3. Психологический климат занятия, контакты учитель – ученик : - комфорт – напряжение - сотрудничество – авторитарность - индивидуальные – фронтальные – малые группы взаимодействия - преодоление негативных установок на отдельных учащихся - культура речи учителя - культура неречевого общения

Слайд 7

5.4. Психологический климат, контакты ученик – ученик : - сотрудничество – соперничество - дружелюбие – враждебность - заинтересованность – безразличие - активность – пассивность - культура речевого общения - культура неречевого общения 5.5. Соответствие решаемых учебных задач: - личному опыту социализации и самоопределения; - индивидуальным возможностям (создание ситуаций успеха)

Слайд 8

Результаты подсчета баллов по каждому пункту внесите в диаграмму: Теория учебной деятельности Учебные задачи Критериальное оценивание Содержание образования Воспитание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №8 ИМ. Ц.Л. КУНИКОВА

Методический семинар-практикум

«Современный урок-урок развития личности»         

Закон РФ «Об образовании», ст. 14

«Содержание образования …
должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации…»

Стремление учиться заложено в самой природе человека – вот тезис, от которого необходимо отталкиваться, организуя обучение.

                                      П.Щедровицкий

Критерии эффективности современного  урока:

  1. Обучение через открытие
  2. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
  3. Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
  4. Развитие личности

  1. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
  2. Демократичность , открытость
  3. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося на уроке                                        

Системно-деятельностный метод – концептуальная основа нового стандарта образования.
Понятие ДМ:

Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Принцип этого метода в том, что когда вы действуете, вы научаетесь.

Структура урока с использованием деятельностного метода:

1.  Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2.  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

    в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6.  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7.  Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталону.

8.  Включение в систему знаний и повторение.

9.  Рефлексия учебной деятельности.

Принципы деятельности  педагога в условиях реализации деятельностного подхода в обучении:

  1. пересмотр схемы и требований к современному уроку;
  2.      изменение психологических условий обучения;
  3.      создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки;
  4.      создание психологической комфортности;
  5.      равенство всех участников учебного процесса;
  6.      добровольное привлечение детей к деятельности;
  7.      возможность совершения ошибки учащимися в ходе    

         учебного процесса;

  1.      вера в каждого ребенка;
  2.      способствовать речевому развитию;
  3.      максимальная ориентация на творческое начало в

         образовательном процессе.

Виды деятельности

        

Социальная

Социальная – деятельность, способствующая осознанию ребенком самого себя в окружающей действительности, развивающая навыки самообразования .  

Учебно-познавательная

Учебно-познавательная  – деятельность, направленная на овладение знаниями, развитие познавательных процессов.  

Организационная

Организационная  – развитие коммуникативных навыков, формирование общих ценностей коллектива, развитие нравственных качеств ребенка.  

Приемы и формы организации

  1.  коллективное, межгрупповое взаимодействие;
  2. деловое сотрудничество.         
  3. индивидуальная;
  4. фронтальная;
  5. коллективная;
  6. групповая.

Правила на каждый день, которые помогут учителю:

- Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;

- Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;

- Исключила из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…».

- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.

- На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.

- Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.

- Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребенка он не оставил следа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для заместителей директоров по ВШК

Для организации внутришкольного контроля в общеобразовательных учереждений....

Семинар-практикум для заместителей директоров школ.

Материал необходим для организации внутришкольного контроля в школе для молодых заместителей....

Методический семинар-практикум «Педагогические приемы формирования УУД на уроках»

Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос «Сколько?» уходит, и требования предъявляются, каким он стал после т...

Выступление на семинаре заместителей директоров по учебной работе "Современный урок и внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС. ИКТ в образовательном процессе"

Доклад содержит описание опыта работы школы по введению ФГОС. Обращено внимание на структуру урока в соответствии с ФГОС, использование ИКТ в образовательном процессе, особенности ведения внеурочной д...

«Современный урок – урок развития личности обучающихся»

laquo;Современный урок – урок развития личности обучающихся»...

Методический семинар-практикум «Проектирование урока, формирующего функциональную грамотность обучающихся».

Методический семинар-практикум«Проектирование урока, формирующего функциональную грамотностьобучающихся»....