Отчет о стажировке в Израиле
материал по теме
Отчет о зарубежной стажировке в Израиле в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_o_stazhirovke_v_izraile.doc | 224 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Отчет о зарубежной стажировке
в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»
Образовательная программа: Управление в сфере образования
Слушатель: Михалкина Марина Николаевна
Страна стажировки: Израиль
Москва, 2012
Раздел 1. Информационная часть
- Наименование образовательной программы: Управление в сфере образования.
- Фамилия, Имя, Отчество слушателя: Чижова Марина Валентиновна
- Регион, место работы, должность: Тверская область, город Тверь, директор муниципального образовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа № 19.
- Наименование выполненного в рамках программы Проекта: Образовательное информационное пространство школы на основе формализованных знаний «Умная школа».
- Сроки и место проведения зарубежной стажировки: 17.03.12 г. – 30.03.2012 г., Израиль.
- Дополнительна информация: Программа стажировки была организована Международным Институтом Лидерства Бейт Берл в Израиле. Тема программы "Система образования в Израиле - роль директора школы как ключевой личности для успеха или поражения системы образования"
- Во время стажировки были организованы семинары и лекции по следующим темам:
- Знакомство с системой образования Израиля;
- Стратегическая программа министерства образования;
- Статус директора школы на национальном уровне;
- Презентация проблем, дилемм, трудностей в системе образования, а также способы их решения в многонациональном городе Иерусалиме;
- Обсуждение влияния Катастрофы европейского еврейства во Второй Мировой Войны на систему образования Израиля;
- Презентация деятельности и мастер класс по подготовке директоров;
- Встреча с руководством профсоюза работников образования;
- Оценка работы директора школы;
- Cамоуправляемая школа;
- Профилактика употребления наркотиков, алкоголя, насилия;
- Работа с одарёнными детьми;
- Образование в сельской местности;
- Программа «Наале»;
- Обучение детей с особыми нуждами;
- Встреча с участниками и руководителями программ школы Лидерства в образовании.
Во время стажировки были посещены следующие организации:
- Министерство образования Израиля в Иерусалиме;
- Отдел образования города Иерусалима;
- Начальная школа «Эфрата» в Иерусалиме;
- Арабская начальная школа «Ахмед Самех» в восточном Иерусалиме;
- Учебные лаборатории центра технологического образования естественных наук Бельмонте в Иерусалиме;
- Мемориал Яд Ва Шем;
- Муниципалитет Нешер;
- Учебный центр имени Ицхака Рабина в Нешере;
- Общинная городская гимназия Нешера;
- Школа "Хугим" в Хайфе;
- Музей науки - МАДАТЕК в Хайфе;
- Центр подготовки директоров "Авней Роша" в Иерусалиме;
- Школа лидерства в образовании в Иерусалиме;
- Мэрия города Ашдода;
- Отдел образования города Ашдода;
- Детский сад города Ащдода;
- Начальная школа «Цемах» Ашдода;
- Средняя школа «Мекиф Заин» Ашдода;
- Центр неформального объединения «Монарт» Ашдода;
- Школа – интернат «Хават Аноар Ациони» в Иерусалиме;
- Школа – интернат Бен Шемен в седьской местности;
- Центр изучения естественных наук им. Илана Рамона в Беер-Шевском университете;
- Бедуинская школа «Албиан» в Беер-Шева на юге Израиля;
- Профсоюз работников начального образования в Телль – Авиве;
- Школа «Он» для детей с особыми нуждами в Телль – Авиве;
- МАТАХ – методический центр изучения точных и естественных наук в Телль-Авиве;
- Музей Израиля в Иерусалиме.
Раздел 2. Системный анализ изученной в ходе стажировки зарубежной практики управления.
2.1. Общая характеристика системы образования Израиля
Израиль является относительно молодым государством (оно было основано в 1948 году) и с первых лет его возникновения одной из приоритетных задач является создание оптимальной системы образования. И это не случайно. Государство, не имеющее природных богатств, делает ставку в своем развитие на создание новых технологий.
За годы своего существования Израиль из пустынной прибрежной полосы превратился в наиболее динамично развивающееся государство Ближнего Востока. Одной из причин этого является высокий образовательный уровень населения. Образование в Израиле – это хорошо отлаженная система, которой могут воспользоваться не только граждане страны и новые репатрианты, но и иностранцы.
Израильская система образования успешно абсорбировала сотни тысяч иммигрантов на протяжении многих лет, включая школьников, студентов и учителей различного происхождения. Население Израиля характеризуется широким этническим, религиозным, культурным и социальным разнообразием.
Государственная система образования состоит из трех главных направлений: государственного, государственно-религиозного, независимого.
В государственных школах приблизительно 75% учебного плана обязательны, а остальные 25% дополнительно выбирает сама школа. Изучение иудаизма проводится с национально-культурной точки зрения без упора на соблюдение религиозных заповедей. Дополнительные дисциплины выбираются из утвержденного министерством просвещения списка советом школы, в который входят как преподаватели, так и представители родительского комитета.
В государственно-религиозных школах основной учебный план почти идентичен планам государственных школ, но дополнительные занятия направлены на углубленное еврейское и религиозное обучение. Учащиеся данных школ должны одеваться и вести себя согласно религиозным стандартам, и ежедневные молитвы – часть школьного дня. Мальчики и девочки в таких школах учатся раздельно.
Независимые школы разделяются на признанные Министерством просвещения и непризнанные. В признанных независимых школах учебные планы Министерства просвещения обязательны. Данные школы функционируют за пределами государственной системы образования и обслуживают преимущественно ультра-ортодоксальный сектор. Директорат определяет учебные и образовательные нормы каждой школы самостоятельно. Обучение платное, но в ряде школ предоставляются существенные скидки новым репатриантам. При поступлении в эти школы нужно сдавать экзамены. Почти все средние школы в Израиле обладают правовым статусом независимых и признанных школ. При этом они управляются не Министерством просвещения, а муниципалитетами, различными национальными сетями и местными комитетами.
Неофициальные и непризнанные Министерством просвещения религиозные школы включают те, которыми управляют различные религиозные организации. Такие школы предлагают только часть предметов из основного учебного плана министерства. Наблюдение за этими школами ограничено и касается преимущественно их материально-технического обеспечения.
Получение образования является обязательным для всех детей и представителей молодежи, проживающих в Израиле, с дошкольного возраста и до двенадцатого класса средней школы. В случае распространения закона об обязательном образовании на детей младшего дошкольного возраста, то есть, на детей в возрасте 3-4 лет, его внедрение будет осуществляться постепенно в населенных пунктах и районах, перечисленных в министерских указах. Недавно введенная поправка (поправка 29) предусматривает распространение закона также на 11-й и 12-й классы средней школы. Эта поправка будет внедряться постепенно в соответствии с будущими министерскими указами. До настоящего времени эта поправка была применена к 10% учащихся данного возраста. В 2011/2012 учебном году эта поправка распространена еще на 10% учащихся, а к 2014/15 учебному году ожидается ее повсеместное внедрение.
На государство возложена ответственность за создание единых рамок государственного образования, а также за выработку набора целей, на достижение которых направлена деятельность образовательных учреждений.
Это включает в себя:
- Внедрение системы государственного и государственно-религиозного образования;
- Выработка стандартных учебных программ, а также дополнительных и экспериментальных учебных программ; создание необходимых условий и определение критериев для официального признания неофициальных учебных заведений;
- Организация надзора за деятельностью государственных образовательных учреждений, назначение инспекторов, директоров и учителей, а также внедрение базисной учебной программы;
- Определение критериев зачисления в учебные заведения и условий перехода с одного учебного уровня на другой; предотвращение любых форм политической пропаганды в образовательных учреждениях.
На государство возложена ответственность за бесплатное предоставление специального образования детям с особыми потребностями для того, чтобы и трудновоспитуемые дети имели возможность развивать свои способности и приобретать необходимые знания, образование и жизненные навыки.
В Израиле предусмотрено введение удлиненного учебного дня в населенных пунктах и районах, определенных в министерских указах. Добавляются образовательные и учебные часы к тем, которые уже предоставляются в рамках существующей общеобразовательной системы, с целью углубления и расширения знаний учащихся, а также выделения дополнительного времени для социально значимой деятельности.
На министра образования возложена ответственность за выработку образовательных программ, предназначенных для детей, которые госпитализированы или неспособны покидать свои дома в связи с той или иной медицинской проблемой или в результате несчастного случая (если они вынуждены оставаться дома на протяжении более чем 21 дня подряд). Образовательная программа обязана учитывать медицинские ограничения учащегося и учебный план, сформированный до начала болезни.
После официального утверждения предложенной программы министром здравоохранения министр образования должен обеспечить создание и поддержание образовательных структур в рамках больниц, а также определить порядок их работы.
Министр образования имеет право предоставлять официальный статус образовательным учреждениям, которые полностью или частично укомплектованы учащимися 9-12 классов и в которых обучение осуществляется на основе образа жизни, присущего им как представителям особой культурной группы. Под определение «особой культурной группы» подпадает ультра-ортодоксальное население, представители которого посещают йешивы и изучают священные писания в соответствии с еврейским религиозным законодательством. Согласно закону министр образования имеет право издать соответствующий указ, с одобрения парламентской комиссии по образованию, культуре и спорту, и предоставить другим группам населения статус уникальных культурных групп при условии их соответствия законодательному определению данного термина.
Структуры и службы в образовательных учреждениях должны быть доступны для лиц с ограниченными возможностями. Это включает в себя также и образовательные услуги. Министр образования несет ответственность за обеспечение доступа к учебным заведениям и услугам, которые они предоставляют, а также за постепенное внедрение данного закона.
Недопустимо применение следующих мер по отношению к детям:
Дискриминация на этнической, социально-экономической или политической основе; физические наказания или унижение; наказание учащихся за действия родителей или же за их бездействие; отчисление учащегося из учебного заведения без предоставления ему и его родителям возможности изложить собственные аргументы, обратиться в апелляционный комитет с просьбой о пересмотре дела и так далее.
Представители профессорско-преподавательского состава в образовательных учреждениях обязаны сообщать любому лицу, являющемуся возможной жертвой насилия в семье, о местах, в которые следует обращаться за помощью, включая предоставление адресов и телефонов ближайших центров по борьбе с насилием.
- Структура системы образования Израиля
Израильская система образования включает в себя как формальные, так и неформальные образовательные структуры. Формальная система образования состоит из следующих основополагающих уровней: дошкольное, начальное, среднее (неполное среднее и среднее), неполное высшее и высшее образование. Неформальная система образования включает в себя социальную и молодежную деятельность, осуществляемую в различных образовательных сферах, а также образовательные программы, предназначенные для взрослых.
Дошкольное образование предоставляется детям в возрасте от 2 до 6 лет. Данная образовательная система состоит из сети дошкольных учреждений, на попечении которых находятся дети, посещавшие муниципальные, государственные и частные детские сады и дневные дошкольные учреждения.
Возросшее внимание к дошкольному образованию было вызвано расширившимся пониманием проблем, связанных с развитием ребенка в раннем детстве, а также различных социальных дилемм, с которыми сталкивается израильское общество. В результате система образования взяла на вооружение принцип, согласно которому обучение ребенка должно начинаться в как можно более раннем возрасте, чтобы обеспечить ребенка максимальными возможностями и условиями для эффективного функционирования и личностного продвижения. Целью дошкольного образования является закладка образовательного фундамента, что включает в себя развитие лингвистических и когнитивных навыков, творческих способностей, а также социальной адаптивности и моторики. Министерство образования ввело Закон об обязательном образовании, который избавляет родителей от необходимости оплачивать обучение детей в возрасте 3-4 лет. В 2010-м году государство выделило ресурсы для того, чтобы обеспечить дошкольным образованием почти 108000 детей из наиболее незащищенных слоев населения. Эти дети составляют 37% от общего количества детей, принадлежащих к данной возрастной группе (обучение детей в возрасте 5-6 лет полностью финансируется государством).
В 1968-м году было принято решение осуществить реформу всей школьной системы. Были выработаны следующие рекомендации по реструктуризации системы образования: шесть лет начального образования (с 1 по 6 класс), три года неполного среднего образования (с 7 по 9 класс) и три года среднего образования (с 10 по 12 класс).
Реформа затронула в первую очередь официальную образовательную систему. Ученики, зачисленные в классы неполной средней школы в 2009-м году, составили 71% от общего количества учащихся в 7-9 классах, в то время как остальные (21%) продолжили обучаться в школах, функционирующих в соответствии со старой системой (начальное образование: с 1 по 8 класс, среднее образование: с 9 по 12 класс).
Реформа предусматривает также изменения в Законе об обязательном образовании, который ранее относился только к образованию, получаемому до 8-го класса. Со вступлением в силу данной реформы Закон об обязательном образовании был распространен также и на 9-10 классы, в результате чего общий период обязательного образования возрос до 11 лет (включая обязательное посещение детского сада). Эти изменения были введены в 1978-м году. Недавно Закон об обязательном образовании подвергся дополнительным изменениям и был распространен также и на 11-12 классы.
Программа реформ «Новый горизонт» («Офек хадаш») осуществляется в основном в сфере начального и среднего образования. В рамках этой программы учащимся предоставляются сотни тысяч дополнительных учебных часов. Данная программа позволяет учителям оказывать помощь ученикам, испытывающим трудности в обучении, а также содействовать развитию тех из них, которые обладают уникальными способностями. В 2009/2010 годах программа «Новый горизонт» была реализована в 1270 школах.
Другая образовательная ступень включает в себя неполное высшее и высшее образование.
Неполная высшая (неакадемическая) образовательная система включает в себя учреждения, которые предоставляют знания и навыки в самых разнообразных областях, таких как технологии, администрирование и различные виды искусства.
Высшая образовательная система включает в себя университеты, Открытый университет и академические колледжи (в том числе и педагогические). В 2009-м году на данной образовательной ступени обучались 330.000 студентов.
2.3. Организация учебного процесса, основные задачи и учебные мероприятия в зависимости от образовательной ступени
2.3.1. Дошкольное образование
Введение
Дошкольное образование включает в себя образовательные и попечительские услуги, предоставляемые детям с момента их рождения и до 6 лет. Ответственность за поддержание системы дошкольного образования возложена на четыре министерства: Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство соцобеспечения и Министерство промышленности, торговли и труда. Министерство образования поддерживает постоянный контакт и сотрудничает с другими министерствами, с местными органами власти, с Еврейским агентством, с женскими организациями и различными независимыми объединениями и фондами.
Отдел дошкольного образования при Министерстве образование предоставляет образовательные услуги детям в возрасте от 3 до 6 лет в детских садах по всей стране. Его деятельность охватывает еврейское (включая государственные и государственно-религиозные образовательные учреждения), арабское, бедуинское и друзское население.
Детский сад является первым официальным образовательным учреждением, с которым сталкиваются дети, и именно здесь начинают вырабатываться социальные предпосылки, обуславливающие их дальнейшую интеграцию в системе образования.
Образовательные услуги, относящиеся к дошкольной ступени, направлены на достижение следующих целей:
- Воспитание независимой личности, способной относиться к другим с уважением и терпимостью, принимая как сходства, так и различия между людьми.
- Выработка когнитивных навыков, развитие способности к обработке информации и приобретение знаний в различных областях на основе базовой учебной программы.
- Воспитание жизненных навыков, способности общения с другими людьми и уважения к социальным и национальным ценностям, а также поощрение личностных взаимоотношений.
- Развитие способности к оперированию лингвистическими понятиями и символами, знакомство с технологиями и средствами коммуникации, выработка чувствительности к эстетическим образам и умения воспринимать различные виды художественного творчества.
- Воспитание навыков, превращающих детей в пожизненных учеников.
Образовательная политика
Отдел дошкольного образования определяет образовательную политику в соответствии с инструкциями, получаемыми от Министерства образования. Он преобразовывает эту политику в конкретные планы, в основе которых лежат педагогические соображения и принцип максимального развития ребенка, и распределяет работу по их реализации между соответствующими органами.
Все детские сады функционируют в соответствии с национальной учебной программой, разработанной на основе новейших академических знаний и современных технологий, приспособленных для начального этапа обучения. Реализация этой программы включает в себя курсы подготовки учителей, а также процедуры оценки и мониторинга.
Осуществление образовательной политики также предусматривает:
- Улучшение образовательных, физических и кадровых характеристик воспитательной среды, в которой пребывают дети дошкольного возраста, с целью их вовлечения в дошкольные программы и способствования тем самым их развитию во всех областях: социальной, эмоциональной, когнитивной и двигательно-сенсорной.
- Реализация мультикультурных аспектов учебной программы с целью охватить максимально широкий спектр потребностей населения, а также учесть культурные и этнические характеристики.
- Налаживание прочных связей между различными службами, специалистами и родителями в каждом отдельно взятом населенном пункте с целью обеспечения детей дошкольного возраста образовательными услугами.
- Разработка руководящих принципов национальной образовательной политики и институциональных мер для обеспечения гармоничного перехода между уходом, предоставляемым ребенку в раннем детстве, и последующими образовательными ступенями.
Базисный учебный план
Образовательная деятельность осуществляется в рамках базисного учебного плана, основанного на следующих программах:
- Руководящие принципы, лежащие в основе работы детских садов (2010)
- Базисный учебный план, разработанный для системы дошкольного образования (по состоянию на 1 марта 2000-го года)
- Основополагающая образовательная программа, предназначенная для государственных, государственно-религиозных, арабских и друзских детских садов в Израиле, осуществляющих уход за детьми в возрасте от 3 до 6 лет (по состоянию на 1995-й год)
- Основополагающая образовательная программа, предназначенная для детей с особыми потребностями дошкольного возраста в обычных, интегрированных и специализированных детских садах (по состоянию на 1996-й год)
- Основополагающая программа для детей в возрасте 2-3 лет (опубликована в 1996-м году)
Сотрудники детских садов свободны в выборе учебных предметов, а также в определении соответствующих методик обучения, при условии сохранения плюралистической атмосферы и удовлетворения специфических потребностей ребенка. Тем не менее, в целях обеспечения равных возможностей для всех детей и максимальной реализации заложенного в них потенциала ряд образовательных областей и учебных предметов обязаны быть включены в базисный учебный план.
Образовательные области и предметы, включенные в базисный учебный план:
- Социо-эмоциональные навыки – самосознание и самооценка, навыки межличностного общения, сотрудничества и взаимодействия с другими людьми, разрешение социальных конфликтов, признание и принятие различий между людьми (взаимное уважение, помощь и терпимость), правила общения и соблюдение очередности в разговоре, понимание важности законов и социальных норм.
- Способность к обучению - самостоятельная регуляция внимания и поведения, когнитивные навыки для целенаправленного изучения и решения проблем (соответствующего развитию уровня сложности), самомотивация и позитивное отношение к учебе.
- Лингвистические навыки и общая грамотность – устная и письменная речь, язык символов и математический язык, художественное выражение: визуально-пластические искусства, музыка, танцы, театр и литература (на выбор по усмотрению учителя), научный язык, аудио-визуальные образы, мультимедиа в телекоммуникационных и компьютерных системах.
- Жизненные навыки – компетентность в повседневной деятельности, уход за собой, гигиена и забота о здоровье, соблюдение норм безопасности (в соответствии с уровнем развития ребенка), развитие физических и двигательных навыков – телесный самоконтроль и координация, физическая подготовка и использование игровых предметов как внутри дома, так и на улице.
- Образовательные методики, призванные сформировать представление о культурных, социальных и гражданских основах общества – государство, его институты и символы, культурное наследие и традиции (в соответствии с тем, к какой группе населения принадлежит ребенок), знакомство с различными культурами, с народной музыкой и литературой.
Педагогические кадры: требования, инспекция и обучение
Только воспитатели, обладающие академической квалификацией, могут являться руководителями персонала. Они обязаны иметь углубленное представление о каждом ребенке как о личности и как о члене коллектива, а также следить за продвижением детей в учебе при помощи соответствующих методик. Ожидается, что они наладят эффективную интеракцию с каждым ребенком, сумеют проявить эмпатию и чувствительность к его потребностям, а также обеспечат адекватную эмоциональную реакцию на его поведение и личностные проявления. В их обязанность также входит постоянный обмен информацией и поддержание контакта с родителями и воспитателями.
В обязанность инспекторов, задействованных в области дошкольного образования, входит оценка деятельности воспитателей. Наряду с постоянным надзором за деятельностью персонала система дошкольного образования также обеспечивает наличие высококвалифицированных консультантов, которые помогают воспитателям в разработке и реализации педагогических программ.
Поддержание дошкольных образовательных программ на соответствующем уровне и их реализация требует непрерывного обучения педагогических кадров. Таким образом, устанавливаются образовательные цели, которые ложатся в основу деятельности детских садов и служат базой для разработки методик преподавания.
Вследствие значительного влияния, которое оказывают воспитатели в детских садах на развитие ребенка, от них требуется непрерывно расширять свои педагогические знания и принимать участие в курсах повышения квалификации, разработанных для этой цели.
Отдел дошкольного образования и местные органы власти прикладывают совместные усилия для разработки соответствующих учебных программ и организации подготовительных курсов для ассистентов педагогических ассистентов. Педагогические ассистенты получают направление на работу от местных органов власти. Работа по этой специальности требует законченного школьного образования.
Благоприятная атмосфера в детском саду
Дети должны чувствовать себя в безопасности и получать эмоциональные и интеллектуальные стимулы для того, чтобы развиваться и учиться. Атмосфера, царящая в детском саду, должна давать детям ощущение сопричастности, чувство собственного достоинства и независимости. Следует создать для них благоприятную, эстетическую среду, в которой будет осуществляться забота об их безопасности, и предоставить всем детям равные возможности для участия в образовательном процессе.
Профессиональные консультанты, такие как психологи и педагогические советники, предоставляют необходимую поддержку, особенно в чрезвычайных ситуациях общенационального масштаба, а также при возникновении стрессовых обстоятельств или при работе с детьми, страдающими от неблагоприятных жизненных условий.
Дети с разнообразными потребностями
Система дошкольного образования учитывает разнообразие потребностей, поскольку имеет дело с чрезвычайно гетерогенным населением: от особо одаренных детей до выходцев из эмигрантской среды или детей, находящихся в группе риска, чье развитие заторможено вследствие тех или иных биологических или социальных факторов. Разнообразие потребностей и необходимость в выработке эффективных педагогических решений требует создания оптимальных условий образовательного процесса, а это возможно лишь при наличии соответствующей системной инфраструктуры и подготовительных программ, предназначенных для персонала. Программа раннего вмешательства под названием «Мааган», предназначенная для детских садов, была разработана отделом дошкольного образования с одобрения местных властей. Эта программа включена в «Национальную программу для детей и представителей молодежи, находящихся в группе риска», и на сегодняшний день все большее количество муниципальных образований берут ее на вооружение.
Участие родителей в учебном процессе
Согласованность и поддержание постоянного контакта между родителями и персоналом детского сада имеет стратегическое значение. Подобное партнерство необходимо для полноценного развития ребенка и выработки социально приемлемых норм поведения. В последние годы модель семейного устройства и принципы взаимоотношений между родителями и детьми претерпели существенные изменения и, как следствие, появились новые задачи, требующие своего решения. От персонала требуется налаживать эффективные каналы связи с родителями в атмосфере взаимного доверия и сотрудничества, а также уважения к культурным различиям между семьями.
2.3.2. Начальная школа
Начальная школа включает в себя первые шесть классов. В некоторых школах эта образовательная ступень и так называемая неполная средняя школа объединены.
Три четверти учебного плана начальной школы являются обязательными и потому однородны во всех школах. Дополнительные предметы выбираются педагогическими советами в каждой школе, однако в большинстве государственных школ предпочтение отдается усиленному изучению математики и расширению еврейского образования.
В государственных религиозных школах упор делается на религиозных предметах. Программа большинства школ этого уровня включает начальное освоение учащимися иврита, его грамматики и литературы, арифметики, истории («евреи и мир»), географии, естественных наук, английского языка, ТАНАХа, физкультуры, искусства и музыки. Кроме того, как в течение учебного дня, так и во внешкольное время, предусмотрены разнообразные дополнительные образовательные и социальные программы. Они включают производственные практики, спортивные состязания, занятия в клубах и кружках, просмотр кинофильмов, выполнение услуг добровольца и т.д. Такие программы считаются неотъемлемой частью образовательного процесса и помогают облегчить интеграцию ребенка в школьную жизнь.
Другая особенность израильского образования на всех уровнях - ежегодное путешествие всего класса. Каждый класс отправляется в поездку, чтобы изучать страну. Такие походы длятся от одного дня для самых младших до нескольких дней для старших учащихся. В этом путешествии различные образовательные действия комбинируются с отдыхом. Кроме того, оно социально объединяет учеников. Часто принять участие в этой поездке просят и кого-то из родителей. Школа может привлечь родителей к покрытию расходов такого ежегодного путешествия. Государственные школы оборудованы библиотеками, лабораториями, классными помещениями и аудиториями. Во многих государственных религиозных школах есть своя синагога. Большинство школ обладают также компьютерными центрами.
Обычно в израильских школах нет своей столовой или кафетерия. И в детском саду и в начальной школе предполагается, что родители снабдят своих детей каким-то завтраком.
Обед обычно не едят в школе, за исключением тех из них, где предусмотрен продленный день. В таких случаях ожидается, что родители предоставят своим детям и упакованный обед. Некоторые школы организовывают централизованную доставку готовых обедов, оплачиваемую родителями.
Запись в школу
Дети должны быть зарегистрированы для поступления в начальную школу по достижении ими соответствующего возраста. Регистрация для государственных и государственных религиозных школ осуществляется через отдел образования местного муниципалитета. В частных школах существуют свои собственные регистрационные процедуры.
2.3.3. Среднее образование (неполное среднее и среднее образование)
Среднее образование включает в себя обучение с 7 по 12 класс.
В Израиле на протяжении всего периода его существования в области среднего образования существовало четыре организационных модели:
- Независимые школы, предоставляющие неполное среднее образование (7-9 классы);
- Независимые школы, предоставляющие среднее образование (10-12 классы);
- Шестигодичные средние школы (7-12 классы);
- Четырехгодичные средние школы (9-12 классы);
Классы с седьмого по девятый представляют собой промежуточное звено между начальной и средней школой. Здесь учеников подготавливают к новым формам учебы и значительно более высоким требованиям средней школы. В неполной средней школе изучают математику, физику, литературу, биологию, химию, географию, историю, ТАНАХ, два иностранных языка, гражданское право и другие дисциплины. По некоторым предметам (например, по математике и английскому языку) обучение проводится на разных уровнях сложности. Для этого класс делят на две-три группы.
В восьмом классе учащийся должен выбрать среднюю школу для продолжения учебы. Во всех школах работают консультанты, помогающие сделать этот выбор с учетом успеваемости и наклонностей ученика.
Как и при поступлении на начальный уровень обучения, родители могут выбрать между государственной и государственно-религиозной школой.
В заявлении о принятии в среднюю школу учащийся указывает в порядке предпочтения три школы, где он хотел бы учиться. Эти школы поочередно рассматривают его табель и рекомендации консультанта. В некоторых школах устраиваются приемные экзамены. В независимых школах действуют свои регистрационные процедуры и могут быть предусмотрены вступительные платежи.
Старшая средняя школа включает классы с десятого по двенадцатый или с девятого при начальном обучении в нереформированной школе.
Средние школы в Израиле принадлежат муниципалитетам, сетям профессионального обучения ОРТ, АМАЛ и АМИТ, женской организации ВИЦО, религиозным организациям и т.д. Министерство просвещения осуществляет контроль над всеми признанными им школами.
В программы средних школ включены предметы, обязательные для всех учащихся, а также дополнительные, которые изучаются факультативно - по выбору. Предметы, по которым сдаются экзамены на аттестат зрелости, определяет Министерство просвещения. Изучаемые факультативно дисциплины в каждой школе выбирает директор с участием преподавателей, школьного родительского комитета и консультанта по вопросам педагогики. При этом учитываются пожелания школьников, которые заполняют специальные вопросники.
Учащийся может изучать не более 15 предметов одновременно.
По ряду предметов учащиеся старших классов (11-12) сами выбирают учебный материал и определяют, какие именно дисциплины хотят изучать углубленно - академические, точные или технологические. Все предметы изучаются в соответствии с определенным уровнем знаний, для чего введено понятие «учебной единицы». Она равна объему материала, который ученик способен усвоить за 90 часов, изучая его на протяжении учебного года. Каждый предмет может изучаться на трех уровнях: низший уровень - 1 - 3 учебных единицы, средний - 4 учебных единицы и высший - 5 учебных единиц (т.е. 450 учебных часов на протяжении года). Для получения аттестата зрелости нужно набрать минимум 21 учебную единицу, причем большую часть - по обязательным предметам:
ТАНАХ - 2
Математика - 3
Английский язык - 3
Литература - 2
История - 2
Иврит-2
Обществоведение - 1
Каждый учащийся имеет право сдавать экзамен по любому предмету на уровень более высокий, чем обязательный.
Остальные учебные единицы старшеклассник может добрать, повысив уровень изучения каких-либо обязательных предметов или выбрав для изучения интересующие его дополнительные предметы.
Есть список дисциплин, по которым Министерство просвещения позволяет сдавать экзамены на аттестат зрелости. Кроме того, есть еще приблизительно сто дополнительных тем для факультативных занятий, которые разрешены Министерством просвещения и которые могут экзаменоваться для занесения результатов в аттестат зрелости.
Такая система позволяет учащимся составлять программы занятий в соответствии со своими интересами и возможностями. В составлении программ им помогают учителя и специальные консультанты.
Каждая школа может устанавливать свои собственные дополнительные учебные дисциплины, по которым надо сдавать экзамены.
2.3.4. Виды средних школ
Средние школы подразделяются на:
- Академические
- Профессиональные
- Комбинированные
Программа академических средних школ дает широкое общее образование. Учащимся предоставлена возможность выбирать между техническим и гуманитарным уклоном. Обучение в таких школах завершается сдачей государственных экзаменов на аттестат зрелости.
Профессиональные - школы, в которых наряду с изучением общеобразовательных предметов учащиеся приобретают специальность. Выпускники этих школ могут сдавать экзамены на аттестат зрелости либо получить справку об окончании 12 классов. Кроме того, они получают профессиональное удостоверение, дающее право работать по специальности. В ряде таких школ имеются 13 и 14 классы, готовящие техников и младших инженеров.
В средних школах с профессиональным уклоном обучение ведется по трем профилям: профессионально-академическому, обычному профессиональному и профессионально-практическому.
По завершении каждого из этих курсов учебы выдается документ об окончании, предоставляющий различные возможности дальнейшей деятельности.
В комбинированных школах имеются как академические, так и профессиональные классы.
Школы-интернаты и ремесленные училища
Разветвленная сеть школ-интернатов принадлежит движению «Алият а-ноар».
Алият а-ноар («Репатриация молодежи») - это учебно-воспитательная организация, которая занимается абсорбцией юных репатриантов. Движению Алият а-ноар принадлежит целая сеть школ-интернатов, обучение в которых ведется по программам обычных средних школ, наряду с интенсивным изучением иврита. Воспитанники школ-интернатов обеспечиваются всем необходимым - одеждой, учебниками, медицинской помощью и т.д. Распределение учащихся по интернатам проводится в соответствии с данными психотестов и экзаменов.
Для учащихся, которым трудно интегрироваться в учебный процесс, предназначены так называемые «молодежные деревни». Учащиеся не только занимаются, но и получают помощь в учебе, принимают участие в общественной жизни.
Существуют также сельскохозяйственные школы-интернаты и школы-интернаты с военным уклоном. В сельскохозяйственных школах-интернатах наряду с общеобразовательными предметами изучаются аграрные дисциплины. Выпускники этих школ получают аттестат зрелости или свидетельство об окончании сельскохозяйственной школы, дающее право на работу по специальности.
В школах с военным уклоном военная подготовка совмещается с общеобразовательными дисциплинами, которые преподаются на самом высоком уровне. Выпускники этих школ получают аттестат зрелости или свидетельство об окончании школы с военным уклоном. Кроме общеобразовательных школ с военным уклоном есть также специализированные технические школы ВВС, ВМС и т.д.
2.3.5.Особый подход
Есть дети, которые поначалу плохо вписываются в систему обычных школ, а некоторые из них вообще нуждаются в особых условиях учебы и воспитания. Детьми с физическими или умственными недостатками занимаются специальные воспитательные учреждения и школы, в которых стремятся подготовить этих детей - насколько это возможно - к нормальной жизни в обществе. Занятия с ними начинаются с самого раннего возраста.
Родители, которые хотят уточнить возможности обучения их детей в системе специального обучения, должны обратиться в окружное управление Министерства просвещения.
Система специального образования очень эффективна и хорошо заботится о наилучшем воспитании детей, имеющих задержки развития. Но она не предназначена для детей, испытывающих лишь небольшие затруднения в обучении.
В каждом учебном заведении, помимо учителей и классных руководителей, работает психолог или педагогический советник, в обязанности которых входит проверка способностей ребенка, выяснение того, есть ли у него проблемы с учебой или поведением, и установление причин. Если выясняется, что у учащегося есть проблемы развития и отклонения, не позволяющие ему нормально учиться в обычной школе, педагогический коллектив направляет ребенка на распределительную комиссию при отделе образования муниципалитета или местного органа власти.
На распределительной комиссии группа специалистов проверяет все документы (заключения педагогического коллектива, результаты психологических тестов или другие бумаги, свидетельствующие о состоянии ребенка) и решает, какая форма обучения подходит ребенку с таким видом нарушения.
Родители имеют право присутствовать на заседании распределительной комиссии. Они имеют право не соглашаться с решениями комиссии и обжаловать их.
Распределительная комиссия может направить ребенка в систему специального образования. Раз в год комиссия обязана заново проверить, подходит ли ребенку место учебы. Нет возможности перейти из обычной системы обучения в специальную и обратно без решения распределительной комиссии.
Детей-инвалидов опекают организации ИЛАН и АЛИН. Эти организации оказывают таким детям различную помощь, создают для них специальные учебные центры. Помимо учителей, в школах для детей-инвалидов работают логопеды, врачи-ортопеды и физиотерапевты, а также специалисты, обучающие детей разным ремеслам.
2.3.6. Одаренные дети
В Министерстве просвещения существует специальный отдел, ведающий вопросами образования одаренных детей. Такие дети сдают специальные экзамены, на которые их, как правило, направляют преподаватели. Экзамены начинают проводить заранее, еще во втором-третьем классе. Прием на программу осуществляется только на основании результатов этих экзаменов.
Родители имеют право сами обратиться к директору школы или классному руководителю с просьбой направить их ребенка на такие экзамены.
Для занятий с одаренными учениками разрабатываются особые программы. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, обычно после обеда, при университетах и общественных центрах. В ряде школ больших городов организованы специальные классы для одаренных детей.
Полный аттестат зрелости необходим для поступления в вуз или колледж; он содержит список предметов, по которым учащийся сдал экзамены Министерства просвещения, а также список дополнительных предметов, по которым он сдал внутришкольные экзамены.
2.3.7. Аттестат зрелости
Экзамены на аттестат зрелости, как правило, проходят на протяжении трех лет; в течение каждого года учащиеся сдают некоторые из экзаменов или часть «учебных единиц». Некоторые экзамены сдаются устно, но большинство - в письменной форме. Для того чтобы сдать экзамен на аттестат зрелости, необходимо получить оценку не ниже 56 (из 100) по каждому предмету. По некоторым предметам учащиеся могут сдавать экзамены повторно с целью улучшения оценки. Сдающий экзамен не подписывается своим именем, а ставит код. Экзаменационную работу проверяют два преподавателя, назначенные Министерством просвещения. Это позволяет оценить работу наиболее объективно.
В случае несогласия с полученной оценкой, можно обратиться в апелляционную комиссию, которая заново проверит работу. Если комиссия найдет оценку неверной, она может либо изменить ее, либо разрешить пересдать экзамен.
Получение аттестата зрелости обусловлено также посещаемостью, участием в уроках физкультуры и встречах с классным руководителем. Если учащийся по каким-либо причинам не сдавал экзаменов на аттестат зрелости или сдал успешно только
часть из них, он получает удостоверение об окончании средней школ. Недостающие экзамены можно сдать и позже (даже спустя много лет).
В помощь выпускникам
В помощь старшеклассникам, готовящимся к сдаче экзаменов на аттестат зрелости, разработаны десятки программ. В качестве примеров опишем две из них:
МАБАР - дополнительные занятия в небольших классах под руководством опытных учителей. В классы программы МАБАР принимаются ученики 10-12 классов, которые, в принципе, учатся неплохо. Программа рассчитана на то, чтобы оказать им помощь по тем предметам, которые вызывают у них затруднения.
«Повторная возможность» - программа рассчитана на тех, кому не удалось успешно сдать все выпускные экзамены с первого раза. По соглашению с Армией Обороны Израиля, такие выпускники школ получают отсрочку от призыва, чтобы еще восемь месяцев изучать предметы школьной программы в так называемом «тринадцатом классе».
Во время учебы по этой программе учащиеся сдают две сессии - зимнюю и весеннюю. Английский язык и математику можно сдавать в обе сессии. Все остальные предметы - только в зимнюю сессию. Однако запрещено сдавать экзамен по одному предмету дважды. Программа «Повторная возможность» субсидируется Министерством просвещения, но часть денег вносят сами учащиеся.
Итак, изучая образования Израиля можно выделить следующие наиболее важные на мой взгляд аспекты:
- Ценностно-ориентированное образование;
- Личностное продвижение учащихся;
- Образование – инвестиции, а не расходы;
- Равные права и возможности на получение образования для всех жителей страны (в том числе и репатриантов);
- Ежегодное обязательное повышение квалификации педагогических кадров;
- Связь с сообществом – один из важнейших критериев успешности школы;
- Функционал директора школы в большей степени связан с учебно-воспитательной деятельностью (муниципалитет отвечает за материально-техническое состояние образовательного учреждения);
- Развитие и централизованное внедрение дигитальных технологий;
- Отсутствие «тупиков» в системе образования: возможность на любом этапе перейти на другую линию обучения;
- Система поддержки школьников через различные программы;
- Государственная и общественная система поддержки обучения детей с особыми нуждами;
- Адаптация образовательной системы к требованиям 21-го века (высокие технологии).
Раздел 3. Предложения по возможным вариантам использования изученного опыта в ходе реализации программ модернизации социальной сферы в регионах Российской Федерации.
Некоторый опыт, который по моему мнению, можно использовать в российской системе образования:
- Большое внимание к образованию со стороны государства, бюджет Министерства образования соизмерим с бюджетом Министерства обороны, и составляет примерно 30% от общего бюджета страны. «Мы будем прогрессивными, творческими, талантливыми, если мы будем относиться к образованию как к инвестиции нашего будущего» - из выступления доктора Шошани – заместителя председателя комиссии по высшему образованию при министерстве образования.
- Увеличение времени нахождения педагогов в школе, в средней школе Израиля ставка учителя 40 часов, в начальной школе 36 часов, в эти часы входит время затраченное непосредственно на уроки, а также время затраченное на проверку тетрадей, подготовку к урокам, обобщению педагогического опыта, повышение квалификации, встреча с родителями учащихся, индивидуальная работа с учащимися, за эти изменения учителя получили 40% повышения зарплаты.
- Директора школ в большей степени занимаются учебно-воспитательным процессом, за содержание школ (ремонт, материально-техническая база) отвечает муниципалитет
- После приема на работу в качестве учителя первые 2 года это временная работа, через 2 года работы директор должен решить надо ли этому педагогу давать постоянство
- Лестница роста для педагогов состоит из 9 ступеней, продвижение по лестнице это стаж педагогической работы и 180 часов обучения, зарплата учителя увеличивается с каждой ступенькой на 7,5-8 %. В Израиле существует фонд повышения квалификации учителей, пот желанию учителя в течении 6 лет часть зарплаты снимается в этот фонд, а на 7 год учитель не работает, получает зарплату, и весь год повышает свою квалификацию (не менее 16 часов в неделю на курсах повышения квалификации)
- Каждый отработанный год в школе дает 2% прибавку к пенсии, если человек отработал 40 лет в школе, то его пенсия будет равна 80% от его заработной платы
- В школах Израиля подушевое финансирование на 1 ученика в год выделяется 10.000 шекелей (приблизительно 80000 рублей), в начальной школе 6.000 шекелей в год (приблизительно 48000 рублей)
- Личностное продвижение учащихся (большое количество учащихся как «сильные», так и отстающие получают индивидуальные занятия, которые финансируются муниципалитетами)
- Ценностно-ориентированное образование (классный руководитель каждый день встречается с классом за 15 минут до начала уроков и проводит беседы по вопросам толерантности, дружбы, нравственности и т.д., все ученики за годы обучения в школе должны не менее 3 раз посетить Иерусалим)
- Учащиеся старших классов должны 60 часов отработать на добровольной основе (волонтерство). Каждый ученик выбирает из списка по интересу направление (работа в школах, интернатах, больницах и т.д.), есть человек за это отвечающий. 1/3 часть учеников школы вместе с аттестатом зрелости получают по итогам такой работы сертификат активистов (дополнительные баллы при поступлении в высшие учебные заведения)
- Изучение предметов на разных уровнях – это система называется «круги». Создаются гомогенные (однородные) группы по уровню знаний на базе параллели классов по предметам, один ученик учится в «сильной» группе, например, по иностранному языку, и в «слабой» , например, по математики, причем, чем слабее группа, тем меньше в ней учащихся.
- Высококвалифицированная подготовка директоров школ (подготовка директоров школ до того как они становятся директорами, все кандидаты в директора проходят через специальный центр подготовки директоров «Авней Роша»). Каждый человек, который хочет стать директором школы должен иметь 2 степени (любую + менеджмент образовании +пройти практическую программу (600 часов обучения + 150 часов практики). Впервые 2 года работы молодой директор получает 35 часов в год консультаций от опытного директора школы, которому платят за кураторство. Одновременно директор является частью группы начинающих директоров, в этой группе он обучается, получает поддержку при решении возникающих проблем.
- Наряду с компьютеризацией школ, большое внимание уделяется развитию научно технологических областей науки в некоторых городах даже введена должность советника мэра по физике для продвижения изучения физики среди учащихся школ, есть практика проведения одного дня в неделю занятий по физике, информатики, астрономии, химии на базе высших учебных заведений, создаются центры образовательных технологий для продвижения особо одаренных детей и детей из особо удаленных районов.
- Около 160 предметов можно выбрать на аттестат зрелости, каждый ребенок находит область, где он может реализовать себя (театральное искусство, спорт, музыка и т.д.), 3 раза в год есть возможность пересдать экзамен на аттестат зрелости по каждому предмету
- Непрерывна система по формированию гражданства и патриотизма, начиная с детского садика, через образовательные программы, посещение музеев, бесед и т.д., а также обязательное посещение за годы учебы всех учащихся Израиля Польши за счет государства.
- Отсутствие сиротства как такового, приоритет воспитания в семье. Дети, оставшиеся без родителей, определяются в приемную семью. Дети из неблагополучных семей (социальное сиротство) живут в интернатах, но на выходные, праздники, каникулы, возвращаются к родителям.
Раздел 4. Приложения.
Приложение 1. Учебный план.
Учебные рамки и расписание по часам в системе начального обучения
А. Расписание по часам в начальном обучении (2-3-4-5-6 классы) в еврейском секторе
предмет | Среднее кол-во часов в неделю (светский сектор)* |
родной язык и литература | 6,4 |
математика | 6 |
естественные науки | 3 |
Общественные науки (история, география, обществоведение) | 3,6 |
иностранные языки | 2,4 |
искусство | 2 |
физическое воспитание | 2 |
религия | 2 |
другие предметы | 1 |
Дополнительные часы | 4,6 |
Всего | 33 |
*Информция о государственном-религиозном образовании не входит в эту таблицу, т.к. недавно в этой системе произошли изменения
Б. Расписание по часам в начальном обучении (2-3-4-5-6 классы) в арабском и друзском секторах
предмет | Среднее кол-во часов в неделю (светский сектор)* |
родной язык и литература (включая арабский язык и иврит) | 10 |
математика | 6 |
естественные науки | 3 |
Общественные науки (история, география, обществоведение) | 3,6 |
иностранные языки | 2,4 |
искусство | 2 |
физическое воспитание | 2 |
религия | 2 |
другие предметы | 1 |
Дополнительные часы | 2,4 |
Всего | 34.4 |
А. Расписание по часам в начальных классах средней школы (7-8-9 классы) в еврейском секторе
предмет | Среднее кол-во часов в неделю (светский сектор)* | Гос. Религиозный |
родной язык и литература | 6 | 5,7 |
математика | 5,3 | 4,3 |
естественные и технологические науки | 5,7 | 4,7 |
Общественные науки (история, география, обществоведение) | 5,7 | 4,7 |
иностранные языки | 7 | 6 |
физическое воспитание | 2 | 2 |
религия | 3 | 7 |
другие предметы | 0,3 | 0,3 |
Дополнительные часы | 0,7 | 0,7 |
Всего | 35,7 | 36,4 |
Б. Расписание по часам в начальных классах средней школы (7-8-9 классы) в арабском и друзском секторах
предмет | Среднее кол-во часов в неделю ( | |
родной язык и литература (включая арабский язык и иврит) | 9,0-9,3 | |
математика | 5 | |
естественные и технологические науки | 4,7 | |
Общественные науки (история, география, обществоведение) | 5,7 | |
иностранные языки | 4,0-4,3 | |
физическое воспитание | 2 | |
религия | 2 | |
другие предметы | 0,3 | |
Дополнительные часы | 2,7 | |
Всего | 35,7 |
А. Расписание по часам в старших классах средней школы (10-11-12 классы) в еврейском секторе
предмет | Среднее кол-во часов в неделю (светский сектор)* | Гос. Религиозный | ||
родной язык и литература | 4 | 4 | ||
математика | 5 | 5 | ||
естественные и технологические науки | 2 | 2 | ||
Общественные науки (история, география, обществоведение) | 5,3 | 5,3 | ||
иностранные языки | 6 | 5 | ||
физическое воспитание | 2 | 2 | ||
религия | 2 | 10 | ||
другие предметы | 0 | 0 | ||
Дополнительные часы-обязательные | 5 | 5-7 | 5 | 5-7 |
Дополнительные часы- не обязательные | 5 | 5-7 | 5 | 5-7 |
Всего | 36,3 | 36,3-38 | 43,3 | 43,3-45,3 |
Направление | общее | Технолог. | общее | Техно- Лог. |
Б. Расписание по часам в старших классах средней школы (10-11-12 классы) в арабском и друзском секторах
предмет | Среднее кол-во часов в неделю ( | ||
родной язык и литература (включая арабский язык и иврит) | 9-10 | ||
математика | 5 | ||
естественные и технологические науки | 2 | ||
Общественные науки (история, география, обществоведение) | 5-6 | ||
иностранные языки | 5 | ||
физическое воспитание | 2 | ||
религия | 2 | ||
другие предметы | 0 | ||
Дополнительные часы-обязательные | 5 | 5-7 | |
Дополнительные часы- не обязательные | 5 | 5-7 | |
Всего | 40-42 | 40-46 | |
общее | технолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация ЭГХ Израиля
Экономико-географическая характеристика Израиля....
презентация израиль
данная презентация может использоваться на уроках географии в 11 классе...
Итоги стажировки. Кембридж.
Итоги стажировки Алеевой Э.Г учителя английского языка МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1 Высокогорского муниципального района РТ» по гранту Правительства Республики Татарстан «А...
Образовательные языковые стажировки (статья)
Реализации коммуникативного подхода в изучении иностранного языка в значительной степени способствуют языковые стажировки. Ключевым фактором, позволяющим добиться максимальных результатов в короткий с...
Отчет о стажировке в Финляндию
Отчет о стажировке в Финляндию. 2013 г....
Стажировка 10.10.2022 Дневник стажировки.
Стажировка. Музыка. Софья...
отчет по дистанционной стажировке
Отчет в виде презентации по курсу дистанционная стажировка "Проект и проектная деятельность"...