Построение воспитательной системы "Школы опережающего образования"
статья по теме

Шитова Ольга Константиновна

Этот материал был представлен на региональный этап Всероссийского конкурса участников образовательных учреждений "Воспитать человека"-2012 в номинации "заместитель директора по воспитательной работе". Здесь представлен опыт построения воспитательной системы школы через инновации в воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_kladovaya_pedagogicheskogo_masterstva.docx102.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Кладовая педагогического мастерства»

Построение воспитательной системы «Школы опережающего образования»

«Жизнь коллектива – это тысячи и тысячи неожиданных

и тончайших прикосновений человека к человеку:

сердца к сердцу, мысли к мысли, радости к горю,

радости к радости, счастья к смятению и безнадежности…

 От того, кто ведет воспитанников по тропке морального

 самосовершенствования, зависит, какими станут сердца,

которые ежеминутно касаются друг друга,

 - нежными и чуткими или затвердевшими.

Учителю нужно иметь очень чуткое и открытое сердце,

чтобы видеть, чувствовать, понимать тысяч нежнейших

 прикосновений маленьких людей друг к другу,

чтобы эти прикосновения творили человеческую

красоту, а не причиняли людям боль».

В.А. Сухомлинский

Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления.

В  МБОУ СОШ № 10 г. Павлово обучается 709 детей. Воспитательный процесс осуществляют 50 педагогов. Из них -  28 классных руководителей, 20 педагогов дополнительного образования, логопед, психолог, социальный педагог, старшая вожатая, преподаватель-организатор ОБЖ.  На воспитательную и образовательную ситуацию нашей школы большое влияние оказывает ее расположение в центре района автобусостроителей рядом с градообразующим предприятием ОАО «Павловский автобусный завод». Протяженность микрорайона большая, в социум школы входят: центр досуга и культуры, спортивный комплекс (дом спорта, стадион, бассейн), две поликлиники (взрослая и детская), филиалы музыкальной и художественной школ, два детских сада, автошкола ДОСААФ. Все это позволяет обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся. Таким образом, воспитательная работа школы ориентируется как на свой потенциал, так и на потенциал окружающей школу социальной, природно-эстетической среды. Системообразующая деятельность – взаимодействие с социумом.

В данный момент мы используем  программно-целевой подход в построении воспитательной системы: реализуются программы «Отчизны верные сыны», «Профилактика асоциального поведения», проекты «Школа развития талантов», «Школа своего здоровья». Функционирует  20 кружков и секций по 10 направлениям. Учащиеся занимаются в школе и  центрах дополнительного образования. Всего 97,8% учащихся. На базе школы работает детское объединение «Город мастеров». Совместно с МДОУ №5 и №30 реализуются проекты «Улыбнись малыш!», «Дети – детям», «Книжкина больница». Совместно с ДК ОАО «Павловский автобус» проводятся события: «Праздник первого звонка», «Герой сердечного участия», «Торжественный митинг, посвящённый Памяти ВОВ», «Выпускной вечер». Совместно с СК «Торпедо» проводятся спортивные соревнования по шахматам, самбо, эстафетный пробег Памяти бывшего директора школы.  Ученическое самоуправление представлено Президентской республикой. С 1996 года выпускается школьная газета «5+5».

С 2009 года мы входим в Университетский округ ГУ-ВШЭ, участвуем  в олимпиадах, играх, турнирах, конкурсах округа, среди которых: интеллектуальные игры для младших школьников, нижегородская лицейская олимпиада, филологическая и гуманитарная олимпиады, олимпиады «Подрост», «Угол», игра «Правовой бой», кубок г.Н.Новгорода  и другие.  Второй год наша школа проводит цикл сезонных математических игр среди школ Павловского района. На базе школьного лагеря работает Летняя предметная  школа «МИНИМАКС».

Также мы сотрудничаем  с  Павловскими филиалами ННГУ, НГТУ, ДОСААФ РОСТО: проводятся встречи вузовских преподавателей с родителями и учащимися, экскурсии в высшие учебные заведения, участие в вузовских олимпиадах  и интеллектуальных играх, ведутся занятия по изучению «Автодела» учащимися 10-11 классов.

За последние три года наши педагоги – участники, лауреаты и победители таких конкурсов, как: «Самый классный классный», «Лучший психолог», «Лучший педагог дополнительного образования», конкурс молодых специалистов, «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая инновационная разработка», национальная премия «Элита Российского образования», «Педагогические инновации», смотр-конкурс на лучшего специалиста системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, победители регионального конкурса «Воспитать человека» и др.

Но, тем не менее, именно система воспитания претерпела самые большие изменения, которые коснулись целей, задач, содержания и педагогических технологий.

В современных социокультурных условиях модернизация системы школьного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно в жизнедеятельность школы вписываются инновационные процессы. «Изменилось общество, изменился ребенок» (Д.И. Фельдштейн). В школе необходимы системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.

Инновационный процесс – это процесс развития, объект управления развитием образовательного учреждения, процесс разработки и освоения новшеств (Современный словарь иностранных языков).

Инновационная деятельность педагога – это система взаимосвязанных видов работ, обеспечивающих решение задач инновационного развития образовательных систем разного уровня за счет введения нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности субъектов образовательного процесса (В.С. Лазарев).

При построении воспитательной системы и учета условий ее реализации мы  учитываем имеющиеся конкурентные достоинства:

  1. Истоки, наследие, традиции школы, новые творческие дела.
  2. Целенаправленная работа с одаренными детьми. Достаточно высокие результаты олимпиад, интеллектуальных испытаний и творческих конкурсов всех уровней.
  3. Реализация воспитательных программ позволяет обеспечить системную профилактическую работу с несовершеннолетними, снизить уровень правонарушений и исключить преступность среди школьников
  4. Высокий уровень профессионализма педагогических кадров, постоянно повышающих уровень научной и профессиональной подготовки.
  5. Открытость к инновациям, доступность и качество информационного обеспечения развития инновационных процессов. Опыт в разработке и реализации инновационных программ и проектов;
  6. Наличие межсферного взаимодействия социокультурных связей;

Воспитательная система нашей школы строится в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования, Национальной инициативы «Наша новая школа», Концепции гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 годы, ведомственной целевой программы «Развитие образования в Нижегородской области на 2011-2013 годы», районной целевой программой развития образования в Павловском муниципальном районе Нижегородской области» на 2009-2013 годы, программой развития МБОУ СОШ № 10 г. Павлово «Школа опережающего образования» на 2010-2012 гг.

Воспитательная система «Школы опережающего образования» - это построение целостного организма, возникающего в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания:

- подсистемы целей и идей;

- общности людей, реализующих цели и идеи;

- подсистемы деятельности, общения;

- финансово-материальной базы;

- освоенная коллективом социальная и природная среда.

При проектировании инновационной деятельности в воспитании мы опирались на теоретические и методические разработки: Представления о сущности процесса инновационного развития (В. И. Загвязинский, Г.А.Игнатьева, М. М. Поташник, Н. Р. Юсуфбеков); Исследования по проблеме личностно ориентированного подхода и развивающего обучения (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская); Сердце отдаю детям (В.А. Сухомлинский); Оценка качества воспитания в образовательном учреждении (Н.Л. Селиванова); Воспитание эмоциональной отзывчивости (С.А. Курносова); Деятельность классного руководителя в современном воспитании (Н.Л. Селиванова);  Возрастные воспитательные программы (А.А. Галицких, Л.В. Швецова.).

При анализе воспитательной работы нами выявились следующие проблемы:

- нет системы духовно-нравственного воспитания (события носят разовый характер)

- низкий уровень детского самоуправления (все на уровне КТД)

- слабо используется проектно-исследовательская деятельность классного руководителя (в условиях введения ФГОС – это просто необходимо!)

- слабо используются новые формы работы с родителями

Программа воспитательной работы в нашей школе опирается на педагогический опыт школы № 10 с учетом инноваций в воспитании. Мы строим ее в системе:  в каждом возрасте создаются особо благоприятные предпосылки для формирования требуемых качеств, совокупность которых и определяет духовный мир растущего человека. Поэтому для каждой параллели классов: начальных, средних, подростковых и старших - определены ведущие воспитательные цели, задачи, разработана система классных часов, тематика родительских собраний, ключевых событий, характеризующая у школьников формирование основ духовно-нравственного воспитания. Особенностью нашей школы как воспитательной системы является использование в ее жизнедеятельности инновационных воспитательных комплексов, которые представляют форму  интеграции воспитательных воздействий на личность.

Решающим фактором внедрения инноваций в воспитании является позиция руководителя, в чем нашей школе очень повезло,  и, конечно же, заместителя директора по воспитательной работе.

Возможности заключаются в следующем:

-знание и генерирование идей по проблемам инновационной деятельности;

-независимость суждений на основе высокого профессионализма;

-владение панорамой инноваций в образовании области, района, школы;

-способность преодолевать инерцию в деятельности педагогического коллектива;

-способность к оценочным суждениям и к рефлексии.

Ну а поддержка руководителя школы является предпосылкой развития профессиональных способностей – управленческих, организаторских, аналитических, – необходимых в сфере инновационной деятельности:

-способность к овладению методологией творческой деятельности;

-владение методами экспериментальной работы;

-создание авторских программ и проектов;

-способность аккумулировать и использовать опыт творчески работающих классных руководителей и воспитателей;

-способность к сотрудничеству с учеными и практиками;

-умение разрешать творческие споры и конфликты.

Новая миссия МБОУ СОШ №10 г.Павлово заключается в формировании личности многосторонне образованной, креативной, способной к познанию, исследованию и творчеству, обладающей высокой культурой и духовностью, с активной общественной позицией, способной делать собственную жизнедеятельность предметом своих преобразований.

        Цель: построение образовательной и воспитательной системы школы опережающего образования, обеспечивающей условия для свободного, осознанного самоопределения личности на основе фундаментальных знаний, опыта творческой деятельности и прочно освоенных социальных и гражданских компетенций.

Чтобы получить результат, безусловно, нужна система.

       Системное управление образованием целенаправленная деятельность субъектов управления разных уровней, обеспечивающая интеграцию всех систем жизнеобеспечения основного образовательного процесса, при которой управленческие решения принимаются на основе учета как непосредственных социально-педагогических изменений и их последствий, так и возможных социально-педагогических изменений и осуществляют опережающую реакцию на них (С.В. Наумов).

Опережающее образование -  мобильная переориентация системы школьного образования и воспитания на подготовку выпускников в быстро меняющихся условиях интенсивного развития социальных и экономических процессов, готовых оперативно предложить свое участие, отвечая на запросы общества и рынка труда, способного делать собственную жизнедеятельность предметом своих преобразований (программа развития школы).

Выпускник школы должен соответствовать современным требованиям к личности: адаптироваться к окружающей социокультурной среде, к выполнению общих для общества социальных функций, к самообразованию и самореализации своей личности. У него должна быть выработана своя система ценностей, адекватная общим и лично избранным сферам социально полезной деятельности, индивидуальным особенностям.

В условиях массового введения инноваций наша школа строит воспитательную систему на основе программы развития школы «Школа опережающего образования», где предполагается реализация шести актуальных проектов:

  1. Проект «Школе опережающего образования – новое содержание» направлен на обновление образовательной программы школы, обучения на основе индивидуальных учебных планов, переход на новые образовательные стандарты и создание обновленной системы учебно-воспитательного процесса;
  2. Проект «Учитель новой формации» направлен на формирование новой позиции учителя и профессиональных компетенций, расширение его профессиональных ролей в соответствии с миссией Школы;
  3. Проект «Школа развития талантов» обращен на создание условий для раннего раскрытия и развития способностей, таланта каждого ребенка и разработку системы педагогического сопровождения.
  4. Проект «Школа своего здоровья» нацелен на воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни, присущей духовно-нравственной личности посредством создания  здоровьеразвивающей  среды, построенной на основе экологических идей и бережного отношения к природе.
  5. Проект «Инфраструктура школы опережающего образования» направлен на развитие инженерно-технологической среды образования: совершенствование материально-технической базы, создание новой практики деятельности гражданских институтов Школы.
  6. Проект духовно-нравственного воспитания «Ступени самопознания» (далее «Программа») направлен на создание условий для становления и развития общечеловеческой, национальной и духовной культуры учащихся.

Уже сейчас наша школа - ресурсное учреждение по организации работы с одаренными детьми Павловского муниципального района: проведение интеллектуальных игр «Домино», «Самбо», «Два капитана», «Альтернатива», дистанционных олимпиад школьников и др.;

Школа - участник сетевого взаимодействия Университетского округа НИУ ВШЭ (Web-сайт: http://hse.nnov.ru/entrant/okrug/).

Школа - экспериментальная площадка ГОУ ДПО НИРО «Применение дистанционных технологий обучения для формирования и развития системы педагогической деятельности с одаренными детьми» (Web-сайт: http://sites.google.com/site/distedunn/eksperimentalnye-plosadki/group_pavlovo).

Школа - участник регионального сетевого экспериментального образовательного проекта "Нижегородская инновационная школа"  по теме "Проектирование образовательной программы ОУ как самообучающейся организации"(Web-сайт: http://www.niro.nnov.ru/?id=1178).

Школа – участник Всероссийского проекта «Компьютер для школьника»

Школа - экспериментальная площадка ГОУ ДПО НИРО  по теме "Разработка технологий формирования метапредметных умений у младших школьников"(Web-сайт: http://www.niro.nnov.ru/?id=1178).

Школа - районная экспериментальная площадка по теме "Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников в общеобразовательном учреждении», под руководством С.А. Курносовой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, которая стала основой Программы духовно-нравственного воспитания «Ступени самопознания».

Инновационная деятельность в воспитании в нашей школе осуществляется в тесном взаимодействии учащихся, педагогов, родителей и социальных партнеров по направлениям, выделенным на рисунке (см. рис.1):

Рис. 1 Основные направления воспитательной работы в школе

Работа с учащимися

Духовно-нравственное

Программа «Воспитание эмоциональной отзывчивости» - система классных часов, которые учат ребенка выходить за границы индивидуального эмоционального опыта, сопереживать и сочувствовать, понимать эмоциональное состояние и поведение другого человека, замечать неблагополучие человека, животного, растения и искать способ устранения этого неблагополучия. Эмоциональная отзывчивость рассматривается как: ключевая компетентность, необходимая ребенку для  его успешной социализации. Она открывает на мир перед растущим человеком новое социальное пространство самоосуществления; становится средством, владея которым, ребенок может открывать потенциальные возможности своей деятельности и творчества, обнаруживать в Другом собственные новые личностные смыслы, ранее не испытанные переживания, реализовать потребность в переживании специфического состояния сознания – понимания, ясного видения Другого: понимания этических и эстетических явлений; понимания поведения другого человека, его эмоций, мыслей, мотивов его поступков и прочего. Отличительные признаки программы: направленность не только на развитие индивидуального эмоционального опыта ребенка, сколько на поддержку ребенка в обретении способности покидать пределы непосредственного эмоционального опыта;

В прошлом году на уровне школьного эксперимента нами была разработана возрастная система классных часов по программе. В этом учебном году мы заявили эксперимент на район и провели установочный семинар.

Военно-патриотическое – создание новых социально-педагогических проектов «Я – Гражданин России!», «Дорогою добра»;  кружок «Энциклопедия правил дорожного движения» совместно с автошколой ДОСААФ, встречи с работниками МЧС и пожарной части; открытие школьного музея «История школы, Автобусного завода, родного края, России»;

Трудовое и экологическое – новый социально-педагогический проект «Наша территория» (благоустройство классных комнат, рекреаций, территории школы, школьного цветника,  создание дендрария на территории школы); введение кружка «Основы комнатного цветоводства и ландшафтного дизайна»

Эстетическое – новый социально-педагогический проект «Мир Искусства» (разработана система посещений выставок и музеев города Павлово, Нижегородской области, России в соответствии с возрастом учащихся;  работа кружков «Уроки любования», «Студия ИЗО», «Марья – искусница», введение новых кружков «Клуб любителей искусства», «Ритмы танца»).

Формирование безопасного образа жизни – проект «Школа своего здоровья»; проведение совместных мероприятий с СК «Торпедо»; разработана новая программа по профилактике асоциального поведения; работают волонтерские группы; проводятся соревнований по  новым видам спорта (соревнования по черлидингу); работает военно-патриотический клуб «Звезда»

Работа с одаренными детьми - реализуется проект «Школа развития талантов»,

проведение на базе школы открытого кубка города Павлово по математике; введение новых  кружков: «Шах – Мат», «Бим роботы»; работа летнего многопрофильного лагеря  «МИНИМАКС» (Экспертное заключение ГОУ ДПО НИРО, 2011г.).

Развитие детского самоуправления – создается Центр детских инициатив, работает пресс-центр, детское объединение – «Город мастеров». Основные направления деятельности в объединении: Творчество, Отечество, Здоровье, Экология. Ученическое самоуправление представлено Президентской республикой. Высший орган - Совет учащихся.  Работа ведется   в соответствии с  Положением о школьном  ученическом самоуправлении. Выборы Президента ученического самоуправления проходят ежегодно в октябре месяце, согласно положению в них принимают участие учащиеся 3-11 классов и сотрудники школы. Голосование   тайное. За две недели до выборов проходит предвыборная  компания.  Ход выборов и результаты освещаются в школьной газете «5+5».  Выборная компания заканчивается инаугурацией Президента ученического самоуправления.  

Роль меня, как руководителя в данном случае,  заключается в правильной организации детей, участии в обсуждении возникающих вопросов, но цель заключается не в том, чтобы дать готовое решение, а незаметно подвести учащихся к возможному пути решения проблемы, то есть оказывать влияние на подростков, но не на прямую, а косвенно.

Работа с педагогами

Инновации в области воспитания требуют высокого профессионализма учителя – творца.

Важнейшим качеством нового педагога становится неповторимый почерк, личная философская доктрина, стремление к самореализации. И в данном контексте сам учитель, воспитатель становится важнейшим инноватором.

Нами пополнен и обновлен банк методических материалов, диагностических методик:  созданы папки с методическими разработками классных часов по направлениям работы и тематических родительских собраний, заведены дневники педагогов-исследователей (Н.Л. Селиванова); классные руководители постоянно публикуются  в областном журнале «Теория и практика школьного воспитания», участвуют в конкурсах на различных уровнях, проходят курсы повышения квалификации в Нижегородском институте развития образования  (в 2010-2011 году прошли курсы 27 классных руководителей – 99%).

Организован обмен опытом и педагогическим мастерством педагогов: выступление на РМО классных руководителей, участие классных руководителей в областных семинарах (2010г. - «Роль классного руководителя в современном воспитании»  под руководством Н.Л. Селивановой, руководителя центра теории воспитания и Московского центра качества образования в рамках сетевого проекта «Нижегородская инновационная школа»).

В этом учебном году к работе приступила творческая группа классных руководителей 5-11 классов «Достижени–Я» под руководством Шевяковой М.Г., победителя районного конкурса «Самый классный классный», пошедшая курсы повышения квалификации НИРО по теме «Деятельность классного руководителя в рамках ПНПО». Разработана программа внеурочной деятельности в среднем и старшем звене. Разрабатывается свой собственный сайт ШМО классных руководителей.

Организуется  активный отдых педагогов во внеурочной деятельности: поход на озеро Святое (октябрь), поездки в театры (ноябрь), посещение бассейна (декабрь), поход на лыжах на озеро Кусторка (февраль), турслет педагогов (июнь).

Работа с родителями

Работу с родителями мы ведем через вовлечение в учебно-воспитательный процесс, повышение психолого-педагогических знаний родителей. При работе с родителями используются такие формы работы, как  родительские собрания, индивидуальные консультации, родительский лекторий, родительские конференции, беседы  с родителями  врачей-специалистов, сотрудников правоохранительных органов. Реализуется программа «Портфолио выходного дня» участие учителей, детей и родителей в совместных мероприятиях в выходные дни.

Помимо совместных событий в течение года, одной из форм сотрудничества школы и родителей является традиционный праздник «Герой сердечного участия» (25 января), где награждаются не только обучающиеся, педагоги и социальные партнеры, но и родители. Второй год зал переполнен участниками этого школьного события.

Участники награждаются по номинациям: «Всезнайка»; «Умники и умницы»; «Творческий полет,  «Спорт любить – здоровым быть» (награждение учащихся);  «Начало начал» (награждение  родителей, которые принимают активное участие в жизнедеятельности школы – 2011г. - 55 семей);  «Если друг оказался вдруг» (награждение социальных партнеров за плодотворное сотрудничество со школой); «Педагогическое мастерство» (награждение педагогов школы за профессионализм, творчество). А главный подарок – сертификат «Героя сердечного участия», вручается 10 участникам, которых выбирает школьное жюри. Это те люди, которые принимают активное участие в жизнедеятельности школы,  которые душой и сердцем любят школу и преданы ей (в прошлом году из 10 – 3 человека стали родители: председатель Попечительского совета, члены общешкольного родительского комитета)

Попечители: Благотворительные фонды «Вольное дело», «Новая школа»,  Социальный фонд «Павел Перевозчик», Попечительский совет Школы.

Работа с социальными партнерами

Работа строится в рамках реализации программы духовно-нравственного воспитания «Ступени самопознания» по направлениям:


Рис. 2 Взаимодействие с социумом

Оценка качества воспитания школьников производится по следующим показателям:

  1. накопление школьниками основных социальных знаний;
  2. развитие позитивных отношений школьников к базовым общественным ценностям;
  3. приобретение школьниками опыта самостоятельного ценностно-ориентированного социального действия.

Оценка качества воспитания младших школьников производится путем сопоставления поставленных в каждом классе целей воспитания и реально полученных результатов, фиксируемых педагогическим наблюдением и диагностиками по программе «Воспитание эмоциональной отзывчивости» (карта уровня воспитанности).

Оценка качества воспитания подростков и старшеклассников производится путем сопоставления поставленных в каждом классе целей воспитания и реально полученных результатов, фиксируемых при помощи специально разработанного опросника «Личностный рост».

Результаты опроса обрабатываются и оформляются следующим образом:

-заполняются таблицы по базовым ценностям: Отечество, Земля, Мир, Труд, Культура, Знания,  Другие люди, Здоровье, Внутренний мир (измеряется 1 раз в 2 года)

Сводная таблица.  Характер отношений школьников к базовым общественным ценностям

(% школьников)

Характер отношений

классы

10

11

устойчиво-негативное

ситуативно-негативное

ситуативно-позитивное

устойчиво-позитивное

- заполняется таблица, наглядно показывающая, какой опыт самостоятельного ценностно-ориентированного социального действия приобретают школьники в образовательном учреждении (измеряется 1 раз в год)

дела

Количество школьников (%) каждого класса, принявших в них участие: в статусе организатора («О» или участника («У»)

10

11

Процент учащихся, принявших участие в митингах, шествиях, распространяющих наглядную агитацию экологической, патриотической, правозащитной и иной гуманитарной направленностей

Доля учащихся, помогающих ветеранам, пожилым людям, инвалидам, детским домам

Процент учащихся, принявших непосредственное деятельное участие в наведении чистоты и благоустройстве территории школы, улиц, скверов, парков, лесов, водоемов и прочих социальных и природных объектов

Доля учащихся, связанных с шефской помощью малышам, детским садам

Процент учащихся, принявших участие в краеведческих экспедициях

Доля учащихся, связанных с поисковой деятельностью по  истории школы

Проведение методических мероприятий с классными руководителями в рамках опытно-экспериментальной работы в области инноваций в воспитании

Результативность инновационной деятельности в воспитании

направление

результат

1

Духовно-нравственное воспитание

Реализация программы «Воспитание эмоциональной отзывчивости»

В 2010-2011 году школа стала инициатором, организатором и руководителем районного сетевого проекта «Воспитание эмоциональной отзывчивости в общеобразовательном учреждении», в который вошли 5 городских школ, 3 сельские школы и 2 детских садика.  Общеизвестно, что результаты работы по воспитанию детей не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении их счету, письму, чтению. Тем не менее, как показал школьный эксперимент, эти занятия приносят детям радость. Мы наблюдаем, как постепенно в каждом  ребенке появляются частички позитивных изменений в эмоциональной отзывчивости детей – они становятся чувствительнее, светлее, добрее.

2

Гражданско-патриотическое

Программа «Отчизны верные сыны»

Программа отмечена на областном конкурсе «За нравственный подвиг учителя».

Всероссийский  конкурс на соискание премии-стипендии общественной программы «Надежда России» - учащиеся - лауреаты, дипломанты; IV Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси», посвященного великомученику Георгию Победоносцу – 2 грамоты участника; Областной конкурс научно-исследовательских работ по истории государственных учреждений России от Ивана III до наших дней, посвященной 200 – летию основания Государственного Совета- 1 место; учащиеся школы завоевали 6 грамот по итогам районного этапа  военно-спортивной игры «Зарница», заняли 1 место в военизированной полосе препятствий «Павловская линия обороны», отмечены благодарностями за участие в  военно-прикладной спартакиаде допризывной и призывной молодежи,  соревнованиях по пожарному и военно-спортивному многоборью. Школьники  приняли  участие в  14 районных конкурсах,  завоевали в них  13 наград.

3

Работа с одаренными детьми

Проект «Школа развития талантов»

Создаются условия для раннего раскрытия и развития способностей, таланта каждого ребенка и разработку системы педагогического сопровождения.
На базе школы работает научно-практическая конференция учащихся, кружки: «Марья – искусница», «Юные следопыты», «Поиск», «Юный журналист», «Биороботы», «Занимательная математика», «Всезнайка», «Омега», «Ритмы юности».  Учащиеся - победители в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях (см. приложения).

Программа летнего профильного лагеря  «МИНИМАКС»  в 2011 году получила экспертное заключение ГОУ ДПО НИРО.

4

Формирование безопасного образа жизни

Проект «Школа своего Здоровья»

        Создаются  условия для сохранения и  укрепления здоровья учащихся.  В школе имеется: медицинский  и процедурный, стоматологический кабинет. Программа «Профилактика асоциального поведения у подростков» заняла 1 место в районном и областном смотре-конкурсе на лучшего специалиста системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.         На базе школы работает  кружок «Здоровый образ жизни», «Разговор о правильном питании»,  кружки «Ритмика»,  «Шах-Мат», «Аэробика», «Безопасность на дороге», «Энциклопедия правил дорожного движения».  На  базе школы работали  секции «Футбол» (ДС), «Спортивное ориентирование», «Юный турист», «Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе» (СЮТУР), «Легкая атлетика» (ДЮСШ).

            Учащиеся школы стали победителями    в зональных соревнованиях по плаванию, в областных соревнованиях по спортивному ориентированию на лыжах, в областном конкурсе «Разговор о правильном питании», в  районных соревнованиях по настольному теннису, баскетболу, шахматам,  борьбе самбо, легкой атлетике и др., награждены грамотой за участие в районном конкурсе школьных агитбригад «Мы выбираем здоровье», «Путешествие в волшебную страну ЗОЖ» (см. приложения).

5

Трудовое и экологическое

Проект «Наша территория»

Создается дендрарий на территории школы (посадка деревьев). Реализуются проекты по благоустройству не только на территории школы (цветник, озеленение классных комнат, школьных рекреаций), но и за пределами школы: уборка парка, чистка прудов и водоемов. В 2011 году первоклассники стали призерами районного конкурса «Наша планета – Земля» (озеленение классной комнаты).

6

Эстетическое

Проект «Мир искусства»

Создана система посещений  в городские, районные и всероссийские музеи России. Школьники – участники городских олимпиад Н. Новгорода по мировой художественной культуре. В 2011году призерами областной олимпиады «Такая разная архитектура» стали 4 ученика нашей школы. В 2012 году стали победителями.

7

Развитие ученического самоуправления

С 2010 года возобновлен выпуск школьной газеты «5+5» (один раз в четверть), корреспонденты которой являются также внештатными корреспондентами газеты «Молодежный портал», приложения к городской газете «Павловский металлист» (Web-сайт: http://www.pm-molod.ru/news.php). С 2012 года работает школьное телевидение «Проект – 10 TV».С 2004 года действует детское общественное объединение «Город Мастеров» имени Героя советского союза П.И. Шавурина.

         Установлено тесное сотрудничество школы с ДБОУ №5,  №30 , № 14  работают вожатские отряды с учащимися начальной школы. Для малышей проводятся театрализованные представления,  конкурсно - игровые  программы, проводятся экскурсии по школе,  в музей и др.

  

Количественные показатели на примере программы «Ступени самопознания»

змеряются 1 раз в год на 31 декабря)

Индикаторы

Ед. изм.

Значение в отчетном году

(май 2011)

2011

год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Программа духовно-нравственного воспитания «Ступени самопознания»

1

Процент учащихся, принявших участие в митингах, шествиях, распространяющих наглядную агитацию экологической, патриотической, правозащитной и иной гуманитарной направленностей

%

75

80

80

85

85

85

2

Доля учащихся, помогающих ветеранам, пожилым людям, инвалидам, детским домам

Чел.

15

20

25

30

35

40

3

Процент учащихся, принявших непосредственное деятельное участие в наведении чистоты и благоустройстве территории школы, улиц, скверов, парков, лесов, водоемов и прочих социальных и природных объектов

%

60

70

80

90

90

90

4

Доля учащихся, связанных с шефской помощью малышам, детским садам

Чел.

80

92

113

114

115

115

5

Процент учащихся в краеведческих экспедициях

%

50

60

70

80

90

90

6

Доля учащихся, связанных с поисковой деятельностью по  истории школы

Чел.

10

15

20

25

30

35

7

Доля выявленных заболеваний у учащихся

Чел.

62

56

50

50

50

50

8

Число заболеваний сотрудников (по больничным листам)

Шт.

22

20

19

25

25

25

9

Число травм, полученных в школе учащимися

Шт

2

3

2

2

2

2

10

Число учащихся социально незащищенных категорий успешно адаптированных

Чел.

130

132

135

135

135

135

11

Доля обучающихся, участвующих в физкультурно-оздоровительных мероприятиях

%

80

90

95

95

95

95

12

Доля педагогов, участвующих в физкультурно-оздоровительных мероприятиях

%

25

35

50

50

50

50

13

Число учащихся, участвующих в волонтерском движении за здоровый образ жизни

Чел.

15

15

15

15

15

15

14

Проведение методических мероприятий с классными руководителями по опытно-экспериментальной деятельности

Шт.

3

3

4

4

5

5

Конечно, никогда не исчезнет изначальная функция педагога: развивать, учить и воспитывать детей. Но технология этого сложнейшего процесса будет ориентироваться на введение ребенка в мир Знания, Добра и Культуры. А сам ребенок – это всегда мир новизны, неожиданностей и уникальности. Безусловно, роль заместителя директора по воспитательной работе, очень значительна. Все, что мы делаем, мы делаем для ребенка, и поэтому можем с уверенностью сказать, что создаваемая система воспитания в нашей школе позволяет учащимся быстро адаптироваться и развивать свои склонности и способности. Этому помогает творческая и инновационная работа педагогического коллектива, который создает условия для достижения цели школы -  обеспечение разностороннего развития личности каждого школьника.

Литература

  1. Алиева Л.В.,  Беляев Г.Ю., Григорьев Д.В., Селиванова Н.Л.,  Степанова И.В., Степанов П.В. Оценка качества воспитания в образовательных учреждениях – М.: Московский центр качества образования, 2010. – 64с.
  2. Ведомственная целевая программа «Развитие образования в Нижегородской области на 2011-2013 годы», утверждена приказом министерства образования Нижегородской области от 07.09.2010 №1009
  3. Закон РФ «Об образовании» (в редакции введенной в действие с 15 января 1996 г. ФЗ от 13 января 1996 г.№12-ФЗ)// Официальные документы в образовании.-2000.-№14, июль.-С.2-59.
  4. Лазарев В.С. Педагогическая инноватика. М.: Просвещение.2006.258 с.
  5. Концепция о правах ребенка. Официальные документы в образовании.-2000.-№412, июль.- С.8-61.
  6. Курносова С.А. Педагогика и психология развития эмоциональной отзывчивости младших школьников: хрестоматия/  сост., автор предисл. С.А. Курносова – Петропавловск – Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2010. – 146с.
  7. Курносова С.А. Научно-методическое обеспечение педагогического сопровождения развития эмоциональной отзывчивости: Учебно-методическое пособие – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ. – 2004. – 159с.
  8. Национальная доктрина образования в РФ [постановление Правительства РФ от 04.10.00 №751]//Официальные документы в образовании.-2000.-№21.-С.2-11.
  9. Научная концепция инновационной деятельности в образовании/ Под ред. В.И.Слободчикова. - М.:ИРДО РАО.-2006.-43 с.
  10. Наумов, С.В. Теория системного управления инновационным развитием регионального образования: монография / С.В. Наумов. – Н. Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2008. – 170 с.
  11.  «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»», утвержденная Президентом РФ Д.А.Медведевым. Пр - 271 от 04 февраля 2010 г.
  12. Программа развития МБОУ СОШ № 10 г. Павлово «Школа опережающего образования» на 2010-2012 годы
  13. Районная целевая программа развития Павловского муниципального района Нижегородской области на 2009-2013 годы
  14. Сачкова Л.А. Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности субъектов муниципальной системы образования [Текст]// Методист.- 2009.-№9.- С.18-23.
  15. Слободчиков В.И. Очерки по психологии образования.- 2-е изд. переработанное и дополненное. - Бирибиджан: Изд-во БГПИ, 2005.-272 с.
  16. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям: избр. Произведения в 5 т. – Киев: Радянска школа, 1980. – Т.3. – С. 7-297
  17. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 -2015 годы».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мониторинг как основа построения воспитательной работы в школе".

Цель: выявление способности учреждения образования содействовать развитию личности ребенка....

МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Современное образовательное пространство  все больше поддерживает идею опережающего образования, суть которой заключается  в принципиальной ориентации этой системы на будущее, т.е. на те усл...

презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"

Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»

Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....

Построение воспитательной работы на основе позитивного личностного примера учителя и учеников старших классов.

Котовщикова Людмила Сергеевна учитель биологии высшей квалификационной категорииМесто работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Сосновка Тан...

Построение воспитательной системы класса

Материал для работы с детьми с ОВЗ (умственная отсталость)...

Модульный принцип построения воспитательной работы школы

Доклад на августовской конференции педагогических работников города...