Построение воспитательной системы "Школы опережающего образования"
статья по теме
Этот материал был представлен на региональный этап Всероссийского конкурса участников образовательных учреждений "Воспитать человека"-2012 в номинации "заместитель директора по воспитательной работе". Здесь представлен опыт построения воспитательной системы школы через инновации в воспитании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_kladovaya_pedagogicheskogo_masterstva.docx | 102.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кладовая педагогического мастерства»
Построение воспитательной системы «Школы опережающего образования»
«Жизнь коллектива – это тысячи и тысячи неожиданных
и тончайших прикосновений человека к человеку:
сердца к сердцу, мысли к мысли, радости к горю,
радости к радости, счастья к смятению и безнадежности…
От того, кто ведет воспитанников по тропке морального
самосовершенствования, зависит, какими станут сердца,
которые ежеминутно касаются друг друга,
- нежными и чуткими или затвердевшими.
Учителю нужно иметь очень чуткое и открытое сердце,
чтобы видеть, чувствовать, понимать тысяч нежнейших
прикосновений маленьких людей друг к другу,
чтобы эти прикосновения творили человеческую
красоту, а не причиняли людям боль».
В.А. Сухомлинский
Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления.
В МБОУ СОШ № 10 г. Павлово обучается 709 детей. Воспитательный процесс осуществляют 50 педагогов. Из них - 28 классных руководителей, 20 педагогов дополнительного образования, логопед, психолог, социальный педагог, старшая вожатая, преподаватель-организатор ОБЖ. На воспитательную и образовательную ситуацию нашей школы большое влияние оказывает ее расположение в центре района автобусостроителей рядом с градообразующим предприятием ОАО «Павловский автобусный завод». Протяженность микрорайона большая, в социум школы входят: центр досуга и культуры, спортивный комплекс (дом спорта, стадион, бассейн), две поликлиники (взрослая и детская), филиалы музыкальной и художественной школ, два детских сада, автошкола ДОСААФ. Все это позволяет обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся. Таким образом, воспитательная работа школы ориентируется как на свой потенциал, так и на потенциал окружающей школу социальной, природно-эстетической среды. Системообразующая деятельность – взаимодействие с социумом.
В данный момент мы используем программно-целевой подход в построении воспитательной системы: реализуются программы «Отчизны верные сыны», «Профилактика асоциального поведения», проекты «Школа развития талантов», «Школа своего здоровья». Функционирует 20 кружков и секций по 10 направлениям. Учащиеся занимаются в школе и центрах дополнительного образования. Всего 97,8% учащихся. На базе школы работает детское объединение «Город мастеров». Совместно с МДОУ №5 и №30 реализуются проекты «Улыбнись малыш!», «Дети – детям», «Книжкина больница». Совместно с ДК ОАО «Павловский автобус» проводятся события: «Праздник первого звонка», «Герой сердечного участия», «Торжественный митинг, посвящённый Памяти ВОВ», «Выпускной вечер». Совместно с СК «Торпедо» проводятся спортивные соревнования по шахматам, самбо, эстафетный пробег Памяти бывшего директора школы. Ученическое самоуправление представлено Президентской республикой. С 1996 года выпускается школьная газета «5+5».
С 2009 года мы входим в Университетский округ ГУ-ВШЭ, участвуем в олимпиадах, играх, турнирах, конкурсах округа, среди которых: интеллектуальные игры для младших школьников, нижегородская лицейская олимпиада, филологическая и гуманитарная олимпиады, олимпиады «Подрост», «Угол», игра «Правовой бой», кубок г.Н.Новгорода и другие. Второй год наша школа проводит цикл сезонных математических игр среди школ Павловского района. На базе школьного лагеря работает Летняя предметная школа «МИНИМАКС».
Также мы сотрудничаем с Павловскими филиалами ННГУ, НГТУ, ДОСААФ РОСТО: проводятся встречи вузовских преподавателей с родителями и учащимися, экскурсии в высшие учебные заведения, участие в вузовских олимпиадах и интеллектуальных играх, ведутся занятия по изучению «Автодела» учащимися 10-11 классов.
За последние три года наши педагоги – участники, лауреаты и победители таких конкурсов, как: «Самый классный классный», «Лучший психолог», «Лучший педагог дополнительного образования», конкурс молодых специалистов, «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая инновационная разработка», национальная премия «Элита Российского образования», «Педагогические инновации», смотр-конкурс на лучшего специалиста системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, победители регионального конкурса «Воспитать человека» и др.
Но, тем не менее, именно система воспитания претерпела самые большие изменения, которые коснулись целей, задач, содержания и педагогических технологий.
В современных социокультурных условиях модернизация системы школьного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно в жизнедеятельность школы вписываются инновационные процессы. «Изменилось общество, изменился ребенок» (Д.И. Фельдштейн). В школе необходимы системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.
Инновационный процесс – это процесс развития, объект управления развитием образовательного учреждения, процесс разработки и освоения новшеств (Современный словарь иностранных языков).
Инновационная деятельность педагога – это система взаимосвязанных видов работ, обеспечивающих решение задач инновационного развития образовательных систем разного уровня за счет введения нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности субъектов образовательного процесса (В.С. Лазарев).
При построении воспитательной системы и учета условий ее реализации мы учитываем имеющиеся конкурентные достоинства:
- Истоки, наследие, традиции школы, новые творческие дела.
- Целенаправленная работа с одаренными детьми. Достаточно высокие результаты олимпиад, интеллектуальных испытаний и творческих конкурсов всех уровней.
- Реализация воспитательных программ позволяет обеспечить системную профилактическую работу с несовершеннолетними, снизить уровень правонарушений и исключить преступность среди школьников
- Высокий уровень профессионализма педагогических кадров, постоянно повышающих уровень научной и профессиональной подготовки.
- Открытость к инновациям, доступность и качество информационного обеспечения развития инновационных процессов. Опыт в разработке и реализации инновационных программ и проектов;
- Наличие межсферного взаимодействия социокультурных связей;
Воспитательная система нашей школы строится в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования, Национальной инициативы «Наша новая школа», Концепции гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 годы, ведомственной целевой программы «Развитие образования в Нижегородской области на 2011-2013 годы», районной целевой программой развития образования в Павловском муниципальном районе Нижегородской области» на 2009-2013 годы, программой развития МБОУ СОШ № 10 г. Павлово «Школа опережающего образования» на 2010-2012 гг.
Воспитательная система «Школы опережающего образования» - это построение целостного организма, возникающего в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания:
- подсистемы целей и идей;
- общности людей, реализующих цели и идеи;
- подсистемы деятельности, общения;
- финансово-материальной базы;
- освоенная коллективом социальная и природная среда.
При проектировании инновационной деятельности в воспитании мы опирались на теоретические и методические разработки: Представления о сущности процесса инновационного развития (В. И. Загвязинский, Г.А.Игнатьева, М. М. Поташник, Н. Р. Юсуфбеков); Исследования по проблеме личностно ориентированного подхода и развивающего обучения (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская); Сердце отдаю детям (В.А. Сухомлинский); Оценка качества воспитания в образовательном учреждении (Н.Л. Селиванова); Воспитание эмоциональной отзывчивости (С.А. Курносова); Деятельность классного руководителя в современном воспитании (Н.Л. Селиванова); Возрастные воспитательные программы (А.А. Галицких, Л.В. Швецова.).
При анализе воспитательной работы нами выявились следующие проблемы:
- нет системы духовно-нравственного воспитания (события носят разовый характер)
- низкий уровень детского самоуправления (все на уровне КТД)
- слабо используется проектно-исследовательская деятельность классного руководителя (в условиях введения ФГОС – это просто необходимо!)
- слабо используются новые формы работы с родителями
Программа воспитательной работы в нашей школе опирается на педагогический опыт школы № 10 с учетом инноваций в воспитании. Мы строим ее в системе: в каждом возрасте создаются особо благоприятные предпосылки для формирования требуемых качеств, совокупность которых и определяет духовный мир растущего человека. Поэтому для каждой параллели классов: начальных, средних, подростковых и старших - определены ведущие воспитательные цели, задачи, разработана система классных часов, тематика родительских собраний, ключевых событий, характеризующая у школьников формирование основ духовно-нравственного воспитания. Особенностью нашей школы как воспитательной системы является использование в ее жизнедеятельности инновационных воспитательных комплексов, которые представляют форму интеграции воспитательных воздействий на личность.
Решающим фактором внедрения инноваций в воспитании является позиция руководителя, в чем нашей школе очень повезло, и, конечно же, заместителя директора по воспитательной работе.
Возможности заключаются в следующем:
-знание и генерирование идей по проблемам инновационной деятельности;
-независимость суждений на основе высокого профессионализма;
-владение панорамой инноваций в образовании области, района, школы;
-способность преодолевать инерцию в деятельности педагогического коллектива;
-способность к оценочным суждениям и к рефлексии.
Ну а поддержка руководителя школы является предпосылкой развития профессиональных способностей – управленческих, организаторских, аналитических, – необходимых в сфере инновационной деятельности:
-способность к овладению методологией творческой деятельности;
-владение методами экспериментальной работы;
-создание авторских программ и проектов;
-способность аккумулировать и использовать опыт творчески работающих классных руководителей и воспитателей;
-способность к сотрудничеству с учеными и практиками;
-умение разрешать творческие споры и конфликты.
Новая миссия МБОУ СОШ №10 г.Павлово заключается в формировании личности многосторонне образованной, креативной, способной к познанию, исследованию и творчеству, обладающей высокой культурой и духовностью, с активной общественной позицией, способной делать собственную жизнедеятельность предметом своих преобразований.
Цель: построение образовательной и воспитательной системы школы опережающего образования, обеспечивающей условия для свободного, осознанного самоопределения личности на основе фундаментальных знаний, опыта творческой деятельности и прочно освоенных социальных и гражданских компетенций.
Чтобы получить результат, безусловно, нужна система.
Системное управление образованием – целенаправленная деятельность субъектов управления разных уровней, обеспечивающая интеграцию всех систем жизнеобеспечения основного образовательного процесса, при которой управленческие решения принимаются на основе учета как непосредственных социально-педагогических изменений и их последствий, так и возможных социально-педагогических изменений и осуществляют опережающую реакцию на них (С.В. Наумов).
Опережающее образование - мобильная переориентация системы школьного образования и воспитания на подготовку выпускников в быстро меняющихся условиях интенсивного развития социальных и экономических процессов, готовых оперативно предложить свое участие, отвечая на запросы общества и рынка труда, способного делать собственную жизнедеятельность предметом своих преобразований (программа развития школы).
Выпускник школы должен соответствовать современным требованиям к личности: адаптироваться к окружающей социокультурной среде, к выполнению общих для общества социальных функций, к самообразованию и самореализации своей личности. У него должна быть выработана своя система ценностей, адекватная общим и лично избранным сферам социально полезной деятельности, индивидуальным особенностям.
В условиях массового введения инноваций наша школа строит воспитательную систему на основе программы развития школы «Школа опережающего образования», где предполагается реализация шести актуальных проектов:
- Проект «Школе опережающего образования – новое содержание» направлен на обновление образовательной программы школы, обучения на основе индивидуальных учебных планов, переход на новые образовательные стандарты и создание обновленной системы учебно-воспитательного процесса;
- Проект «Учитель новой формации» направлен на формирование новой позиции учителя и профессиональных компетенций, расширение его профессиональных ролей в соответствии с миссией Школы;
- Проект «Школа развития талантов» обращен на создание условий для раннего раскрытия и развития способностей, таланта каждого ребенка и разработку системы педагогического сопровождения.
- Проект «Школа своего здоровья» нацелен на воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни, присущей духовно-нравственной личности посредством создания здоровьеразвивающей среды, построенной на основе экологических идей и бережного отношения к природе.
- Проект «Инфраструктура школы опережающего образования» направлен на развитие инженерно-технологической среды образования: совершенствование материально-технической базы, создание новой практики деятельности гражданских институтов Школы.
- Проект духовно-нравственного воспитания «Ступени самопознания» (далее «Программа») направлен на создание условий для становления и развития общечеловеческой, национальной и духовной культуры учащихся.
Уже сейчас наша школа - ресурсное учреждение по организации работы с одаренными детьми Павловского муниципального района: проведение интеллектуальных игр «Домино», «Самбо», «Два капитана», «Альтернатива», дистанционных олимпиад школьников и др.;
Школа - участник сетевого взаимодействия Университетского округа НИУ ВШЭ (Web-сайт: http://hse.nnov.ru/entrant/okrug/).
Школа - экспериментальная площадка ГОУ ДПО НИРО «Применение дистанционных технологий обучения для формирования и развития системы педагогической деятельности с одаренными детьми» (Web-сайт: http://sites.google.com/site/distedunn/eksperimentalnye-plosadki/group_pavlovo).
Школа - участник регионального сетевого экспериментального образовательного проекта "Нижегородская инновационная школа" по теме "Проектирование образовательной программы ОУ как самообучающейся организации"(Web-сайт: http://www.niro.nnov.ru/?id=1178).
Школа – участник Всероссийского проекта «Компьютер для школьника»
Школа - экспериментальная площадка ГОУ ДПО НИРО по теме "Разработка технологий формирования метапредметных умений у младших школьников"(Web-сайт: http://www.niro.nnov.ru/?id=1178).
Школа - районная экспериментальная площадка по теме "Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников в общеобразовательном учреждении», под руководством С.А. Курносовой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, которая стала основой Программы духовно-нравственного воспитания «Ступени самопознания».
Инновационная деятельность в воспитании в нашей школе осуществляется в тесном взаимодействии учащихся, педагогов, родителей и социальных партнеров по направлениям, выделенным на рисунке (см. рис.1):
Рис. 1 Основные направления воспитательной работы в школе
Работа с учащимися
Духовно-нравственное
Программа «Воспитание эмоциональной отзывчивости» - система классных часов, которые учат ребенка выходить за границы индивидуального эмоционального опыта, сопереживать и сочувствовать, понимать эмоциональное состояние и поведение другого человека, замечать неблагополучие человека, животного, растения и искать способ устранения этого неблагополучия. Эмоциональная отзывчивость рассматривается как: ключевая компетентность, необходимая ребенку для его успешной социализации. Она открывает на мир перед растущим человеком новое социальное пространство самоосуществления; становится средством, владея которым, ребенок может открывать потенциальные возможности своей деятельности и творчества, обнаруживать в Другом собственные новые личностные смыслы, ранее не испытанные переживания, реализовать потребность в переживании специфического состояния сознания – понимания, ясного видения Другого: понимания этических и эстетических явлений; понимания поведения другого человека, его эмоций, мыслей, мотивов его поступков и прочего. Отличительные признаки программы: направленность не только на развитие индивидуального эмоционального опыта ребенка, сколько на поддержку ребенка в обретении способности покидать пределы непосредственного эмоционального опыта;
В прошлом году на уровне школьного эксперимента нами была разработана возрастная система классных часов по программе. В этом учебном году мы заявили эксперимент на район и провели установочный семинар.
Военно-патриотическое – создание новых социально-педагогических проектов «Я – Гражданин России!», «Дорогою добра»; кружок «Энциклопедия правил дорожного движения» совместно с автошколой ДОСААФ, встречи с работниками МЧС и пожарной части; открытие школьного музея «История школы, Автобусного завода, родного края, России»;
Трудовое и экологическое – новый социально-педагогический проект «Наша территория» (благоустройство классных комнат, рекреаций, территории школы, школьного цветника, создание дендрария на территории школы); введение кружка «Основы комнатного цветоводства и ландшафтного дизайна»
Эстетическое – новый социально-педагогический проект «Мир Искусства» (разработана система посещений выставок и музеев города Павлово, Нижегородской области, России в соответствии с возрастом учащихся; работа кружков «Уроки любования», «Студия ИЗО», «Марья – искусница», введение новых кружков «Клуб любителей искусства», «Ритмы танца»).
Формирование безопасного образа жизни – проект «Школа своего здоровья»; проведение совместных мероприятий с СК «Торпедо»; разработана новая программа по профилактике асоциального поведения; работают волонтерские группы; проводятся соревнований по новым видам спорта (соревнования по черлидингу); работает военно-патриотический клуб «Звезда»
Работа с одаренными детьми - реализуется проект «Школа развития талантов»,
проведение на базе школы открытого кубка города Павлово по математике; введение новых кружков: «Шах – Мат», «Бим роботы»; работа летнего многопрофильного лагеря «МИНИМАКС» (Экспертное заключение ГОУ ДПО НИРО, 2011г.).
Развитие детского самоуправления – создается Центр детских инициатив, работает пресс-центр, детское объединение – «Город мастеров». Основные направления деятельности в объединении: Творчество, Отечество, Здоровье, Экология. Ученическое самоуправление представлено Президентской республикой. Высший орган - Совет учащихся. Работа ведется в соответствии с Положением о школьном ученическом самоуправлении. Выборы Президента ученического самоуправления проходят ежегодно в октябре месяце, согласно положению в них принимают участие учащиеся 3-11 классов и сотрудники школы. Голосование тайное. За две недели до выборов проходит предвыборная компания. Ход выборов и результаты освещаются в школьной газете «5+5». Выборная компания заканчивается инаугурацией Президента ученического самоуправления.
Роль меня, как руководителя в данном случае, заключается в правильной организации детей, участии в обсуждении возникающих вопросов, но цель заключается не в том, чтобы дать готовое решение, а незаметно подвести учащихся к возможному пути решения проблемы, то есть оказывать влияние на подростков, но не на прямую, а косвенно.
Работа с педагогами
Инновации в области воспитания требуют высокого профессионализма учителя – творца.
Важнейшим качеством нового педагога становится неповторимый почерк, личная философская доктрина, стремление к самореализации. И в данном контексте сам учитель, воспитатель становится важнейшим инноватором.
Нами пополнен и обновлен банк методических материалов, диагностических методик: созданы папки с методическими разработками классных часов по направлениям работы и тематических родительских собраний, заведены дневники педагогов-исследователей (Н.Л. Селиванова); классные руководители постоянно публикуются в областном журнале «Теория и практика школьного воспитания», участвуют в конкурсах на различных уровнях, проходят курсы повышения квалификации в Нижегородском институте развития образования (в 2010-2011 году прошли курсы 27 классных руководителей – 99%).
Организован обмен опытом и педагогическим мастерством педагогов: выступление на РМО классных руководителей, участие классных руководителей в областных семинарах (2010г. - «Роль классного руководителя в современном воспитании» под руководством Н.Л. Селивановой, руководителя центра теории воспитания и Московского центра качества образования в рамках сетевого проекта «Нижегородская инновационная школа»).
В этом учебном году к работе приступила творческая группа классных руководителей 5-11 классов «Достижени–Я» под руководством Шевяковой М.Г., победителя районного конкурса «Самый классный классный», пошедшая курсы повышения квалификации НИРО по теме «Деятельность классного руководителя в рамках ПНПО». Разработана программа внеурочной деятельности в среднем и старшем звене. Разрабатывается свой собственный сайт ШМО классных руководителей.
Организуется активный отдых педагогов во внеурочной деятельности: поход на озеро Святое (октябрь), поездки в театры (ноябрь), посещение бассейна (декабрь), поход на лыжах на озеро Кусторка (февраль), турслет педагогов (июнь).
Работа с родителями
Работу с родителями мы ведем через вовлечение в учебно-воспитательный процесс, повышение психолого-педагогических знаний родителей. При работе с родителями используются такие формы работы, как родительские собрания, индивидуальные консультации, родительский лекторий, родительские конференции, беседы с родителями врачей-специалистов, сотрудников правоохранительных органов. Реализуется программа «Портфолио выходного дня» участие учителей, детей и родителей в совместных мероприятиях в выходные дни.
Помимо совместных событий в течение года, одной из форм сотрудничества школы и родителей является традиционный праздник «Герой сердечного участия» (25 января), где награждаются не только обучающиеся, педагоги и социальные партнеры, но и родители. Второй год зал переполнен участниками этого школьного события.
Участники награждаются по номинациям: «Всезнайка»; «Умники и умницы»; «Творческий полет, «Спорт любить – здоровым быть» (награждение учащихся); «Начало начал» (награждение родителей, которые принимают активное участие в жизнедеятельности школы – 2011г. - 55 семей); «Если друг оказался вдруг» (награждение социальных партнеров за плодотворное сотрудничество со школой); «Педагогическое мастерство» (награждение педагогов школы за профессионализм, творчество). А главный подарок – сертификат «Героя сердечного участия», вручается 10 участникам, которых выбирает школьное жюри. Это те люди, которые принимают активное участие в жизнедеятельности школы, которые душой и сердцем любят школу и преданы ей (в прошлом году из 10 – 3 человека стали родители: председатель Попечительского совета, члены общешкольного родительского комитета)
Попечители: Благотворительные фонды «Вольное дело», «Новая школа», Социальный фонд «Павел Перевозчик», Попечительский совет Школы.
Работа с социальными партнерами
Работа строится в рамках реализации программы духовно-нравственного воспитания «Ступени самопознания» по направлениям:
Рис. 2 Взаимодействие с социумом
Оценка качества воспитания школьников производится по следующим показателям:
- накопление школьниками основных социальных знаний;
- развитие позитивных отношений школьников к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного ценностно-ориентированного социального действия.
Оценка качества воспитания младших школьников производится путем сопоставления поставленных в каждом классе целей воспитания и реально полученных результатов, фиксируемых педагогическим наблюдением и диагностиками по программе «Воспитание эмоциональной отзывчивости» (карта уровня воспитанности).
Оценка качества воспитания подростков и старшеклассников производится путем сопоставления поставленных в каждом классе целей воспитания и реально полученных результатов, фиксируемых при помощи специально разработанного опросника «Личностный рост».
Результаты опроса обрабатываются и оформляются следующим образом:
-заполняются таблицы по базовым ценностям: Отечество, Земля, Мир, Труд, Культура, Знания, Другие люди, Здоровье, Внутренний мир (измеряется 1 раз в 2 года)
Сводная таблица. Характер отношений школьников к базовым общественным ценностям (% школьников) | |||||||||||||||||
Характер отношений | классы | ||||||||||||||||
5а | 5б | 5в | 6а | 6б | 6в | 7а | 7б | 7в | 8а | 8б | 8в | 9а | 9б | 9в | 10 | 11 | |
устойчиво-негативное | |||||||||||||||||
ситуативно-негативное | |||||||||||||||||
ситуативно-позитивное | |||||||||||||||||
устойчиво-позитивное |
- заполняется таблица, наглядно показывающая, какой опыт самостоятельного ценностно-ориентированного социального действия приобретают школьники в образовательном учреждении (измеряется 1 раз в год)
дела | Количество школьников (%) каждого класса, принявших в них участие: в статусе организатора («О» или участника («У») | ||||||||||||||||
5а | 5б | 5в | 6а | 6б | 6в | 7а | 7б | 7в | 8а | 8б | 8в | 9а | 9б | 9в | 10 | 11 | |
Процент учащихся, принявших участие в митингах, шествиях, распространяющих наглядную агитацию экологической, патриотической, правозащитной и иной гуманитарной направленностей | |||||||||||||||||
Доля учащихся, помогающих ветеранам, пожилым людям, инвалидам, детским домам | |||||||||||||||||
Процент учащихся, принявших непосредственное деятельное участие в наведении чистоты и благоустройстве территории школы, улиц, скверов, парков, лесов, водоемов и прочих социальных и природных объектов | |||||||||||||||||
Доля учащихся, связанных с шефской помощью малышам, детским садам | |||||||||||||||||
Процент учащихся, принявших участие в краеведческих экспедициях | |||||||||||||||||
Доля учащихся, связанных с поисковой деятельностью по истории школы | |||||||||||||||||
Проведение методических мероприятий с классными руководителями в рамках опытно-экспериментальной работы в области инноваций в воспитании |
Результативность инновационной деятельности в воспитании
№ | направление | результат |
1 | Духовно-нравственное воспитание Реализация программы «Воспитание эмоциональной отзывчивости» | В 2010-2011 году школа стала инициатором, организатором и руководителем районного сетевого проекта «Воспитание эмоциональной отзывчивости в общеобразовательном учреждении», в который вошли 5 городских школ, 3 сельские школы и 2 детских садика. Общеизвестно, что результаты работы по воспитанию детей не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении их счету, письму, чтению. Тем не менее, как показал школьный эксперимент, эти занятия приносят детям радость. Мы наблюдаем, как постепенно в каждом ребенке появляются частички позитивных изменений в эмоциональной отзывчивости детей – они становятся чувствительнее, светлее, добрее. |
2 | Гражданско-патриотическое Программа «Отчизны верные сыны» | Программа отмечена на областном конкурсе «За нравственный подвиг учителя». Всероссийский конкурс на соискание премии-стипендии общественной программы «Надежда России» - учащиеся - лауреаты, дипломанты; IV Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси», посвященного великомученику Георгию Победоносцу – 2 грамоты участника; Областной конкурс научно-исследовательских работ по истории государственных учреждений России от Ивана III до наших дней, посвященной 200 – летию основания Государственного Совета- 1 место; учащиеся школы завоевали 6 грамот по итогам районного этапа военно-спортивной игры «Зарница», заняли 1 место в военизированной полосе препятствий «Павловская линия обороны», отмечены благодарностями за участие в военно-прикладной спартакиаде допризывной и призывной молодежи, соревнованиях по пожарному и военно-спортивному многоборью. Школьники приняли участие в 14 районных конкурсах, завоевали в них 13 наград. |
3 | Работа с одаренными детьми Проект «Школа развития талантов» | Создаются условия для раннего раскрытия и развития способностей, таланта каждого ребенка и разработку системы педагогического сопровождения. Программа летнего профильного лагеря «МИНИМАКС» в 2011 году получила экспертное заключение ГОУ ДПО НИРО. |
4 | Формирование безопасного образа жизни Проект «Школа своего Здоровья» | Создаются условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. В школе имеется: медицинский и процедурный, стоматологический кабинет. Программа «Профилактика асоциального поведения у подростков» заняла 1 место в районном и областном смотре-конкурсе на лучшего специалиста системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. На базе школы работает кружок «Здоровый образ жизни», «Разговор о правильном питании», кружки «Ритмика», «Шах-Мат», «Аэробика», «Безопасность на дороге», «Энциклопедия правил дорожного движения». На базе школы работали секции «Футбол» (ДС), «Спортивное ориентирование», «Юный турист», «Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе» (СЮТУР), «Легкая атлетика» (ДЮСШ). Учащиеся школы стали победителями в зональных соревнованиях по плаванию, в областных соревнованиях по спортивному ориентированию на лыжах, в областном конкурсе «Разговор о правильном питании», в районных соревнованиях по настольному теннису, баскетболу, шахматам, борьбе самбо, легкой атлетике и др., награждены грамотой за участие в районном конкурсе школьных агитбригад «Мы выбираем здоровье», «Путешествие в волшебную страну ЗОЖ» (см. приложения). |
5 | Трудовое и экологическое Проект «Наша территория» | Создается дендрарий на территории школы (посадка деревьев). Реализуются проекты по благоустройству не только на территории школы (цветник, озеленение классных комнат, школьных рекреаций), но и за пределами школы: уборка парка, чистка прудов и водоемов. В 2011 году первоклассники стали призерами районного конкурса «Наша планета – Земля» (озеленение классной комнаты). |
6 | Эстетическое Проект «Мир искусства» | Создана система посещений в городские, районные и всероссийские музеи России. Школьники – участники городских олимпиад Н. Новгорода по мировой художественной культуре. В 2011году призерами областной олимпиады «Такая разная архитектура» стали 4 ученика нашей школы. В 2012 году стали победителями. |
7 | Развитие ученического самоуправления | С 2010 года возобновлен выпуск школьной газеты «5+5» (один раз в четверть), корреспонденты которой являются также внештатными корреспондентами газеты «Молодежный портал», приложения к городской газете «Павловский металлист» (Web-сайт: http://www.pm-molod.ru/news.php). С 2012 года работает школьное телевидение «Проект – 10 TV».С 2004 года действует детское общественное объединение «Город Мастеров» имени Героя советского союза П.И. Шавурина. Установлено тесное сотрудничество школы с ДБОУ №5, №30 , № 14 работают вожатские отряды с учащимися начальной школы. Для малышей проводятся театрализованные представления, конкурсно - игровые программы, проводятся экскурсии по школе, в музей и др. |
Количественные показатели на примере программы «Ступени самопознания»
(измеряются 1 раз в год на 31 декабря)
№ | Индикаторы | Ед. изм. | Значение в отчетном году (май 2011) | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Программа духовно-нравственного воспитания «Ступени самопознания» | ||||||||
1 | Процент учащихся, принявших участие в митингах, шествиях, распространяющих наглядную агитацию экологической, патриотической, правозащитной и иной гуманитарной направленностей | % | 75 | 80 | 80 | 85 | 85 | 85 |
2 | Доля учащихся, помогающих ветеранам, пожилым людям, инвалидам, детским домам | Чел. | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 |
3 | Процент учащихся, принявших непосредственное деятельное участие в наведении чистоты и благоустройстве территории школы, улиц, скверов, парков, лесов, водоемов и прочих социальных и природных объектов | % | 60 | 70 | 80 | 90 | 90 | 90 |
4 | Доля учащихся, связанных с шефской помощью малышам, детским садам | Чел. | 80 | 92 | 113 | 114 | 115 | 115 |
5 | Процент учащихся в краеведческих экспедициях | % | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 90 |
6 | Доля учащихся, связанных с поисковой деятельностью по истории школы | Чел. | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 |
7 | Доля выявленных заболеваний у учащихся | Чел. | 62 | 56 | 50 | 50 | 50 | 50 |
8 | Число заболеваний сотрудников (по больничным листам) | Шт. | 22 | 20 | 19 | 25 | 25 | 25 |
9 | Число травм, полученных в школе учащимися | Шт | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
10 | Число учащихся социально незащищенных категорий успешно адаптированных | Чел. | 130 | 132 | 135 | 135 | 135 | 135 |
11 | Доля обучающихся, участвующих в физкультурно-оздоровительных мероприятиях | % | 80 | 90 | 95 | 95 | 95 | 95 |
12 | Доля педагогов, участвующих в физкультурно-оздоровительных мероприятиях | % | 25 | 35 | 50 | 50 | 50 | 50 |
13 | Число учащихся, участвующих в волонтерском движении за здоровый образ жизни | Чел. | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 |
14 | Проведение методических мероприятий с классными руководителями по опытно-экспериментальной деятельности | Шт. | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 |
Конечно, никогда не исчезнет изначальная функция педагога: развивать, учить и воспитывать детей. Но технология этого сложнейшего процесса будет ориентироваться на введение ребенка в мир Знания, Добра и Культуры. А сам ребенок – это всегда мир новизны, неожиданностей и уникальности. Безусловно, роль заместителя директора по воспитательной работе, очень значительна. Все, что мы делаем, мы делаем для ребенка, и поэтому можем с уверенностью сказать, что создаваемая система воспитания в нашей школе позволяет учащимся быстро адаптироваться и развивать свои склонности и способности. Этому помогает творческая и инновационная работа педагогического коллектива, который создает условия для достижения цели школы - обеспечение разностороннего развития личности каждого школьника.
Литература
- Алиева Л.В., Беляев Г.Ю., Григорьев Д.В., Селиванова Н.Л., Степанова И.В., Степанов П.В. Оценка качества воспитания в образовательных учреждениях – М.: Московский центр качества образования, 2010. – 64с.
- Ведомственная целевая программа «Развитие образования в Нижегородской области на 2011-2013 годы», утверждена приказом министерства образования Нижегородской области от 07.09.2010 №1009
- Закон РФ «Об образовании» (в редакции введенной в действие с 15 января 1996 г. ФЗ от 13 января 1996 г.№12-ФЗ)// Официальные документы в образовании.-2000.-№14, июль.-С.2-59.
- Лазарев В.С. Педагогическая инноватика. М.: Просвещение.2006.258 с.
- Концепция о правах ребенка. Официальные документы в образовании.-2000.-№412, июль.- С.8-61.
- Курносова С.А. Педагогика и психология развития эмоциональной отзывчивости младших школьников: хрестоматия/ сост., автор предисл. С.А. Курносова – Петропавловск – Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2010. – 146с.
- Курносова С.А. Научно-методическое обеспечение педагогического сопровождения развития эмоциональной отзывчивости: Учебно-методическое пособие – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ. – 2004. – 159с.
- Национальная доктрина образования в РФ [постановление Правительства РФ от 04.10.00 №751]//Официальные документы в образовании.-2000.-№21.-С.2-11.
- Научная концепция инновационной деятельности в образовании/ Под ред. В.И.Слободчикова. - М.:ИРДО РАО.-2006.-43 с.
- Наумов, С.В. Теория системного управления инновационным развитием регионального образования: монография / С.В. Наумов. – Н. Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2008. – 170 с.
- «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»», утвержденная Президентом РФ Д.А.Медведевым. Пр - 271 от 04 февраля 2010 г.
- Программа развития МБОУ СОШ № 10 г. Павлово «Школа опережающего образования» на 2010-2012 годы
- Районная целевая программа развития Павловского муниципального района Нижегородской области на 2009-2013 годы
- Сачкова Л.А. Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности субъектов муниципальной системы образования [Текст]// Методист.- 2009.-№9.- С.18-23.
- Слободчиков В.И. Очерки по психологии образования.- 2-е изд. переработанное и дополненное. - Бирибиджан: Изд-во БГПИ, 2005.-272 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям: избр. Произведения в 5 т. – Киев: Радянска школа, 1980. – Т.3. – С. 7-297
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 -2015 годы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мониторинг как основа построения воспитательной работы в школе".
Цель: выявление способности учреждения образования содействовать развитию личности ребенка....
МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Современное образовательное пространство все больше поддерживает идею опережающего образования, суть которой заключается в принципиальной ориентации этой системы на будущее, т.е. на те усл...
презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"
Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....
«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»
Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....
Построение воспитательной работы на основе позитивного личностного примера учителя и учеников старших классов.
Котовщикова Людмила Сергеевна учитель биологии высшей квалификационной категорииМесто работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Сосновка Тан...
Построение воспитательной системы класса
Материал для работы с детьми с ОВЗ (умственная отсталость)...
Модульный принцип построения воспитательной работы школы
Доклад на августовской конференции педагогических работников города...