Самоопределение
методическая разработка по теме
В 2010 году веду занятия для учащихся 9 классов на тему «Профессиональное самоопределение старшеклассников».
Цель исследования: обобщить, расширить и систематизировать опыт работы по профессиональному самоопределению старшеклассников в ГБОУ ЦО №1085.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- Проанализировать влияние учебно-воспитательного процесса на профессиональное самоопределение школьников.
- Подобрать и апробировать диагностическую методику.
- Определить эффективность данной методики на практике.
Тема является актуальной, так как выбор профессионального пути – вечная человеческая проблема, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Каждый третий школьник не сделал профессионального выбора на будущее. Молодые люди не способны соотнести выбор профессии со своим здоровьем, плохо знакомы с основами трудового законодательства.
В рамках исследовательской работы был разработан диагностический комплекс, включающий в себя следующие методики:
Для учащихся:
- анкетирование «Выбор профильного обучения».
- Карта интересов» (модифицированная методика А. Е. Голомштока).
- анкета «Ориентация» и анкета «Самооценка личности».
- методики: Дж. Холланда, Е.А Климова,
- методика профессора В.Б. Успенского.
Для родителей:
- Анкета «О талантах ребёнка: как их выявить» (А. ДЕ Хана и Г. Кафа)
- «Карта интересов» (Е.А. Климов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_samoopredelenie.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В 2010 году веду занятия для учащихся 9 классов на тему «Профессиональное самоопределение старшеклассников».
Цель исследования: обобщить, расширить и систематизировать опыт работы по профессиональному самоопределению старшеклассников в ГБОУ ЦО №1085.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- Проанализировать влияние учебно-воспитательного процесса на профессиональное самоопределение школьников.
- Подобрать и апробировать диагностическую методику.
- Определить эффективность данной методики на практике.
Тема является актуальной, так как выбор профессионального пути – вечная человеческая проблема, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Каждый третий школьник не сделал профессионального выбора на будущее. Молодые люди не способны соотнести выбор профессии со своим здоровьем, плохо знакомы с основами трудового законодательства.
В рамках исследовательской работы был разработан диагностический комплекс, включающий в себя следующие методики:
Для учащихся:
- анкетирование «Выбор профильного обучения».
- Карта интересов» (модифицированная методика А. Е. Голомштока).
- анкета «Ориентация» и анкета «Самооценка личности».
- методики: Дж. Холланда, Е.А Климова,
- методика профессора В.Б. Успенского.
Для родителей:
- Анкета «О талантах ребёнка: как их выявить» (А. ДЕ Хана и Г. Кафа)
- «Карта интересов» (Е.А. Климов)
Диагностика проводилась в два этапа: входная (2005-2006 уч. год) и выходная (конец 2006-2007 уч. года).
Исследования были направлены на выявление интересов, склонностей учащихся, особенностей личности, первичных профессиональных намерений и их динамики, были выявлены те области, в которых интересы учащихся проявляются в наибольшей степени, отслежено, насколько совпадают интересы и предпочтения учащихся с их способностями и на сколько согласованы представления учащихся и их родителей о профессиональном будущем школьников, готовность выпускников к выбору профессии.
По результатам входной диагностики мы получили следующие результаты:
Результаты диагностики на «входе»
Интересы. Учащиеся.
Результаты диагностики интересов учащихся с точки зрения родителей
на входе
Результаты диагностики способностей учащихся на «входе» и «выходе».
Результаты диагностики способностей учащихся, по мнению родителей на «входе»
и «выходе».
На основе полученных результатов планируется коррекционно-развивающая и консультативно-просветительская работа. Разработана программа коррекционно-развивающих занятий и для учащихся, и для их родителей. Занятия проводятся в различных формах: в виде развивающих игр и упражнений, в виде детско-родительских игр и тренингов профессионального самоопределения, на которых даётся согласование представлений учащихся и их родителей о профессиональном будущем старшеклассника.
Проведение консультативно-просветительской работы направленно на развитие психологической культуры учащихся, родителей и педагогов, углубление их знаний по психологии. С учащимися проводятся классные часы на темы профориентации, беседы.
Просвещение родителей осуществляется на родительских собраниях, индивидуальных консультациях. На родительском собрании родители получают информацию о целях и задачах работы с детьми, информацию о своем ребенке, его учебных успехах, поведении, способностях, интересах, о мире профессий, рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать.
Итоговая диагностика была построена по аналогии с входной. Получили следующие результаты:
Результаты диагностики интересов учащихся на «выходе»
Результаты диагностики интересов учащихся, по мнению родителей
на выходе
Сравнение готовности
выпускников к выбору профессии
Таким образом, можно сделать вывод, что в подростковом и юношеском возрасте существует общая тенденция – по окончании школы учащиеся в подавляющем большинстве выбирают массовые профессии. Одновременно следует отметить, что основная часть выпускников выбирает массовые профессии по интересам и склонностям. Мы видим, что все-таки есть учащиеся, которые не определились с выбором профессии или определились, но не точно. Причина, по-видимому, заключается в том, что на профессиональное самоопределение учеников очень большое влияние оказывает их социальное положение, профессия и образование родителей, а в этих семьях мягко сказать не всё благополучно.
Исходя из этого, перед коллективом школы встают новые задачи:
1. Провести исследование, как формируется профессиональное самоопределение учащихся, живущих в неблагополучных семьях.
2. Искать новые формы и методы работы с учащимися из неблагополучных семей, так как формы и методы, используемые в работе, для этих детей оказались не эффективны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей и самоопределение подростка
Мы попробовали определить, как формируются ключевые компетенции на занятиях в педагогике дополнительного образования и насколько они могут повлиять на самоопределение учащихся. При изучении раз...
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОГО НА ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИЙ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ
Содержательные аспекты образовательного процесса направленного на ценностное самоопределение школьников: технология создания ситуаций ценностного самоопределения в семейной сфере...
Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности
Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...
Виды самоопределения, их актуальность для подростков в период перехода на новую учебную ступень. Роль родителей в самоопределении детей
Виды самоопределения, их актуальность для подростков в период перехода на новую учебную ступень. Роль родителей в самоопределении детей...