статья Одарённость
статья по теме
Раскрыт опыт работы по проблеме «Развитие одаренности детей через организацию исследовательской деятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_odaryonnost.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие одаренности детей через организацию исследовательской деятельности.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Развитие системы работы с одаренной учащейся молодежью - одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.
Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна? Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Работа с одарёнными детьми диктует определённые требования к личности педагога. Только творческий учитель сможет воспитать творческого ученика. В нашей школе был разработан проект «Развитие одаренности детей через организацию исследовательской деятельности», включающий различного рода мероприятия, имеющие целью создание условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей учащихся, воспитание у них желания заниматься интеллектуальной деятельностью, формирование навыков продуктивного интеллектуального труда. Настоящий проект является частью концепции развития школы до 2015 года и предусматривает возможность решать задачи государственной важности – сохранять интеллектуальный потенциал нации, для этого необходимо проводить специальную работу с одаренными детьми, стимулировать развитие наиболее продвинутых школьников, способствовать их обучению, расширять базу познавательных интересов и интеллектуальных умений.
Генеральная цель проекта: создание условий для оптимального развития одарённых детей с ярко выраженными творческими способностями, включая детей, чья одарённость на данный момент ещё не проявилась, а также способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их творческих индивидуальных способностей.
Цель: найти объективную методическую систему работы с одарёнными детьми в условиях массовой (общеобразовательной) школы
Задачи:
- Разработать систему целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в школе.
- Используя содержание учебных предметов на основе современных образовательных технологий применять новые, нестандартные методы и приёмы работы с одарёнными детьми.
- Стимулировать творческую деятельность одарённых детей.
- Создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального, физического развития одарённых школьников, для реализации их личных творческих способностей.
- Способствовать методическому росту учителя, постоянному повышению квалификации через курсовую подготовку и самообразование.
Были разработаны ключевые направления работы педагогического коллектива: информационно-аналитическое, организационно-педагогическое, методическая работа через деятельность школьные методические объединения, созданы условия для участия в творческих конкурсах учащихся и педагогов.
Предполагаемый результат при реализации проекта: возможность интенсификации учебного процесса, создание в школе научного общества младших школьников «Малая академия наук» и «Искатель» для учащихся основной и старшей школы, увеличение числа школьников, принимающих участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и исследовательской деятельности.
Ни для кого не секрет, что современные подростки достаточно динамичны, обладают активной жизненной позицией. Однако в наш век информатизации дети пресыщены потоками информации, обладают широким кругозором. И не всегда те способы подачи информации, которые были действенны для предыдущих поколений, будут также действенны при изучении современного материала современными детьми. Я думаю, что мы все понимаем, что наша основная задача как педагогов не только снабдить учеников определённым набором знаний, обучить их основным способам и алгоритмам деятельности, но и научить ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и наиболее актуальные вопросы и самостоятельно получать на них обоснованные ответы.
Тем более что современное производство предъявляет четкие и однозначные требования к каждой профессиональной функции. Но принципиальное изменение требований, исчезновение одних профессиональных функций и появление других человек переживает в среднем 5-7 раз за время своей активной профессиональной жизни.
Такое положение вещей требует изменения образовательной парадигмы: от образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь. Сегодня успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Таким образом, конкурентоспособность во многом зависит от способности будущего работника приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций.
Одним из направлений образовательной деятельности в таком русле является компетентностный подход. Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для определения и достижения цели. Компетенция позволяет субъекту в связи с собственными представлениями о желаемом будущем (о дoлжном) очертить ситуацию, оказаться в активной позиции в отношении к ней. Речь идет об управлении ситуацией, которое основывается на готовности идентифицировать проблему и разрешить ее. Компетенция позволяет выполнять неалгоритмизированные действия, конструировать или присваивать новые алгоритмы, способы деятельности.
И я считаю научно-исследовательскую деятельность учащихся «высшим пилотажем» деятельностного и компетентностного подхода в образовании.
На протяжении многих лет я как заместитель директора по научно-методической работе занимаюсь организацией исследовательской деятельности учащихся, несколько лет возглавляю школьное научное общество. С уверенностью могу сказать, что какие бы сложные иерархические структуры не имело научное общество, основную роль в успешности его работы играет личность педагога. Именно его заинтересованность и компетентность является стимулом к активной познавательной деятельности учащихся. С огромным удовольствием отмечу, что у нас в гимназии сложился коллектив профессионалов, которым действительно интересно решать вместе с детьми поставленные задачи.
Устав ученического научного общества «Искатель» МКОУ СОШ №2 р.п. Новая Майна
На заседании научно - методического совета и Ученического совета школы был принят Устав общества. Согласно Уставу НОУ «Искатель», является добровольным творческим объединением учеников и преподавателей, стремящихся совершенствовать свои знания в различных научных областях. На сегодняшний день в обществе состоит 42 человека.
Цель НОУ «Искатель»: Способствовать формированию яркой, творческой, разносторонне развитой личности ученика.
Возможность самореализации, самопознания, самоопределения школьников, а также приобретение коммуникативных навыков и навыков самопрезентации, так необходимых при поступлении в ВУЗЫ.
Задачи НОУ «Искатель»:
1. Формирование основ исследовательского мышления;
2. Развитие творческого потенциала учащихся;
3. Вооружение учащихся комплексом необходимых исследовательских, экспериментальных умений;
4. Работа по развитию познавательного интереса учащихся в избранных областях науки, культуры, искусства.
Структура и органы НОУ «Искатель»
1. Общее собрание всех членов НОУ избирает Совет (президиум) из 9-13 человек, представителей секций, Председателя НОУ, Ученого Секретаря.
2. Совет избирается сроком на 1 учебный год. Заседания совета проводятся 1 раз в четверть.
3. Общее собрание собирается по особо важным случаям (торжественным, деловым, подведение итогов).
4. Совет НОУ включает:
- ученический совет (учащиеся 8-11 классов);
- научно-методический совет (совет кураторов) – руководители секций, ученые, внешкольные работники;
- Куратора, Председателя и Ученого секретаря УНИО.
Во главе общества стоит Председатель, избираемый на ежегодной конференции из числа учителей школы. Совет общества во главе с Председателем планирует, координирует и осуществляет контроль деятельности предметных секций. Решения, принимаемые Советом, являются обязательными для всех его членов. Совет общества для осуществления своей деятельности собирается не реже 1 раза в месяц.
Функциональные обязанности Председателя НОУ «Искатель»
1. Координация вопросов деятельности УНИО.
2. Организация научно-методического совета учителей.
3. Осуществление связи как с руководителями секций, так и внешкольных связей с ВУЗами города.
4. Осуществление связи с родительской общественностью.
5. Осуществление связи с представителями научной, культурной и технической общественности.
Функциональные обязанности Совета НОУ «Искатель».
1. Координирует и направляет работу всех секций и подразделений.
2. Организует связь с ВУЗами, культурно-просветительскими учреждениями, музеями и т. п., которые важны в силу исследовательских интересов членов НОУ.
Права членов НОУ «Искатель»
1. Активно участвовать в работе избранной секции.
2. Расширять свои знания и умения.
3. Быть не только исследователем, изобретателем, художником, но и пропагандистом своей области знания, основ творчества.
4. В соответствии со своими интересами, возможностями, выбирать направления научно-исследовательской деятельности, получать консультации от учителей, специалистов по данной проблеме.
5. Участвовать в работе секций, общего собрания, других делах и мероприятиях.
6. Выбирать и быть избранным в руководящие органы НОУ.
7. По результатам исследовательской работы быть отмеченным его поощрительными наградами и отличиями. (Интеллект года – 2 премии, поощрения и подарки).
Индивидуальные успехи учащихся ежегодно фиксируются в специальном каталоге.
Формы работы секций НОУ
1. Индивидуальная работа члена НОУ – занятия самостоятельные с первоисточниками, дополнительной литературой, работа над темой научного исследования.
2. Секционная работа – постановка и проведение экспериментов, обсуждение работ, защита научно-исследовательских, поисковых, изобретательных предложений.
3. Массовая работа в НОУ – пропаганда и популяризация научных знаний по проблематике собственных исследований, общие собрания, конференции, тематические вечера, экскурсии, посещение ВУЗов и лабораторий, выставки, научные чтения.
В НОУ «искатель» действует в настоящий момент 10 секций:
физика, биология, химия, психология, право, обществознание, секция иностранных языков, секция русского языка и литературы, географии, истории.
Работа секций динамична, заседания пересекаются друг с другом. Оказывается всяческая взаимопомощь, проводятся совместные исследовательские работы. Часто проводятся межсекционные заседания по направлениям: физико-математическому, гуманитарному, естественнонаучному, социально-экономическому.
Руководит работой каждой предметной секции преподаватель школы, рекомендованный МО учителей, а также представитель из числа учащихся.
Помимо предметных секций в структуру НОУ включены отделы: переписки и лекторский. В задачу отдела переписки входит работа, связанная с развитием контактов с другими исследовательскими обществами, академическими институтами, деятелями науки, культуры и искусства. Задачей лекторского отдела является подготовка экскурсий, лекций для учащихся, экскурсий по школе для гостей и вновь поступивших учеников.
В рамках деятельности НОУ работает Экспертный совет. В его состав входят научные консультанты (представители вузов, председатели школьных методических объединений). Главная задача совета состоит в оказании профессиональной консультативной помощи учащимся в процессе работы над проектами, а также независимая экспертиза работ, представленных на промежуточных и заключительной научно-практической конференции.
В конце учебного года проходит итоговая научно-практическая конференция, на которой Президент общества отчитывается о проделанной работе, а также проходят выступления учащихся – победителей, лауреатов и участников различных чтений перед учащимися (по классам, по параллелям, а наиболее значимые работы представляются на всеобщем собрании старшеклассников на Дне наук). Кроме того награждаются победители и лауреаты в каждой предметной секции.
Организационная и финансовая поддержка НОУ осуществляется администрацией школы управляющим советом школы.
Работа исследовательского общества проводится в нескольких направлениях:
I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах:
а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);
б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.);
II направление – групповая работа (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей, например: создание обзорной компьютерной базы данных "История школы»,
«Водоросли водоёмов Мелекесского района», в работе над которой приняли участие учащиеся 5-6 классов);
III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в Ученических Чтениях и научно-практической конференции школы, районных и областных мероприятиях. Особое внимание уделяется многолетним проектам. Среди них можно выделить несколько:
- Чрезвычайные ситуации социального характера.
- Исследование популяции диких уток
- Психология школьника.
- Изучение состояния здоровья школьников в течение всего курса обучения.
Особое внимание в работе НОУ необходимо уделять диагностике уровня удовлетворённости ребят своей исследовательской деятельностью, её результативностью.
Проводимая работа обусловила результаты. За последние 2 года повысился уровень исследовательских работ, существенно расширился их тематический диапазон.
Работа учащихся в НОУ получает высокую оценку на конференциях, конкурсах и олимпиадах.
Подводя итоги рассказа о целях, задачах и направлениях деятельности НОУ нашей школы, следует отметить, что главное во имя чего работает коллектив учителей заключается в развитии творчества учащихся, величайшее значение которого, говоря словами Кершенштейнера " заключается в том, что в пределах данных способностей оно является причиной сознательного роста духовной силы, ищущей для себя всё новых точек приложения" .
Исследовательское общество учащихся заинтересовано в расширении числа своих членов и участников. Практически все желающие могут работать над выбранной темой, однако, необходимо помнить и о существующей конкурентности. Право на написание работы надо заработать ответственным отношением к делу. Небольшой отсев существует за счет не справившихся школьников.
Методика организации учебного исследования.
Условия эффективности
1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получиться.
2. Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен уметь сделать учитель. Как вы сможете руководить исследовательской деятельностью, если не представляете себе всю структуру работы, не знаете методики, не можете определить направления детальности? Для выполнения работы у ученика уже должны быть сформированы определённые компетентности.
3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. (И учитель тоже – от своей деятельности и от работы ученика).
На начальных этапах организации исследовательской деятельности необходимо формирование коммуникативных явлений (умений работать в группе, участвовать в совместном принятии решений, взаимодействовать с руководителем, обсуждать ход исследования, публично выступать, отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии со слушателями).
Для себя я выделила несколько аспектов деятельности, которые способствуют развитию исследовательской активности учащихся.
Во-первых, это учебная деятельность. На уроках я часто использую технологию педагогических мастерских.
Сегодняшним подросткам необходимо не только преподнести информацию, им необходимо дать возможность прожить ситуацию, понять её, самим осознать суть предложенной проблемы, сделать выводы или, что еще лучше, самим найти решение проблем. Очень важно систематизировать и осмыслить те, зачастую отрывочные, сведения, которые уже имеют школьники.
Мастерская – это личностно - деятельностная рефлексивная форма обучения, в которой сочетается индивидуальная форма работы с групповой, где есть место поиску, творчеству, работе с материальными объектами, множественному выбору. Это помогает учащемуся сформировать сознательную активную жизненную установку.
Мастерская обладает эффектом последействия (поиск информации, осмысление).
Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности.
Я ценю и стараюсь использовать в своей деятельности конструктивный подход к обучению, основными моментами которого считаю:
Учебник не является доминирующим источником учебной информации; приоритет переходит к оригинальным источникам, к первичным данным, к объектам и явлениям реальной действительности
Учащийся - полноправный участник процесса обучения со своими собственными взглядами и представлениями об окружающем мире
Учитель выступает, прежде всего, как организатор учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся, не навязывая им свои знания и убеждения
Учитель ценит самостоятельные, пусть не всегда правильные, рассуждения учащихся, “умные” вопросы, сознательно исправленные ими ошибки
Оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные учащимся к конструированию нового знания, и его прогресс в обучении
При проведении мастерских необходимо помнить, что информация, пропущенная через эмоционально-чувственную сферу участника мастерской, осваивается и усваивается лучше. Кроме того, именно в мастерских можно выявить наиболее активных, заинтересованных в предмете разговора учащихся, определить круг их интересов. С технологией мастерских можно познакомиться на странице «Мои уроки».
В процессе формирования коммуникативных умений формируется коллектив учащихся, желающий выполнять исследовательскую работу. Это как правило те дети, у которых возникло значительное количество вопросов, а также, как ни странно, именно те учащиеся, которые с непониманием и даже с негативизмом и агрессией относились к предложенным способам работы на уроке.
Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя семь этапов:
1) формулирование темы
2) формулирование цели и задач исследования
3) теоретические исследования;
4) экспериментальные исследования;
5) анализ и оформление научных исследований;
6) внедрение и эффективность научных исследований;
7) публичное представление работ на разного рода конференциях, чтениях.
Основополагающим моментом формулирования темы является решение проблемы выбора.
Учащийся должен ответить на вопросы:
1) какое направление (тему) я выберу? (родители, учитель, сам).
2) каким будет вид моей работы? (обычно я советую именно исследовательскую работу, а не реферат, т. к. очень важен процесс успешной реализации работы на конференциях).
3) как я буду её выполнять? – один или в группе?
4) когда я буду её выполнять – в течение года или летом?
5) где я буду её выполнять? – в школе под руководством учителя, в ВУЗе, в учреждениях дополнительного образования, самостоятельно.
От выбора темы во многом зависит успех работы. Я не приемлю формальный подход, когда тема исследования по биологии подбирается под уже существующую методику. Более важным для меня является заинтересованность в том или ином вопросе. Большинство выбранных для исследования вопросов являлись интересными для меня или для моих учеников, а разработка собственной методики исследования на основе литературных данных является одним из самых важных этапов работы.
Я не совсем согласна с теми преподавателями, которые считают, что успех исследовательской работы зависит только от правильно поставленных цели и задач. По-моему мнению, главное – правильно определить учащегося и ту тему для разработки, которая наиболее подходит его типу личности.
Я бы дала только одну универсальную рекомендацию: тема должна быть интересна учителю и ученику, посильна в выполнении.
Обычно, в исследовательской работе
1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели работы, а также выбор или отработка методики проведения исследования.
1/3 - затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведении опытов. И не менее
1/3 времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы.
Поэтому в подготовительный период рекомендуется не только выбрать тему для исследования и сформулировать его задачи, но и собрать как можно больше информации о предмете изучения путём знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Всякому исследованию должно предшествовать полное изучение вопроса по литературным, опросным или любым другим данным.
Важнейшее основание для выбора темы исследования — наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных. Разработка научной темы представляет собой разрешение противоречия, ведущее к развитию наших умений и к получению новых знаний.
Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. (что мы хотим узнать)
Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследователя. “Гигантизм” в выборе темы и цели исследования — наиболее распространённая ошибка начинающих исследователей.
Формулировка задач исследования — тоже довольно сложное и трудоёмкое занятие. При их постановке исследователь должен чётко сформулировать, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ (как мы будем искать ответ на поставленный в цели вопрос).
Планирование работы подразумевает также необходимость в выборе методов работы и в определении методики проведения исследования. Очевидно, что истину дают не предположения, а точно и правильно подобранные факты и их объяснения, поэтому очень важна разработка методики сбора этих фактов. Хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто создаёт основу его успеха.
После постановки цели и задач и выбора методов исследования, учитель предоставляет ученику план исследования с приблизительным указанием временных промежутков.
Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из опубликованной литературы и любых других источников. Исследования по биологии сложны тем, что необходимо получить экспериментальные данные обычно на большой выборке и с большим числом повторений. Необходимо проводить множество опытов, зачастую они связаны с погодными условиями (лягушки летом), особенностями жизненной активности объектов исследования и т. д. Это требует большой самоотдачи от учащихся, как по времени, так и интеллектуальной и организаторской. И здесь мои ученики стали для меня во многом примером для подражания, поражая своей настойчивостью, упорством в достижении цели.
Сбор научных фактов требует выполнения некоторых многократно проверенных практикой правил:
1. Записи наблюдений должны делаться в специальных журналах наблюдений или в полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель ни надеялся на свою память. В записях допустимы общепринятые в науке сокращения и условные знаки. В остальном, чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными.
2. Всякое исследование должно по возможности документироваться не только записями, но и вещественными образцами, служащими для доказательства открытий, для контрольной проверки или для проведения более тщательного исследования в лабораторных условиях. В последнее время, с развитием фото- и видеотехники, доказательством может являться и фото- или видеоизображения.
3. Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведённых экспериментов должны быть получены сходные результаты. Необходимо учитывать, что любой опыт или описание нуждаются в контроле и повторе. И если результаты несколько отличаются, следует оценить их с помощью методов статистики.
4. Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.
Результаты любой работы зависят от числа проведённых опытов, наблюдений и их обработки. Поэтому при выборе методики необходимо оценить, сколько необходимо провести однотипных измерений, наблюдений и т.п. и какие использовать способы обработки первичных данных.
Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы учащийся значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят. Просто написать исследование - недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.
Сотрудничество руководителя и учащегося при написании работы должно выражаться не только в раскрытии способностей ребят, ориентации их на познание как ценность, но и в развитии личности самого преподавателя, способного эффективно использовать вверенные ему человеческие ресурсы. Занятие исследовательской деятельностью позволяют расширить кругозор и учащегося, и руководителя.
Следующий этап работы - анализ и оформление научных исследований. Выводы делаются в соответствии с поставленной целью и задачами. Они должны быть четкими и понятными даже не специалисту. Ни для кого не секрет, что верная оценка результатов исследования является одной из наиболее сложных и в то же время важных задач. Важно научить детей решать поставленные задачи до конца, приводить любое начатое дело к логическому завершению.
Я считаю, что завершающим моментом каждой работы должно стать представление её на школьных, районных , областных конференциях. Нельзя оценивать таким трудом проделанную работу в школе. Именно поэтому в нашей гимназии общешкольная конференция проводится в конце учебного года, когда все конференции других уровне уже пройдут. Уверенные в своих работах и возможностях дети, закалённые в предыдущих выступлениях с удовольствием рассказывают учащимся младших классов, одноклассникам, а некоторые и всей школе о своих работах, «заражая» их своим энтузиазмом.
Выступление на различных конференциях даёт неоценимый опыт конкурентной борьбы, способности отстаивать свои идеи, доказывать важность и актуальность выбранной проблемы.
Для выступления на конференции необходимо грамотно подготовить презентацию. Для учителя обязательно владение программой пауэр пойнт. Наши дети, проводя большую часть своего времени за компьютером, в большинстве случаев не владеют необходимыми для этого навыками.
Презентация должна быть :
- Компактной
- Яркой и выразительной
- Отражать суть работы
- Иметь название, цель и задачи, методику, выводы
Необходимо провести репетицию – соответствие текста слайдам, соответствие по времени, владение материалом. Я приглашаю на выступление человека, не ориентирующегося в теме, сделать замечания со стороны.
Далее мы продумываем все возможные вопросы к работе. Дети даже обижаются, когда им задают примитивные вопросы: А чем вас привлекает эта тема? И т. д. Хорошее владение материалом и невозможность в 10 минут выступления рассказать всё о работе вызывает жгучее желание углубиться в некоторые вопросы, пояснить что-либо. Надо настроить ученика на то, что чем больше вопросов задают, тем больше понравилась работа. Негативные моменты – вопросы руководителей (но их не надо бояться, жюри будет в данном случае на стороне ученика), предвзятое отношение Жюри и излишний апломб членов жюри, желание самоутвердиться за счет ребёнка.
Занятия исследовательской деятельностью имеют свои “плюсы” и “минусы”.
К положительным моментам можно отнести общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности. Это:
- рефлексивные умения;
- поисковые (исследовательские) умения;
- навыки оценочной самостоятельности;
- умения и навыки работы в сотрудничестве;
- менеджерские умения и навыки;
- коммуникативные умения;
- презентационные умения и навыки
Негативные стороны исследовательской технологии:
- неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы;
- сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя;
- риск неудачного окончания работы;
- повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на преподавателя;
- невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.
Занятие научно-исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для развития одарённости.
Используемая литература:
- Закон РФ «Об образовании»
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
- Л.А.Венгер «К проблеме формирования высших психических функций»М, Просвещение, 1960г.
- Л.Г.Выготский «Педагогическая психология», М. Просвещение, 1996г.
- Л.Г.Выготский «Развитие внешних психических функций», М.Просвещение. 1960 г.
- Сазонова О. В. Развитие филологической одаренности детей в условиях общеобразовательной школы / О. В. Сазонова // Учитель в школе. – 2010. – № 3. – С. 91 – 95.
- Христенко Е. В. Одаренные дети в школе (из опыта работы) / Е. В. Христенко, Л. А. Корешкова // Учитель в школе. – 2010. – № 3. – С. 80 – 85.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Одарённые дети"
Статья об особенностях работы с одарёнными детьми...
Статья "Работа с одарёнными детьми"
В статье описываются приёмы и методы работы с одарёнными детьми на уроках обществоведческого цикла и во внеурочное время....
Статья "Организация работы с одарёнными детьми в современной школе"
Одарённость по-прежнему остается загадкой для большинства учителей и многих родителей. Одаренность в педагогике понимается как совокупность природных задатков, как одно из условий формиров...
Статья на тему «Понятие музыкальной одарённости».
Статья на тему: "Понятие музыкальной одарённости"....
Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»»
Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»» дает...
статья "Одарённые дети: выявление и поддержка"
Статья о выявлении и поддержке одарённыхдетей...
Статья "Одарённые или обычные путешественники".
Статья о путешествиях, как о возможности отыскать в себе скрытые таланты и умения.Затрагивается проблема одарённости детей.Рассмотрена тема детского туризма и путешествий в целом, как способ узнать ок...