Неуспеваемость обучающихся: причины и средства её преодоления
консультация (6 класс) на тему
В выступлении классного руководителя рассматриваются причины и средства преодоления неуспеваемости обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Неуспеваемость обучающихся: причины и средства её преодоления | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
О.С. Кузьменок, классный руководитель 6-А класса
МБОУ СОШ №3 г. Суража Брянской области
Неуспеваемость учащихся: причины и средства её преодоления
Неуспеваемость – это ситуация, когда поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость - это результат невнимания, безразличия к ребёнку. Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые "трудности” не только позволяют впоследствии ребёнку нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое здоровье.
Основные признаки неуспеваемости учащихся:
1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, а также осуществить необходимые практические действия.
2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений и навыков.
3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
С учётом выше изложенного, выделяют следующие причины неуспеваемости.
Внутренние по отношению к школьнику:
1)недостатки биологического развития (дефекты органов чувств, соматическая ослабленность, особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на обучение; психопатологии);
2)недостатки психического развития личности (слабое развитие эмоционально - личностной сферы, отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей);
3)недостатки воспитанности личности (недисциплинированность, безответственность, неумение выстраивать взаимоотношения с одноклассниками, учителями и членами семьи).
Внешние по отношению к школьнику:
1) недостатки образования личности (пробелы в знаниях и специальных умениях);
2) школьные факторы (нарушение принципов и правил дидактики, «натаскивание», ориентация на «зубрёжку», непосильность учебных требований, перегрузка учебными заданиями и другие).
Неуспевающий ученик обладает следующими основными особенностями:
- невнимательность, частое непонимание задания, но разъяснений не просит, вопросов учителю не задаёт;
- пассивность, в том числе и интеллектуальная (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);
- медлительность, либо постепенное снижение темпа деятельности, быстрая врабатываемость;
- не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;
- индифферентно относится к результатам работы;
- не подмечает своих неудач и трудностей.
Известна замечательная фраза: "Болезнь легче предупредить, чем лечить”. Но чтобы знать и применять на педагогической практике формы и методы работы, направленные на предупреждение неуспеваемости, необходимо уловить момент, когда она только зарождается. Момент зарождения неуспеваемости происходит, когда ребенок начинает отставать в процессе обучения. Слово "отставание" обозначает и процесс накапливания невыполнения требований, и каждый отдельный случай того невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса. Отставание - это перерыв непрерывности. Нельзя не согласиться, что неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счёте, неуспеваемость. В связи с этим задача предупреждения неуспеваемости состоит в том, чтобы не допустить эти разрастания, сразу устранять их.
Рекомендации:
- выявить причины неуспеваемости. Часто в основе неуспеваемости лежит несовершенство методики преподавания, отсутствие позитивных отношений с педагогом, недостаточно сформированные мыслительные процессы, высокая одаренность в какой-то области, слабое умственное развитие ученика, недоработки в предыдущих классах и др.
- использовать пути повышения успеваемости. В первую очередь необходимо найти оптимальную педагогическую систему, в том числе применить активные методы и формы обучения, различные педагогические технологии, программированное обучение.
Педагогам необходимо идти по пути индивидуализации и психологического подхода.
- применять методы педагогической диагностики, а именно систематический контроль за результатами обучения, своевременное выявление пробелов в знаниях детей. Для этого следует чаще проводить беседы с учениками, родителями, проводить тесты, обобщать результаты, наблюдать за детьми.
- проводить дополнительные занятия с подбором индивидуальных средств обучения.
- вести индивидуальную работу с отстающим учеником дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Неуспеваемость учащихся: причины и средства её преодоления”.
Как классному руководителю, мне пришлось столкнуться с серьезной проблемой неуспеваемости учащихся . Изучила огромное количество методической литературы. Данная статья показалась актуальной и полезной...
"Неуспеваемость учащихся: причины и средства ее преодоления"
Реферат по педагогике...
Реферат по педагогике "Неуспеваемость учащихся: причины и средства ее преодоления"
Работа написана по окончании курса "Педагогика" в ПАПО г. Москва, 2009г....
Вебинар "Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение" Автор: Михеева Людмила Глебовна
" Я участвовала в вебинаре "Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение "Автор: Михеева Людмила Глебовна, стаж работы в УО 42 года (из них 21 год административной работы в должности зам. дир...
Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение.
Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение....
Причины неуспеваемости обучающихся по физике и средства ее преодоления
Несомненно, одним из основных показателей, как отдельной школы, так и всего образования в целом является качество знаний обучающихся. Для контроля качества знаний обучающихся в последние годы проводят...
Педагогический совет "Неуспеваемость младших школьников: причины и средства её преодоления"
Неуспеваемость - это ситуация, когда поведение и результаты не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы....