Конструирование единого информационного пространства гимназии
статья по теме
В статье рассматриваются вопросы конструирования единого информационного пространства образовательного учреждения на примере МБОУ гимназии № 1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_sbornik_semynina.docx | 940.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструирование единого информационного пространства
образовательного учреждения
(из опыта работы МБОУ гимназии № 1)
Заместитель директора по НМР Семынина Н.М.
Кто владеет информацией, тот владеет миром…
У. Черчилль
По мнению ведущих мировых аналитиков, в следующие десять лет вплоть до 2020 года объем информации, которой нужно управлять, вырастет в 50 раз;
а численность ИТ-персонала, который управляет всей этой информацией и серверами, вырастет всего лишь в 1,5 раза!
Таким образом, все мы неизбежно столкнемся с проблемами:
Как научиться самим и научить детей жить в таком океане информации?
Как научиться эффективно перерабатывать информацию?
Как сформировать навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность?
Решить эти задачи без изменения информационного пространства школ невозможно! Причем, мы говорим не о количественных показателях, а показателях качественных. Сегодня возникает необходимость конструирования единого информационно-образовательного пространства школы, органично вливающееся в информационное пространство города, региона, страны.
Что же мы будем понимать под Единым информационным пространством?
В целом, единое информационное пространство трактуется как совокупность следующих компонентов:
информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
средств информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающих им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий — программно-технических средств и организационно-нормативных документов.
Единое информационное пространство школы должно быть подчинено образовательному процессу, обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную деятельность школы и как ее необходимое условие - управленческую.
Специалисты выделяют следующие составляющие единого информационного пространства школы: физическую, информационную, психологическую и интеллектуальную. Рассмотрим каждую составляющую подробнее.
1. Физическая, или «неэлектронная», составляющая. Это кабинеты информатики (информационных технологий), предметные и специальные кабинеты. К специальным кабинетам относятся кабинеты администрации школы, учительская, психологов и т. п., т. е. те кабинеты, откуда также возможно поступление информации. В гимназии 17 учебных кабинетов, 2 компьютерных класса, актовый зал, оснащенный средствами аудиовизуального представления информации, библиотека с медиатекой, лингафонный кабинет
2. Информационная, или «электронная», составляющая включает аппаратное обеспечение, программное обеспечение, содержательное наполнение (в том числе сетевое), методическую поддержку, с помощью которой структурируются и актуализируются учебные материалы.
Особо в «электронной» составляющей единого информационного пространства гимназии следует выделить интранет — функционирующую на базе сервера локальную сеть, объединяющую все учебные кабинеты и помещения. Локальная сеть позволяет решать в гимназии следующие задачи: доведение до всех структурных подразделений актуальной информации; организацию обратной связи с учебными кабинетами и т. п. Мы уже отмечали ранее все плюсы совместного использования ресурсов, размещенных в локальной сети.
Важным «электронным» элементом единого информационного пространства школы следует считать Интернет, хотя он и является внешним элементом по отношению ко всем участникам образовательного процесса. Именно Интернет является связующим звеном между участниками образовательного процесса внутри учебного заведения и внешними лицами и организациями, такими как родители, другие школы, управления образованием, информационно-методическим центром, научные организации и т. п., а также собственные ресурсы Интернета. Кроме того, что ресурсы Интернет используют при подготовке и проведении занятий как учителя, так и дети, в сети размещен сайт гимназии www.gimsulin.edusite.ru , а также электронный журнал и дневники обучающихся на платформе Дневник.ру.
3. Психологическая составляющая учитывает:
характер взаимоотношений между педагогами и обучающимися и их родителями в реальных условиях образовательной среды учебного заведения;
готовность участников образовательного процесса к применению информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе и к изменению методических подходов преподавания учебных предметов.
4. Интеллектуальная составляющая учитывает:
общий профессиональный уровень педагогического коллектива; выдвигаемые приоритеты образовательного процесса; желание совершенствоваться в повышении своего педагогического потенциала и развитии информационного образовательного пространства учебного заведения.
За последние 4 года мы наблюдали увеличение активности по использованию новых педагогических технологий в практике преподавания с 43 % педагогов до 72 %:
Картина предпочтений педтехнологий учителями гимназии:
Информационно-коммуникативные технологии – 62,5%
Проектные технологии – 43%
Деятельностные технологии – 40,25 %
Технологии уровневой дифференциации – 37,5%
Здоровьесберегающие технологии- 38%
Технологии развития критического мышления – 29%
Социокультурные технологии (игровые, имитационные)- 25,7%
Блочно-зачетная система обучения - 23,6%
Коллективные способы обучения -16%
Самой распространенной технологией является информационно-коммуникативная технология. Третий год в гимназии работает педагогическая мастерская «ИКТ в системе работы учителя-предметника», которой руководит Носенко Л.Д.. За это время в мастерской прошли обучение все педагоги гимназии. Поэтому можно сказать, что наши все педагоги владеют как минимум базовой информационной компетенцией (способы представления, хранения, обработки и передачи информации с помощью компьютера, умение пользоваться Интернетом и имеют навыки работы на компьютере). Следующим шагом в повышении ИКТ компетентности учителей является развитие способности решать свои профессиональные задачи с использованием новых информационных технологий (знание видов деятельности по информатизации процесса обучения, знание критериев информатизации обучения, понимание принципов информатизации, умение использовать способы информатизации в своей практике).
Согласно опросу, 65% опрошенных учителей гимназии при подготовке к урокам используют программу PowerPoint, 50% Smart Notebook, 60% готовые диски с интерактивными уроками, флеш-разработки используют 20%, ресурсы Интернета используют 30% учителей и 1 человек использует документкамеру (Терещенко Т.П.)
ИКТ-компетентность учителя можно разбить на следующие уровни:
Первый уровень: умеет использовать на уроке ЦОРы, умеет строить полный внутришкольный мониторинг по своему предмету, умеет использовать при подготовке и проведении урока результаты мониторингов
Второй уровень: умеет оптимально решать основные дидактические задачи с помощью компьютера, умеет оптимально сочетать управление и самоуправление УП деятельностью на уроке, умеет оптимально проводить текущий анализ, самоанализ и оперативное регулирование процесса обучения и т.д.
Третий уровень: умеет руководить работой МО учителей при внедрении информатизации процесса обучения, умеет работать в составе группы по созданию оптимального учебного плана школы, умеет отбирать необходимые ЦОРы оп своему предмету и создавать авторские разработки.
Если по этим критериям оценить ИКТ компетентность коллектива, то мы получим такое распределение по уровням
Единое информационное пространство школы выполняет информационную, образовательную и коммуникативную функции за счет:
• наличия единой для всей школы базы данных, содержащей информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса (сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, электронный классный журнал, расписание, разнообразные отчеты и т. п.);
• наличия у пользователей возможности общения между собой (с помощью сайта гимназии, сайта Дневник.ру) и доступа к общим ресурсам;
• использования в учебном процессе разнообразных цифровых образовательных ресурсов: как готовых, распространяемых на компакт-дисках, так и авторских, а также интегрирования всех курсов в единую среду;
• наличия среды, в которой сотрудники гимназии и обучающиеся осваивают информационные и коммуникационные технологии.
Рассмотрим этапы создания единого информационного пространства ОУ:
1 этап. Подготовительный.
Создание материально-технических условий;
Создание кадровых условий
2 этап. Организационный.
Включение всех структур в единое информационное пространство;
Организация образовательного процесса;
Осуществление деятельности
3 этап. Внедренческий.
Планирование деятельности;
Адаптация субъектов образовательного процесса к условиям функционирования единого информационного пространства.
Внедрение традиционных и инновационных форм деятельности.
4 этап. Оперативный.
Оптимизация условий функционирования единого информационного пространства в ОУ.
Прежде чем ИКТ внедрять в управление администратору необходимо иметь хотя бы базовые пользовательские навыки. Хорошее знание проблем процесса управления и наличие пользовательских навыков – условия успешного внедрения ИКТ в жизнь школы.
Первой категорией обучаемых должна быть администрация. Пройдя обучение, руководители приобретают первоначальные пользовательские навыки. И возможности компьютера привлекают к решению управленческих проблем, хотя вначале работа строится на интуитивном уровне.
Большая часть имеющейся информации ОУ должна быть переведена на электронные носители. Необходимо сформировать электронный банк данных о школе:
Данные об учениках
Данные об учителе
Отчетность
Финансы
Столовая
Хозяйство
Необходимо сформировать банк контрольно-измерительных материалов по классам, темам, предметам. Целью контроля следует рассматривать как постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Успешно решать данную проблему по качеству обучения и преподавания можно с помощью ИКТ. Появляется возможность проследить степень обученности учеников по классу за несколько лет. При составлении КИМов и для учета особенностей отдельных классов, учеников широкое распространение получила компьютерная диагностика.
Более успешно решать названные проблемы можно с появлением специализированных программ для управления школьными базами данных: 1С школа, Хронограф и др. Но если говорить о минимуме дополнительных затрат, то можно получить тоже на основании офисного пакета программ: табличного процессора, СУБД. На первый взгляд, кажется, что для этого потребуется уйма времени… В одной из мастерских нашей стажерской площадки вы познакомитесь с созданием АРМ администратора или педагога в среде табличного процессора.
По мере перехода к электронному документообороту в учреждении накапливаются шаблоны различного вида документов. Эти матрицы позволяют более качественно и быстро выполнять работу по подготовке различной информации. Тем более, что большая часть информации носит цикличный характер. Если бумажные архивы школы занимают много места и требуют больших затрат на их оформление, то электронные – очень компактны, не требуют специального места для хранения, а также могут быть использованы и в дальнейшей деятельности. К тому же существует достаточно много стандартных бланков, что освобождает от траты денег на их приобретение.
Использование программных средств позволяет иметь достоверную информацию о состоянии образовательного процесса в школе и, как следствие, более глубоко понять сущность контроля в системе управления школы. Сегодня иерархический контроль изжил себя в связи с новой философией образования. Контроль рассматривают как услугу. И в этой роли ИКТ – незаменимый инструмент.
Важным разделом контроля является контроль над качеством образовательного процесса. Качество образовательного процесса – сложная категория, включающая несколько составляющих. Управление качеством начинается с учительских кадров. Это начальное и конечное звено управления. Необходимо следовать правилу: «прежде чем контролировать, научи!». Формой обучения являются совещания, педсоветы, заседания, естественно с применением ИКТ
Использование ИКТ, как и всякая идея, прошла три этапа: полного отрицания, скептической заинтересованности и профессионального освоения. Большую роль в «принятии» новой технологии играет использование компьютера администрацией школы. Не все учителя сразу осознают преимущество компьютера. Прежде всего, потому, что не владеют пользовательскими навыками. В ОУ можно организовать дистанционное обучение учителей. Использование ИКТ педагогами способствует их профессиональному росту, педагоги успешно аттестуются на первую и высшую категорию.
Гимназия № 1 является стажерской муниципальной площадкой для педагогов города и района по теме: «Информационные технологии в обучении и управлении образовательным процессом». В марте 2012 года состоялась презентация опыта работы гимназии по конструированию единого информационного пространства для заместителей директоров школ города и района, а в августе 2012 года первое занятие в стажировочных мастерских для педагогов города и района. Мастерские, в которых будут заниматься педагоги в течение 2012-2013 учебного года:
Создание автоматизированного рабочего места (АРМ) педагога. Тьютор: Шумайлова Т.А., учитель высшей категории, победитель ПНПО. Форма проведения: практикум
Возможности повышения педагогической компетентности педагога ресурсами интернета. Тьютор: Коваленко И.И., учитель высшей категории, победитель ПНПО. Форма проведения: мастер-класс
Расширение возможностей творческой самореализации обучающихся средствами информационно-коммуникативных технологий. Тьютор: Носенко Л.Д., учитель высшей категории, победитель ПНПО. Форма проведения: круглый стол+практическая работа
Электронный журнал как инструмент открытого образовательного пространства ОУ. Тьютор: Семынина Н.М., учитель высшей категории, победитель ПНПО. Семинар-практикум
Он-лайн тесты как инструмент контроля знаний. Тьютор: Гляденцева В.Е., учитель высшей категории, победитель ПНПО. Тренинг по созданию он-лайн тестов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система развития метапредметных связей на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся на базе единого информационного пространства гимназии
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" гласит, что: «Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в буд...
Программа семинара зам. директоров по УР "Единое информационное пространство образовательного учреждения"
Семинар для заместителей директоров по УР...
Единое информационное пространство школы это фактор управления образовательным процессом
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из факторов, определяющих современное общество и современную школу в частности. Мы неуклонно движемся к построе...
Проект «Развитие единого информационного пространства гимназии»
В настоящее время развитие информационных технологий оказывает большое влияние на сферу образования, поскольку эти технологии могут очень эффективно применяться не только в процессе передачи зна...
Модель единого информационного пространства гимназии
Единое информационное пространство - это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, учителя, ученики и их родители. Практическ...