Модель единого информационного пространства гимназии
статья на тему

Алагуева Наталья Саяновна

Единое информационное пространство - это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, учителя, ученики и их родители. Практически, все участники образовательного процесса объединены между собой соответствующими информационными потоками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_informatizatsii.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ

единого информационного пространства

МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»

Достоверность, качество, эффективность

Актуальность:

Создание единого информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является главной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях. Гимназия имеет свою собственную модель информатизации образовательного пространства, а также коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями проектирования.

Единое информационное пространство – это система, в которой задействованы и  на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, учителя, ученики и их родители. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой соответствующими информационными потоками.

Основная идея проекта:

  • развитие информационной среды;
  • интеграция всех субъектов образования в единое информационное пространство.

Нормативно – правовая база:

  • закон об образовании РФ;
  • приказ
  • программа информатизации гимназии на 2012 – 2017 г.

SWOT – анализ:

S – сильные стороны:

  • обученные педагоги гимназии с опытом работы с ИКТ;
  • участие педагогов в конкурсах, конференциях, вебинарах и пр.

W – слабые стороны:

  • недостаточная оснащенность гимназии;
  • недостаточное использование ИКТ – средств;
  • недостаток времени;
  • недостаток специалистов.

O – возможности:

  • объединение субъектов в единое информационное пространство;
  • документооборот;
  • оснащение каждого рабочего места учителя с выходом в Интернет;
  • проведение обучения пользовательским навыкам учителей;
  • введение и ведение электронного журнала;
  • ведение общего чата гимназии;
  • ведение сайта гимназии.

Т – угрозы:

  • неактивное ведение электронных документов, журнала, сайта;
  • постоянное копирование информации (выгрузка данных);
  • большой объем памяти для хранения данных.

Программа реализации:

I этап: Создание единого информационного пространства. 2016 – 2018 уч.г.:

  1. обновление и пополнение компьютерного парка гимназии;
  2. установка ПО;
  3. создание единой локальной сети, беспроводного оборудования;
  4. введение единого закрытого чата для учителей гимназии, смс – оповещений;
  5. проверка и корректировка баз данных: Учащиеся, Кадры;
  6. создание информационного пространства методического объединения;
  7. апробирование электронного журнала на одной параллели;
  8. ведение сайта гимназии.

II этап: Автоматизация учебно – воспитательного процесса гимназии. 2019 – 2021 уч.г.:

  1. автоматизация управления и документооборота;
  2. введение электронного журнала;
  3. работа инициативной группы (от каждого МО по ответственному);
  4. ведение сайта гимназии;
  5. вовлечение учащихся гимназии и родителей в информационное пространство гимназии (научно – исследовательская, проектная и пр деятельность).

III этап: Аналитический. 2022 – 2025 уч.г.:

  1. использование возможностей информационного пространства как способ повышения качества образования;
  2. создание единого пространства:
  • единая методкопилка;
  • единая база программ.

Направления в работе:

  1. Информатизация управления:
  • локальная сеть;
  • ПО на все ПК;
  • создание/корректировка базы данных учащихся/учителей;
  • документооборот.
  1. Внедрение НИТ в учебный процесс:
  • проведение уроков на доступном уровне;
  • использование электронных учебников по предметам;
  • создание школьного образовательного сервера с различной информацией;
  • компьютерные тестирования учащихся.
  1. Технология открытого образования:
  • дистанционное образование учащихся/учителей;
  • участие/организация в дистанционных семинарах, вебинарах и пр;
  • участие/организация в сетевых образовательных проектах.

Модель информационной среды школы :


1. Компьютерный класс
12 ПК – кабинет информатики

2. Компьютеризированные предметные кабинеты - 5 ПК (кабинет физики, химии, биологии, математики, русского языка)

3. Медиатека (кабинет ИКТ)-  5 ПК и 2 ноутбука - кабинете ИКТ

4. Библиотека – 1 ПК

5. Административная зона (рабочие места директора, зам.директора по УВР, зам.директора по ВР, зам.директора по АХЧ, социального  педагог, психолога, секретаря)

Создание  данных  АРМ  способствует  эффективному управлению и влиянию на учебно-воспитательный процесс,  оперативному получению  информации о функционировании школьной системы, иметь возможность быстрого доступа к документам, материалам, информационным базам школы.

Эффективность использования ресурсов информационной среды школы определяется как объемом накопленной информации на различных носителях, так и уровнем её систематизации и доступности.

На первом этапе формирование  единого информационного пространства создавалась  общая информационная база данных – компьютерного отображения информационного поля учебного заведения, объединяющего информационные потоки, и организации постоянного доступа к ней всех участников учебного процесса.

В 2007-2008 учебном году были установлены программные продукты ХроноГраф «Школа 2.5» и  Хронобус  «Мастер 3.0», что позволило начать формировать единую информационную базу школы. Однако активная  работа по заполнению баз данных ведется с 2009 года.

                В         настоящее время общая база данных школы,  как ядро единого информационного

пространства, содержит следующую информацию:

  • общая информация о школе
  • кадровые данные о преподавателях
  • личные данные об учащихся
  • учебный план
  • штатное расписание
  • данные о материально-технической базе
  • социальный паспорт школы
  • данные методической службы школы
  • статистические данные по итогам года

Создана разноуровневая система доступа к базам данных:

администратор системы,

администратор,

секретарь,

лассный руководитель,

учитель-предметник

В школе постоянно формируется база программного обеспечения и электронных документов:

  • Прикладное программное обеспечение, необходимое для осуществления базовой и профильной подготовки по основам информационных технологий участников образовательного процесса, решения управленческих, учебных задач школы;
  • Библиотека электронных образовательных изданий;
  • Мультимедийные электронные издания, файлы мультимедиа
  • ( видеофрагменты, музыка, презентации и т.п.);

Формируется база ссылок на образовательные ресурсы Интернет, учебных программ Интернет.

Создается база цифрового видео и цифровых фотографий  деятельности школы.

Вторым этапом построения ЕИП было создание локальной сети, позволяющей объединить и систематизировать внутришкольные информационные ресурсы, обеспечить беспрепятственный доступ в Интернет (подключение к Интернет – октябрь 2006)

         Третьим этапом построения ЕИП стало создание локальной сети, позволяющей объединить и систематизировать внутришкольные информационные ресурсы, обеспечить беспрепятственный доступ в Интернет для любого пользователя со своего рабочего места (согласно уровню доступа).

Сегодня 20 ПК объединены в единую локальную сеть и имею выход в Интернет:

12 ПК (кабинет информатики),

5 ПК (кабинет ИКТ, методический кабинет);

3 компьютера, расположенные в кабинете директора, зам.директора по АХР и секретаря.

Информационное взаимодействие с внешней средой позволяет школе стать полноправным участников сетевого взаимодействия,  обеспечивает информационную интеграцию школы  с другими учебными заведениями, методическими объединениями, органами управления  и общественными организациями, а также способствует совершенствованию научно-методической работы учителей и повышению качества учебного процесса в целом.

Основными задачами  данного направления в школе являются:

  • обеспечение регулярного доступа в Интернет;
  • участие в сетевых мероприятиях, олимпиадах, конкурсах;
  • дистанционное обучение;
  • поддержка школьного сайта.
  • Электронный документооборот  через электронную почту

С 2008 года в школе ведется работа над созданием информационного ресурса –  официального сайта школы (www.school8proh.ucoz.ru)

Сайт школы является её визитной карточкой и хорошим информационным ресурсом, который оперативно и систематически информирует общественность о деятельности школы, её особенностях достижениях,  реализуемых программах.  

(В 2010 году сайт школы занял 1 место в смотре-конкурсе сайтов образовательных учреждений школ города).

Учебное пространство учеников, преподавательское пространство учителей и управленческое пространство администрации являются частями общего школьного информационного пространства школы, технически доступного для всех участников образовательного процесса. Это пространство объединяет  и охватывает  все стороны жизни школы в единой информационной среде.

Для четкой работы ЕИП, его дальнейшего развития  задействованы методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал школы.

Третий год школа работает над единой методической темой «Повышение информационной компетентности педагогов в условиях современного образования» (2008г.) Выбор темы обоснован изменениями современного образования,  потребностями педагогов школы, реализацией  муниципальной целевой подпрограммы.  Работа в этом направлении включает организацию деятельности, направленную на теоретическую и практическую подготовку учителей на всех этапах освоения и внедрения информационных технологий, повышение их уровня IТ-компетентности.

В 2009-2010 учебном году МОУ «СОШ № 8 имени А.С.Пушкина»  являлось

опорным учреждением по данному направлению.

В школе работает постоянно-действующий семинар, в рамках которого проводятся теоретические  семинары и семинары-практикумы, мастер-классы, проводятся индивидуальные консультации

                        В школе разработаны  нормативные документы, регламентирующие работу школы по направлению «Информатизация»:

  • Программа информатизации
  • Положение о группе по информатизации
  • Положение о конкурсе «Современный учитель»
  • Положение о конкурсе «Современные компьютерные технологии» Положение о творческой группе
  • Положение о сайте школы

 Разработаны локальные акты, регламентирующие работу в сети Интернет:

  1. Приказ № 108  «Об организационных мерах по исключению доступа школы к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию,  несовместимую с задачами  образования» от 23 марта 2007 года
  2. Положение  об общественном Совете МОУ «СОШ № 8 имени А.С.Пушкина  по вопросам регламентации доступа к информации в сети  Интернет
  3. Инструкция для сотрудников МОУ «СОШ № 8 имени А.С.Пушкина», членов  общественного Совета школы о порядке действий при осуществлении контроля  за использованием учащимися сети Интернет.
  4. Правила  использования сети Интернет
  5. Классификатор информации, несовместимой с задачами образования и др..

Во исполнение законодательства Российской Федерации по защите авторских и смежных прав, а также рекомендательного письма Федерального агентства по образованию от 01.02.2007 № 15-51-46 ин/01-10, с целью упорядочивания учёта, хранения, установки, использования программного обеспечения и предотвращения его нелегального использования на всех ПК школы установлены лицензионное ПО (из пакета СБППО),  сотрудники МОУ «СОШ № 8» руководствуются Инструкцией по порядку использования программного обеспечения (СБППО).

В  целях защиты персональных данных (информации) в школе утверждены и введены в действие:

  • Положение о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных учащихся (воспитанников) МОУ «СОШ № 8 им. А.С.Пушкина;
  • Положение о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных работников МОУ «СОШ № 8 им. А.С.Пушкина;
  • Перечень сведений ограниченного доступа;
  • Перечень подразделений и должностей, осуществляющих обработку персональных данных и несущих ответственность в соответствии с законодательством РФ.

        

     В 2010-2011 учебном году планируются ряд мероприятий, направленных на расширение  ЕИП школы, модернизацию компьютерного парка школы:

  • Создание 2 компьютерного  класса и лингафонной лаборатории;
  • Создание автоматизированных рабочих мест учителей-предметников;
  • установка   нового компьютерного оборудования  и техническое обслуживание и программного обеспечения в кабинетах и учебных классах;
  • создание внутришкольной сети с использованием сервера;
  • обеспечение технических условий для выхода в Интернет .

«Школа высокой информационной культуры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование единого информационного пространства гимназии

В статье рассматриваются вопросы конструирования единого информационного пространства образовательного учреждения на примере МБОУ гимназии № 1...

Система развития метапредметных связей на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся на базе единого информационного пространства гимназии

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" гласит, что: «Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в буд...

Модель единого образовательного пространства детский сад школа

Этот материал был подготовлен в рамках работы районной плоблемной группы "Организация единого образовательного пространства в условиях образовательных организаций, реализующих программы дошкольно...

Проект «Развитие единого информационного пространства гимназии»

В настоящее время развитие информационных технологий оказывает большое влияние на сферу образования, поскольку эти технологии могут очень эффективно применяться не только в процессе передачи зна...