Анализ необходимости внедрения РМ-менеджмента в процесс управления школой
статья на тему
Меняется система образования, она должна отвечать "духу времени". Современный учитель-менеджер, он управляет процессами в школе. От того насколько он компетентен в области управления, зависит общий результат его работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Хайруллина А.Р., учитель истории
МБОУ «Большекайбицкая средняя общеобразовательная школа
Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
«Анализ необходимости внедрения РМ-менеджмента в процесс управления школой»
Возникновение новых для нашего общества экономических процессов, связанных с переходом на конкурентную основу производства необходимость быстрой социальной и психологической адаптации, профессиональной мобильности учителя обуславливают потребность поиска новых путей и средств психологической и практической подготовки учителя, современных методов управления школой.
В настоящее время российская школа медленно но верно движется от традиционной, знаниевой школы к школе развивающей. Если в традиционной школе учитель проводит обучение школьников в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, поддерживает учебную дисциплину, организует и контролирует их самостоятельную работу, то в развивающей школе его функции несколько иные. Главная функция учителя в новой школе - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Учитель призван не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания. И чем он отчетливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Педагог в учебно-воспитательном процессе должен оставаться за пределами свободно осуществляемого учениками, а на самом деле - управляемого педагогом выбора.
Сегодня в педагогическом лексиконе прочно закрепилось понятие «менеджмент» (от англ, management — руководство, управление), обозначающее общее искусство управления процессами, протекающими в различных системах. То, что делает учитель, все чаще за рубежом и у нас начинают называть «педагогическим менеджментом», а самого педагога — «менеджером» (воспитания, обучения, развития роста потенциала и т. п.).
И действительно, уроком, классным часом, изучением темы или раздела, организацией олимпиады, школьного праздника педагог обязан управлять, и чем больше грамотного управления, тем меньше ошибок, тем выше эффективность. Таким образом, педагогический менеджмент, как определяет его профессор В.П. Симонов, это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности. Любой учитель – менеджер учебно-познавательного процесса, руководитель же среднего учебного заведения – менеджер учебно-воспитательного процесса в целом.
За многие годы в нашем обществе сложилось представление об управлении как непрофессиональной деятельности, управленцах как людях, которых не нужно специально готовить. Руководителями школ, как правило, становились лучшие учителя или чьи-то выдвиженцы, поэтому о грамотном менеджменте говорить не приходилось. Но управление образовательным учреждением - это наука и искусство, которые необходимо постичь; в управлении не обойтись без особого таланта, лидерских качеств.
Остается нерешенным вопрос о том, кто есть кто сегодня: кто директор и кто менеджер, одинаковы ли их цели, задачи, функции, характер деятельности? При более детальном выяснении становится понятно, что менеджер - это не только специалист, профессионально выполняющий функции управления, но и профессионал, учитывающий специфику школы как системы, где каждый управляет на своем уровне и является субъектом управления, имеет определенную ориентацию - профессионально работает с людьми. Область профессиональной деятельности менеджера - обеспечение рационального управления системой образования, организация систем управления в режиме развития, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. Объектами профессиональной деятельности являются система образования региона в соответствии с законодательством Российской Федерации. Видами профессиональной деятельности менеджера в зависимости от назначения и места в системе управления являются: управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая.
Менеджер должен отвечать следующим требованиям: знать и уметь научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать методы изучаемых наук в различных видах профессиональной деятельности; знать правовые основы и нормы образовательного законодательства; иметь научное представление о социальной психологии, психологии управления, владеть навыками и умениями физического самосовершенствования; владеть культурой мышления, уметь на научной основе организовать свой труд, применяя современные информационные технологии управления; развивать способность к проектной и прогнозной деятельности, знать принципы системного анализа, уметь поставить цель и определить задачи по реализации профессиональных функций, использовать для их решения методы изучаемых наук, основ педагогической деятельности в работе над междисциплинарными (интегральными) проектами; по специальности: уметь использовать информацию для ориентирования в основных текущих проблемах управления, экономики, права; уметь организовать и провести практические исследования в сфере образования, конкретных форм управления; владеть методами составления программ нововведений, развития и разработки плана мероприятий по реализации этих программ; владеть культурой и техникой ведения дискуссий, приемами воздействия на аудиторию; владеть методиками маркетинга в бизнес-образовании.
Новый подход в управлении общеобразовательным учреждением позволит осуществить переход к антропосоциальному управлению как новой парадигме управления, учету целостности образовательной сферы, принципу интегративности в анализе всех проблем управления системой образования, который позволит руководителю лучше учитывать внутреннюю и внешнюю среду организации, увязать их для выбора оптимальных условий функционирования и развития образовательных учреждений, демократизации в управлении, комплексности в анализе управленческих проблем образования.
В настоящее время в России усиливается интерес к проектному менеджменту (ПМ) как к наиболее эффективной организационно-деятельностной парадигме и управленческой культуре осуществления проектов.
ПМ не получил пока широкого распространения в России в силу того, что является принципиально новой организационной и профессиональной рыночной культурой для российских руководителей, управленцев и менеджеров. Для того же, чтобы люди изменили свою культуру профессиональной деятельности - а это изменение системы ценностей, ментальности и образа действий, - требуются значительное время и целенаправленные усилия.
Менеджмент проекта является:
с одной стороны - процессом (процессами) использования при осуществлении проекта менеджерами проекта знаний, навыков, методов, средств и технологий проектного менеджмента при осуществлении проекта с целью эффективного достижения поставленных целей с заданным качеством, в сроки и в пределах утвержденного бюджета и в соответствии с ожиданиями участников;
с другой стороны - группой людей (ролей), управляющих проектом, то есть обеспечивающих процессы управления, коммуникаций и принятия решений по осуществлению проекта.
Менеджмент проектов в более широком понимании - это профессиональная деятельность, ориентированная на получение эффективных результатов путем успешного осуществления проектов как целенаправленных изменений.
Одним из основных понятий в ПМ является понятие "команда", а в управлении проектами - менеджмент человеческих ресурсов проекта, включающий в себя процессы планирования, формирования и создания команды (TeamBuilding), ее развития и обеспечения деятельности (TeamDevelopment), трансформации или расформирования команды.
Условно можно определить четыре вида Команд (групп), классифицированных по содержанию их работы, которые наиболее часто формируются в явном или неявном виде в практической деятельности предприятий.
1. Команды, которые создают что-нибудь новое для организации или делают работу, ранее не осуществлявшуюся.
Команды проекта (проектные Команды) полностью попадают в эту группу. Они носят временный характер, который определяется сущностью проекта как временной специфической организационной формой достижения целей и решения уникальных задач.
2. Команды (группы), которые имеют дело с проблемами, целями и задачами на предприятии через анализ, контроль и рекомендации.
Команды по аудиту и контроллингу, группы оценки качества.
3. Команды (группы), которые не являются специальными, а составляют постоянную часть организационного развития и осуществляют процесс производства и выполнения повторяющихся работ. Производственные команды (группы), команды продаж и обслуживающие команды (бригады, группы).
4. Команды многоисполнительской управленческой природы.
Эти команды обычно формируются на высших уровнях управления предприятием и имеют форму исполнительных комитетов, управленческих команд или топ-менеджмента предприятия.
В школе могут быть созданы все виды и типы проектов в зависимости от целей проекта.
Что такое эффективная КМП?
Существует много наборов характеристик эффективности КМП. Например, характеристики эффективной команды проекта:
удовлетворение от работы,
вклад в командную культуру,
чувство гордости за Команду,
вовлеченность в деятельность,
лояльность по отношению к членам Команды,
согласие и гармония,
ориентация на результат.
Другой набор характеристик высокоэффективной интегрированной КМП:
ясное понимание общих целей,
открытость,
уверенность друг в друге,
разделение компетенций,
эффективные внутренние процедуры,
гибкость и адаптивность,
совершенствование и рост компетентности
Выбор того или иного набора критериев и характеристик эффективности КМП зависит как от определенных на старте проекта ожиданий участников и критериев успеха проекта, так и от реальных и вовремя выделенных на осуществление проекта ресурсов (финансовых, материальных и человеческих) и профессионализма привлекаемых к работе менеджеров и специалистов.
Однако в любом случае главным критерием эффективности КМП будет конечный результат реализованного проекта требуемого качества, вовремя и в рамках ограничений на ресурсы.
Команда Менеджмента Проекта - критический фактор успеха проекта.
КМП - это один сложный инструмент. И всякий раз его нужно настраивать на конкретный проект, на определенный круг конкретных задач.
Вместе с тем часто встречается следующий подход: раз данная группа людей успешно реализовала один проект, значит, это уже эффективная команда, которая успешно реализует и другой проект. Большое заблуждение, часто приводящее к разочарованию.
Стереотипы работы КМП, естественным образом формируемые при осуществлении одного проекта, могут оказать "медвежью" услугу при работе над новым проектом. Поэтому при принятии окончательного решения о реализации нового проекта необходимо учитывать этот факт при формировании и создании новой проектной команды.
Таким образом, РМ-менеджмент должен иметь место в современной школы, его приемы могут быть использованы для повышения качества системы управления школой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий в управление школой
В статье содержится информация об использовании проектно-целевого метода и проектных технологий при реализации Программы развития школы «Школа социального успеха»....
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Управление процессом внедрения стандартов нового поколения в начальной школе (на примере МОУ СОШ № 17)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАУправление процессом внедрения стандартов нового поколения в начальной школе (на примере МОУ СОШ № 17)...
Анализ опытно-экспериментальной деятельности в рамках внедрения ФГОС ООО в процессе преподавания немецкого языка за 2014-2015учебный год.
Отчет учителя об опытно-экспериментальной деятельности в рамках внедрения ФГОС...
Необходимость внедрения исследовательской деятельности в образовательный процесс
Исследовательская деятельность в образовательном проццессе и в работе с одаренными детьми....
Некоторые аспекты управления инновационными процессами в школе (на основе анализа опыта работы областной экспериментальной площадки).
В материале рассказывается об итогах работы областной экспериментальной площадки, о сложностях управления школой в условиях локальных инноваций, о положительных результатах такой работы....
Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Особенности управления воспитательным процессом в школе" (№3-4, 2016)
В статье рассматриваются вопросы управления воспитательным процессом в школе. Авторы рассказывают о внеаудиторной деятельности в школе как сознательно организованном и управляемом процессе, делятся оп...
Санитарно-гигиенические условия, необходимые для организации образовательного процесса в школе
Санитарно-гигиенические условия, необходимые для организации образовательного процесса в школе...