Педагогический семинар «Развитие профессиональной компетентности педагогов»
методическая разработка по теме

Молодых Елена Николаевна

 

Неделя молодого учителя.   Педагогический семинар  

Тема : «Развитие профессиональной компетентности педагогов»

Цель: развитие эмоциональной устойчивости и активизации интереса педагогов к своей работе.

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания,доброжелательности, уважения, сотрудничества.

 


Скачать:


Предварительный просмотр:

Неделя молодого учителя.

Педагогический семинар

Тема : «Развитие профессиональной компетентности педагогов»

Слайд 1

Цель: развитие эмоциональной устойчивости и активизации интереса педагогов к своей работе.

Задачи:

  1. Способствовать пониманию педагогами самих себя и окружающих людей
  2. Научить различать «профессиональная» и «личностная» позиции педагога
  3. Поиск индивидуальных смыслов профессиональной деятельности

Слайд 2

Педагогическая деятельность - это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания  школьников в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность зависит от авторитета учителя.

Каждой группе предлагается написать из чего складывается авторитет педагога.

Слайд 3

Авторитет педагога - это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитетной личности как бы авансируется успех. Личности, признающейся авторитетной, приписывается компетентность и в других областях.   Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово  Только при правильных взаимоотношениях можно учить и воспитывать. Не устрашать, не льстить, а понять, подобрать особый ключ к каждому.

Сущность, специфические особенности и функции собственного педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего учителя-воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоких качествах его личности.

Каждый педагог стремится завоевать авторитет. Но не желая работать над собой, отдельные педагоги идут к завоеванию авторитета ложным путем. Что приводит к завоеванию ложного авторитета.

У учителей наиболее часто встречаются следующие виды ложного авторитета.

Слайд 4

Авторитет подавления: завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать учеников в постоянном безотчетном страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ или выполнение упражнения, перед окриком, наказанием

Авторитет расстояния. Педагог, воспитатель стремится всегда держать учащихся на дистанции. Вступает с ними только в официальные контакты. Стремясь быть недоступным и загадочным, такой преподаватель возвеличивает свою персону, создает для себя привилегии вплоть до занятий на уроке посторонними делами,   получения в столовой еды без очереди.

Авторитет педантизма. У учителя- воспитателя существует система мелочных, никому не нужных условностей, традиций. Он постоянно придирается к занимающимся. При чем его придирки не согласуются со здравым смыслом, они просто неразумны. Педант несправедлив и его действия малоэффективны. У такого педагога ученики теряют уверенность в своих силах, на занятиях одна часть учащихся грубо нарушает дисциплину, другая - держится скованно, напряженно.

Авторитет резонерства. Учитель, пытающийся завоевать авторитет таким образом, бесконечно поучает воспитанников, полагая, что нотации - главное средство воспитания. К словопрениям таких педагогов учащиеся быстро привыкают, перестают на них реагировать и раздраженно, а иногда посмеиваясь, слушают поток нравоучений, вытекающих из уст увлеченного собеседника красноречием педагога.

Авторитет мнимой доброты. Чаще, чем другие виды ложного авторитета, встречаются у молодых педагогов. Не имея достаточного педагогического опыта, эти руководители молодежи считают, что учащиеся оценят их доброту, попустительства и ответят послушанием, вниманием, любовью. Получается лишь наоборот. Ученики игнорируют указания и даже просьбы старшего и вдобавок над ним же смеются.

Слайд 5

Истинный же авторитет - это такое отношение учащихся к учителю, которое побуждает учащихся быть все время младшими товарищами учителю, то есть участвовать вместе с ним и под его руководством во всем.

Учитель  должен знать, чем живут, и интересуются его дети. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни. В жизни ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в помощи, в совете. И если он обратится за помощью к учителю, то это говорит, что он ему доверяет, а значит, учитель является для него авторитетом. Ребенок будет чувствовать его заботу, но в то же время он будет знать что учитель от него кое-что требует, что учитель не собирается снять с него ответственность.

Мы рассмотрим лишь основные составные компоненты авторитета учителя. Условно можно выделить два главных компонента педагогического авторитета. Это личностный и профессиональный компоненты.

Слайд 6

Во-первых, это любовь к детям и педагогической профессии.

Любить детей - это значит предъявлять к ним определенные требования, без этого никакое воспитание и обучение невозможно.

Каждому взрослому отлично известно, как удивительно тонко улавливают отношение к себе дети. Насколько болезненно переживают малейшее проявление не доверия к их словам, как обостренно их чувство собственного достоинства. И ничего, кроме обиды, раздражения, замкнутости, даже прямой враждебности, не в праве ожидать тот учитель, которому сознание своего превосходства не позволяет разглядеть в каждом своем юном подопечном прежде всего личность  .

Порой и опытному, квалифицированному педагогу нелегко признать себя неправым перед лицом своих же собственных учеников, заставить себя выступать в роли отчитывающегося перед ними как перед равными. Трудно всегда и во всем самому полностью соответствовать тем требованиям, которые мы предъявляем детям.   Но если учителю удалось переступить эти препятствия, преодолеть себя, педагогический успех не заставит долго ждать.

Педагогический авторитет во многом зависит от общей культуры поведения учителя (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п).

Внешность учителя и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание учителем авторитета.  

Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учителей. Школьники любят аккуратность в костюме, подтянутость и культуру в поведении. От их внимательного взора ничего не ускользает.  

Как правило, хороший педагог всегда подтянут, опрятен, требователен к своему поведению и поведению других. В месте с тем у любимых учителей школьники не замечают и не желают замечать некоторых внешних недостатков. И наоборот, у плохого учителя, не пользующего у них авторитетом, они подмечают все мелочи.

  Педагогическая практика показывает, что учащиеся небезразлично относятся к жизни учителя. Если учитель допускает в быту аморальнее поступки, это становится известным учащимся, и тогда даже при всех положительных качествах авторитет его как учителя рушится.  

Немаловажное значение для учителя имеет его умение держать себя в классе. Не только спокойствие, выдержка, тактичность, но и известная дисциплинированность педагога на уроке являются положительными его качествами. Неуместная мимика, чрезмерная жестикуляция, хождение учителя по классу во время объяснения урока не нравится школьникам. Это рассеивает их внимание, они хуже воспринимают и усваивают объясняемый материал.

Одним из положительных качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью.  

Лучшие учителя на уроке немногоречивы, не допускают разговоров, не относящихся к делу. Сила голоса учителя тоже имеет большое значение.  

Недостаточность общего развития учителя, его низкая речевая культура подрывает авторитет учителя .

Педагогический оптимизм - необходимое качество хорошего учителя. Чуткое, отзывчивое отношение к детям сочетается у такого учителя с требовательностью, которая не принимает характера придирчивости, а педагогически оправдана, то есть проводится в интересах самого ребенка. За теплое, чуткое отношение к ним дети платят такой же теплотой и привязанностью.

Нельзя не остановиться на вопросе о " любимых" и " нелюбимых" учениках. Существует точка зрения, что наличие у учителя "любимчиков" в классе снижает его авторитет, якобы к любимому ученику учитель относится снисходительно, не предъявляет строгих требований. Учителю нельзя отказать в праве иметь любимых учеников "А раз любишь - ничего не прощай, требуй больше Все дело должно состоять в том, чтобы учитель в самом плохом ученике мог найти положительные черты и, опираясь на них, сумел полюбить его и перевоспитать. А это возможно только тогда, когда учитель будет хорошо знать своих учеников, знать положительные и отрицательные черты характера каждого, в отношении с ними проявлять чуткость, отзывчивость, требовательность и справедливость.

Слайд 7

Рассмотрим теперь более подробно профессиональный компонент педагогического авторитета.  

Во-первых, авторитетный учитель знает свой предмет. Он должен хорошо владеть методикой каждого предмета. Учащиеся любят учителей, которые не только знают свой предмет, но и умеют его хорошо преподнести, объяснить.

Педагогическая профессия требует от учителя постоянного совершенствования своих знаний, практических умений и навыков. Всесторонность интересов и знаний учителя является необходимым условием его успешной школьной и общественной работы. Плохо, если знания и общее развития учителя не выходят за рамки узкой предметной специальности. А еще хуже, если его знания укладываются в объём учебника. Такой учитель не пользуется авторитетом среди учащихся и сам не получает нравственного удовлетворения от своего труда.

Педагогический такт чисто профессиональное качество учителя.

Педагогический такт - это мера педагогической целесообразности и полезности поступков учителя, его слов, средств и вообще обращения с учащимися Педагогический такт позволяет учителю творчески разрешать учебно-воспитательные вопросы с учетом конкретной обстановки, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Авторитет учителя-воспитателя также зависит от того, какой стиль взаимодействия сложился у учителя с учениками.

Так, характеризует демократический стиль педагогического взаимодействия, можно подчеркнуть, что он наиболее приемлем в реализации учебно-воспитательного процесса.

Учитель, проявляющий в равной мере высокий уровень требовательности и уважительного отношения к учащимся, пользуется подлинным авторитетом у детей, они ему доверяют, к его мнению прислушиваются, часто обращаются за помощью, советом. Дисциплина на его уроках, как правило, сознательная. Если учитель руководствуется демократическими принципами, то для его класса будет характерен " мажорный" психологический климат, высокий уровень групповой сплочённости.

 Слайд 8

Эмоциональная устойчивость педагога

Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказы ваются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена, имеет высокую эмоциональную нагрузку. Отрицательно окра шенное психологическое состояние педагога снижает эффек тивность воспитания и обучения детей, повышает риск возник новения конфликтов с воспитанниками, их родителями, колле гами. Способствует возникновению и закреплению в структуре характера негативных черт, разрушающих психическое здоровье.

 

Упражнение «Кто я?»

- Напишите в столбик цифры от 1 до 20 и 20 раз ответьте на вопрос «Кто я?». Используйте характеристики, черты, чувства и интересы для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения: «Я - ...». Теперь распределите все высказывания по схеме:

Слайд 9

«Я» телесное

«Я» эмоциональное

«Я» умственное

«Я» социальное

  1. Посмотрите на соотношение высказываний в каждой гра фе, сделайте для себя выводы.

Тест «Умеете ли Вы слушать?»

Инструкция: отметьте «плюсом» ситуации, вызывающие у Вас досаду или раздражение при беседе с любым человеком.

  1. Собеседник не дает мне высказаться, постоянно прерывает меня.
  2. Собеседник никогда не смотрит на меня во время разгово ра.
  3. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага зани мают его больше, чем мои слова.
  1. Собеседник никогда не улыбается.
  1. Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и коммента риями.
  1. Собеседник старается опровергнуть меня.
  2. Собеседник вкладывает в мои слова другое содержание.
  3. Собеседник отвечает вопросом на мой вопрос.
  1. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

  1. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.
  2. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет ручкой, протирает стекла очков и т. д., я твердо уверен, что он при этом невнимателен.
  3. Собеседник делает выводы за меня.
  4. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое пове ствование.
  5. Собеседник смотрит на меня внимательно, не мигая.
  6. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это бес покоит.
  7. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник гово рит, что он думает так же.
  8. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой: слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.
  9. Когда я говорю серьезно, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.
  10. Собеседник часто смотрит на часы во время разго вора.
  11. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Лю бое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так ду маете?» или «Вы не согласны?».

Обработка данных: посчитайте количество положи тельных ответов.

14—20. Вам необходимо кропотливо работать над собой и учиться слушать.

8-14. Вам присущи некоторые недостатки, Вы критически относитесь к высказываниям, но Вам еще не достает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выво дов, не заостряйте внимания на манере говорить, не притворяй тесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

2-8. Вы хороший собеседник. Но иногда отказываете парт неру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказыва ния. Дайте время высказать свою мысль полностью, приспосаб ливайте свой темп мышления к его речи, и можете быть увере ны, что общаться с Вами будет еще приятнее.

0-2. Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

 

Слайд 10

Конфликтные ситуации

1.Ситуация «Замечание». В ответ на замечание учителя: «Как ты разговариваешь с учителем?» - ученик говорит: «Чело век, который неправильно говорит слово «пиджак» и «коридор», вообще не имеет права быть учителем». Что ответить ученику?

Слайд 11

    2.Ситуация «Двойка». Получив «двойку» на уроке анг лийского языка, ученик шумно и демонстративно садится и на чинает грубо высказываться в адрес учителя. Действия учителя.

 3.Ситуация «Нарушитель тишины». На уроке литера туры учитель читает ребятам стихотворение. Тишину нарушает какой-то скрип. Учитель замечает, что один из учеников нароч но покачивается на стуле, привлекая внимание всего класса. Ре бята уже не слушают учителя, а некоторые следуют его примеру.

Ваши действия?

Упражнение «Сортировка»

- Выберите 10 из 30 личностных качеств педагога, наиболее затрудняющих, на ваш взгляд, педагогическое взаимодействие. Сначала каждый участник выполняет задание индивидуально, а потом - в группе по 4-5 человек вырабатывается единство мнений по данному вопросу. После завершения обсуждения представитель каждой группы зачитывает составленный груп пой список выбранных качеств, аргументируя его.

№ п/п

Личностное качество

Вы бор

№ п/п

Личностное качество

Вы бор

1

Вспыльчивость

16

Придирчивость

2

Прямолинейность

17

Бестактность

3

Торопливость

18

Лживость

4

Резкость

19

Беспринципность

5

Себялюбие

20

Двуличие

6

Упрямство

21

Неискренность

7

Обидчивость

22

Раздражительность

8

Мстительность

23

Благодушие

9

Сухость

24

Амбициозность

10

Педантичность

25

Злобность

11

Медлительность

26

Агрессивность

12

Необязательность

27

Подозрительность

13

Забывчивость

28

Злопамятство

14

Нерешительность

29

Притворство

15

Пристрастность

30

Равнодушие

 Выберите 10 из 30 личностных качеств педагога, которые имеют решающее значение в преодолении педагогических кон фликтов.  

№ п/п

Личностное качество

Выбор

№ п/п

Личностное качество

Выбор

1

Справедливость

16

Уверенность в себе

2

Терпимость

17

Инициативность

3

Тактичность

18

Импровизационность

4

Ответственность

19

Решительность

5

Оптимизм

20

Доброжелатель ность

6

Принципиальность

21

Терпеливость

7

Требовательность к себе

22

Артистизм

8

Требовательность к ребенку

23

Эмпатийность

9

Самоуважение

24

Целеустремлен ность

10

Уважение лично сти ребенка

25

Любовь к детям

11

Доброжелатель ность

26

Аккуратность

12

Эмоциональность

27

Энергичность

13

Самообладание

28

Деловитость

14

Уравновешенность

29

Альтруизм

15

Демократичность

30

Великодушие

«Самый дорогой дар природы - веселый, насмешливый и добрый ум»  

Психологи считают, что юмор помогает пережить трудные моменты жизни, а также достойно выйти из конфликтной си туации. Чувство юмора обычно проявляется в умении отыскать смешную черточку там, где, казалось бы, нет ничего смешного. Юмор, в отличие от сатиры, не обличает, а весело и беззлобно вышучивает что-либо или кого-либо.

Припомните, пожалуйста, ситуацию из школьной жизни, в которой юмор помог педагогу «потушить» конфликт.  

Слайд 13

  1. Учитель входит в класс. За последней партой сидит ученик, а на голове у него стул. Класс ждет реакции учителя. Учитель: «Что, уже и этим местом сидят?» Весь класс грохнул от сме ха, ученик покраснел. Учитель, как ни в чем не бывало, начал урок.

Слайд 14

Ребята из 6 класса решили сорвать урок истории у молодой учительницы. Учащиеся договорились «хрюкать». Когда учи тельница вошла в класс, раздался соответствующий звук, но она не реагировала, после повторного «хрюкания» она спокойно сказала: «Спасибо, Витя, напомнил. В субботу я со своим клас сом наметила экскурсию на ферму. Могу взять тебя с собой -поможешь нам в «общении». После этого желающих мешать не оказалось.

Слайд 15

  1. Урок биологии в 9 классе ведет молодая учительница. Че рез 5 минут после начала урока с шумом раскрывается дверь, и, нагловато спросив разрешения войти в класс, на пороге останав ливаются трое «трудных» учащихся. Учитель требует, чтобы они вошли в класс, как подобает учащимся школы. Они выходят в коридор. Через минуту дверь открывается снова, и они впол зают в класс на четвереньках... Учительница обращается к классу: «Ребята, у нас есть возможность пронаблюдать, как передвигались далекие предки первобытных людей. Пожалуй ста, проползите на свои места». В классе взрыв смеха. Сму щенные ученики шутки не выдерживают, встают и занимают свои места. Учитель благодарит их и продолжает урок.

Упражнение «Модальность»

- Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком. Какие слова он чаще всего слышит в школе и дома? «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты дол жен слушаться взрослых!». А теперь проанализируйте, что го ворят родители и педагоги о себе, обращаясь к подростку. «Я могу тебя наказать...», «У меня есть полное право...», «Я знаю, что делать...». Что же получается в результате? Те слова, кото рые направлены на подростка, носят модальность долженство вания, а то, что касается самих взрослых, - модальность возможного.

Эта очевидная несправедливость в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Давайте потренируемся в бесконфликт ном взаимодействии

Слайд 16

Типичная фраза

Как необходимо говорить

«Ты   должен   хорошо учиться!»

«Я уверен, что ты можешь хорошо учиться!»

«Ты должен думать о будущем!»

«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать?

 Какую профессию планируешь выбрать?»

«Ты  должен  уважать старших!»

«Ты знаешь: уважение к старшим -это элемент

 общей культуры чело века!»

«Ты должен слушаться учителей    и    родите лей!»

«Конечно, ты можешь иметь собст венное мнение,

но к мнению стар ших полезно прислушиваться»

А теперь поупражняйтесь самостоятельно. Слева даны ти пичные фразы, которые часто говорят подросткам, а справа на пишите другие фразы, в которых модальность долженствова ния переведите в модальность возможного при сохранении об щего смысла высказывания.

Слайд 17

Типичная фраза

Как необходимо говорить

«Давай дневник, я  поставлю тебе двойку! Ты должен все гда иметь дневник!»

«Мы в твои годы жили гораздо хуже...»

«Ты должен ценить заботу старших!»

«Сколько можно бездельни чать! Ты должен, наконец, за няться учебой!»

«Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спо койно и внимательно  слушать !»

«Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!»

Слайд 18

Компетентность современного педагога -  это владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее педагогическое развитие, использование приемов личностного самовыражения и саморазвития, средств противостояния профессиональным деформациям личности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

http://my.webinar.ru/record/430710/ Дата проведения: 19.02.2015 Начало: 13:30 Продолжительность: 2 ч. Семинар «Методическая конференция как средство формирования, поддержки и развития профессиональных компетентностей педагогов при работе по ФГОС»

Федеральные государственные образовательные стандарты в значительной степени ориентируют работников образовательных организаций на индивидуализацию образования. Речь идет об индивидуальных образовател...

http://my.webinar.ru/record/430710/ Дата проведения: 19.02.2015 Начало: 13:30 Продолжительность: 2 ч. Семинар «Методическая конференция как средство формирования, поддержки и развития профессиональных компетентностей педагогов при работе по ФГОС»

Федеральные государственные образовательные стандарты в значительной степени ориентируют работников образовательных организаций на индивидуализацию образования. Речь идет об индивидуальных образовател...

Семинар-тренинг по развитию профессиональной компетентности педагогов

В материале представлен полный конспект готового семинара-тренинга по развитию профессиональной компетентности педагогов...

2017Выступление на педагогическом совете «Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования»

2017Выступление на педагогическом совете «Система работы методического объединения учителей математики  по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества о...