Организация внутришкольного контроля в школе №5
статья по теме
В нашей школе принята следующая схема ВШК, состоящая из 6 разделов:
-направление, которое включает (контроль за выполнением всеобуча, контроль ЗУН учащихся, контроль за состоянием преподавания учебных предметов, контроль за школьной документацией, контроль за методической и воспитательной работой);
-объект контроля;
-цель контроля;
-вид контроля;
-ответственный;
-результат контроля.
По периодичности в нашей школе ВШК бывает:
эпизодический (в определённый месяц учебного года, четверти), например адаптация 1 класса в декабре, 10 класса в январе, 5 класса в октябре;
и периодический (ежедневный, еженедельный).
Во ВШК можно выделить такие формы контроля: -административный(инициатор и организатор –администрация);
-взаимоконтроль(инициатор-администрация, а организатор-педагог, рук-ль МО);
-самоконтроль (инициатор и организатор-педагог).
Эти формы подразделяются на:
-классно-обобщающий(в нашей школе эта форма традиционно применяется в 1, 5, 10 классах, в зависимости от возникающей проблемы в другом классе). Для проведения такого контроля разработана определённая система, которая изучает и поведение учащихся, их активность на уроках, взаимоотношения , проверяется уровень усвоения ЗУН, если это 1 класс-то уровень развития. Инспекторами являются администрация, кл.рук-ль, соц.педагог, и психолог, если он есть в школе.
-фронтальный контрольили предметный используем для изучения состояния преподавания какого-либо предмета по причине или очень низкого или высокого качества знаний, или преподавание нового предмета, как например в этом учебном году это МХК;.
Тематический контрольсамый распространённый и имеет место с конкретной проблемой, например, формы и методы обучения самостоятельной деятельности учащихся .
-персональный контроль используем с целью оказания методической помощи, изучения Системы работы. Например, в прошлом учебном году- изучение системы работы учителя биологии по внедрению ИКТ в учебный процесс, в этом учебном году состояние преподавания ОБЖ, т.к. преподавание осуществляет молодой учитель.
Результативность ВШК зависит от правильно подобранных методов. В нашей школе популярны такие:
-наблюдение, анализ, беседа, изучение документации, анкетирование, устная или письменная проверка знаний, выявление уровня обученности.
В любой школе есть учителя, чья компетентность, добросовестность и самокритичность проверена практикой. Таких учителей , а также руководителей ШМО мы вовлекаем в проведение ВШК, например, по таким вопросам как знание учителями требований стандарта, программ (рук-ль ШМО), оценка работы Кл рук-лей по созданию «Портфолио», контроль школьной документации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_sistemy_vnutrishkolnogo_kontrolya_v_mou_sosh.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация системы внутришкольного контроля в МБОУ СОШ №5
Сложные процессы, происходящие в современной школе, не могут протекать без анализа результатов , оценки и самооценки труда учителя, учащихся, родителей , руководителей ОУ как единого школьного сообщества. Каждый руководитель и его заместитель должны иметь чёткое представление о том, как развивается школа, как совершенствуется образовательный процесс. Иными словами, нужна информированность обо всех сферах жизни и деятельности, необходима постоянная обратная связь. Полную достоверную информацию можно получить только с помощью хорошо налаженного ВШК.
Однозначного толкования сущности и назначения ВШК ни в теории, ни в практике сегодня нет.
Ю.А. Конаржевский считает, что ВШК выполняет важнейшую управленческую функцию, которая непосредственно связана с функцией анализа и целеполагания.
П.И. Третьяков рассматривает ВШК как совместный вид деятельности руководителей школы с педагогическим коллективом и представителями общественных организаций по продвижению в развитии учебно-воспитательной работы школы на диагностической основе. В нашей школе ВШК мы рассматриваем как сознательную, целенаправленную деятельность администрации школы, направленную на получение обьективной информации о состоянии педагогического процесса в школе, установления соответствия и коррекцию.
ВШК осуществляется в определённой последовательности:
-обоснование проверки;
-постановка цели;
-разработка алгоритма предстоящей проверки;
-сбор и обработка информации по результатам проверки в справку;
-обсуждение итогов проверки;
-принятие соответствующего решения;
-проверка выполнения решения, если необходимо, то коррекция.
В нашей школе принята следующая схема ВШК, состоящая из 6 разделов:
-направление, которое включает (контроль за выполнением всеобуча, контроль ЗУН учащихся, контроль за состоянием преподавания учебных предметов, контроль за школьной документацией, контроль за методической и воспитательной работой);
-объект контроля;
-цель контроля;
-вид контроля;
-ответственный;
-результат контроля.
Например, апрель: направление-контроль ЗУН учащихся,
объект- тренировочные экз.работы в форме ЕГЭ для 11 класса и в новой форме для 9 класса,
цель-анализ результативности обученности учащихся,
вид- предварительный,
ответственный- зам.директора по УВР, рук-ль ШМО;
результативность-справка, совещание при директоре.
По периодичности в нашей школе ВШК бывает:
эпизодический (в определённый месяц учебного года, четверти), например адаптация 1 класса в декабре, 10 класса в январе, 5 класса в октябре;
и периодический (ежедневный, еженедельный) Например, посещаемость учащихся.
Во ВШК можно выделить такие формы контроля: -административный(инициатор и организатор –администрация);
-взаимоконтроль (инициатор-администрация, а организатор-педагог, рук-ль МО);
-самоконтроль (инициатор и организатор-педагог).
Эти формы подразделяются на:
-классно-обобщающий.в нашей школе эта форма традиционно применяется в 1, 5, 10 классах, в зависимости от возникающей проблемы в другом классе. Для проведения такого контроля разработана определённая система, которая изучает и поведение учащихся, их активность на уроках, взаимоотношения , проверяется уровень усвоения ЗУН, если это 1 класс-то уровень развития. Инспекторами являются администрация, кл.рук-ль, соц.педагог, и психолог, если он есть в школе.
-фронтальный контроль или предметный используем для изучения состояния преподавания какого-либо предмета по причине или очень низкого или высокого качества знаний, или преподавание нового предмета, как например в этом учебном году это МХК;.
Тематический контроль самый распространённый и имеет место с конкретной проблемой, например, формы и методы обучения самостоятельной деятельности учащихся .
-персональный контроль используем с целью оказания методической помощи, изучения Системы работы. Например, в прошлом учебном году- изучение системы работы учителя биологии по внедрению ИКТ в учебный процесс, в этом учебном году состояние преподавания ОБЖ, т.к. преподавание осуществляет молодой учитель.
Результативность ВШК зависит от правильно подобранных методов. В нашей школе популярны такие:
-наблюдение, анализ, беседа, изучение документации, анкетирование, устная или письменная проверка знаний, выявление уровня обученности.
В любой школе есть учителя, чья компетентность, добросовестность и самокритичность проверена практикой. Таких учителей , а также руководителей ШМО мы вовлекаем в проведение ВШК, например, по таким вопросам как знание учителями требований стандарта, программ (рук-ль ШМО), оценка работы Кл рук-лей по созданию «Портфолио», контроль школьной документации.
Я считаю, что надо не только спрашивать с учителя, но и доверять ему в вопросах диагностики и анализа. Участие во ВШК только администрации снижает его результативность.
Планирование ВШК- один из самых больших разделов годового плана и представляет собой систему мероприятий, направленных на достижение оптимального уровня функционирования и развития школы. Мы планируем ВШК, исходя из выявленных проблем. В этом большую помощь оказывает мониторинг , который я провожу.
Эффективность контроля зависит от рационального распределения времени, нацеленности на результат, подбора методов с учётом человеческого фактора, отношений между участниками образовательного процесса, развитием профессионализма учителей.
ВШК осуществляется только при полной гласности, информированности всех участников . Поэтому в учительской размещается план ВШК, но не на весь год, а на четверть, т.к нет места для размещения полностью на весь год. План находится в кабинете зам.директора и любой педагог может ознакомиться. В течении учебного года план постоянно корректируется, т.к. причины бывают разные. Мне при организации контроля хорошо помогает практическое пособие «Управление современной школой» авторы: В.И. Мигаль, Е.А. Мигаль.
Кроме этого есть очень много книг в любой школе , а также журнал «Завуч», №4-2004, №4, 6 -2003, «Практика административной работы». Можно воспользоваться и возможностями Интернета.
И в заключении я бы хотела посоветовать : при планировании ВШК устанавливать осмысленные, достижимые стандарты. Избегать чрезмерного контроля и вознаграждать за достижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Организация эффективной системы внутришкольного контроля в МОУ СОШ"
Какой должна быть система внутришкольного контроля в современной школе? ...
Организация учебно-воспитательного процесса и план внутришкольного контроля на 2012/2013 учебный год.
План по контрольно- инспекционной деятельности....
Организация внутришкольного контроля по воспитательной работе
Организация внутришкольного контроля по воспитательной работе...
План внутришкольного контроля за организацией воспитывающей деятельности школы на 2013/2014 учебный год
План внутришкольного контроля за организацией воспитывающей деятельности школы на 2013/2014 учебный год...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ на основе организационной модели оперативного управления
Внутришкольный контроль -основная функция управления, направленная на :-всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса с целью координации всей работы школы;-обеспечение оп...
МБОУ СОШ № 11 Рекомендации к организации внутришкольного контроля в 2015-2016 учебном году
Из опыта работы школы...
Выступление на конференции "Организация игровых перемен с использованием настольных игр в профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися на внутришкольном контроле, в условиях общеобразовательной школы"
В докладе описывается реальный опыт работы педагогов школы в профилактике школьного травматизма, организации досуга на переменах. Если в школе перемена - мы играем непеременно!...