Научно-исследовательская работа: "Развитие ключевых компетенций руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений"
статья по теме

Моя научно-исследовательская работа Первого Международного научно-практического заочного (дистанционного) семинара по теме: "Ключевые компетенции директора школы как фактор повышения качества образования" (09-23 апреля 2012 года) предназначена для повышения квалификации сотрудников образовательной системы и лиц, зачисленных в резерв управленческих кадров, имеющих теоретические знания и опыт работы в области управления, а также для проектирования личностно-ориентированных планов профессионального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchno-issledovatelskaya_rabota.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: «Развитие  ключевых компетенций руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений»

Горшков Андрей Александрович

учитель физической культуры, МБОУ «Глубоковская основная

общеобразовательная школа», Петушинский р.-н, Владимирская обл.

(адрес электронной почты-gorshkovandrei@yandex.ru)

                    Объект исследования (разработки)-процесс развития ключевых    компетенций

руководителя муниципального общеобразовательного учреждения.

            Цель работы-развитие инновационных педагогических инициатив, направленных на качественное изменение системы управления в образовании для самореализации, изучение, обобщение и формирование механизмов трансляции передового педагогического опыта.

            Метод или методология проведения работы-обобщение передового опыта по проблеме исследования, анкетирование.

           Результаты работы- развитие ключевых компетенций руководителя   муниципального общеобразовательного учреждения обусловлена наличием противоречий между усилением идей гуманизации и демократизации, переходом на компетентностный подход в системе повышения квалификации и недостаточным реагированием профессионального образования на эти изменения, а также повышением требований к профессиональному уровню руководителя со стороны общества, потребностью педагога в самореализации, в освоении способов личностной, социальной, профессиональной адаптации к происходящим изменениям в системе дополнительного образования и фрагментарностью разработки средств личностно-профессионального развития. Научный педагогический интерес к данной проблеме исследования актуализируется как неполным описанием ее специфических характеристик, недостаточной теоретической разработанностью критериев и механизмов ее формирования, так и недостаточной разработанностью педагогических вопросов в системе повышения квалификации специалистов.                                

           Область применения-данное исследование может быть использовано руководителями общеобразовательных учреждений при проектировании личностно-ориентированных планов профессионального развития.                                        Прогнозные предположения о развитии объекта исследования-модернизация Россий ского общества выдвигает новые требования к качеству профессиональной под готовки руководителей муниципального образовательного учреждения, одним из главных показателей которого выступает такое личностное качество, как профессиональная компетентность, характеризующееся совокупностью специальных знаний и умений, необходимых для решения профессиональных задач.В процессе модернизации будет создана новая модель управленческой деятельности руководителей общеобразовательных учреждений, а также разработан набор ключевых компетенций директоров школ.

Список использованных источников:

  1.  Батаршев А.,  Алексеева И., Майорова Е., Диагностика профессионально важных качеств. – СПб.: Питер, 2007.
  2. Бенис У., Томас Р. Как становятся лидерами. Менеджмент нового поколения.-М.: Вильямс, 2006. 
  3. Видергольд И.В. Развитие провессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения как психолого-педагогическая проблема/ И.В.Видергольд//Управление качеством образования в региональном образовательном пространстве.-Магнитогорск:Изд-во МГППК, 2007.-С.60-64
  4. Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум.-Л.: Лениздат, 1989.
  5. Долгорукова О. Построение карьеры.-СПб.: Питер, 2007.
  6. Дороблюк Т.Б. Менеджмент образования в приоритетах качества.-Омск, 2004.
  7. Занковский А.Н. Организационная психология.-М.: Флинта, 2000.
  8. Зимняя М.А. Ключевые компетентности  как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
  9. Ильенкова С.Д. и др. Инновационный менеджмент.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  10. Инновационный образовательный менеджмент: российский и международный контекст: Материалы третьей междунар. науч.-практ. конф., 14-15 мая 2007г./ Александрова И.С., Александрова М.В.,Афанасьева Р.А. и др..-Великий Новгород, 2007.
  11. Каминский С.А., Управление подчиненными: Эффективные технологии руководителя. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Издательство ЛКИ, 2007.
  12. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение.-М.: ИНФРА-М, 2007.
  13. Луценко Л.И. Система повышения квалификации директора школы на основе учета развития его профессионального статуса: монография Тула: ИПК и ППРО ТО, 2004.
  14. Фишман Л.И. Образовательный менеджмент в России и США: императив культур: [Опыт сравн. анализа подходов в упр. шк.] / Л.И. Фишман // Управление школой: личность, идеи, опыт / Ком. по образованию С.-Петербурга, С.-петерб. гос. ун-т пед. мастерства, каф. теории и практики упр. и экономики образования. - СПб.: СПбГУПМ, 2003.

Тема: «1-й Семинар: Развитие компетенций»

Эссе «Развитие ключевых компетенций директора школы»

Кто развивается,

тот интересен каждую минуту.

                         В.Г. Белинский

Каждый директор школы, приступая к своим должностным обязанностям, должен иметь представление о том образе школы, который он постарается сделать реальностью. И от этого идеального образа, к которому педагогический коллектив будет стремиться, зависит и организация учебного процесса: специфика учебного плана, программы и учебники, методы и формы обучения, стиль отношений между учителями и учащимися, администрацией и учителями, да и в целом качество образования.

В условиях обновления российского образования особенно важной становится роль директора школы, который должен уметь не только организовать учебный процесс, но и сделать это максимально эффективно экономически. Сегодня директор школы работает в рыночной среде, он обязан ежедневно принимать множество важных управленческих решений – от нахождения способов зарабатывания денег до поиска путей повышения качества образования.  Так кто же он, директор школы? Менеджер или педагог?

В настоящее время  эта проблема особенно актуальна.

Во-первых,  отрасль образования,  единственная из отраслей экономики, где директор управляет таким специфическим ресурсом, который сложен сразу из четырёх составляющих: учащихся, педагогов, технического персонала и родителей. Поэтому менеджмент необходим. Но как только мы касаемся ребенка, необходима педагогика. Директор должен быть замечательным педагогом  и прекрасным организатором,  владеть юридическими и экономическими знаниями. И если раньше эта функция была не столь явной, то в нынешних условиях недостаточного финансирования директор становится менеджером и по сути, и по духу, и поневоле.

Но, с другой стороны, директор – это и учитель. Заботиться о роли учителя в своем коллективе, способствовать повышению квалификации своих педагогов, создавать условия для раскрытия их творческих способностей  директор может в полной мере только в том случае, если сам познал суть учительского труда. Он обязан быть учителем, создавая комфортные условия для обучения преподавателям и детям. Поэтому необходимы и знание педагогики, и психологии, в том числе и возрастной, и различных методик.

Быть менеджером детского коллектива, значит уметь его воспитывать. А для этого нужно работать над созданием благоприятных условий для развития способностей учащихся. Без конструктивных, продуманных управленческих решений на уровне каждого образовательного учреждения сегодня невозможно обеспечить системный характер и эффективность изменений в сфере образования. И потому современный директор школы – ключевая фигура обновления отрасли. От его способности принять и реализовывать основные идеи модернизации, зависит судьба российского образования и, в конечном счете, будущее России.

Во-вторых, безусловно, современные требования к образованию меняют позицию директора школы  в сторону менеджмента, управления. Это обусловлено тем, что само по себе образование становится глобальным институтом, где сочетается огромное количество разных интересов, программ, присутствует выбор. И для того чтобы со всем этим справляться,  недостаточно быть просто учителем. Нужна квалификация по вопросам управления финансов и школьной экономики. Главная задача на современном этапе – это подготовка директоров школ, обладающих стратегическим мышлением, хороших управленцев, но управленцев, прекрасно знающих именно учебный процесс. Результатом такой перестройки управляющих кадров в школе должно стать повышение качества образования – главной проблемы современной школы.

В-третьих, считаю, что грамотное, умелое владение директора  новыми технологиями – жизненная необходимость. Только когда директор на собственном опыте поймет, как важно и удобно пользоваться  современными технологиями в своей работе, тогда это станет непременным условием к изменению отношения  в освоении данных технологий коллективом.

В- четвертых, современный директор школы должен решать главную задачу – обеспечивать опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и станут еще более важными завтра, и находить пути их решения. Эта постановка вопроса предполагает, что директора школ – это профессиональные и умелые управленцы.

Эффективное управление школой, как специфического социального социума, немыслимо без привлекательного облика того, кто по должностному положению этим занимается. Руководитель школы является публичным деятелем, так как в своей работе он постоянно вступает в общение с четырьмя социальными группами: учащимися, педагогами, техническим персоналом и родителями. Кроме этого, ему необходимо поддерживать связь с общественностью своего региона.
Исходя из столь обширного и неординарного социального плацдарма, на котором работает директор школы, ему необходимо быть обаятельной и авторитетной личностью. Обладание названными характеристиками и их нравственно-профессиональная весомость имеет важное значение для утверждения общественного статуса директора школы. Общеизвестно, что без должного социального признания руководитель школы не может возглавлять образовательное учреждение. Таково одно из существенных отличий определения профессиональной пригодности руководителя школы как управленца.
Понимая это, многие руководители школ настоятельнее проявляют интерес к своему имиджу, как личностному инструментарию, с помощью которого они могут утвердиться в социальной среде, формировать доверительные отношения с детьми, родителями и работающим в школе персоналом. В конечном итоге, обрести профессиональную репутацию и личный авторитет.

Таким образом, сложившаяся российская практика управления школы на современном этапе свидетельствует о новом типе руководителя, который в условиях быстро осуществляемых перемен в образовании должен обладать не только академическими навыками менеджмента, но и хорошо знать сущность и характер осуществляемых перемен, их нормативно-правовое обеспечение, все изменения законодательной базы, регулирующей образование.

Тема: «1-й Семинар: Компетенции и качество»

Эссе  «Взаимосвязь компетенций директора школы и качества образования»

            Государственная политика в области образования определила необходимость разработки каждым учебным заведением своей образовательной программы, ориентируя, таким образом, педагогические коллективы на проектную деятельность в области создания индивидуальных моделей образовательных учреждений. Образовательная программа или программа развития – стратегический документ, обосновывающий изменения в образовательном учреждении, исходя из определения миссии и целей школы, определяющий направления ее развития. Поскольку инновационные процессы, затрагивающие школу сегодня, выступают как норма его жизнедеятельности в современных условиях, управление школой сегодня – это управление поиском и реализацией индивидуально выбранного школой пути развития. Ориентиром развития школы является создание оптимальных условий для организации учебно-воспитательного процесса,обеспечивающего формирование интеллектуальной личности, готовой к творческой деятельности, владеющей современными формами общения, обладающей устойчивой потребностью к самообразованию и совершенствованию нравственных и духовных качеств. В основу реализации основных концептуальных подходов к развитию образования в нашей школе положены гуманизация и гуманитаризация образования. Эти принципы ориентированы на личность ученика, создание условий для развития его способностей и духовного мира, на свободное сотрудничество педагогов друг с другом, с учащимися и их родителями; на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем предметам, обеспечивающее гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер каждого учащегося. Реализация этих принципов возможна лишь при соответствующем кадровом, методическом, материально-техническом и финансовом обеспечении преобразований в школе. Система работы, направленная на всестороннее повышение профессионального мастерства учителя,  на развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, в конечном счете ведет к совершенствованию учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников.

Процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике побуждают нас к поиску новых подходов к управленческой деятельности, созданию гибкой и демократической структуры методической службы, мотивирующей развитие креативных способностей педагогов и их профессиональное саморазвитие.

Одним из наиболее значимых аспектов управленческой деятельности на уровне образовательного учреждения становится проектирование и планирование профессионально-методического образования учителя  на основе анализа педагогических потребностей педагога. Востребованной педагогом оказывается та информация, необходимость в которой он ощущает сам. Поэтому в своей деятельности директор школы должен существенное внимание уделять формированию положительной мотивации учителей, потребности в саморазвитии, самообразовании.  

Такой подход позволяет поставить каждого учителя в активную позицию, общая идея сплачивает людей, формирует понимание необходимости взаимодействия, взаимопомощи, т.к. результаты работы складываются из успешности труда каждого учителя. Самообразование перестает быть формальной обязанностью, сотрудничество повышает результативность и мотивационную основу педагогического труда.

В результате в последнее время активизировалась работа учителей нашей школы по освоению  и внедрению наиболее эффективных образовательных технологий. Практика показывает, что большинство учителей нашей школы владеют информацией о современных педагогических технологиях, интенсифицирующих процесс обучения, и используют их полностью или поэлементно. Произошло повышение компьютерной грамотности учителей, в настоящее время все учителя нашей школы владеют компьютером и применяют ИКТ в образовательном процессе. Можно отметить, что активизировалась работа по овладению  проектными методами обучения.  

Достучаться до каждого учителя, повернуть его в сторону ребенка можно, если учитель тебе доверяет как профессионалу и как человеку. Добиться того, чтобы учитель понимал свои сильные и слабые стороны и имел желание и душевные силы развивать свое мастерство, чтобы он стал партнером для ребенка, а не авторитарным руководителем. Поэтому результатом управленческой деятельности директора школы я считаю не только развитие творческого потенциала личности педагога, самостоятельности его мышления, но и целенаправленные, спроектированные изменения на уровне  личности (учителя, ученика) и  системы отношений (учитель – ученик, ученик – учитель, руководитель – учитель). А именно - обеспечение готовности  учителей школы к партнерским взаимоотношениям с учащимися, родителями, позитивное отношение учащихся  и родителей к процессу обучения.

Таким образом, созданные организационно-управленческие, методические и психологические условия в  школе положительно влияют на творческое самопроявление и развитие личности учителя, тем самым достигая запланированных целей и определенным образом влияя на качество образования учащихся.

Тема: «1-й Семинар:Тематический обзор»

Информационное мини-исследование по теме:

«Развитие ключевых компетенций директора школы»

       Модернизация Россий ского общества выдвигает новые требования к качеству профессиональной под готовки руководителей муниципального образовательного учреждения, одним из главных показателей которого выступает такое личностное качество, как профессиональная компетентность, характеризующееся совокупностью специальных знаний и умений, необходимых для решения профессиональных задач.

      Особые требования общество предъявляет к развитию инновационного процесса в образовании, который предполагает наличие организационно-экономических, социокультурных условий для нововведения, мотивационно-профессионального аспекта (В.Л. Назаров, З.А. Федосеева). Новации связаны с определенным взаимодействием подразделений и организаций, обучением, переподготовкой специалистов, взаимным обучением, планированием, разработкой необходимых стимулов, преодолением нежелательных последствий, развитием социально-профессиональной мобильности. На современном этапе развития общества неотложными, важнейшими являются задачи, обозначенные в «Стратегии модернизации содержания образования в РФ» (В.Л. Зубков).

Для их выполнения, в первую очередь, нужны хорошо подготовленные специалисты, способные осмысленно, творчески подходить к решению инновационных задач, компетентные, социально-мобильные, ориентированные на созидательные преобразования. В силу этого актуальным становится повышение профессиональной компетентности руководителей муниципального образовательного учреждения. Концепция реформирования образования поставила перед педагогическим сообществом следующие задачи: создание условий для непрерывного обновления системы образования; завершение перехода к руководству созданной системой, способствующей развитию образования на базе инновационных процессов; выявление механизма его постоянного обновления; создание фондов инновационного развития образования. Несмотря на большую работу, проводимую во всех структурных подразделениях образовательной сферы, пока еще трудно говорить о системном,  целенаправленном, осмысленном внедрении этих новаций (М. Вебер, В.А. Сластенин, Н.Н. Тулькибаева, И.К. Шалаев).Научный педагогический интерес к проблеме развития профессиональной компетентности руководителя муниципального образовательного учреждения актуализируется как неполным описанием ее специфических характеристик, недостаточной теоретической разработанностью критериев и механизмов ее формирования, так и недостаточной разработанностью педагогических вопросов в системе повышения квалификации специалистов (Д. Кроу, Э.М. Никитин, А.М. Новиков, В.Н. Кеспиков).

     Сегодня педагогическая наука ведет активный поиск эффективной системы формирования профессиональной компетентности педагогов, способных формулировать и квалифицированно решать сложные нестандартные управленческие задачи, связанные с эффективностью деятельности всей образовательной системы (Г.Д. Бухарова, О.Л. Назарова, М.П. Ступин и др.).

     Решение проблемы развития профессиональной компетентности, основы которой закладываются в вузе и непосредственно связаны с системой ценностных, личностных и профессиональных ориентаций, актуально для конкретной личности педагога, руководителя муниципального образовательного учреждения. С ней связано удовлетворение профессиональных амбиций, успешный карьерный рост, выражение индивидуальности в творчестве (В.Н. Кеспиков, В.Т. Козлов, Н.В. Урванцев и др.).

    В настоящее время в науке накоплен определенный фонд знаний, позволяющий исследовать обозначенную проблему. Это труды педагогов и психологов, посвященные вопросам управления образовательным учреждением (Н.М. Бровко, Г.М. Гусейнов, Е.А. Климов, С.В. Кожевников, В.С. Лазарев, А.Я. Найн, М.М. Поташник и др.).

   Значимым основанием для исследования проблемы стали работы авторов В.И. Андреева, О.С. Анисимова, В.А. Беликова, Б.С. Гершунского, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Е.В. Титовой, Н.Е. Щурковой и др. Решению проблемы развития профессиональной компетентности руководителя муниципального образовательного учреждения способствовали результаты исследований и зарубежных ученых К. Беннет, М. Вебер, Э. Гидденс, П. Слэтерн, Д. Содкер, Г. Тейл, Э. Янч и др.

    Важными для моего информационного мини-исследования явились работы в области психологии и педагогики творчества (В.И. Андреев, Н.В. Бровко, С.М. Каргапольцев, Г.С. Костюк, Я,А. Пономарев, Ф.А. Сохин, О.А. Уралов и др.).

    Вместе с тем, все еще слабо изучены трудности, возникающие в процессе развития профессиональной компетентности педагогических работников, и их причины; сущность и содержание профессиональной компетентности как важного интегрального качества личности и важнейшей составляющей педагогической деятельности. Хотя и имеются работы, которые касаются отдельных аспектов этой проблемы: методологической компетентности и методологической культуры (Р.У. Богданова, А.И. Кочетов, С.В. Кульневич, О.Е. Лебедев, Н.Н. Тулькибаева); методического мышления (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская); методической рефлексии (О.С. Анисимов, Н.Ю. Посталюк); концептуальных основ содержания и организационных форм дополнительного педагогического образования в современных условиях (А.Г. Гостев, Л.Н. Лесохина, Э.М. Никитин, З.М. Уметбаев и др.).

   Из отмеченного можно сделать вывод, что актуальность информационного мини-исследования развития профессиональной компетентности руководителя муниципального образовательного учреждения обусловлена наличием следующих противоречий между:

  1. усилением идей гуманизации и демократизации, переходом на компетентностный подход в системе повышения квалификации и недостаточным реагированием профессионального образования на эти изменения;
  2. повышением требований к профессиональному уровню руководителя со стороны общества, потребностью педагога в самореализации, в освоении способов личностной, социальной, профессиональной адаптации к происходящим изменениям в системе дополнительного образования и фрагментарностью разработки средств личностно-профессионального развития.

   Совокупность выявленных противоречий позволила сформулировать тему-проблему мини-исследования: каковы педагогические основания развития профессиональной компетентности руководителей муниципального образовательного учреждения.

Тема: «1-й Семинар: Классификация»

Классификация и ранжирование качеств хорошего директора школа

Личностные качества:

1-любить свою работу работу и по-настоящему любить детей, заставить каждого из них посмотреть на мир глазами хозяина нашей планеты, разбудить в каждом ребенке творческую личность;

2-доброта и милосердие;

3-честность;

4-ответственность;

5-интеллигентность;

6-чуткость, внимательность и восприимчивость;

7-лидерские качества;

8-стрессустоучивость;

9-системность мышления;

10-быть конструктивным помогающим партнером коллектива, их принципиальным и требовательным другом;

11-убедительность;

12-смелость, уверенность;

13-решительность;

14-должен обладать хорошей интуицией.

Метапредметные умения:

1-коммуникативность;

2-информативность;

3-креативность;

4-эрудированность;

Предметные компетенции:

1-принципиально и точно использовать предоставленные полномочия;

2-профессионализм;

3-директор-менеджер;

4-директор-хозяйственник;

5- понимать особенности своей школы, стоящие перед ней задачи и пути их решения;

6- вносить личный вклад в повышение качества образования (совершенствовать методы воспитания и обучения, осуществлять инновационную деятельность, осваивать новые образовательные технологии);

7- постоянно учиться, совершенствоваться, шагать в ногу со временем;

Промежуточные результаты

обработки анкет №1

«Ключевые компетенции директора школы: личностные качества»

Дата статистической обработки анкет ____________.

        После ранжирования, в нашем исследовании для определения ключевых компетенций директора школы применяется статистическая обработка полученных анкет.

        Правила обработки. 

        1. В вертикальные столбики с 1 по 10 вставляем (можно копированием) результаты анкетирования каждого из респондентов. Например, в столбик №1 вставляем цифры (значения рейтинга) из Анкеты первого респондента. Во второй столбик вставляем цифры из второй Анкеты. В 10-й столбик вставляем цифры из последней Анкеты.

        2. Вычисляем построчно (для каждой компетенции) значение математического ожидания и среднеквадратичного отклонения для данных, полученных при опросе 10 респондентов (введённых из 10 Анкет).

        Для этого можно воспользоваться любым калькулятором, выполняющим статистические расчёты. Или использовать типовую программу каждого персонального компьютера (ПК). Инструкция для выполнения статистических расчётов приведена в «Справке». В упрощенном виде привожу её здесь:

        2.1. Откройте калькулятор на рабочем столе ПК.

        2.2. Откройте меню «Вид» и выберите режим «статистика».

        2.3. Введите первое значение и нажмите кнопку «Добавить» («add»), чтобы ввести первое значение.

        2.4. Чтобы добавить следующее значение из строки (2 столбец), введите следующее значение нажмите кнопку «Добавить» («add»). Продолжайте указанное действие, пока не введёте все 10 значений компетенции (включая нули), полученные от десяти респондентов.

        2.5. Когда все значения компетенции введены, щелкните кнопку для статистической операции, которую хотите выполнить. Математическое ожидание (в моём компьютере оно обозначено как «х» с чёрточкой сверху) впишите в столбик М(х). Среднеквадратичное отклонение впишите в столбик σх.

        2.6. Повторите п. 2.3 – 2.5 для всех компетенций.

        Поверьте, эти расчёты выполняются легко и просто. И приносят большую пользу.

 

Компетенции

Данные респондентов

М

σх

п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

(х)

1

Любовь к управленческой деятельности

2

10

9

1

1

3

2

1

10

5

4,4

3,6

2

Внимательность

8

3

8

8

2

9

8

9

8

3

6,6

2,6

3

Память

10

4

6

5

4

10

4

10

7

1

6,1

2,9

4

Логика

5

5

7

7

3

7

7

7

6

7

6,1

1,3

5

Творческие способности

4

6

10

9

5

8

5

8

2

9

6,6

2,5

6

Лидерские качества

1

9

1

6

9

1

10

2

9

2

5

3,7

7

Честность

7

2

5

4

6

6

1

4

5

8

4,8

2

8

Ответственность

3

1

3

10

10

4

6

3

4

4

4,8

2,9

9

Самостоятельность

6

7

4

2

7

5

9

6

3

6

5,5

2

10

Стрессустойчивость

9

8

2

3

8

2

3

5

1

10

5,1

3,2

11

12

Промежуточные результаты

обработки анкет №2

 «Ключевые компетенции директора школы: управленческие умения»

Компетенции

Данные респондентов

М

σх

п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

(х)

1

Умение распределять время

2

6

7

6

7

4

6

2

4

2

4,6

2

2

Умение планировать дела и работать по плану

1

1

8

2

3

7

1

1

5

1

3

2,6

3

Умение слушать и слышать (сотрудников, школьников, …)

9

8

5

9

4

5

5

10

8

3

6,6

2,3

4

Умение выделять главное

10

5

2

1

6

6

3

8

7

5

5,3

2,6

5

Умение быстро находить и обрабатывать информацию

3

3

3

8

8

3

7

3

9

4

5,1

2,4

6

Умение чётко излагать мысли как устно, так и письменно

4

9

9

3

9

2

8

9

6

6

6,5

2,6

7

Умение организовать своё рабочее место и учебный процесс

5

4

4

4

1

1

4

4

2

10

3,9

2,4

8

Умение обеспечить учебный процесс необходимыми ресурсами

8

7

6

10

5

8

9

7

3

7

7

1,9

9

Умение выполнить поставленную задачу в срок

6

2

1

5

2

9

10

6

1

8

5

3,2

10

Умение доводить начатое до конца

7

10

10

7

10

10

2

5

10

9

8

2,6

11

12

Промежуточные результаты

обработки анкет №3

«Ключевые компетенции директора школы: профессиональные знания»

Компетенции

Данные респондентов

М

σх

п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

(х)

1

Знания теории управления

4

7

8

7

1

9

10

7

5

1

5,9

2,9

2

Знания общей педагогики

9

9

9

9

8

5

9

5

6

7

7,6

1,6

3

Знания общей психологии

5

6

7

10

7

4

8

6

7

6

6,6

1,6

4

Знания возрастной психологии

8

5

6

6

9

3

7

3

8

9

6,4

2,1

5

Знания теории мотивации

3

4

2

8

3

2

4

2

9

8

4,5

2,6

6

Знания в области экономики

7

1

4

5

4

7

5

9

4

5

5,1

2,1

7

Знания в области маркетинга

2

3

5

2

5

1

1

4

10

3

3,6

2,5

8

Знания законов

1

2

1

1

2

8

2

1

1

2

2,1

2

9

Знания по школьному предмету, который ведёт директор

10

8

10

4

10

6

6

10

2

10

7,6

2,8

10

Знания основ хозяйственной деятельности

6

10

3

3

6

10

3

8

3

4

5,6

2,7

11

12

Благодарим за откровенность и честность!

Статистические результаты

обработки анкет №1

«Ключевые компетенции директора школы: личностные качества»

        После ранжирования, в нашем исследовании для определения ключевых компетенций директора школы применяется статистическая обработка полученных 10-ти анкет. А именно, вычисляются математическое ожидание М(х) и среднеквадратичное отклонение σх для каждой компетенции. По итогам статистической обработки прошу заполнить табл.1 – табл.3.

        При затруднениях в статистической обработке, прошу обратиться за помощью к вспомогательным таблицам, приведенным здесь: www.our-school.narod.ru/Prilogenie6-anketa.doc.

п/п

Компетенции

Мат.ожидание,

М(х)

Средн.отклонение,

σх

1

Любовь к управленческой деятельности

4,4

3,6

2

Внимательность

6,6

2,6

3

Память

6,1

2,9

4

Логика

6,1

1,3

5

Творческие способности

6,6

2,5

6

Лидерские качества

5

3,7

7

Честность

4,8

2

8

Ответственность

4,8

2,9

9

Самостоятельность

5,5

2

10

Стрессустойчивость

5,1

3,2

11

12

Статистические результаты

обработки анкет №2

 «Ключевые компетенции директора школы: управленческие умения»

п/п

Компетенции

Мат.ожидание,

М(х)

Средн.отклонение,

σх

1

Умение распределять время

4,6

2

2

Умение планировать дела и работать по плану

3

2,6

3

Умение слушать и слышать (сотрудников, школьников, …)

6,6

2,3

4

Умение выделять главное

5,3

2,6

5

Умение быстро находить и обрабатывать информацию

5,1

2,4

6

Умение чётко излагать мысли как устно, так и письменно

6,5

2,6

7

Умение организовать своё рабочее место и учебный процесс

3,9

2,4

8

Умение обеспечить учебный процесс необходимыми ресурсами

7

1,9

9

Умение выполнить поставленную задачу в срок

5

3,2

10

Умение доводить начатое до конца

8

2,6

11

12

Статистические результаты

обработки анкет №3

«Ключевые компетенции директора школы: профессиональные знания»

п/п

Компетенции

Мат.ожидание,

М(х)

Средн.отклонение,

σх

1

Знания теории управления

5,9

2,9

2

Знания общей педагогики

7,6

1,6

3

Знания общей психологии

6,6

1,6

4

Знания возрастной психологии

6,4

2,1

5

Знания теории мотивации

4,5

2,6

6

Знания в области экономики

5,1

2,1

7

Знания в области маркетинга

3,6

2,5

8

Знания законов

2,1

2

9

Знания по школьному предмету, который ведёт директор

7,6

2,8

10

Знания основ хозяйственной деятельности

5,6

2,7

11

12

        Интересные наблюдения можно сформулировать в виде ВЫВОДОВ. Например, стоит отметить, какие компетенции являются ключевыми с точки зрения Ваших респондентов (минимальное значение математического ожидания). И какие компетенции имеют низкую значимость (максимальное значение математического ожидания). Также интересно, насколько полученные значения соответствуют Вашим представлениям (только прошу воздержаться от «разгона» респондентам по поводу непонимания таких простых вещей).

ВЫВОДЫ:

По мнению 10 респондентов:

1. «Ключевые компетенции директора школы: личностные качества»: любовь к управленческой деятельности, честность, ответственность- имеют высокую значимость; внимательность, творческие способности, память, логика-имеют низкую значимость.

2. «Ключевые компетенции директора школы: управленческие умения»: умение планировать дела и работать по плану, умение организовать свое рабочее место и учебный процесс, умение распределять время-имеют высокую значимость;  умение доводить начатое до конца, умение обеспечить учебный процесс необходимыми ресурсами, умение слушать и слышать (сотрудников, школьников, …)-имеют низкую значимость.

3. «Ключевые компетенции директора школы: профессиональные знания»:  знания законов, знания в области маркетинга,  знания теории мотивации-имеют высокую значимость;  знания общей педагогики,  знания по школьному предмету, который ведёт директор, знания общей психологии, знания возрастной психологии-имеют низкую значимость.

Дата статистической обработки анкет   20 апреля 2012 г.

Страна, субъект федерации (край, область, республика): РФ, Владимирская область

Группа респондентов (нужное подчеркнуть): руководители, педагоги, ученики, родители.

                                                                                 

Благодарим за откровенность и честность!

        Давайте, еще раз уточним полученные статистические результаты и отправим их на адрес эл.почты our-school@narod.ru с темой письма «1й Семинар: Стат.результаты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагогического коллектива по нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся в Муниципальном общеобразовательном учреждении Становская средняя общеобразовательная школа

Нравственное и патриотическое  воспитание  школьников  в последние годы  приобретает  особенно  актуальное значение в связи  со сложившейся  международной...

ПРОГРАММА "Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 3»

Программа «Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения  «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №3» разработана на основе Программы «Созда...

Отчёт о применении информационно-коммуникационных технологий Хрулевой Лалы Владимировны, учителя английского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16 Белоглинского района»

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подхо...

«Модель организации методической работы в муниципальном общеобразовательном учреждении «Барашевская средняя общеобразовательная школа»

Педагоги  школы активно используют в своей работе современные технологии:1) развивающее обучение;2) проблемное обучение;3) разноуровневое обучение;4) технология решения исследовательских за...

ПОЛОЖЕНИЕ внутренней жизни обучающихся казачьих кадетских классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

ПОЛОЖЕНИЕвнутренней жизниобучающихся казачьих кадетских классовМуниципального общеобразовательного учреждения«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2»Лямбирского муниципального рай...

Представление Нагорнюк Александры Алексеевны учителя русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 43 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области

ПредставлениеНагорнюк Александры Алексеевныучителя русского языка и литературымуниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 43муниципального образования городской округ Люберцы Московской ...