"Признание самоценности прав и свобод ребенка"
презентация по теме
Презентация для педсовета "Возможности внедрения в практику работы школы новой идеологии воспитания6 признание прав и свобод ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_microsoft_powerpoint.ppt | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарь основных понятий Гуманизм - общефилософское понятие, отражающее отношение к человеку как к высшей ценности, признание его права на свободу, счастье и творческое проявление своих сущностных (физических и духовных) сил. Гуманизация воспитания и обучения - это интегрированный и многогранный процесс взаимодействия детей и взрослых, предполагающий доброжелательность и терпимость отношений друг к другу, диалоговый характер общения, возможность выбора ребенком способов жизни, свободу для творчества и саморазвития. Рефлексия - способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самого себя, на свой внутренний мир. Осмысление своих действий, своих ощущений, своей позиции. Самоопределение - сознательное и свободное выявление, выбор, обоснование и утверждение собственной позиции в проблемных ситуациях. Свободоспособность - способность человека к самостоятельному независимому строительству своей судьбы и отношений с миром, к реализации подлинного жизненного предназначения. Толерантность - терпимое, уважительное отношение к взглядам, убеждениям, верованиям, мнениям, традициям, привычкам и поведению других людей. Эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания другого.
Гуманизация жизни детей в школе – новая педагогическая идеология Главные ценности новой идеологии – личность ребенка и ее развитие Принципы – признание самоценности, прав ребенка и его свободы в воспитательном процессе Смысл нового понимания воспитания – создание условий для развития личности и мягкое, недирективное управление им.
Принцип самоценности детства предполагает отказ от противопоставления жизни взрослых как более значимой и жизни детей как менее значимой. В основе воспитания должна лежать идея абсолютной ценности детства , а взаимоотношений – интересы и потребности ребенка ; только такая педагогика является средством воспитания в детях человечности, доброты и душевной чуткости. Говорить о ребенке можно, только рассматривая его жизнь на фоне жизни общества. Я. Корчак
Три основных этапа взросления: Открытие ребенком своих новых возможностей Их осмысление Начало их реализации в деятельности потребностям «Я» Развитие идет успешно только в том случае, если взрослые дают ребенку возможность выступать попеременно то в роли объекта воспитания, то в роли субъекта собственного развития.
Педагог – «амортизатор» социальной нестабильности Реальная жизнь детей больше зависит от качества воспитания, от атмосферы в школе, а не от политических катаклизмов Традиционно считалось, что главное условие гуманизации – это принятие ребенка педагогом. Сейчас подчеркивается необходимость принятия педагога детьми.
В процессе отношений с миром и людьми «стыкуются» две главные потребности ребенка, лежащие в основе его саморазвития - самореализация , утверждение себя среди окружающих потребность в социализации , необходимость «вписаться» в мир конкретных социальных связей, найти в нем свое место, освоить социокультурные достижения общества. Мир взрослых существует рядом с миром детей, но взрослые удивительно слепы по отношению к жизни и культуре этого племени. М.В. Осорина
Продуктивное объединение ребенка и взрослого не достигается автоматически их встречей – требуется специально разработанная программа педагогических действий, которые направлены на разрешение закономерных противоречий между: Целенаправленностью воспитания (прогнозирование, проектирование, моделирование, планирование, организация воспитательного процесса) и спонтанной гуманизацией (случайности, переменчивость, неопределенности) Неоднозначным пониманием гуманизации педагогами и детьми: для одних – это руководство прохождением трудностей, для других – больше свободы от педагогов и других взрослых, короткое сиюминутное облегчение своей жизни (взрослых, мешающих реализовывать эти желания, ребенок нередко переводит в разряд «врагов»)
Воспитание к свободе в школе Сущность проблемы свободы в педагогике заключается в гармонизации отношений человека, стремящегося к личному счастью и прогрессу общества. Дети, с одной стороны, не допускают какого бы то ни было давления над тобой, а с другой - нуждаются в воспитании, обращающем их к себе, к другим людям, к миру, помогающему в самодвижении к достижению свободы. Достижение свободы видится в гармонизации внешних и внутренних ее условий, причем под внешними условиями можно понимать такие, которые "освобождают ребенка от" (принуждения, насилия, единообразия, одновозрастного общения и т.д.). Внутренние же условия - это индивидуальные образования личности (воля, способность к самореализации, самоопределению, самопознанию, саморегуляции, способность делать выбор и т.д.), т.е. освобождающие его для себя. Ребенок, жизнь которого не управляется постоянно взрослыми, рано или поздно становится успешным
Проблема ненасилия в пространстве детства и границы воспитания Мир детства - особый мир, имеющий свои закономерности, свои взаимоотношения и свое пространство (семья, двор, группа, детский сад, класс, лагерь и т.д.
То, что называется правами (право на образование, на питание и т.п.) – вовсе не права , это обязанности взрослых по отношению к детям В главное право ребенка - право на уважение - должно быть заложено право быть таким, каким он хочет, право быть самим собой. Дети не «недоразвитые взрослые», за которых мы ответственны, а люди, перед которыми мы ответственны.
Дегуманизирующим фактором является то обстоятельство что в школе к ребенку не относятся как к "отдельному человеку" - перед ним (хотя и неявно) ставится задача "быть как все". Это представляет наибольшую трудность для детей, выделяющихся из основной массы своей "несхожестью" (раса, национальность, внешний вид и т.д.). Для многих из них неприятие оказывается стрессовой, абсолютно неразрешимой без помощи педагога ситуацией. Необходимо принять душу ребенка, его психологию, его склонности, возможности, устремления, богатство его натуры.. С. Френе
По результатам социальных исследований (принимали участие учителя Москвы, Московской области, Краснодарского Края, Калининградской области) 90% педагогов плохо знают Конвенцию Организации Объединенных Наций (ООН) о правах ребенка и другие правовые документы 46 процентов не скрывали, что используют в работе авторитарные методы; Из 100 конфликтов, возникающих между учителем и учениками, в 79 случаях виноват педагог; что уважительное отношение к детям независимо от их успеваемости проявляют только 28 процентов учителей.
Границы воспитания До каких пределов мы вообще можем влиять на развитие личности? Воспитание - это, наверное, единственная человеческая деятельность, где достижение идеального результата (воспитание идеального человека) нежелательно и даже опасно. Конечно, стремиться к идеалу нужно, но достижение его - совсем другое дело. Любой прогресс относителен, и он всегда имеет свою цену. Представляете, что было бы, если бы удалось совершить "большой скачок" в образовании и наши дети перестали лодырничать, озорничать, нарушать дисциплину и спать на уроках с открытыми глазами, усвоили весь материал, который им предлагают учителя, выполняли все указания взрослых и т.д.? Представляете, каких монстров мы бы вырастили?
Воспитание должно включать систему табу, которые не могут быть нарушены, независимо от того, какие могучие средства воздействия оказались в руках педагога. Надо включить в педагогику не только знания о том, что надо делать, но и знания о том, чего делать нельзя. - Не следует уничтожать в детях то, что уже есть. Обучая литературному языку, не следует вытравливать из их сознания подростковый жаргон. - Обучая нормам взрослого поведения, надо помнить и о нормах поведения в детской среде. - Не совершать за ребенка выбора жизненного пути. Его отдают в музыкальную школу, лишая других возможностей проявить себя, а потом оказывается – потрачено столько времени и сил, что ничем другим уже заниматься нельзя. Не следует делать человека заложником полученного в детстве образования. - Безграничная любовь и привязанность ребенка к одному взрослому - родителю или педагогу, бывает опасна и вредна. Есть дети очень внушаемые, очень послушные, легко поддающиеся нашему влиянию. То, что мы считаем важным, но лишь в ряду других важных вещей, они могут довести до абсурда. Поэтому надо застраховать их от некритического восприятия каких-либо образцов. Я могу проявить то, что дремлет в душе ребенка, но я не могу ничего создать заново. Я буду смешон, если стану сердиться на себя или на него» Я. Корчак
Решающее значение для свободного уверенного самочувствия детей в коллективе педагоги-гуманисты придают здоровому общественному мнению, в котором видели регулятор внутриколлективных отношений. Условия формирования гуманистических отношений в детском коллективе: самореализация ребенка в разнообразной деятельности; самопознание детей - членов коллектива; наполнение деятельности детского коллектива гуманистическим содержанием; систематическая диагностика состояния межличностных взаимоотношений прогнозирование их дальнейшего развития; введение гласности в жизнь детского учреждения; формирование благоприятного для личностного развития ребенка эмоционального климата; обеспечение через систему законов обще жития гарантию защищенности каждому ребенку; организация жизни детского учреждения на законах равноправия.
Педагогика ориентируется на три основные группы прав: Социальные Средовые Личностные
Социальные права Право ребенка на более высокий социальный статус: - равенство со взрослым в обсуждении общих проблем, -участие в рассуждениях и приговорах себе, -право на жалобу, - протест, -свободный обмен мнениями, -на защиту от произвола взрослых Право на защиту здоровья Право на тайну На самоуправление, в т.ч. собственной жизнью На собственность (личные вещи и деньги)
Средовые права Право ребенка требовать контроля за окружающей средой (В Европе еще в первой половине ХХ в. педагоги-гуманисты размещали свои детские учреждения в прекрасных природных уголках, тщательно продумывали бытовое устройство для нормального физического и психического развития, предусматривали чередование видов деятельности)
Личностные права Права связанные с внутренней жизнью ребенка – право быть самим собой.
"Ненасилие, свобода, толерантность как важнейшие компоненты школьного климата" Может ли ребенок обрести чувство собственного достоинства, если на протяжении своего многолетнего пребывания в школе он был объектом давления и принуждения со стороны администрации, педагогов или старших учащихся? Может ли он научиться реализовывать свои права и свободы, если его права и свободы нарушались на практике? Станет ли он уважать права и свободы других, если сам был объектом нетерпимости? Ответ очевиден! Власть в обществе принадлежит «классу взрослых», которые считают детей своей собственностью и не способны встать на их место. Дети в обществе – главная страдающая сторона, лишенная прав, собственности и признания. Задача педагогов – преодоление этой дискриминации. Я. Корчак
Результаты анкетирования: Опрошено 56 чел. (9-10 кл.) Названы 18 учителей Учитель справедливо выставляет оценки. 327 Да 78 Нет В душе учителя есть мой уголок. 197 Да 190 Нет Я доверяю учителю и готов открыть ему свои секреты. 178 Да 219 Нет
Результаты анкетирования: Опрошено 56 чел. (9-10 кл.) Названы 18 учителей Я делаю домашние задания по этому предмету с удовольствием. 275 Да 130 Нет Мне интересно на уроках этого учителя. 329 Да 76 Нет Я выполняю творческие задания по этому предмету с удовольствием. 250 Да 155 Нет Если я устаю на уроках этого учителя, то это приятная усталость. 229 Да 176 Нет
Результаты анкетирования: Опрошено 56 чел. (9-10 кл.) Названы 18 учителей У меня достаточно высокая работоспособность на этом уроке. 278 Да 127 Нет Этот предмет полезен для меня. 246 Да 156 Нет Я все понимаю на уроках по этому предмету. 305 Да 98 Нет Я хотел бы после окончания школы заниматься этим предметом. 146 Да 289 Нет
Анкета «ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ, КЛАССУ, УЧИТЕЛЯМ» Дайте весёлое определение своей школы. (В анализе: юмор - одна из двух составляющих ума, вторая составляющая - способность критически мыслить.) Умная, веселая, озорная, просто хорошая, второй дом, дурдом, школа – веди себя как дома, 9 «А» школа – место невеселое, здесь нужно учиться, а не веселиться, не место для веселья
Кто в школе всегда готов помочь вам: в учебе, в жизненных делах? ( 60 чел. -9,10 кл.) (В анализе: мы получаем возможность определить характер среды и отношений с точки зрения каждого данного ученика.) Были названы следующие учителя: … ..
Репетиторы по каким предметам вам необходимы для того, чтобы хорошо учиться? (В анализе: какие предметы важны для учеников или по каким предметам у них серьёзные отставания.) Алгебра 16 Геометрия 4 Химия 2 Русский язык 9 Английский язык 6 Биология 2 Физика 2 Совет кого из учителей для вас важен? (В анализе: можно понять, мнение кого из учителей достаточно авторитетно для учеников и каков характер отношений с тем или иным педагогом.) … .
Анкета «Взаимоотношения с учителями) Цель: выявить особенности взаимоотношений в системе «ученик-учитель». (опрошено 30 чел. 9-10 кл.) Легко ли быть сегодня учеником? Почему? Да 5 Это весело. Нет 24 Устаем очень, большая загрузка, много учить надо, учителя бывают несправедливы, унижают, заваливают двойками, из-за ЕГЭ, учителя не понимают учеников, есть предметы, которые потом не понадобятся
Деловые отношения между учителем и учеником в нашей школе: а) доброжелательные; 33 б) нервозные; 2 в) безразличные; 5 г) на равных, открытые; 17 д) скованные, напряжённые; 1 е) со скрытой неприязнью. 3
Можете ли Вы назвать учителей, которые к Вам проявляют особое внимание, поддерживают Вас? а) нет 3 б) да, таких много 1 8 в) да, но таких очень мало 19 г) свой вариант - Случались ли с Вами ситуации предвзятого, несправедливого отношения учителя? а) нет, никогда 4 б) да, очень часто 4 в) затрудняюсь вспомнить 1 4 г) иногда 18 Удовлетворены ли Вы тем, как в целом сложился характер Ваших взаимоотношений с учителями? а) удовлетворён полностью 1 9 б) скорее да, чем нет 15 в) скорее нет, чем да 1 г) не удовлетворён 5
Вопрос: на каких уроках тебе интересно? ( опрошено 55 человек 6-7 кл.) География 34 Русский язык 30 Физкультуру 28 Математику 27 Литературу 19 Биологию 17 Историю 16 Труд 11 Английский 10 Музыка/МХК 10 Физика 7 Изо 6 Общество 5 Немецкий 2
Лидеры по положительным оценкам в анкетировании учащихся : Калиновская Е.С. Иванова И.А. Лозовая Л.Л. Швец Т.В.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои - права, моя - свобода
методическая разработка классного часа...
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе на тему "Права и свободы человека и гражданина"
Карта урока:Этап урокаВремя(мин.)Формы, методы, приёмыI. Организационный этап.3 II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.71.Тестирование.2. Фронтальный опрос.III. Этап подготовки учащихся...
"Человеческие расы. Права и свободы граждан и их защита".
Интегрированный урок истории. Подготовила учитель истории Надёжкина Марина Юрьевна....
Презентация" Гражданские права и свободы"
Данная презентация в доступной форме через фрагменты мультфильмов поможт ознакомить учащихся младщих классов с правами и обязанностями граждан, закрепленных в основном законе страны....
Права и свободы человека и гражданина высшая ценность или равенство прав и обязанностей?
В статье я попытался показать несоответствие одного из признаков правового государства и исторического материала нашей страны на фактах. Хотелось бы знать мнения других учителей....
Права и свободы человека и гражданина. Нет прав без обязанностей.
Познакомить учащихся с основными обязанностями человека и гражданина и принципами, которые лежат в их основе....
Технологическая карта урока ОУДП. Право по теме «Права и свободы человека и гражданина»
Технологическая карта урока ОУДП. Право по теме: «Права и свободы человека и гражданина»...