Успешная социализация сельского школьника как результат воспитательной
статья по теме
Подготовка подрастающего поколения к самостоятельной, социально значимой жизни есть важнейшая задача общества, государства. В связи с преобразованиями, происходящими в современной России, осложнилось полноценное вхождение молодежи в самостоятельную жизнь. Широкая демократизация общества, создание благоприятных условий для развития активности, самостоятельности личности выдвинули на первый план проблему личности как субъекта воспитания, включения каждой личности, детских коллективов в активную социально значимую деятельность. Поэтому, в первую очередь, мы ставим задачу обеспечения непрерывной, педагогической организации воспитательного процесса с учетом специфики социальной ситуации развития личности и ее психологической зависимости на всех возрастных этапах ( младший школьник, подросток, старшеклассник, выпускник и т.д.); в разных сферах микросреды личности (семья, класс, школа, неформальная группа и т.д.); с участием всех субъектов воспитания (родители, учителя, общественность, представители органов власти и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_socializaciya_uchashchihsya.docx | 25.11 КБ |
uspeshnaya_socializaciya.ppt | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Социализация учащихся
1,2 слайд
Подготовка подрастающего поколения к самостоятельной, социально значимой жизни есть важнейшая задача общества, государства. В связи с преобразованиями, происходящими в современной России, осложнилось полноценное вхождение молодежи в самостоятельную жизнь. Широкая демократизация общества, создание благоприятных условий для развития активности, самостоятельности личности выдвинули на первый план проблему личности как субъекта воспитания, включения каждой личности, детских коллективов в активную социально значимую деятельность. Поэтому, в первую очередь, мы ставим задачу обеспечения непрерывной, педагогической организации воспитательного процесса с учетом специфики социальной ситуации развития личности и ее психологической зависимости на всех возрастных этапах ( младший школьник, подросток, старшеклассник, выпускник и т.д.); в разных сферах микросреды личности (семья, класс, школа, неформальная группа и т.д.); с участием всех субъектов воспитания (родители, учителя, общественность, представители органов власти и др.)
Школа аккумулирует всевозможные разновидности детско-подростковых, молодежных коллективов и объединений в школе: ученические, кружковые, соуправление. Деятельность ученических формирований не замыкается рамками школы. Она насыщается реальными, социально-значимыми делами, связанными с организацией досуга, с общественной работой, проявлением заботы, милосердие по отношению к окружающим людям, к природе.
3слайд
. Анализ публикаций, репортажей СМИ показывает, что для формирования социального опыта сельского школьника ресурсы внеурочной деятельности средних общеобразовательных школ дополнительного образования используются недостаточно.
Отсюда – три основных взаимосвязанных направления деятельности школы в системе социального воспитания:
- Передача (организация) социального опыта учащихся и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития конкретной личности, и ее самоактуализации в ближайшем окружении; самовоспитания в желательном для общества направлении; активизации – всеми имеющимися в обществе средствами интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и др. направлений развития личности;
- Создание воспитывающей среды в семье и ее ближайшем окружении, формирование в микросреде социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентации ценностей, что является основой благоприятного психологического климата, высокого эмоционального тонуса, способствующего сохранению референтной значимости этого окружения для личности;
- Процессы социальной реабилитации предполагающие комплекс мер преодоления асоциальных отклонений и профилактики правонарушений, обеспечение социальной помощи и защиты с целью преодоления социальной дезадаптации и включение их в жизнь.
В школе создаются условия для эффективной реализации работы по этим направлениям. Создана и успешно функционирует система дополнительного образования. У детей и подростков формируется устойчивый интерес к различным направлениям дополнительного образования. Вторая, внеурочная, половина дня оказывает существенное влияние на первую, занятую уроками. Причем это влияние разнопланово.
4 слайд д/о
Во-первых, дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы. Дополнительные образовательные программы: углубляют и расширяют знания учащихся по основным предметам (факультативы и консультации ); делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся; стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников; повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.
Во-вторых, школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.
5 слайд
дополнительное образование в школе ПОЛНОГО ДНЯ способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:
- выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
- способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
- обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”;
- содействовать самореализации личности ребенка и педагога.
6,7 ,8 слайды
Эффективность работы кружков спортивного направления прослеживается в следующем: учащиеся, посещающие спортивные кружки по данным кураторов за год болеют значительно меньше других. Это же подтверждают родители.
Школа создает и предоставляет необходимую материальную базу для работы системы дополнительного образования. Танцевальная студия работает в специально определенном, соответствующем направленности помещении, туристическое объединение имеет все условия для хранения оборудования. Преподаватели применяют современные интерактивные методики, используют новейшие информационные технологии, работают с интерактивной доской, применяют Интернет-ресурсы.
9 слайд
Особое место в системе дополнительного образования занимает НОУ . Здесь учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, работают над творческими и научно-исследовательскими проектами.
10 слайд воспитательная работа.
Учащихся вовлечены в проектную деятельность, один раз в год проходит внутришкольная конференция по защите проектов учащихся. Разработано Положение о порядке проведения, условиях участия в НОУ. Учащиеся подтверждали высокий уровень творческих работ на районных конкурсах, конференциях , в интернет фестивалях « Портфолио»
Основными функциями школы, как воспитательной организации в процессе социализации можно считать следующие:
· приобщение человека к культуре общества;
· создание условий для индивидуального развития и духовно ценностной ориентации;
· автономизация подрастающих поколении от взрослых;
· дифферентация воспитуемых всоответствиями с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.
Ребенок впитывает в себя все влияние микросоциума, становясь его полноценным участником со всеми плюсами и минусами, и именно школа с ведущей ролью педагогического коллектива и коллектива сверстников, взаимно дополняя друг друга, дают весь нравственный, социальный опыт и уровень знаний, необходимый человеку в будущем.
Социализация учащихся школы происходит по следующим направлениям.
- Реализация модели ученического самоуправления
- Участие в организации праздников для жителей села . За это время были организованы и проведены (ежегодно): Праздники «Масленица», «День Победы», детские праздники: «День защиты детей», «День Матери», «Рождественский праздник» и др.
- В рамках акции «Милосердие» : поздравляют с Новым годом; собирают вещи и для малоимущих и отдают и передают их в реабилитационный центр.
- Включение ИКТ в воспитательную работу школы.
- Проведение тренингов, классных часов, бесед, диагностик.
- Функционирование НОУ.
- Функционирование школы полного дня
11 слайд хотелось бы подробнее остановиться на диагностике и тренингах. Для чего они необходимы? Они дают возможность проанализировать ситуацию, выбрать направление работы. Но тестирование не всегда может дать правдивую информацию, точную картину происходящего… и тогда на помощь приходят тренинги…
Поднимая вопрос о возможностях социализации молодежи в современной школе, мы понимаем, что «школа жизни по своему влиянию сильнее собственно школы», поэтому необходимо включение школьников «в дело, в специально организованную систему дел, которые воспитывают». Формирование социального опыта школьника связан с адаптационными процессами в социуме, с целесообразным приобретением социального опыта, раскрывающего способности и потенциальные возможности детей. Социально-экономические, социально-психологические, культурные и природные условия жизни села обусловливают специфику формирования социального опыта сельского школьника. У многих выпускников сельских школ есть мечта, но недостаточная их подготовка к реализации себя в самостоятельной жизни мешает сбыться задуманному.
Важной особенностью социального опыта молодежи являются актуализация самопознания и наличие социальных качеств, сформированных в школьные годы, таких как самостоятельность (стремление доводить начатое дело до конца, ответственность за свои поступки); патриотизм (интерес к истории Родины, гордость за нее, любовь к родному селу, природе); гуманность (доброта, любовь ко всему живому) и др.
Эти черты личности находят свое эмпирическое выражение в готовности молодых людей к профессиональному самоопределению, что, в свою очередь, проявляется в формировании у них социально активной жизненной позиции, духовно-нравственного досуга, содержательного общения и т.п.
Подводя итоги.
Формирование социальных умений сельских школьников происходит во многих видах деятельности (трудовая, учебная, игровая, музыкально-художественная и др.). Возможность свободного выбора привлекательных видов деятельности школьники получают в дополнительном образовании, которое реализуется в различных видах внеклассной работы в школе, Д/К, ДШИ. По сравнению со школьным образовательным стандартом здесь нет жесткой регламентации целей, содержания и условий образовательной деятельности, а сама атмосфера, внешняя обстановка становятся факторами формирования социального опыта школьника.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Информационно-коммуникативная подготовка сельского учителя и ученика как компонент успешной социализации"
Одним из путей решения проблемы адаптации сельского ученика является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Условия применения ИКТ : оснащение компьютерн...
Детская организация как механизм социализации сельских школьников
Стремление к единению - естественная потребность детей и подростков. Объединяясь, они самоутверждаются, самосовершенствуются, самореализуются как личности. ...
Социализация личности школьника в условиях сельской школы.
Статья на Поволжскую научно-практическую конференцию педагогических работников сельских образовательных учрежденийпо теме: «Воспитание тружеников села ХХI века в условиях модернизации естественн...
Формирование позитивной идентичности как фактор успешной социализации учащихся сельской школы.
Концепция идентичности становится в наши дни особенно популярной. Во всем современном обществе кризис идентичности считается одной из главных жизненных проблем. Будущее за большими социокультурными со...
Народные праздники как средство эффективной социализации сельских школьников.
Доклад с представлением опыта работы....
Выступление на педагогическом совете «Об успешной социализации обучающихся, роли педагогического коллектива в формировании личностных результатов освоения образовательной программы»
Социализация воспитанников – одна из приоритетных задач школы-интерната, ведь то, насколько подготовленным к «взрослой» жизни выйдет подросток из её стен, во многом опред...
Педсовет «Успешная социализация ученика. Роль педагогического коллектива в формирование личностных результатов освоения образовательной программы».
Материал для выступления на педсовете будет интересен как представителям администрации школы, руководителям методических объединений, так и учителям, интересующимся вопросом социализации и формировани...