Народные праздники как средство эффективной социализации сельских школьников.
статья на тему
Доклад с представлением опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._narodnye_prazdniki_kak_sredstvo_sotsializatsii.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные праздники как средство эффективной социализации
сельских школьников.
Теоретическая часть
Современному российскому обществу требуется школа, которая:
- становится прообразом свободного демократического общества, воплощает его основные черты и обеспечивает выработку у учащихся системы ценностей гражданского общества;
- обеспечивает единство образования и жизни учащихся, используя ресурсы сообщества для повышения эффективности работы школы, а ресурсы школы для развития и консолидации сообщества.
В чем же состоит сущность социализации учащихся? Каковы условия социализации?
Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания.
Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
В науке существует два подхода к пониманию сущности социализации, различающихся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так, одни исследователи указывают, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами. Это характеризует человека как объект социализации (Дж. Балантайн, Т. Парсонс и др.). Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства (Дж. Мид, М.И. Рожков и др.).
Первое направление предполагает достижение целей социализации путем развития природных задатков в различных сферах человека (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др.), а второе предполагает изменение этих сфер в соответствии с идеалами общества. Отсюда следует, что первое направление решает задачи развития индивидуальности, второе - воспитания личности. Развитие предполагает совершенствование психических качеств, основных сфер человека - его индивидуальности.
Таким образом, в процессе социализации человек выступает и как ее объект, и как субъект. При этом эффективность этого процесса определяется соотношением целей человека, общества и государства.
Таким образом, социализация представляет собой процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества.
Согласно теории Д.С.Выготского источники психического развития человека лежат в исторически развившейся культуре: «Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека и потому сама постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития». По мнению Д.С.Выготского, показатели психического развития находятся не внутри организма и личности ребенка, а вне его - в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми. В ходе общения и совместной деятельности человек не просто усваивает образцы социального поведения, формируются основные психологические структуры, которые определяют все течение психических процессов.
Подводя итог, можно сказать, что в философии, социологии и психологии социализация рассматривается как совокупность всех социальных процессов. Растущая личность не просто усваивает определенную систему знаний, норм, ценностей, но постоянно стремится быть активным субъектом собственной жизни. Социализация и воспитание должны не сдерживать, а напротив, помогать детям проявлять свою уникальность в жизни.
Пути социализации личности школьников:
- передача взрослыми социального опыта;
- приобщение к социальным отношениям и социальной самозащите;
- использование народных традиций в условиях общечеловеческих ценностей;
- включение учащихся в различные виды деятельности, активизацию их самостоятельности;
- приобщение подростков к различным детским объединениям, формирующим потребность к социально значимой деятельности.
Мир российского села оказался наиболее беззащитным и ранимым в ситуации глубоких социально-экономических преобразований российского общества. Больнее всего распад традиционного миропорядка отразился на жизненных ориентациях, представлениях и чувствах сельских жителей, как детей, так и взрослых. С разрушением традиционной системы ценностей российского крестьянства были подорваны основания для воспитания подрастающих поколений на образцах исторически присущих российскому селу социальной солидарности, стремлению решать наиболее важные дела сельским сходом, на основе взаимопомощи и взаимовыручки. Разрушение традиционного мировоззрения и уклада жизни привело к деградации важнейшей функции семьи - воспитания подрастающего поколения на ценностях и образцах традиционной культуры. Дезориентация родителей привела к утрате той ведущей роли, которую родители всегда играли как участники образовательного процесса и, прежде всего, - воспитания.
Сложившиеся обстоятельства требуют от современной российской сельской школы выполнять свою образовательную миссию в двух смыслах. Во-первых, она обязана обеспечить доступность и необходимое качество общего образования. Во-вторых, сельская школа призвана содействовать своей образовательной деятельностью возрождению того «духа общинной солидарности», который был утрачен. Разумеется, не через возврат к прошлому, а в тех формах и в тех образцах, которые соответствуют современным представлениям о гражданской жизни и гражданской культуре. Поэтому внедрение модели общественно-активной школы в сельской местности, безусловно, требует поправок и модификации с учетом особых задач, стоящих сегодня перед сельской школой.
Особенностью сельского социума является то, что школа – это центр развития культуры, где реализация социальной программы воспитания на основе народных традиций максимально объединяет детей, родителей, учителей и общественность, что приводит в целом к оздоровлению социума и закреплению положительных традиций на селе.
Общественно-активная школа – это:
• Школа, которая предоставляет родителям возможность принимать участие в процессе обучения и организации внеурочной деятельности их детей.
• Школа, в которой особый упор делается на убежденность жителей сообщества и педагогического коллектива в ценности привлечения общественности к активному участию в жизни образовательного учреждения.
• Школа, которая способствует свободному обмену идеями, выявляет потребности сообщества и активно участвует в принятии решений по местным проблемам, а также осуществляет обратную связь с общественностью.
Общество, школа, семья призваны создавать, постоянно поддерживать и совершенствовать ту культурную среду, в которой духовно питается и растет ребенок.
Учитель сегодня призван не столько руководить, сколько консультироватъ, не осуществлять воспитание, а направлять деятельность школьников на самовоспитание.
Народные (национальные) ценности в духовной сфере - огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов.
Самая привлекательная особенность народной культуры - это ее удивительное разнообразие, самобытность, неповторимость. Развивая особенности своей культуры, каждый народ избегает подражания и копирования, создает свои формы организации культурной жизни.
Преемственность в культуре играет важную роль, так как способствует освоению накопленного народом опыта предшествующей деятельности и в целом поступательному развитию культуры.
Итак, социализирующее значение народной культуры заключается в следующем:
- Во-первых, развитие культуры создает условия для совершенствования человеческой личности. Индивид может максимально проявить свою инициативу, творчество, самодеятельность, самостоятельность, т.е. набор качеств, необходимых для эффективной социализации.
- Во-вторых, в процессе развития культуры личность выступает в качестве субъекта культурно-исторического процесса, т.е. не просто усваивает опыт предшествующих поколений, но воспроизводит его и привносит в этот опыт свою лепту, что также обеспечивает индивиду эффективную интеграцию в обществе.
- В-третьих, чем большую роль играет личность в развитии культуры, чем более непосредственна ее деятельность в этом направлении, тем большее значение приобретает для нее культурное наследие, что позволяет говорить о формировании человека культуры и гражданина своей страны.
Традиции и обычаи выполняют в целом одинаковую социальную роль - формируют у широких народных масс нравственные качества, чувства, навыки, настроения в соответствии с общепринятыми потребностями и интересами.
Обычаи по объему уже, они ограничены областью быта, семейных отношений, повседневной жизни людей, они более детально, чем традиции, регламентируют способы реализации различных общественных отношений.
Прогрессивные традиции и обычаи, сложившиеся в далеком прошлом, как свидетельствует опыт народа, учат быть справедливыми, честными, оказывать уважение старшим, оберегать и учить младших; помогают развивать сноровку, смекалку, дружелюбие, бережливость, скромность и правдивость и другие подобные этим умственные, поведенческие и нравственные качества, формирование которых будет активно способствовать адаптации в социуме.
Подчеркивая педагогическую и социальную значимость обрядов и традиций, следует заметить, что их система очень широка, она включает в себя праздники, обряды, ритуалы, церемонии, содержание которых заложено в произведениях устно-поэтического, музыкального, игрового, декоративно-прикладного творчества и содержит в себе большой воспитательный и социализирующий потенциал.
Ничто так не скрепляет народ, как традиции. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство. Традиция вбирает в себя многое: и самое ценное из быта, и искусство, и труд.
Традиции, семейный уклад жизни воспитывают в подрастающем человеке социально-этнические и моральные нормы поведения. Важнейшей задачей школы и семьи являются раскрытие и сохранение лучших человеческих качеств, таких как уважение старших, заботливое отношение к детям, больным, слабым, сиротам, трудолюбие, терпение, скромность, гостеприимство.
У любого народа во все времена одним из самых любимых периодов календарного года, самым любимым развлечением и ритуальным занятием был и остается «праздник». Поэтому праздникам посвящено несколько десятков колоритных, емких крылатых высказываний: «У Бога всегда праздник», «Всякая душа празднику рада», «И дурак знает, что Христов день – праздник».
Каждый народ знает, что праздник - не только время отдыха и веселья. Это то, что в первую очередь связано с чем-то особенным, важным. Не случайно с давних пор всякий народный праздник - не только «неработный день», но и день знаменательный, памятный, посвященный определенному событию. Поэтому у каждого праздника свое время, своя идея, свое «лицо». Считается, что учредить или выдумать народный праздник невозможно. Его надо десятилетиями переживать и закреплять в соответствии с переживаниями предыдущих поколений в сознании поколений последующих. Поэтому культивирование народных праздников - дело чрезвычайно серьезное, ибо необходимо для сохранения культуры, преемственности поколений, сохранения исторического дневника народного быта.
Событийность и свободное от определенной занятости пространство людей - основной, хотя и двойственный по природе, феномен народного праздника. На народном празднике, с одной стороны, можно развлечься, снять физическое и психическое напряжение, проявить себя как талант, а, с другой, осознать принадлежность к чему-то могучему, историческому, символичному и церемониальному.
Любой народный праздник создавался в свое время на века с позиции «рациональности», т. е. разумности. Иначе говоря, имел для народа (помимо эстетического) еще и непременное практическое значение. С одной стороны, народный праздник выполнял развлекательную функцию, а, с другой, «вооружал» молодых - подрастающее поколение - определенными жизненно-практическими знаниями и нравственными убеждениями, устойчивыми положительными эмоциями. Говоря о функционировании традиционных народных праздников в современной жизни, следует отметить, что на сегодня это проблема, так как мы чаще всего имеем дело ни с их настоящими (архаичными) образцами, а с восстановлением отдельных деталей, порою лишь отдаленно напоминающих свой исходный прототип.
С другой стороны, попытка, хоть и не без погрешностей, вернуть праздникам их исконное ритуальное время, возродить традиционные праздничные формы народной культуры - огромная услуга, оказываемая истории прогрессивным человечеством, поистине бесценный «подарок» поколений предыдущих поколениям последующим. Для поколений же настоящих - это социально-значимое заполнение в сознании людей, возникшего в результате бесконечных государственных реформ и перестроек жизни, культурного вакуума, вызванного именно исчезновением из жизни наших современников элементов традиционной народной обрядово - праздничной культуры.
Вся жизнь сельского жителя, его трудовая деятельность и хозяйственный быт регулировались реальными условиями - сменой времен года. С временами года и трудовой деятельностью связывались календарное исчисление, народные праздники, обычаи, приметы, игры, пляски, развлечения.
Народный праздник очень многоплановое и многовариантное явление. Народные праздники включают в себя элементы игры, песенного, речитативного и прикладного искусства. Ни один народный праздник, хотя само слово и происходит от одного корня со словом «праздный» - бездельный, не подразумевает под собой абсолютное безделье. Это обычно очень быстрое, живое действо, в котором никто не может остаться сторонним наблюдателем.
Само прилюдное исполнение различных ролей считается в современной психологии одним из средств социализации личности и корректировки личностного развития. Совместное участие детей и воспитателей в общественно значимой деятельности является мощным механизмом воспитания и обучения человека.
Проведение народных праздников с элементами игры позволяет включать в единый игровой воспитательный процесс одновременно детей, подростков и взрослых. Такая практика дает возможность педагогам и воспитателям сглаживать возрастные противоречия между различными поколениями и создавать предпосылки к образованию единого межвозрастного коллектива, который строится на взаимоуважении и совместной деятельности.
Из опыта работы ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Августовка
Педагогический коллектив ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Августовка, рассмотрев разные пути социализации школьников (создание и работа детской организации «Светоч-град», организация внеурочной деятельности учащихся через систему дополнительного образования, выпуск школьной газеты «Слово за слово»), убежден, что народные праздники, проведенные всеми учащимися совместно с родителями, родственниками, односельчанами, так же являются огромным потенциалом для развития личности, нравственного, духовного формирования человека. Самые популярные из них – Ярмарка и Масленица.
Более 10 лет существует в школе хорошая традиция – проведение осенней благотворительной ярмарки. Жители Августовки с нетерпением ждут октября и с удовольствием приходят в школу на это мероприятие целыми семьями.
Подготовка к ярмарке начинается за неделю. Учащиеся, ответственные за проведение, готовят яркое инсценированное открытие ярмарки, где звучат народные песни, стихи, рекламируются товары и балаганы. Каждый класс - отдельный ярмарочный балаган, хочет отличиться, стараясь быть неповторимым, желая удивить и привлечь потенциальных покупателей.
Все держится в строжайшем секрете, чтобы никто не смог «перехватить» интересную идею. А идеи у школьников всегда в большом количестве! Чего только не увидишь на ярмарке! Овощные и молочные прилавки, кулинарные «шедевры» старшеклассников и родителей, изделия сельских мастеров (плетеные корзины, вязаные вещи, деревянные доски, веники, совки для мусора, черенки для инструментов). Здесь же можно обменяться книгами, учебниками, популярными детскими журналами. А малыши всегда бегут за различными сувенирами.
Уже давно это мероприятие стало общесельским, да и готовится оно совместно с работниками сельского Дома культуры и районного историко-краеведческого музея им.Н.П.Попова.
Другим ярким событием в местном сообществе уже в течение 5 лет является Масленица.
При подготовке к празднику дети знакомятся с его содержанием, приметами, изучают и запоминают новые слова, разучивают песни, зазывы, загадки, поговорки.
Открытие праздника – это яркое костюмированное представление, которое проводится на территории около школы. Традиционно его готовят учащиеся 8-х классов совместно с работниками СДК. Школьникам напоминают о названии масленичных дней, обрядах, связанных с ними, приглашают водить хороводы, петь народные песни, отгадывать загадки.
Вторая половина праздника – это гуляния и игры на импровизированных масленичных улицах. Вот где можно повеселиться и побаловаться! Малышам и взрослым предлагают поучаствовать в конкурсе частушек, проявить способности и умения в народных и спортивных играх, померяться силами в перетягивании каната. И ни один ребенок не останется без призов и подарков! А самым долгожданным и радостным для школьников является катание на русских санях, которые по случаю праздника украшены лентами и цветами.
Всех желающих родители угостят горячим чаем с традиционными масленичными блинами. А разнообразие начинок к блинам поражает каждый год!
Кульминация праздника – сжигание центральной фигуры всего действа – соломенной куклы Масленицы. Ее торжественно привозят на санях и водружают на снежную гору, ей поют прощальную песню:
Масленица! Ты с чем уйдёшь?
Велики мои проводы –
Поведут вон из города
На санях на соломенных
Да с упряжкой мочальною…
Праздник заканчивается, а веселое хорошее настроение остается в душе каждого. Наверное, именно поэтому отличительная черта Масленицы, ее привлекательность – в свободном, доброжелательном общении взрослых и детей.
Заключение
Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Бережно передаваемые традиции выполняют роль исторической памяти, осуществляют связь поколений.
Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания, который не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.
Формирование человека как достойного члена общества – главная, на наш взгляд, цель социализации подрастающего поколения. Средства социализации - это элементы окружающей среды, которые проявляют себя на разных уровнях. К средствам социализации личности относятся и народная песня, былины, малые жанры фольклора, народная игрушка, старинные праздники. И наконец, средством социализации выступают взаимоотношения людей, все их многообразие.
Именно народные праздники отвечают всем этим требованиям, несут в себе огромное воспитательное значение и, значит, являются эффективным средством взаимодействия школы и социума, одним из путей социализации личности школьника.
Библиография
- Блинов Г.П. Роль национальных обычаев и традиций в сознательной регуляции поведения. – М., 1989.
- Выготский Д.С. Педагогическая психология \ под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
- Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация личности. \\Сов. педагогика, 1991, №2.
- Иванов О.К. Некоторые проблемы теории социализации (методолого-социалогический аспект). - М., 1972.
- Метелягин А.С. Воспитание на традициях народной культуры \\Воспитание школьников, 1996, № 5.
- Муцрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. – М.: Знание, 1990.
- Орлова А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания //Советская педагогика, 1989. - № 7.
- Панкеев И.А. Русские праздники. – М., 1998.
- Синцова Л.К. Социализация личности и ее исторические корни. -Ленинград, 1986.
- Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике
http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания как средство эффективности развития школьника в ограниченными возможностями здоровья.
Материалы Методического совета....
Использование традиционных народных праздников как средства воспитания на уроках английского языка. Сценарий урока-праздника.
Урок-праздник как пример использования народных традиций для реализации воспитательной функции урока английского языка....
Народная сказка как средство воспитания младших школьников
Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. На мой взгляд, действенным средством в воспитании моральных качеств личности младших школьников яв...
«Народные праздники – как средство нравственного и познавательного развития дошкольников»
«Народные праздники – как средство нравственного и познавательного развития дошкольников»Музыкальный руководитель МДОБУ №17 «Родничок» п. Восход Чуевская Наталья Ивановна...
Народные спортивные игры как эффективное средство физического воспитания обучающихся 5 классов общеобразовательной школы.
Цель исследования — теоретически обосновать применение народных спортивных игр на уроках физической культуры учащихся среднего звена. Объект исследования: образовательный процесс на уроках ...
Проект "Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников"
проект в подготовительной группе воспитателя Яковлевой Татьяны Анатольевны...
«Русские народные игры как средство приобщения школьников к народной культуре»
В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому выступление на родительском собрании направленно на знакомство взрослых с народными традициями,...