Управление проектными командами педагогов как фактор развития образовательного учреждения
материал по теме
Одной из распространенных инновационных форм продуктивной и социально значимой деятельности, стимулирующей творческий поиск работника, становится проектная деятельность. В современных условиях модернизации образования необходимость в развитии педагогического проектирования обусловлена усилением инновационных процессов, которые обнаружили отсутствие у педагогов проектного мышления, проектировочных умений и знаний способов преобразования педагогической действительности. Развитие проектной культуры является актуальной проблемой, поскольку педагогическое проектирование становится важной составляющей продуктивной педагогической деятельности, усиливает конкурентоспособность как отдельного педагога, так и в целом образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_proektnye_komandy.docx | 48.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Пермский краевой институт повышения квалификации
работников образования
Кафедра
Управление и экономика образования
Программа КПК: Современный образовательный менеджмент
ПРОЕКТ
Тема: «Управление проектными командами педагогов как фактор развития образовательного учреждения»
Слушатель: Людмила Николаевна Менгазиева,
директор МОУ «СОШ №1»,
г. Соликамск, Пермский край
Пермь 2010 г.
Типология проекта:
По продолжительности - долгосрочный;
По количеству участников – групповой;
По характеру контактов – внутришкольный;
По содержанию – интегрированный;
По характеру доминирующего метода – практико-ориентированный.
Актуальность
Динамичные изменения, происходящие в различных сферах общественной жизни, требуют от педагогов переосмысления существующих целей, системы ценностей, нравственных ориентиров, внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий, вариативных методов организации образовательной деятельности.
Одной из распространенных инновационных форм продуктивной и социально значимой деятельности, стимулирующей творческий поиск работника, становится проектная деятельность. В современных условиях модернизации образования необходимость в развитии педагогического проектирования обусловлена усилением инновационных процессов, которые обнаружили отсутствие у педагогов проектного мышления, проектировочных умений и знаний способов преобразования педагогической действительности. Развитие проектной культуры является актуальной проблемой, поскольку педагогическое проектирование становится важной составляющей продуктивной педагогической деятельности, усиливает конкурентоспособность как отдельного педагога, так и в целом образовательного учреждения.
Преимущество проектной технологии состоит в том, что она объединяет различные инновационные технологии, которые являются приоритетными в рамках новой концепции образования: проблемно-поисковую, коммуникативную, игровую, рефлексивную и другие. Проектная деятельность является не только средством изменения педагогической действительности, но и способом обеспечения личностного роста педагога. Использование проектных технологий влияет на повышение творческого потенциала педагогов, обеспечивает рост их педагогического мастерства. Развитие профессиональной компетентности педагога как исследователя происходит, если он осмысленно включается в инновационную работу для решения актуальных проблем. Результативность деятельности педагогов зависит не столько от педагогических технологий, сколько от их профессионального мастерства, творческой активности, стремления использовать в своей практике современные разработки педагогических наук, а также методологию педагогического исследования. Такой подход к инновационной деятельности предполагает постоянную рефлексию над противоречиями и проблемами в педагогической деятельности. Признаком высокой культуры педагогического проектирования учителя является ориентация на инновационные действия, избегание стандартных решений педагогических проблем, выбор инновационных педагогических средств.
Проектирование используется в качестве оптимального средства совершенствования содержания образования, педагогических технологий, управления педагогическим процессом. Сегодня на первый план выступает практика управления проектами, которая показывает: освоение методологии и инструментария управления проектами способствует достижению качественно нового уровня эффективности работы образовательного учреждения. Для разработки и реализации образовательных, социально-педагогических проектов в школе необходима целенаправленная и системно организованная деятельность педагогического коллектива по овладению теоретическими основами проектной деятельности, по разработке различного рода проектов и их реализации. С этой целью становится возможным создание специальных органов при руководителе: временных творческих коллективов по разработке проектов, объединений и групп инициативных и творческих педагогов, действующих на общественных началах – так называемых проектных команд. В такую команду должны войти люди, готовые инициировать «снизу» качественные изменения, отвечающие потребностям конкретной школы на данном этапе развития, воспринимать новые предложения и развивать школу изнутри. Главным преимуществом проектной команды является неформальный, добровольный характер объединения. Основной ее ресурс — не административный, а интеллектуальный. Она должна не «построить» коллектив, а вовлечь его в совместную деятельность по освоению новых, более эффективных и привлекательных образовательных технологий. В итоге образовательное учреждение приобретает способность достигать качественно новых, по сравнению с прежними, результатов.
Анализ исходной ситуации
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Соликамска Пермского края находится в центре жилого микрорайона. Школа – конкурентоспособное образовательное учреждение, имеющее среди населения микрорайона и в целом в городе достаточно высокий рейтинг: и дети, и родители уважительно относятся к школе, поддерживают ее традиции, оказывают материальную и благотворительную помощь, помогают в организации праздников, трудовой практики учащихся.
Количество педагогов в школе – 55 человек. Высшее образование имеют 48 (87%) педагогов, высшую категорию – 15 (27%), первую – 22 (40%). Удостоены отраслевых наград 21 человек (38%), 2 педагога являются победителями ПНПО. 27% педагогов имеют стаж работы от 10 до 20 лет, 53% - свыше 20 лет.
Школа работает в режиме развития на основе Программы «Продуктивная школа развития, самореализации и успешной социализации учащихся», которая является инструментом обеспечения целенаправленной совместной деятельности управленческого, педагогического и родительского коллектива школы. Для реализации основных направлений программы созданы проблемные группы учителей, которые реализуют подпрограммы «Одаренный ребенок», «Преемственность: ДОУ - начальная школа – основная школа», «Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения», «Здоровье» и другие. Работа групп не носит системного характера, отсутствует единство работы в команде (нет постоянного состава групп, каждый член группы не имеет четкого представления о целях и результатах своей работы), невысок уровень аналитической культуры педагогов. Проведенный анализ анкет, позволяющий определить уровень готовности учителя к инновационной деятельности, показал, что этот уровень, к сожалению, не соответствует требованиям, предъявляемым современной социокультурной ситуацией:
- боязнь инноваций – 34%;
- невладение педагогическими технологиями – 24%;
- высокая степень конфликтности и агрессивности – 15%;
- неумение выстроить программу своего профессионально-личностного саморазвития – 48%;
- неуверенность в себе и своей деятельности – 26%;
- низкий уровень профессиональной рефлексии – 23%;
- отсутствие концептуальности в профессиональной работе – 46%;
- неумение работать командно и участвовать в соуправлении своим образовательным учреждением – 22%;
- синдром эмоционального и профессионального выгорания – 45%.
Причинами выявленных результатов являются:
- Недостаточность необходимой теоретической и практической подготовки педагогов школы по вопросам инновационной деятельности;
- Отсутствие мотивации педагогов на инновационную деятельность;
- Отсутствие эффективной управленческой поддержки инновационных процессов в школе.
Вместе с тем следует отметить, что для коллектива школы характерна стабильность, высокий профессионализм большей части учителей, что позволяет сегодня эффективно управлять инновационной деятельностью педагогов. Школа сегодня находится на III рефлексивно-обобщающем этапе реализации Программы развития. Новая Программа, на которую коллектив выходит в 2011 году, будет предполагать реализацию основных направлений через управление инновационными проектами.
Возникает противоречие: между необходимостью осуществлять управление образовательным учреждением через реализацию инновационных проектов и недостаточной готовностью педагогического коллектива к проектной деятельности.
Необходимость разрешения обозначенного выше противоречия обусловила наличие проблемы, которая заключается в определении сущности и оптимальных приемов управления проектными командами педагогов, что в свою очередь является фактором эффективного развития образовательного учреждения.
Проектная идея: управление работой проектных команд педагогов
Цель: создание проектных команд педагогов для реализации инновационных проектов образовательного учреждения и осуществление их управленческой поддержки.
Объект исследования: развитие образовательного учреждения
Предмет исследования: проектные команды педагогов как объект управления
Гипотеза настоящего исследования заключается в предположении, что управление проектными командами педагогов будет эффективным, если:
- педагоги разрабатывают и внедряют в образовательный процесс инновационные проекты;
- проект будет направлен на реализацию Программы развития школы и носить созидательный характер;
- каждый проект будет наделен уникальностью и иметь ограниченную протяженность во времени с определенным началом и сроком окончания;
- в ходе проекта будут реализовываться инновационные подходы;
- будет создан благоприятный микроклимат в проектных командах;
- будет создана система мотивации и стимулирования участников проекта;
- будет обеспечено методическое сопровождение деятельности педагога по формированию его проектной культуры;
- будет в системе осуществляться управленческая поддержка проектных команд.
Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:
- изучить состояние вопроса создания проектных команд, степень его разработанности в педагогической теории и практике;
- определить степень мотивации педагогов к инновациям;
- провести обучающие мероприятия для педагогов по вопросам инновационной деятельности (обеспечить методическое сопровождение деятельности педагога по формированию и развитию его проектной культуры);
- сформировать проектные команды для создания и реализации проектов;
- выстроить систему управления проектными командами педагогов;
- провести изучение и анализ промежуточных и окончательных результатов работы проектных команд и определить направления её совершенствования.
Ожидаемые результаты проекта
- построение модели управления проектными командами в общеобразовательной школе, включающей механизмы и условия ее реализации: планирование, прогнозирование, организацию, руководство, координацию, контроль, технологию определения критериев эффективности (прогноз результативности намечаемого нововведения в целом, его отдельных этапов; выявление недочетов, как в самом новшестве, так и в организации его внедрения с целью его последующей доработки; сопоставление новшества с другими новациями, выбор наиболее эффективного из них, уточнение его значимости и разработанности; проверка степени успешности внедрения новшества);
- использование механизмов и приемов стимулирования инновационной деятельности педагогов и образовательных учреждений;
- активное, заинтересованное участие большинства педагогов в овладении проектным методом;
- развитие проектировочной компетентности субъектов образования - педагогов, заместителей директора, руководителя школы;
- профессионально-личностное саморазвитие и самоуправление педагогов в условиях профессиональной информационно-насыщенной, научно-творческой среды;
- снижение уровня профессионального выгорания учителей;
- создание продуктов инновационной деятельности;
- обеспечение динамики результатов деятельности школы по основным направлениям ее развития.
Ресурсное обеспечение проекта
Условия реализации проекта | Основные мероприятия по реализации условий |
Организационные | 1. Организация деятельность методического совета школы: - планирование работы проектных команд; - анализ инновационной деятельности; - утверждение тем проектов; - обсуждение промежуточных результатов 2. Организация работы проектных команд |
Кадровые |
|
Информационные |
- организовать тесное взаимодействие с руководителями образовательных учреждений, работающими в данном направлении; - привлечь членов Управляющего совета к работе в проектных командах; -информировать о ходе реализации проекта через сайт ОУ, Публичный отчет |
Методические |
|
Материально-технические |
|
Нормативно-правовые |
|
Этапы, сроки и мероприятия по реализации проекта
Реализация проекта состоит из 3 этапов. На каждом этапе прописаны основные задачи и ключевые мероприятия.
1 этап. Подготовительный
(июнь 2010 – октябрь 2010)
Цель:
- научно-теоретическое обоснование проекта
- мотивация педагогического коллектива на освоение проектного метода
Задачи:
- Сформировать координационный совет по реализации проекта
- Изучить нормативные документы, научно- методическую литературу, передовой педагогический опыта по вопросам проектирования, создания проектных команд
- Определить степень мотивации педагогов к инновациям
Планируемый результат:
- смотивированный коллектив,
- наличие модели управления проектными командами
“Ключевые” мероприятия 1 этапа
Мероприятие | Сроки | Ответственные | Результат |
Создание координационного совета по реализации проекта | Июнь 2010 | Директор ОУ | Определение основных функций каждого члена координационного совета |
Изучение методической литературы | Июнь-сентябрь 2010 | Члены координационного совета | Круглый стол по разработке модели управления проектными командами, модель управления проектными командами |
Проведение анкетирования педагогического коллектива | Сентябрь 2010 | Члены координационного совета | Определение степени мотивации педагогов к инновациям, диагностика возможностей и потребностей коллектива в проектировании |
Проведение ИМС «Сегодня и завтра нашей школы» | Октябрь 2010 | Члены координационного совета | Определение перспектив развития школы, смотивированный коллектив |
Регулирование нормативно-правовой базы ОУ | Сентябрь-октябрь 2010 | Директор | Откорректированная НПБ, создание новых локальных актов, необходимых для реализации проекта (приказов, Положений и т.п.) |
Подведение итогов I этапа реализации проекта, анализ и коррекция результатов | Октябрь 2010 | Руководитель координационного совета | Утверждение плана работы II этапа реализации проекта |
2 этап. Основной (внедренческий)
(ноябрь 2010 – май 2012)
Цель: реализация проекта в ходе экспериментальной деятельности
Задачи:
- Создать проектные команды и организовать управление их деятельностью
- Провести обучающие мероприятия в форме круглых столов, мастер-классов, ИМС, педсоветов внутри школьного сообщества по вопросам, связанным с реализацией проекта
Планируемый результат:
- разработанные и реализуемые проектными командами в рамках Программы развития школы инновационные проекты
- профессионально-личностное саморазвитие и самоуправление педагогов в условиях профессиональной информационно-насыщенной, научно-творческой среды
“Ключевые” мероприятия 2 этапа
Название мероприятия | Сроки | Ответственные | Результат |
Проведение тренингов: «Проектные команды. Ролевые позиции. Этапы развития команды» | Ноябрь-декабрь 2010 | Члены координационного совета | Формирование навыков работы в проектной команде |
Проведение педсовета «Проектирование инновационной деятельности школы. Создание проекта и его реализация» | Декабрь 2010 | Члены координационного совета | Создание проектных команд. Определение тем проектов |
Проведение обучающего семинара по проектированию с приглашением специалистов | Декабрь 2010 | Директор | Формирование проектной культуры педагогов, готовности педагогов к внедрению инноваций |
Разработка проекта проектными командами | Январь 2011 – март 2011 | Проектные команды | Инновационный проект |
Проведение консультаций для проектных команд по разработке проектов | Период создания проектов | Член координационного совета, научный руководитель | Эффективная разработка проектов |
Мастер классы: «Презентация проектов» | Апрель 2011 | Проектные команды | Корректировка проектов |
Промежуточный контроль по реализации II этапа проекта | Май 2011 | Члены координационного совета | Экспертный лист анализа |
Выпуск школьной брошюры с разработанными проектами, создание вкладки на сайте школы | Май 2011 | Члены координационного совета, члены СИОШ | Информирование о ходе реализации проекта |
Работа по созданию новой Программы развития школы | Ноябрь 2010-сентябрь 2011 | Проектная команда | Программа развития школы |
Защита Программы развития школы на ГНПЭС | Октябрь 2011 | Директор | Успешное прохождение экспертизы Программы развития |
Реализация проектов | Май 2011- май 2012 (В зависимости от сроков каждого проекта) | Проектные команды | Обеспечение динамики результатов деятельности школы по основным направлениям ее развития |
Проведение консультаций для проектных команд по реализации проектов | Период реализации проектов | Член координационного совета, научный руководитель | Эффективная реализация проектов |
Участие в социальном проектировании | Период реализации проектов | Директор, заместители директора, проектные команды | Получение гранта |
Промежуточный контроль по реализации II этапа проекта, анализ и коррекция результатов деятельности проектных команд | Декабрь 2011 | Члены координационного совета, проектные команды | Экспертный лист анализа |
Подведение итогов II этапа реализации проекта | Май 2012 | Руководитель координационного совета | Утверждение плана работы II этапа реализации проекта |
3 этап. Аналитико-рефлексивный
(Июнь 2012 г. – декабрь 2012 г)
Цель: осуществление рефлексии деятельности участников проекта по результатам его реализации
Задачи:
- обобщить опыт работы каждой проектной команды на школьном уровне
- презентовать опыт работы образовательного учреждения по реализации проекта
Планируемый результат:
- Создание продуктов инновационной деятельности
- Выход педагогов на создание индивидуальных педагогических проектов
- Повышение управленческой культуры заместителей директора школы и руководителя
“Ключевые” мероприятия 3 этапа
Название мероприятия | Сроки | Ответственные | Результат |
Оформление результатов работы проектных команд | Июнь 2012- октябрь 2012 | Проектные команды | Методический продукт |
Проведение практического семинара по теме “ Опыт работы проектных команд. Итоги реализации инновационных проектов, проблемы, перспективы” | октябрь 2012 | Члены координационного совета, проектные команды | Представление опыта работы проектных команд, определение дальнейшей траектории их развития |
Публичный отчет школы (открытый доклад) | октябрь 2012 | Директор, председатель Управляющего совета | Трансляция опыта работы школы перед родительской, ученической общественностью, социальными партнерами |
Проведение семинара на базе образовательного учреждения для заместителей и руководителей города и района по теме «Управление проектными командами педагогов как фактор развития образовательного учреждения | Ноябрь 2012 | Директор, заместители директора | Обобщение, распространение ценного педагогического опыта в городе и районе |
Подведение итогов III этапа реализации проекта | Декабрь 2012 | Руководитель координационного совета | Определение степени удовлетворенности результатами реализации проекта |
Мониторинг результативности проекта
№ п/п | Критерии оценки результата | Показатели критериев | Диагностический инструментарий |
1 | Сформированная модель управления проектными командами | - регулирование нормативно-правовой базы образовательного учреждения (создание Положения о проектных командах, внесение изменений в Положение о методической работе, в должностные инструкции заместителей директора, педагогов, корректировка Положения о стимулировании работников ОУ и т.п.) - апробация модели в управленческой практике | - тренинги; - деловые игры; - комплект диагностических и обучающих методик |
2 | Уровень овладения педагогами проектным методом | До 70% педагогов владеют проектным методом | - инновационные проекты команд; -анкетирование, беседа. |
3 | Квалификационный рост и повышение профессионального мастерства педагогов | - увеличение количества педагогов с 1-й и высшей категорией – до 75%; - успешное прохождение педагогами и заместителями директора курсов повышения квалификации и защита проектных работ на данных курсах – до 100% проходящих курсы; - снижение уровня профессионального выгорания учителей до 20% | - Обобщение опыта; - Анкетирование, тестирование - Электронное портфолио педагога |
4 | Проектные продукты | - инновационные проекты, созданные проектными командами; - Программа развития образовательного учреждения; - методические разработки по теме проекта; - печатные издания по проблемам, решаемым в рамках проекта; - гранты; - страничка Проекта на сайте ОУ; | - изучение продуктов деятельности учителей, заместителей директора; - экспертиза |
5 | Динамика результатов деятельности школы | Согласно критериям, определенным в Программе развития образовательного учреждения | Мониторинговая таблица результативности деятельности школы |
Риски при реализации проекта
- Сопротивление отдельных педагогов нововведениям
- Увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов
Защита от рисков:
- Стимулирование педагогов к освоению метода проектов с учётом их потребностей и возможностей
- Предоставление педагогам, участвующим в освоении метода проектов, творческих каникул
Библиография
- Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы.// Библиотека журнала «Директор школы». - М.: Сентябрь, 2002. - № 2.
- Лизинский В.М. Управление развитием школы на основе ресурсного подхода. // Завуч. Управление современной школой. – 2006. – № 3-7.
- Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей школы. – М., Глобус, 2010.
- Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Завуч для администрации школ. – 2003. – № 6.
- Третьяков П.И. Практика управления современной школой. – М., 1995.
- Ушаков К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. – М.: Сентябрь, 2000.
- Фаязова А.Ф. Проектирование в воспитательном процессе. // Учебно-методическое пособие. ПКИПКРО. – Пермь, 2008.
- Ширяева В.А. ТРИЗ – педагогика менеджеру современной школы. // Библиотека журнала «Директор школы». - М.: Сентябрь, 2008. - № 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление инновационным развитием образовательного учреждения
Сегодня в стране происходят изменения в национальной образовательной политике.Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Одной из проблем в инновационной д...
Инновационный социальный проект "Музей как образовательное пространство и фактор развития образовательного учреждения"
В конце 60-х годов ХХ века в Холбонской средней школе по инициативе завуча Игнатия Филипповича Ларионова начинается работа по созданию музея, к ней были привлечены учащиеся, все работники школы и роди...
Управление развитием образовательных учреждений - инновационных площадок в условиях сетевого взаимодействия. Обобщение опыта работы учителя в рамках инновационной деятельности
Данный материал позволяет представить содержание работы учителя в инновационных условиях, увидеть возможности для достижения нового качества образования. В материале обобщается опыт работы по вопросу ...
Парадокс решения проблем мотивации вовлечения педагогических работников в методическую деятельность и самоопределения педагогов в инновационном развитии образовательного учреждения
В статье рассматриваются проблемы мотивации педагогов дополнительного и общего оборазования к участию в методической работе и инновационной деятельности образовательной организации, а также ошибки, св...
Парадокс решения проблем мотивации вовлечения педагогических работников в методическую деятельность и самоопределения педагогов в инновационном развитии образовательного учреждения
Статья отражает проблемы, с которыми сталкиваются методисты при мотивации коллектива к методической работе и самоопределению в профессии. Рассматриваются типичные ситуации затруднений и примеры решени...
Управление персоналом учреждения как основа развития образовательного учреждения и как основа повышения качества образования
Единственный путь, который позволил России в XXI веке стать конкурентным обществом – это путь модернизации и инновационного развития это приводит к тому, что в условиях современной модели образо...
Презентация гранта «Создание культурно-образовательного пространства на основе регионализации образования как фактор развития образовательного учреждения»
Из опыта работы МБОУ "СОШ №8" о создани гранта на конкурс фонда президентских грантов....