Нормативно-правовое обеспечение научно-методического сопровождения образовательного процесса
статья по теме
Статья посвящена нормативному обеспечению научно-методической работы в общеобразовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
normativno-pravovoe_obespechenie_umr.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Ведерникова Наталья Ивановна,
заместитель директора по УМР
МБОУ «Парбигская СОШ»
Нормативно-правовое обеспечение научно-методического сопровождения образовательного процесса
Нормативно-правовая база научно-методической работы представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, определяющих задачи и полномочия методической службы.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», ст. 32) «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся: подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации; использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей; разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов; содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации № 196 от 19.03.01 г. определяет самостоятельность образовательного учреждения в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания, а также устанавливает право работников на участие в управлении образовательным учреждением.
В федеральном законе от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» подчеркивается развитие научно - исследовательской и научно - технической деятельности организаций системы образования, интеграция науки и образования. «Значимость для государства научной деятельности, ведущейся в образовательных учреждениях, предопределена не только непосредственной заинтересованностью в использовании новых научных результатов в тех или иных отраслях экономики, но и тем, что без участия в научно - исследовательской работе субъектов образовательного процесса не может осуществляться подготовка специалистов, а также научно - педагогических работников и повышение их квалификации».
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г. признает за государством обязанность обеспечить условия для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов всех уровней образования, порядок проведения которых определяется учредителями и уставом образовательного учреждения.
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р ставит задачи повышения социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки и развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
Организацию школьной методической службы регулирует Приказ Министерства образования Российской Федерации № 90-М от 16.08.94, определяющий содержательную сферу методической работы в различных областях деятельности:
«1. В информационной области:
- создание регионального банка данных педагогической информации и информационной педагогической системы.
2. В диагностическо-просветительской области:
- диагностика потребностей педагогических кадров в повышении квалификации;
- диагностика информационных потребностей учителя.
3. В области содержания образования:
- работа с педагогическими кадрами по изучению временных стандартов образования;
- оказание помощи руководителям школ в переводе их учреждений в режим развития;
- дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения;
- пропаганда новых педагогических технологий и оказание помощи образовательным учреждениям в их освоении.
4. В инновационной и экспериментальной области:
- экспертиза инноваций, научное кураторство экспериментальной деятельности;
- организация опытно-экспериментальной работы;
- организация методической работы с кадрами инновационных учебных заведений.
5. В области повышения квалификации:
- переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров и руководителей органов управления образованием;
- модульная подготовка педагога;
- повышение квалификации работников методических служб;
- оказание помощи учителям, не имеющим специального образования;
- организация профессионального консультирования на местах по актуальным проблемам с участием приглашенных представителей областных, республиканских органов управления, ИПК (ИУУ), вузов, НИИ.
6. В области аттестации:
- участие в аттестации педагогических и руководящих кадров;
- участие в аттестации учащихся;
Участие в аттестации образовательных учреждений.» [14.с.42-44]
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 3 марта 1995 г. №16-М «О формировании средств на установление доплат и надбавок работникам учреждений образования» устанавливает возможность доплат учителям, осуществляющим руководство методическими объединениями. Письмо во многих источниках продолжают указывать как основание для произведения выплат для педагогов за ведение методической работы, в частности, за руководство школьным методическим объединением.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 03-51-48 ин/42-03 «Рекомендации об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования» определяет основные направления деятельности муниципальной методической службы: аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультационная. Документ направлен на реализацию современных направлений деятельности методической службы, вводимых в связи с модернизацией образования: в области информатизации образования и в сфере научного обеспечения системы образования.
Научно-методическая служба как муниципального, так и школьного уровня осуществляет свою деятельность во взаимодействии с образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, другими образовательными и научными учреждениями и организациями, ассоциациями, занимающимися повышением квалификации и профессиональной переподготовкой педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, аттестационными службами.
Особое значение приобретают акты и рекомендации региональных и муниципальных органов управления образованием. В современных условиях происходит постоянная трансформация нормативно-правовой базы. В условиях модернизации системы образования методическая служба образовательного учреждения получает новые функциональные направления деятельности: профильное обучение, работа с одаренными детьми, экспертиза и конкурсная деятельность учреждения и педагогов. В связи с этим, в перечень нормативных документов (локальных актов) конкретного образовательного учреждения, которые используются в работе включаются и документы по данным направлениям деятельности.
К документам школьного уровня могут относится:
- Устав образовательного учреждения;
- Программа развития образовательного учреждения;
- Положение о педагогическом совете образовательного учреждения;
- Положение о Методическом совете школы;
- Положение о методическом объединении, творческой группе педагогов (других структурных подразделений методической работы);
- Приказ о создании методических объединений, творческих групп и других объединений педагогов;
- Приказ о назначении руководителей методических объединений, руководителей творческих групп;
- Протоколы заседаний педагогического совета, методического совета, заседаний методических объединений педагогов;
- План и анализ методической работы;
- План работы Методического совета;
- Планы работы методических объединений и творческих групп педагогов;
- Перспективный план аттестации и повышения квалификации педагогических работников.
Перечень локальных актов образовательного учреждения определяется Уставом ОУ и зависит от системы деятельности конкретного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии и модели организации научно-методической работы в образовательном процессе
Один из важнейших аспектов модернизации российского образования заключается в том, что в системе образования зарождаются и занимают ведущие позиции новые субъекты активизации инновационных процессов —...
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я ставлю более конкретную цель - развитие индивидуальных ...
Презентация "Управление научно-методическим сопровождением образовательного процесса"
Презентация посвящена системе научно-методической работы МОУ СОШ № 2 г. Волжска, представлена как мультимедийное сопровождение выступления в марте 2009 года...
Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий
В статье рассматривается опыт учителя МХК по эффективному использованию педагогических технологий в обучении и воспитании....
Управление научно-методическим сопровождением образовательного процесса
Реферат посвящен проблеме управления научно-методической работой школы...
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения
Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...