Система работы зам. директора по ВР на 2011- 2012 уч. год
материал по теме
Предварительный просмотр:
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Чувашской Республики для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Алатырская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (в дальнейшем именуемое – Казенное учреждение) создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 апреля 2011 г. № 129 «О создании казенных учреждений Чувашской Республики» путем изменения типа республиканского государственного образовательного учреждения «Алатырская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Государственный статус учреждения:
Тип – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Вид - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида.
Государственный статус Учреждения устанавливается при его государственной аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности: Серия РО, № 015604, Регистрационный № 79, 31 марта 2011 г. Срок действия лицензии - бессрочно.
Свидетельство о государственной аккредитации: АА 165329, Регистрационный № 455, 16 июля 2008г.
В школе обучается 100 воспитанника, из них- 54 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, 93 воспитанника имеют инвалидность. Основной диагноз у воспитанников - умственная отсталость различной степени.
С воспитанниками работают 33 педагога.
По образованию:
23 педагога с высшим образованием;
10 педагогов со средним специальным образованием.
В учреждении трудятся:
1 почетный работник общего образования
1 отличник народного просвещения
3 педагога награждены почетными грамотами Министерства образования РФ
8 педагогов награждены почетными грамотами Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Квалификация педагогических кадров:
4 педагога имеют высшую категорию
11 педагогов имеют I категорию
11 педагогов имеют II категорию
Школа-интернат осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ двух ступеней образования:
- первая ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);
- вторая ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет);
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с образовательными программами и регламентируется расписанием занятий, учебным планом.
Для осуществления образовательного процесса школа разрабатывает и утверждает годовой учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий.
Годовой учебный план создается школой самостоятельно на основе государственного базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
В I – IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.
В V – IX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.
В I – IX классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются русский язык (чтение, письмо), математика, биология, история, география, изобразительное искусство, пение и музыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное трудовое обучение. В V классе – природоведение, в VIII – IX классах – обществознание. В V – IX классах из математики один час отводится на изучение элементов геометрии.
К коррекционным занятиям в младших классах относятся занятия по развитию устной речи, на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, специальные занятия по ритмике. В старших (V – IX классах) ведутся уроки социально – бытовой ориентировки (СБО).
Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия (I – VI классах), уроки ЛФК.
По окончании IX класса обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают документ установленного образца об окончании учреждения.
В первые четыре года осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности умственно отсталого обучающегося, воспитанника, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Обучающимся, воспитанникам прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию обучающихся, воспитанников, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении.
В старших классах (группах) обучающихся, воспитанники получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда.
Воспитательная система школы- интерната включает в себя следующие фундаментальные понятия:
1. Нравственные корни – доброта и милосердие, справедливость и сочувствие, вежливость и скромность, уважение, взаимопомощь и дружба, порядочность, честность.
2. Наши традиции – семейные, нашего класса, нашей школы, народные, государственные.
3. Правила жизни – нравственные, семейные, школьный этикет, экстремальные ситуации, здоровый образ жизни, творчество и профессия.
Своеобразием воспитательной системы школы- интерната является то обстоятельство, что годовой цикл её концентрируется вокруг традиционных мероприятий школьного коллектива и запланированных месячников (Приложение)
Цель воспитания:
Формирование духовно- нравственной культуры и эстетическое воспитание для развития и самореализации личности в условиях работы учебно- воспитательного комплекса
Задачи:
- Развитие познавательного интереса и повышение интеллектуального уровня учащихся и создание необходимых условий для выработки учащимися собственной жизненной позиции;
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для воспитания стремления к здоровому образу жизни и развитие физически здоровой личности, способной к творчеству и самоуправлению
- Повышение эффективности работы по воспитанию патриотизма, гражданственности, духовности, любви к Родине, семье, согражданам
- Создание условий для самореализации личности каждого учащегося через дальнейшее совершенствование системы дополнительного образования и содействие формированию нравственной, эстетической, правовой, экологической, коммуникативной, экологической культуры учащихся.
Основные направления работы:
- «Интеллект» (личностное развитие)
- «Здоровье» (охрана здоровья и физическое развитие)
- «Нравственность» (эстетическое воспитание)
- «Гражданин» (социальная адаптация, основы профессионального самоопределения и трудовое воспитание)
- «Профилактическая работа» ( правонарушения, нарушения дисциплины, режима дня )
- «Индивидуальная работа» (работа с «проблемными» детьми и семьями)
Приоритетные целевые установки воспитательной работы
Младший школьник (1- 4 классы)
Мотивы:
- Потребности во внешних впечатлениях, которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- Потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающая в желании учиться приобретать новые знания;
- Потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно- значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Направление | Содержание направления |
«Интеллект» Нормы учебно- познавательной деятельности. Познание как содержание жизни современного человека. Познание как свобода человека. | Книга- постоянный спутник жизни. Правила ознакомления с книгой. Правила чтения, хранения книги. Газеты и журналы как периодическая печать и источник текущего познания. Размышления об информации: сопоставление известного в опыте жизни и узнанного; сопоставление хода жизни и полученного сообщения. Отражение познания в рисунке, речи, действиях, поведении. Окружающий мир как предмет познания. Технические средства в познавательной деятельности человека: калькулятор, компьютер, инструменты, пишущие средства. Отношения к ним. |
«Здоровье» Гигиена как условие сохранения здоровья и жизни. Гигиена как условие уважительного отношения к окружающим людям. Гигиена как условие силы и красоты тела. Гигиена как условие благоприятного состояния. | Ежедневный уход за телом: утренний и вечерний туалет, уход за волосами, руками, лицом в течение дня. Зеркало как гигиенический помощник. Осанка, походка, поза как условия здоровья и успехов. Гимнастика как упражнение для мелких мышц и как отдых для тела. Уход за одеждой, обувью. Соответствие одежды погодным условиям и виду деятельности. Предметы гигиенической помощи: носовой платок, расческа, салфетки. Соблюдение гигиенических условий окружающего пространства. |
«Нравственность» Этические нормы жизни как регулятор поведения людей. Эстетические нормативы жизни человека современной культуры. | Уважение другого- условие уважения каждого. Этикет как регламентированные формы уважительного отношения к другому человеку. Его уровни. Его содержание. Привычка ориентироваться на присутствие Другого и состояние Другого, привычка оказывать внимание и помощь с разрешения другого. Привычка быть приветливым, доброжелательным. Речевой этикет как форма отношения к человеку. Отношение к грубой речи, к жаргону как отношение к человеку низкого уровня развития. Освоение товарищеских норм отношения: забота друг о друге; выделение достоинств каждого; взаимопомощь; сочувствие. Умение воспринимать красоту природы. Умение беречь красоту. Умение создавать красоту. Уважение эстетических вкусов другого человека. Общие законы красоты: ритм, гармония, композиционный центр, единство фактуры и назначения, «ничего лишнего», пропорциональность. |
«Гражданин» Трудовые нормы жизни: бытовой труд; учебный труд; труд по благоустройству окружающей среды; помощь взрослым в труде. Труд как способ создавать материальные ценности, сохранять и приумножать их. Труд как отношение к людям и себе. Отношение к труду другого. Правовые нормы жизни. Финансово- денежные нормативы жизни. | Привычка ухаживать за местом работы: приводить в порядок инструменты, сохранять их рабочее состояние. Привычка убирать и украшать учебную и жилую комнату, школьный двор, школьные помещения. Привычка соблюдать порядок, сохраняя результаты трудовых усилий. Труд как постоянная забота о человеке и себе. Физический труд и умственная работа. Их союз. Признание ценности человека как «работника», «мастера своего дела», «умельца- труженика». Первые пробы создания материальных ценностей. Неприкосновенность предметно- вещевой собственности человека: не касаться , не использовать, не присваивать предмет, принадлежащий другому. Уважительное отношение к общественной собственности. Бережливость, честность, щепетильность по отношению к собственности Другого. Духовная неприкосновенность человека: внимательность, деликатность, чуткость, великодушие, такт. Честность как норма культурного человека. Деньги как эквивалент человеческого труда и материальной ценности. Бережливое и уважительное отношение к деньгам. Деньги и труд взрослых. Финансовая несамостоятельность детей и финансовая свобода взрослых. Способ заработать деньги, созидание ценности. Попрошайничество как «низкий» способ приобретения денег. Воровство как преступный способ добывания денег. Финансовая чистоплотность человека. |
Средний школьный возраст (5-7 классы)
Мотивы:
- Потребность занять свое место в коллективе; стремление как можно лучше соответствовать представлениям о лидере;
- Ориентация на оценки, суждения сверстников, а не взрослого; требования коллектива становится важнейшим фактором психического развития;
- Возникает потребность личностной самооценки; потребность «взрослости», самостоятельности, «самоутверждению»;
- Стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Неудовлетворенность этого стремления создает у подростка конфликт со средой , с самим собой, толкает на бродяжничество
Направление | Содержание направления |
«Интеллект» Существенные отличия человека от животного. Способность быть «Здоровье» Возрастные роли человека и особенность жизнедеятельности возраста «Нравственность» Внешний и внутренний портрет человека Достойный человек. Культурный человек. Великий человек. Маленький человек. Популярный человек Человек в общении с другими людьми. Совесть как регулятор отношений «Гражданин» День достойного человека как зеркало его достойной жизни | Обыденное мышление, «здравый смысл» и научное мышление в практической жизни человека. Способность предвидеть последствия. Способность ориентироваться на другого, соотносить свои действия с учетом окружающих людей. Созидательность человека в ходе жизни : в работе, поведении, общении, деятельности и т.д. Поиск «дела жизни». Мастерство и профессионализм как достоинство человека. Радость любимого дела, и уныние принудительной деятельности. Профессиональный труд как средство заработка и как радость созидания. Возрастные этапы : младенчество- детство- отрочество- юность- зрелость- старость. Взрослость и ее признаки. Черты взрослости в детстве. Черты детства во взрослом. Духовная и физическая подготовленность человека ко взрослой жизни. Единство и противоречие формы и содержания. Противоречия физического и духовного. Облик человека, образ человека, имидж человека. Влияние духовного на внешность. Достоинства и недостатки человека в их тесной связи. Достоинство как характеристика человека. Достоинство как осознание себя человеком. Мечта о роли великого человека. Судьба «великого». Роль рядовых «маленьких людей» в жизни. Общение с «маленьким человеком». «Маленький великий» человек. Суетность жизни «популярного». Знакомство, приятельство, товарищество, дружба как различия связи «человек человек». Незнакомые, посторонние, чужие, далекие люди. Отношения с близкими и далекими людьми. Гуманизм как принятие другого человека- как ценности. Формы гуманистического отношения: сопереживание; сочувствие; сострадание; соучастие; содействие; самоотвержение. Речь как форма отношения к человеку. Содержание прожитого дня. Общение в течение одного дня. Система дел, полезных и интересных. Расширение своего личностного пространства в ходе дня. |
Старший школьный возраст (8- 9 классы)
Мотивы:
- Острое ощущение себя «среди других», стремление занять свое место в мире взрослых, утвердиться в компании сверстников, быть уверенным в своей компании;
- Стремление к осознанию своей жизни в целом, к оценке реального конкретного мира;
- Желание изменить и переустроить этот «дурно» живущий мир, смелость в суждениях и безоглядность в критике окружающей жизни
Направление | Содержание направления |
«Интеллект» Общество как социально- производственное регулятивное объединение людей, обеспечивающих выживание, развитие, условия для счастливой жизни человека «Здоровье» Жизнь мужская. Жизнь женская. Различия и общее «Нравственность» Семья человека в контексте жизни общества «Гражданин» Один день человека как социального существа | Взаимосвязь функций, деятельности, интересов, занятий и их взаимодополняемость как условие благоприятного существования человека. Регулятивные функции общества. Контроль, оценка, коррекция жизнедеятельности человека. Общепринятые ценности жизни как основа социального развития. Различие положений в обществе взрослых, стариков и детей, мужчин и женщин, здоровых и инвалидов, созидателей и потребителей. Специфика полового восприятия жизни. Специфика характера деятельности мужчины и женщины. Половое предназначение мужчины и женщины. Половые различия как основа гармонии половых отношений Любовь как основа семейной жизни. Семья как защищенность человека. Человек защищает свою семью. Мать и отец - безусловная ценность каждого человека. Родословная. Корни семьи. Традиции семьи. Забота каждого о каждом. Семейные роли человека: мать- жена; отец- муж; дети- сын, дочь; бабушка, дедушка. Ответственность за каждого члена семьи. Значение каждого члена семьи для ее благополучия и счастья. Человек в роли личности, гражданина, патриота, семьянина, члена дружеской и производственной группы в течение одного дня, наполнение событиями: его поведение, его мысли, его отношения, его оценки. |
Каждый год в нашей школе проводится мониторинг эффективности воспитательного процесса. Воспитание – это управление процессом формирования и развития личности ребёнка через создание для этого благоприятных условий. Проводя в течение года внутришкольный контроль, мы пришли к выводу, что необходим мониторинг воспитательной работе в школе с целью определения эффективности работы.(Приложение 1) Мониторинг – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям. Цель мониторинга- повышение эффективности и качества воспитательного процесса в школе.
Большинство педагогов стремится определить эффективность своего труда и тех процессов, с которыми связана их профессиональная деятельность. Что такое эффективность воспитательного процесса и как ее можно определить? Сначала необходимо определить понятие «эффективность воспитательного процесса». Если обратиться за подсказкой к справочной литературе, то в большинстве источников содержание понятия эффективности раскрывается посредством таких слов, как действенный, результативный дающий эффект. В педагогических публикациях под эффективностью воспитательного процесса, как правило, понимается действенность, результативность воспитательной работы, способность обеспечить достижение цели. Ученые предлагают ее определять как отношение достигнутого результата к целевым ориентирам воспитательной деятельности. Они советуют производить еще одну операцию – соотнести полученные результаты с достижениями прошлых лет, чтобы стали более очевидными тенденции происходящих изменений. Таким образом, эффективность воспитательного процесса – это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике
В современной школе о показателе «уровень воспитанности» заговорили недавно. До сих пор однозначного отношения к этому показателю нет. В самом деле, как определить уровень воспитанности? Считать количество прогулов и опозданий? Фиксировать частоту употребления слов «здравствуйте» и «пожалуйста»? Как оценивать знания нравственных категорий? Учитывать число участников классных и школьных мероприятий? Диагностировать личные качества с помощью психологических тестов или мнения родителей и учителей? Чтобы выбрать ту или иную версию или отказаться от них, обратимся к понятию «воспитание». Следовательно, предмет диагностики результатов воспитания – те изменения в личности, что происходят вследствие соответствующих педагогических воздействий. Поэтому сейчас все чаще говорят о личностном росте обучающегося, а не об уровне воспитанности.
Ежегодно в течение сентября в школе проводится диагностика уровня воспитанности учащихся в каждом классе силами воспитателя. Педагог обрабатывает количественные данные опроса и вносит их в табличку:
Класс_________
Воспитатель__________________
В диагностике приняло участие_______человек
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ
№ | Уровни воспитанности. Проявления. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Внешний вид | |||||
2. | Общение | |||||
3. | Отношение к ребятам | |||||
4. | Отношение ко взрослым | |||||
5. | Дисциплинированность | |||||
6. | Отношение к имуществу |
Заполняется данная таблица следующим образом: обычно в столбец «уровни воспитанности. проявления» воспитатель вносит показатели от руки по пятибалльной системе. Классному руководителю и воспитателю советуется заносить данные на каждого ученика в табличку. Здесь можно проследить рост и развитие каждого ученика индивидуально. В заключение под табличкой выносится общий уровень по классу, и указываются отстающие параметры.
Зам. директора по ВР сводит все данные по классам в общую таблицу и вычисляет результат по классам и заносит в общую таблицу.
Учитывая, что в нашей школе есть учащиеся и классы различные, мы посчитали целесообразным введение промежуточных уровней, на начало учебного года, на первое полугодие и конец учебного года
Зам. директора следит за показателями каждого классного коллектива. Отстающие параметры являются ориентиром для постановки целей и задач на будущий год в данном классе. Эти данные используются при собеседовании с воспитателем в начале учебного года, с использованием плана воспитательной и коррекционной работы с классом.
Вообще коллектив, это среда, без которой не может существовать человек. Сама жизнь диктует нам условия умения жить и работать в коллективе. Именно в коллективе человек раскрывается как индивидуальность, оттачиваются его личностные качества и возможен личностный рост.
Современный ребенок развивается как личность в нескольких разных коллективах – разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ребенка многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения; за счет других – развивать индивидуальность человека, его творческий потенциал. Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива. Изучение детского коллектива как условия развития личности школьника можно проводить в нескольких направлениях. Участвовать в изучении могут сразу несколько специалистов.
Диагностика в работе воспитателя это - психолого-педагогическое изучение отдельных учащихся класса и всей группы в целом. С помощью диагностических методик воспитатель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения или воспитания, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса.
Методы диагностики в работе воспитателя
- Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях
- Анкетирование и другие методы опроса (тест) дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников
- Беседа – наиболее естественный метод изучения школьника, но многие учителя, особенно начинающие, не всегда умеют ее проводить.
- Анализ документов дает представление о личностных особенностях ученика (библиотечный формуляр, медицинская карта, творческие работы учеников).
Варианты диагностики, предлагаемые для проведения в классном коллективе
1. Социометрический выбор
Основоположником метода социометрических измерений стал американский ученый Д. Морено. Этот метод помогал проникать в сложные переплетения взаимоотношений одноклассников, выявлять разные микрогруппы, их нравственные ориентации, неформальных лидеров, а также позицию каждого подростка в межличностных слоях содружества сверстников.
Метод прост. Предлагается всем самостоятельно ответить на несколько вопросов.
- Кого из одноклассников ты пригласил бы на свой день рождения, а кого бы обязательно лишил такого избрания?
- К кому из товарищей ты бы обратился за помощью при серьезных жизненных затруднениях?
- Если бы тебя перевели в другую школу, кого бы ты взял с собой?
- С кем бы ты больше всего хотел укрепить свои дружеские отношения?
- Кто из ровесников в классе не хочет с тобой общаться, дружить?
При анализе полученных ответов учитывается приходящееся на каждого количество положительных и отрицательных выборов. Наглядно обнаруживаются наиболее популярные, уважаемые, надежные и отзывчивые, а также отвергаемые, изгои, находящиеся в атмосфере равнодушия. От позиции каждого зависит самочувствие, тонус жизни. Каждый педагог проводит данную диагностику один раз в год, как правило, в первой четверти, и использует данные для внутренней работы с классом. Для работы с аутсайдерами привлекает на помощь психолога. Сравнивая показатели ежегодно, отслеживает степень сформированности отношений в коллективе, положение каждого ребенка.
2. Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив»
Cоставлена А.Н.Лутошкиным. Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива – школьного класса, творческого кружка, спортивной секции, клуба, школьного детского объединения и т.д. Приводимая ниже достаточно известная и неоднократно апробированная методика А.Н.Лутошкина как раз и позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым.
Педагог объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своем развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее педагог просит ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив.
Образное описание стадий развития коллектива
1 ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.
2 ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.
3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание – это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» – актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.
Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.
4 ступень. «Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.
Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.
5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим.
Обработка полученных данных. На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недовольных этими отношениями.
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции воспитателя. Он - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. От его деятельности зависит, в конечном счете, результат воспитания.
В этом году наша школа принимала участие в обучении тьютеров. Термин «Тьютор» - от англ.tutor – наблюдаю, забочусь.
В нашей стране первые публикации по проблеме тьюторства, как особой деятельности появились в 1993-94г.г. и связаны с анализом опыта в области дистанционного обучения.
Тьютор выполняет роль посредника между учителем и ребенком, организатора деятельности и программ индивидуального развития. Основными составляющими тьюторской технологии являются «организация условий для становления индивидуальной образовательной программы учащихся и ее сопровождение».
Тьюторство – практика индивидуального образовательного сопровождения, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, наличную образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.
Сравнительная характеристика тьютора и преподавателя.
Преподаватель | Тьютор |
Является принципиальным источником содержания курса наряду с другими средствами обучения | Методически управляет освоением учебного курса |
Доступен обучающимся во время занятий, определенных расписанием | Доступен обучающимся всегда |
Передает содержание курса | Организует образовательную деятельность обучающихся |
Имеет дело только с учебным материалом курса | Работает с материалом курса и производственными проблемами обучающихся |
Устанавливает с обучающимися отношения иерархии (знающий – незнающий) | Устанавливает с обучающимися отношения партнерства (вместе развивающиеся) |
Различие педагогических позиций.
Учитель | Классный руководитель | Тьютор |
Задает нормы: содержание, маршрут, темп. | Организует взаимодействие школьников, объединенных в классе. | Работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ. |
В нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья или « особые дети».
Зачастую, родители, пользуясь своими правами, настаивают на возможности обучения ребенка вместе со здоровыми детьми, обосновывая это необходимостью социализации в среде сверстников. Однако они плохо представляют себе, что социализация «особого» ребенка, процесс долговременный, сложный и требующий колоссального труда от всех участников процесса.
Необходимо понимать, что «особым» детям, все же требуются и особое внимание и помощь профессионалов; нужна подготовленная развивающая среда, общество сверстников, не отвергающие такого ребенка.
Тьюторское сопровождение, в общепедагогическом смысле, заключается в организации образовательного движения ребенка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образ будущего). Далеко не каждый педагог может выполнять роль постоянного сопровождающего для ребенка с особыми образовательными потребностями. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребенка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки.
Конечной целью специального образования детей с физическими и психическими отклонениями являются: их социализация, использование ими социальных привилегий и благ, доступных остальным гражданам.
Содержание деятельности тьютора обуславливается несколькими факторами:
- спецификой нарушений развития ребенка;
- уровнем его активности;
- уровнем профессиональной компетентности самого специалиста.
Для детей с особыми образовательными потребностями учеба является тяжелым трудом. Поэтому тьютору постоянно необходимо заботиться о поддержании мотивации ребенка к обучению. Немаловажную роль в этом играет та психологическая поддержка, какую взрослый может оказать ребенку.
Наличие у детей выраженных проблем двигательного характера (ограниченные возможности самостоятельного перемещения, трудности контроля за движениями отдельных частей тела, проблемы пространственной организации двигательного акта) делают необходимым использование действий по подражанию, пассивно-активных и совместных действий, продумывание специального содержания деятельности детей, не требующего активного изменения положения тела и его частей.
Различное состояние речевых возможностей требует перед использованием каждого методического приема, соотношения в нем вербальных и невербальных средств общения. При этом, учитывается эмоциональное состояние детей с минимальными произносительными возможностями. Увеличивается количество иллюстративного материала, указывая на него, дети могут продемонстрировать его понимание или непонимание.
Для детей с отставанием в интеллектуальном развитии, часто требуется дополнительное объяснение содержания задания и предварительная проверка его понимания. Отдельные виды упражнений и игр, литературные произведения следует упростить, выделить несколько этапов работы над ними.
В отдельных случаях (особенно с замкнутыми, малообщительными детьми, с нарушениями поведения) необходима индивидуальная психо-коррекционная работа по развитию социальной направленности, обогащению представлений об окружающем, повышению социального статуса в детском объединении, формированию партнерских взаимоотношений.
Таким образом, деятельность тьютора в рамках специального образования – это особая идеология специалиста, исключающая по отношению к ребенку раздражение, пассивность, а также чрезмерную жалость и стремление к гиперопеке.
2.3. Система управления воспитательным процессом в КС(К)ОУ «Алатырская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа- интернат»
Основные формы управления КС(К)ОУ «Алатырская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат» те же, что во всех школах системы просвещения. Однако цели, задачи и особенности работы с умственно отсталыми детьми, а именно коррекционная направленность обучения и воспитания, определяют ряд специфических сторон руководства ею.
Успех работы школы – интерната во многом определяется уровнем управления, способностью администрации координировать усилия коллектива, направленные на достижение целей, стоящих перед школой, на коррекцию дефектов развития умственно отсталых детей, должную организацию их трудовой подготовки, заботу об их социальной адаптации.
Создание единого творческого коллектива – высокий показатель уровня управления. Нельзя достигнуть успеха, если работающие в школе чувствуют себя людьми сведёнными вместе только силой случая. Усилия отдельных учителей и воспитателей без согласованности действий коллектива в целом не могут оказать заметного влияния на формирования характера, поведения и личности школьника в целом. Педагоги КС(К)ОУ «Алатырская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат» нацелены на изучение особенностей поведения и деятельности своих учеников на протяжении всех лет обучения и иметь в виду, что психофизические особенности могут своеобразно проявляться в каждом конкретном возрасте. Кроме того, каждый учитель и каждый воспитатель учитывает влияние на ребёнка социальных факторов, приобретаемого им практического им жизненного опыта и в соответствии с этим осуществляет его обучение и воспитание.
Управление воспитательным процессом КС(К)ОУ «Алатырская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа- интернат» осуществляется извне и изнутри. Управление извне — это действия в основном вышестоящих органов управления образовательными учреждениями. Управление изнутри — это соуправление педагогов и воспитанников. Приоритетным является управление педагогического коллектива. Оно осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение системообразующих видов деятельности, введение новаций в воспитательный процесс, деятельность социолого-психологической службы, расширение взаимодействия со средой. Управление воспитательным процессом осуществляется на трех уровнях: 1) социально-педагогическом (связан с созданием условий); 2) организационно-педагогическом (связан с организацией жизнедеятельности детей и взрослых); 3) психолого-педагогическом (имеет объектом формирующиеся отношения).
Эффективность управления зависит от степени участия в соуправлении педагогов и учащихся
В основе управления воспитательным процессом КС(К)ОУ «Алатырская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа- интернат» лежит соединение разнообразных видов деятельности: художественно-творческой, спортивной, познавательной, трудовой и др
Отношения складываются на основе психологического комфорта для каждого, высокого уровня удовлетворенности от общения, эмоционального творческого подъема, острого переживания чувства «мы». Совершенствуется структура управления. Идеологию школы-интернат определяют границы приемлемого поведения, школа воспринимается как целостность и ценность, растет общий уровень культуры. Эта воспитательная методика очень технологична, так как не требует затрат значительных материальных средств, специального оборудования, выдающегося состава педагогических работников.
В меняющихся условиях работы школы следует обратить внимание на то, что объектом инспектирования (экспертизы) со стороны органов образования становится именно управленческая деятельность руководителей школы, а не работа педагогов. Качество работы педагогов, знаний учащихся, их воспитанности может изучаться и оцениваться с позиций эффективности внутришкольного управления педагогическим процессом на основе комплексно-целевых программ управления качеством. Это основное направление из опыта японского менеджмента вполне применимо к нашей школе.
Процесс управления требует надежной обратной связи управляющей и управляемой подсистем на любом уровне. Именно контроль как технологическая услуга с позиций менеджмента в демократизирующейся школе в различных его формах и методах (способах, средствах и воздействиях) обеспечивает такую обратную связь, являясь важнейшим источником информации для каждого участника процесса.
Основными задачами контроля за воспитательным процессом являются: проверка уровня воспитанности; воздействие на воспитательный процесс с целью повышения его эффективности; оказание помощи преподавателям; выявление лучшего опыта работы с целью обобщения и распространения его в педагогическом коллективе.
Кроме общешкольных документов, отражающих процесс воспитания, традиционной для большинства образовательных учреждений стала практика составления классными руководителями и воспитателями планов воспитательной работы. Как заместитель директора по воспитательной работе я столкнулась с проблемами, которые встречаются у многих. При проверке планов воспитательной работы выяснилось:
- Все педагоги ставили, как правило, одну и ту же цель – «сплочение классного коллектива»
- Не наблюдалось системности в работе. Большинство мероприятий целям и задачам, поставленным и прописанным, не соответствовали и носили смысл «мероприятие ради мероприятия»
- Вовремя планы сдали единицы
Проверять и отслеживать такие планы было также сложно, как и определить эффективность работы по окончанию года. С этой целью была разработана анкета-самоанализ классного руководителя и воспитателя за учебный год (Приложение 7). Заполнение проходило на заключительном заседании МО классных руководителей и воспитателей в мае. Все возникшие вопросы, тут же находили ответ. Заполнение таблицы о выполнении намеченных мероприятий натолкнуло многих на мысль о том, что план составлен формально. Следующим этапом ликвидации проблем был выпуск памятки «План воспитательной работы с классом». Это фактически рабочая тетрадь классного руководителя и воспитателя. Она проста в заполнении, так как содержала комментарии разделов характеристики класса, краткую характеристику направлений работы с классом, табличный вариант плана по направлениям и неделям. Памятка была предложена как вариант для работы и вызвала благодарный интерес. Полностью исчезла проблема «срок сдачи планов для ознакомления».
При экспертизе планов воспитательной работы в начале учебного года отслеживается:
- целеполагание
- соответствие задач поставленной цели
- наличие мероприятий, направленных на выполнение поставленных задач
- социально-значимая деятельность в % соотношении от всех намеченных мероприятий (не менее 30%)
- планирование работы с семьей (отслеживается план и формы работы с разными целевыми группами)
Повторная проверка планов и оценка их выполнения проводится в середине года и по окончании года. Для диагностики в середине года используется сокращенный вариант анализа работы за год.
Большое значение в системе управления воспитательным процессом в КС(К)ОУ «Алатырская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа- интернат» имеют организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания.
Сюда отнесем материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания; укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания; предметно-эстетическую среду, в которой организуется процесс воспитания; деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников; программное обеспечение процесса воспитания.
Изучение этих организационных условий возможно на основе их экспертной оценки. Дело в том, что процесс воспитания настолько сложен и многогранен, что говорить о возможности точного математического измерения различных его параметров и их оценивания в баллах, очках и т.д. не приходится. Это, по меньшей мере, наивно и некорректно. Далеко не все в воспитании может быть изучено количественными методами. Именно в таких случаях и применим качественный анализ того или иного объекта.
Отслеживать показатели в школе можно заполняя таблицу «Создание условий для организации воспитательного процесса». Показатели так же могут изменяться в связи с изменением требований, локальных актов и т.д. Сравнительный анализ данных дает возможность школе отследить эффективность организации работы через результаты детских творческих конкурсов, спортивных соревнований, и т.д.
Кол-во Учащихся в ОУ | Кол-во ставок педагога доп. образования | Охват учащихся кружковой работой на базе школы | Кол-во уч-ся не занятых в кружках | |||
Всего занято в кружках | Техническое моделирование | Спортивно-оздоровительных | Художественно- эстетических | |||
105 | 2,5 | 105 (100%) | 38 (36,2%) | 41 (39%) | 53 (50,5 %) | 0 |
В школе работает 13 кружков . Занятость детей в кружках на 100 %. Многие ребята занимаются сразу в нескольких кружках
В школе действует Совет Старшеклассников (самоуправление), в котором работают 12 человек. Принято «Положение о школьном самоуправлении»
Детское самоуправление необходимо для того, чтобы учащиеся приобрели личный опыт демократических отношений и формы его осознания. Самоуправление в школе – не только специальная деятельность, сколько поиск гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых.
Цели организации ученического самоуправления:
- воспитывать положительное отношение к общечеловеческим
ценностям и нормам коллективной жизни, законам государства,
развитие гражданской и социальной ответственности за самого
себя, окружающих людей, Отечество;
- воспитывать такие качества, как самостоятельность, ответственность,
предприимчивость;
- развивать организаторские способности учащихся, учить управлять и
подчиняться;
- учить умению отстаивать свои права, права коллектива;
- умение делать добро;
Совет старшеклассников создан для организации реального участия школьников через систему представительства в органах самоуправления школы, а конкретно – согласно уставу школы.
На демократических основах сформированы органы ученического самоуправления с конкретными, определенными и посильными для них
функциями: организация дежурства по школе и классам, организация
досуга, разрешение конфликтных ситуаций среди школьников, представление интересов учащихся в органах самоуправления и т. д.
Ученическое самоуправление нашей школы носит характер деловой игры с
выполнением функций взрослых людей:
- проведение дня полного ученического самоуправления;
- организация выборов в органы ученического самоуправления.
Принципы работы органов самоуправления:
- открытость и доступность;
-добровольность и творчество;
-равенство и сотрудничество;
-непрерывность и перспективность;
Структура органов самоуправления:
Органы самоуправления созданы для организации и управления разными видами деятельности и организации в школе. Структура органов самоуправления учитывает периодическую отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе основывается на взаимодействии разных органов. Органы самоуправления, исходя из потребностей и интересов всего коллектива, определяют цели и задачи деятельности, перспективы работы детского коллектива.
Председатель, заместитель председателя
- планирование и организация работы актива;
Учебный сектор
-контроль за посещаемостью и успеваемостью;
Трудовой сектор
-организация и проведение генеральных уборок, субботников;
-определение очередности выполнения работ учащихся в классе;
Культурно-массовый сектор
-организация по согласованию с классным руководителем культурных мероприятий для повышения интеллектуального развития всех членов коллектива;
- проведение тематических вечеров, встреч, конкурсов, бесед, концертов.
Санитарно-гигиенический сектор
- контроль за санитарным состоянием спальных комнат, классов;
- контроль быта учащихся;
Спортивный сектор
- помощь в организации, участие в спортивных мероприятиях;
Сохранность учебников
-контроль за сохранностью учебников;
-помощь библиотекарю;
Ред. коллегия
-художественное оформление школьных мероприятий
Органами самоуправления составлен план работы, которого придерживаются как члены самоуправления, так и все учащиеся школы (Приложение 10)
В России вновь имеют место нищета, беспризорность, правовая незащищённость несовершеннолетних. Среди молодёжи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще стали проявляться жестокость и агрессивность.
Работа социального педагога по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально – профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка.
Решать эти задачи невозможно в одиночку. В создавшихся условиях нужно объединить усилия всего педагогического коллектива и работников правоохранительных органов.
Цели работы :
- адаптация подростка аддиктивного поведения в социуме
- формирование личностных нравственных качеств подростков
Направления работы:
- вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям, и психическому состоянию;
- развитие системы организованного досуга и отдыха подростков «группы риска».
- организация и развитие различных форм внешкольной подростковой инициативы
- По оказанию помощи инвалидам, престарелым людям.
Ожидаемые результаты:
- Уменьшение правонарушений, самовольных уходов и злоупотреблений спиртных напитков.
В школе проходит работа по следующим напрвлениям:
- Педагогическое просвещение учителей.
- Педагогическое просвещение родителей.
- Совместная деятельность с учреждениями, ведомствами.
- Организация социально-значимых мероприятий.
- Проведение мероприятий организационно-диагностического плана.
- Работа с трудными детьми.
Таким образом, организация воспитательного процесса и реализация поставленных целей и задач осуществляется посредством различных институтов воспитания: семьи, школы, средств массовой информации и прочих.
Именно воспитательная система школы способна стать основой для построения модели будущей новой системы отношений в российском обществе и государстве в целом.
В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания.
Воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.
Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы Музея Авиационной Славы гимназии на 2011-2012 учебный год
План работы музея Авиационной Славы. Директор музея Л.Н.Гамзина....
Анализ воспитательной работы в 9, 12 классах за 2011-2012 учебный год
Анализ результатов работы классного руководителя за 2011-2012 учебный год: наличие воспитательной системы, деятельность в области здоровьесбережения, участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах, резу...
Анализ работы ШМО учителей физической культуры за 2011-2012 уч.год.
Данный материал представляет собой анализ работы ШМО учителей физкультуры и план рпботы на следующий учебный год....
Отчёт работы д/о "Океан Мечты" за 2011 - 2012 учебный год
Отчёт о работе д/о «Океан Мечты» ...
План работы ШМО учителей гуманитарного цикла на 2011 - 2012 учебный год
Перспективный и месячный планы...
Анализ работы МО учителей гуманитарного цикла за 2011-2012 учебный год
МО учителей гуманитарного цикла призвано способствовать прежде всего повышению профессионализма его членов. Каждый учитель должен находиться в постоянном поиске и стремиться к росту своего педаг...
План работы РМО учителей иностранных языков на 2011-2012 учебный год
Планы работы за предыдущие годы публикую для обмена опытом с коллегами....