Мониторинг профессиональных компетентностей педагогов
рабочая программа по теме

Материал будет полезен завучу школы, который желает отследить уровень развития профессиональных компетентностей педагогов. В разработке представлены методика изучения, методика обработки результатов и таблицы для диагностик. В конце дана таблица по обобщению резулььатов, которая очень наглядно показывает уровень развития той или иной компетентности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_izucheniyu_urovenya_profkompetentnostey.doc322 КБ

Предварительный просмотр:

Программа мониторинговых исследований по изучению уровня профессионального мастерства педагогов МОУ «Михайловская РВ (с) ОШ» Чебулинского района Кемеровской области

Цель программы: выявление профессиональных успехов и типичных затруднений педагогов для дальнейшей коррекции.

Задачи:

  1. Определить уровень профессиональной компетенции каждого учителя;
  2. Изучить, обобщить и систематизировать типичные затруднения и успехи педагогов для коррекции методической работы;
  3. Определить характер и особенность взаимоотношений в коллективе, его психологический климат.

Определение объекта: учитель, ученический коллектив.

Основные критерии:

I критерий – соответствие образования преподавателя профилю преподаваемого предмета:

1-й показатель - % педагогов, образование которых соответствует профилю преподаваемого предмета;

2-й показатель – возраст педагогов (диаграммы по годам), наличие вакансий (с учётом перспективы 3-5 лет).

II критерий – повышение профессионального уровня педагогами школы:

1-й показатель – прохождение курсов повышения квалификации;

2-й показатель – участие педагогов в проведении районных, областных семинарах, школ передового опыта;

3-й показатель – количество (%) учителей, работающих в режиме самоконтроля.

III критерий -  результативность деятельности педагога:

1-й показатель – призовые места и участие в районных и областных олимпиадах, смотрах, конкурсах;

2-й показатель – участие обучающихся в заочных конкурсах;

3-й показатель – абсолютная и качественная успеваемость.

IV критерий – степень влияния стиля и методов управления на морально – психологический климат в коллективе:

1-й показатель – стиль педагогического общения (демократический, авторитарный, либеральный);

2-й показатель – стабильность кадров (количество выбывших с указанием причин);

3-й показатель – участие и степень активности в работе временных творческих коллективов.

V  критерий – эффективность образовательно – воспитательного процесса:

1-й показатель – соответствие экзаменационной и годовой отметок учащихся;

2-й показатель – повторяемость предметов при выборе учащимися экзаменов;

3-й показатель – участие учащихся в предметных неделях.

VI  критерий – самообразование педагогов:

1-й показатель – участие в работе методических объединений (МО);

2-й показатель – проведение открытых уроков;

3-й показатель – выступление на педагогических, районных семинарах.

VII критерий  - профессиональная деятельность учителя:

1-й показатель – педагогическая деятельность и личностные качества;

2-й показатель – межличностные отношения в коллективе.

Ниже представлены материалы для изучения профессиональной деятельности педагога


Методика оценки качества педагогической деятельности.

Для проведения педагогического мониторинга профессиональной компетенции педагога необходимо знать, что мы будем изучать, и по каким критериям можно оценить уровень состояния изучаемого вопроса.

Разработкой данного вопроса занимались многие исслеователи: Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, в.П. Беспалько, А.К. Макарова, Н.С. Сунцов, т.И. Шамова, В.А. Якушин и др. В работах этих исследователей раскрыты следующие аспекты педагогической деятельности:

  1. управленческие аспекты (как учитель анализирует, планирует, организует, контролирует, регулирует процесс взаимоотношений с обучающимися);
  2. психологический аспект (как влияет  личность учителя на обучающихся, как учитывает индивидуальные способности обучающихся);
  3. педагогический аспект (какими формами и методами учитель передает содержание учебного материала)

Проблема определения профессиональной компетентности педагога стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами практиками и т.д. Нет единого подхода к определению понятия «профессиональная компетентность педагога».

По мнению В.А. Адольфа, « профессиональная компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса».

А.П.Акимова трактует профессиональную компетентность педагога как сумму знаний, умений и навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения, - в узком смысле слова и как уровень успешности взаимодействия с окружающей средой – в широком.

В.Ю. Кричевский приводит основные признаки понятия компетентности:

  1. наличие знаний для успешной деятельности, понимание значения этих знаний для практики;
  2. набор операционных умений;
  3. владение алгоритмами решения трудовых задач;
  4. способность творческого подхода к профессиональной деятельности.

В качестве основных элементов педагогической компетентности Н.В.Кузьмина выделяет следующие:

  1. специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины;
  2. методическая компетентность в области способов  формирования знаний, умений и навыков обучающихся;
  3. рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность.

В.Ю. Кричевский выделяет четыре вида профессиональной компетентности:

  1. функциональная, которая характеризуется профессиональными знаниями и умениями их реализовывать;
  2. интеллектуальная, она выражается в способности аналитически мыслить и осуществить комплексный подход к выполнению своих обязанностей;
  3. ситуативная, позволяющая действовать в соответствии с ситуацией;
  4. социальная – предполагает наличие коммуникативных и интегральных способностей.

 Итак, компетентность – это:

  1. знания, умения и навыки педагога, способность эффективно решать проблемы, высокий профессионализм;
  2. сумма технологий, методов и приемов, используемых педагогом в процессе профессиональной деятельности;
  3. знания, умения и навыки, необходимые педагогу для профессиональной деятельности;
  4. знания, умения, навыки педагога + набор операционных умений + большой опыт педагогической деятельности.

Компетенция – это:

  1. поведение педагога + навыки общения с коллегами и обучающимися, обеспечивающие качественное выполнение своей профессиональной деятельности;
  2. способность конкретного специалиста разрешить создавшуюся проблему;
  3. приложение знаний, профессиональных умений и навыков педагога;
  4. способность педагога поддерживать собственный профессиональный уровень.

Если представить это в виде таблицы, то можно увидеть следующее:

Понятие

Объем понятия (ключевое слово)

Представление понятия

Проявление понятия

Уровни проявления

Компетенция

Круг полномочий.

Область знания

Нормативно-правовой документ (диплом, приказ, устав и т.д.), стандарты

Занимаемая должность. Программа

Категория, уровни

Компетентность

Способность

Знания, умения, навыки, способы деятельности и т.д.

В деятельности

Уровни компетентности

По мнению С.А. Дружилова, достижение профессиональной успешности связано с обеспечением необходимого уровня профессиональной компетентности. Профессиональное обучение может рассматриваться как формирование основ (предпосылок) будущей профессиональной компетентности.

В общем случае в модели обучения С.А. Дружилов выделяет четыре стадии, характеризующие процесс профессионального обучения, начиная от стадии первоначального знакомства с новым материалом (профессиональными знаниями, умениями и концепциями) и заканчивая стадией сформированной профессиональной компетентности.

Первая стадия – бессознательная некомпетентность. У человека нет необходимых знаний, умений и навыков, и он не знает об отсутствии или вообще о возможных требованиях к таковым для успешной деятельности. Эта стадия характеризуется следующей профессиональной самооценкой: «я не знаю, что я не знаю». Когда человек осознает недостаток знаний, умений и навыков, необходимых для данной деятельности, он переходит на вторую стадию.

Вторая стадия – сознательная некомпетентность. Человек осознает, что ему не хватает профессиональных знаний, умений и навыков. Здесь возможны два пути: а) конструктивный (как форма проявления личностной и профессиональной активности) и б) деструктивный (форма социальной пассивности). конструктивный путь означает, что осознание субъектом своей профессиональной некомпетентности способствует повышению его мотивации на приобретение недостающих профессиональных знаний, умений и навыков. Деструктивный путь может привести к возникновению чувства неуверенности в своих силах, психологическому дискомфорту, повышенной тревожности и т.д., которые мешают дальнейшему профессиональному обучению. Для второй стадии характерна следующая профессиональная  рефлексия субъекта « Я знаю, что я не знаю».

Третья стадия – сознательная компетентность. Человек знает, что входит в структуру и составляет содержание его профессиональных  знаний, умений и навыков и может их эффективно применять. Для третьей стадии характерна профессиональная самооценка субъекта в следующей форме : « Я знаю, что я знаю».

Четвертая стадия – бессознательная компетентность. Профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение; профессионализм является  частью личности. Бессознательная компетентность характеризует уровень мастерства. Однако, именно для этой стадии велика опасность профессиональной деформации.

Совмещая стадии профессиональной компетентности (по степени из осознания субъектом) с уровнями индивидуального профессионализма, можно построить следующую шкалу.

Уровни и подуровни

профессионализма

ступень

Уровни профессиональной компетентности

«Оптимальный» (перспективный

9

Сознательная компетентность («Я знаю, что я знаю»

8

Сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю»

7

Бессознательная некомпетентность (« Я не знаю, что я не знаю»

«Основной» («номинальный»

6

Сознательная компетентность («Я знаю, что я знаю»

5

Сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю»

4

Бессознательная некомпетентность (« Я не знаю, что я не знаю»

«Потенциальный» (учебный)

3

Сознательная компетентность («Я знаю, что я знаю»

2

Сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю»

1

Бессознательная некомпетентность (« Я не знаю, что я не знаю»

 

При компетентностном подходе усиливается внимание педагога к диагностике единства когнитивного, эмоционального и волевого аспектов деятельности по достижению целей субъекта. Теоретическая и практическая готовность педагога к выполнению профессиональных функций – две составляющие компетентности. Таким образом, компетентность характеризует и деятельность, и самого педагога, т.е. интегрирует его профессиональные и личностные качества.

В отечественной педагогике (Г.В. Горланов, Д.А. Мещеряков, А.В. Хуторский) принято понимать компетентность как характеристику работника (специалиста), а компетенцию как характеристику рабочего места (должности, позиции). Компетенция – это заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли; компетентность – это мера соответствия заданному требованию, степень освоения компетенции, личностная характеристика человека.

Таким образом, диагностируется компетентность, а система компетенций является нормативной моделью для диагностики.

Объектом диагностической деятельности выступают педагогические явления, к которым относятся взаимодействие участников образовательного процесса, совместная деятельность, поведение и отношение субъектов в процессе педагогического воздействия, а также индивидуально-личностные свойства субъектов и закономерности их становления.

Существует несколько подходов к изучению профессиональной компетентности учителя:

1. Процессуальный (Н.В. Кузьмина):

а) исследование качества подготовки к учебно-воспитательному процессу (гностический и конструктивный компоненты);

б) исследование деятельности учителя в ходе воспитательно-образовательного процесса (коммуникативный и организаторский компоненты);

в) исследование контрольно-диагностической деятельности учителя (рефлексивный).

Методы исследования: оценка учебно-воспитательного процесса (анализ урока).

2. Личностный подход (В.С. Шувалов, Е.И. Рогов, Б.Г. Ананьев и др):

а) оценка знаний и умений педагога;

б) мотивационный компонент;

в) профессионально значимые личностные качества учителя.

Методы исследования: наблюдения, диагностика профессионально значимых качеств учителя.

Процессуально-личностный (комплексный по А.К. Марковой):

а) исследование педагогических (процессуальных) умений учителя;

б) исследование результатов труда учителя (обученность и воспитанность).

Методы исследования: оценка учебно-воспитательного процесса, оценка и самооценка профессионально- значимых качеств личности учителя; диагностика.

Я считаю, что наиболее полный анализ педагогической деятельности учителя просматривается у А.К. Марковой. (Приложение № 1) Профессионально компетентным, с ее точки зрения, является такой труд , в котором на достаточно высоком уровне проявляются пять сторон педагогического труда: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность, обученность (обучаемость), воспитанность (воспитуемость).

Первые три блока составляют процесс труда, а два последних - результат.

В виде схемы модель мониторинга результативности учителя можно представить следующим образом:

Взаимодействие         результаты                      принятие               взаимодействие

                  взаимодействия           управленческого

                                                               решения

повышение

квалификации

профессиональные затруднения

изучение, обобщение, распространение опыта

профессиональные

успехи

учитель –

ученик

учитель –

ученик

выяснение

причин

неопределенность

У конкретного учителя характеристики профессиональной компетентности складываются неравномерно в течение профессиональной жизни. Увидеть эту внутреннюю динамику  - это и  значит оценить профессиональную компетентность учителя, сделать прогноз его профессионального роста.

В качества средства выявления уровня сформированности профессиональных компетентностей педагога выступают критериально ориентированные тесты.

При таком тестировании критерием служит наличие или отсутствие проверяемых знаний.

Критерии оценки качества педагогической деятельности – признаки сформированности профессиональных компетентностей, готовности к профессиональной деятельности.

Методика оценивания

Методика позволяет:

  1. осуществить самооценку и оценку качества профессиональной деятельности педагога по критериям – компетентностям: предметная, психологическая, педагогическая, методическая, общекультурная;
  2. проанализировать уровень качества педагогической деятельности каждого педагога, педагогического коллектива как по отдельным показателям, так и во всей совокупности.

  1. Математический аппарат оценки качества педагогической деятельности

бальная оценка по показателям уровня сформированности профессиональных компетентностей:

  1. 0 баллов – отсутствие показателя;
  2. 1 балл – низкий уровень;
  3. 2 балла – средний уровень;
  4. 3 балла  - высокий уровень.

2. Формула подсчета количественной отметки качества педагогической деятельности

№ п/п

критерий

Формула подсчета количественной отметки по критерию

Качественная отметка по критерию

1

Предметная компетентность (ПредК)

(ПредК) = сумма баллов по показателям/30 * 100%

2

Психологическая компетентность (ПсихК)

(ПсихК) = сумма баллов по показателям/30 * 100%

3

Педагогическая компетентность (ПедК)

(ПедК) = сумма баллов по показателям/30 * 100%

4

Методическая компетентность (МетК)

(МетК) = сумма баллов по показателям/30 * 100%

5

Общекультурная и эмоционально-нравственная компетентность (ОиЭНК)

(ОиЭНК) = сумма баллов по показателям/30 * 100%

6

Итог: качество педагогической деятельности (КПД)

(КПД) = сумма баллов по показателям/150 * 100%

№ п/п

КПД (качество пед.деятельности)

уровень

статус

стимулирование

1

90-100%

Высокий (творческий уровень)

Учитель, работающий творчески

Прибавление % к зарплате, грамота, благодарственное письмо

2

70-90%

Средний (продвинутый) уровень

Учитель с установившимся стилем работы

Прибавление % к зарплате

3

50-70%

Обязательный (низкий) уровень

Учитель, требующий усиленного внимания администрации

Допуск до работы

4

Менее 49%

Недостаточный уровень

Нет допуска до работы


Характеристика показателей уровня сформированности

профессиональных компетентностей педагога

(готовности к профессиональной деятельности)

Критерий: ПРЕДМЕТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНОТНОСТЕЙ ПЕДАГОГА

Оценка работы учителя

1 балл

2 балла

3 балла

Знание предмета и увлеченность предметом

владеет учебным предметом на уровне программы, не имеет существенных пробелов, допускает фактические искажения в преподавании предмета и проверке знаний. К предмету равнодушен.

Имеет твердые знания в рамках программы, следит за специальной методической литературой. Относится к своему предмету с увлечением.

Имеет глубокие и разносторонние знания своего предмета, значительно превышающие знания программы, свободно ориентируется в специальной, методической и научно-популярной литературе. Преподает с увлечением, испытывает потребность в педагогической деятельности

Знание смежных наук

Знает лишь о существовании смежных предметов, не вникая в суть межпредметных связей

Знает суть взаимосвязи со смежными предметами, но на практике редко демонстрирует ученикам связь  понятий и явлений  

Знает основы смежных предметов. На практике постоянно проводит линию взаимосвязи понятий и явлений на уровне теорий, реализует концепцию интеграции предметов

Знание и обеспечение реализации содержания и структуры базисного учебного плана

Владеет содержанием базовых, профильных, разноуровневых учебных программ по предмету. Владеет содержанием рекомендованных программ факультативных и элективных курсов по предмету. Обеспечивает овладение обучающимися базовыми программами в полном объеме

Владеет содержанием базовых, профильных и разноуровневых программ по предмету. Владеет содержанием рекомендованных программ факультативных и элективных курсов по предмету. Преподает на различных уровнях обученности и развития учащихся. Обеспечивает овладение обучающимися базовыми и разноуровневыми  программами в полном объеме.

Владеет содержанием базовых, профильных и разноуровневых программ по предмету. Владеет содержанием рекомендованных программ факультативных и элективных курсов по предмету. Преподает на различных уровнях обученности и развития учащихся. Обеспечивает овладение обучающимися базовыми, разноуровневыми, профильными и специализированными (углубленного изучения) программами в полном объеме

Знакомство с современным представлением и состоянием преподаваемых дисциплин

Интересуется современными представлениями и состоянием преподаваемых дисциплин лишь по необходимости и эпизодически

Имеет представление о современном состоянии преподаваемых дисциплин, но не торопится использовать достижения науки на практике

Активно интересуется состоянием преподаваемых дисциплин, находится всегда на переднем крае, достижения наук внедряет в практику преподавания предмета

Умение извлекать информацию и отбирать ее по преподаваемой дисциплине

Информацию извлекает лишь из учебника и методического пособия

Эпизодически пользуется дополнительной литературой по предмету

Постоянно находится в поиске интересной современной информации по предмету. Пользуется различными источниками информации

Самостоятельная работа по накоплению научных материалов, проблем, решений

Не работает по накоплению целенаправленно, но если что-то случайно попадается в руки, оставляет, не систематизируя

Имеет методическую и информационную копилку, занимается ее пополнением, но не в системе.

Имеет собственный информационный банк, который постоянно обновляется и систематизируется

Постоянная работа с периодикой

Использует периодику коллег

Выписывает лишь самое необходимое

Работает с собственной подборкой периодических изданий, а также постоянный пользователь библиотек, медиатек и др.

Умение адаптировать научное знание с целью повышения интереса обучающихся и для достижения учебных целей

Не считает адаптацию научных знаний с целью повышения интереса обучающихся актуальной. Привлекает научные знания эпизодически, лишь в случае необходимости

Сам отбирает и адаптирует научные знания для активизации образовательного процесса. Однако преподносит их в готовом виде, привлекает к этому процессу обучающихся эпизодически

Отбирает и адаптирует научные знания для активизации образовательного процесса. Создает условия для мотивации поиска, отбора и использования научных знаний обучающимися. Организует самостоятельную работу по адаптации и применению научных знаний в незнакомой ситуации. Владеет методологией творческой деятельности, проектирования и предвидения возможных последствий деятельности

Глубокое понимание и умение использовать на практике основные ценности, понятия, нормы, достоинства, решения, процессы

Имеет убеждения, представления о ценностях, понятиях, нормах, достоинствах, решениях, процессах. Нет четкого соответствия с принятыми нормативными требованиями

Имеет убеждения, представления о ценностях, понятиях, нормах, достоинствах, решениях, процессах. Проводится линия по реализации этих убеждений и представлений.

Сформулирована система ценностей, понятий, норм, достоинств, решений, процессов в соответствии с нормативными требованиями. Четко проводится линия по реализации этой системы. Учитель является примером для учеников

Готовность и желание познавать, учиться и осваивать новое

Посещает без желания, по необходимости семинары, педсоветы, курсы и т.д.

Активно посещает семинары, курсы и т.д.

Постоянно повышает свой профессиональный уровень через самообразование, участие в творческих группах, Интернет и т.д.

Критерий: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНОТНОСТЕЙ ПЕДАГОГА

Оценка работы учителя

1 балл

2 балла

3 балла

Знание психологии как предмета

Имеет лишь общие представления о современных психолого-педагогических концепциях обучения

В основном ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, но редко применяет их в своей практической деятельности.

Свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, используя их как основу в своей педагогической деятельности

Умение использовать свои педагогические методы, приемы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности

Владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему и последовательность включения обучающихся в учебно-познавательную деятельность (локально-моделирующий уровень).

Владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений и навыков учащихся по предмету в целом (системно-моделирующий уровень)

Владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности обучающихся, их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии (системно-моделирующий деятельность и поведение уровень)

Знание возрастной психологии

Знакомится, но не старается применять рекомендации психолого-педагогической науки по учету кризисов возрастного периода

Знакомится, и старается применять рекомендации психолого-педагогической науки по учету кризисов возрастного периода

Изучает и применяет рекомендации психолого-педагогической науки по учету кризисов возрастного периода и искусству их преодоления

Знание психологии творчества

Отрывочные знания, регулярно не пополняются. С педагогом-психологом не сотрудничает

Знания постепенно складываются в блок взаимосвязанных понятий, эпизодически сотрудничает с педагогом- психологом

Знания активно приобретаются в деятельности, активно сотрудничает с педагогом-психологом

Знание психологии общения

Пытается взаимодействовать с обучающимися, формировать межличностные отношения. Иногда взаимодействует с психологом и использует его рекомендации в работе

Старается организовать процесс взаимодействия с обучающимися, формировать межличностные взаимоотношения в информационном и предметном взаимодействии. Использует результаты исследований психологов и старается учитывать разные способности общения обучающихся

Знает и умело организует процесс взаимодействия с обучающимися, формировать межличностные взаимоотношения в информационном и предметном взаимодействии. Использует результаты исследований психологов и старается учитывать разные способности общения обучающихся. Корректирует процесс удовлетворения потребности обучающихся в эмоциональном контакте

Развитие в себе рефлексивной культуры

Овладение навыками самоконтроля, анализа результатов в начальной стадии.

Затрудняется, но стремится овладеть навыками самоконтроля, анализа результатов

Стремление к объективному и своевременному контролю, всегда сравнивает запланированное и достигнутое, корректирует отклонения, контролирует процесс и результаты и вооружен методами анализа

Эмпатия

Может, но не считает необходимым всегда воспринимать внутренний мир другого человека с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, чувствовать переживания другого человека (страх, гнев, стеснение и т.д.)

Не всегда получается, но старается воспринимать внутренний мир другого человека с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, чувствовать переживания другого человека (страх, гнев, стеснение и т.д.)

Точно воспринимает внутренний мир другого человека с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Тонко чувствует переживания другого человека. Умеет оставить в стороне свое «Я» и почувствовать себя другим человеком без предвзятости

Умение видеть, чувствовать и оценивать состояние другого человека

Может, но не считает необходимым определять изменения психологического состояния обучающихся, с трудом понимает и объясняет особенности их поведения в конкретных жизненных ситуациях, проявляет слепоту к переживаниям, мыслям другого человека

Умеет определять по внешним проявлениям, поступкам изменение психологического состояния обучающихся, но не всегда понимает , демонстрирует отрывочные представления о переживаниях другого человека и лишь эпизодически стремится объяснить особенности их поведения в конкретных жизненных ситуациях

Умеет на протяжении всего взаимодействия определять по внешним признакам изменение психологического состояния обучающихся, понимать и объяснять особенности их поведения в той или иной ситуации, мысленно ставит себя в позицию воспитанника

Умение учитывать состояние другого человека

Стремится управлять ситуацией, корректировать ситуацию общения с учетом психологического состояния другого человека или группы лишь в критические минуты. Создание здорового микроклимата в коллективах обучающихся не удается

Старается управлять ситуацией, корректировать ситуацию общения с учетом психологического состояния другого человека или группы лишь в критические минуты. Создание здорового микроклимата в коллективах обучающихся считает необходимым, не всегда удается

Умело управляет ситуацией, корректирует условия общения с учетом психологического состояния другого человека или группы, создает здоровый микроклимат в коллективе

Умение стимулировать активность обучающихся

Готовит обучающихся к восприятию нового материала на основе изученного; не всегда удается активизировать обучающихся на познавательную деятельность, возбудить положительные мотивы учения и познавательный интерес

Готовит обучающихся к восприятию нового материала на основе изученного; стремится активизировать обучающихся на познавательную деятельность, возбуждать положительные мотивы учения и познавательный интерес. Изучает приемы стимулирования ученической активности

Постоянно мобилизует учащихся на познавательную деятельность Готовит обучающихся к восприятию нового материала на основе изученного; возбуждает положительные мотивы учения и познавательный интерес. Владеет приемами стимулирования активности обучающихся, изобретает свои, нестандартные.


Критерий: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНОТНОСТЕЙ ПЕДАГОГА

Оценка работы учителя

1 балл

2 балла

3 балла

Способность и желание работать с детьми

Имеет способность, но проявляет безразличие. Лишь по необходимости участвует в организации кружков, факультативов, предметных недель. Редко организует мероприятия.

Участвует в организации кружков, секций, факультативов, предметных недель и т.д. Но работа ведется не в системе

Организует походы, кружки, секции и т.д. Работает в системе

Умение увлечь обучающихся

Ведет работу по развитию интереса к своему предмету эпизодически

Ведет работу по развитию интереса

Использует специальные приемы по развитию у обучающихся интереса к предмету: новизна содержания, сравнение изучаемых понятий; показ их  практической значимости, занимательности; применяет разнообразные методы обучения; обеспечивает индивидуальный подход к обучающимся при формировании познавательных интересов

Способность привносить воспитывающее начало в свою деятельность

Прививает обучающимся привычки культурного поведения и учебной работы.

Целенаправленно работает над формированием культурной, образованной, творчески активной и социально зрелой личности. Прививает обучающимся привычки культурного поведения и учебной работы

Целенаправленно и системно работает над формированием культурной, образованной, творчески активной и социально зрелой личности. Прививает обучающимся привычки культурного поведения и учебной работы. Является образцом воспитанного человека

Наличие системы внеклассной работы

Понимает воспитуемого как индивидуальность; старается распознавать и учитывать структуру потребностей

Понимает воспитуемого как индивидуальность; учитывает структуру потребностей. Работает над созданием системы внеклассной работы

Понимает воспитуемого как индивидуальность; учитывает структуру потребностей, вооружает знанием средств, обеспечивающих успешное удовлетворение социально ценных побуждений; в системе создает условия для обеспечения развития  воспитанников.

Умение организовывать коллективную деятельность с воспитанниками

Не всегда получается мобилизовать обучающихся на коллективную деятельность, эффективно распределить обязанности, поручения, учесть взаимоотношения, найти сильные средства педагогического воздействия. Не умеет возбуждать положительные мотивы участия в коллективной деятельности.

Не всегда получается мобилизовать обучающихся на коллективную деятельность, эффективно распределить обязанности, поручения, учесть взаимоотношения, найти сильные средства педагогического воздействия. Возбуждает положительные мотивы участия в коллективной деятельности.

Постоянно мобилизует воспитанников на коллективную деятельность, распределяет  поручения с учетом индивидуальных способностей, учитывает взаимоотношения, находит сильные средства педагогического воздействия, возбуждает положительные мотивы участия в коллективной деятельности

Умение организовать индивидуальную деятельность, управлять индивидуальным образовательным маршрутом обучающегося

Практически не осуществляет, изредка проводит дополнительные внеурочные занятия с отстающими обучающимися

В основном обеспечивает индивидуальный подход

Систематически изучает особенности обучающихся и обеспечивает индивидуальный подход: дифференцирует объем и сложность заданий, осуществляет регулярную помощь отстающим, систематически контролирует выполнение домашних заданий, умет держать одновременно в поле зрения «сильных», «слабых» и «средних» по уровню ЗУН

Сохранность контингента обучающихся

Сохранность 90%

Сохранность 95%

Сохранность 100%. Педагог востребован обучающимися

Умение создавать комфортную обстановку

Учитель не считает важным создание комфортной обстановки на занятиях. Обучающиеся не высказывают свое мнение

На занятиях не все обучающиеся чувствуют себя комфортно

На занятиях всем комфортно. Обучающиеся идут на урок с удовольствием

заинтересованность в результате своей работы

Эпизодически и авторитарно решает проблему организации различных форм деятельности обучающихся, распределяет роли, поручения без учета индивидуальных особенностей, не заинтересовывает новыми перспективами и делами

авторитарно решает проблему организации различных форм деятельности обучающихся, распределяет роли, поручения всегда с  учетом индивидуальных особенностей, не заинтересовывает новыми перспективами и делами

Проблему стимулирования и организации различных форм деятельности обучающихся, целесообразно распределяет  роли, поручения с учетом индивидуальных особенностей, заинтересовывает новыми делами и перспективами

Уровень достижения поставленных целей

Стремится совершенствовать свое мастерство, учится прогнозировать средства и методы деятельности для достижения поставленных целей, ставить актуальные и достигаемые цели. Но не оценивает уровень их достижения, не делает выводы и не корректирует цели

Стремится совершенствовать свое мастерство, учится прогнозировать средства и методы деятельности для достижения поставленных целей, ставить актуальные и достигаемые цели. Не всегда может  оценивать уровень их достижения, не делает выводы и не корректирует цели

Умеет осознанно совершенствовать свое мастерство, прогнозировать средства и методы деятельности для достижения поставленных целей, ставить актуальные и достигаемые цели, оценивать уровень их достижения, делать выводы и корректировать цели

Критерий: МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНОТНОСТЕЙ ПЕДАГОГА

Оценка работы учителя

1 балл

2 балла

3 балла

Серьезная глубокая работа над методическим оснащением учебно-воспитательного процесса

Методическое оснащение УВП бедное, работа по его совершенствованию ведется лишь перед предстоящей проверкой или аттестацией

Занимается совершенствованием методического оснащения УВП, но бессистемно, без настроения

Постоянно пополняет и обновляет свою учебно-методическую копилку, учебный кабинет представляет собой творческую лабораторию педагога.

Поиск разнообразных форм организации познавательной деятельности обучающихся

Формально выполняет рекомендации программ по усилению развивающего обучения, ориентируя обучающихся, в основном, на запоминание

Выполняя основные рекомендации программ по усилению развивающего обучения, применяет некоторые специальные меры по развитию мышления

Обеспечивает эффективное развивающее обучение. Умеет вовремя распознать появление мотивационного вакуума и снижение познавательного интереса и ликвидировать причины этого явления

Владение техникой самоанализа занятий, собственной педагогической деятельности

Самоанализ занятий и собственной педагогической деятельности выстроить самостоятельно не умеет, но консультируется у опытных коллег

Владеет техникой самоанализа, однако не придает ему значение, осуществляя его лишь по необходимости

Владеет техникой самоанализа, постоянно его осуществляет, считая его важной составляющей качества своей деятельности. Оказывает консультационную помощь коллегам в написании самоанализа

Владение техникой развивающего контроля сформированности ЗУН и ключевых компетентностей обучающихся с учетом принятых норм оценок

Допускает формализм и необъективность при оценке ЗУН обучающихся. Не владеет искусством контроля сформированности ключевых компетентностей.

Объективен в оценке ЗУН обучающихся. Знаком с внутренними нормами оценки ключевых компетентностей обучающихся и старается осуществлять контроль за их  сформированностью

Тщательно изучает критерии оценок, умело использует их на практике, объективен в оценке знаний, практических умений и навыков. Владеет методикой проведения диагностики и мониторинга овладения обучающимися учебными программами по предмету

Знание и использование в своей работе современных образовательных технологий (в том числе ИКТ)

Скептическое, порой отрицательное отношение к новому, с трудом вовлекается в процесс решения новых задач

 в основном положительно относится к новым педагогическим идеям, но не реализует их без воздействия администрации

Отличается поиском новых идей, новых решений педагогических задач. Активно использует в своей работе ИКТ и медиатеку

Использование современных методов и форм работы, типов, видов, форм уроков в зависимости от целей

Не справляется с этой задачей, скептически относится к формам и методам

Стремится к формированию у обучающихся навыков рациональной организации учебного труда

Целеустремленно и настойчиво формирует у обучающихся умения и навыки рациональной организации труда (самоконтроль в учении, планирование учебного труда, темп и т.д.). Следует требованиям к современному уроку

Использование дифференцированного подхода

Штамп в тематическом и поурочном планировании без учета особенностей класса

В основном правильно осуществляет тематическое и поурочное планирование.

работает над системой уроков по теме, их структурой, разнообразит формы и методы обучения (с учетом особенностей класса, обучающихся)

Уровень программно-методического обеспечения образовательного процесса

Не следит за модернизацией образовательных программ, рекомендованных МОиН РФ. Не имеет папки учителя-предметника.

Прислушивается к информации, исходящей от коллег, о требованиях и рекомендациях федеральных и региональных документов.

Постоянно отслеживает и учитывает накопленную перспективную информацию в совершенствовании педагогической деятельности. Папка учителя-предметника постоянно обновляется

Умение работать в микрогрупповом и индивидуальном режиме

Не умеет выделить из общей массы обучающихся отдельного ученика или микрогруппу. Способен работать в микрогрупповом или индивидуальном режиме, только если группа уже кем-то выделена.

Умеет выделить из общей массы обучающихся отдельного ученика или группу. Способен работать в микрогрупповом и индивидуальном режиме только по необходимости.

Умеет выделить из общей массы обучающихся отдельного ученика или группу. Способен работать в микрогрупповом и индивидуальном режиме

Рациональное использование в своей работе Икт и средств наглядности

Не считает необходимым использование наглядности и ИКТ. Применяет их периодически, когда придется

По необходимости, но не в системе подбирает эффективные наборы наглядности в соответствии с целями изучаемой темы.

Осознанно подбирает эффективные наборы и наглядности в соответствии с изучаемой темы. Делает это системно.

Критерий: ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНОТНОСТЕЙ ПЕДАГОГА

Оценка работы учителя

1 балл

2 балла

3 балла

Заинтересованность результатами коллективной работы

Безразличен к коллективным делам педагогов. При первой возможности старается оградить себя от участия в коллективных делах

По настроению может принимать активное участие в коллективных делах. Болеет душой за их результаты

Умеет положительно оценивать творческий подход в других людях, выделять факторы, препятствующие коллективной творческой работе; способен принимать идеи и использовать возможности, системный подход к решению проблем и отбору новаторских идей; понимает процесс увлеченности, умеет ясно излагать свои мысли, прислушиваться к мнению других

Способность к работе в группе

В группе педагогов работает без инициативы, является исполнителем

В группе педагогов чаще является исполнителем

В группе педагогов чаще является инициатором и организатором

Готовность к творческой и исследовательской работе

Затрудняется и не стремится выделять ведущие идеи, анализировать результаты своей деятельности, выбирать исследовательскую тему, подбирать соответствующую литературу, сопоставлять опыт с отраженным  в литературе. Лишь по необходимости в группе с более опытными педагогами может участвовать в экспериментальной работе

Затрудняется, но стремится выделять ведущие идеи, анализировать результаты своей деятельности, выбирать исследовательскую тему, подбирать соответствующую литературу, сопоставлять свой опыт с отраженным  в литературе.

Выделяет ведущие идеи, анализирует результаты своей деятельности, выбирает и обосновывает исследовательскую тему, подбирать соответствующую литературу, сопоставлять свой опыт с отраженным  в литературе.

Трудовая дисциплина

Не всегда умеет конструктивно использовать свое время, свои возможности, владеет искусством самоменеджмента

Умеет конструктивно использовать свое время , свои возможности, владеет искусством самоменеджмента

Умеет конструктивно использовать свое время , свои возможности, владеет искусством самоменеджмента. неукоснительно соблюдает трудовую дисциплину.

Активная жизненная позиция (инициативность, небезразличие, заинтересованное отношение к происходящему)

Не всегда проявляет инициативу и заинтересованное отношение к эффективной реализации системы социально одобряемых ценностных установок

Способен к эффективной реализации системы социально одобряемых ценностных установок и достижению наилучших педагогических результатов

Благодаря сформированной профессионально-педагогической компетентности активно реализует в деятельности, в поведении, в общении ценностные установки за счет интеграции духовного потенциала с научными знаниями, умениями и навыками

педагогическая этика (способность избегать конфликтов, доброта, внимание)

При внешнем соблюдении такта в отношении с обучающимися наблюдаются срывы

Обладает педагогическим тактом

Отношения с людьми строит на доверии, уважении, требователен, справедлив, контактен, доброжелателен

Стремление к расширению кругозора

Эпизодически читает, редко посещает культурные центры, массовые мероприятия

Эпизодически читает, посещает культурно-массовые мероприятия

Много читает, посещает культурные центры, посещает массовые мероприятия

Реализация идей здоровьесберегающей педагогики

Осознает проблему негативного воздействия школы на здоровье обучающихся и необходимость ее решения

Овладевает необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретает компетенции)

Имеет полноценное представление о здоровьесберегающей педагогике, четко знает, от каких опасных воздействий необходимо защитить обучающихся, как правильно спланировать  и организовать свою работу в сотрудничестве с коллегами, обеспечив ее комплексный характер. Использует здоровьесберегающие технологии как технологическую основу

Взаимодействие и сотрудничество с родителями

Не всегда удается устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями и находить контакт, общий язык, тон в различных обстоятельствах, не умеет при необходимости перестраивать отношения.

Старается устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями и находить контакт, общий язык, тон в различных обстоятельствах, при необходимости перестраивать отношения.

устанавливает педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями и находить контакт, общий язык, тон в различных обстоятельствах, при необходимости перестраивает отношения

Умение регулировать и эффективно строить процесс общения с различными участниками

Затрудняется устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с участниками образовательного процесса, находить контакт, общий язык. Не всегда считает нужным находить правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах

Затрудняется, но старается устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с участниками образовательного процесса, находить контакт, общий язык. Не всегда удается найти правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах

Устанавливает педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными обучающимися, малыми группами и ученическими коллективами, а также с родителя учителями, находит контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах. Находит индивидуальный подход, регулирует внутриколлективные отношения


Обобщенная таблица уровня сформированности

профессиональных компетентностей педагога

Вид компетентности

Содержание готовности

 к профессиональной деятельности

(профессионально-педагогические

компетентности)

Оценка в баллах

0

1

2

3

Предметная компетентность

Знание предмета и увлеченность предметом

Знание смежных наук

Знание и обеспечение реализации содержания  и структуры базисного учебного плана

Знакомство с современными представлениями и состоянием преподаваемых дисциплин

Умение извлекать информацию и отбирать ее по преподаваемой дисциплине

Самостоятельная работа по накоплению научных материалов, проблем, решений

Постоянная работа с периодикой

Умение адаптировать научное знание с целью повышения интереса обучающихся и для достижения поставленных целей

Глубокое понимание и умение использовать на практике основные ценности, понятия, нормы, достоинства, решения, процессы

Готовность и желание познавать, учиться, осваивать новое

Психологическая компетентность

Знание психологии как предмета

Умение использовать психологические приемы, методы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности

Знание возрастной психологии

Знание психологии творчества

Знание психологии общения

Развитие в себе рефлексивной культуры

Эмпатия

Умение чувствовать, видеть, анализировать и оценивать состояние другого человека

Умение учитывать состояние другого человека

Умение стимулировать активность обучающихся

Педагогическая компетентность

Способность и желание работать в школе

Умение увлечь обучающихся

Способность привносить воспитывающее начало в свою деятельность

Наличие системы воспитательной работы

Умение организовать коллективную деятельность

Умение организовать индивидуальную деятельность, управлять индивидуальным образовательным маршрутом

Сохранность контингента обучающихся

Умение создавать комфортную обстановку

Заинтересованность в результате своей работы

Уровень достижения поставленных целей

Методическая компетентность

Серьезная глубокая работа над методическим оснащением учебно-воспитательного процесса

Поиск разнообразных форм организации познавательной деятельности обучающихся

Владение техникой самоанализа занятий, собственной педагогической деятельности

Владение искусством развивающего контроля сформированности ЗУН и ключевых компетентностей обучающихся с учетом норм оценки

Знание и использование в своей работе современных образовательных технологий (в том числе ИКТ)

Использование современных методов и форм  работы, типов, видов, форм уроков в зависимости целей

Использование дифференцированного подхода

Уровень программно-методического обеспечения образовательного процесса

Умение работать в микрогрупповом и индивидуальном режиме

Рациональное использование в своей работе ИКТ и средств наглядности

Общекультурная и

 эмоционально-нравственная компетентность

Заинтересованность результатами коллективной работы

Способность к работе в группе

Готовность к творческой и исследовательской работе

Трудовая дисциплина

Активная жизненная позиция (инициативность, небезразличие, заинтересованное отношение к происходящему)

Педагогическая этика

Стремление к расширению кругозора

Реализация идей здоровьесберегающей педагогики

Умение регулировать и эффективно строить процесс общения с различными участниками образовательного процесса

Взаимодействие и сотрудничество с родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Методическая работа  в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности  педагогической д...

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».

Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...