Критерии оценки работы классного руководителя
методическая разработка по теме
Критерии оценки работы классного руководителя разработаны в районе группой опытных заместителей директоров школ по воспитательной работе, в которой я принимала непосредственное участие. Многие методики, вошедшие в эту разработку, были ранее опробированы в нашей школе. С этими критериями ознакомлены классные руководители. Диагностика помогает обективно оценить работу классного руководителя, работу заместителя директора школы по ВР, а так же, корректировать работу каждого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
критерии оценки работы классного руководителя | 366.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии оценки работы классных руководителей.
№ п/п | Критерии. | Показатели. | Инструментарии. |
1 | Наличие и качество ведения документации. | 1.План воспитательной работы. 2.Анализ воспитательной работы. 3.Документация, предусмотренная должностными обязанностями.
| Не соответствует предъявляемым требованиям – 1 балл Частично соответствует предъявляемым требованиям – 2 балла В основном соответствует требованиям – 3 балла Полностью соответствует требованиям, всегда разработан своевременно – 4 балла Чёткий план, творческий подход к планированию в/р, способствует достижению результативности воспитания -5 баллов Не владеет анализом – 1балл Частично владеет анализом отдельных мероприятий – 2 балла Владеет анализом отдельных мероприятий и частично всей в/работы – 3 балла Умеет анализировать в/р – 4 балла Критически осмысливает результаты анализа, вычленяет проблемы, намечает пути их решения, обеспечивает преемственность в в/р – 5 баллов Необходимая документация отсутствует – 1 балл Есть, но не полностью – 2балла Располагает всей документацией, но она лишь частично соответствует предъявляемым требованиям – 3 балла В основном соответствует предъявляемым требованиям – 4 балла Полностью соответствует предъявляемым требованиям – 5 баллов ( см. Приложение №1 п.3). 15 баллов |
2 | Организация жизнедеятельности класса. | 1.Эффективность классных часов, КТД. 2.Наличие детского самоуправления и организация его работы. 3.Эффективность работы с детьми, находящимися в сложной жизненной ситуации (трудные, группа риска, опекаемые, сироты, дети из неблагополучных семей). 4.Система работы по формированию здорового образа жизни ( профилактика вредных привычек, простудных заболеваний, организация горячего питания, походы с детьми и прочее). | 1-3 – 1 балл 3-4 – 2 балла 4-5 – 3 балла 5-6 – 4 балла 6-7 – 5 баллов 7-8 – 6 баллов 8-9 – 8 баллов 9-10 – 10 баллов (см. Приложение №2 п.1) Коллектива нет, система самоуправления отсутствует – 1 балл (1-4) Отдельные признаки коллектива и элементов самоуправления – 2 балла (4-8) Большинство признаков коллектива, развивающаяся система самоуправления – 3 балла (8-10) Все признаки коллектива, почти сложившаяся система самоуправления – 4 балла (10-13) Коллектив и система самоуправления создают благоприятные условия для развития, воспитания каждого ученика – 5 баллов (13-16) (см. Приложение №2 п.2)
До 5 баллов. (см. Приложение №2 п.3) Не проводится – 1балл (до 20% детей владеют информацией) Ведётся эпизодически, нет системы – 2 балла (20% - 40%) Складывается система пропаганды, но результативность низкая – 3 балла (40% - 60%) Поиск новых форм и методов пропаганды, повышение результативности работы в этом направлении – 4 балла (60% - 80%) Есть система пропаганды здорового образа жизни, её результативность высока – 5 баллов (80% - 100%) (см. Приложение №2 п.4) 25 баллов |
3 | Условия для развития личности. | 1.Микроклимат. 2.Уровень сформированности классного коллектива. 3.Вовлечение детей в объединения ДО. 4.Взаимный интерес и уважение кл.руководителя, воспитанников и родителей друг к другу.
| До 5 баллов (см. Приложение №3 п.1) 0 – 26 – 1 балл 26 – 53 – 3 балла 53 – 80 – 5 баллов До 5 баллов (см. Приложение №3 п.2) 0-20 % - 1 балл, 20-40% - 2 балла, 40-60% - 3 балла, 60-80% - 4 балла, 80-100% - 5 баллов. До 5 баллов (см. Приложение №3 п.4) За каждый негативный ответ минус 1 балл. (по 1 методике) Высокий - 5 баллов Выше среднего – 4 балла Средний – 3 балла Ниже среднего – 1 балл Низкий – 0 баллов (по 2 методике) 20 баллов |
4 | Личностный рост воспитанников. | 1.Реальный рост общей культуры воспитанников. 2.Динамика успеваемости учащихся класса (с учётом реальных возможностей класса). | Уровень воспитанности (см. Приложение №4 п.1) ниже – 0 баллов, прежний – 3 балла, выше - 5 баллов. Анализ успеваемости: ниже – 0 баллов, прежний – 3 балла, выше - 5 баллов. 10 баллов |
5 | Участие класса в общешкольных делах. | 1.Участие в школьных делах, КТД. 2.Дежурство по школе. Генеральная уборка. Летняя трудовая практика. | Конкурс «Самый творческий класс». 1 место -10 баллов 2 – 9 баллов 3 – 8 баллов 4 – и ниже – 7 баллов До 10 баллов. 20 баллов |
6 | Взаимодействие с родителями. | 1.Эффективность проведения родительских собраний (периодичность, посещаемость, пед.просвещение). 2.Наличие родительского самоуправления и организация его работы. 3.Участие родителей в жизни класса, школы. 4.Индивидуальная работа с родителями. | Посещение. Анкетирование родителей. До 5 баллов. Протоколы собраний. Наличие самоуправления-1 балл; организация работы- до 3 баллов. До 5 баллов. До 5 баллов. 19 баллов |
7. | Взаимодействие с педагогами. | 1.Индивидуальная работа. 2.Посещение уроков. 3.Привлечение педагогов к участию в родительских собраниях. | --------------- До 3 баллов. До 3 баллов. 6 баллов |
8. | Профессиональная компетентность классного руководителя. | 1.Участие в семинарах: - районных, - зональных, - областных. 2.Наличие публикаций. 3.Участие в работе методического объединения классных руководителей: - школьного (выступления, открытые классные часы), - районного (выступления). 4.Наличие методических наработок. 5.Участие в профессиональных конкурсах. 6.Обобщение опыта. 7.Инициативность и активность классного руководителя. | 3 балла. 4 балла. 5 баллов. 3 балла. 1 балл/ 2 балла. 3 балла. 3-5 баллов. 10 баллов. 3 балла. До 3 баллов. 41 балл |
Итого: 156 баллов. 100% - 80% - высокий показатель 80% - 60% - достаточный показатель 60% - 50% - средний показатель ниже 50% - низкий показатель |
Приложение №1 п.3
1.Проверка классного журнала.
- Оглавление.
- Списки класса по предметам ( фамилия ученика, полное имя ).
- Общие сведения об учащихся:
№ личного дела
сведения об учащихся
сведения о родителях
домашний адрес
телефон
- Пропуски учащихся.
- Сводная ведомость успеваемости.
- Сведения о занятости учащихся (кружки, факультативы).
- Лист здоровья.
2. Проверка журнала по охране труда:
- Своевременность заполнения.
3.Проверка дневников учащихся.
- Внешний вид дневника.
- Точность заполнения (титульный лист, ФИО учителей, расписание уроков, расписание кружков, факультативов).
- Запись домашних заданий.
- Регулярность работы с дневниками классного руководителя.
- Наличие подписей родителей: неделя/четверть.
- Характер записей для родителей.
4.Проверка личных дел учащихся.
- Список класса (по форме, рекомендованной администрацией школы).
- Заявления от родителей.
- Наличие копии свидетельства о рождении.
- Копия паспорта одного из родителей.
- Годовые оценки с печатью.
Приложение №2 п.1
Анкета «Школьная жизнь».
Цель проведения: изучение общественного мнения школьников. Проводится анонимно.
1. Школьная жизнь. | |||||||||||
Пассивная. Неинтересная . | 1 1 | 2 2 | 3 3 | 4 4 | 5 5 | 6 6 | 7 7 | 8 8 | 9 9 | 10 10 | Активная . Интересная. |
2. Внеклассные мероприятия. | |||||||||||
Редко проходят. Интересные. Готовит учитель. | 1 1 1 | 2 2 2 | 3 3 3 | 4 4 4 | 5 5 5 | 6 6 6 | 7 7 7 | 8 8 8 | 9 9 9 | 10 10 10 | Часто проходят. Интересные. Готовим сами. |
3.Оцени готовность класса самостоятельно придумывать и организовывать вн.мероприятия. | |||||||||||
Не может. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Может всё сделать сам. без помощи учителя. |
4. Классные часы. | |||||||||||
Не проводятся. Однообразные, скучные. Ненужная информация. | 1 1 1 | 2 2 2 | 3 3 3 | 4 4 4 | 5 5 5 | 6 6 6 | 7 7 7 | 8 8 8 | 9 9 9 | 10 10 10 | Проводятся каждую неделю. Интересные. Полезная информация. |
5. Дополнительные учебные мероприятия (викторины, конкурсы, газеты и т.д. по предметам). | |||||||||||
Не проходят. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Проходят часто. |
6. Уроки. | |||||||||||
Проходят однообразно. Скучно. Объяснения не понятны. Ненасыщенные (мало информации). | 1 1 1 1 | 2 2 2 2 | 3 3 3 3 | 4 4 4 4 | 5 5 5 5 | 6 6 6 6 | 7 7 7 7 | 8 8 8 8 | 9 9 9 9 | 10 10 10 10 | Проходят разнообразно. Интересно. Объяснения понятны. Насыщенные (много информации). |
7.Что тебя больше всего не устраивает в школьной жизни_______________________________
_____________________________________________________________________________
Методика проведения.
Проводится анонимно.1. Учащиеся по 10- бальной шкале оценивают критерии.
2. Считаем сумму баллов по каждому критерию.
3. Делим на количество участников анкетирования. Получаем оценку по каждому критерию.
4. Суммируем средние показатели по трём основным критериям, делим на 3 и получаем средний балл. Это и будет являться оценкой эффективности организации жизни класса.
Анкета «Школьная жизнь» (2-4 классы)
1. Школьная жизнь. |
| 1. Школьная жизнь. | ||
Активная | Активная | |||
Интересная | Интересная | |||
2. Внеклассные мероприятия. | 2. Внеклассныемероприятия. | |||
Часто проходят | Часто проходят | |||
Интересные | Интересные | |||
3. Классные часы. | 3. Классные часы. | |||
Проводятся каждую неделю | Проводятся каждую неделю | |||
Интересные | Интересные | |||
Полезная информация | Полезная информация | |||
4. Уроки. | 4. Уроки. | |||
Проходят интересно | Проходят интересно | |||
Объяснения учителя понятны | Объяснения учителя понятны |
Приложение № 2 п. 2
Методика выявления уровня развития самоуправления в ученическом коллективе
Цель. Определить уровень развития детского самоуправления. Проведение. Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках: 4 - «Да», 3 - «Скорее да, чем нет», 2 - «Трудно сказать», 1 - «Скорее нет, чем да», 0 - «Нет».
1 | 5 | 9 | 13 | 17 | 21 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 | 22 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 | 23 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 |
1. Считаешь ли ты, что у вас в классе есть общие цели, которые увлекают всех одноклассников?
2. Принимаешь ли ты участие в обсуждении проблем жизни класса, вносишь ли свои предложения?
3. Являешься ли ты организатором каких-либо дел, проводимых в твоем классе?
4. Участвуешь лм ты в подведении итогов работы класса, определении планов на ближайшее будущее?
5. Есть ли в твоей школе такие проблемы, в решении которых принимают участие все школьники или представители классов?
6. Принимают ли участие представители твоего класса (может быть, это ты) в организации общешкольных дел?
7. Можешь ли ты влиять на жизнь школы, внося свои предложения по организации различных дел?
8. Интересно ли тебе участвовать в делах школы, проводимых во внеучебное время?
9. Есть ли у вас в классе актив, который пользуется авторитетом у одноклассников?
10. Представляет ли актив класса больше интересы ребят, чем интересы учителей?
11. Всегда ли задуманное классом осуществляется?
12. Способен ли класс действовать сообща, если этого требуют поставленны классом цели?
13. Есть ли в твоей школе актив, который пользуется авторитетом у большинства учащихся?
14. Всегда ли представители классов отстаивают интересы своих коллективов в органах общешкольного самоуправления?
15. Проводятся ли в твоей школе дела, инициаторами которых выступают сами школьники?
16 . Хочешь ли ты быть организатором общешкольных дел?
17. Переживаешь ли ты за успехи или неудачи своего класса?
18. Осознаешь ли ты ответственность за работу своих товарищей, в выборах которых в актив ты участвовал?
19. Выполняешь ли ты своевременно и точно решения, принятые активом класса?
20. Отстаиваешь ли ты интересы своего класса в различных советах школы?
21. Осознаешь ли ты ответственность за свою школу?
22. Делаешь ли ты что-то, чтобы жизнь в школе стала лучше?
23. Поддерживает ли твой класс дружбу с другими классами?
24. Сочувствуешь ли ты успехам и неудачам общешкольного коллектива?
Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
1) вовлеченность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1, 2, 3, 4)
2) организованность классного коллектива (предложения 5, 6, 7, 8)
3) ответственность за результаты совместной работы в классе (предложения 9,10,11,12)
4) участие класса в управлении делами школы (предложения 13, 14, 15, 16)
5) взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни (предложения 17, 18, 19, 20)
6) осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы (предложения 21, 22, 23, 24).
Приложение №2 п.3.
Работа с трудными детьми.
1.Участие состоящих на учёте воспитанников в деятельности СДО:
100%-90% - 5 баллов
90%-70% – 4 балла
70%- 50% - 3 балла
50%-40% - 1 балл
Менее 40% - 0 баллов.
2. Участие состоящих на учёте воспитанников в активной роли в школьных или классных мероприятиях (показатель – фактическое участие в активной роли не менее, чем в трёх мероприятиях):
100%-90% - 5 баллов
90%-70% – 4 балла
70%- 50% - 3 балла
50%-40% - 1 балл
Менее 40% - 0 баллов.
3. Уровень воспитанности учащихся, состоящих на учёте:
Выше прежнего – 5 баллов
Прежний – 3 балла
Ниже прежнего – 0 баллов.
Приложение №2 п.4.
Анкета «Здоровый образ жизни».
Цель: замерить уровень знаний по основам здорового образа жизни.
1. Закончите фразу: «________- это такое физическое состояние организма человека, находящегося в условиях социального благополучия, при котором он обладает высокой работоспособностью и испытывает удовлетворение от своей жизнедеятельности» (выберите ответ): | А) счастье, Б) благополучие, В) здоровье, Г) удовлетворённость. |
2. Назовите факторы, от которых зависит здоровье отдельного человека (выберите ответ): | А) генетический (наследственный), Б) социально-экономический, В) экологический, Г) образ жизни данного человека, Д) образ жизни нации. |
3. Здоровый образ жизни – это: | А) мировоззрение человека, которое складывается из знаний о здоровье, Б) индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья, В) система жизнедеятельности человека, в которой главным составляющим является отказ от курения, алкоголя и диетическое питание. |
4. Укажите среди приведённых характеристик те, которые присуще здоровому образу жизни: | А) курение, Б) пристрастие к веществам, вызывающим наркотическое состояние, В) пристрастие к алкогольным напиткам, Г) любовь к туризму и лыжным прогулкам, Д) пристрастие к обильной высококалорийной пище, Е) отсутствие привычки к курению, алкогольным напиткам, наркотическим веществам, Ж) умеренность в еде, употребление разнообразной, полноценной еды. |
5. Режим жизнедеятельности человека – это: | А) установленный порядок работы, отдыха, питания, сна, Б) система деятельности человека в быту и на производстве, В) индивидуальная форма существования человека в условиях среды обитания. |
6. Знаешь ли ты о заболеваниях курящих людей: | А) да, Б) нет. |
7. Пассивный курильщик – это человек: | А) находящийся в одном помещение с курильщиком, Б) выкуривающий до двух сигарет в день, В) выкуривающий одну сигарету натощак. |
8. Вредит ли алкоголь здоровью человека: | А) да, Б) нет, Г) полезен, но в меру. |
9. Что происходит с алкоголем, попавшим в организм человека: | А) быстро выводится вместе с мочой, Б) растворяется в крови и разносится по всему организму, оказывая разрушительное действие на все ткани и органы, В) никогда не выводится из организма. |
10. Владеешь ли ты информацией об опасном влиянии наркотических средств на организм человека: | А) да, Б) нет. |
11. Откуда ты чаще всего получаешь информацию о здоровом образе жизни, о вредных привычках: | А) от родителей, Б) от педагогов в школе, В) из средств массовой информации (радио, телевидение, печать), Г) от друзей. |
12. Нужна ли в школе работа по профилактике вредных привычек, по разъяснению влияния курения, алкоголя, наркотических средств на организм человека: | А) да, Б) нет, В) обязательно. |
Ключ ответов: 1-в, 2- , 3-б, 4-г,е,ж, 5-а, 7-а, 9-б.
Приложение №2 п.4.
Анкета «Здоровый образ жизни».
Цель: замерить уровень знаний по основам здорового образа жизни. 2 класс
1. Здоровый образ жизни – это: | А) знания человека о здоровье, Б) поведение человека, направленное на сохранение и укрепление здоровья. |
2. Укажите среди приведённых характеристик те, которые относятся к здоровому образу жизни: | А) курение, Б) пристрастие к алкогольным напиткам, В) любовь к туризму и лыжным прогулкам, Е) умеренность в еде, употребление разнообразной, полноценной еды. |
3. Режим жизнедеятельности человека – это: | А) установленный порядок работы, отдыха, питания, сна, Б) деятельность человека в быту и на производстве. |
4. Знаешь ли ты о заболеваниях курящих людей: | А) да, Б) нет. |
5. Вредит ли алкоголь здоровью человека: | А) да, Б) нет, Г) полезен, но в меру. |
6. Откуда ты чаще всего получаешь информацию о здоровом образе жизни, о вредных привычках: | А) от родителей, Б) от педагогов в школе, В) от друзей. |
9. Нужна ли в школе работа по профилактике вредных привычек. | А) да, Б) нет, В) обязательно. |
Ключ ответов: 1-б, 2-в,е, 3- а.
Приложение №2 п.4.
Анкета «Здоровый образ жизни».
Цель: замерить уровень знаний по основам здорового образа жизни. 3-4 класс
1. Назовите факторы, от которых зависит здоровье отдельного человека (выберите ответ): | А) наследственный, Б) экологический, В) образ жизни данного человека, Г) образ жизни нации. |
2. Здоровый образ жизни – это: | А) знания человека о здоровье, Б) поведение человека, направленное на сохранение и укрепление здоровья, В) жизнь человека, в которой главным является отказ от курения и алкоголя, правильное питание. |
3. Укажите среди приведённых характеристик те, которые относятся к здоровому образу жизни: | А) курение, Б) пристрастие к алкогольным напиткам, В) любовь к туризму и лыжным прогулкам, Г) пристрастие к обильной высококалорийной пище, Д) отсутствие привычки к курению, алкогольным напиткам, наркотическим веществам.
|
4. Режим жизнедеятельности человека – это: | А) установленный порядок работы, отдыха, питания, сна, Б) деятельность человека в быту и на производстве. |
5. Знаешь ли ты о заболеваниях курящих людей: | А) да, Б) нет. |
6. Пассивный курильщик – это человек: | А) находящийся в одном помещение с курильщиком, Б) выкуривающий до двух сигарет в день, В) выкуривающий одну сигарету натощак. |
7. Вредит ли алкоголь здоровью человека: | А) да, Б) нет, Г) полезен, но в меру. |
8. Откуда ты чаще всего получаешь информацию о здоровом образе жизни, о вредных привычках: | А) от родителей, Б) от педагогов в школе, В) из средств массовой информации (радио, телевидение, печать), Г) от друзей. |
9. Нужна ли в школе работа по профилактике вредных привычек, по разъяснению влияния алкоголя, наркотических средств на организм человека. | А) да, Б) нет, В) обязательно. |
Ключ ответов: 1-в, 2-б, 3-в,д, 4-а, 6-а.
Приложение № 3 п.1.
Изучение психологического климата
в группе школьников.
(предложена Ф.Фидлером, адаптирована Ю.Хариным).
Ход выполнения.
Психолог, учитель предлагает детям следующие задания: из ниже приведённых противоположных по смыслу пары слов, с помощью которых можно оценить взаимоотношения в классе, выберете одно слово. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак «*», тем более выражено это качество в вашем классе.
Образец:
Дружелюбие 8 7 6 5 4 3 2 1 враждебность
Согласие 8 7 6 5 4 3 2 1 несогласие
Удовлетворённость 8 7 6 5 4 3 2 1 неудовлетворённость
Увлечённость 8 7 6 5 4 3 2 1 равнодушие
Продуктивность 8 7 6 5 4 3 2 1 непродуктивность
Теплота 8 7 6 5 4 3 2 1 холодность
Содружество 8 7 6 5 4 3 2 1 отсутствие содружества
Взаимоподдержка 8 7 6 5 4 3 2 1 недоброжелательность
Занимательность 8 7 6 5 4 3 2 1 скука
Успешность 8 7 6 5 4 3 2 1 безуспешность
Ответы по всем шкалам оцениваются по положению поставленного учащимися значка. Итоговый показатель может находиться в диапазоне от 10 (самый благоприятный) до 80 (самый неблагоприятный). Это индивидуальный показатель учащегося.
Для определения классного показателя психологического климата необходимо
1)подсчитать среднее арифметическое индивидуальных показателей,
2) сравнить полученный результат с ключом.
Ключ: 0 –26 баллов – неблагоприятный психологический микроклимат в коллективе.
27 –53 - условно благоприятный.
54 – 80 - благоприятный климат.
Изучение психологического климата в группе школьников (2-4 классы)
Наш класс дружный | 8 7 6 5 4 3 2 1 | Наш класс дружный | 8 7 6 5 4 3 2 1 | |
В нашем классе взаимоподдержка | 8 7 6 5 4 3 2 1 | В нашем классе взаимоподдержка | 8 7 6 5 4 3 2 1 | |
В нашем классе интересно | 8 7 6 5 4 3 2 1 | В нашем классе интересно | 8 7 6 5 4 3 2 1 | |
Мы все делаем вместе | 8 7 6 5 4 3 2 1 | Мы все делаем вместе | 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Методика выявления уровня развития самоуправления
в ученическом коллективе
Цель. Определить уровень развития детского самоуправления. Проведение. Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках:
4 - «Да», 3 - «Скорее да, чем нет», 2 - «Трудно сказать», 1 - «Скорее нет, чем да», 0 - «Нет».
1 | 5 | 9 | 13 | 17 | 21 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 | 22 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 | 23 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 |
1. Считаешь ли ты, что у вас в классе есть общие цели, которые увлекают всех одноклассников?
2. Принимаешь ли ты участие в обсуждении проблем жизни класса, вносишь ли свои предложения?
3. Являешься ли ты организатором каких-либо дел, проводимых в твоем классе?
4. Участвуешь лм ты в подведении итогов работы класса, определении планов на ближайшее будущее?
5. Есть ли в твоей школе такие проблемы, в решении которых принимают участие все школьники или представители классов?
6. Принимают ли участие представители твоего класса (может быть, это ты) в организации общешкольных дел?
7. Можешь ли ты влиять на жизнь школы, внося свои предложения по организации различных дел?
8. Интересно ли тебе участвовать в делах школы, проводимых во внеучебное время?
9. Есть ли у вас в классе актив, который пользуется авторитетом у одноклассников?
10. Представляет ли актив класса больше интересы ребят, чем интересы учителей?
11. Всегда ли задуманное классом осуществляется?
12. Способен ли класс действовать сообща, если этого требуют поставленны классом цели?
13. Есть ли в твоей школе актив, который пользуется авторитетом у большинства учащихся?
14. Всегда ли представители классов отстаивают интересы своих коллективов в органах общешкольного самоуправления?
15. Проводятся ли в твоей школе дела, инициаторами которых выступают сами школьники?
16 . Хочешь ли ты быть организатором общешкольных дел?
17. Переживаешь ли ты за успехи или неудачи своего класса?
18. Осознаешь ли ты ответственность за работу своих товарищей, в выборах которых в актив ты участвовал?
19. Выполняешь ли ты своевременно и точно решения, принятые активом класса?
20. Отстаиваешь ли ты интересы своего класса в различных советах школы?
21. Осознаешь ли ты ответственность за свою школу?
22. Делаешь ли ты что-то, чтобы жизнь в школе стала лучше?
23. Поддерживает ли твой класс дружбу с другими классами?
24. Сочувствуешь ли ты успехам и неудачам общешкольного коллектива?
Обработка результатов.
При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
1) вовлеченность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1, 2, 3, 4)
2) организованность классного коллектива (предложения 5, 6, 7, 8)
3) ответственность за результаты совместной работы в классе (предложения 9,10,11,12)
4) участие класса в управлении делами школы (предложения 13, 14, 15, 16)
5) взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни (предложения 17, 18, 19, 20)
6) осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы (предложения 21, 22, 23, 24).
Приложение №3 п.2.
Диагностика уровня развития классного коллектива (оценивает классный руководитель)
Цель: анализ и оценка результатов работы за учебный год, постановка конкретных воспитательных задач по формированию классного коллектива.
1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО КОЛЛЕКТИВА
№ п/п | Морально-психологическая атмосфера в коллективе. | Оценка | ||
5 | 4 | 3 | ||
1 | Активность в творческих поисках и устремлениях. | |||
2 | Уровень духовных запросов и интересов членов коллектива. | |||
3 | Проявления честности, товарищества, дружбы, сопереживания. | |||
4 | Уровень уверенности коллектива в своих возможностях. | |||
5 | Уровень общей активности, учёт интересов более большого коллектива. | |||
6 | Уважение активистов, которые делают всё ради общего успеха. | |||
7 | Стремление членов коллектива к взаимному общению и обмену информацией. | |||
8 | Коллективное стремление сотрудничать с другими коллективами. | |||
9 | Желание членов коллектива трудиться и отдыхать вместе. | |||
10 | Роль актива в сплочении и организации общественно полезных дел. | |||
11 | Роль деловых качеств при выборе актива. | |||
12 | Уважение руководителей, поддержка их требований, оказание помощи. | |||
Средний балл |
2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО КОЛЛЕКТИВА
1 | Скорость решения коллективом вопросов и задач. | |||
2 | Взаимопонимание при решении общих задач. | |||
3 | Способность коллектива добиваться единодушного решения при оценке поведения отдельных членов коллектива. | |||
4 | Наличие у коллектива единого и чёткого мнения о своих возможностях, достоинствах, недостатках. | |||
5 | Принципиальность в оценке коллективом собственных возможностей. | |||
6 | Уровень восприятия и значения критики и самокритики в целом в коллективе и со стороны отдельных лиц. | |||
Средний балл |
3.ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО КОЛЛЕКТИВА
1 | Наличие приподнятой, бодрой атмосферы в коллективе. | |||
2 | Наличие доброжелательности во взаимоотношениях членов коллектива. | |||
3 | Стремление к общим переживаниям событий, жизненных явлений. | |||
4 | Наличие мобилизованного настроения в трудных ситуациях. | |||
5 | Наличие расположения и доброжелательности в отношениях между микрогруппами. | |||
6 | Распространенность симпатий и дружбы между членами коллектива. | |||
Средний балл |
4. ВОЛЕВОЕ ЕДИНСТВО КОЛЛЕКТИВА
1 | Способность мобилизовать все силы для преодоления трудностей и довести дело до конца. | |||
2 | Умение самостоятельно ставить коллективные цели и сплочённо их достигать. | |||
3 | Способность сдерживать свои чувства, эмоции, когда этого требуют интересы дела. | |||
4 | Возможность коллектива длительно и целеустремлённо работать над выполнением поставленной цели. | |||
Средний балл |
Методика обработки данных.
Считаем средний балл по каждому показателю. Это позволит оценить уровень развития классного коллектива по каждому направлению в отдельности. Затем суммируем 4 средних балла и делим на 4. Получаем средний показатель уровня развития классного коллектива:
3-3,5 балла – недостаточный;
3,5-4,5 балла – средний;
4,5-5 баллов – высокий
Диагностика уровня развития классного коллектива (оценивают воспитанники)
№ | Характеристики | Оценка | ||||
1. | Уровень развития ученического самоуправления | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
1.1 | Мы являемся организаторами своей жизни в классе. | |||||
1.2 | В классе есть органы самоуправления. | |||||
1.3 | Я знаю, как выполнить своё поручение. | |||||
1.4 | Мы сами планируем дела. | |||||
1.5 | Мы отвечаем за состояние своего класса (уют, чистоту, порядок). | |||||
1.6 | Дисциплину и порядок на уроках и на переменах обеспечиваем сами. | |||||
2 | Взаимоотношения в классном коллективе | |||||
2.1 | Мы доброжелательны друг к другу. | |||||
2.2 | Мы помогаем друг другу в сложных, затруднительных ситуациях: в учебе, в повседневной жизни, в организации досуга. | |||||
2.3 | У нас доброжелательные отношения с учителями. | |||||
2.4 | Классный руководитель – участник всех наших дел, но не диктатор. | |||||
2.5 | Мы стараемся защитить своих ребят, когда они в этом нуждаются. | |||||
2.6 | Мы не боимся высказать свое мнение учителям. | |||||
3 | Мотивированность классного коллектива | |||||
3.1 | Мы стремимся получить хорошие знания. | |||||
3.2 | Мы настроены на трудовую деятельность. | |||||
3.3 | Я осуществил (а) свой профессиональный выбор. | |||||
3.4 | Мы стремимся улучшить окружающую жизнь. | |||||
3.5 | Мы настроены на положительное поведение в школе и в обществе, выполнение Устава школы. | |||||
3.6 | Мы заботимся о сохранении собственного здоровья. | |||||
4 | Степень удовлетворенности деятельностью классного коллектива | |||||
4.1 | Наш класс живет интересной, насыщенной жизнью. | |||||
4.2 | Меня удовлетворяет направленность и характер классных дел. | |||||
4.3 | Мы совместно отмечаем праздники и дни рождения. | |||||
4.4 | В наших совместных праздниках и делах принимают участие родители. | |||||
4.5 | Проводимые дела носят творческий характер. | |||||
4.6 | Деятельность класса готовит меня к будущей взрослой жизни. |
Предполагаемая методика позволяет провести как оценку развития коллектива в целом, так и оценку различных составляющих жизни коллектива.
Оценка по блокам:
Суммарное число баллов | Уровень развития |
6 – 12 13 – 18 19 – 24 25 – 30 | Неудовлетворительный Низкий Средний Высокий |
Уровень развития классного коллектива:
Суммарное число баллов | Уровень развития коллектива |
24 – 48 49 – 72 73 – 96 97 - 120 | Неудовлетворительный Низкий Средний Высокий |
Приложение №3 п.4.
Анкета «Классный руководитель глазами воспитанника»
1. С каким настроением вы идете в школу?
- с радостью; с привычным равнодушием;
- с предчувствием неприятностей; скорей бы все это кончилось.
2. Бывают ли у тебя в школе неприятности?
- часто; редко; никогда.
3. Если бывают, то от кого они исходят?
- от учителей-предметников; от классного руководителя;
- от учеников вашего класса; от учеников другого класса.
4. Бывают ли конфликты с классным руководителем?
- часто; редко; никогда.
5. Какую роль, по-твоему, выполняет в кассе твой классный руководитель?
- контроль за успеваемостью и дисциплиной; вторая мама;
- организатор досуга; помощник ребят в трудных делах;
- старший товарищ;
6.Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?
- хвалить; подбадривать;
- делать замечания; ругать;
1. С каким настроением вы идете в школу? | с радостью; с равнодушием; с предчувствием неприятностей; скорей бы все это кончилось. | |
2. Бывают ли у тебя в школе неприятности? | часто; редко; никогда. | |
3. Если бывают, то от кого они исходят? | от учителей-предметников; от классного руководителя; от учеников вашего класса; от учеников другого класса. | |
4. Бывают ли конфликты с классным руководителем? | часто; редко; никогда. | |
5. Какую роль, по-твоему, выполняет в кассе твой классный руководитель? | контроль за успеваемостью и дисциплиной; вторая мама; организатор досуга; помощник ребят в трудных делах; | |
6.Что присуще классному руководителю по отношению к тебе? | хвалить; ругать; жаловаться родителям; добрый совет. | |
7. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю? | положительное негативное | |
8. Тебе хотелось бы от него перенять: | великодушный характер; манеру поведения; умение всегда хорошо выглядеть; разносторонние знания; | |
9. Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе? | да. нет. затрудняюсь ответить |
- жаловаться родителям;
- забота; добрый совет.
7. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю?
- положительное
- негативное
8. Тебе хотелось бы от него перенять:
- великодушный характер; манеру поведения;
- умение всегда хорошо выглядеть; разносторонние знания;
9. Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе?
Да. Нет. Затрудняюсь ответить
Анкета «Классный руководитель глазами воспитанника» (2-4 классы)
АНКЕТА «Классный руководитель глазами учащихся»
Цель: проведения: получить объективную и справедливую оценку стиля работы классного руководителя.
№ | Оцениваемое качество | Выражено сильно | Выражено средне | Выражено слабо | Не выражено |
1 | Отношения с группой. | ||||
1.1 | Относится к учащимся с уважением. | ||||
1.2 | Умеет выслушать и понять. | ||||
1.3 | Умеет увидеть в каждом что-то хорошее. | ||||
1.4 | Вежлив, не грубит, не оскорбляет. | ||||
1.5 | Отношения с учащимися дружеские. | ||||
1.6 | Уравновешенный, сдержанный. | ||||
1.7 | Его решения справедливы. | ||||
1.8 | В трудную минуту оказывает помощь делом, а не нравоучениями. | ||||
1.9 | Учащиеся подходят к нему за советом, делятся личным. | ||||
1.10 | Учащиеся уважают его. | ||||
1.11 | Учащиеся любят его. | ||||
1.12 | Внимателен к взаимоотношениям в классе, не устраняется от решения конфликтов. | ||||
2 | Организация дел в группе. | ||||
2.1 | Стремится создать коллектив. | ||||
2.2 | Проводит много интересных дел. | ||||
2.3 | Умеет зажечь своей идеей, инициативой. | ||||
2.4 | Четко ставит цели и распределяет задания. | ||||
2.5 | Умеет потребовать, проконтролировать. | ||||
2.6 | Не скупится на поощрения, одобрение. | ||||
2.7 | В основном порицает, наказывает. | ||||
2.8 | Часто бывает в классе, много общается с ребятами. | ||||
2.9 | Многие дела поручает самим учащимся. | ||||
2.10 | Все дела предпочитает организовывать сам. | ||||
2.11 | Подробно информирует о делах школы. | ||||
2.12 | Организован, собран, аккуратен. |
Шкала оценок:
Уровень эффективности работы классного руководителя | Величина индекса в баллах |
Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий | Более 70 51 – 70 41 – 60 30 – 40 Менее 30 |
Приложение №4 п. 1.
Определения уровня воспитанности учащихся.
1-5 классы
Качество личности | Оценка родителей | Оценка учителей и кл. руковод. | Оценка товарищей по классу | Итоговая оценка | 4. Я и природа (отношение к природе): я берегу землю; я берегу растения; я берегу животных; я берегу природу. | ||||
-мне интересно учиться; -я всегда выполняю дом.задания; -я стремлюсь получать хорошие отметки; -я люблю читать; -мне интересно находить ответы на непонятные вопросы. | 5. Я и школа: -я выполняю правила для учащихся; -я выполняю правила внутришкольной жизни; -я участвую в делах класса и школы; -я добр по отношению к другим людям. | ||||||||
-я стараюсь в учебе; -я внимателен; -я самостоятелен; -я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью; -я занимаюсь регулярно без пропусков. | 6. Прекрасное в моей жизни: -я аккуратен и опрятен; -я соблюдаю культуру поведения; -я ценю красоту в своих делах; -я вижу прекрасное в жизни. | ||||||||
-без труда не вынешь и рыбку из пруда; -бережливость к результатам труда человека; -самообслуживание; -я делаю все аккуратно и красиво; -я выполняю правила работы. | 7. Я (отношение к себе) -я самоуправляю собой, своим поведением; -я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой; -я забочусь о здоровье; -я умею правильно распределять время учебы и отдыха; -у меня нет вредных привычек. |
Приложение № 4 п.
6-9 классы
Качество личности | самооценка | Оценка родителей | Оценка учителей и кл. руковод. | Оценка товарищей по классу | Итоговая оценка | 4. Я и природа: -бережное отношение: к земле; к растениям; к животным; -стремление сохранять природу - в повседневной жизнедеятельности и труде; -помощь природе. | |||||
-прочность и глубина знаний; -культура речи; -аргументированность суждений; -сообразительность; -использование дополнительных источников. | 5. Я и общество (отношение к общественным нормам и законам): -выполнение правил для учащихся; -выполнение внутреннего распорядка; -следование нормам и правилам человеческого общежития; -милосердие как противоположность жесткости; -участие в жизни класса и школы. | ||||||||||
-старательность и добросовестность; -регулярность и систематичность занятий; -самостоятельность; -внимательность; -взаимопомощь. |
-аккуратность (опрятность); -культурные привычки в жизни; -внесение эстетики в повседневную жизнь; -умение находить прекрасное в жизни; -посещение культурных центров. | ||||||||||
-организованность и сообразительность; -бережливость; -привычка к самообслуживанию; -следование правилам безопасности в работе; -эстетика труда. |
-самоуправляю собой, своим поведением; -умею организовать свое время; -соблюдаю правила личной гигиены, забочусь о здоровье; -у меня нет вредных привычек. |
Приложение № 4 п.1
10-11 классы
Качество личности | самооценка | Оценка родителей | Оценка учителей и кл. руковод. | Оценка товарищей по классу | Итоговая оценка |
-эрудиция; -культура речи; -логика мышления (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение, аргументация); -самостоятельность и творчество; -использование дополнительных иточников. | |||||
-понимание целостности и единства развития человека, общества и природы; -осознание роли человека в преобразовании окружающей среды и деятельности по охране природы; -потребность и умение отстаивать свои взгляды и убеждения; -ответственное отношение к учению; -трудолюбие; -осознание прав и обязанностей человека в обществе; -уважение государственных символов, традиций, бережное отношение к истории своего народа; -потребность в служении отечеству и народу; -готовность к сознательному выбору профессии; -понимание духовно-нравственных ценностей в жизни человека как -формы общественного сознания и бытия; -понимание сознательной дисциплины как нормы духовно-нравственных отношений, самоконтроль и саморегуляция поведения; -понимание взаимосвязи внутренней и внешней культуры человека; -осознание активной роли личности в становлении характера и чувства собственного достоинства; -неприятие безнравственного поведения; -внесение эстетики в жизнедеятельность; -сознательное отношение к укреплению своего здоровья; -отрицательное отношение к вредным привычкам. |
Баллы: 3 – да, 2 - не совсем, 1 – нет.
Показатели уровня воспитанности: 1 – 1,5 – низкий; 1,5 – 2,5 – средний, 2,5 – 3 – высокий.
Алгоритм обработки материалов.
Составить таблицу обобщённой информации по вопросу «Уровень воспитанности учащихся в школе, классе». В таблицу вносятся средние баллы по каждому показателю.
Алгоритм действий.
- Оценить каждый показатель.
- Вычислить средний показатель по блоку (суммировать баллы по данному показателю и разделить на число учащихся). Получим уровень воспитанности по блоку.
- Суммировать средние показатели по блокам и разделить на количество блоков. Получим уровень воспитанности учащегося в целом.
- Суммировать данные уровня воспитанности всех учащихся и разделить на их количество. Получим средний показатель уровня воспитанности класса в целом.
- Определить систему мер по регулированию и коррекции.
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА И ИХ СМЫСЛ.
- Форма результатов мониторинга.
- Результаты мониторинга по каждому классному руководителю оформляются в виде таблицы всех показателей и оценок.
- По каждому из 8 критериев оценки работы классного руководителя подсчитывается суммарный балл.
- Подсчитывается общий балл по всем критериям.
- Смысл результатов мониторинга.
Через сравнение результатов мониторинга со сложившимся в школе пониманием уровня и особенностями организации воспитания, вычленение сильных и слабых сторон этой работы. Поиск на уровне администрации школы и педагогического коллектива ресурсов для решения проявившихся проблем и «расширения узких вопросов». Принятие соответствующих программ действий.
Протокол №
родительского собрания______ класса
от _________________
Присутствовали:___________ родителей,
___________ учителей.
Отсутствовали: ___________ родителей.
Повестка дня.
1.
2.
3.
По первому вопросу слушали (указать, кто выступал, кратко изложить суть выступления, предложения).
Аналогично по другим выступлениям.
Решение.
Постановили: рекомендовать, назначить, исполнить, провести, утвердить и т.д.
Учет посещения родительских собраний
(целесообразнее сделать такую форму учета на несколько лет).
ФИО родителей | Название месяца.
| |||
сентябрь | ||||
Иванова Р.Ф. | + | |||
Петрова М.И. | - |
Участие воспитанников в классных, общешкольных мероприятиях.
ФИ учащегося | Название мероприятия, дата проведения. | |||||||||||||
Кл. час «Ты живешь среди людей». 10.09.06 | ||||||||||||||
ОТЧЕТ
классного руководителя __________________________________
по итогам _______четверти
Тематические классные часы (указать темы) | |
Участие детей, состоящих на ВШУ в активной роли во внеклассных мероприятиях | |
Количество проведенных классных родительских собраний (указать количество присутствующих родителей) | |
Учителя предметники - участники родительского собрания | |
Участие родителей в жизни класса, школы | |
Сколько и какие уроки были посещены | |
Поездки, экскурсии (указать количество участников) |
Учет посещения родительских собраний
____________________________________________________________________________
ФИО родителей | Название месяца.
| ||||||
| |||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...
Оценка работы классного руководителя
Предлагается МО классных руководителей система оценки работы классных руководителей...
Справка по итогам тематической проверки по теме: «Работа классного руководителя по развитию активной родительской позиции в рамках предмета «Чтение» с целью оценки уровня организации работы классного руководителя»
Данный материал разработан с целью выявления читательской активности у школьников с нарушениями речи и их родителей....
Дополнительный критерий к аттестации учителя. Планирование воспитательной работы классного руководителя.
Данная работая представляет анализ воспитательной работы классного руководителя.Рекомендованы приложение на подтвержднния данного критерия....
Практическая работа "Эффективность работы классного руководителя (куратора) и ее оценка"
При выборе педагогической технологии классный руководитель должен опираться на психолого-педагогические особенности обучающихся, на принятые в образовательной организации и в регионе модели обучения. ...
Комментарии
спасибо. очень много
оценка работы классного руководителя
Большое спасибо, Валентина Сергеевна. Представленные вами диагностики очень помогут оценить свою работу при самооценке эффективности классного руководителя.