Учебно-исследовательская деятельность школьников
методическая разработка на тему
Методические материалы по теме "Управление созданием системы для реализации творческого потенциала учащихся ГООУ «Созвездие» через учебно - исследовательскую деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования
Факультет общего образования
Кафедра управления образованием
Управленческий проект на тему
Управление созданием системы для реализации творческого потенциала учащихся ГООУ «Созвездие»
через учебно - исследовательскую деятельность
Выполнен слушателем курсов №7
ШИРШИНОЙ Н.В.,
заместителем директора ГООУ Волгоградской
санаторной школы-интерната «Созвездие»
Волгоград, 2011
Актуализация.
Экономический кризис ставит перед нашей страной совершенно новые задачи. Прежде всего - это задача повышения национальной конкурентоспособности, то есть большей устойчивости в условиях экономических и социальных потрясений. Она не может быть решена, если мы не будем изменять экономику в пользу новых технологий, новых знаний и, главное, нового отношения людей к своей работе, своей личной эффективности. Именно система создания, передачи и использования новых знаний, т.е. интеграция образования и науки способна обеспечить необходимый результат.
Важно, чтобы наша школа стала передовой площадкой в части современных информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Современное качество образования неразрывно связано с востребованностью образования в обществе, его соответствием сегодняшним и завтрашним требованиям - как экономическим, так и социальным.
В общем образовании главные предстоящие шаги сформированы в национальную образовательную инициативу "Наша новая школа", объявленную Президентом в его ежегодном послании Федеральному Собранию. В том числе: … «поиск и сопровождение талантливых детей на всём пути становления их личности…»
Проблема.
Каждый ребёнок по-своему талантлив. Важно выявить сферу его талантливости. Поэтому в школе необходимо создать систему ежегодного мониторинга, на основании которого предлагать учащимся различные эвристические пробы по выявлению и развитию своих способностей, чтобы построить систему развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
В настоящее время творческий потенциал ребёнка в ГОУ «Созвездие» может быть реализован в учебно-исследовательской деятельности, в журналистике, поэзии, ИЗО, вокале, хореографии, театральной деятельности, прикладных ремёслах. Целый штат педагогов дополнительного образования помогают учащимся раскрыть свои творческие способности в художественно-эстетическом направлении. Существуют авторские программы ПДО, которые реализуются в урочной (МХК, театр, музыка, ИЗО) и внеурочной деятельности (студии прикладных ремёсел, ИЗО, театра, хореографии).
Недостатком работы является отсутствие системы по созданию условий для роста интеллектуального потенциала учеников. Хотя работа по данному направлению в школе проводится. В ГОУ «Созвездие» много опытных учителей, которые средствами урока и внеурочной деятельности проводят работу по учебному проектированию, формированию навыков исследовательской деятельности, дополнительно занимаются с учениками с повышенным уровнем обучаемости. Необходимо привести данные виды работы в систему.
Цель проекта:
создание программы " Реализация творческого потенциала учащихся ГОУ «Созвездие» через учебно - исследовательскую деятельность".
Учебно-исследовательская деятельность как фактор, интегрирующий учебно-воспитательный процесс в единую систему, объединяющий ученых, учителей, учащихся, позволит решать школе следующие задачи:
- достижение учащихся уровня образованности, который создает основу для формирования саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному решению проблемы в различных сферах жизнедеятельности;
- самореализация учащихся в индивидуально ориентированной учебной деятельности исследовательского характера;
- овладение навыками научно-исследовательской деятельности, основными интеллектуальными и практическими умениями и навыками, развитие способностей учащихся к творческому решению поставленных перед ними задач учебного характера;
- обеспечение единства учебной и внеучебной деятельности как фактор обогащения образовательной среды;
- интеграция исследовательской деятельности ученых, учителей, учащихся в создании единого ценностного пространства;
- создание условий управления качеством образования, способствующих формированию модели личности выпускника школы.
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся ГОУ «Созвездие» включает три составляющих:
I. Базисная - ученик знает;
П. Адаптивная - ученик умеет, оценивает, выбирает;
III. Ценностная - ученик проецирует.
Принципы активности, мотивированности, целостности реализуются через единство обучения и воспитания, где деятельность является актом свободного выбора и создает позитивно - ценностное личностное приобретение.
Воспитание социально-компетентной и свободной личности реализуется через обучающий и воспитательный модули.
Обучающий модуль расширяет когнитивное поле, развивает мышление, интеллектуальный потенциал, способствует формированию мировоззрения, метазнаний, методологической компетентности и готовности к осознанному выбору профессиональных предпочтений.
Воспитательный модуль представляет собой воспитательное пространство, включающее педагогический процесс, внеаудиторную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение в учебном пространстве ГОУ и за его пределами.
В учебно-исследовательской деятельности учащихся школы ученик занимает субъектную позицию, реализующуюся в совместной деятельности субъектов: «учитель - ученик», «ученый - учитель - ученик» или в тьюторской группе.
Условия для реализации проекта:
- Переход на систему обучения по индивидуальным учебным планам в старших классах. Создание нелинейного расписания.
- Расширение выбора элективных курсов в рамках профильного обучения на старшей ступени.
- Усовершенствование системы предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов. Расширение пространства опыта, эвристических проб, социальных практик.
- Создание системы тьюторской работы с детьми, имеющих повышенный уровень обучаемости, (с привлечением учёных из вузов).
- Внедрение в практику работы всех учителей метода проектного обучения.
Ресурсное обеспечение:
Кадровое: утверждение должности «педагог-тьютор», научный консультант.
Методические: повышение квалификации педагогов-тьюторов через постоянно действующий семинар «Тьюторская работа в школе» и курсы ВГАПК РО. Методическая учёба персонала по темам « Проектная и исследовательская деятельность школьников», «Создание условий для развития креативных качеств личности ученика» и др.
Финансовые: система доплат педагогам-тьюторам, почасовая оплата учёным вузов, привлекаемых для работы со старшеклассниками, система премий учителям, чьи воспитанники добились высоких результатов на олимпиадах, конкурсах.
Нормативно-правовая база:
Разработка и утверждение Положения о педагогах-тьюторах, Положения об оплате труда специалистов вузов, привлекаемых к работе со школьниками. Внесение изменений в Положение о надбавках, в Положение о премиях, в Положение о НМС школы.
Управление реализацией проекта: через научно-методический совет ГОУ «Созвездие».
Этапы построения программы
реализации творческого потенциала учащихся ГОУ «Созвездие» через учебно-исследовательскую деятельность.
I этап | Организационный. | Сроки | Ответственные |
1. | Корректировка и введение в деятельность школы программы реализации творческого потенциала учащихся через учебно-исследовательскую деятельность. | 2010 | Администрация, научно – методический совет |
2. | Внесение необходимых изменений в нормативную базу школы. Разработка локальных актов всех уровней | 2010 | Администрация, научно – методический совет |
3. | Подписание договоров о научном руководстве учёными ведущих вузов учебно-исследовательской деятельностью учащихся ГОУ | 2010 | Головкин В.А. Ширшина Н.В. |
4. | Заседание научно-методического совета о разработке и ресурсном обеспечении вариантов организации обязательного профильного обучения (на старшей ступени):
| 2010 | Заведующие кафедрами администрация, НМС |
5. | Заседание совета НОУ по теме “Подготовка к презентации отчётов по учебно-исследовательской деятельности учащихся” | Ежегодно | Ширшина Н.В. Совет НОУ |
6. | Апробация проведения творческих отчетов по реализации индивидуального образовательного маршрута в рамках «Дня предмета» или «Недели кафедры». Портфолио достижений. | 2010 | Замдиректора по УВР, НМР, руководители МО, творческие группы, психологическая служба |
7. | Создание банка индивидуальных образовательных траекторий (учебные достижения, тематика учебно-исследовательских работ, темы проектов) | Ежегодно | Администрация, руководители кафедр |
II этап | Технологический. | ||
1. | Отработка методов, приемов, критериев, управленческих подходов в реализации программы «Реализация творческого потенциала учащихся через учебно-исследовательскую деятельность» | 2010-2011. | Зам.директора по УВР, зам.директора по НМР, руководители кафедр |
2. | Проблема развивающего языкового образования и ее реализация в учебно-исследовательской деятельности учащихся школы (формирование языковой культуры школьника). | 2011 | Творческая (проблемная) микрогруппа, учителя кафедры иностранного языка, русского языка и литературы |
3. | Организация семинаров учителей-предметников «Мотивация ученика на исследовательскую работу», «Развитие индивидуальности ребенка в образовательном процессе через учебно-исследовательскую деятельность» и др. | ежегодно | Зам. директора по НМР, ППЛ, приглашённые лекторы |
4. | Темы открытых отчетов | ||
4.1 | «Метод проектов в развитии личности школьника и формирование коммуникативных компетенций» - отчет тьюторов | 2011 | Учителя-предметники, тьюторы |
4.2 | «Развитие критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения проектных и исследовательских работ». | 2011 | Учителя-предметники, рук. кафедр, научные руководители исследовательских работ |
4.3 | «Учебно-исследовательская деятельность учащихся как один из аспектов нового подхода к оценке качества образования и освоения технологий «портфолио». | 2011 | администрация, замдиректора по УВР, замдиректора по НМР, кафедры |
4.4 | «Интеграция научно-методической работы учителей и учебно-исследовательской деятельности учащихся - одно из направлений модернизации школьного образования» (анализ работы тьюторских групп) | 2011 | администрация, замдиректора по УВР, замдиректора по НМР, кафедры |
5. | Практическая деятельность школы по реализации программы учебно-исследовательской деятельности на этапе введения обязательного профильного обучения на старшей ступени. | 2011 | научно – методический совет |
III этап 1. | Рефлексивно – обобщающий. Структура, методика и механизм управления учебно-исследовательской деятельностью учащихся (анализ эффективности программы) | 2012 | Администрация, научно – методический совет, кафедры |
2. | Освоение инновационных информационных ресурсов современного образования через проектную деятельность | ||
3. | Обобщение и презентация опыта работы по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся (мониторинговый анализ). | ||
4. | Обобщение и презентация опыта по проблеме «Роль учебно-исследовательской деятельности в организации предпрофильного и профильного обучения» | ||
5. | Разработка нормативно – правовых документов по совершенствованию программы и введение их в организационно – управленческую деятельность |
Ожидаемые результаты:
В ГОУ «Созвездие» обучение, воспитание и развитие учащихся на основе учебно-исследовательской деятельности предполагает формирование конкурентоспособной личности, обладающей ключевыми компетентностями, необходимыми для выполнения человеком его интерсоциальной роли, утверждающей общечеловеческие ценности, потребности и мораль.
- Обогащение содержания образовательной среды исследовательскими методами обучения.
- Создание «ситуации успеха» через участие в многочисленных интеллектуальных конкурсах, марафонах, проектах, олимпиадах и конференциях;
- Моделирование исследовательского мышления через индивидуальный творческий маршрут, где учебный материал конструируется через выявление логических и информационных связей между предметами, проецируясь на индивидуальные исследование, творческий проект.
- Индивидуализация обучения в сочетании с групповыми формами обучения через использование технологий развития критического мышления.
- Развитие продуктивного мышления, практико-ориентированное обучение через реализацию метода учебных проектов по программе Intel® «Обучение для будущего».
- Оценка динамики достижения учащихся школы через создание и наполнение портфолио.
Мониторинг реализации проекта
- Диагностика эффективности обучения по индивидуальным образовательным маршрутам (анализ результатов сдачи ЕГЭ и поступления в вузы; соцопросы удовлетворённости родителей результатами обучения).
- Ежегодные отчёты по работе тьюторских групп;
- Создание банка результативности работы по учебному исследованию (эффективность участия в различных конкурсах, научно-практических конференциях, интеллектуальных марафонах) и его ежегодный анализ;
- Создание банка методических разработок аудиторных и внеаудиторных занятий с использованием метода исследовательского обучения; публикации
- Анализ эффективности социальных (профильных) практик и краеведческой работы
- Результативность работы по проектным технологиям в рамках образовательной программы Intel® «Обучение для будущего» (портфолио работ, портфолио достижений, публикации работ учащихся).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеклассной учебно-исследовательской, проектной деятельности с использованием ИКТ
Мозг человека – это самый совершенный компьютер,и у него есть рациональные технологии,а есть и неграмотные пользователи…Прежде всего «надо», конечно, уважать свой мозг, развивать его. Любить и у...
«Учебно - исследовательская, проектная деятельность – важный аспект в структуре современного урока» ( из опыта работы учителя музыки)
В соответствии с требования стандарта нового поколения, проектная деятельность - важный аспект в деятельности педагога.Проектно-исследовательская деятеность личностно-ориентирована, позволяет учиться ...
Итоги методической недели «Реализация программы формирования компетенций обучающихся в области использования ИКТ, в учебно-исследовательской, проектной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО, ООО»
После проведения методической недели были проанализированы эффективность уроков по этому аспекту деятельности....
Образовательные практики в учебно – исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия (выступление на Международной конференции в Москве в 2019 г.).
В данной статье анализируется опыт работы педагогов Калмыкии по развитию учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. В рамках туристско-краеведче...
Формы и методы организации учебно-исследовательской краеведческой работы школьников (лекция 13 ноября 2020 г.)
Лекция на семинаре педагогов дополнительного образования...
Надбитов Р.К. Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. 2020 г.
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...