статья "Проектная деятельность как фактор развития личности ребёнка"
статья на тему
Статьтя призвана популяризировать проектную деятельность в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektn_d._statya.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как фактор развития личности ребёнка
Н.А.Ермолаева
Одной из важнейших целей образования в настоящее время является, как впрочем и в былые времена, всестороннее развитие школьника. Да и для всего общества в целом задача развития подрастающего поколения является насущной, хотя и возникают трудности в практической её реализации. Эта задача декларируется в современных документах, касающихся модернизации образования. Сегодня, как никогда, стандарты образования во главу угла ставят раскрытие полностью потенциала каждого ребёнка. В частности, в сборнике программ «Школа России» предусмотрены проекты в каждом учебнике с 1 – по 4 класс по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, иностранном языкам, информатике. Предполагается, что таким образом создаются условия для максимального доступа к образованию во всех его формах. Обучение является эффективным только при условии, что пространство образования становится и пространством решения задач развития ребёнка.
Развитие школьника – это формирование у него новых способностей. Он должен обладать особого рода свободой действия в различных областях практики. Конечно, не станем отрицать, что условием развития может стать новое знание, полученное ребёнком на уроке, а также умения и навыки, которые возникли впоследствии. Однако новая способность не сводится к знаниям, умениям и навыкам. Именно она даёт ребёнку возможность по – настоящему свободного действия относительно определённой ситуации. Рассматриваемая учеником конкретная ситуация становится для него неким полем для возможных собственных действий по её преобразованию. Ведь появление способностей и означает появление новых способов действий, новых механизмов действий. Способность, таким образом, давая ребёнку новые способы, расширяет перечень его возможностей, делает его свободным в новых ситуациях, увеличивает потенциал действия. Из чего логически вытекает, что мера свободы – это и есть способность. Чем больше способов действия, тем свободнее школьник чувствует себя в определённой ситуации. Не станем отрицать наличие у каждого ребёнка врождённых способностей, но своё развитие они получают в процессе деятельности. Способности ученика развиваются в ситуациях, которые близки к тем, в которых он будет их применять. И здесь именно проект, как форма самоорганизации настоятельно требует практики. Проект и возникает как форма работы с практической ситуацией. Он является неким своеобразным переводом ситуации на другой язык, выступает как способ понимания практики, её объяснения. Для педагога важно при обсуждении материала проектирования видеть не только всё богатство ситуаций, но и богатство потенциальных действий ученика, тех действий, которые собственно и составляют основу школьных проектов. Знание как таковое не может выступать основой развития ребёнка, если оно оторвано от определённого практического умения и даётся ученику в готовом «стерильном» отшлифованном виде. Проектная деятельность позволяет в числе других видов деятельности, сделать шаг в направлении развития ребёнка. Младший школьник, посредством проектной деятельности не только учится действовать в соответствии с нормами и правилами, но открывает и своё естественное действие, занимается изучением мира и самопознанием. Таким образом, проектируя, он строит собственную идентичность, весьма разнообразную, интегрирует приобретённое ранее знание. При этом следует отметить, что проектная деятельность для педагога – это одно из средств решения педагогических задач. В начальных классах, строго говоря, появляются микропроекты. В них ученик не ограничен строгими рамками обычного учебного задания, он может придумывать, фантазировать, и даже иногда – не доводить замысел до своего логического завершения. Эти микропроекты служат своеобразным фундаментом для появления самостоятельности ребёнка. Они поддерживают детскую индивидуальность, помогают сложиться учебному сообществу, так как учат детей слышать и видеть друг друга. Функция проектов в начальной школе – не только сформировать какие – то новые способности, но и не дать угаснуть инициативности, воображению, свободе. И, конечно же, проект – это практика произвольного поведения. Ведь, когда школьник выполняет проект, ему невольно приходится самому себя организовывать, а значит и управлять собственным поведением. Проект учит ученика начальных классов планировать свою работу - выполнять задания не к следующему уроку, а, например, на неделю. Здесь необходимо фиксировать сроки выполнения работы. Важно отметить, что школьный проект по сути своей является условным, учебным, игровым. И, что особенно ценно – в проектной деятельности учеников возникает нематериальный продукт – изменение самого ребёнка. Он превращается в автора некого, хотя и очень скромного «произведения». Самотождественность, найденная ребёнком в творческих поисках самовыражения, и является продуктом проектной деятельности. Ученик – творец узнаёт себя, удивляется себе новому, восхищается. Получается, реальным продуктом проектной деятельности являются новые способности и черты личности проектирущего. Помимо всего прочего проектирование даёт возможность активизировать развитие коммуникации. Проектная деятельность целенаправленно учит высказываться в культурной форме посредством построения устного и письменного высказывания и участия в групповой работе. Таким образом, всё многообразие аспектов коммуникативной компетентности связано с разными этапами и сторонами проектирования. В частности работа в группе сегодня признаётся одним из важнейших умений современного специалиста. Работа в группе не сводится к групповому общению. Здесь формируется умение работать в команде. Это не просто стихийное умение, так как команда создаётся для реализации определённой конкретной задачи, весьма значимой, требующей срочного решения. Внутри группы, созданной для выполнения школьного проекта, постоянно происходит перераспределение обязанностей – одни дети позиционируются как лидеры, другие отходят на вторые роли. И здесь, во избежание конфликтов между школьниками, до начала проектирования они должны быть ознакомлены и осваивают универсальные простые правила групповой коммуникации. Затем непосредственно в процессе проектирования приобретается опыт выполнения правил группового сотрудничества. И дальше мера участия каждого отдельного ребёнка в групповой коммуникации увеличивается в результате накопления опыта групповой работы. Ведь понятно, что сколько ни обсуждает педагог с детьми правила групповой коммуникации, она развивается только на практике. Итак, проектная деятельность – именно то образовательное пространство, где школьнику предоставляется возможность развития навыков коммуникации. И важнейшим показателем развития способности работать в группе выступает готовность выполнить нужную для проекта часть работы, за которую, однако же никто не хочет браться. Из всего выше сказанного следует, что проектная деятельность - это особого рода деятельность, которая «ведёт за собой» развитие ребёнка.
Литература:
1.Поливанова К.Е.Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
2. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М. : Просвещение, 2009. – 176 с. – (Стандарты второго поколение).
3. Школа России. / сборник рабочих программ, 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на вебинаре на тему: "Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка"
В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования, реализуется образовательным учр...
"Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка"
Выступление на вебинаре ИМЦ Невского района Санкт-Петербурга. «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца. Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с...
Досуговая деятельность как фактор развития личности ребенка
Умело организованная досуговая деятельность играет большую роль в развитии ребенка, в развитии умений и навыков, что, в свою очередь, способствует успешной социализации ребенка в социуме. В этом...
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающегося и роста профессионального мастерства учителя. Методические основы технологии проектного обучения.
Методические основы технологии проектного обучения...
Презентация "Коррекционные занятия как фактор развития личности ребёнка с особыми проблемами.
Презентация раскрывает возможности коррекционной работы с детьми с ОВЗ...
Презентация "Проектно – исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя"
Это интересно!...
Собственная преобразующая деятельность как фактор развития личности
Собственная преобразующая деятельность как фактор развития личности...