Практика, сентябрь
план-конспект по зож
Предварительный просмотр:
Приложение 4.
Информация о передовом педагогическом опыте учителей начальных классов
Задание 1. Представьте структурированную информацию о передовом педагогическом опыте учителей начальных классов по обучению первоклассников, образовательных технологиях в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Методические указания
Для того чтобы выполнить задания, подтверждающие владение ПК
- накопление структурированной информации о передовом педагогическом опыте учителей начальных классов, образовательных технологиях в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов Вам необходимо:
- изучить алгоритм представления передового педагогического опыта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;
Познакомившись с опытом учителей 1 классов начальной школы, описать одну (по выбору) из педагогических технологий, применяемых учителями, работающими с первоклассниками в области начального общего образования по плану:
Здоровьесберегающая технология:
- Название технологии: Здоровьесберегающая технология;
- Концептуальные положения:
К концептуальным положениям здоровьесберегающей технологии являются:
- Приоритет здоровья детей – использование данной технологии способствует поддержанию эмоционального и физического здоровья первоклассников.
- Системный подход – данная технология включает в себя комплекс таких мер, которые направлены на укрепление физического, психического здоровья детей.
- Учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, его психофизического состояния и потребностей.
- Целевыми ориентациями являются:
- Сохранение и укрепление здоровья: снижение заболеваемости, повышение уровня физического и психического здоровья обучающихся.
- Повышение уровня мотивации к учёбе, развитие внимания, памяти, мышления, творческого потенциала.
- Создание благоприятного психологического климата в классе, оптимизация учебной нагрузки, адекватное чередование различных видов деятельности, организация комфортных условий для обучения.
- Формирование ответственного, хорошего отношения к здоровью: повышение уровня информированности обучающихся о факторах, влияющих на здоровье, развитие навыков самоконтроля и самопомощи.
- Особенности содержания и методики обучения и воспитания:
Использование разнообразных средств и методов поддержания здоровья обучающихся:
- Физкультминутки: включение коротких упражнений во время учебного процесса для снятия напряжения и повышения работоспособности.
- Дыхательная гимнастика: упражнения для развития дыхательной системы и повышения уровня кислорода в организме.
- Психогимнастика: упражнения для снятия эмоционального напряжения, развития саморегуляции и стрессоустойчивости.
- Игровая форма обучения: использование игр для повышения мотивации к учёбе, развития внимания и мышления.
- Экскурсии: посещение музеев, выставок, спортивных комплексов, учреждений доп. образования
- Создание комфортной учебной среды: организация комфортного освещения, микроклимата, акустического режима.
К оценочной деятельности здоровьесберегающей технологии относится:
- Мониторинг состояния здоровья каждого обучающегося: регулярное наблюдение за состоянием здоровья первоклассников (как со стороны учителя, так и со стороны родителей и самих детей), проведение медицинских осмотров.
- Анализ данных о заболеваемости, динамика уровня знаний и навыков;
- Оценка уровня сформированности здорового образа жизни: опросы, анкетирование, наблюдение за поведением детей и отношения их родителей к ЗОЖ, поддержанию собственного здоровья, важности посещения мед. учреждений.
Виды здоровьесберегающих образовательных технологий:
- медико-профилактические: организация закаливания; организация здоровьесберегающей среды организация и контроль питания детей; организация профилактических мероприятий в школе; организация физического развития; разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- физкультурно-оздоровительные: технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления и т.д.; гимнастика для глаз; дыхательная гимнастика; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки; развитие физических качеств, двигательной активности (динамические паузы, физкультминутки, пальчиковая гимнастика).
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка.
- технологии валеологического просвещения родителей: папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и другие формы работы.
Литература (указать):
- («Здоровьесберегающие технологии в учебной и профессиональной деятельности», научное электронное издание, 2023 г.)
- #header_50289_4 (статья «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»)
- #formy-i-metody-organizacii-zdorovesberegayuschih-tehnologiy (статья «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»)
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Ознакомление с содержанием, организацией и методикой проведения уроков в первые дни обучения детей
Дата. 03. 09. 2024 г.
Ознакомление с содержанием, организацией и методикой проведения уроков в первые дни обучения детей; организацией учебной деятельности детей.
Цель: Выявление особенностей организации образовательно-воспитательного процесса в первые дни обучения.
Выполнения задания: наблюдение и анализ посещаемых уроков
Предмет: «Азбука» (ОГ)
Тема: «Устная и письменная речь»
Цель: организация деятельности обучающихся для формирования знаний о понятиях «устная» и «письменная» речи, о том, какая бывает речь и когда она устная, а когда – письменная.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний обучающихся об устной и письменной речи, формированию умения применять эти знания на практике.
Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к его богатству; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность.
Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенические условия в кабинете, чередовать виды деятельности, применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся, применять на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Оборудование: учебник «Азбука», 1 класс, 1 часть, наглядный материал, презентация.
Этапы урока | Ход урока | Анализ урока | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Подготовительный | Приветствует обучающихся, настраивает на продуктивный рабочий день, желает хорошего настроения и успехов; говорит, какие учебные предметы должны находиться на парте – «Азбука», пенал, дневник и подставка для учебника. Посредством наводящих вопросов совместно с обучающимися раскрывает тему сегодняшнего урока; актуализирует уже имеющиеся у обучающихся знаний по теме «Устная и письменная речь». | Приветствуют учителя, достают все необходимые школьные принадлежности. Отвечают на наводящие вопросы учителя, рассматривают презентацию, высказывают своё мнение и аргументируют его. | На данном уроке учительницей были показаны особенности организации образовательно-воспитательного процесса посредством указания на то, что, например, ученики должны сидеть ровно, сложив ручки друг на дружку и держа их на парте перед собой, рассказывая и напоминая им о том, что на уроке нельзя шуметь и если говорит один, то другие молчат и не разговаривают, отвечать необходимо только по поднятой руке и полным ответом, с книгами, тетрадями, рабочими тетрадями и другими учебными принадлежностями необходимо обходиться аккуратно, с учителями, со своими друзьями и другими людьми, которые работают в школе необходимо здороваться и вежливо разговаривать. Поэтому на этом уроке я была ознакомлена с содержанием, организацией и методикой проведения уроков в первые дни обучения детей; организацией учебной деятельности детей. |
Основной | Рассказывает и наглядно показывает, почему устная и письменная речи называются именно так и чем эти виды речи отличаются друг от друга; совместно с обучающимися и с помощью презентации определяют, какая перед ними речь: устная или письменная. Проводит 2 физминутки для снятия усталости и напряжения у обучающихся. | Совместно с учительницей определяют, где устная, а где письменная речи и почему они так называются, а также, в чём их разница. Активно участвуют в физминутке, чтобы немного снять усталость. | |
Заключительный | Посредством выполнения практических заданий закрепляет пройдённый на этом уроке материал; задаёт домашнее задание – «составить по несколько предложений из двух и трёх слов, опираясь на изображение из сказки «Теремок», подготовиться к рассказу этих предложений». | Вместе с учителем и, если получается, самостоятельно, посредством выполнения практических заданий определяют, где устная, а где письменная речи, чётко и развёрнуто отвечают на вопросы. Получают домашнее задание. |
Подпись методиста (учителя)______________________
Дата: 04. 09. 2024 г.
Использование учителем методов и технологий с учетом возраста обучающихся в адаптационный период.
Цель: Наблюдение за использованием методов, приемов работы учителя, позволяющих ему формировать интерес и устойчивое внимание детей к занятиям, выявлять знания, умения первоклассников, по использованию наглядности в первую учебную неделю
Выполнения задания: наблюдение и анализ посещаемых уроков
Предмет: математика
Тема: «Вверху. Внизу. Слева. Справа»
Цель: организация деятельности обучающихся по актуализации знаний о нахождении предметов вверху, внизу, слева и справа.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по актуализации знаний обучающихся о том, где находится предмет, человек, фрукт и т.д.: слева, справа, вверху или внизу, формированию умения применять эти знания на практике.
Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к математике; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенические условия в кабинете, чередовать виды деятельности, применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся, применять на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Оборудование: учебник «Математика», презентация, наглядные пособия.
Этапы урока | Ход урока | Анализ урока | |
Деятельность учителя | деятельность учащихся | ||
Подготовительный | Приветствует обучающихся, желает хорошего и продуктивного дня; просит посмотреть на своего соседа и улыбнуться ему, тем самым пожелав удачи; говорит, какие учебные предметы должны находиться на парте – учебник «Математика», пенал, дневник и подставка для учебника. С помощью презентации и изображённых на ней предметов и наводящих вопросов просит учеников определить, о чём же сегодня на уроке пойдёт речь. | Приветствуют учителя, достают все необходимые школьные принадлежности. Улыбаются своему соседу по парте, тем самым желая ему удачи и хорошего дня. Отвечают на наводящие вопросы учителя, рассматривают презентацию, высказывают своё мнение насчёт того, о чём же сегодня на уроке пойдёт речь. | На данном уроке математике учительницей было использовано достаточное количество различные методов обучения и немного технологий обучения, однако, как я считаю, этого достаточно для первых дней обучения первоклассников. Например, учительница использовала такие методы обучения как: словесные (беседы), наглядные методы (использование презентации, наглядных пособий); из технологий были немного использованы технология проблемного обучения и здоровьесберегающая технология. Исходя из вышенаписанного, урок прошёл достаточно хорошо и с точки зрения методики его проведения и с точки зрения использования учителем методов, приёмов работы, позволяющих ему формировать интерес и устойчивое внимание детей к занятиям, выявлять знания, умения первоклассников, по использованию наглядности в первую учебную неделю |
Основной | После определения темы актуализирует знания обучающихся о нахождении какого-либо предмета сверху, снизу, справа или слева (например, задание: «Определите, что находится над девочкой» или «Определите, с какой стороны от ластика находится карандаш»). Используя учебник рассматривает вместе с учениками 1 класса изображение, где девочка с поднятой рукой стоит сначала лицом к детям, а затем спиной – по этой картинке необходимо определить, какая рука у девочки поднята: левая или правая. Затем на практике, то есть на себе определяют, какая же всё-таки была поднята у девочки рука и изменяется ли положение руки, если ты сначала стоишь лицом к доске, а затем спиной к ней. Проводит 2 физминутки для снятия усталости и напряжения у обучающихся. | Рассказывают учительнице то, что они уже знают о нахождении предметов справа, слева, сверху и снизу, выполняют различные интересные задания как с презентации, так и с учебника. На практике самостоятельно закрепляют нахождение правой и левой руки, а также правой и левой сторон. Занимаются физминуткой, чтобы немного отдохнуть от умственной деятельности. | |
Заключительный | Посредством выполнения практических заданий закрепляет пройдённый на этом уроке материал; задаёт домашнее задание на полях – «Используя слова «направо», «налево», «вперёд», «назад» определить, как двигался Колобок по тропинке от дома». | Вместе с учителем выполняют оставшиеся задания (например, рассказывают, что находится справа или слева, выше или ниже кого-то или чего-то на картинке, используя при этом слова «выше», «ниже», «сверху», «снизу», «справа», «слева» и т.д. Получают домашнее задание. |
Подпись методиста (учителя)______________________
Дата – 06. 09. 2024 г.
Посещение и анализ уроков, наблюдение за приемами работы учителя, направленными на формирование коллективистических чувств у детей и культуры поведения, за использованием учителем методов и приемов организации детского коллектива; за использованием содержания учебного материала в воспитательных целях.
Цель: ознакомление с приемами работы учителя, направленными на формирование коллективистических чувств у детей и культуры поведения, с использованием учителем методов и приемов организации детского коллектива; использованием содержания учебного материала в воспитательных целях.
Выполнения задания: наблюдение и анализ посещаемых уроков
Предмет: окружающий мир
Тема: «Задавайте вопросы! Как мы будем находить ответы на свои вопросы.»
Цель: организация деятельности обучающихся для формирования умения правильно, с точки зрения правил русского разговорного и письменного языка, грамотно и полно задавать вопросы и уметь находить на них ответы, а также отвечать на поставленные вопросы.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний обучающихся о том, как правильно и корректно задавать вопросы, как находить на них ответы и как корректно, грамотно и полно на них отвечать, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету «Окружающий мир», формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к окружающему миру; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, уважения к другим.
Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенические условия в кабинете, чередовать виды деятельности, применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся, применять на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Оборудование: презентация по теме урока, учебник «Окружающий мир»
Этапы урока | Ход урока | Анализ урока | |
Деятельность учителя | деятельность учащихся | ||
Подготовительный | Приветствует обучающихся, желает хорошего и продуктивного дня; просит положить на парту учебник по окружающему миру, пенал, дневник и подставку для учебника. Задаёт много различных вопросов, тем самым наводя на мысль насчёт темы сегодняшнего урока.
| Приветствуют учителя, достают все необходимые школьные принадлежности. Отвечают на множество вопросов учительницы, высказывают своё мнение насчёт темы сегодняшнего урока. | На первом уроке окружающего мира учительница не только учила первоклассников правильно, корректно и полно как задавать вопросы, так и отвечать на них, но ещё и учила их работать в коллективе, ведь бывает такое, что кто-то не может ответить на поставленный вопрос, поэтому другие ребята могут помочь своему другу или подсказать ему, а кто-то и вовсе может рассказать ему или показать на примере, как необходимо выполнять то или иное задание или как отвечать на поставленные вопросы. Также, на основе рассказа о ребятах, которые когда-то учились в одном классе, но не дружили друг с другом, постоянно задирали других и друг друга, показала, что нельзя так себя вести, ведь класс – это сплочённый коллектив, который всегда придёт на помощь, расскажет что-то, поможет убрать, например, упавшие на пол учебники. Ничего страшного, если ты с кем-то не дружишь, но обижать кого-то, смеяться над кем-то – нельзя. Тем самым, учительница показывает на примере в форме рассказа, что коллектив в классе или где-либо – это очень важно. Таким образом, на данном уроке я была ознакомлена с приёмами работы учителя, которые направлены на формирование коллективистических чувств у детей и культуры поведения, с использованием учителем методов и приёмов организации детского коллектива; использованием содержания учебного материала в воспитательных целях. |
Основной | С помощью учебника совместно с первоклассниками даёт задание с картинками и вопросами, находящимися справа от картинок. (задание: «назовите изображённые на рисунке объекты природы; рукотворного мира. Задайте разные вопросы о них, используя слова из правого столбика.» С помощью презентации и изображённых на ней изображений объясняет, как необходимо находить ответы на поставленные вопросы. Рассказывает историю о мальчиках, которые не дружили друг с другом и обижали других ребят – задаёт наводящие вопросы по рассказу. Проводит 2 физминутки для снятия усталости и напряжения у обучающихся. | Выполняют вместе с учительницей задание с учебником: определяют, кто изображён на картинке и какие вопросы из перечисленных можно к ним задать. Слушают и запоминают, как нужно искать ответы на поставленные вопросы. Слушают рассказ учительницы о обижающих других ребят и друг друга мальчиков и отвечают на вопросы учительницы. Занимаются физминуткой, чтобы немного отдохнуть от умственной деятельности. | |
Заключительный | В конце урока проводит небольшую экскурсию по кабинету и небольшой школьной территории, находящейся за дверью класса, отвечая на различные вопросы первоклассников, тем самым показывая, как необходимо на них отвечать и как нужно искать ответы, а также задаёт различные вопросы самим обучающимся, проверяя то, как они усвоили тему и какие возникают сложности. Задаёт домашнее задание – «Задать 2 любых вопроса своим братьям\сёстрам, родителям или бабушкам и дедушкам, и послушать, как они на них ответят. Подготовиться рассказать, какие были заданы вопросы и как взрослые на них ответили». | Вместе с учителем отправляются на мини-экскурсию по классу и по территории, которая находится за дверью кабинета. Задают различные вопросы учительнице и слушают, как она отвечает, затем сами тренируются грамотно и полно отвечать на поставленные учителем или другими учениками класса вопросы. Получают домашнее задание. |
Подпись методиста (учителя)______________________
Дата – 06. 09. 2024 г.
Знакомство с видами средств обучения, используемых учителем в первую учебную неделю.
Цель: ознакомление студентов с видами средств обучения, используемых учителем в первую учебную неделю
Выполнение задания: В процессе наблюдения уроков, беседы с учителем ответить на следующие вопросы:
1. Проанализировать целесообразность применения средств обучения, используемых учителем в первую учебную неделю.
В первую учебную неделю учительницей, в основном, были использованы следующие средства обучения: учебники по предметам («Азбука», «Математика», «Окружающий мир»), справочники, слово преподавателя, презентации. Все эти средства обучения были эффективно и целесообразно использованы на каждом уроке, так как учительница, например, начинала рассказывать сама, затем, в силу возраста обучающихся, да и для разнообразия, включала презентацию, на которой были различные изображения, задания и многое другое, также учительница, конечно же, использовала учебники, с помощью которых также рассказывала насчёт темы, которую они проходят, и показывала не только через картинки, а на себе или ребята на практике сами на себе определяли, например, что если человек поднимет правую руку стоя лицом к доске, а затем повернётся так, что его лицо будет смотреть в сторону шкафа, то рука будет той же, но смотреть будет в другую сторону.
2. Какие наглядные пособия, презентационный материал необходимо изготовить к следующей учебной неделе?
К следующей неделе необходимо подготовить презентации по математике и технологии по темам: «Столько же. Больше. Меньше. На сколько больше? На сколько меньше?»; «Рукотворный и природный мир села».
Самоанализ деятельности:
В течение данной недели, когда обучающимся 1 класса необходимо не только объяснить, что у них новая социальная роль – ученика – но и потихоньку начать учить писать, читать, развёрнуто и полно отвечать на вопросы, были использованы все возможные, для данной категории детей и для класса с точки зрения наличия в нём определённого оборудования, средства обучения, которые позволят им запоминать информацию намного легче, воспроизводить сказанное учителем или нарисованное на доске или в презентации, а затем и отвечать на различные вопросы без каких-либо сложностей.
Адаптационная неделя прошла достаточно хорошо несмотря на то, что в первый день дисциплина хромала, в дальнейшем же, уже на второй день, ребята отвечали по мере своих возможностей, придерживаясь правил, который предусмотрены не только в школе, но и в этом классе. Все использованные средства обучения, наглядные и дидактические пособия помогли ещё больше замотивировать и заинтересовать обучающихся.
Подпись методиста (учителя)______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Первое сентября - День Знаний» линейка, посвященная 1 сентября
Сценарий проведения праздничной линейки, посвященной "Дню знаний", 1 сентября....
праздничная линейка, посвящённая Дню знаний (1 сентября) "Весёлый праздник сентября."
Цели: 1. Создание атмосферы праздника для учащихся и их родителей, возможности почувствовать радость встречи; 2. Введение у...
Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка. Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка.
Обучающие игры на уроках иностранного языка....
Форум управленческих и методических практик. Практики работы учителя с оценочными процедурами в соответствии с требованиями ФГОС
2017 г. — выступление с докладом на муниципальном Форуме управленческих и методических практик, в секции по проблеме «Практики работы учителя с оценочными процедурами в соответст...
Практика наставничества Лубневской И.Л. в период организации педагогической практики студентки Воронежского Государственного Педагогического Университета физико-математического факультета Грабарь В. В.
На протяжении многих лет МБОУ «Лицей №1» сотрудничает с Воронежским государственным педагогическим университетом. В декабре 2022 года студентка второго курса Вороне...
Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наставничества молодых педагогов» (по форме «учитель - учитель»)
Данный методическая разработка обобщает опыт работы наставнической пары учителей по форме "учитель-учитель".Одним из магистральных направлений и ключевых условий проекта «Школа Минпрос...
Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наставничества молодых педагогов» (по форме «учитель - учитель»)
Презентация служит сопровождением выступления по теме "Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наст...