Особенности работы с детьми ОВЗ в условиях массовой школы
статья по зож
В статье рассматриваются особенности инклюзивного образования. Даётся объяснение тому, что структура и содержание образования для детей с ОВЗ имеет специфические особенности. Раскрываются основные подходы в организации учебного процесса. Приводятся группы методов, которые можно использовать при инклюзивном обучении. Авторами статьи анализируются активные методы и формы обучения, применяемые при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_detmi_ovz_v_usloviyah_massovoy_shkoly.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Кропотова В.В., Решетова Т.В.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21
с. Семёновка г. Йошкар-Олы»
Особенности работы с детьми ОВЗ в условиях массовой школы
В статье рассматриваются особенности инклюзивного образования. Даётся объяснение тому, что структура и содержание образования для детей с ОВЗ имеет специфические особенности. Раскрываются основные подходы в организации учебного процесса. Приводятся группы методов, которые можно использовать при инклюзивном обучении. Авторами статьи анализируются активные методы и формы обучения, применяемые при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, подходы в обучении детей с ОВЗ, инклюзивное образование, активные методы взаимодействия.
Сегодня обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в школах нашей страны не является редкостью, а наоборот, стало актуальным. В российской системе образования много внимания уделяют специальному (коррекционному) образованию, т. к. одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование.[5]
Специальному (коррекционному) образованию подлежат дети с различными отклонениями в здоровье. Дети с ОВЗ - это дети, состояние здоровья которых, препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания [5].
Существуют различные виды обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
- Дифференцированное (создание коррекционных учреждений). В настоящее время в РФ существует восемь видов специальных учреждений для «особых» детей.
- Интегрированное, когда при обычных общеобразовательных школах создаются коррекционные классы или группы.
- Инклюзивное (обучение детей с ОВЗ в обычных общеобразовательных школах).
Что в себя включает термин «инклюзивное» образование?
Инклюзивное образование – это образование, при котором все обучающиеся, независимо от социального положения, от физических, интеллектуальных, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования с учётом разнообразия особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками. [2]
Инклюзивное образование позволяет детям школьного возраста активно получать образование, помогает развивать способности, общаться и получать знания. Обучающиеся могут получить хороший опыт в социальном развитии. Известно, что социальная адаптация и реабилитация являются основой любой помощи ребёнку, как психологической, так и педагогической. Поэтому основной задачей является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников.
Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свою специфику, и характер проработки изучаемого материала данной категории младших школьников имеет отличительные особенности.
При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья можно использовать разные подходы:
- вся работа на уроках должна соответствовать уровню развития детей;
- многократные указания, упражнения, неоднократное объяснение изучаемых тем помогают ребёнку лучше усвоить материал;
- необходимо подбирать задания, которые активизируют деятельность ученика, пробуждают в нём интерес к учёбе;
- на каждом этапе урока следует обобщать изученный материал;
- чаще использовать наглядность, наводящие вопросы;
- инструкции при выполнении заданий должны быть доступные и понятные ребёнку;
- поощрения повысят значимость младшего школьника в своих глазах;
- каждый ребёнок требует индивидуального подхода и проявления терпимости со стороны учителя.
Все методы обучения детей можно подразделить на три обобщенные группы:
- Пассивные методы - это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей.
- Активные методы - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
- Интерактивные методы – ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.[3]
Активизация познавательной деятельности младших школьников с особенностями в развитии достигается путём использования различных сигнальных карточек, например: круги разного цвета, карточки с буквами и т.п. Такие карточки могут применяться при изучении разных тем. Они позволяют выявить пробелы в пройденном материале, проверить знания обучающихся. А также помогают понять эмоциональное состояние ученика в течение урока.
На уроках в младших классах широко используются игровые приёмы. Такие приёмы актуальны и при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнок учиться подчиняться условиям игры, правильно проигрывать или выигрывать, не обижаться, правильно принимать результат игры. Применение индивидуальных заданий вида «Найди картинку», «Раскрась или допиши букву», «Собери мозаику» также способствуют лучшему усвоению материала.
Развитие мелкой моторики влияет на ловкость рук, на почерк, на скорость реакции, учит концентрировать внимание.
С целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности необходимо использовать физкультминутки, динамические паузы, речевые разминки, дыхательную гимнастику.
Применение на уроках информационно-коммуникационных технологий привлекает внимание детей, делает урок ярким, запоминающимся.
Рассмотренные выше методы и приёмы способствуют развитию самостоятельности учащихся, помогают активизировать мыслительную деятельность, развивают их способности. Чередование видов работ делает урок эффективным, доступным и интересным.
Обучаясь в обычной школе, дети с ОВЗ не только получают образование, но и лучше адаптируются к жизни. Учитель должен учитывать индивидуальные особенности детей, создавать условия для их развития.
Важным моментом является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях. А педагогу необходимо соблюдать эти условия, и тогда процесс обучения пойдет безболезненно и успешно.
Список литературы
- Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь/М.М. Безруких. – М.: Эксмо, 2009. – 464.
- Григорьева И.Н. Методы, приемы и средства обучения детей с ОВЗ в начальной школе. - URL: https://infourok.ru/metodi-priemi-i-sredstva-raboti-s-detmi-ovz-1759917.html (дата обращения 08.02.2023)
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996. 180с.
- Лильина Е.Т. Особый ребенок / проблемы и решения – М., 2002.
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) - URL: Поиск по сайту \ КонсультантПлюс (consultant.ru) (дата обращения 08.02.2023)
- Шестернина Е.В. Активные методы и формы работы на уроках с детьми с ОВЗ. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/685798 (дата обращения 08.02.2023)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Агресивность детей" к статье Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации.
Демонстрационнный материал к статье Пазарацкас Е.А. Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации./Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в различных ...
Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации.
Работа с детьми должна сочетать в себе индивидуальный подход к каждой личности с использованием адаптированных имеющей под собой научную базу психолого-педагогических методов...
Особенности логопедической работы с детьми-биллингвистами в условиях общеобразовательной школы
Презентация для выступления на районном семинаре для директоров школ " Воспитательная деятельность в ОУ в условиях ФГОС: средовой подход в формировании коликультурной компетентности."...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В современном обществе увеличивается число молодежи с отклоняющимся поведением, что является одной из самых важнейших социально – педагогических проблем. Данная проблема приобретает еще большую значим...
Презентация на тему "Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения в условиях общеобразовательного класса"
В презентации даны рекомендации по работе в общеобразовательных классах с детьми нарушениями речи, не имеющих диагноза....
Эссе на тему: Работа с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях массовой школы.
Эссе на тему:Работа с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях массовой школы....
Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях дистанционного обучения
В настоящее время в связи с активным развитием и использованием в образовательной сфере новых информационных технологий дистанционное обучение все более выделяется из заочного обучения и обретает само...