Эссе на тему: Работа с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях массовой школы.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Эссе на тему:
Работа с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях массовой школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_muratova_n_yu.docx | 34.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе на тему:
Работа с одаренными детьми младшего школьного возраста
в условиях массовой школы.
Муратовой Натальи Юрьевны,
Учителя начальных классов
ГБДОУ Одинцовская СОШ №17
Одинцово 2019
Человек, которому повезло родиться гением,
потом (на протяжении жизни) должен, как сумасшедший,
работать и оказаться в хороших руках и обстановке,
чтобы гением всё же стать.
Т.В. Черниговская,
ученый в области нейробиологии и психолингвистики.
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей. Однако, как показывает практика, многие дети имеют скрытые дарования, которые не раскрывает система. Например, Энштейн и Циолковский не определялись как талантливые в школе. А так же, наряду с талантами, часто дети имеют большие проблемные зоны. Например, сегодня очень большая и все нарастающая проблема дислексии. При этом дислексики очень талантливы. Однако современная школа пока только ищет ключи к таким детям.
Сегодняшний мир таков, что стартовать и проявить свои таланты можно из любого социального уровня, из любой школы, в любых обстоятельствах. Много выдающихся людей (ученых, деятелей культуры, политических лидеров, руководителей производства и др.) обучалась в детстве не в "специальных", "элитных" учебных заведениях, а в самых "обычных", "массовых" школах.
Наша страна, как и ведущие страны мира, нацелена на поиск, выявление и работу с одаренными детьми через создание специальных школ. Но ведь и в массовых, обычных школах остаются дети-звездочки. И задача школы и педагогов разглядеть их и наладить работу с ними. Ведь еще Леонардо Да Винчи говорил, что «талант – это 99 % труда и только 1 % способностей.»
Безусловно, обучать и воспитывать одаренного ребенка, можно не вырывая его из естественной микросреды "нормальных" сверстников, создав условия для развития и максимальной реализации, как возможностей одаренного ребенка, так и его "нормальных" одноклассников.
Работа с одаренными учащимися очень актуальна для современного российского общества. К общеобразовательной школе предъявляются сегодня высокие требования. В Российской Федерации давно действует Федеральная целевая программа «Дети России». В рамках областной программы МО «Наука в Подмосковье» наша школа готовит к участию в различных научных олимпиадах, конкурсах, конференциях обучающихся всех возрастов с 1 по 11 класс. Это проходит в рамках общешкольной программы работы с одаренными детьми (основанием являются Закон «Об образовании в РФ», федеральные, региональные и местные локальные акты). Благодаря этому, не смотря на небольшой возраст самой школы – 7 лет, есть значительные достижения и количество лауреатов и победителей неуклонно растет год от года.
Цель программы работы с одаренными детьми: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Современные психологи признают, что уровень, качественное разнообразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (генов) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). Особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуальных способностей. Большинство детей талантливы, беда в том, что не все из них об этом знают. Не все готовы работать над собой и прикладывать усилия. Одна из проблем «нераскрытости» детей кроется в семье, возможно – ее финансовых или бытовых условиях. Другая проблема - система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются.
В научно-методической литературе (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Н. А. Менчинская, и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга, прежде всего, способностями к учению. Одна из составляющих этого- одаренность. Начнем с определения этого понятия.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Различают следующие виды одаренности:
- интеллектуальная - связана с высоким уровнем интеллектуального развития;
- академическая - проявляется в овладении конкретными учебными предметами;
- творческая одаренность (креативность) - способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи;
- художественная - является разновидностью творческой одаренности, ее следствия – высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства;
- социальная - успешность человека в общении, в межличностных отношениях;
- психомоторная - тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела.
Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:
- уровень развития способностей;
- высокая степень обучаемости в интересовой области;
- творческие проявления (креативность);
- мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.
Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой:
Мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность.
Из вышесказанного понятно, что создать условия и путь развития одаренности у ребенка непростая задача, да и специфика личности ребенка требует гибкости и многогранного подхода.
В основе моей системы работы с одаренными детьми я использую тьюторский подход. Сейчас тьюторство вводится в стандарт образования школы. Он предполагает:
- отношение к каждому ребенку, как к уникальной личности;
- осознание ребенком его выборов и предпочтений в сферах деятельности;
- создание индивидуального пути развития (образовательного маршрута) ребенка в соответствии с его краткосрочными и долгосрочными целями;
- синхронизировать интересы ребенка в его развитии с интересами школы в организации работы с такими детьми.
Основная идея моей работы – не нужно откладывать решение, кем быть на завтра, нужно быть им сегодня. Ведь часто детям говорят, что надо сначала учиться, а потом ты будешь художником. Однако уже сегодня ребенок может создавать не только работы, а целые проекты и выставки.
Например, проект «Добро и зло» был создан группой одноклассников, которых объединила любовь и интерес к творчеству. Над проектом 7 детей в возрасте от 10 до 12 лет работали 2,5 месяца. В результате получилась выставка площадью 80 кв.м. и 1,5-часовой перфоменс, который охватывал не только изобразительное творчество, но и музыку, поэзию, литературу, театр, историю, философию. И это расширение шло от детей и только поддерживалось и развивалось мной, как педагогом.
В рамках работы с детьми, одаренными в науках, в качестве стартового менеджера в 2018-2019 уч.г. я осуществляла методическую и координационную деятельность в подготовке ребят в участию в олимпиадах, научных конференциях и соревнованиях WorldSkills по направлению IT в рамках работы проекта «Инженерно-техническая школа». Результат – ведение и разработка более 40 индивидуальных проектов в разных московских школах под кураторством преподавателей ВУЗов, реализация курсов подготовки к соревнованиям и пробное участие в них; создание межшкольной площадки на базе школы 1547 для проведения бесплатной подготовительной сессии для учеников и их учителей-наставников из московских школ. Проект рассчитан на реализацию в течение 3 лет. В этом году он продолжает свое развитие.
В своей работе с одарёнными детьми я руководствуюсь следующими принципами педагогической деятельности :
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
Поскольку сегодня я работаю с первоклашками, то с первых дней обучения ребёнка в школе, я выявляю направления одарённости своих учеников. Изучаю условия и историю развития учащихся в семье, его увлечения, сведения о семье, о раннем развитии ребёнка, его интересы, способности, на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Использую диагностические процедуры в учебно-воспитательном процессе по работе с одаренными детьми: получение информации об уровне одаренности ребенка:
- методика «карта одаренности»;(авторов Хаана и Кафа)
- методика «палитра интересов»; (автор А.И. Савенков)
- методика оценки общей одаренности; (автор А.И. Савенков)
Выделяю следующие категории одарённых детей:
- Дети с необыкновенно высокими общими и интеллектуальными способностями.
- Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук.
- Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- Дети со спортивными способностями.
- Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями
Для одаренных детей урок в школе особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация, дифференцированный подход, проблемный диалог, творческие и нестандартные задания, задания опережающего характера. Поэтому я использую эти подходы для активизации познавательной деятельности учащихся, расширения их знаний по предмету.
Для развития их интеллектуально-творческого потенциала активно использую такие образовательные технологии, как проблемное обучение, проектная деятельность.
Сегодня я работаю с первоклассниками и наряду с развитием у них произвольной деятельности, я ставлю своей целью развить и их индивидуальные способности и проявить их в олимпиадах и конкурсах.
В этом мне очень помогает платформа учи.ру, где регулярно публикуют множество олимпиад разного направления и различной тематики. Игровой подход к обучению и прохождению олимпиады, возможность пройти предварительные задания и потренироваться помогают снизить порог страхов неизвестного и поражения у детей. Немаловажно, что эти олимпиады бесплатные. Эти олимпиады осуществляются при поддержке Московской школы управления «Сколково», Государственного института русского языка им. А.С Пушкина, Министерства образования и науки РФ.
Внеклассная работа – очень важное звено в работе с одарёнными детьми. Она способствует развитию познавательного интереса и формированию личности учащихся, выявляет индивидуальные особенности каждого ученика, дает возможность проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка.
В работе с талантами я опираюсь на родителей и в большинстве случаев нахожу их заинтересованность в развитии своих детей. Это очень помогает детям, прежде всего. И помогает в развитии теплых и доверительных отношений родителей и детей, что благотворно влияет на ребенка.
В сегодняшнем классе моя работа с одаренными детьми лежит в трех плоскостях:
- Работа с одаренными интеллектуально детьми.
- Работа с каждым ребенком по развитию его способностей.
- Работа с детьми с признаками дислексии.
В первом случае я работаю в рамках олимпиадного русского и математики.
Третья часть для меня интересна, так как позволяет адаптировать детей с явными талантами в творчестве и науках к школьным задачам и требованиям.
Вторая часть заключается в том, чтобы выстроить образовательный маршрут детей, используя другие кружки и секции, которые предоставляет наша школа и детские центры нашего города.
Так, я рекомендую ребятам
- спортивные занятия для воспитания дисциплины и для формирования правильной осанки, развития спортивных задатков;
- занятия в бассейне, чтобы разгрузить нервную систему и, тоже, укрепить позвоночник;
- шахматы и интеллектуальные мастерские – для развития детей с явными интеллектуальными данными;
- художественные и творческие студии для тех ребят, кто проявляет особые таланты в творчестве.
В моих планах:
- дальнейшая активизация научно- исследовательской деятельности младших школьников;
- развитие системы внеурочной деятельности и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит им демонстрировать свои достижения на олимпиадах, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях различного уровня
- участие в конкурсах (в частности, Учи-ру.)
- активное привлечение родителей к поддержанию активности своих детей в различных начинаниях, развитию способностей и талантов.
Безусловно, существуют определённые проблемы с одарёнными детьми, которые требуют решения: это недостаточное количество времени на подготовку учащихся к различным олимпиадам и конкурсам, привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одарённости детей, недостаточная материально- техническая база.
Предлагаемый опыт работы, безусловно, не исчерпывает всех особенностей и механизмов обучения и развития одаренных детей в условиях массовой школы. Поиски эффективных моделей и технологий работы с талантливыми детьми продолжается, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра
Литература
1. Алексеева Н.В. Развитие одарённых детей. Программа планирование конспекты занятий, психологическое сопровождение / Н.В. Алексеева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 182с.
2. Борзова В.А., Борзов А.А. Методическое пособие по развитию творческих способностей детей. – Самара: Самарский дом печати, 2010. – 140с.
3. Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание [Текст]/ Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева. – Санкт-Петербург: Речь, 2009. – 160с.
4. Касперская О. В. Система работы с одарёнными детьми. – Волгоград: Учитель, 2011. – 119с.
5. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкина Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей., - М.: Омега – Л., 2008. – 368с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста
Выступление на МО...
Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста
Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и прак...
Особенности работы с одаренными детьми младшего школьного возраста
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьмиФормы работы: Очень важны:-предметные олимпиады; -интеллектуальные марафоны...
Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста
Эта статья адресована учителям начальных классов. В ней раскрывается актуальность развития и поддержки одаренных детей, приводятся высказывания Президента РФ Владимира Путина по д...
Статья "Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста"
Рассматриваются особенности способных и одаренных детей. Использование проектирования в работе с детьми младшего школьного возраста....
Теоретические аспекты изучения психолого-педагогических условий работы хореографа с детьми младшего школьного возраста, на базе общеобразовательной школы.
Публикация затрагивает аспекты адаптации ребенка к школе.В данной работе описывается положительное влияние занятий в кружках и студиях дополнительного образования, в частности хореографией...
Доклад на тему: «Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста».
Доклад на тему:«Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста»....