Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях дистанционного обучения
статья

Якубова Любовь Юрьевна

В настоящее время в связи с активным развитием и использованием в образовательной сфере новых информационных технологий дистанционное обучение все более выделяется из заочного обучения и обретает самостоятельную жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnoe_obuchenie_detey_s_ovz.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях дистанционного обучения.

В настоящее время в связи с активным развитием и использованием в образовательной сфере новых информационных технологий дистанционное обучение все более выделяется из заочного обучения и обретает самостоятельную жизнь.

Дистанционное обучение - процесс получения знаний, умений и навыков с помощью интерактивной специализированной образовательной среды, основанный на использовании модульных программ обучения и новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии и реализующих систему сопровождения и администрирования учебного процесса [4].

Использование дистанционных технологий предполагает специальную организацию образовательного процесса, базирующуюся на принципе самостоятельного обучения. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а зачастую и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Преимущества дистанционного обучения:

1. Эффективность - улучшение соотношения достигнутого результата к затратам времени и других ресурсов на его достижение.

2. Гибкость - возможность обучаться, выбирая время, место и темп обучения.

3. Модульность - возможность обучаться по индивидуальному учебному плану, отвечающему личным потребностям.

4. Параллельность - возможность обучения без отрыва от работы.

5. Новые информационные технологии - использование в образовательном процессе новейших информационных и телекоммуникационных технологий, основанных на компьютерном оборудовании, компьютерных сетях, мультимедиа системах, позволяющих осуществлять контролируемую самостоятельную работу обучаемого.

6. Новая роль преподавателя - тьютора-консультанта.

7. Новая роль обучаемого - повышение ответственности за освоение образовательных программ и самоорганизация учебного процесса.

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования в нашей стране. Очевидно, что дистанционное обучение предоставляет большие возможности для детей с особыми потребностями.

Дистанционное образование позволяет лицам с ОВЗ:

— Расширить пространство взаимодействия детей с ограниченными возможностями;

— Свободно изучать материал, независимо от времени и места обучения;

— Повысить интенсивность общения с преподавателем при использовании сетевых возможностей современных технологий;

— Составлять индивидуальную учебную программу;

— Использовать все возможности компьютерных технологий, которые помогают в обучении лиц с ОВЗ.

Основное достоинство дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала, надлежащей настройки сервисов, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Во-вторых, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости. Происходит компенсирование отсутствия некоторых функций, к примеру, если ребенок не может нажимать на клавиши пальцами, он приспосабливается — берет в рот карандаш и с его помощью работает на компьютере.

В-третьих, дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками. Несмотря на физическую удаленность субъектов обучения друг от друга, существует реальная возможность взаимного общения детей в рамках курсовых и тематических совместных занятий как по вертикали (педагог - обучающийся), так и по горизонтали (между обучающимися, в режиме электронной почты, конференций, чата, виртуальных семинаров и т.п.).

Безусловно, для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями необходимо учитывать специфику психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации, появившегося в условиях современной информационной среды. Хочется отметить, что возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем либо уменьшается их значимость. К примеру, большая часть детей, обучаясь в массовой школе, испытывают стресс: страх и подавленность из-за несоответствия ожиданиям педагога, неуверенность при публичном ответе, «нездоровое» соперничество при сравнении себя с другими.

Отличительной чертой дистанционного обучения детей с особыми потребностями является замена личностного, непосредственного взаимодействия c педагогом различными средствами опосредованной учебной коммуникации, предполагающей активное взаимодействие и реализуемой с помощью разнообразных электронно-коммуникативных систем: прямое диалоговое общение в режиме форума, чата, проведение общегрупповых занятий в режиме виртуальный класс, использование «интерактивной доски», консультирование в режиме on-line.

В-четвертых, у ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.

В-пятых, дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и, прежде всего, сам учащийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам обучающийся может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия с преподавателем. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы.

В-шестых, повышается эффективность (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легкореализуемым в сетях различным формам проверки.

При организации дистанционного обучения детей с особыми потребностями возникают и определенные трудности: ограничение возможности развития творческих способностей детей; ограничение информационных и иллюстративных возможностей педагога в учебном процессе; ограничение непосредственного эмоционального влияния педагога на ребенка с целью поддержки его интереса и учебной мотивации; вопросы технического и методического обеспечения процесса обучения.

Кроме того, обучая «особых» детей, необходимо учесть трудности каждого отдельно взятого ребенка. Трудности, которые испытывают дети с ограниченными возможностями в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.

В целом, основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, т.е. оказать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное. Помимо этого, не менее важной целью является обеспечить его культурное развитие, социализацию, развивать творческие способности и навыки самостоятельной деятельности. Образовательная среда должна быть нацелена не только (а может быть, и не столько) на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Проблемы и трудности у детей с ОВЗ при домашнем дистанционном обучении связаны с :

1. Дети с РАС особенно легко заражаются общей тревогой и могут формировать стойкие страхи, затрудняющие для них и без того ограниченные контакты с окружением.

2. Такие дети тяжело переживают неожиданные изменения, отмену привычного распорядка и ожидаемых событий.

3. Детям трудно включиться в образовательный процесс в новых, изменившихся, условиях, дистанционно, то есть дома, без непосредственного контакта с учителем и вне привычной обстановки в классе.

4. Вынужденное снижение уровня активности ребенка в учебном процессе, отмена посещения школы, могут иметь отрицательные последствия - привести позднее к трудностям возвращения в школу, к привычному ритму жизни, к школьным нагрузкам, регрессу социальных контактов.

Вот как несколько советов по организации домашнего обучения для детей с ОВЗ:

1. Большое значение имеет поддержание личного контакта самого ребенка с учителем. Не отказывайтесь от онлайн-уроков, они очень важны, прежде всего, для ребенка. Важен контакт с учителем. Если невозможны онлайн-конференции, можно общаться с помощью телефонных звонков, смс, мессенджеров.

2. Организация целостного распорядка дня.

3. Организация процесса дистанционного обучения.

4. Необходимо оговорить, что овладение учебным материалом ребенком с аутизмом при дистанционном обучении не может быть столь же интенсивным, как при обучении в классе.

5. Как можно использовать современные технические возможности, интернет для расширения кругозора ребенка и формирования учебных процессов.

6. Не вызывает ли эпидемия у школьника с аутистическим расстройством сильной тревоги, страха.

7. Как противостоять разрыву привычных для ребенка с РАС социальных связей.

8. Если ребенок (подросток) до своей вынужденной изоляции был членом детской группы, в которой тренировал навыки общения, важно попытаться сохранить ее.

9. Вынужденное пребывание дома - это еще и возможность совместной хозяйственно-бытовой деятельности с близкими.

10. Совместный досуг с близкими людьми, который можно посвятить: играм с правилами, совместное чтение художественной литературы, совместный просмотр и обсуждение фильмов, просмотр и обсуждение семейных фотографий, совместное ведение дневника с важными семейными событиями.

Список литературы:

1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 2002 г.

2. Ахаян А.А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. - СПб.: Изд-во «Корифей», 2001. - 170 с.

3. Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения

4. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с.

5. Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: Монография. - СПб.: Изд-во «Астерион», 2004. - 188 с.

6. Малитиков Е.М., Карпенко М.П., Колмогоров В.П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. – 2005. – №1 (2). – С. 42–54.

7. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. - М., «Академия», 2006.

8. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. -М., «Академия», 2004.

9. Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2008. - №36. – С. 26-30.

10. Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. – 2006. - №2. – С.30-35.

11. Хуторской А.В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийская научная конференция Relarn. Тезисы докладов. - М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы с детьми девиантного поведения в условиях развивающего обучения

Выступление на семинаре-практикуме "Организация обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной школы" для учителей города Владимира....

Обучение английскому языку в 10-11 классах в условиях дистанционного обучения (из опыта работы)

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расс...

Методическая разработка для занятий хореографией с детьми младшего школьного возраста в условиях дистанционного обучения.

Методическая разработка для занятий хореографией с детьми младшего школьного возраста в условиях дистанционного обучения....

Формирование компетенций педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях дистанционного обучения

Главная ценность использования дистанционных технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в том, что они зачастую становятся единственной возможностью реализовать этим детя...

Особенности организации курса начальной школы в условиях дистанционного обучения.

Составление программы в условиях дистанционного обучения....