Использование личностно-ориентированного подхода в формировании учебной мотивации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
консультация (1 класс)

Ширшова Наталья Витальевна

Формирование учебной мотивации  является одной из главных проблем современной школы. Сообщение отражает роль организованной коррекционной работы в сочетании с личностно-ориентированным подходом для  адаптации обучающихся  с интеллектуальной недостаточностью в окружающей школьной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

с.Малый Толкай».

Сообщение «Использование личностно-ориентированного подхода в формировании учебной мотивации у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

 

Подготовила:  

учитель начальных классов

 Ширшова Наталья Витальевна

 

    Перед каждым педагогом возникает множество проблем, над решением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь.

Меня, как педагога,  работающего с детьми с интеллектуальными нарушениями  интересует следующее:

 - как обеспечить успешность каждого моего воспитанника в обучении;

 - как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебно-воспитательной деятельности;

 - каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым воспитанником социального опыта.

Считаю, что правильно и грамотно организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения в развитии и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.

 Формирование мотивации учения без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.

    Учебно-познавательная мотивация младших школьников -  это их деятельностный подход к учебе, реализация желания хорошо учиться.

Формирование мотивации – это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения к учению.

    Под мотивом, который побуждает школьника учиться, подразумевается не один, а ряд мотивов различного свойства, которые можно разбить на следующие группы:

-учебно-познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний, любознательность );

-непосредственно- побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием );

- перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга )

   Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе освоения учебной деятельности.

   Какие же формы работы служат для стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения?

-личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;

-внеклассные мероприятия;

-использование современных педагогических технологий;

- создание ситуации успеха для каждого ребенка.

    У учеников с ОВЗ наблюдается короткая, нестойкая мотивация к деятельности. Они руководствуются ближайшими задачами, возникающими в процессе деятельности, к выполнению поставленной задачи они приступают часто без должной предварительной ориентировки в ней, без предварительного уточнения её условий и требований.

 Личностно-ориентированный  подход к ребенку с интеллектуальными нарушениями на уроке подразумевает следующее:

- любое новое знание должно опираться на опыт  обучающегося, на его интересы, склонности,  индивидуально значимые ценности;

-  на уроке учитель уважительно относится к любому высказыванию ребенка по содержанию обсуждаемой темы;

 - подбор дидактического материала к уроку требует от учителя не только объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе над этим материалом;

- при подготовке к уроку следует учитывать познавательные, эмоционально-волевые и мотивационно-потребностные особенности учащихся, возможности их проявления в ходе урока;

- при подготовке к уроку надо заранее продумать все возможные типы общения, все формы сотрудничества.

 Далее хотелось бы поделиться опытом работы по формированию учебной мотивации посредством использования личностно-ориентированного подхода.

    У вновь прибывших детей бывает не всегда положительный, чаще отрицательный опыт учебной деятельности.

Каждый из них ранее учился по месту проживания и имеет свой запас знаний о школе. Чаще всего он негативный, так как эти дети были в числе неуспевающих, они слышали в свой адрес насмешки одноклассников, недовольство со стороны учителя и родителей, если те были заинтересованы в учебе и жизни своего ребенка.

В итоге мы получаем чаще всего обозленного на весь мир маленького человека, который с недоверием относится к взрослым.

     В начале учебного года психологом школы была проведена диагностика уровня сформированности учебной мотивации обучающихся класса..  

Она показала, что у 80% поступивших детей мотивация к учебе не сформирована.

У остальных  сформирована частично.

Я считаю, что мотив к учебе появляется в том случае, если человеку комфортно в коллективе. Моей задачей на этом этапе было - дать понять ребенку, что здесь не обидят, не будут смеяться над его незнанием каких –либо вещей.

    Каждая новая встреча начиналась с элементарной игры - знакомства, когда дети по очереди подходили к «новенькому», протягивали руку, называли свое имя и спрашивали: «Будем дружить?».

Далее - обязательно нужно найти друга, с которым можно играть на перемене, в интернате. Но замечено, таких друзей вместе лучше не сажать, чтобы не отвлекались во время уроков, чтобы не уставали друг от друга.

  Считаю, что необходимо включать ребенка в деятельность, которая соответствует зоне его ближайшего развития, вызывает у него положительные эмоции.

  Для этого задания для учеников дифференцирую, так как уровень развития учеников различен. Например, один хорошо читает по слогам, а другой пока только изучает буквы.

   Итоги диагностического обследования выявили, что у всех обучающихся  класса преобладающий вид мотивации - игровой. Поэтому на уроках стараюсь всегда включать игровые приемы подачи и закрепления материала.

Создание игровой атмосферы развивает познавательный интерес, снимает усталость, позволяет удерживать внимание детей.

Не замечая , дети учатся и развиваются.

    Иногда практикую такой прием: даю возможность ученику  побыть учителем. Заранее выяснили и время от времени вспоминаем, кто им может быть - тот, кто хорошо читает, хорошо решает примеры, кто выучил стихотворение наизусть, даже тот, кто хорошо раскрасил картинку. И обязательно каждый ребенок будет «учителем». Небольшой, но повод для учения есть.

     На уроке стараюсь обратиться к каждому ученику, никого не оставлять без внимания.

     Дети любят, когда их работа получает оценку учителя. Оценка должна присутствовать  обязательно, без неё у учеников нет мотива  работать.

Во время уроков поддерживаю детей, особо нуждающихся в моей поддержке и помощи больше других. Стараюсь хвалить при положительных результатах перед классом, тем самым создавая ситуацию успеха.

    Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, так как ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта и на 70-80% - от мотивов.

   В заключении хочу привести цитату из высказывания величайшей

 гуманистки  ХХ века, Матери Терезы: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью».

   Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой каждого учителя, ориентирующегося на личность, в решении вопросов мотивации учения, воспитания интереса и любви к получению знаний?

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход практики работы учителя начальных классов через использование личностно-ориентированного обучения

Спрособ организации обучения, в процессе которого учитываются возможности и способности обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей....

"Личностно - ориентированное обучение, как средство формирования учебно - познавательной компетенции на уроках русского языка в начальной школе"

В настоящее время в России идет становление новой системы образования В центре внимания - целостная личность, которая стремится к максимальной реализаци своих возможностей, открыта для восприятия ново...

Динамика развития мотивации учебной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.

У школьников с нарушением интеллекта наблюдается короткая мотивация деятельности. При далёкой мотивации деятельности, как известно, человек руководствуется не только данной конкретной задачей, но и бо...

Индивидуальный подход при работе с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью.

     Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как школьники с интеллектуальной недостаточностью в силу неоднородности дефекта имеют разные учебны...

Сообщение к семинару «Использование игровых технологий в формировании базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью».

Сообщение раскрывает роль игровой технологии в формировании БУД у обучающихся 1 и 1 дополнительного классов....

Статья обобщения опыта по теме "Применение технологии личностно-ориентированного подхода в формировании учебно-познавательных компетенций у младших школьников с ОВЗ".

В статье представлен многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ по внедрению технологии личностно-ориентированной работы...

«Формирование учебной мотивации обучающихся среднего и старшего школьного возраста»

У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса...